Легкая форма умственной отсталости у детей

Содержание:

Лёгкая умственная отсталость у взрослых

Специалисты выделяют три формы умственной отсталости: тяжелую (или глубокую), среднюю и легкую. Как правило, легкая умственная отсталость у взрослых людей практически не мешает им вести обычный образ жизни, контактировать с окружающими и заниматься трудовой деятельностью.

Легкой формой считается умственная отсталость, при которой наблюдается небольшое снижение интеллекта. Показатель IQ у таких пациентов составляет около 50-69. Зачастую такие люди осознают свое заболевание и стараются скрыть его от окружающих. Легкая форма умственной отсталости даже поддается корректировке. Снижение интеллекта с возрастом не происходит, но при правильном воспитании и обучении возможно его незначительное повышение.

Другое название легкой формы умственной отсталости – дебильность. У пациентов, получивших такой диагноз, наблюдаются повреждения отделов головного мозга, которые могут быть вызваны детскими травмами или инфекционными заболеваниями, перенесенными в младенческом возрасте. Однако внешне человек, страдающий дебильностью, не отличается от здоровых людей.

Особенности легкой формы умственной отсталости

Как правило, легкая умственная отсталость у взрослых не проявляется неожиданно. Снижение интеллекта можно заметить уже в раннем возрасте, начиная от трех лет, когда дети активно познают мир и осваивают речевые и коммуникативные навыки. Позднее, уже в школьные годы, умственная отсталость может стать причиной плохой успеваемости. У таких детей нередко бывает хорошая память, но они не могут сконцентрироваться на каком-либо предмете изучения и плохо понимают объяснения учителей.

Взрослый человек, страдающий умственной отсталостью, нередко подвержен влиянию со стороны. Поэтому такие люди нередко попадают в плохие компании, будучи подростками, и связываются с миром криминала, уже достигнув совершеннолетия. Такие люди не имеют своего мнения по каким-либо вопросам, плохо усваивают любую информацию, нередко отличаются распущенностью в поведении и не способны к самоконтролю. Однако среди умственно отсталых людей могут встречаться настоящие гении, чему есть немало исторических подтверждений.

Лечение умственной отсталости

Еще XIX века многие врачи и ученые пытались выявить причины умственной отсталости и пробовали различные методы лечения. Однако на сегодняшний день полное излечение даже легкой формы не представляется возможным. Тем не менее, если с самого детства правильно подходить к воспитанию ребенка, используя современные методики, можно добиться впечатляющих результатов.

Легкая умственная отсталость у взрослых и детей может проявляться по-разному. Одни пациенты требуют к себе повышенного внимания, другие, напротив, отличаются замкнутостью. Как правило, у таких пациентов не слишком ярко выражены эмоции, однако они могут проявлять агрессивность. Поэтому необходим контроль специалистов, которые могут прописать при необходимости успокоительные или стимулирующие препараты.

Однако наиважнейшую роль в лечении умственной отсталости играет воспитание. Методики, разработанные специалистами для детей, страдающий легкой формой снижения интеллекта, направлены на установление контакта между родителями и ребенком. Родителям необходимо запастись терпением и применять на практике все рекомендации врачей. В большинстве случаев легкая форма умственной отсталости поддается корректировке, однако чем раньше началось лечение, тем более эффективным будет полученный результат.

psygermany.ru

Умственная отсталость — признаки, формы и лечение

Формы умственной отсталости разнообразны. Чтобы определить их по внешним признакам, нужно разбираться в деталях. Они помогут не только выявить отклонения, но и вовремя принять меры.

Что такое умственная отсталость

Классическое медицинское определение сообщает нам, что под умственной отсталостью понимают полученную с возрастом или же врожденную задержку в развитии психики человека. Она проявляет себя через нарушения интеллекта.

Причины появления этого нарушения вызваны патологиями головного мозга. Результатом становится потеря человеком способности к нормальным взаимоотношениям в обществе, утрата способностей к приспособлению к социальной среде обитания. Умственно отсталый человек не может нормально взаимодействовать с другими людьми, неадекватно ведет себя в простых житейских ситуациях.

Нарушение умственной деятельности выражается через сам разум, кроме того, через моторику, речь, эмоции и волю.

Внешние проявления нарушения

Заторможенные в развитии люди уже с юных лет обращают на себя внимание. У детей это выражается как задержка с развитием речевых навыков. Большинство таких людей начинают говорить только после 4 лет. При этом они понимают слова, но не разговаривают с другими людьми.

Физические признаки умственной отсталости у детей и взрослых могут быть следующими:

  • непропорциональность частей тела между собой;
  • неправильная форма головы (микро- либо гидроцефалия);
  • короткие конечности.
  • У отстающих в развитии людей появляется характерное «отсутствующее» выражение на лице, им присущ так называемый тупой взгляд. Неспособность мозга к нормальной умственной деятельности выражается и в расслабленности челюстных мышц. У больного открыт рот, часто из него капает слюна.

    Отстающих в развитии детей выделяют резкие, угловатые движения, часто сопровождающиеся раскоординированностью.

    Какие бывают отклонения в развитии ума

    До недавнего времени медицина разделяла умственно отсталых людей на такие виды:

    Но в современном мире эти термины приобрели негативный социальный характер, стали ругательствами. Поэтому из Международного классификатора болезней их исключили. И теперь виды умственной отсталости делятся на четыре категории:

    Эти определения считаются нейтральными и определяют количественную форму отсталости в умственном развитии.

    Первая категория соответствует дебильности, вторая и третья — с имбецильностью, а последняя — с идиотией.

    Первая категория: легкая форма. Отсталость в развитии легкой формы проявляет себя в виде дебилизма. Это слабо выраженная неразвитость психики. Она выражается в виде простого мышления, неспособности человеком понимать сложные понятия. Умственная отсталость легкой степени, в свою очередь, по формам течения болезни разделяется медиками на три степени, легкую, среднюю и тяжелую. Для легкой степени заторможенности характерно отсутствие агрессии в поведении.

    Вторая и третья формы умственной отсталости этого типа соотносятся с имбецильностью, которая считается средней формой неразвитости ума человека. Страдающий этой формой болезни не может воспринимать абстрактные понятия, он не в состоянии обобщать и обрабатывать полученную информацию. Но при этом относящиеся ко второй и третьей степеням видов задержки в умственном развитии могут самостоятельно образовывать понятия. Они способны запоминать простые движения, такие люди обучаются несложным навыкам в обслуживании себя и своих простейших потребностей. Отсталый человек второго и третьего вида способен к примитивному труду. Психически они тоже в основном инертны, как и первая категория неразвитых умственно людей.

    Четвертый вид: глубокая форма. Больные идиотией люди не имеют способностей к познанию окружающего мира. Их разум не справляется с самыми простыми физическими действиями, они даже не могут ухаживать за собой. Эти формы умственной отсталости также характерны полной неспособностью различать цвета между собой, люди не запоминают звуки, не реагируют на них. По своей эмоциональности они тоже отсталые, они никак не проявляют обычные для большинства людей чувства — радость, печаль. Больные идиотией люди часто испытывают раздражительность, он подвержены вспышкам сильного гнева. Им характерна озлобленность.

    Почему разум не развивается

    Причины умственной отсталости могут быть как генетическими, так и приобретенными.

    Генетические причины возникают при аномалиях хромосом, нарушениях функций отдельных генов. Медики отмечают, что около 50% всех тяжелых случаев умственной недостаточности возникают именно из-за этого.

    Основные причины остановки в развитии на стадии родов и младенчества такие:

  • физическое поражение плода (в том числе радиоактивное облучение);
  • химическое поражение (отравление ядовитыми веществами);
  • инфекционное поражение (сифилис, цитомегаловирус).
  • Еще причины задержки могут возникнуть при недоношенности плода, нарушениях во время родов (родовые травмы, нехватка кислорода от удушья).

    Умственная неразвитость возникает и при травмах головы. А еще причины умственной отсталости могут крыться в инфекционных заболеваниях, которые оказали воздействие на мозг и центральную нервную систему человека.

    Признаки заторможенности умственного развития

    Как мы уже писали выше, есть определенные физические признаки умственной отсталости. Однако помимо них есть и другие способы определить неразвитость человека.

    У детей симптомы проявляются в виде неспособности запоминать информацию, их запас знаний ограничен, они отстают в учебе от других детей. Кроме того, они практически не интересуются окружающим миром, они не проявляют интерес к рисованию, лепке, развивающим играм. Из-за своей отсталости они не общаются со своими сверстниками и со взрослыми тоже.

    Подростки, относящиеся к одному из описанных выше видов мозговой неразвитости, психологически продолжают оставаться детьми, они не проявляют никакой инициативы, импульсивны и подвержены психической нестабильности. Отсутствие воли и несамостоятельность тоже признаки умственной задержки развития. Такие люди попадают под влияние других, ими легко манипулировать. Но в силу ограниченности они не могут делать все, что им говорят.

    Еще один вид признаков умственной задержки — способность запоминать только яркие, необычные события. Это называется непроизвольным запоминанием, и для большинства отсталых в развитии людей оно характерно. Произвольное запоминание начинает формироваться только в школьном возрасте, когда другие дети и подростки уже оперируют целыми информационными массивами, хранящимися в их памяти.

    Диагностика неразвитости ума

    Кроме описанных нами признаков выявить заторможенность помогают тесты на уровень интеллекта. Их еще называют IQ-тестами. Количественный показатель умственного развития человека помогает определить, к какой из категорий умственной отсталости относится тот или иной индивидуум.

    При легкой форме задержки в развитии уровень IQ составляет 50-70 единиц. По медицинской статистике, такой показатель имеют около 80% количества людей, страдающих недостаточностью интеллекта.

    При второй и третьей формах результаты теста на уровень интеллекта дают результат 35-50 единиц. А последняя форма характеризуется показателем от 0 до 34 единиц.

    Как лечить задержку в интеллектуальном развитии

    Практика показывает, что умственная отсталость является необратимым процессом. Поэтому лечение таких форм неразвитости сводится к терапии и обучению в специальных учебных заведениях, а также содержанию в психиатрических лечебницах.

    Специализированное лечение проводится в случаях, если заторможенность вызвана врожденными болезнями, такими, как сифилис или же токсоплазмоз. Специальные медикаменты прописываются также в случаях, если больные проявляют эмоциональную нестабильность или извращенные влечения.

    При нарушениях в работе эндокринной системы им дают гормональные препараты. А при том виде нарушений, при котором изменяется обмен веществ, прописывается специальная диета. Большое значение имеет трудотерапия и социальная адаптация, работа в специальных группах.



    nevroz.club

    Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка

    Дебильность как диагноз

    Различные психические и физические нарушения развития проявляются у каждого ребенка в индивидуальном своеобразии. Выделяют первичные недостатки развития – те, которые возникли в результате органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) и вторичные – нарушения развития высших психических функций (восприятия, воображения, речи, мышления, памяти, внимания), возникшие в результате нарушений работы ЦНС (центральной нервной системы).

    У ребенка с умственной отсталостью (УО) и общепринятым диагнозом «олигофрения» наблюдаются разнообразные по форме и характеру нарушения работы психики. Но красной нитью на протяжении всего развития тянется недостаточность прежде всего умственной деятельности. То есть у них первичный дефект именно умственная отсталость. Причем это нарушение развития носит необратимый характер. И возникает либо во время внутриутробного развития, либо в первые годы жизни ребенка (в первые три).

    Особо следует отметить, что используя термин умственная отсталость можно подразумевать не только олигофрению. Этот термин шире. Так как нарушения интеллектуальной деятельности могут возникнуть в течение жизни человека на разных этапах, не только в детстве, под воздействием самых различных обстоятельств.

    Тогда умственная отсталость будет сопровождаться другим диагнозом. Таким образом становится понятно, что умственная отсталость – это не диагноз, не отдельная болезнь, у которой есть симптомы и которую можно лечить. УО не определяет характер заболевания, а только дает оценку уровня способностей, возможностей ребенка прежде всего к обучению и усвоению школьных знаний. Во всяком случае, это один из самых явных и очевидных критериев.

    Степени умственной отсталости

    В данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении.

    Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:

  • Лёгкая (дебильность)
  • Умеренная (когда дебильность находится по значениям общего уровня развития ближе к имбецильности)
  • Тяжелая (ярко выраженная имбецильность)
  • Глубокая (идиотия)
  • И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении. Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.

    Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально. Но немалое количество специалистов продолжают пользоваться этими же формулировками, к тому же эта терминология «живет» в специальной литературе, которая еще очень долго будет использоваться современными учеными и специалистами.

    Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен).

    Особенности развития детей с легкой степенью умственной отсталости

    У ребенка умственная отсталость легкой степени не делает его тотально недоразвитым. Развитие безусловно происходит. Но с глубоким своеобразием , аномальностью. Какая бы ни была причина возникновения УО, насколько бы сильна не была поражена центральная нервная система (головного мозг), вместе с распадом и видимым ухудшением динамики развития ребёнка, происходит и его развитие.

    Среди умственно отсталых детей больше всего именно с легкой степенью. Они могут отставать от нормально развивающихся сверстников также в физическом развитии. Иметь в анамнезе (истории индивидуального развития) сопутствующие психические заболевания и серьезные нарушения развития эмоционально-волевой сферы. Они делают характер развития ребенка еще более своеобразным, так как на фоне этих заболеваний может происходить и распад высших психический функций. Симптомы с возрастом становятся более ярко выраженными. Поэтому таким детям совершенно необходимо своевременное комплексное лечение и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья.

    Особенности психического развития проявляются особенно ярко к началу организованного обучения. То есть примерно лет с 3-4, когда начинается дошкольное образование. И уже становится понятно, что им нужна организация особых образовательных условий.

    Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка?

    Примерные признаки, которые могут сказать о наличии УО (олигофрении), характерные для детей раннего возраста:

  • Общее развитие происходит с видимой задержкой (они позже начинают держать головку, ползать, стоять, ходить).
  • Наблюдаются явные особенности развития эмоциональной сферы – дети позже начинают улыбаться, их эмоциональные реакции на появление близких людей меньше по времени и быстрее угасают. Ребенок в отличие от нормально развивающегося сверстника может не стремиться к общению со значимыми взрослыми.
  • Позже формируются основы предметной деятельность. Они нередко не понимают как играть с определенными игрушками, чаще всего используют их не по назначению. На картинках позже и начинают узнавать знакомые предметы, им требуется многократное повторение.
  • Видимые нарушения развития речи – словарь обеднен и ограничен, дети часто начинают говорить только после 3-х лет.
  • Они не могут выделять себя в окружающем мире. Плохо могут формулировать свои желания.
  • В более позднем возрасте все нарушения развития «заостряются» еще больше, становясь явными. Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то понаблюдав за ребенком можно предположить, что у него легкая (самая распространенная) степень умственной отсталости, если он:

  • С трудом может играть в команде.
  • Не понимает как играть в сюжетно-ролевые игры, реальные ситуации с легкостью проецируемые нормальными детьми в игровые (типа игры в «магазин», например) вызывают у таких детишек серьезные затруднения, их воображение не развито на должном уровне. Они часто совершают только однообразные действия.
  • Таких детей труднее организовать для обучения. Они легко отвлекаются, кажутся более рассеянными и несобранными.
  • Творческие способности обычно на очень низком уровне. Там, где нужно проявить самостоятельность в мышлении или в придумывании чего-то нового они испытывают серьезные затруднения.
  • Словесные инструкции им трудны для точного запоминания. Их объем памяти ограничен. Произвольное внимание крайне неустойчивое и быстро истощается.
  • Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)

  • Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
  • Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу. Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.
  • Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму. Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

  • Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
  • Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
  • Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
  • Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
  • Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
  • Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
  • Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.
  • Уровень сформированности высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения) детей с легкой степенью УО

  • Восприятие. При зрительном восприятии, предъявлении картинок с предметами, плохо группируют предметы со схожими признаками. Например, при показе картинок с предметами мебели не всегда могут объединить, к примеру, стул, кресло, шкаф в одну группу. Или не могут сгруппировать картинки с различными изображениями овощей, фруктов. Причем часто не могут соотносить изображения предметов с реальными предметами. Если демонстрировать их не одновременно, без пояснения. Цвета различают, но с оттеночными нередко испытывают затруднения.
  • Испытывают затруднения в сличении звуковых стимулов, как музыкальных, так и бытовых. Не могут вербализировать (выразить словами) обозначение звука. Тактильное восприятие также может быть нарушено. Опознавание хорошо знакомых предметов на ощупь с закрытыми глазами часто представляет для таких детей серьезные трудности. В общем, восприятие предметов и явлений часто фрагментарно и бессистемно. Необходима организующая помощь.

    • Память. Чаще всего механическая. Способны запоминать даже большой (соразмерно их уровню развития) материал, но тогда смысла увиденного или прочитанного часто не понимают. Объем памяти меньше чем у нормально развивающихся сверстников. При воспроизведении материала нуждаются в дополнительных наводящих вопросах, наглядных опорах.
    • Мышление. Преобладает конкретное. Наблюдается серьезное отставание, скорее даже нарушение, в развитии логического мышления. Там, где нужно проявить самостоятельность мышления или необходимо принятие решения, такие дети сразу испытывают серьезные затруднения. Вообще, у детей с УО наблюдается прежде всего общее недоразвитие всех видов мышления. Вроде бы уже усвоенные знания и навыки они не могут использовать должным образом при восприятии нового материала. Плохо устанавливают причинно-следственные связи.
    • Речь. Чаще наблюдаются различного уровня нарушения развития речи. Нередки среди них стойкие. Словарный запас обычно не очень богат. В речи чаще склонны использовать простые обороты, без сложных слов и усложненных конструкций предложений и фраз. Обращенную к ним речь чаще понимают. Но только если в ней используются хорошо знакомые понятия. Способны выстраивать диалог и эмоционально общаться адекватно окружающей обстановке.
    • Внимание. Преобладает непроизвольно. Произвольно развито существенно хуже. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка с УО и побудить его к действию необходим в большом количестве наглядный материал.
    • Особенности обучения детей с УО в легкой степени

      Дети с умственной отсталостью – особенные. У них особые образовательные потребности. При обучении акцент делается не на количество усвоенных учебных знаний, а на уровень социальной адаптации и способности к самостоятельной жизни, расширению прежде всего жизненных компетенций. Чтобы ребенок, выйдя из школы, мог воспользоваться социальными услугами (записаться на прием к врачу, написать заявление или отправить посылку по почте), научился планировать бюджет, правильно и сообразно общественным нормам общаться с окружающими. И в конце концов, мог работать.

      Основной упор делается на обучение трудовым навыкам, чтобы впоследствии подросток мог овладеть рабочей профессией (маляр, швея, сантехник и т.д.). Основа школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости – это занятия по трудовому обучению. При определении образовательного маршрута умственно отсталого ребенка нужно учитывать имеющиеся возможности и своевременно выявлять потенциальные возможности к усвоению различного программного материала. Для этого надо тщательно прорабатывать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения.

      Без специально организованного образовательного процесса умственно отсталые дети рискуют остаться беспомощными и бесполезными. Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью требует большого педагогического мастерства и тщательно выверенных методов коррекции (насколько это возможно) недостатков развития. И тогда эти дети смогут в дальнейшем плодотворно работать, создавать семью, нормально жить, в общем, быть полноценными членами общества.

      Диагностика представляет немалую трудность, так как на ранних этапах развития умственная отсталость похожа по своим признакам на задержку психического развития. Случаи педагогической запущенности также порой принимают за умственную отсталость. Поэтому так важно комплексное и не единоразовое всестороннее обследование ребенка.

      opsihoze.ru

      Легкая умственная отсталость. Печально, но жить с этим можно

      У моей старшей дочери легкая умственная отсталость. Этот диагноз нам поставили, а спустя три года и повторили, в шестой психиатрической больнице города Москвы (сейчас она как-то по другому стала называться, типа центр охраны психического здоровья детей и подростков). До этого была выраженная задержка речевого развития — ребенок не говорил фактически до 4 лет. Задержка эта, в свою очередь, сопровождалась запоздалым психомоторным развитием. Дочь самостоятельно села только месяцев в 9, начала ползать к году, пошла полностью самостоятельно только в год и четыре месяца.

      Собственно, лет до 3-х ребенок почти не отличался от сверстников, разве что была несколько более медлительной. Дочь не была истеричной, не делала чего-то экстра-неадекватного, просто не говорила. Я была глупа и верила, когда мне говорили — не переживай, заговорит. Запаниковала только в три года. Присоветованный знакомыми невролог прописала Энцифабол и /pharmacy/30155-pantogam. Позже — /pharmacy/2477-cortexin. Как результат лечения, появились слоги, но слов не было.

      В четыре года стали заниматься с дефектологом, вот здесь уже эффект был весьма заметен — появились слова в активном запасе, дочь стала повторять новые слова и фразы. В возрасте пяти лет дочь жила со своим отцом (моим бывшим мужем) в другом городе, ходила в сад. Там дефектолога не было — занимались с садиковским логопедом. Эффект как таковой отсутствовал, год оказался потерян.

      С шести до семи лет занимались в Москве в «Зеленой ветке». Дефектолог там была чудесная, а вот с логопедом нам не повезло — эффекта от занятий практически не было. В этот же год нас отправили на ПМПК, специалисты которой, пообщавшись с ребенком, никак не хотели давать направление в логопедическую школу. Просили заключение психиатра.

      Заключение психиатра, а точнее комиссии шестой психиатрической больницы, было — умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами. Как я понимаю, эта причина ОНР. Ранее нам писали ОНР какой-то там степени (кажется 1-ой), сейчас это элементы ОНР. Также в анамнезе стертая дизартрия, нарушение формирование письменной речи.

      Как и многие родители, услышав диагноз УО, я вначале не поверила, а потом расстроилась. Тут еще и отчетливо стали прорисовываться перспективы попасть школу 8 вида. Снова расстройство. Но так или иначе, пошли мы именно в такую школу.

      Отдельно скажу о школе. Тогда она мне показалась очень неплохой — маленькая наполняемость классов, хорошее оборудование, наличие группы продленного дня и т. д. Было лишь одно но — в классе были дети с ОООчень разными диагнозами: синдром Дауна, аутизм, УО разной степени. В итоге, и я это поняла гораздо позже, образовательный процесс был ориентирован на самых слабых детей. Мой ребенок был отличником, и это при том, что писала (и пишет)

      она с грубейшими ошибками, решать задачи не может ВООБЩЕ. Единственное, что читает весьма неплохо даже для обычной школы.

      Но именно в этой школе нам невероятно повезло с логопедом — за два года она успела поставить звуки «к», «л», «ш», «ж» «ц», «ч», «щ», частично «р»… Да, у нас не было фактически половины алфавита. За первый школьный год словарный запас у дочери очень и очень расширился, но сама речь была жутко аграмматичной. Логопед даже сказала, что, скорее всего, аграмматизм у нее останется. Но, к счастью, после летних каникул дочь как-то резко правильно склонять слова, изменять их по родам, числам и т. д.

      Третий класс мы также дополнительно занимались с логопедом, отметить чего-то значительного не могу, автоматизировали все шипящие.

      Сейчас у нас новая школа (мы переехали жить в деревню) и новый логопед. С одной встречи стало понятно, что она специалист экстра-класса — обратила внимание на то, на что должным образом, не обращал внимание ни один предыдущий специалист. У ребенка зажаты мышцы лица, что, как я понимаю, и является причиной стертой дизартрии. Для меня стало открытием, что у дочери практически отсутствует мимика. Нет, она, конечно, и улыбается, и хмурится, но эмоции на лице видны не так ярко, как у большинства людей. И, к примеру, мой ребенок не может изобразить удивление с помощью бровей.

      Наш новый логопед сказала, что перво наперво займется устранением этого зажима, а уже потом доработкой звуков. Что очень порадовало, так это ее уверенность, что с нашей речью будет ПОЛНЫЙ порядок. При регулярных занятиях нечеткость произношения уйдет. Сейчас каждый день делаем специальные упражнения для расслабления мышц.

      Что касается учебы, то в новой школе мы пошли не в четвертый, а в третий класс. Сказалось ориентация в московской школе на наименее сильных детей, а также то, что наша учительница прямо заявляла, что «ТАКИЕ» дети не способны овладеть математикой. Но ведь программа для школ 8 вида составляется под таких детей, значит же могут… Оценки по русскому языку и по математике, в основном, 3 или 4, по литературному чтению, устной речи, живому миру — преимущественно 5. Сейчас учим таблицу умножения на 2 и на 3, пока просто проговариваем, а далее будем и прописывать, трудные слова из орфографического словаря.

      В социальном плане дочь развита неплохо: умеет поддержать разговор, в том числе и с незнакомыми людьми, легко пользуется сотовым телефоном, скайпом, находит что ей нужно в поисковых системах. С другими детьми не конфликтна, поддерживает игры (свои предлагает редко), стремится всех пригласить в гости. Что расстраивает, так то строптивость и дух противоречия в отношении со мной. Ну, это, наверное, для многих детей ее возраста характерно. Как говорится, в своем отечестве.

      m.baby.ru