Легкая степень умственной отсталости у детей лечение

Умеренная умственная отсталость у детей

Средняя (умеренная) степень умственной отсталости иначе называется имбецильностью. Это психическое заболевание, которое сопровождается повреждениями некоторых отделов головного мозга и проявляется снижением интеллекта до показателя 35-49. Как правило, данное заболевание диагностируют у маленьких детей. Уже к трехлетнему возрасту можно совершенно точно определить, имеется ли умеренная умственная отсталость у детей.

Дети, которые страдают умственной отсталостью в средней форме, медленно развиваются и значительно отстают от здоровых. Они поздно начинают ходить, говорить же учатся еще позже и, как правило, им очень сложно строить осмысленные фразы. Они обладают небольшим словарным запасом и практически невосприимчивы к новой информации. У детей, страдающих имбецильностью, слабо развиты коммуникативные навыки в целом.

Физические проявления имбецильности у детей

Умеренная умственная отсталость у детей накладывает свой отпечаток и на физическое развитие. Такие дети обычно имеют небольшой рост, несоразмерно крупную или, наоборот, слишком маленькую голову, короткие конечности, оттопыренные уши, раскосые глаза, плоский нос, выступающий лоб. Из-за повреждений головного мозга у них нарушается координация движений и осанка, практически не развивается мелкая моторика. Они неповоротливы, неуклюжи и медлительны, часто ходят, сильно сгорбившись и постоянно спотыкаясь.

Дети с умственной отсталостью в социуме

В отличие от больных идиотией, которые требуют постоянного присмотра специалистов, имбецилы вполне могут жить в семье. Они способны испытывать привязанность к близким людям и ограниченный круг эмоций, которые проявляются не слишком ярко, но все же присутствуют в некоторой степени. При правильном подходе к обучению и воспитанию умеренная умственная отсталость у детей не помешает более или менее адаптироваться к жизни среди здоровых людей. Такие дети могут научиться элементарным навыкам самообслуживания, они даже способны освоить некоторые трудовые навыки и выполнять несложную работу.

К сожалению, в нашем обществе негативно относятся к детям, страдающим умственной отсталостью. Такие дети не могут пойти в обычный детский сад или школу, поэтому для них создаются специализированные учебные заведения, в которых идет обучение по особой программе. Здесь с детьми занимаются врачи и педагоги, но самая главная роль в обучении больных детей достается родителям, которым приходится проявить терпение, чтобы облегчить жизнь себе и своему больному ребенку.

Корректировка умеренной умственной отсталости

Полное излечение умственной отсталости невозможно, однако систематические занятия и соблюдение всех рекомендаций специалистов позволяет детям освоиться в обществе. Занятия с логопедом способствуют корректировке речи, психиатры и психотерапевты помогают не только больным детям, но и их родителям, обучая их установлению контакта с ребенком. В некоторых случаях больным требуется медикаментозное симптоматическое лечение, которое назначается врачом.

При правильном подходе, постоянном внимании и заботе возможно даже небольшое увеличение показателя интеллекта. Нередко дети-имбецилы могут даже обладать какими-либо творческими способностями, которые очень важно помочь реализовать. Чем раньше будет диагностирована умственная отсталость, тем больше возможностей скорректировать ее и облегчить жизнь больного ребенка в будущем. Дети, страдающие средней формой умственной отсталости, могут жить в семье, но если о них некому позаботиться, их помещают в специальные учреждения, где они находятся под присмотром.

psygermany.ru

Умственной отсталостью называют состояние, вызванное врождённым недоразвитием психики или приобретённым в результате патологических отклонений. Оно проявляется недостаточным развитием интеллекта, что затрудняет либо делает невозможным вращение в социуме, как личности. Клиническая картина при данном состоянии проявляется исключительно при продолжительном наблюдении.

Умственная отсталость у ребёнка проявляется явным отставанием в интеллектуальном развитии, если сравнивать с нормой.

В норме у ребёнка развиты такие функции, как:

  • коммуникативность,
  • самостоятельность,
  • навыки функционирования в социуме,
  • способность к самообслуживанию,
  • поддержание собственной безопасности.
  • При умственной отсталости у ребёнка не развиты или недоразвиты две или больше из вышеперечисленных функций.

    Умственная отсталость классифицируется по степени развития:

  • лёгкая,
  • средняя,
  • тяжёлая, которая встречается довольно редко.
  • Причинами развития данного патологического состояния у детей могут служить врождённые аномалии ЦНС (центральной нервной системы), а также внешние факторы. Большую роль играет генетическая предрасположенность. Так у родителей с низким уровнем интеллекта велик шанс развития психических и психологических нарушений у ребёнка.

    Факторы, повышающие риск врождённой умственной отсталости у ребёнка:

    • генетические заболевания у родителей,
    • хромосомные аномалии,
    • перенесённые инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз, ВИЧ),
    • употребление родителями наркотиков, злоупотребление алкоголем и курение,
    • применение химиотерапии,
    • воздействие на организм беременной свинца, испарений ртути, радиации.
    • Риск проявления умственной отсталости повышается у малышей, родившихся раньше срока, при многоплодной беременности, преэкламсии, асфиксии. Тесную связь с нарушением умственной деятельности у ребёнка имеет низкий вес к моменту родов.

      Приобретённая умственная отсталость — это следствие таких причин, как:

    • недостаточное питание;
    • дефицит поддержки эмоционального и физического плана;
    • поражение вирусным или бактериальным энцефалитом, менингитом;
    • воздействия на организм ребёнка испарений ртути, свинца, радиации;
    • травма головы;
    • асфиксия.
    • Первые признаки развития умственной отсталости – это задержка роста интеллекта, отсутствие навыков самообслуживания, поведение, несвойственное возрасту. У малышей с лёгкой степенью отсталости симптоматика может не проявляться вплоть до достижения ребёнком дошкольного возраста. У малышей со средней и тяжёлой степенью задержка развития диагностируется в раннем возрасте. Чаще всего она является следствием таких патологий, как физические аномалии, пороки развития, ДЦП.

      У детей школьного возраста умственная отсталость проявляется низким уровнем IQ в комплексе с нарушением поведенческих навыков.

      В некоторых случаях задержка интеллектуального развития сопровождается двигательными нарушениями, задержкой речевого развития и нарушениями слуха.

      По мере роста у ребёнка могут возникнуть психологические нарушения, апатия, депрессия и тревога, вызванная осознанием своей несостоятельности в социуме.

      Диагностика умственной отсталости

      Умственная отсталость диагностируется на основе оценки психологического развития и интеллекта с помощью специальных тестов. Такие тесты проводятся исключительно квалифицированным психологом. При подозрении на задержку умственного развития ребёнка проводится ряд диагностических мероприятий, включая компьютерную и магнитно-резонансную томографию.

      Осложнения

      Для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости, которая не сопровождается психическими расстройствами, прогноз лечения благоприятный. В более взрослом возрасте пациент адаптируется в социальной среде, не требующей повышенных умственных способностей.

      При прогредиентно текущей форме, когда задержка умственного развития является сопутствующим состоянием более серьёзных заболеваний, прогноз неблагоприятный.

      Что можете сделать вы?

      Лечение умственной отсталости у ребёнка основано на развитии и поддержке социальных навыков у ребёнка. Родители малыша должны всячески способствовать интеллектуальному развитию и оказывать эмоциональную поддержку, обеспечивать специализированный уход за ребёнком. Ребёнка с умственной отсталостью необходимо обучить навыкам самообслуживания, способствовать его адаптации в обществе, приучить к самоорганизации. Большую роль в интеллектуальном развитии также играет формирование социального опыта, который ребёнок приобретает, общаясь со сверстниками, и эмоциональное развитие.

      Чтобы максимально приблизить развитие малыша к нормальному, необходимо обратиться за помощью к квалифицированным в данной области специалистам: врачам, педагогам, психологам.

      Что делает врач?

      По результатам обследования врач разрабатывает тактику лечения, которая включает в себя медикаментозную терапию, индивидуальные программы обучения, занятия с педагогами и психологами. При лечении важно задействовать специалистов широкого круга: логопеда, нейропсихолога, дефектолога и так далее.

      Защитить ребёнка от развития умственной отсталости можно ещё во время его внутриутробного развития. Для этого вам необходимо тщательно следить за своим здоровьем: соблюдать режим питания, следить за качеством пищи, принимать меры по укреплению иммунитета.

      Если существует наследственная предрасположенность к развитию данного состояния, необходимо пройти медико-генетическое консультирование. Это позволит определить возможную опасность для будущего ребёнка.

      Вам необходимо проводить все обследования, назначенные врачом:

    • скрининговые тесты для выявления синдрома Дауна,
    • патологий нервной трубки плода.
    • detstrana.ru

      Умственная отсталость у детей

      Умственная отсталость у детей (олигофрения) – нарушение врожденного или приобретенного характера, главной особенностью которого является патологическое недоразвитие интеллектуально сферы. Преимущественно случаи умственной отсталости наблюдаются у детей из неблагополучных семей, в особенности, если один или оба родителя страдают алкоголизмом. Однако существуют также иные причины патологии, не связанные социальными факторами. При умственной отсталости страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими.

      Особенности

      Умственная отсталость в некоторой затрагивает все функции психики ребенка, в особенности познавательную сферу. Ребенок с диагнозом олигофрения испытывает трудности с запоминанием слов, не может сконцентрироваться, внимание неустойчивое. Отмечается скудность речи, слова используются некорректно, реплики неразвернутые, фразы и предложения произносятся с ошибками. Недоразвитие высших эмоций мешает ребенку строить социальные контакты.

      Восприятие

      Особенности формирования восприятия у детей с умственной отсталостью характеризуются замедленным темпом и множеством дефектов. Сужается и замедляется зрительное восприятие, ребенок не может установить связи между объектами, не различает выражений лица, не видит светотени, не воспринимает предмет, если он частично скрыт другим предметом, не различает похожие предметы – кошку путает с белкой, компас с часами, предметы классифицирует по роду, а не виду.

      В особенности нарушено развитие осязательного восприятия – при попытке распознать объемный предмет путем ощупывания, результат получается значительно ниже нормы. Мышечные ощущения недифференцированные, поэтому определить руками, какой предмет тяжелее или легче дети с олигофренией не способны. Имеются нарушения кинестетического восприятия.

      Ребенок плохо ориентируется в пространстве, нарушена координация движений, что в дальнейшем затрудняет трудовое обучение ребенка. Тяжелые виды умственной отсталости полностью исключают трудовую деятельность.

      Недоразвита психомоторика, развитие локомоторных функций замедленно, движения непродуктивные нецелесообразные. Деятельность сопровождается двигательным беспокойством суетливостью. Ребенок двигается угловато, движения характеризуются бедностью, недостаточной плавностью, в особенности жестикуляция и мимика, мелкие движения, мелкая моторика пальцев.

      Особенности нарушения памяти при умственной отсталости заключается в неспособности ребенка быстро запомнить новое. Запоминание происходит только при множественных повторениях, но навык или информация забываются так быстро, что ребенок даже не успевает воспользоваться новыми знаниями. Заученную информацию воспроизводит неточно, усвоение материала происходит с трудом, в основном ребенок запоминает случайно сгруппированные внешние признаки явления или предмета. Отсутствует мотивационный компонент запоминания.

      Больше всего нарушается развитие логического опосредованного запоминания, в то время как механическая память формируется и хорошо сохраняется. Сложнее всего ребенку вспомнить внутренние логические связи и обобщенные словесные объяснения.

      При умственной отсталости наблюдается снижение устойчивости внимания, что мешает ребенку осуществлять целенаправленную деятельность, затрудняет познавательный процесс. Сниженное внимание – важная причина нарушений мыслительного процесса. Дети с трудом воспринимают словесные инструкции, деятельность становится непродуктивной.

      Сложно вырабатывается непроизвольное внимание. Неустойчивое внимание связано с дисбалансом функций возбуждения-торможения. Один из процессов всегда преобладает над другим. Произвольное внимание теряет целенаправленность, стойкость. Ребенок быстро теряет интерес, отвлекается, чтобы зафиксировать внимание ему приходится прилагать большие усилия.

      Мышление детей отличается сильным недоразвитием. Неполноценное чувственное познание, недоразвитие речи, ограниченная практическая деятельность – все оказывает влияние на развитие мышления. Мышление умственно-отсталых детей характеризуется конкретизацией, чаще все умозаключения не являются плодом размышления, скорее воспоминанием. Группируя предметы, ребенок обращает внимание на второстепенные признаки, отсутствует способность обобщать. Смысл метафор и пословиц ребенку не понятен, он не способен перенести этот смысл на реальную ситуацию. Сравнивая предметы, дети с легкостью называют различия, но не могут уловить сходство.

      Обучение ребенка с олигофренией – нелегкая задача. Он плохо усваивает материал, правила и понятия, заучивает все наизусть, не улавливая смысла, полученные знания на практике применить не может.

      Дети с умственной отсталостью не способны размышлять, оценивать свою мыслительную деятельность, взвешивать аргументы за и против, поэтому коррекция ошибок вызывает трудности, а результатов работы они предвидеть неспособны. Мышление отличается не критичностью – умственно-отсталые дети всегда уверены, что предполагают и поступают правильно, даже если это не так.

      Конкретное мышление олигофренов ограничено узким кругом функций, необходимых для обеспечения элементарных потребностей. Отличается не критичностью, непоследовательностью, стереотипностью.

      У 80% больных олигофренией детей отмечается ограниченная речь. Речь характеризуется косноязычием, которое формируется из-за дефектов речевого аппарата, обилием аграмматизмов, гнусавостью, заиканием. Речь лишена выразительности, вследствие недоразвития высших психических функций.

    • Возьмите на заметку: Методики обучения чтению по Жуковой, Зайцеву, Узоровой-Нефедовой
    • У таких детей всегда возникают коммуникативные проблемы, нормальное общение недоступно. Также общение может затрудняться нарушениями фонематического слуха.

      Ребенок плохо различает звуки, слова воспринимает нечетко, произнося слова, заменяет звуки. Интенсивное обучение дает возможность детям с умственной отсталостью наладить более менее нормальное общение с окружающими, но речь продолжает развиваться слишком медленно, оказывая влияние на общее развитие психики ребенка.

      Поведение детей отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.

      Умственно-отсталые дети воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, которая приносит удовольствие.

      Поведение детей насыщено болезненными проявлениями чувств. Одни проявляют малодушие и чрезмерную раздражительность, другие страдают дисфорией. Иногда наблюдаются без причины повышенное настроение, или наоборот, апатия.

      Важный фактор, влияющий на поведение умственно-отсталых детей – формирование самооценки. Если дома ребенок получает положительную оценку, а в школе – отрицательную, поведение характеризуется упрямством, обидчивостью, драчливостью. Если ситуация не меняется длительное время, такое поведение укорениться в личности ребенка навсегда. Завышенная самооценка формируется на фоне сниженного интеллекта, у незрелой личности в ответ на заниженную оценку окружающих.

      Даже если ребенок с олигофренией вырабатывает нормальное поведение, удовлетворительно усваивает школьную программу, его роль в обществе остается ограниченной. Им удается закончить ПТУ, устроиться на простейшую работу строителем, швеей, кондуктором.

      Причины умственной отсталости полностью не изучены. Факторы, которые приводят к нарушениям развития ребенка, действуют в период внутриутробного развития либо в первые месяцы жизни новорожденного.

      Наиболее распространенные причины формирования умственной отсталости:

    • интоксикации во время беременности, например, употребление алкоголя или сильнодействующих лекарств;
    • заболевания краснухой, скарлатиной, гриппом во время беременности;
    • тяжелое форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
    • травмы при родах: сдавливание головы, быстрые, затяжные роды, наложение щипцов;
    • внутриутробное заражение токсоплазмозом;
    • наследственный фактор;
    • воспалительные процессы в мозге и оболочках у новорожденных;
    • нарушение белкового обмена, например, фенилкетонурия;
    • неблагополучная окружающая среда.

    Наиболее частые причины рождения детей с умственной отсталостью – алкоголизм и наркомания у родителей, в особенности у матери. Также особую роль играют материальные условия в таких семьях. Даже если ребенок родился нормальным, недостаток питания в первые дни, а потом и на протяжении всего детства, ведет к формированию олигофрении.

    Ведущие признаки умственной отсталости – нарушения интеллекта. Обычно признаки нарушений интеллектуальных способностей возникают на фоне различных патологий ЦНС и мозга. Помимо снижения интеллекта, последствиями умственной отсталости становится социальная дезадаптация детей.

    Симптомы и признаки умственной отсталости проявляются не только в отношении интеллектуальной сферы, но также в эмоционально-волевой сфере, наблюдаются нарушения психомоторной функции и расстройства речи.

    Признаки заболевания, с точки зрения психиатров, характеризуют олигофренов, как специфических индивидуумов, которые неспособны адаптироваться в социальном пространстве. Интеллект олигофренов никогда не сможет развиться до нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Тем более умственная отсталость — процесс непрогредиентый.

    Общие признаки умственной отсталости:

  • снижен уровень интеллекта;
  • мотивация в поведении отсутствует;
  • мнение полностью зависит от окружающих и внешнего воздействия;
  • отсутствует способность предусматривать последствия действий;
  • неразвито умение держать под контролем инстинктивные порывы;
  • неспособность усваивать знания и применять их на практике;
  • дезадаптация в коллективах;
  • трудности с соблюдением режима дня;
  • плохая успеваемость, неадекватное поведение, неусидчивость, невнимательность, повышенная утомляемость;
  • сопутствующие заболевания: паралич, тик, головная боль, судороги.
  • Диагностика

    Для диагностики умственной отсталости и её степени для каждого пациента составляется специальный протокол — характеристика детей с умственной отсталостью. Обследование выявляет показатели физического и психического развития ребенка. Диагностика уровня интеллекта проходит с использованием специальных тестов, которые позволяют точно определить уровень интеллектуального развития. В России используется адаптированная версия теста Векслера.

    Также проводят обследование методом генетического консультирования, чтобы понять причины заболевания у ребенка, проследить наследственный фактор и выяснить, возможны ли случаи рождения детей с аналогичными патологиями в этой семье.

    Специальная диагностика осуществляется путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. Такая диагностика обнаруживает отклонения и генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Обследование могут пройти все желающие женщины возрастом от 35 лет. Именно в таком возрасте рис рождения умственно-отсталых детей наиболее велик.

    Патологии головного мозга можно выявить, проведя обследование методом УЗИ. Также проводится диагностика путем измерения уровня альфа-фетопротеина в составе крови беременной. Если обследование покажет риск умственной отсталости до родов, мать может сделать аборт и запланировать последующую беременность под контролем медиков. Умственную отсталость, причины которой – генетические факторы, можно диагностировать внутриутробно, для таких целей существует скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке.

    Диагноз «умственная отсталость» закрепляется у ребенка на всю жизнь, поэтому обследование должно проводиться очень тщательно.

    В зависимости от степени снижения уровня интеллектуальных функций у детей различают три степени умственной отсталости: легкая, умеренная и глубокая.

    Дебильность (легкая)

    Умственная отсталость легкой степени – дебильность. При легкой степени IQ ребенка равняется 50-60. Внешне поведение таких детей не отличается от сверстников. Обучение проходит с некоторыми трудностями, так как внимание снижено, как и способность к концентрации. Память на удовлетворительном уровне. Дети с легкой степенью олигофрении зависимы от родителей, общение с окружающими затруднено.

    Такие дети не умеют распознавать эмоции окружающих, ведут себя замкнуто. В дошкольном возрасте им свойственны примитивные игры, неразвитая речь с бедным лексиконом. Школьников можно обучить письму, чтению и манипуляциям с числами. При легкой степени личность незрелая, ребенок не может принимать решения, не анализирует свои поступки. Познавательная деятельность не вызывает интереса, трудоспособность снижена.

    Имбецильность (умеренная)

    Умеренная форма умственной отсталости – имбецильность. При умеренной степени IQ равняется 35-49. Дети с умственной отсталостью умеренной степени могут обучиться простейшим навыкам, самостоятельно обслуживать себя, могут обучиться писать, читать, считать. Но проживать отдельно и получить образование они не смогут, так как за ними нужен постоянный уход и контроль.

    Умеренная степень характеризуется замедленным развитием психических функций. Неразвито мышление, восприятие, внимание снижено, речь неполноценная, моторика заторможена. Обучение детей при умеренной степени отсталости в обычной школе невозможно. Трудовая деятельность сводится к паре простейших действий, заученных на механическом уровне.

    Идиотия (глубокая)

    Глубокая умственной отсталость – идиотия. Дети с тяжелой умственной отсталостью имеют уровень IQ ниже 34. Обучение таких детей чему-то новому не представляет возможности. Эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение. Логическое мышление отсутствует. Речь отсутствует практически полностью, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная. Ребенок практически не может передвигаться самостоятельно, предпочитают сидеть в стандартной позе, раскачиваясь, как маятник.

    Умственная отсталость глубокой степени сопровождается патологиями ЦНС, деформациями черепа, парезами, параличом, патологиями скелета. Глубокая умственная отсталость нуждается в постоянном контроле, детей рекомендуется поместить в специальное лечебное учреждение, где им обеспечат надзор и лечение.

    Если умственная отсталость сопровождается соматическими заболеваниями, как в случае с тяжелыми формами олигофрении, то лечение будет проводиться в условиях стационара. Коррекция проблем интеллектуальной сферы проходят с использованием медикаментозной терапии, также будет проводиться специальное обучение, в ходе которого осуществляется адаптация ребенка к социальной сфере и реабилитация.

    Конкретные препараты для лечения олигофрении назначаются индивидуально. Применяют ноотропы, стимуляторы нервной системы, витамины, противосудорожные препараты. Определив причины заболевания, доктор может прописать дополнительно йодсодержащие и гормональные препараты. Если поведение ребенка неадекватное, назначают нейролептики и транквилизаторы.

    Успешное лечение требует комплексного воздействия, поэтому прием препаратов дополняет коррекция речи, индивидуальное воспитание и обучение. Проводятся занятия с психологом и логопедом. Адаптация ребенка в обществе напрямую зависит от интенсивного комплексного лечения.

    Реабилитация умственно-отсталых детей проводится путем педагогической работы с ребенком и его родителями. Если диагностирована тяжелая форма заболевания, рекомендуется коррекция патологии и реабилитация в специализированном дефектологическом учреждении.

    Психологи считают, что адаптация умственно отсталых детей к социальной сфере вполне возможна, нужно лишь наладить необходимое воспитание и ежедневно проводить работу с ребенком, которая поэтапно введет его в нормальную жизнь. Коррекция интеллектуальных проблем и адекватное воспитание, подкрепленное медикаментозной терапией и физическими упражнениями, дают заметный положительный эффект.

    Психологи настаивают, что воспитание нужно не только детям, родители также должны пройти педагогическую работу со специалистами. Родителям тяжело принять факт, что их ребенок не такой, как остальные. Поэтому иногда воспитание в таких семьях построено не совсем правильно. Родители боятся сделать неправильный шаг, в семье царит атмосфера самобичевания и обиды.

    Родители быстро теряют веру, что адаптация ребенка к жизненным условиям вообще возможна. Не нужно опускать руки. Грамотно разработанное обучение, воспитание, поэтапная реабилитация со временем покажут, что социализация детей с умственной отсталостью возможна.

    Профилактика

    Профилактика рождения детей с умственной отсталостью начинается с серьезного отношения к своему здоровью будущих родителей. Планируя беременность, родителям рекомендуется обследоваться у специалистов на предмет хронических заболеваний, проконсультироваться у генетиков.

    Беременная женщина должна вести здоровый образ жизни. Употребление психотропных веществ и алкоголя категорически запрещены не только во время беременности, но и до неё!

    После рождения ребенку нужен постоянный контроль у педиатра. Только в таком случае, при обнаружении отклонений на ранних стадиях, возможно успешное лечение и коррекция проблем. В нашей стране родители не привыкли обращаться к психиатрам и психоневрологам, не понимая, что таким образом могут пропустить момент формирования множества серьезных заболеваний.

    • Рекомендуем к прочтению: вокальные тики у детей
    • Родителям важно помнить, что умственная отсталость поддается лечению. Правильный подход и грамотно разработанная коррекция обеспечит высокий шанс социализации ребенка. Он может научиться самостоятельности, получить образование, устроиться на работу, соответствующую его способностям.

      lecheniedetej.ru

      Имбецильность, или умеренная умственная отсталость у детей, это средняя степень слабоумия и неполного интеллектуального развития. Дети с таким диагнозом заметно имеют низкое физическое развитие, при этом, отклонения очень заметны.

      Причины имбецильности

      Если говорить о причинах, вызывающих подобный недуг, то их очень много, но к основным относят следующие:

    • болезни, связанные с хромосомными изменениями и наследственными расстройствами обменных процессов в организме;
    • инфекционные заболевания, которые оказывают повреждения головного мозга, плода, во время нахождения его в утробе матери, или в скором времени после рождения, например, нейротробные вирусы;
    • интоксикация плода, вследствие алкоголизма или наркомании;
    • воздействие на плод ионизирующей радиации;
    • иммунологическая несовместимость матери и будущего ребенка;
    • кислородное голодание плода;
    • рождение ребенка раньше срока и травмы, полученные при родах;
    • травмы, полученные ребенком, обычно до достижения трёхлетнего возраста;
    • воздействие, какого либо вредного фактора на еще не оплодотворенную клетку, что приводит к поражению половых клеток;
    • повреждение плода на любом из этапов развития в утробе матери, которое может начаться с первой недели и вплоть до появления ребенка на свет.
    • Доказано, что основными факторами, способствующими умеренной умственной отсталости, являются те, которые проявились уже при нахождении плода в утробе матери.

      Умеренная умственная отсталость у детей – имбецильность

      Под имбецильностью понимается умеренная умственная отсталость у детей, при которой коэффициент интеллекта колеблется от 25 до 49 единиц. Для этой формы умственного отклонения характерны: отсутствие способности к абстрактному мышлению; неумение обобщать происходящие события; ярко выраженное конкретность мышления; большие затруднения при образовании понятий.

      Речь этих детей очень слабо развита и состоит из небольших, однотипных фраз, также для них типично косноязычие. В общении с окружающими они понимают только простые предложения. При скудном словарном запасе и неправильном чередовании слов, их можно понять, поскольку речь связная. Их запас сведений ограничен, память, внимание и воля недоразвиты, мысли примитивны

      При всем этом, детей можно обучить чтению, письму и счету, они способны выполнять несложные счетные операции. При определённой настойчивости и терпении, им можно привить навыки самообслуживания. Такие ребятишки очень привязаны к близким людям. Они чутко реагируют на похвалу или порицание.

      Дети-имбецилы не могут учиться в обычной школе, почти у каждого из них наблюдаются речевые дефекты, они заикаются или шепелявят. При этом они способны: узнавать и запомнить те предметы, которые их окружают; слова, которые часто слышат; иногда очень неплохо ориентируются в привычных жизненных ситуациях. Дети с подобным диагнозом сами кушают, одеваются, совершают утренний туалет. Очень часто их склонность к повторению определенных движений используют, чтобы привить навыки опрятности и элементарного ухода.

      Отсутствие самостоятельного мышления приводит к тому, что они адаптируются к окружающему миру только в хорошо знакомых, привычных условиях. Любое изменение ситуации вызывает у них замешательство, поэтому им требуется постоянная опека.

      Детей с подобным диагнозом можно разделить на две основные группы. К первой относятся активные, непоседливые и подвижные, а ко второй те, которым ничего не интересно они равнодушные, вялые и апатичные.

      Если говорить о характере, то некоторые из них приветливые, добродушные и покладистые, другие проявляют упрямство, агрессию и злобу.

      Ребятишки, которым диагностирована имбецильность, обучаются в домашних условиях, или посещают занятия в коррекционной школе. Дефекты их речи нуждаются в коррекции и постоянных занятиях с логопедом.

      Педагоги, обучая таких детей, должны требовать неукоснительного выполнения данного задания. Не следует на первых этапах обучения поручать им слишком сложные задачи. Только после полного освоения какого-то приема, можно усложнять последующие задания. Для занятий важно выбрать такие учебные задачи, которые бы нравились детям, вызывали у них желание самостоятельно справиться с ними, заслужить похвалу.

      Лечение и профилактические действия

      Для лечения детей с умеренной умственной отсталостью нужно знать ее причины. Чтобы улучшить прохождение обменных процессов, используют витаминотерапию и назначают лекарственные препараты.

      Нужно понимать, что умеренная умственная отсталость у детей – не окончательный приговор, жизнь продолжается. Энергия близких, в семье которых имеется такой ребенок, должна быть направленна на его, возможно более полное, развитие. Это непросто, но только любовь и понимание могут заложить фундамент для его дальнейшей жизни.

      psyplaneta.ru