Лекция на тему стресса

Лекция на тему стресса

Работа как источник стресса

1. Понятие стресса

Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры. Небольших стрессовых ситуаций невозможно избежать. Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помощью из-за стресса, растет ежегодно. Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы (когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный род занятий и т. д.): отсутствие обратной связи с коллегами, руководством, условия работы, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек, чрезмерное давление со стороны коллег и т. д.

Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника.

Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

Зачастую производственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.

Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации.

Отрасль знаний начала зарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться как самостоятельная наука. Огромный вклад в разработку и основу данной отрасли внес знаменитый немецкий ученый, преподававший в Гарвардском университете, Гуго Мюнстерберг. Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) правительство Великобритании создало Совет по изучению усталости на производстве, в котором большое участие принял Г. Мюнстерберг. В этом Совете он изучал неэффективную работу, усталость, утомляемость работников, занятых в основном ручным трудом.

Впервые термин «психология профессионального здоровья» предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд. Основной целью изучения психологии профессионального здоровья стали изучение негативного влияния стресса на организм и здоровье людей и разработка методов и способов борьбы со стрессом.

Нельзя не отметить, что реакция на стресс у каждого человека индивидуальная. Одни с легкостью переносят все тягости стресса, а другие, наоборот, замыкаются в себе и долго не могут справиться со стрессом. Это связано с возможностями того или иного человека, его личностными характеристиками, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом, ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешь переутомления и усталости, а с радостью перевыполняешь план на месяц и даже на квартал за неделю.

Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс.

2. Причины производственных стрессов

Основными причинами производственных стрессов являются:

1) перегруженность или незагруженность работой;

2) организационные перемены;

3) ролевая неопределенность и ролевой конфликт;

4) эпидемия психогенного заболевания;

5) истощение физических и духовных сил;

3. Формы проявления производственных стрессов

Основными формами проявления производственных стрессов могут быть:

2) агрессивность по отношению к коллегам;

3) нежелание выходить на работу, прогулы;

4) большое количество брака продукции;

5) излишняя нагрузка на работе;

6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.

4. Профилактика производственных стрессов

Рассмотрим основные пункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями:

1) создание благоприятного организационного климата;

2) предоставление работникам возможности самим организовывать свою работу;

3) четкое определение обязанностей работников;

4) устранение причин, ведущих к перегруженности или недо-груженности работой;

5) социальная поддержка;

6) психологическая помощь на предприятии;

7) программы общего оздоровления.

Необходимо также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела на неделю вперед.

Не ставьте перед собой «наполеоновские» планы, ведь только люди с «наполеоновскими» возможностями и силами могут выполнить такие планы. Ведь именно перенапряжение, большое количество работы и дел являются источником зарождения стресса и конфликтов в коллективе.

Индивидуальные подходы к предотвращению стрессов

Как было уже сказано ранее, каждый человек по-своему переживает стресс и стрессовые ситуации. Одни уходят в себя и надолго абстрагируются от всего мира, другим, наоборот, необходимо постоянное общение, для того чтобы стресс не стал для них хроническим заболеванием. Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, по возможности необходимо обратиться к организационному психологу или психологу на стороне для того, чтобы побыстрее выйти из стрессовой ситуации без особых осложнений. Ведь если «не лечить» стресс, то он может перерасти в различного рода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше. Психолог поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет на время отвлечься от всех проблем. Также при помощи психолога или при желании самого человека можно освоить модификацию поведения и биологическую связь.

www.telenir.net

Стрессу все возрасты покорны. Лекция

Тема: Стрессу все возрасты покорны

  • стресс (от англ. Stress — нажим, нагрузка, давление, напряжение — состояние повышенного напряжения) — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов;
  • стрессор– неблагоприятный фактор (физический или психологический), нарушающий гомеостаз организма;
  • эустресс – положительная форма стресса;
  • дистресс – отрицательная форма стресса;
  • познакомить с признаками стресса и примами самопомощи при стрессе.

    повышение стрессоустойчивости слушателей.

  • Используемые техники: интерактивная лекция.
  • Содержание лекции:
  • Что такое стресс
  • Профилактика стресса, приемы самопомощи.
  • Дыхательная гимнастика (по А. Н. Стрельниковой) и тонопластика по В. Леви
  • Антистрессовая гимнастика
  • Профилактика усталости глаз, визуализация.
  • Цветотерапия, музыкотерапия, аромотерапия
  • Продолжительность – 60 минут

    Предполагаемое количество участников – 20 – 30

    Необходимое оборудование, оснащение: тетради, ручки, бланки опросника; музыка.

    • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.-М.: Прогресс, 1988.
    • Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. – М.: 1983.
    • Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
    • Виткин Дж. Женщина и стресс-Питер, Санкт-Петербург,2002г.
    • Гринберг Дж. Управление стрессом. Издательство: Питер, 2004г.
    • Дольник В.Р. Вышли мы все из природы, М., 1996.
    • Кейт К. Управление стрессом. LikeBook.ru›Книги›view/139122.
    • Тарасов Е.А. Как победить стресс. – М.: Айрис-пресс, 2002.
    • http://www.magicwish.ru/publ/muzykoterapija_dlja_snjatija_stressa/2-1-0-1952
    • Серия: Посоветуйте, доктор. Изд – во: Метафора, 2007г.
    • Селье Г. Стресс без дистресса. lib.ru› Психология › Ганс Селье › Стресс без дистресса.
    • Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

    Что такое стресс

    Стресс – это совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)

    Канадский физиолог Ганс Селье утверждает, что стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Стресс – это неотъемлемая часть человеческого существования. Множество событий в нашей жизни приводят к стрессовым ситуациям.

    Жизнь состоит из разных событий, ожидаемых и неожиданных, приятных или нет, на которые мы реагируем в зависимости от потребностей и знания ситуации. Если информации достаточно, мы способны реагировать спокойно.

    Недостаток сведений заставляет нас волноваться. Когда случаются неожиданные и слишком важные события, к которым мы не готовы, реакция нашего организма может серьезно повлиять на состояние нашего здоровья, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Обычный набор эмоций уступает место беспокойству и тревоге, и человек погружается в стрессовое состояние.

    Незначительные стрессы неизбежны и безвредн (эустрессы) , а чрезмерный стресс вреден для здоровья. Особенно вредны дистрессы – негативные формы стресса. Нельзя допускать развития стресса до опасного для здоровья уровня! Важно научиться минимизировать воздействие стресса на организм. Чтобы минимизировать воздействие стресса, полезно знать признаки стресса, причины его возникновения и способы самопомощи

    Признаки стрессового напряжения

    1. Невозможность сосредоточиться на чем-либо.
    2. Слишком частые ошибки в работе.
    3. Ухудшается память.
    4. Слишком часто возникает чувство усталости.
    5. Очень быстрая речь, речь путается.
    6. Мысли часто улетучиваются, теряется нить рассуждений.
    7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
    8. Повышенная возбудимость.
    9. Работа не доставляет прежней радости.
    10. Потеря чувства юмора.
    11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
    12. Пристрастие к алкогольным напиткам.
    13. Постоянное ощущение недоедания, потребность «заесть» чем-то.
    14. Пропадает аппетит или вообще потерян вкус к еде.
    15. Невозможность вовремя закончить работу.

    Если вы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения своего организма, то необходимо внимательно изучить его причины.

    Причины стрессового напряжения

  • Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, то, что вы ОБЯЗАНЫ, и это угнетает вас.
  • Вам постоянно не хватает времени – и вы не успеваете ничего сделать.
  • Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.
  • Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения, и вы чувствуете это напряжение.
  • Вам постоянно хочется спать – и вы никак не можете выспаться.
  • Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
  • Вы слишком много курите.
  • Вы потребляете алкоголя больше, чем обычно.
  • Вам почти ничего не нравится.
  • Дома, в семье, у вас постоянные конфликты.
  • Вы постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
  • Вы влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
  • У вас появляется комплекс неполноценности.
  • Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и особого желания нет.
  • Вы не чувствуете уважения к себе – ни дома, ни на работе.
  • Здесь приведены далеко не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины своего стрессового напряжения, характерны лично для него, для его организма. Каждый должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения своего организма. «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой». Сенека. Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. Часто при этом затрагивается «вертикаль» деловых отношений: руководитель-подчиненный, если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, то руководитель часто вмешивается в ход разрешения конфликта.

    Профилактика стресса, приемы самопомощи.

    Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие орга­низационные факторы, то постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (для начала выясните, есть ли смысл бороться и за что бороться). Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся. Вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас. Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помо­гите ему разобраться в ваших проблемах. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить. Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий, это не стыдно!

    При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. 10-15 минут расслабления в день достаточно для того, чтобы сохранить высокую степень работоспособности. Полезно помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. Все можно изменить. У каждого человека есть право на ошибку.

    Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или вы­пуска, в умении регулировать эмоциональное поведение. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь: сломайте пару карандашей или порвите в клочья старые бумаги, журнал. Дождитесь вечера или выходных, и дайте себе хорошую физическую нагрузку, лучше такую, где надо сильно бить по предмету (футбол, волейбол, теннис, бокс) или вволю эмоционально прокричаться в командной игре

    Перечисленные рекомендации по предупреждению профессиональных стрессов носят общий характер. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Конкретная стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку определяется индивидуальностью человека (темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона и от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций. Закаленный в пре­одолении разных жизненных барьеров и неприятностей человек успешно справляется и с профессиональным стрессом. При профилактике стресса очень важно действовать на всех уровнях:

    На физиологическом (заняться своим здоровьем, режимом питания, внешним видом и т. п.);

    На эмоциональном (находить для себя эмоцио­нально комфортные ситуации, обеспечить себе хоть чуть ощутимый успех в каком-нибудь занятии, создать себе маленькие праздники и пр.);

    На интеллектуальном (принять и полюбить себя таким, каков есть);

    На мировоззренческом (дифференциация цели, концепция развития, позитивное мышление).

    Дыхательная гимнастика (по А. Н. Стрельниковой) и тонопластика по В. Леви

    Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой восстанавливает нарушенное носовое дыхание; улучшает дренажную функцию бронхов; устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе; положительно влияет на обменные процессы; налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения; активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма, способствует преодолению стрессовых состояний, способствует избавлению от никотиновой зависимости.

    Упражнение «ладошки» (разминка): Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза «экстрасенса». Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одно­временно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движе­ние). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем. Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одно­временно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдо­ха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем. Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох, уходит аб­солютно свободно после каждого вдоха. Важно не думать о выдохе. Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталки­вайте его. Не мешайте организму выпускать «отработанный» воздух… 4 коротких шумных вдоха носом — 4 пассивных выдоха… пауза-отдых 3-4 сек… Всего 24 раза по 4 коротких шумных вдоха — движения.

    Упражнение «погончики»: Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжа­ты. Плечи в момент вдоха напряжены, руки вытянуты в струну (они как бы тянутся к полу) пальцы рук широко растопырены. На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел абсолютно пассивно. Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений. Затем пауза 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений, до 96. Можно делать сидя и лежа. Норма 12 раз по 8, 6 раз по 16 или 3 раза по 32.

    Упражнение «Насос» («Накачивание шины»): Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конеч­ной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью — в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сде­лайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрями­тесь, выпуская воздух через нос или через рот. Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 се­кунд — и снова 8 поклонов-вдохов. Норма 12 раз по 8 вдохов.

    Ограничения: При травмах головы и позвоноч­ника, при смещениях межпозвоночных дисков и позвоночных грыжах, при многолетнем остеохондрозе и радикулите, при по­вышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, при камнях в печени, почках и мочевом пузыре, бли­зорукости более 5 диоптрий ни в коем случае низко не накло­няйтесь. Кисти рук в момент поклона должны опускаться только до колен, не ниже. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого ар­мейского шага. Если после первых тренировок появилась боль в пояснице — не пугайтесь, продолжайте тренироваться, но очень осторожно. В этом случае подряд, без остановки делайте не более 8 вдохов-движений. Постепенно боль отступит.

    Тонопластика по В. Леви – это СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ. При регулярном использовании улучшается физическое и эмоциональное состояние, повышается концентрация внимания, облегчается засыпание и улучшается качество сна, появляется удовлетворенность качеством своего отдыха. Можно выполнять в любой обстановке, в любое время, лежа, сидя, дома, в пути. Продолжительность от 10 секунд до 10 минут. Дышать просто, как дышится, и при этом внимать своему дыханию. Созерцать дыхание, принимать дыхание.

    Главный настрой: СОЕДИНЕНИЕ ДЫХАНИЯ И СОЗНАНИЯ: я — живу, я — дышу, принимаю свое дыхание, созерцаю свое дыхание, ды­шу, это происходит, я дышу, я живу и дышу… Можно обратиться к дыханию в безличностно-пассивной форме: дышится мне, вды­хается мне, всем телом дышится мне, вдыхается и выдыхается, легко и приятно дышится мне .

    Разнообразие выдоха: Можно выдыхать медленно-медленно. Можно спокойно вдохнуть и выдохнуть очень быстро. Отслеживаем возникаю­щие ощущения.Спокойный вдох — выдох через нос прерывисто, с маленьки­ми задержками. Так же, но через рот. Вдох спокойный, а выдох — медленно, губы трубочкой, с надуванием щек, со свистом, с од­новременным верчением головой. Начало выдоха резкое, середина плавная, а завершение — как вам хочется. На протяжении всего упражнения наблюдаем за своим со­стоянием. При выполнении данных техник повышается тонус, улучша­ется настроение, появляется уверенность, легкость переключе­ния и т. д.

    Освобождение дыхания: Помогает успокоиться. Снимает кашель и заикание, поможет сразу стать увереннее, собраннее и чуть-чуть счастливее. Время занятия от 2 минут до 2 часов. Принимается положение, лежа или сидя, можно стоя или на ходу, на прогулке. Глаза можно закрыть (если сидим или лежим). Одежда свободная, не сдавливает грудную клетку, живот, шею, плечи. Если ощущаются где-либо зажимы, можно их «стряхнуть», отпустись свое тело. А теперь начинаем просто дышать. Сделаем самый обычный вздох облегчения — позволим себе его, пускай он произойдет сам, как получится, без особых стара­ний — лишь легкое доверчивое внимание к своему дыханию. Свобода, только свобода. Свободно, совсем свободно дышится. Выдержим естественную паузу между выдохом и следующим вдохом — до тех пор, пока снова не захочется вздохнуть, и еще раз вздохнем — с тем же доверчивым вниманием — облегченно вздохнем. и еще. и еще. Дышим свободно в обычном для нас ритме, не углубляя дыхания и не сдерживая — ничего искусственного. Дышим свободно, просто свободно. доста­точно для нас, легко и свободно — дышать свободно, дыхание отпустить на волю. Через некоторое время дыхание само собой несколько замедлится и углубится, станет ровнее. Вскоре сами начнут расслабляться и мышцы тела, именно те, которые в этом нуждаются. Возможно, возникнет легкое ощущение тепла, связанное с расслаблением сосудов… Сердце входит в спокойный ритм. Покой, ясная свежесть. Приятная легкая отрешенность. Уже дышится очень легко — и легко поверить, что можно всегда дышать легко и свободно…Так продолжается, так и будет дальше. На освобожденном дыхании — дальше в жизнь.

    Любая негативная эмоция вызывает сокращение определенной группы мышц, так называемый мышечный зажим. Мышечные зажимы — обязательные спутники стресса, это остаточные явления напряжения из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.

    Разработано множество методик расслабления, релаксации, медитации, аутогенных тренировок. Релаксация – это расслабление. Для эффективности соблюдать три правила:

    1) перед расслаблением необходимо напрячь мышцы (вдох – и медленное напряжение мышц);

    2) напряжение выполняем плавно, а расслабление быстро, на контрасте (задержка дыхания – и максимальное напряжение);

    3) напряжение выполнять на вдохе, а расслабление на выдохе (выдох – расслабление мышцы или группы мышц)

    Антистрессовая гимнастика: Несколько раз приподнимите и опустите плечи, а затем, чтобы избавиться от ощущения «зажатых» плеч и застывшей шеи, повращайте плечами и шеей. Ненадолго присядьте, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов. Посмотрите вверх и протяните руки, стараясь «достать до неба» — сначала одной рукой, затем другой, и обеими вместе. Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев. Потяните себя за волосы. Затем опустите руки — уф-фы! Сожмите рукой челюсть. Ощупайте ее кончиками пальцев. Упражнение особенно хорошо для тех, кто привык сжимать челюсти и скрипеть зубами. Сожмите челюсти, потом широко раскройте рот, представьте себе, что вы находитесь на сцене Большого театра и произнесите: «А-а-а-а-а-а!» Зажмурьте глаза, а потом широко раскройте. Повторите несколько раз. Закройте глаза и медленно сделайте вдох и выдох, сосредоточившись на том, как воздух проходит через ноздри. По возможности представьте себе что-нибудь очень приятное.

    Упражнение «кипящий чайник»: Встать, на медленном вздохе поочередно напрягать со всех сил мышцы (начиная с пальцев ног, стоп, щиколоток, голени и т. д. до шеи и головы). Затем с быстрым резким выдохом расслабиться. Повторить несколько раз.

    Упражнение «Тянитесь вверх»: Американский актер Александер разработал целую систему мышечных тренировок. В основу правильной осанки он положил избавление от шейных зажимов. Его рекомендации просты и действенны: тяните голову вверх

    ТЯНИТЕ ГОЛОВУ ВВЕРХ в течение 5-7 минут

    Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища. Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх. Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения. Понемногу вытягивайте шею. Вдохните полной грудью. Представьте источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине. Поместите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правую половину тела. Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие на левую половину тела. Вообразите источник энергии над собой. Ощутите, как энергия воздействует на вас сверху. Теперь источник энергии находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу. Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, а теперь другому человеку. Отметьте, каких людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым.

    Упражнение «Заброшенный сад»: рекомендуется применять, когда человек перегружен делами и не знает, за что браться в первую очередь.

    Вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в ней нахо­дится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказывае­тесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако за ним давно уже никто не ухаживает. Растения так разрослись, и все настолько заросло травой, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообразите, как вы, начав с лю­бой части сада, пропалываете сорняки, подрезаете ветки, выка­шиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете, поливаете их, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид. Через некоторое время остановитесь — в том месте, где вы уже поработали… Осмотритесь… и ощутите разницу. Осознайте, что в жизни что-то происходит, только когда вы начинаете что-то делать.

    Профилактика усталости глаз, визуализация.

    Профилактика усталости глаз: Надавите на воображаемые линии, идущие от бровей на­верх через лоб, макушку головы и вниз по шее. Надавите на точки в уголках глаз. Пошевелите бровями. Посмотрите вверх. Посмотрите вниз. Посмотрите влево, вправо. Мысленно нарисуйте глазами вертикальную и горизонтальную восьмерки. В течение минуты двигайте глазами в разные стороны быстро-быстро, как только сможете. Двигайте взором туда-сюда, лучше по верхней дуге (верхняя дуга – это поисковый запуск в коре мозга и зонах «рая»). Если взор движется быстро и разнообразно, то мозг возбуждается; если медленно и однообразно, успокаивается, тормозится. Мягко, чуть-чуть касаясь кожи, проводим поглаживание верхнего века. Аналогично снять напряжение с нижнего века.

    Визуализация: Когда вы расстроены, чувствуете боль или симптом, обратите свой внутренний взгляд на место, в котором сосредоточены неприятные ощущения. Или на ваши негативные эмоциональные реакции. Теперь представьте себе: если бы это выглядело как образ, то каков этот образ? Когда вы видите образ переживания, боли или симптома, просто оставайтесь с ним и с ощущением некоторое время. Не нужно ничего делать специально. Просто смотрите. Просто осознавайте. Возможно, вы сможете это назвать для себя. Например: «Сейчас я чувствую боль, и моя боль выглядит именно так». Позвольте проявиться этим ощущениям или переживаниям явно. Наблюдайте. Вам ничего не нужно делать специально, не нужно производить особых действий. Смысл в том, чтобы расслабиться — и наблюдать. Теперь задайтесь вопросом – что, какое средство поможет мне с этим справиться? И представьте себе это как образ. Например, если симптом выглядит как огонь, возможно, вы используете образ воды. И потушите огонь. Делайте это не торопясь и наблюдая, как меняется ваша внутренняя картинка. Постепенно возвращайтесь к себе, обратите внимание – что изменилось в вас. Дайте себе еще некоторое время для релаксации и размышления

    Цветотерапия, аромотерапия, музыкотерапия.

    Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:

    www.b17.ru

    Лекция 11 Стресс и его регуляция

    Транскрипт

    1 Лекция 11 Стресс и его регуляция

    2 Вопросы 1. Общие понятия. Стресс, адаптация, устойчивость. Триада Селье. 2. Обратимые и необратимые повреждения тканей и органов растения. Критические периоды воздействия стрессовых факторов на растения. 3. Стресс-белки белки.

    3 Общие понятия. Стресс, адаптация, устойчивость. Триада Селье. Способность к защите от повреждающих и неблагоприятных факторов среды обязательное свойство любого, в том числе и растительного, организма. Ответные реакции, индуцируемые в организме внешними воздействиями, объединяют терминам «адаптационный синдром», а также широко распространившимся термином «стресс». В ответ на повреждающее действие фактора организм переходит в состояние стресса. Стресс это интегральный (лат. integer цельный, единый) неспецифический ответ растения на повреждающее действие, направленный на выживание организма за счет мобилизации и формирования защитных систем. Стресс (по Г.Селье) — совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых неблагоприятных и повреждающих факторов (стрессоров).

    4 Классификация экологических факторов Абиотические факторы: физические (недостаточная или избыточная влажность, освещенность или температура, радиоактивное излучение, механическое воздействие) химические (соли, газы, ксенобиотики(пестициды, промышленные отходы) Биотические факторы: биологические а) фитогенные влияние растений-сообитателей как прямое (механические контакты, симбиоз, паразитизм, поселение эпифитов), так и косвенное (фитогенные изменения среды обитания для растений); б) зоогенные влияние животных (поедание, вытаптывание и прочие механические воздействия, опыление, а также косвенное влияние на среду). в) микробогенные факторы г) микогенные факторы Антропогенные факторы

    5 Наиболее распространенные неблагоприятные для растений факторы засуха высокие и низкие температуры избыток воды и солей в почве недостаток кислорода присутствие в атмосфере вредных веществ ультрафиолетовая радиация ионы тяжелых металлов фитопатогены

    6 Критические периоды воздействия стрессовых факторов на растения Наиболее устойчивы в покоящемся состоянии (в виде семян, луковиц, клубней) Наиболее чувствительны ювенильный период (молодой возраст) период появления всходов период формирования гамет цветение плодоношение

    7 Концепция Ганса Селье Основные понятия и положения учения о стрессе разработаны (в приложении к медицине) в 1936 г. канадцем Г. Селье : адаптивная реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры) развивается по единому сценарию комплекс ответных реакций организма на стрессоры — «генерализованный адаптационный синдром», Г. Селье выделил 3 стадии (триады): 1) тревога и торможение большинства процессов (первичная индуктивная стрессовая реакция у растений); 2) адаптация, в течение которой организм приспосабливается к стрессору; 3) истощение, если адаптивный потенциал организма недостаточен для преодоления влияния стрессора

    8 Амплитуда реакции положительный стимуляционный стресс Возбуждение Торможение эустресс I фаза тревоги Граница расплывчата; зависит от дозы воздействия и исходной устойчивости организма II фаза адаптации патологический стресс дистресс III фаза истощения На протяжении триады формируется неспецифическая резистентность (устойчивость), но при увеличении силы эффекта и исчерпании защитных «Триада» возможностей Селье организма наступает его гибель

    9 Пути адаптации растений к стрессорам Пассивная адаптация Стрессор Активная адаптация Уход от воздействия -переход в состояние покоя -изоляция ТМ в стареющих органах, вакуолях -смещением сроков вегетации -поверхностная корневая системы при недостатке О 2 Торможение обмена веществ Приспособление к существованию в условиях стресса Метаболические приспособления Повышение t 0 С понижение t 0 С за счет транспирации (пассивная адаптация) и синтез БТШ (активная адаптация)

    10 Устойчивость (стресс-толерантность) (лат. tolerantia терпение) конечный результат адаптации способность растения переносить действие неблагоприятных факторов и давать в таких условиях потомство способность растения сохранять относительное постоянство внутренней среды, т. е. гомеостаз, в определенном диапазоне внешних воздействий

    11 Кросс-устойчивость (кросс-адаптация) приобретение устойчивости под воздействием одного из неблагоприятных факторов повышение устойчивости растительного организма к другим стрессовым воздействиям (предварительный тепловой шок защищает от последующего засоления, засухи, ТМ, УФ-радиации радиации)

    12 Различные стрессоры, вызывающие водный дефицит

    13 Протекторные функции белков, индуцируемых водным дефицитом Образующиеся белки поддерживают метаболизм и физиологические процессы в период потери клеткой воды и последующего восстановления оводненности в ходе осморегуляторного процесса

    14 Синтез стрессовых белков В условиях водного дефицита активируется и синтез стрессовых белков, в том числе и белков, удерживающих воду и ионы. в клетках накапливается осмотин катионитный белок (содержание может составлять 12% от общего содержания белка) локализован в вакуолях и везикулах тонопласта в состав стрессовых белков входят также аквапорины каналы для поступающей воды, которые облегчают водный транспорт через мембраны в осмотически зависимых ситуациях у растений найдены два типа аквапоринов в плазматической и вакуолярной мембранах Изменение активности уже существующих в мембране водных каналов играет важную роль в регуляции водной проводимости мембран при стрессах. Одним из механизмов такой регуляции является фосфорилирование и дефосфорилирование аквапоринов. Фосфорилирование приводит к активации, а дефосфорилирование — к снижению активности водных каналов. синтезируются белки дегидрины семейства LEA при нормальном водоснабжении растений обычно синтезируются в зародышах на стадиях позднего эмбриогенеза, когда происходит естественное обезвоживание созревающих семян различные представители этого семейства белков взаимодействуют с клеточными структурами, предохраняя их от деградации при обезвоживании, связывают воду.

    15 Lea-белки в подавляющем большинстве гидрофильны — цитоплазматическая локализация. многие обогащены аланином и глицином и лишены цистеина и триптофана. Lea-белки в соответствии с их аминокислотными последовательностями и структурой объединяют в 5 групп — специфические функции белков каждой группы. Lea-белки группы 1 характеризуются высоким содержанием заряженных аминокислот и глицина, что позволяет им эффективно связывать воду. Наличие Lea-белков этой группы в цитоплазме придает ей высокую водоудерживающую способность. Lea-белки группы 2 выполняют функции шаперонов. Образуя комплексы с другими белками, они предохраняют последние от повреждений в условиях дегидратации клетки. Lea-белки (группы 3 и 5) участвуют в связывании ионов, которые концентрируются в цитоплазме при потере клетками воды. Lea-белки группы 4 могут замещать воду в примембранной области и этим поддерживать структуру мембран при дегидратации.

    16 При действии высоких температур индуцируется синтез стрессовых белков теплового шока (БТШ) один из основных элементов адаптации Впервые выявлены у дрозофилы, позже идентифицированы у животных (включая человека), микроорганизмов и растений.

    17 Быстрый нагрев клеток или проростков растений до температуры 40 С подавление синтеза большинства белков и мрнк активация синтеза около БТШ Новые транскрипты БТШ — соответствующие мрнк, обнаруживаются уже через 3 5 мин после воздействия высоких температур (образование наблюдается также в естественных условиях при постепенном повышении температуры) Индукция синтеза белков теплового шока (БТШ) ТШ — тепловой шок, ТФ — трансфактор генов БТШ, РЭ — регуляторный элемент генов БТШ, включающий их экспрессию при ТШ; спирали — БТШ.

    18 Белки аноксии Белки холодового ответа (COR-белки) Антифризные белки, криопротекторы (пониженная t 0 С) Фитохелатины Металлотионеины

    docplayer.ru