Легкая умственная отсталость это инвалидность

Содержание:

Медико-социальная экспертиза

Вопрос от podder-2016:

20 лет, мужской, профессия (каменщик),рост-178, вес-53. У меня следующие диагнозы: FQ78-умственная отсталость, негрубая дисплазия левой почки, смешанный астигматизм обоих глаз (Н52,2) наблюдение у окулиста очки носить постоянно, брадикакрдия- замедление проходимости по правой н.п. В армию не взяли статья 20б-1.С такими диагнозами ставят инвалидность?

Перспективы установления инвалидности при патологии зрения зависят от остроты зрения с коррекцией (в очках) на лучше видящий глаз и полей зрения.
Если острота зрения с коррекцией (в очках) на лучше видящий (или единственный) глаз от 0,4 и выше и не имеется бинокулярного сужения полей зрения менее 40 градусов, то это расценивается, как легкая степень слабовидения, при которой инвалидность не устанавливается.
МСЭ и инвалидность при нарушениях зрения (общие вопросы)

В предоставленной вами информации нет сведений о полях зрения и нет сведений об остроте зрения с коррекцией (в очках).

При патологии сердечно-сосудистой системы решающим критерием установления конкретной группы инвалидности является степень ХСН (хронической сердечной недостаточности).
Обычно соотношения степеней ХСН и групп инвалидности следующие:
При ХСН 0, ХСН 0-1 и ХСН 1ст. — инвалидность не устанавливается.
При ХСН 2Аст. — 3-я группа инвалидности.
При ХСН 2Бст. — 2-я группа инвалидности.
При ХСН 3ст. — 1-я группа инвалидности.
Вышеприведенные соотношения действуют при условии наличия у больного СТОЙКОЙ (не поддающейся лечению на протяжении не менее, чем последних 4-6 мес. перед МСЭ) соответствующей стадии ХСН.

Сведений о наличии и степени выраженности (при наличии) ХСН в предоставленной вами информации не имеется.

Здравствуйте, зося.
Ваш вопрос понятен.
Ситуация следующая.
Формально (строго с юридической точки зрения) для установления инвалидности требуется наличие у больного ОЖД (ограничений жизнедеятельности).
Проще говоря, у больного должно быть достаточно выраженное отклонение в психомоторном развитии по сравнению со здоровым ребенком аналогичного возраста (применительно к вашей патологии).
В возрасте до 1 года серьезных отклонений в психомоторном развитии у больных с синдромом Дауна (даже с трисомной формой) выявить не удается (просто в силу их малого возраста).
Отклонения эти становятся заметными в возрасте больного примерно от года и старше.
Поэтому действительно рекомендуется направлять таких больных на МСЭ в возрасте после 1 года (когда эти отклонения в психомоторном развитии становятся уже заметными).

Мнение экспертов-педиатров моего ФКУ (сам я не педиатр и работаю в бюро МСЭ общего профиля — детей мы не освидетельствуем) такое:
— больных с трисомной формой синдрома Дауна рекомендуется направлять на МСЭ действительно в возрасте от 1 года и старше (в силу вышеизложенных причин);
— если больной с трисомной формой синдрома Дауна в возрасте до 1 года все же обратился в бюро МСЭ с уже полностью оформленной формой 088/у-06 — инвалидность ему следует устанавливать — виду явно сомнительного (тяжелого) прогноза.

Цитирую мнение эксперта-педиатра Главного бюро МСЭ одного из регионов по вашему случаю (трисомная форма синдрома Дауна):
По поводу детей с болезнью Дауна всегда были трудности с экспертизой.
Я консультировалась два года назад с ФБ МСЭ и они сказали так: надо работать с ЛПУ, чтобы направляли хотя бы при признаках задержки в развитии. Но если ребенка направили до года — то инвалидность устанавливать. Миотонический синдром есть у всех.
Но отказ в инвалидности детям с трисомной формой синдрома Дауна, по мнению ФБ МСЭ, ничем обосновать нельзя.
Так что если направили в 6 месяцев — значит в 6 месяцев и определять. После 2-2,5 лет даже по бумагам все будет обоснованно.
Мы поработали с генетиками и у нас в основном стараются направлять хотя бы ближе к году.
Но если родители настаивают — направляют почти сразу. И мы инвалидность устанавливаем.

Это слово не имеет никакого практического значения для установления инвалидности в вашем случае.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:
Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Полагаю, что крайне затруднительно (мягко говоря) вести речь о какой-либо бытовой, общественной, профессиональной деятельности — применительно к ребенку в возрасте 4 месяцев от роду.

В настоящее время — основным документом, руководствуясь которым эксперты бюро МСЭ решают вопрос о наличии (или отсутствии) у больного признаков инвалидности — является не упомянутый вами Федеральный закон от 01.12.2014 г. N 419-ФЗ, а вступивший в силу с 02.02.2016г. Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н
К данному Приказу имеется Приложение в виде таблицы, в которой приведена количественная (в процентах) оценка степени тяжести различной патологии (заболеваний).

Инвалидность устанавливается при процентах от 40% и выше (при одновременном наличии ОЖД в установленных категориях).
Конкретная группа инвалидности — зависит от размера процентов по приложению к Приказу 1024н.
10-30% — инвалидность не устанавливается.
40-60% — соответствуют 3-й группе инвалидности.
70-80% — соответствуют 2-й группе инвалидности.
90-100% — соответствуют 1-й группе инвалидности.
40-100% — соответствует категории «ребенок-инвалид» (для лиц моложе 18 лет).

Как следует из положений данного Приказа N 1024н:
для установления больному инвалидности необходимо ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение 2-х условий:
1.Наличие по Приложению к Приказу N 1024н процентов размером от 40% и выше.
2.Наличие ОЖД в установленных Приказом N 1024н категориях.
Выполнение только одного из вышеприведенных условий — не является достаточным основанием для установления инвалидности.

Это был ваш выбор (оформляться до 1 года) — никто вам 100% гарантии установления инвалидности не давал.
Я описал выше, как обстоят дела на практике по установлению инвалидности при данной патологии в моем регионе (надеюсь, что в вашем они обстоят таким же образом).
С учетом мнения экспертов ФБ МСЭ (со слов эксперта-педиатра Главного бюро МСЭ), которое я приводил выше — в посте № 94 — инвалидность вам должны установить (если не на уровне первичного бюро МСЭ, то при обжаловании выше — вплоть до ФБ МСЭ).

Поэтому в случае отказа в установлении инвалидности на уровне первичного бюро МСЭ — рекомендую сразу же обжаловать это решение в вышестоящее Главное бюро МСЭ вашего региона (в срок не позднее 1 месяца), затем (при необходимости) и выше — в ФБМСЭ.
Но надеюсь, что необходимости в обжаловании у вас не возникнет.
При желании — можете проинформировать о результатах вашего освидетельствования.

www.invalidnost.com

Центр поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии «Дети-лучики» Краснодарская краевая общественная организация

Nav view search

  • Главная
  • Форум
  • Форум для родителей
  • Я и мой ребенок
  • МСЭ и инвалидность при умственной отсталости
  • ТЕМА: МСЭ и инвалидность при умственной отсталости

    МСЭ и инвалидность при умственной отсталости 3 года 4 мес. назад #1538

  • Дочь Татьяна
  • Спасибо получено: 69
  • Информация к размышлению

    МСЭ и инвалидность при олигофрении (умственной отсталости)

    Умственная отсталость (олигофрения) — слабоумие — недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или рано приобретенной (в первые 3 года жизни) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

    Этиология
    -наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
    -внутриутробное физическое, химическое или инфекционное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);
    -вредные факторы пренатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).
    -депривация общения в первые годы жизни (до 7—8 лет, дети джунглей)

    По некоторым данным, значительная часть людей, которым в детстве был поставлен диагноз «умственная отсталость», не имеет никаких органических поражений мозга, а их недостаточно высокий уровень IQ является всего лишь результатом педагогической запущенности; как правило, это дети из малообеспеченных семей.
    Профилактика олигофрении должна учитывать эти факторы и пытаться исключить их.

    На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости (олигофрении).

    1.Лёгкая степень умственной отсталости (F70.) — дебильность. IQ 50—69.
    В зависимости от степени тяжести выделяют 3 формы дебильности:
    -Легкая форма дебильности IQ 65-69.
    -Умеренно выраженная форма дебильности IQ 60-64
    -Тяжелая форма дебильности IQ 50-59

    Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление в известных пределах.

    Легкую дебильность трудно отличить от психики на нижней границе нормы. В отличие от имбецилов дебилы нередко обнаруживают довольно высокое развитие речи, их поведение более адекватно и самостоятельно, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, подражательность. Однако наблюдение и специальные исследования выявляют у дебилов слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых к более сложным отвлеченным обобщениям для них затруднителен. В отличие от имбецильности при дебильности возможно обучение в школе, но при этом обнаруживаются отсутствие инициативы и самостоятельности в учении, медлительность и инертность. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.

    Эмоции, воля и вся личность при дебильности более развиты, чем при имбецильности. Характерологические особенности представлены гораздо шире, поэтому простое разделение лиц с дебильностью на торпидных (заторможенных, вялых, апатичных) и эретичных (возбудимых, раздражительных, злобных) недостаточно и условно. При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков, некоторую импульсивность поведения, повышенную внушаемость. Несмотря на это, лица с дебильностью неплохо приспосабливаются к жизни. Отставание в развитии отчетливее на ранних этапах, когда заметно запаздывание ходьбы, речи и других психических функций. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее выраженным и выступает не так явственно.

    2.Умеренная степень умственной отсталости (F71.) — имбецильность.IQ 35—49.

    3.Тяжёлая степень умственной отсталости (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20—34.

    Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью крайне труднообучаемы, в большинстве случаев (особенно при тяжелой имбецильности)нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.

    Имбецилы обнаруживают довольно дифференцированные и разнообразные реакции на окружающее. Их речь косноязычна и аграмматична. Они могут произносить несложные фразы, словарный запас достигает иногда 200-300 слов. Хотя развитие статических и локомоторных функций происходит при имбецильности с большой задержкой, больные усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать.

    Лицам с имбецильностью доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усвоить элементарные знания, которыми пользуются, как штампами. Некоторые лица с имбецильностью владеют порядковым счетом, знают отдельные буквы, но усваивают только простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом отмечаются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость.

    Эмоции бедны, однообразны, все психические процессы тугоподвижны и инертны. На перемену обстановки они дают своеобразную негативную реакцию. В то же время личность их более развита, чем при идиотии, они обидчивы, стесняются своих недостатков, адекватно реагируют на порицание или одобрение. Не обладая инициативой и самостоятельностью, лица с имбецильностью легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в регулярном надзоре и опеке. Следует учитывать также повышенную внушаемость имбецилов и склонность к слепому подражанию.

    4.Глубокая степень умственной отсталости (F73.) — идиотия. IQ < 20
    Идиотия — самое тяжелое слабоумие (глубокая умственная отсталость) с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе и надзоре.

    У больных либо нет реакции на обычные раздражители, либо она неадекватна. Восприятия лиц с идиотией, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь не развита, ограничивается звуками, отдельными словами, нет понимания обращенной к ним речи. Дети, страдающие идиотией, или совершенно не овладевают статическими и локомоторными навыками, или приобретают их очень поздно.

    Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу не прожеванной, могут питаться только жидкой пищей. Какая-либо осмысленная деятельность при идиотии недоступна.

    Больные не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неопрятны. Предоставленные самим себе, остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т. п. Лица с идиотией нередко не отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны и связаны только с удовольствием или неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика. Очень легко возникает аффект злобы, проявляющийся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары). Часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку, упорно мастурбируют. Глубокому недоразвитию психики нередко соответствуют грубые дефекты физического развития.

    Лечение
    Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Назначаются медикаменты, стимулирующие психическое развитие — ноотропы (аминалон, гаммалон, пирацетам), а также ниамид и другие психостимуляторы.
    Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

    Медико-социальные критерии инвалидности вследствие умственной отсталости — базируются на комплексной оценке клинико-функционального, психологического, профессионального и социального статуса больного.

    Основными критериями для 3 группы инвалидности являются:

    — Снижение интеллекта в степени легкой умственной отсталости (легкая дебильность) с умеренно выраженными аффективно-волевыми нарушениями и психопатоподобным поведением. Указанные расстройства ограничивают способность контролировать свое поведение, способность к трудовой: деятельности и к обучению 1 степени выраженности.

    — Снижение интеллекта в степени легкой умственной отсталости (умеренная дебильность) с основным типом олигофренического дефекта, что ограничивает способность к обучению 1 — 2 степени выраженности, к трудовошдеятельности — 1 степени, общению — 1 степени.

    Основными критериями 2 группы инвалидности являются:

    — Снижение интеллекта в степени легкой и умеренной умственной отсталости (умеренная и выраженная дебильность, нерезко выраженная имбецильность), с выраженными аффективно-волевыми и психопатоподобными расстройствами, что ограничивает способность контролировать свое поведение, способность к трудовой деятельности, к общению, к передвижению 2 степени выраженности, к обучению — 2-3 степени.

    — Снижение интеллекта в степени тяжелой умственной отсталости (резко выраженная имбецильность), что ограничивает способность к обучению 2 — 3 степени выраженности, к трудовой деятельности — 2 — 3: степени, к общению, к передвижению и: ориентации- 2 степени.

    Основными критериями 1 группы инвалидности являются:

    — Снижение интеллекта в степени тяжелой умственной отсталости: (резко выраженная имбецильность) с выраженными двигательными нарушениями и резко выраженной неврологической симптоматикой (парезы, параличи, апраксия, аграфия), глухотой, частыми эпилептиформными припадками.

    — Снижение интеллекта в степени глубокой умственной отсталости (идиотия) с выраженным недоразвитием речи, моторики, диспластичностью тела, простейшими полярными эмоциями.

    Указанные расстройства приводят к ограничению всех категорий жизнедеятельности III степени выраженности: самообслуживания, самостоятельного передвижения, обучения, ориентации, общения, трудовой-деятельности и способности контролировать свое поведение.

    Социальная адаптация
    В обществе существует система отделения «особых детей» от «нормальных». Дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Дети с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

    Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что ребенка с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в детский сад или школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

    С 1970—1980-х годов наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей-олигофренов оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками.

    Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

    МСЭ и инвалидность при умственной отсталости 3 года 4 мес. назад #1555

  • Ulcha
  • Живу я здесь
  • Репутация: 8
  • МСЭ и инвалидность при умственной отсталости 2 года 8 мес. назад #1761

  • МСЭ и инвалидность при умственной отсталости 2 года 8 мес. назад #1763

  • Сообщений: 768
  • Спасибо получено: 47
  • МСЭ и инвалидность при умственной отсталости 2 года 8 мес. назад #1794

  • sorry-mama010683
  • Новый участник
  • Сообщений: 8
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 0
  • МСЭ и инвалидность при умственной отсталости 2 года 8 мес. назад #1795

    • Репутация: 2
    • МСЭ и инвалидность при умственной отсталости 2 года 8 мес. назад #1796

    • ИринаП.
    • Перечень документов для прохождения МСЭ

      Для определения группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»):
      1. Заявление гражданина (или его законного представителя). Скачать образец заявления на МСЭ
      2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; гражданам с 14 лет паспорт ( для лиц до 14 лет: свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей или опекуна).
      3. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088\у-06); или Справка врачебной комиссии в случаях отказа в направлении гражданина на МСЭ; или Определение суда.
      4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R-снимки и т.д.).
      5. Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих) граждан.
      6. Документы об образовании.
      7. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) – производственная характеристика.
      8. Педагогическая характеристика ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.
      9. Педагогическая характеристика на учащегося.
      10. Справка об инвалидности при повторном освидетельствовании.
      11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.

      МСЭ и инвалидность при умственной отсталости 2 года 8 мес. назад #1797

    • Вне сайта
    • Завсегдатай

    Условия и порядок установления инвалидности

    Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

    В соответствии с «Правилами признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г N 95 ( в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009г N 1121)

    условиями признания гражданина инвалидом являются:
    а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
    б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться , ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
    в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
    Наличие одного из этих признаков не является условием, достаточным при признания лица инвалидом.

    Признание лица инвалидом в соответствии с п.2 «Правил…» осуществляется при проведении медико-социальной исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы.

    На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь в соответствии с п.16 «Правил…» после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

    Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на МСЭ гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих стойкое нарушение функций организма.

    В случае, если организация , оказывающая лечебно-профилактическую помощь отказала гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно (п.19. «Правил….»).

    Освидетельствование проводится по письменному заявлению гражданина (его законного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья и других документов, характеризующих социально-бытовой, образовательный, профессионально-трудовой статусы гражданина.

    При наличии «Направления на МСЭ (форма 088\у-06)» гражданин (его законный представитель) заявление принимается и регистрируется в день представления направительных документов в бюро МСЭ.

    Медико-социальная экспертиза может проводится заочно (по решению бюро), в стационаре (где гражданин находится на лечении), на дому.

    На дому освидетельствование проводится в следующих случаях:
    — Если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением ЛПУ.

    При освидетельствовании специалисты бюро МСЭ знакомят гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания инвалидом, а также дают разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

    В соответствии с п.31 «Правил …» в случаях, требующих проведение необходимого дополнительного обследования , запроса необходимых сведений и других мероприятий составляется программа дополнительного обследования в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала.

    Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается после получения данных, предусмотренных этой программой. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от выполнения программы дополнительного обследования экспертное решение принимается на основании имеющихся данных.

    Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе о признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ.
    Экспертное решение объявляется гражданину (его законному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

    Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно. Но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
    Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков, а также переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена бессрочно, проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния его здоровья. Либо при осуществлении Главным бюро контроля за решением, принятым соответственно филиалом бюро.

    Инвалидность I группы устанавливается сроком на 2 года, II и III групп – на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

    Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях:
    не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания. Дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма согласно Перечню (утв. Постановлением Правительства РФ 07.04.2008г N 247)
    не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма ( за исключением указанных в Перечне состояний);
    при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанных выше;
    при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на МСЭ, подтвержденных данными учреждения, оказывающего ему лечебно-профилактическую помощь.
    Пенсионный возраст не является основанием для определения группы инвалидности без срока переосвидетельствования.

    В случае признания инвалидом гражданину выдаются следующие документы:
    1. Справка о группе инвалидности.
    2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.
    3. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
    Оформляется выписка из акта освидетельствования, на основании которой производится пенсионирование, и в 3х-дневный срок направляется специалистами бюро МСЭ в пенсионирующую организацию.

    В случае отказа в признании инвалидом гражданину выдаются:
    1. Справка о результатах МСЭ произвольной формы (по просьбе гражданина — в противном случае решение объявляется в устной форме).
    2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.

    МСЭ и инвалидность при умственной отсталости 2 года 8 мес. назад #1798

  • Сообщений: 280
  • Как успешно пройти освидетельствование в учреждениях медико-социальной экспертизы ?

    Многие больные, впервые обращающиеся в учреждения медико-социальной экспертизы, остаются недовольны вынесенными решениями и самой процедурой освидетельствования, поскольку вынуждены заниматься дооформлением документации, проходить дополнительные клинико-лабораторные обследования.

    Несколько простых советов помогут в решении подобных проблем.

    В первую очередь необходимо проверить правильность оформления документации, которая будет представлена на экспертизу.

    Направление на медико-социальную экспертизу (ваш основной документ), оформляемый в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) по месту наблюдения и лечения, должен быть заверен печатью этого учреждения и не менее чем 3-мя подписями врачей (включая подпись председателя врачебной комиссии или главного врача).

    Выписки из стационаров должны быть заверены их печатями (наличия только углового штампа и личной печати врача – недостаточно).

    Проверьте правильность паспортных данных в вышеуказанных документах, поскольку ошибка даже в одной букве приведет к их недействительности.

    Сделайте ксерокопии всех выписок из стационара и приложите их к направлению на МСЭ, желательно в хронологическом порядке. На освидетельствование обязательно берите подлинники всех выписок из стационара и других мед. документов (эксперты МСЭ сверят их с ксерокопиями и подлинники вам вернут).

    Важное значение в экспертизе имеют результаты вашего наблюдения и лечения в поликлинических условиях, поэтому амбулаторная карта должна быть с вами. Если имеются талоны вызовов Скорой помощи – они должны быть приобщены к амбулаторной карте (желательно их так же ксерокопировать).

    При наличии у вас патологии опорно-двигательного аппарата (переломы, артрозо-артриты, патология позвоночника) следует взять с собой рентгеновские снимки – желательно свежие (не более 1 месяца до даты освидетельствования). В направлении на МСЭ в этом случае должно быть их описание. Если снимков много (берите все, что есть – важно оценить динамику заболевания) – желательно сложить их в хронологическом порядке. Если вы страдаете гипертонической болезнью и по амбулаторной карте имеются кризы – можно аккуратно сделать закладки цветными полосками (стикерами) на страницах, где они зафиксированы – это следует делать за последние 12 месяцев до освидетельствования.

    Если за последний год были больничные листы – желательно выписать на отдельном листе – с какого и по какое число, с указанием диагноза и длительности в днях. К сожалению, врачи ЛПУ не всегда подробно и качественно заполняют этот пункт в направлении на МСЭ.

    Если имеются заключения узких специалистов (консультации: кардиолога, пульмонолога, нефролога, гастроэнтеролога, ортопеда-травматолога , нейрохирурга и т.д.) – полученные в других лечебных учреждениях — они также должны быть заверены печатью этих ЛПУ (а не только личной печатью врача-консультанта). Проверяйте даты выдачи заключений и паспортные данные в них.

    Могут потребоваться сведения о вашем образовании – для учащихся – справка об обучении из учебного заведения, для остальных (особенно молодых трудоспособного возраста) – копия и подлинник (его приносите с собой) диплома об образовании.

    Трудовая книжка (или ее копия, заверенная отделом кадров) так же предоставляется на МСЭ. Желательно так же сделать ксерокопию паспорта (подлинник, разумеется, должен быть при вас). Для работающих – производственная характеристика, с указанием условий труда и как больной справляется со своими обязанностями (должна быть указана дата ее составления и обязательно заверена печатью предприятия).

    Вы должны быть морально готовы к тому, что вынесенное решение может не совпасть с тем, на которое вы рассчитываете. Не следует чрезмерно полагаться на мнения врачей-лечебников, которые иногда позволяют себе высказывать мнение о положенной вам конкретно такой-то группе инвалидности. Это наиболее распространенная причина конфликтных ситуаций, возникающих в процессе объявления экспертного решения.

    Лечащие врачи не имеют соответствующей экспертной подготовки и им не следует «настраивать» больного на определенное конкретное решение. Они не несут абсолютно никакой ответственности за свое высказанное в устной форме мнение о том, какая группа положена тому или иному больному. В отличие от них, врачи эксперты оформляют на каждого больного экспертно-медицинское дело, где в письменном виде обосновывают свое решение со ссылкой на соответствующие нормативно-правовые акты, заверяют его своими подписями и печатью учреждения МСЭ и несут за него полную юридическую ответственность. Этот важный момент следует очень хорошо понимать.

    Желательно взять с собой на освидетельствование чистую простынь, поскольку при осмотре в положении лежа на кушетке, она понадобится.

    Можно взять интересную книгу, чтобы ожидание вызова в зал заседания не было утомительным. Плеер, радио — брать нежелательно – можете мешать окружающим, а при использовании наушников – не услышите, как вас будут приглашать.

    Правом первоочередного вызова пользуются: ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ и ликвидаторы аварии на ЧАЭС. Поэтому если вы принадлежите к одной из вышеперечисленных категорий – следует проинформировать об этом комиссию.

    Возьмите с собой лечебные препараты, которые могут пригодится вам при возможно длительном ожидании вызова, в первую очередь это относится к больным сахарным диабетом, гипертонической болезнью и ИБС. Продолжительность освидетельствования по времени может колебаться от нескольких десятков минут до нескольких часов – в зависимости от загруженности учреждения МСЭ.

    Поэтому следует быть готовым к возможному длительному ожиданию.

    Наиболее тяжелые больные, которые не в состоянии прибыть на освидетельствовании в учреждение МСЭ, освидетельствуются на дому (очень редко и в случаях исключительной удаленности больного решение может быть вынесено заочно – по документам). В этом случае к направлению на МСЭ прилагается справка ВК (врачебной комиссии) о том, что по состоянию здоровья больной не может явиться на освидетельствование. Пожилым и тяжелым больным желательно приходить в сопровождении родственников – которые при необходимости помогут им одеться-раздеться при осмотре, дополнят жалобы, проконтролируют возвращение их домой.

    Учитывая высокую загруженность большинства учреждений МСЭ, следует заранее подготовиться к ответам на вопросы, которые будут задаваться в процессе освидетельствования.

    Эксперты, как правило, предварительно знакомятся с вашей мед. документацией – поэтому в процессе общения задаются только необходимые уточняющие вопросы.

    Отвечать следует точно на поставленный вопрос, избегая, по возможности, излишних подробностей. Как правило, задаются вопросы о начале заболевания, как оно протекало, были ли (когда, где и сколько) стационарные лечения, операции (их даты), эффект от проводимого лечения и ваши личные планы в отношении трудоустройства (считаете вы себя полностью нетрудоспособным, намерены подыскать более легкую работу или планируете продолжить лечение по больничному листу). Задаются вопросы по амбулаторному лечению – какие препараты, в какой дозировке больной ежедневно принимает.

    После опроса жалоб больной осматривается экспертами, при необходимости и в положении лежа на кушетке. Детализация осмотра зависит от конкретных диагнозов, имеющихся у данного больного. В большинстве случаев больного просят раздеться до трусов. После осмотра, больного просят подождать в коридоре, в это время специалисты коллегиально, в ходе совместного обсуждения, принимают экспертное решение. Затем принятое решение объявляется больному.

    Возможен вариант, когда вам предложат дообследоваться – если эксперты посчитают, что для принятия окончательного решения важно получить дополнительные сведения, характеризующие состояние вашего здоровья.

    В данной ситуации желательно, по возможности, согласиться, поскольку в ваших же интересах получить дополнительные сведения о состоянии своего здоровья и тем самым повысить точность вынесенного решения. Однако вы имеете право и отказаться от дообследования – в этом случае вас попросят написать письменный отказ от него и решение будет выноситься на основании имеющихся документов и данных объективного осмотра.

    Не забывайте о том, что в случае признания вас инвалидом – пенсия и прочие льготы будут начисляться с момента начала экспертизы. Началом экспертизы считается день регистрации в учреждении МСЭ ваших документов (заявления с просьбой об освидетельствовании с приложенным к нему направлением на МСЭ).

    Коротко о том, как правильно действовать в ситуации, когда вы не согласны с принятым решением. В этом случае, во-первых, следует сохранять спокойствие и не оскорблять сотрудников учреждения МСЭ, находящихся при исполнении своих служебных обязанностей. Следует заявить, что вы не согласны с принятым решением и попросить разъяснить порядок его обжалования. Вам обязаны дать соответствующие разъяснения.

    Решение учреждения МСЭ может быть обжаловано в вышестоящее Главное бюро МСЭ или в суд, в порядке, установленном действующим законодательством. Особого смысла в обжаловании решения сразу в суд нет, поскольку специалистов по МСЭ там не имеется и грамотный судья вынужден будет искать в качестве арбитра тех же специалистов вышестоящего Главного бюро, только потратитесь на адвоката. Рациональнее написать заявление о несогласии с вынесенным решением и с просьбой провести ваше освидетельствование в вышестоящем Главном бюро МСЭ. Данное заявление может быть написано как непосредственно в том учреждении, где вы проходили освидетельствование, так и при личном обращении в вышестоящее Главное бюро МСЭ (на ваше усмотрение). В трехдневный срок с момента написания заявления, ваше экспертно-медицинское дело передается в Главное бюро МСЭ, специалисты которого будут проверять обоснованность вынесенного решения (максимум в течение 1 месяца). Вы будете приглашены к ним на освидетельствование (или они выедут на дом – если имеется справка ВК о невозможности больному прибыть на экспертизу). При наличии оснований они имеют право принятое решение изменить.

    Следуя этим несложным рекомендациям, вы сможете более уверенно чувствовать на освидетельствовании, быстрее и успешнее пройти процедуру медико-социальной экспертизы. Верьте в свои силы и вы обязательно почувствуете себя лучше. Удачи вам в достижении поставленных целей.

    МСЭ и инвалидность при умственной отсталости 2 года 8 мес. назад #1799

    В настоящее время — большинство бюро МСЭ на территории РФ — работают с использованием специализированной программы — ЕАВИИАС (Единая Автоматизированная Вертикально Интегрированная Информационно Аналитическая Система).
    В связи с этим — при проведении освидетельствования в бюро МСЭ — больным задаются вопросы , ответы на которые необходимы для заполнения соответствующих пунктов данной программы.

    Паспортные данные — заполняются по документу, удостоверяющему личность (чаще всего — это паспорт) и особых вопросов к больному при заполнении данного раздела программы — не возникает.

    Далее — в программе имеются разделы о социально-бытовых условиях и профессионально-трудовых навыках больного.
    К примеру, в программе есть такие пункты, как:
    — семейное положение;
    — количество членов семьи, проживающих совместно с инвалидом;
    — наличие (и количество) в семье инвалидов;
    — наличие (и количество) в семье детей в возрасте до 18 лет;
    — социальный статус больного (программа предлагает выбор всего из 2-х вариантов: «кормилец» и «иждивенец» — этот пункт обычно заполняется без задавания соответствующего вопроса больному и не всегда просто на него однозначно ответить);
    — жилищно-бытовые условия (программа предлагает на выбор несколько вариантов: «отдельная квартира», свой дом (часть дома)», «комната в общежитии», «отсутствие жилья» и т.д.);
    — наличие в жилище стандартных удобств (электричество, канализация, отопление, ванная, газ, телефон, балкон, интернет. );
    — наличие у больного собственной отдельной комнаты;
    — этаж проживания.

    Далее идет раздел профессионально-трудовых навыков больного:
    — образование (какое учебное заведение и когда закончил, профессия по диплому);
    — начало и конец трудовой деятельности, по каким профессиям работал (обычно эти данные берутся из ксерокопии трудовой книжки, которую надо предоставлять на МСЭ);
    — по какой профессии больной работает в настоящее время (если работает);
    — название организации (учреждения) в которой работает больной;
    — адрес места работы больного;
    — телефон места работы (заполнение данного пункта — часто вызывает затруднения, так как на память больные его обычно не помнят, а в производственной характеристике — он не указывается);
    — особенности выполняемой работы (со слов больного и по данным представленной производственной характеристики);
    — способ перемещения от места жительства к месту работы (общественный транспорт, личный автомобиль, транспорт предприятия, пешком);
    — продолжительность пребывания на больничном листе (за последние 12 мес. — теоретически — эти данные должны быть в Направлении на МСЭ по форме 088/у-06, но не всегда лечащие врачи надлежащим образом ее заполняют — поэтому — желательно — либо проконтролировать заполнение этого пункта в форме 088/у-06, либо — выписать на отдельном листе все больничные листы за последние 12 мес. с указанием диагнозов и дат их выдачи).

    Далее идет раздел жалоб.
    Жаловаться тоже надо уметь.
    Многие больные, к сожалению, не могут даже внятно изложить свои жалобы.
    Фразы типа: «У меня — голова, у меня — спина, у меня — ноги и т.д.» — ничего, кроме раздражения у экспертов (особенно в условиях дефицита времени) не вызовут.
    Голова, спина и ноги — есть у всех.
    А предъявлять нужно — именно ЖАЛОБЫ.
    То есть — ЧТО, ГДЕ и КАК болит или иначе Вас беспокоит (головные боли — постоянные или периодические, боли в сердце (за грудиной) — постоянные или периодические — как часто (раз в день, раз в неделю, раз в год и т.д.) и когда они возникают (в покое, при ходьбе, после еды, при волнении и т.д.), какие они по характеру (колющие, ноющие, давящие, распирающие, тупые и т.д.), сами они проходят или снимаются таблетками (ингаляторами) — если снимаются лекарствами — то какими именно и (ориентировочно) — через какой промежуток времени, то же относится и к другим приступам (удушья, головокружений, болей в животе, в пояснице, суставе, позвоночнике и т.д.).

    Далее — в программе идет раздел анамнеза заболевания.
    У первичных больных (которые проходят освидетельствование в бюро МСЭ в первый раз) — обычно уточняются следующие моменты:
    — с какого времени они считают себя больными;
    — как протекало заболевание (очень кратко);
    — когда были стационарные лечения по основной патологии (к Направлению на МСЭ по форме 088/у-06 надо приложить ксерокопии всех выписок из стационара — в хронологическом порядке (вверху — самые «свежие», ниже — более «старые»), а их подлинники — обязательно взять с собой на МСЭ (их могут потребовать для сверки с ксерокопиями, но после такой сверки — должны вернуть Вам на руки);
    — какое лечение больной получает в настоящее время (какие препараты и в какой дозировке — принимает, какой эффект отмечает от проводимого лечения).

    У повторных больных — уточняют сведения по течению заболевания (и его лечению) — за период, истекший с прошлого освидетельствования в бюро МСЭ (то есть — обычно за 1 год — если речь идет о 2-й и 3-й группах инвалидности или за 2 года — если речь идет об инвалидах 1-й группы).

    Далее — в программе идут уже разделы, которые заполняются по результатам объективного осмотра больного и на основании представленных на МСЭ документов (без каких-либо вопросов к больному).

    Завершающий раздел программы — разработка ИПР (ПРП).
    При заполнении данного раздела — к больном могут возникнуть вопросы.
    Повторные больные (ранее уже признававшиеся инвалидами) — должны представить на МСЭ старую (разработанную при предыдущем освидетельствовании) ИПР — с соответствующими отметками о выполнении (о получении (или — неполучении) ТСР в ФСС, отметками из ЦЗН (если давались рекомендации по трудоустройству в центр занятости населения) и т.д.
    У первичных больных — могут уточнить нуждаемость в обеспечении ТСР (техническими средствами реабилитации).
    К примеру — костыли бывают: подмышечные и с подлокотной опорой, ходунки — шагающие или на колесах и т.д. — у больного могут уточнить — какие он предпочитает.

    После завершения опроса жалоб и осмотра больного (желательно взять с собой простынь) — его просят подождать за пределами кабинета — пока эксперты обработают полученные данные, введут их в программу, посовещаются и примут конкретное экспертное решение по его случаю.

    Срок ожидания может быть различным — в зависимости от многих факторов (сложности конкретного экспертного случая, количества работающих в бюро экспертов, оставшихся после проходящих по всей стране сокращений Службы МСЭ, от их опыта работы в программе ЕАВИИАС (в основном — от того — насколько быстро они умеют печатать) и даже о стабильности работы компьютерной техники (фраза: «компьютер — завис» — вероятно, известна многим и слышать ее доводилось в самых разных учреждениях и организациях — бюро МСЭ в этом плане — не исключение), от стабильности электропитания в бюро МСЭ (при отключении электричества — могут быть большие проблемы и временные задержки).
    Большую роль таже играет и количество больных (нагрузка на 1 заседание).
    Понятно, что чем больше объем работы и чем меньше работников — тем больше времени потребуется для выполнения этой работы.

    При нагрузке на 1 заседание до 18 человек и при работе в 4 врача-эксперта (один из которых — руководитель бюро МСЭ), при работе в программе ЕАВИИАС — ориентировочное время оформления документов после выхода больного из кабинета (после опроса его жалоб и осмотра) — составляет примерно 1,5 часа (но это ТОЛЬКО при условии, что ВСЕ эксперты МСЭ — ОТЛИЧНО владеют навыками работы в программе, справки об инвалидности — не пишутся от руки, а печатаются на принтере и компьютерная техника работает стабильно).
    В остальных случаях — это время может существенно увеличиваться.
    В общем — в ЛУЧШЕМ случае — 1,5 часа.
    Если справки об инвалидности — пишутся от руки то (при соблюдении вышеприведенных условий) — 2 часа.

    Решение объявляется больному в устной форме, выдаются: справка об инвалидности, ИПР (ПРП).
    В случае непризнания больного инвалидом ему — по его желанию (только если такое желание больной высказал в устной форме) — выдается справка произвольной формы о непризнании его инвалидом и разъясняется порядок обжалования решения бюро МСЭ (как правило, в большинстве первичных бюро МСЭ уже имеются стандартные бланки заявлений о несогласии, которые больной может заполнить для обжалования решения в Главное бюро МСЭ).

    deti-luchiki.ru