Лфк для детей с аутизмом

Гимнастика для детей с особенностями развития

Гимнастика в оздоровительной форме является одним из лучших способов для восстановления и улучшения здоровья детей и взрослых, использующаяся в медицине в виде лечебной физической культуры.

Гимнастика обладает рядом преимуществ, благодаря которым врачи назначают ее в лечебных целях. Во-первых, гимнастика состоит из огромного многообразия упражнений, в том числе со снарядами и предметами, которые позволяют тренировать различные группы мышц. Гимнастика способствует одновременному развитию всех физических способностей человека – координации, силы, выносливости, быстроты, гибкости. Упражнения в гимнастике строго дозированные, тренер может задавать различную частоту и интервал их выполнения. Тренировки по гимнастике всегда очень увлекательные и разнообразные.

Совокупность этих факторов наделяет гимнастику очень важными лечебными свойствами, которые ускоряют процесс выздоровления человека, будь то неправильная осанка, восстановление после травмы или различные особенности развития.

В целом лечебная гимнастика назначается врачами при широком спектре заболеваний: нарушения осанки, косолапость, плоскостопие, рахит, синдром дефицита внимания (с гиперактивностью и гипоактивностью), аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), болезнь Дауна и многое другое.

Особое значение оздоровительная гимнастика имеет для детей, имеющих отклонения в развитии. В процессе занятий у них формируются правильные двигательные умения, они учатся владеть своим телом и хорошо чувствовать его в пространстве, снижаются мышечные напряжения, ребенок учится внимательности и концентрации, у него улучшается психологическое состояние.

Основными принципами занятий лечебной гимнастикой для детей являются:

1) индивидуальный подход и специальный план тренировок, разработанный врачом в соответствии с заболеванием ребенка;

2) регулярность, систематичность, непрерывность занятий;

3) постепенное увеличение нагрузок.

Детям с церебральным параличом гимнастика поможет снизить гипертонус мышц, улучшить координацию движений, обучиться правильным двигательным действиям и умению расслаблять мышцы, развить гибкость и подвижность в суставах, обучиться равновесию. При ДЦП важно начинать занятия с ребенком как можно раньше. Это связано с особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций.

Люди, страдающие аутизмом, плохо развиваются физически, их преследует чувство постоянной тревоги, нервозность, страхи, а также возникают проблемы социализации в обществе.

Для детей с аутизмом и синдромом Дауна очень важны новые разнообразные и интересные упражнения, которые будут их увлекать, развивать физически, а также обучать умению концентрироваться, облегчать процесс социальной адаптации и дарить положительные эмоции.

Гимнастика будет им очень полезна, так как позволит выполнять все самые важные задания для улучшения здоровья. Среди наиболее эффективных выделяют упражнения на координацию, а в частности: преодоление полосы препятствий, лазание по шведской стенке, занятия на гимнастических снарядах (брусья, кольца), различные прыжки, в том числе на батуте, обучение равновесию (ходьба по бревну), игра в мяч, обучение точности выполнения несложных двигательных действий (правильные шаги, бег, прыжки).

Занятия обязательно должны проходить под наблюдением врачей и в соответствии с их рекомендациями по построению тренировок.

Экспертным мнением с нами поделился спортивный врач, вице-президент Международной ассоциации оздоровительных практик (МАСОП) Николай Коротаев, который рассказал, как гимнастика влияет на здоровье детей с особенностями развития.

– Какие изменения у детей врачи отмечают под влиянием занятий гимнастикой?

Существует большое количество наблюдений и в России, и за рубежом. Еще в 80-е годы было известно, что дети, не занимающиеся гимнастикой, чаще страдают плоскостопием, искривлениями позвоночника. Если занятия гимнастикой регулярные, то выявленные ортопедом нарушения исправляются в течение одного-двух лет.

Также есть статистика, показывающая, что более половины детей, учащихся в 4, 5, 6 классах, имеют проблемы с осанкой. Если они будут заниматься гимнастикой, то, как минимум, 2/3 детей ее исправят, укрепят мышцы спины, живота, груди.

– Как гимнастика влияет на здоровье детей в случае более серьезных заболеваний?
Зарегистрировано очень много случаев, когда занятия гимнастикой позволяли исправить врожденные нарушения, такие как детский церебральный паралич, кривошея, косолапость. При таких заболеваниях гимнастические упражнения сначала используются как лечебная физическая культура, а позже уже в качестве спортивно-оздоровительных занятий.

Гимнастика, например, в отличие от подвижных игр имеет очень важное свойство — дозировку движений. Процессом тренировки проще управлять, можно задавать определенный темп, частоту повторений, сочетание движений. Благодаря этому можно корректировать нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.

– В зарубежных странах существует целое направление гимнастики для детей с синдромом Дауна. Чем она для них полезна?
В любом неврологическом нарушении всегда страдает координация. Для человека с отклонениями в развитии, будь это детский невроз, болезнь Дауна или другие патологии, создание новой двигательной доминанты всегда является положительной. Привитие навыков регулярных занятий гимнастикой будут способствовать созданию новой доминанты, которая будет перекрывать намеченную патологию.

Этот процесс происходит следующим образом: у ребенка с отклонениями в развитии в коре головного мозга существует очаг болезни, но двигательная деятельность создает другой очаг возбуждения, который положительно влияет на первый, он снижает и перекрывает очаг болезни. Это еще было доказано русскими учеными в начале 20 века.

В Европейском Гимнастическом Центре дети могут заниматься в целях реабилитации. Тренировки строятся на основе оздоровительной гимнастики, в игровой форме и направлены на достижение качественного результата, что в первую очередь необходимо для детей с особенностями развития. Наш гимнастический зал оснащен современным безопасным и ярким оборудованием, интересными модулями для полосы препятствий, детскими снарядами, батутами и игровой поролоновой ямой с цветными кубиками, где дети могут заниматься с большой радостью и пользой для здоровья.

www.europegym.ru

Комплекс лфк при аутизме

Наш современный мир изобилует огромным количеством разных заболеваний нервной и двигательной систем, одним из которых является аутизм. Заболевание достаточно сложное и требующее особого внимания специалистов, медикаментозного лечения и подбора специального комплекса лечебной физкультуры (упражнений) для приостановления развития данной болезни. Люди, страдающие аутизмом в большинстве своем, очень плохо развиваются физически, их охватывает чувство постоянной тревоги, нервозность, страхи, а также у них возникают проблемы с социальной адаптацией в обществе.

В запущенных случаях ребенок – аутист, полностью погружается в свой внутренний мир ни как, не реагируя на внешние воздействия Кроме того он не вовлекается в игры с другими детьми и остается безучастным если с ним заводят диалог. Но даже в таких случаях проявления аутизма у детей, лфк может оказать положительный эффект и способствовать частичному оздоровлению организма и борьбе с этим недугом. Основываясь на опытах и исследованиях, наши современные ученые разработали комплекс упражнений (лечебной физкультуры) для людей страдающих аутизмом.

Несколько основных упражнений лфк при аутизме

Среди огромного количества упражнений лфк при аутизме, выделим самые основные и действенные, которые способствуют улучшению состояния мышц у пациента и помогут развить его моторику:

  • Игры с использованием мяча;
  • Парадный марш;
  • Занятия на батуте (прыжки);
  • Упражнения на равновесие;
  • Занятий танцами и катание на велосипеде.
  • Вот несколько основных упражнений лечебной физической культуры для детей, страдающих аутизмом. Давайте разберем принцип каждого из приведенных выше упражнений при аутизме.

    Игры с использованием мяча — врач (специалист) или кто – то из родителей, в первую очередь катает вперед назад мяч, как бы приучая ребенка к этому предмету, затем может помочь пнуть мяч, ногой или ударить об пол.

    Парадный марш – заключается в ходьбе на месте и четком шаге при движении, так же как игры с мячом требует постепенного приучения к действию на собственном примере.

    Занятия на батуте – прыжки очень хорошо развивают моторику у ребенка, а еще батут у детей-аутистов вызывает, много положительных эмоций (веселье).

    Упражнения на равновесие – как показывает практика для детей страдающих таким заболеванием, как аутизм удержать равновесие достаточно сложно, но очень необходимо дл общего развития. Начинают с нескольких секунд с закрытыми глазами.

    Занятия танцами и катание на велосипеде – для нормальных детей это скорее развлечение, а для аутичных огромный труд. Благодаря катанию на велосипеде (есть специально разработанные модели) ребенок аутист учится держать равновесие предметов, укрепляет икроножные мышцы и моторику тела. А танцы – это ноу хау американских ученых в борьбе с аутизмом. Имитация движений взрослых под музыку способствует общему развитию и выполнению многих задач (почистить зубы, сделать элементарную уборку и многое другое).

    Аутизм – не приговор

    Как показывают исследования и достижения ученых, даже такое заболевание как аутизм не может являться приговором. Его можно, а главное просто необходимо лечить. Для борьбы с аутизмом у детей разработана специальная лечебная физкультура, которая способствует развитию крупной моторике. Эта методика основана на имитации движений и действий специалистов и родителей.

    Упражнения выполняются поэтапно, не оказывая отрицательно влияния на итак сильно пострадавшую психику ребенка. Лфк при аутизме, подобна игре, которая лучше воспринимается детьми.

    xn—-7sbbpetaslhhcmbq0c8czid.xn--p1ai

    ЛФК для детей с ДЦП

    Зачем ЛФК детям с ДЦП

    Многие родители деток с ДЦП уверены, что детский церебральный паралич – это приговор: в лучшем случае ребёнок будет существовать в инвалидном кресле, ведь при такой тяжёлой патологии мозга нарушаются двигательные функции, страдает интеллектуальное развитие, речь. Но реальная практика доказывает обратное. Терпение родителей и грамотное лечение могут поставить больного ребёнка на ноги, сформировать необходимые двигательные навыки и адаптировать к полноценной жизни.

    В НИИ Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго» собран широкий спектр передовых методик, направленных на реабилитацию детей с ДЦП. Детские специалисты самого различного профиля слаженно работают над проблемой. Лечение предлагается комплексное. С одной стороны, воздействуем на очаги органического поражения в головном и/или спинном мозге и восстанавливаем нормальную деятельность структур мозга, отвечающих за развитие моторики. С другой стороны, активно стимулируем становление правильных двигательных навыков. Для каждого малыша в отдельности мы имеем возможность подобрать оптимальную схему лечения. Но лечебная физкультура в процессе реабилитации детей с ДЦП неизменно остается на первых ролях.

    ЛФК для детей с ДЦП оказывает общеукрепляющий эффект, улучшает питание всех тканей, восстанавливает координацию, укрепляет мышцы, позвоночник и т.д. Каждый курс ЛФК при ДЦП – это шанс для ребёнка научиться ходить, приседать, пользоваться руками.

    Когда нужно начинать заниматься ЛФК при ДЦП

    Раньше считалось, что ЛФК с детьми инвалидами нужно заниматься с 3-х лет. Современные реабилитологи приходят к выводу, что начинать ЛФК для детей с ДЦП следует значительно раньше. Это действительно дает возможность избавиться от паралича. С возрастом у детей с ДЦП из-за специфического тонуса мышц, нарушенной координации формируются неверные двигательные навыки. Главная задача ЛФК для ДЦП – разрушить неправильные стереотипы движения и создать новые. Поэтому начинать стоит как можно раньше. В 3 месяца смело можно проводить первые занятия ЛФК для детей с ДЦП.

    Виды ЛФК для детей с ДЦП и их польза

    Не существует единого алгоритма реабилитации детей, больных детским церебральным параличом. Поэтому хорошо, когда есть возможность выбора из множества методик и направлений, чтобы для конкретного малыша найти оптимально работающий подход.

    Комплекс ЛФК при ДЦП в Центре «Дети Индиго» может включать:

    лечебную гимнастику под контролем сертифицированного инструктора ЛФК;

    Комплекс упражнений ЛФК при ДЦП помогает снять напряжение и восстановить чувствительность мышц, улучшает состояние нервной ткани, укрепляет позвоночник, тренирует у ребёнка выносливость – в целом способствует, чтобы двигательная активность становилась более скоординированной и управляемой.

    Комплекс ЛФК при ДЦП обязательно проводить под наблюдением сертифицированного специалиста. Он рассчитает нагрузку и подберет упражнения на растягивание, укрепление и расслабление.

    массаж рефекторно-сегментарный, общий медицинский детский. Массаж укрепляет мышцы, снимает спазмы, благотворно сказывается на состоянии нервной системы, улучшает кровоснабжение, формирует сгибальные/разгибательные навыки, правильные позы и т.д.

    кинезиотерапия и Бобат-терапия — оттачивает верные двигательные рефлексы, преобразуя их в навыки, приближенные к нормальным, формирует правильную мышечную память.

    занятия на новейших роботизированных тренажёрах с обратной биологической связью для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию.

    Сверхточные механизмы не просто тренируют мышцы, но непрерывно отслеживают правильность выполняемых движений и в игровой форме показывают ребенку мгновенную обратную связь. Это дает возможность маленькому пациенту тут же скоординировать свои действия. Двигательные навыки формируются быстрее, тело быстрее обретает правильную мышечную память, процесс выздоровления ускоряется в разы.

    Каждое из этих направлений обладает своими преимуществами, а действуя в комплексе и под наблюдением слаженной команды врачей Центра «Дети Индиго», они ускорят реабилитацию ребенка с ДЦП.

    Длительность курса ЛФК для детей с ДЦП

    Лечение ДЦП будет продолжаться всю жизнь. Родителям таких деток нужно набраться терпения. Самые сложные первые пять лет. До трех лет комплекс ЛФК при ДЦП нужно проводить каждые три месяца, чтобы формировать у ребёнка правильные умения. Курс состоит из 30 – 40 сеансов. После трёх лет ЛФК для детей инвалидов проводят каждые полгода. Регулярная и непрерывная реабилитация поможет физическому и психическому развитию ребёнка, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться к миру.

    Эффективная программа лечения ДЦП всегда индивидуально учитывает клиническую картину и предполагает комплексный подход. В помощь ЛФК для ДЦП в Центре «Дети Индиго» применяют новейшие физиопроцедуры, призванные устранить спазм мышц, восстановить иннервацию, активизировать зоны ЦНС, отвечающие за моторное развитие и координацию:

    Лечение ДЦП в Челябинске в Центре Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго»

    Помимо ЛФК в Центре «Дети Индиго» могут рекомендовать для лечения ДЦП развивающие мтеодики:

    Для успешного лечения ДЦП важно восстановить правильную работу мозга. В этом помогут методы аппартного лечения:

    deti-indigo74.ru

    Адаптивная физическая культура

    Адаптивная физическая культура — это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями.

    Во всём мире ЛФК является неотъемлемой частью комплексного лечения практически всех заболеваний.

    Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы.

    Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.

    Цель: получение ребёнком комплексной помощи , направленной на индивидуальное развитие и успешную адаптацию ребенка в обществе.

    Общие задачи для при всех нарушениях:

  • Создание комфортной среды на занятиях по физической культуре для развития детей и компенсация имеющихся недостатков.
  • Формирования у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
  • Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения.
  • Адаптивная физкультура для детей с ДЦП

    Несмотря на крайнее разнообразие патологии в двигательной сфере при детском церебральном параличе, клиницистами выделены общие причины нарушений моторики, обусловливающие задачи и специфику физических упражнений.

    1.Задача: нормализация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления позотонических реакций. Используются позы, направленные на формирование навыка регуляции положения частей тела по отношению к голове в разных исходных позициях, например лёжа на спине- голова- прямо, вправо, влево, согнута к груди, сидя- голова- прямо, в сторону, вперёд, назад и т.д. Выполняется с открытыми и закрытыми глазами, способствуют развитию мышечного чувства, чувства положения и движения. Здесь же решается задача по нормализации элементарных движений.

    2.Задача: содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических рефлексов. Здесь важна функция равновесия, что достигается использованием упражнений на сохранение равновесия при преодолении противодействия, прыжки на батуте, упражнения на качающейся плоскости, на уменьшенной площади опоры.

    3.Задача: восстановление мышечного чувства, стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы. Применяются упражнения для развития и тренировки возрастных двигательных навыков: ползание, лазание по скамейке, метания. Используют зеркало, перед которым ребёнок принимает положение правильной осанки у опоры.

    4.Задача: систематическая тренировка равновесия тела, опороспособности конечностей, развитие координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах. Ребёнок пытается прямо стоять и ходить, вырабатываются правильные двигательные навыки в самообслуживании, обучении, игре и трудовом процессе. Совместно с родителями ребёнок осваивает основные виды бытовой деятельности (с учётом умственного развития). Применяются игровые упражнения: «как я одеваюсь», «как я причёсываюсь». Формирование движений должно производиться в строго определённой последовательности, начиная с головы, затем руки, туловище, ноги и совместные двигательные действия. Объём суточной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.

    Двухлетний ребёнок должен использовать различные формы двигательной активности в объёме 2 ч. 30 мин. в день, а в возрасте 3-7 лет — 6 часов.

    Индивидуальные и групповые занятия

    Индивидуальные занятия направлены в основном на нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы.

    Длительность индивидуального занятия составляет обычно 35-45 минут.

    Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.

    Оптимальное количество детей в группе — не больше 5-8 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

    На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг- друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение.

    Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.

    Когда дети вместе играют, то на фоне положительного эмоционального состояния и соревновательного момента они часто выполняют движения, которые в обычных условиях им недоступны.

    Формы занятий адаптивной физической культурой

    Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно — сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

    Малоподвижные игры для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, например, на столе перед ребёнком методист раскладывает разноцветные кубики разного размера и спрашивает, что бы он хотел с ними сделать. Ребёнок решает строить башню. И далее все действия он проговаривает: «Я беру правой рукой большой синий кубик- это начало дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху- это первый этаж.» На этом простом примере видно, что одновременно активизируются двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно- пространственное восприятие, схема тела и схема движения. Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации.

    Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

    Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами ( с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

    Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например, упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

    Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками( хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо- эмоциональную сферу

    Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

    Совершенствование ритма движений осуществляется благодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топание. Обучающий вместе с детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети должны продолжить сами в том же ритме. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Можно передавать предметы в шеренге или парами с сохранением заданного ритма. Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).

    Адаптация детей с ДЦП требует учёта всех особенностей ребёнка. Работать с ним необходимо в соответствии с имеющимися нарушениями и одновременно по всем направлениям. Неправильно думать, что сперва нужно поработать с двигательными нарушениями, а потом, когда ребёнок начнёт ходить.- с речевыми, зрительными и другими проблемами. Чем раньше начато адекватное регулярное лечение, тем лучше результат. Создаётся единая сеть лечебного воздействия и среды, где всё направлено на стимулирование активности и посильной самостоятельности и в двигательной и в психологической сферах.

    Дети с ДЦП нуждаются в адаптивной физкультуре и делают большие успехи при регулярном и правильном применении комплексного лечения.

    Адаптивная физкультура для детей с расстройствами аутистического спектра

    В настоящее время признано, что помощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская.

    С другой стороны, аутичного ребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не решают его проблем.

    Известно, что развитие аутичного ребенка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. Именно поэтому ребенку с аутизмом затруднительно применять в реальной жизни имеющиеся у него знания и умения.

    Всем детям с расстройствами аутистического спектра, при значительной неоднородности этой группы по составу, необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмыс¬ленного взаимодействия с окружающим миром (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 2000).

    Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног.

    Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

    У многих детей на уроке адаптивной физкультуры проявляются стереотипные движения: раскачивания всем телом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машущие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У учащихся с аутизмом отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, своевременно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка.

    Практика показывает, что пониженная произвольность у аутичных детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений. Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их свободно, без излишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности, удовлетворения личных, бытовых и социальных потребностей.

    Чаще всего недостаточность именно этих характеристик лимитирует двигательную деятельность.

    Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности.

    Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.

    Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:

    • развитие имитационных способностей (умения подражать);
    • стимулирование к выполнению инструкций;
    • формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
    • воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
    • В программу занятий входят следующие классы действий:

    • действия, требующие ориентировки в пространстве тела;
    • действия, обеспечивающие различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки;
    • точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.
    • Важно развитие двигательной рефлексивности аутичных детей: умения осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п.

      Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.

      Кроме того, в ходе занятий адаптивной физической культурой ведется работа по формированию Я — концепции у аутичных детей.

      Для этого выполняемые движения и действия проговариваются от 1-го лица (например, «Я ползу», «Я марширую», «Я бегу»).

      Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я»

      Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.

      При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

      Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

    • медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
    • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
    • проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
    • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;
    • растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
    • одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
    • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
    • помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.
    • Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

      Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

      Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:

    • начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
    • постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
    • облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «финиш», а также «зону отдыха»;
    • формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;
    • показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
    • сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
    • формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
    • не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
    • собственного тела, дозировать нагрузку;
    • двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
    • поощрять даже малейшие успехи.
    • Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.

      Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью, во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.

      Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

    • сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
    • выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
    • использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например «зону для выполнения упражнений», «зону для игр», «зону для отдыха» и др.;
    • давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
    • создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например: «Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит»;
    • исправлять неправильные движения ребенка;
    • радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.
    • В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:

    • предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
    • соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
    • соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
    • соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;
    • соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);
    • обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);
    • соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассив- но-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.

    Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.

    Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра.

    Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.

    ПОМОЩЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ!

    www.logoped-ryazan.ru