Лечение заикания в гродно

Причины, лечение и последствия заикания

Принято считать, что заикание у людей возникает по причине сильного эмоционального потрясения. Действительно, такое может произойти, но лишь в редких случаях. В целом же заикание вызвано совершенно другими причинами и является внешним проявлением наличия проблем в состоянии здоровья. А возникают они, в подавляющем большинстве случаев, на фоне патологии при развитии и формировании структур головного мозга.

Чаще всего, в 90% случаев, заикание развивается у детей в возрасте от двух до пяти лет, именно в тот период, когда происходит формирование сложных мозговых связей. А вот истинная причина заикания так до конца и не установлена. Даже в том случае, когда проблемы с речью возникают на фоне испуга, то он лишь являются толчком, но предпосылки к этому уже присутствовали.

О каких предпосылках идет речь:
Это могут быть поражения головного мозга в раннем возрасте, и это является основной причиной, также можно говорить о нарушениях в эмоционально-волевой сфере и о наследственности. Травма мозга ребенка может быть вызвана тяжелым протеканием беременности матери, осложнения в родах или инфекционные заболевания в первые месяцы жизни.

Если же говорить о наследственном факторе, то это не означает того, что заикание передается на генном уровне. Здесь имеется в виду то, что ребенок может унаследовать определенный тип нервной системы одного из его родителей, который и является причиной наличия у него речевого дефекта.

С заиканием лучше сразу же обратиться за помощью к официальной медицине. Причем сделать это следует в любом возрасте. Запишитесь на прием к врачу-психоневрологу, который назначит проведение диагностики. После полученных результатов доктор займется проведением комплексного лечения, которое включает в себя:
*прием медицинских препаратов,

В процессе лечения, для достижения максимальных успехов, приглашаются специалисты других профилей. При проведении лечебного курса человеку помогают избавиться от комплексов, учат правильному дыханию, технике речи и т.д. Как правило, курс лечения занимает месяц-полтора.

Чтобы избежать серьезных последствий в будущем, важно уделить вопросам лечения заикания у детей, особенно в подростковом возрасте максимум внимания. В противном случае можно ожидать развития у них тяжелой формы неврозов. Ведь, зная о своей проблеме, у ребенка появляется чувство страха, волнение, что приводит к еще большим нарушениям речи.

Самостоятельно преодолеть проблему ребенок не в состоянии, поэтому родителям обязательно нужно ему помочь. Следует заметить, что медики отмечают тот факт, что дети могут начать заикаться, просто подражая кому-либо. Такое случается в тех случаях, когда между здоровым и заикающимся ребенком первый перенимает его манеру речи. Чтобы вернуть речевые навыки в нормальное русло в этом случае также требуется помощь специалиста.

newsby.org

Методы преодоления заикания

С давних времен люди пытались найти средство избавления от заикания, причем такое, чтоб – сразу и навсегда. Что только не предлагалось в качестве панацеи! Например, в XIX веке в Европе широко распространен был способ подрезания уздечки языка. В то время ученые были убеждены, что ребенок заикается из-за плохой подвижности короткого языка. К счастью, это не подтвердилось, и метод был благополучно забыт…

Поиски методов

Особые надежды возлагались на медицинские препараты, оказывающие влияние на нервную систему. К сожалению, от заикания они не спасают. Однако при наличии невроза определенную помощь оказывают.

Противосудорожные препараты сами по себе тоже оказались бесполезны, хотя в комплексе с другими лечебными методами они помогают отдельным заикающимся.

В современной медицине получили распространение методы вмешательства в процесс управления отдельными функциями человеческого организма. В их основе лежит представление о том, что организм управляет какой-либо мышцей, посылая к ней по нервам сигнал, и контролирует результат с помощью информации, поступающей от этой мышцы по другим нервам. Если результат отличается от необходимого, мозг посылает новый сигнал и так далее. Такие методы (они называются методами регуляции биологических обратных связей) применяются в спорте для восстановления движений после травм, а также они оказались полезны при коррекции заикания. В чем его суть? В середине прошлого века американский исследовательЛи предлагал людям слушать их речь с небольшой – 0,2 с – задержкой. Это так называемыйэхо-эффект. Выяснилось, что речь в таких случаях замедлялась, и появлялось небольшое заикание. Другие исследователи решили проверить, нельзя ли эту особенность использовать для исправления заикания. И – о чудо! – не менее 95 % заикающихся замедляли процесс говорения при эхо-эффекте в 0,1 с и избавлялись от запинок. Метод получил широкое распространение, но, к сожалению, в нашей стране он используется незначительно из-за отсутствия специальной аппаратуры.

Также для коррекции заикания применяют метод, при котором через наушники заикающемуся подают так называемый белый шум, то есть заглушают его собственную речь. Эффективность этого объясняется, скорее всего, тем, что внимание заикающегося отвлекается от собственных запинок.

Если вы смотрели художественный фильм «Противостояние», то могли наблюдать довольно болезненную процедуру лечения заикания. Пациентов заставляют долго и непрерывно говорить, и как только они делают запинку – получают удар электрического тока (лично мое мнение, что от этого можно,наоборот, начать заикаться).

Если при заикании нарушается моторная организация речи, почему бы тогда не исправлять запинки с помощью двигательных упражнений? Особенно, если вспомнить, что движения пальцев рук в принципе способствуют развитию речи. Также думала и Н. Арутюнян.Суть ее методикив том, что при говорении пальцы рук двигаются наподобие игры на пианино, выделяя сильные доли во фразах. Данная методика успешно используется в работе даже с самыми тяжелыми случаями заикания как у детей, так и у взрослых.
Стоит упомянуть и такой метод, как гипноз. Суть его довольно проста. Врач вызывает у заикающегося искусственный сон с помощью своего голоса и некоторых специальных приемов, затем делает лечебные внушения. Это производит больший эффект, чем внушение в состоянии бодрствования, но есть и свои минусы. Так, например, не все люди поддаются гипнозу, результаты довольно нестойкие, плюс возникает определенная зависимость пациента от врача, и она требует специальных приемов по ее снижению.

Большинство специалистов на сегодняшний день используют в работе с заикающимися различныеметоды, применяя их комплексно, добавляя лечебные ванны, рефлексотерапию, массаж и другиефизиотерапевтические процедуры.

Логопедические правила

Многие логопеды считают, что заикающиеся должны непременно пользоваться правилами спокойной речи. Впервые такие правила были разработаны Альбертом и Германом Гуцманами в 20-х годах XX века. Однако и сегодня они не потеряли своей значимости и дают неплохие результаты. Вот эти правила:

Как заметить проблему?

Родители должны быть очень внимательны, чтобы вовремя заметить первые признаки заикания и своевременно начать коррекционную помощь.

Стоит насторожиться, если ребенок:

Как бороться?

Заикающийся малыш должен постоянно находиться под наблюдением логопеда и невролога (психоневролога).
Нельзя читать книги или смотреть телевизионные программы, которые не соответствуют возрасту ребенка. Крайне нежелательно читать или смотреть что-то страшное, агрессивное, особенно перед сном. Помните, что нервная система заикающихся деток легко возбудима и требует особой заботы.

Также нельзя чересчур баловать детей, исполнять все их капризы и потакать любым эмоциональным всплескам. Однако перегибать палку и слишком много требовать тоже нельзя (как, собственно, и при отсутствии заикания). Правила для ребенка должны соответствовать его возрасту и быть неизменными со стороны всего близкого окружения как в семье, так и в садике, школе.
Если ваш малыш болеет или недавно перенес какое-то заболевание, берегите его от большого количества впечатлений, будь то мультфильмы, книги или развлечения в шумных местах.

Весьмаосторожно надо продумывать наказания. Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного в комнате, особенно в темной. Лучше пусть, например, какое-то время спокойно посидит на одном месте или не поиграет в любимую игру.

Будет очень хорошо, если ребенок подружится со спокойными, хорошо говорящими детьми и будет играть с ними в спокойные игры, не требующие от малыша активного говорения.

Неплохо заниматься музыкой, пением и танцами. Такие занятия развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа и ритма, которые нарушаются при заикании.

Говорите с малышом четко и плавно, неторопливо. Но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.Часто делайте паузы. Ждите несколько секунд после того, как ваш малыш закончил говорить, и только потом продолжайте беседу. Избегайте советов типа «говори медленнее», «скажи еще раз, но медленно». Они воспринимаются как бессмысленные и не помогают.

В разговоре используйте мимику и жесты, чтобы ребенок мог убедиться, что для вас важнее содержание разговора, а не то, как он говорит. Обязательно следите за зрительным контактом, только делайте это естественно.

Следующий совет будет полезен всем родителям без исключения. Ежедневно, желательно в одно и то же время, посвящайте все свое внимание ребенку в течение хотя бы пяти минут. Пусть малыш руководит вами и вашим общением в эти минуты. Если он выберет речевое общение, говорите медленно, спокойно, делая много пауз. Такие тихие «пятиминутки» создадут благоприятную атмосферу, помогут малышу убедиться в том, что с ним приятно общаться.

Научите всех членов вашей семьи говорить поочереди и слушать друг друга (нам всем этого зачастую не хватает, не так ли?). Научитесь сами и научите ваших близких избегать прерываний чужих фраз, критических замечаний и слишком частых вопросов во время разговора.

Помните, что безусловное принятие заикающегося малыша – самый мощный фундамент, на котором будет базироваться успешная коррекционная работа.

Парадоксальная дыхательная гимнастика

Основой для звучания нашей речи является правильное речевое дыхание и свободная четкая артикуляция. У заикающихся, как правило, дыхание неритмично и объем выдыхаемого воздуха недостаточен. Зачастую такие дети говорят вообще на вдохе, а не на выдохе, или даже задерживают дыхание в момент произнесения слов. Обратите внимание: если малыш поднимает плечи, грудную клетку и втягивает живот во время вдоха, делает слишком большой вдох или очень короткий выдох, часто дышит или сутулится, это значит, что пришла пора работать над речевым дыханием.

В логопедической практике широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Почему парадоксальная? Потому что в ней акцент делается на вдохе, а не выдохе.

При выполнении этой гимнастики необходимо соблюдать 4 основных правила.

Первое и главное правило – делать вдох шумно, резко и коротко. Вот как пишет сама Стрельникова: «„Гарью пахнет! Тревога!“ И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка – тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух».

Второе правило нельзя думать о выдохе. Он будет самопроизвольным. Рот лучше держать приоткрытым. Вдох должен быть значительно громче выдоха.

Третье правило повторять вдохи необходимо с определенной частотой, обычно на счет 2, 4 и 8. Темп – 60–72 вдоха в минуту. За один подход нужно будет научиться делать 1000–1200 вдохов, можно и больше – 2000. Поверьте, это только кажется сложным. Даже дошкольники после обучения запросто с этим справляются. Между дозами вдохов можно делать паузыдлительностью в 1–3 секунды.

Четвертое правило подряд нужно делать столько вдохов, сколько получится без напряжения. И постепенно увеличивать их количество.

Снятие напряжения

Как правило, дети с запинками очень эмоциональны, их нервная система легко выходит из равновесия. Даже незначительное происшествие становится для них сильным стрессом. Но это не значит, что их надо держать в тепличных условиях и сдувать пылинки. Надо научить ребенка расслабляться. Общее мышечное расслабление поможет им стать гораздо спокойнее в целом, снять и эмоциональное напряжение. А душевное равновесие поможет говорить свободно.

Для начала, надо, чтобы малыш ощутил разницу между состоянием напряжения и расслабления. Сжали руки в кулаки – расслабили, напрягли мышцы ног – отдохнули. Такие упражнения делаются в определенной последовательности: руки, ноги, все туловище, верхний плечевой пояс и шея, артикуляционный аппарат.

Можно выполнять такие упражнения:

«Кулачки» .Сидя, свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

«Замок» .Стоя, ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и резко опустить руки с одновременным расслаблением.

«Сосулька» .Стоя, представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После опустить руки, расслабляя их.

«Листья» .Стоя представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. Затем сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.

«Часики» .Стоя ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

«Дождь» .Сидя, голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять некоторое время. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

«Орех» .Сидя, сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить, как сжимается и разгрызается крепкий орех. Затем расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.

Упражнения на релаксацию надо повторять регулярно и систематически. Причем во время занятий надо следить затем, чтобы у ребенка не возникло негативных эмоций и он не стал хуже говорить. В этом случае упражнения надо прекратить, хотя бы на какое-то время.
После мышечного расслабления погладьте малыша по спине и произнесите «волшебные» слова: «Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глаза закрыты. Во всем теле приятное тепло. Руки усталые, расслабленные, отдыхают. Ноги усталые, расслабленные, отдыхают. Хорошо, приятно отдыхать. Приятно чувствовать расслабленность. Все тело: ноги, руки, спина, шея – теплые, расслабленные». Эта формула произносится мягким, спокойным голосом, с уверенной интонацией. Каждое предложение надо повторить два раза. Затем, на фоне расслабления, добавляется формула правильной речи: «Мы говорим неторопливо и спокойно».

После проведения таких упражнений дети учатся снижать напряжение мышц, в том числе и органов артикуляции, контролировать состояние расслабления, свободно дышать и выполнять движения.

Важно помнить

В заключение хочется сказать, что все вышеперечисленные занятия требуют контроля со стороны специалистов. Поэтому старайтесь максимально поддерживать контакт с логопедом и неврологом (психоневрологом). У вас все получится.

Как пополнить организм ребенка витаминами в весенний период?

www.bambini.by

Заикание или логоневроз у ребенка 2 года 8 месяцев в следствии испуга

Ольга 111 Гродно 31.05.15 19:05

24 мая ребенок ударился лицом о руль, катаясь в парке на машинках (на автодроме)! Немного подбородок и щека ниже скул, на сантиметра 2 по диагонали от уголка губ с правой стороны! Испуг и сильный плач был! всегда была буря положительных эмоций , а тут такое! Появился синяк на щечке диаметром 1, 5 см-2 см ,и немного припухлость и небольшой синячек на подбородке! Про боль говорил сразу, как мне больно, как мне больно! Придя домой, покушали, лег спать, говорил что сделал аварию! Проснувшись, во время ужина мы с мужем поняли что ребенок странно говорит, тянет окончания слов (машина -на, мерседес-с-с, даст-т-т,Владик-дик)! Ребенок был бодр и весел и мы решили что балуется, начали его исправлять, в ответ он смеялся и все поправлял! На прогулке при общении с детьми, так же! Не все слова и не все предложения, а просто иногда появляется повторение! на следующий день после этого происшествия, я посадила ребенка в авто кресло, сама сажусь за руль, а он мне говорит: » Мама, будь осторожна, а то будет авария!» Про парк негативных эмоций нет, наоборот все просится, но мы даже общение свое ограничили, в основном в 3-м (папа, мама, сын)! 28 числа сходили к неврологу в пол-ку детскую №1 Гродно, она осмотрела, сказала что рефлексы, понимание, ответы на ее вопросы все в норме! а с разговором это заикание или логоневроз бывает как при сильно положительных так и от сильно отрицательных эмоций! выписала ноофен первые 3 дня 1/4 таблетки на ночь, еще 20 дней по 1/4утром и вечером!я не за ноотропные препараты, но выхода пока нет, прочитала что оказывают временный эффект и все возвращается, в инструкции написано что лечать заикание! Врач никаких прогнозов не делала, сказала если все пройдет,можно не приходить, если останется на прием! сказала что тут никто не может знать как будет,может и забудет за 2 недели( ну вот сегодня уже неделя прощла!) На сегодняшний день повторяет последние буквы некоторых слов ( не всегда, но все же повторяет), если что-то старается рассказать, немного запинается иногда, даже если присмотреться немного напрягается когда не получается! а также при обращении к маме и папе иногда говорит мама-ма-ма и папа-па-па! вот мы играем в магазин, он говорит : «У вас есть-ть денюжка! а у папы-пи-пи есть, он придет и даст-т-т мне денюжку!» Не всегда но когда много говорит и рассказывает так просходит! Вот еще например я хочу-чу-чу . Или говорит например, одна рука чистая-я-я, вторая грязная! Иногда может повторить фразу несколько раз, ноя думаю это чтобы скорее отреагировали! Вчера вот ничего вроде, сильных заминок не было, а пришел папа с работы и ребенок на эмоциях все рассказывает и начинает заговариваться! Что делать не знаю, куча переживаний! ни у кого из моих и родственников мужа заикания не было! И вследствие испуга также не было! Хотела обратиться к логопеду, но поняла что логопед берет деток только с 3 лет, нужно сразу детский психолог или психотерапевт! Читала кучу статей и про спокойную обстановку и про распевание слов и ограничение мультиков! Пытаемся конечно и мультики ограничивать как получается! Как быстро можно это вылечить, читала что чем скорее обратиться к специалистам,тем скорее можно вылечить, пока оно не закрепилось! к кому лучше обраться! все следы от синяков практически прошли, немного если присмотреться на щечке, чуть оттенок синячка! про ушибы ни одного дня не говорил и не вспоминал, поэтому насколько сильно мог испугаться, сложно сказать! Все дни активный,не на что не жалуется, сон и еда в норме! Но варианта кроме испуга нет, т.к все заметили через 3-4 часа, а если бы не дневной сон кто знает может и раньше! может еще дядя на атракционе напугал, он не остановил атракцион и пытался возникать и повышать голос, когда я еще объясняла что ребенок испугался и ударился (а ребенок и так был напуган)! Когда после удара, на следующий день у нас в гостях был дедушка,сразу заметил что ребенок говорит не так как раньше! Надеюсь на вашу помощь! Заранее спасибо!

doktora.by

Заикание. Лечение и профилактика.

Собсна тут мона обсуждать лечени и профилактику. Как в домашних условиях, так и в мед. учереждениях. Какие методики действительно работают, а какие нет.

Ну и разумееться можно оставлять отзывы мед. учереждений

9 лет на сайте
пользователь #141600

GrayBY, вы заикаетесь?

Li:b, Мм. когда волнуюсь:)) А какое это имеет значение?:))

9 лет на сайте
пользователь #136346

GrayBY, к сожалению, таблетками не вылечишь

anna71, Какой содержательный ответ:)) сибки

Может кто ещё, что-нить расскажет:))

13 лет на сайте
пользователь #32598

9 лет на сайте
пользователь #152935

Frivol, вы практиковали енто? Помогло?:))

12 лет на сайте
пользователь #45452

много лет старшему пытались вылечить. Честно? как мертвому припарка. Сча ему 16. Раза два в год (весна и осень) у него бывают ухудшения. А так, когда волнуется. Лечились в психо-неврол. диспансере. Вот думаю, что надо бы на Сухой попробовать.

Li:b, Мм. когда волнуюсь:)) А какое это имеет значение?:))

Просто первый ваш пост был наводящий:)Решил узнать.

17 лет на сайте
пользователь #9

мы как-то разрабатывали и делали карманные приборчики для лечения заикания, основаны на задержке сигнала.

ушли все..могу поинтересоваться у докоторов эффектом,т.к. периодически их пытаются у нас заказать.

8 лет на сайте
пользователь #202256

может все таки кто то подсажет специалистов, или просто бабушек старушек кто всостоянии помочь с данной проблемой

8 лет на сайте
пользователь #195749

Может знахарем кто поможет? Мальчик 4г. уже как год заикаится, логопеды как-то не очень помогают.

5 лет на сайте
пользователь #826189

Могу посоветовать народные методы лечения заикания.

17 лет на сайте
пользователь #100

перепробовал все методики. не помогло ничего. впрочем не так критично было. забил.

6 лет на сайте
пользователь #486603

Может кому будет полезно — свой опыт. Перепробовал все что можно, врачи ни за какие бабки не лечат заикание. Если кто может помочь — ты сам! В свое время нашел один клуб взаимопомощи заикающимся в Минске, мне очень помогло! Это не реклама, это бесплатный клуб. Они используют реальные речевые тренировки, которые помогают в реальной жизни, а не логопедические банальности, типа чтения нараспев, по слогам, приборчики за денежки и тп. Давно не ходил т.к. достиг многих целей, недоступных раньше, познакомился с девушкой и тп, уже не та мотивация. Ссылку не даю, просто загуглите «клуб я говорю свободно минск»

forum.onliner.by

Помощь ребенку с заиканием: рекомендации родителям

Оба подхода ничего хорошего ребенку не принесет, ведь заикание – это не просто речевой дефект. Это одно из проявлений расстройства организма в целом. Впоследствии оно может перерасти в логоневроз и боязнь речи. Чтобы этого не случилось, при первых же проявлениях заикания необходимо начать лечение. В этом помогут услуги логопеда , которые предлагает центр развития ребенка в Минске . Но поддерживать малыша должны не только специалисты, но и родители. Необходимо создать в семье атмосферу, которая поможет эмоциональному состоянию ребенка нормализоваться. Доброжелательное, спокойное общение, гармония в доме – необходимые условия для преодоления заикания. Это не означает, что ребенка следует излишне опекать или позволять ему всё, что он захочет. Разумные требования должны остаться, а вот конфликтам и резкости в общении следует уйти из вашего дома. Дети копируют речь взрослых. Поэтому необходимо разговаривать с малышом короткими фразами, не используя сложные для восприятия слова. Речь должна быть четкой, лаконичной. Чаще используйте такой прием: говорите плавно, медленно, широко открывая рот для хорошей артикуляции. Через некоторое время ребенок начинает говорить так же вслед за взрослыми, подражая им. Надо помочь ребенку расслабиться и отнестись к речи как к легкому, приятному процессу. По верному пути вас направят консультации логопеда . Мы же отметим, что любые требования изменить манеру речи («Говори медленнее!», «Куда ты торопишься?») не только не помогут, но и усугубят проблему. Не одергивайте малыша, не заканчивайте за него фразы. Поставьте себя на место ребенка: вам ведь не нравится, когда вас перебивают, а малыша это еще и нервирует. Он будет еще больше торопиться, чтобы успеть высказаться, пока его не остановили. Многие дети заикаются сильнее, если их побуждают к речи (задают вопросы, просят что-то рассказать). Логопед подтвердит, что ребенку легче говорить, выражая собственные мысли, а не пытаясь найти ответы на чужие вопросы. Кстати, логопедические занятия можно проводить дома без особых усилий. Нужно просто немного изменить манеру общения в семье. Говорите по очереди, пусть каждый получит возможность высказаться. Это не только поможет малышу, но и улучшит атмосферу в вашем доме. Проводя время с ребенком, нужно увлечь его играми, не требующими развернутой речи. Можно играть в лото и другие настольные игры, собирать мозаику, лепить, рисовать. Хорошие помощники в преодолении заикания – вода и песок, а также игры на развитие дыхания. Учите ребенка задувать свечи, пускать мыльные пузыри. Можно прочитать сказку и задать вопросы, не требующие многословных ответов. Однако ребенку нельзя запрещать говорить, если в этом есть потребность. Кроме этого, все время молчать невозможно. Чтобы темп речи нормализовался, можно поиграть в добрых сказочных героев, которые говорят медленно, красиво, плавно.

Помните, что самая действенная помощь, которую родители могут оказать ребенку, — это безусловная вера в его возможности.

logopedplus.by