Лфк для детей с умственной отсталостью

Проверка эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7- 8 лет на занятиях ЛФК

Комплексы упражнений для коррекции осанки для умственно отсталых детей на занятиях ЛФК.

1. Ходьба с мешочком гороха на голове в коридоре (ширина — 1 м., длина — 10 м.).

упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

2.И. п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе.

1 — поворот туловища вправо, правую руку в сторону;

3 — то же в лево

ОРУ — способствующие расширению грудной клетки

3.И. п. — лёжа на животе, принять правильную осанку (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии).1-Перевести кисти рук вперёд, 2 — положить их друг на друга под подбородок.3-4 одновременно приподнять руки, грудь не отклоняя в сторону, удерживать туловище в данном положении 3-5 сек.

симметричные упражнения, корригирующие осанку.

4.И. п. — лёжа на животе, руки под подбородком.

1 — отвести правую ногу в сторону;

2 — приподнять голову и грудь с одновременным вытягиванием рук вверх;

3 — 4 — возвратиться в и. п.

То же с левой ноги.

асимметричные упражнения, корригирующие осанку.

5.И. п. лежа на спине, согнуть руки в локтях с упором на локти, согнуть ноги в коленях с упором на стопы.

1-2 опираясь на стопы и локти, прогнуться, приподнять таз.

3-4 вернуться в и. п.

Упражнения для мышц брюшного пресса

6.И. п. — лёжа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Приподнять голову и плечи,

руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение 3-7 счетов.

Упражнения для мышц спины

7.И. п. — О.С., руки в стороны.

1 — движение прямой ногой вперёд;

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. ИГРА «Пингвины».

Дети строятся в 2 колонны. У каждого играющего по одному мешочку с горохом. По сигналу педагога первые игроки зажимают между колен мешочек и прыгают на двух ногах до финишной черты на расстояние 5 м. Затем они берут мешочек в руки и бегут к игрокам второй пары и т.д. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

9.И. п. лежа на спине, дыхание спокойное, ноги согнуты в коленях.

1 — Расслабить правую руку и предплечье, и кисть свободно поднять вдоль туловища.

2 — То же, с левой рукой;

3 — Расслабить правую ногу;

4 — То же, с левой ногой.

Упражнения в расслаблении, способствующие

формированию правильной осанки.

10.И. п. сидя на полу, ноги скрестно, спина прямая.

1-2 Руки вверх над головой, голову откинуть назад, сделать вдох;

3-4 Руки опустить вниз на пол перед собой, туловище согнуть, сделать выдох.

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

11.И. п. — стоя на четвереньках с опорой на кисти и колени. Ходьба на четвереньках по ковру, гимнастической скамейке.

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики
Дагестанская народная педагогика — это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами страны и мира. Многие традиции обучения, направленные на развитие человека, а также обычаи народностей Дагестана своими корнями уходят в глубокую древность. Сегодня есть ве .

Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине
Специальные дисциплины – это основополагающие дисциплины специальности, именно на них происходит становление студента как будущего специалиста. По этой причине подготовка к занятиям по таким дисциплинам имеет ряд особенностей. План занятия разрабатывается на основе ранее составленного перспективно- .

Обоснование изучения рассуждения как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Работа над текстами типа рассуждения во многом способствует развитию логического мышления на уроках русского языка. Данные тексты являются эффективным средством развития коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждения лежит умозаключение в фо .

www.faireducation.ru

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЛФК) ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Издание: Вопросы педагогики. Номер 3 за март 2017.

Научная статья

Ключевые слова

Аннотация к статье

Текст статьи

Характерной особенностью учащихся специальных (коррекционных) школ является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением ЦНС, различной этиологии. Многие учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, особенно младших классов, нуждаются в специальных занятиях, направленных на коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков физического развития и моторики. С целью проведения этой работы в специальной (коррекционной) школе введены занятия ЛФК в 1-4 классах, которые являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физической культуре. Занятия проводит инструктор по ЛФК или учитель по физической культуре с обязательной специальной подготовкой (повышение квалификации по дополнительному профессиональному образованию по лечебной физкультуре).

Наиболее целесообразным следует считать зачисление в группы для коррекционных занятий по ЛФК детей, имеющих по сравнению с основным составом класса более грубые нарушения физического развития, а также недостатки моторики. Комплектование групп производится в начале учебного года, в зависимости от нарушения, на основании заключения врача и мониторинга по физической культуре. Примерное комплектование групп: 1 группа: для учащихся с различными видами и формами сколиоза. 2 группа: для учащихся имеющие недостатки физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.д.). 3 группа: для учащихся имеющие нарушения в движениях (нарушения координации, ориентировки в пространстве, точности движений, равновесия, сглаженные парезы, недоразвитие движений кистей и пальцев рук и т.д.). 4 группа: для учащихся с недостатками в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести и д.

р.) Каждая группа делится на микрогруппы, в зависимости от характера нарушения, возраста и подготовки. В особо сложных случаях проводятся индивидуальные занятия с отдельными учащимися. Также необходимо обязательное обеспечение взаимосвязи занятий по ЛФК с другими формами физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, игры и физические упражнения на больших переменах и прогулках. Для этого необходима взаимосвязь с учителем, воспитателем и родителями (сообщить им, кто из учащихся их класса, группы посещает занятия ЛФК, какие нарушения имеет, как следует их учитывать и как можно оказать коррекционное влияние на них в процессе проведения уроков и во внеклассной работе). Цель, задачи, средства и методы в зависимости от нарушения На занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, подвижные игры, прикладные упражнения, самомассаж, дыхательные упражнения.

Основными видами занятий являются специальные упражнения с целью избирательного коррекционного воздействия. 1 группа: для учащихся с различными видами и формами сколиоза. Цель работы с данной группой учащихся: коррекция и компенсация грубых нарушений физического развития и моторики учащихся с умственной отсталостью. Задачи: 1. Способствовать общему оздоровлению организма; 2. Способствовать укрепление ослабленных мышц с увеличением их силовой выносливости; 3. Способствовать остановке прогрессирования сколиоза; 4. Коррекция сколиоза; 5. Способствовать воспитанию правильной осанки; 6. Способствовать тренировке и укреплению сердечно сосудистой и дыхательной систем. Комплексы лечебной гимнастики и дозировка подбираются индивидуально, в зависимости от формы искривления, направления, локализации и степени сколиоза, возраста ребенка.

Средства и методы (с учетом рекомендаций врача ЛФК): 1. Общеразвивающие упражнения — упражнения для укрепления мышц плечевого и тазового пояса, конечностей и туловища; — развитие выносливости мышц (динамические упражнения, упражнения в изометрическом напряжении мышц, упражнения с дозированным сопротивлением, отягощением); — элементы растягивания и расслаблением мышц. 2. Дыхательные упражнения (1:4) — статические и динамические дыхательные упражнения; — грудное и диафрагмальное дыхание; — полное дыхание, лежа на боку на стороне выпуклости при грудном сколиозе. 3. Корригирующая гимнастика — ассиметричная гимнастика; — симметричная гимнастика; — деторсионные упражнения; — упражнения для подвздошно-поясничной мышцы. Также на занятиях ЛФК используется самомассаж — является гигиеническим средством, способствующий общему развитию тела, укрепляющим мышцы, суставы, средством повышения общей работоспособности и физического развития.

При лечении сколиоза существует три основных метода: мобилизация позвоночника, коррекция деформации и удержание коррекции. 2 группа: для учащихся имеющие недостатки физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела, и т.д.). Цель работы с данной группой учащихся: коррекция и компенсация грубых нарушений физического развития и моторики учащихся с умственной отсталостью. Задачи ЛФК при нарушении осанки: 1. Способствовать общему оздоровлению организма; 2. Создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника; 3. Коррекция имеющегося дефекта; 4. Способствовать сохранению и укреплению правильной осанки; 5. Способствовать нормализации функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы; Комплексы лечебной гимнастики и дозировка подбираются индивидуально, в зависимости от типа нарушения осанки, возраста ребенка.

Средства и методы: 1. Специальные упражнения при различных нарушениях осанки. Круглая спина и сутулость: — для уменьшения грудного кифоза: укрепление мышц, выпрямляющие туловище; растяжение передних связок грудного отдела позвоночника; — для увеличения поясничного лордоза (увеличение угла наклона таза): укрепление мышц поясничной области; укрепление мышц сгибателей тазобедренного сустава; — для придания лопаткам правильного положения: укрепление ромбовидных мышц; укрепление передних зубчатых мышц. Плоская спина: — для увеличения физиологических изгибов (грудного кифоза и поясничного лордоза): упражнения на сгибание; укрепление мышц поясничной области; укрепление мышц сгибателей тазобедренного сустава; — для придания лопаткам правильного положения: укрепление ромбовидных мышц; укрепление передних зубчатых мышц.

Гиперлордоз: — для уменьшения поясничного гиперлордоза (уменьшение угла наклона таза): растяжение мышц сгибателей тазобедренного сустава; растяжение мышц поясничной области; укрепление мышц брюшного пресса; укрепление мышц разгибателей тазобедренного сустава. Кругловогнутая спина: — для уменьшения грудного кифоза: укрепление мышц, выпрямляющие туловище; растяжение передних связок грудного отдела позвоночника; — для уменьшения поясничного гиперлордоза (уменьшение угла наклона таза): растяжение мышц сгибателей тазобедренного сустава; растяжение мышц поясничной области; укрепление мышц брюшного пресса; укрепление мышц разгибателей тазобедренного сустава; — для придания лопаткам правильного положения: укрепление ромбовидных мышц; укрепление передних зубчатых мышц. Плосковогнутая: — для придания лопаткам правильного положения: укрепление ромбовидных мышц; укрепление передних зубчатых мышц; — для увеличения грудного кифоза: упражнения на сгибание; — для уменьшения поясничного гиперлордоза (уменьшение угла наклона таза): растяжение мышц сгибателей тазобедренного сустава; растяжение мышц поясничной области; укрепление мышц брюшного пресса; укрепление мышц разгибателей тазобедренного сустава.

Исходные положения (И.П.): лежа на спине, на животе, на боку, колено — кистевое. 2. Коррекция осанки — тренировка мышечно-суставного чувства — прижатие поясницы к полу; — стоя спиной к стенке, принятие правильного положения, затем отходит от стенки и проверяет; — исправления дефектов осанки у зеркала; — лёгкое похлопывание по животу и спине (в ответ на раздражение рецепторов происходит сокращение и подтягивание мышц, и принятие правильной осанки). 3. Сохранение правильной осанки — упражнения на расслабление в сочетании со статическими упражнениями. 4. Закрепление правильной осанки — тренировка силы и выносливости мышц (отягощение, сопротивление, И.П. — лёжа, на силу); упражнения на развитие гибкости, даются после формирования мышечного корсета. 5. Дыхательные упражнения: статические, динамические; с удлиненным выдохом.

6. Упражнения на расслабления — нагрузку и количество упражнений постепенно увеличивать. Задачи ЛФК при плоскостопии: 1. Способствовать уменьшению болевого синдрома; 2. Коррекция стопы; 3. Способствовать укреплению мышц, поддерживающих свод стопы; 4. Воспитать правильный стереотип при стоянии и ходьбе. 5. Способствовать сохранению и укреплению правильной осанки; Средства и методы: 1. И.П. — различные. При тяжелых степенях и в начальный период даются разгрузочные И.П. (лежа, сидя). 2. Специальные упражнения — приведение и супинация стопы; — круговые движения стопой; — сгибание и разгибание пальцев стопы; — захватывание пальцами различных предметов; — сдавливание стопами небольшого мяча; — перекатывание на мяче или валике. 3. Самомассаж Массаж, помимо болеутоляющего действия, способствует устранению застойных явлений в кровеносных сосудах нижних конечностей и оказывает укрепляющее влияние на мускулатуру ног.

4. Общеразвивающие упражнения — корригирующие упражнения для позвоночника и нижних конечностей (так как плоскостопие часто сочетается с нарушение осанки и выше лежащими суставами); — привычные упражнения — ходьба, бег, прыжки. При ходьбе стопы не должны разворачиваться наружу, расстояние между ними — стопа. Бег и прыжки — легко на носках и не по твердой поверхности. При приседании нагрузка должна идти на внешний край стопы, колени не сдвигаться во внутрь; — различные комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов. Не показано: ходьба на внутреннем крае стопы; прыжки и бег на асфальте; длительные упражнения в положении стоя. 5. Дыхательные упражнения — статические и динамические дыхательные упражнения, — грудное и диафрагмальное дыхание. Задачи ЛФК при отставании в массе и росте тела: 1. Создать благоприятные условия для физического развития учащихся; 2.

Способствовать развитию физических способностей; 3. Способствовать тренировке и укреплению сердечно сосудистой и дыхательной систем. 4. Способствовать сохранению и укреплению правильной осанки; Средства и методы: 1. Общеразвивающие для определенных мышечных групп (мышцы верхних конечностей, нижних конечностей, мышц брюшного пресса, спины); 2. Упражнения с предметами и без предметов; 3. Активные — выполняемые ребенком самостоятельно; 4. Упражнения в расслаблении — выполняемые с максимальным снижение тонуса мускулатуры; 5. Дыхательные упражнения — статические и динамические; 6. Изометрические упражнения — гимнастические упражнения, выполняемые в статическом режиме, без изменения длины мышечного волокна; 7. Корригирующие упражнения — специальные гимнастические упражнения; 8. Упражнения на координацию; 9. Упражнения в равновесии; 10.

Упражнения прикладного характера — в основных двигательных действиях естественного типа (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания); 11. Спортивные виды физических упражнений — элементы спортивных игр, плавание, велосипед, лыжи, и др.; 12. Подвижные игры — занимают особое место в физическом воспитании ребенка, комплексно воздействуя на организм, развивая двигательные навыки, обеспечивая высокую эмоциональную насыщенность занятия. 3 группа: для учащихся имеющие нарушения в движениях (нарушения координации, ориентировки в пространстве, точности движений, равновесия, сглаженные парезы, недоразвитие движений кистей и пальцев рук и т.д.). Цель работы с данной группой учащихся: коррекция и компенсация грубых нарушений физического развития и моторики учащихся с умственной отсталостью. Задачи ЛФК: 1. Способствовать всестороннему физическому развитию организма учащихся; 2.

Коррекция дефектов в области моторики; 3. Способствовать сохранению и укреплению правильной осанки; 4. Способствовать тренировке и укреплению сердечно сосудистой и дыхательной систем. Средства и методы: 1. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. 2. Упражнения в ходьбе и на месте. 3. Построение и перестроение, на месте и в движении. 4. Подвижные игры. 5. Упражнения с элементами спортивных игр. 6. Ритмические упражнения. 7. Упражнения для развития ловкости: — для развития способности к освоению простых и затем сложных координационных действий; — для развития способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; — для развития ощущений дифференцирования усилий, восприятий чувства времени и пространства. 8. При сглаженных парезах — упражнения, способствующие развитию элементарных движений; сложные упражнения, включающие движения пораженных мышечных групп; упражнения с предметами; 9.

Для развития движений кистей и пальцев рук — упражнения для кистей и пальцев рук; упражнения с малыми предметами; 10. Дыхательные упражнения: статические и динамические дыхательные упражнения, 11. Самомассаж. 4 группа: для учащихся с недостатками в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести и д.р.). Цель работы с данной группой учащихся: коррекция и компенсация грубых нарушений физического развития и моторики учащихся с умственной отсталостью. Задачи ЛФК: 1. Способствовать всестороннему физическому развитию организма учащихся; 2. Способствовать развитию физических качеств; 3. Способствовать сохранению и укреплению правильной осанки; 4. Способствовать тренировке и укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Средства и методы: 1. Общеразвивающие и специальные упражнения для развития двигательных качеств; 2.

Дыхательные упражнения (статические и динамические); 3. Подвижные игры; 4. Упражнения для формирования правильной осанки; 5. Упражнения с элементами спортивных игр; 6. Упражнения на расслабления. Методы воспитания скоростных способностей: — методы строго регламентированного упражнения: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях; соревновательный метод; игровой метод. Прежде чем выполнять упражнения с максимальной скоростью, нужно повторить на средних и субмаксимальных скоростях, чтобы избежать излишнего напряжения (упражнения должны быть простыми, уже хорошо освоенными). Нагрузка подбирается строго индивидуально. Методы воспитания координационных способностей: — методы строго регламентированного упражнения; — игровой метод; — соревновательный метод; — метод круговой тренировки.

Упражнения на развитие координационных способностей быстро утомляют детей с умственной отсталостью, так как создается большое напряжение в деятельности анализаторов. Интервал между упражнениями должен составлять 2-3 мин. В момент отдыха можно предложить упражнения на расслабление, восстановление дыхания. Методы воспитания силовых способностей: — метод максимальных усилий; — метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений; — метод непредельных усилий с максимальным количеством повторений; — метод динамических усилий; — «ударный» метод. Между сериями силовых упражнений необходимо обеспечить оптимальный отдых. В среднем длительность интервала между сериями должна составлять 2-4 мин. Нагрузка подбирается строго индивидуально. Методы воспитания выносливости: — метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; — метод повторного интервального упражнения; — метод круговой тренировки; — игровой метод; — соревновательный метод.

Выполнение упражнений на выносливость при занятиях с детьми с умственной отсталостью возможно до снижения мышечной работоспособности на 10-15% по сравнению с максимальной. Выполнение длительной работы до более глубокой степени утомления сопровождается неблагоприятными сдвигами в показателях сердечно сосудистой, дыхательной и нервной систем. Возможно использование следующих интервалов отдыха: сокращенный, неполный, полный, удлиненный. Нагрузка подбирается строго индивидуально. Методы воспитания гибкости: — повторный метод; — повторно серийный; — метод круговой тренировки; — соревновательный метод. Оптимальной нагрузкой в упражнениях на развитие гибкости является 8-15 движений. Методические особенности: постоянно повторяющаяся, четкая организация занятий; многократное повторение; фиксация главного элемента; обязательное использование наглядного материала; оказание стимулирующего влияния на развитие у учащихся словесной регуляции действий.

lit.info

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 п.Хвойная»

ПРИНЯТО
На методическом совете
Протокол №1 от 30.08.2016г
курса «««Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
4 класс (8вид)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Методический комплект (учебник и рабочие тетради): ­
Программа:­
Количество часов: 4 класс­34часа
Составители: Громова НВ (заместитель директора по УВР (начальная школа))
1

Программа ««Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» имеет
физкультурно­спортивную направленность, то есть направлена на укрепление здоровья детей и на формирование потребности и умения
систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
По своему функциональному предназначению – эта программа является оздоровительной и общеразвивающей; по форме организации может быть
как групповая, так и индивидуальная; по времени реализации – годичная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор программы: Громова НВ (заместитель директора по УВР (начальная школа))
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время у большинства обучающихся наблюдаются нарушения
физического развития, что требует коррекционной работы с ними.
В ОУ есть учащийся, которому необходимо создать условия для физического развития.
Ввиду этого возникает необходимость в дополнительных занятиях адаптивной физической культурой с ребенком.
Педагогическая целесообразность программы.
Данная программа поможет обучающимся формировать устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление, а также содействовать
воспитанию нравственных и волевых качеств, способствовать развитию психических процессов и свойств личности обучающихся с отклонением
здоровья.
Цель: Овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья
данной категории детей, овладение знаниями физической культуры и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и
умениями.
Задачи: Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
1.
здоровья.
Дать ребенку знания о правильной осанке, значении здорового образа жизни, о нормах и соблюдении режима дня, об охране своего
2

2.
Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с
целью коррекции физического развития.
3.
здоровья.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями
Сроки реализации программы: 1 год (4класс)
Всего часов
34
Теоретические
занятия
5
Практические
занятия
29
Ожидаемы результаты освоения программы.
знать:









уметь:


о технике безопасности при выполнении упражнений;
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
о правилах поведения на занятиях физической культурой;
о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно­оздоровительных занятий;
о технике выполнения физических упражнений;
о значении упражнения на развитие двигательных качеств;
о правилах самоконтроля за состоянием организма при выполнении физической нагрузки.
выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной
осанки;
выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
выполнять комплексы дыхательных упражнений;
выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;




3



выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения.
Аттестация по итогам освоения программы.
(аттестация не предусмотрена)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа содержит следующие разделы:
1. Введение. Общие основы (3часа).
2. Лечебная физическая культура­ основа при травмах и заболеваниях
опорно­двигательного аппарата. (10часов)
Упражнения при заболеваниях сердечно сосудистой системы (ССС) и дыхательной системы. (10часов)
3.
4. Упражнения при заболеваниях органов Дыхания (3часа)
5. Упражнения при заболеваниях обмена веществ и центральной нервной системы (ЦНС) (3часа)
6.
Упражнения при заболеваниях органов зрения (5часов)

Учебно­тематический план программы «Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья»


Раздел,
тема
Виды занятий (в часах)
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Самостоятельная работа
Раздел 1 Введение. Общие основы (3часа)
4

1.1
1.2
Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи.
Содержание и значение утренней гимнастики.. Название
спортивного инвентаря.
Основы лечебного действия физических
упражнений..Общеразвивающие упражнения без предметов на
месте и в движении.
Основы лечебного действия физических упражнений.
Общеукрепляющие упражнения. Общеразвивающие
упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с
большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом, со
скакалкой).
Раздел 2 Лечебная физическая культура­ основа при травмах и заболеваниях
опорно­двигательного аппарата. (10часов)
2.1.
2.2
2.3
Лечебная физическая культура­ основа при травмах и
заболеваниях
опорно­двигательного аппарата. Беседа.
Лечебная физическая культура­ основа при травмах и
заболеваниях
опорно­двигательного аппарата. Просмотр видеометариалов.
Нарушение осанки. Профилактика нарушения осанки.
Комплексы упражнений: упражнения на формирование
правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное
развитие мышц туловища,
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и
связок позвоночника. Анатомо­физиологические особенности
опорно­двигательного аппарата. Сколиоз.
Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической
палкой, около гимнастической стенки; подвижные игры
тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
1
­
1
1
­
0,5
­
0,5
0,5
5

0,5
­
1
3
2.4
2.5
в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.
Упражнения для формирования и закрепления навыка
правильной осанки.
Коррекционная гимнастика на осанку. Игра «Попади в цель».
Подвижные игры. Развитие ловкости и координации
Упражнения для формирования и закрепления навыка
правильной осанки.
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и
связок позвоночника :ползание по гимнастической скамейке;
перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя;
перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении
группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в
различных И.П.
Профилактика плоскостопия: :ходьба на носках, на наружных
сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам;
упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные
сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких
предметов ( мячей, палочек, кубиков ); подниматься и
опускаться на носках.
Раздел 3 Упражнения при заболеваниях сердечно сосудистой системы (ССС) и дыхательной системы (10часов)
3.1
1
Содержание учебного материала
при заболеваниях сердечнососудистой системы. Беседа.
­
3.2
Комплекс упражнений при заболеваний сердечнососудистой
системы.
0,5
2
Основным видом физической активности является
дозированная ходьба,умеренные физические нагрузки
являются эффективнным средством.
Упражнения, требующие точности выполнения,
легче
0,5
­
­
0,5
6

осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением
должны чередоваться с упражнениями на дыхание и
расслабление.
Подвижные игры на закрепление материала.
Подвижные игры, изученные ребенком.
Комплекс упражнений на свежем воздухе для укрепление
организма.
Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и
медленно дышать, чередовать грудное и брюшное дыхание;
вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук;
глубокий вдох – максимальный выдох
Комплекс упражнений на свежем воздухе для укрепление
организма.
Упражнения при заболеваниях сердечно сосудистой системы
(ССС) и дыхательной системы. Закрепление материала.
3.3
3.4
3.5.
0,5
0,5
0,5
Раздел 4 Упражнения при заболеваниях органов Дыхания (3часа)
4.1
0,5
Основа дыхательной системы.
Комплекс упражнений.
Основа дыхательной системы.
Комплекс упражнений. Закрепление материала.
4.2
4.3
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Комплекс
Л.Г при бронхите и пневмонии. Обучение правильному
дыханию:брюшной и грудной тип дыхания; полное дыхание;
упражнения для тренировки дыхательных мышц, для
восстановления дыхания.
Упражнения при заболеваниях органов Дыхания.
0,5
0,5
1
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
­
­
­
­
7

Раздел 5. Упражнения при заболеваниях обмена веществ и центральной нервной системы (ЦНС) (3часа)
5.1
0,5
Упражнения при заболеваниях органов Дыхания.
Закрепление материала.

Упражнения для развития функции координации и
вестибулярного аппарата.
5.2
5.3
Общеразвивающие упражнения. Воздействие ФУ на нервную
систему. Характеристика физических упражнений.
Упражнения для развития функции координации и
вестибулярного аппарата.
Общеукрепляющие упражнения.
Раздел 6 Упражнения при заболеваниях органов зрения (5часов)
6.1
Характеристика и виды заболеваний глаза и профилактика.
Упражнения для наружных мышц глаза: упражнения для
прямых мышц глаза; упражнения для прямых и косых мышц
глаза.
Характеристика и виды заболеваний глаза и профилактика
Профилактика зрения. Упражнения для внутренней
(цилиарной) мышцы. Выполняют эти упражнения движением
глазного яблока по всем возможным направлениям и путем
перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю
и наоборот.
6.2
Комплекс специальных упражнений для глаз.
Комплекс специальных упражнений для глаз. Самомассаж
глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
­
2
1
­
­
0,5
0,5
0,5
8

надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не
вызывая боли, с разной частотой и силой.
Итого
11,5
17,5
5
Содержание программы.
Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи. Содержание и значение утренней гимнастики.. Название спортивного инвентаря.
Основы лечебного действия физических упражнений Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении. Общеразвивающие
упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом, со скакалкой).
Упражнения при нарушении осанки.
Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища,
Упражнения при сколиозах. Анатомо­физиологические особенности опорно­двигательного аппарата. Сколиоз.
Комплекс упражнений при шейно­грудном остеохондрозе. Коррекционная гимнастика на осанку. Игра «Попади в цель». Подвижные игры.
Развитие ловкости и координации
Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия. Профилактика плоскостопия: :ходьба на носках, на
наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам; упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и
пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков ); подниматься и опускаться на носках.
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника :ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на
живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад
в различных И.П.
Упражнения для развития координации. Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около гимнастической стенки; подвижные
игры тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.
Упражнения при заболеваниях сердечнососудистой системы.
Основным видом физической активности является дозированная ходьба,умеренные физические нагрузки являются эффективнным средством.
Комплекс упражнений при заболеваний сердечнососудистой системы .Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных»
движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие
точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и
расслабление.
Упражнения при заболеваниях органов дыхания Комплекс Л.Г при бронхите и пневмонии. Обучение правильному дыханию:брюшной и грудной
тип дыхания; полное дыхание; упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, чередовать
грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох
Упражнения при заболеваниях обмена веществ и центральной нервной системы (ЦНС).
9

Воздействие ФУ на нервную систему. Характеристика физических упражнений. Упражнения для развития функции координации и вестибулярного
аппарата.
Упражнения при заболеваниях органов зрения. Характеристика и виды заболеваний глаза и профилактика. Упражнения для наружных мышц
глаза: упражнения для прямых мышц глаза; упражнения для прямых и косых мышц глаза.
Комплекс специальных упражнений для глаз. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы. Выполняют эти упражнения движением глазного
яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.
Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной
частотой и силой.

Материально­техническое обеспечение:
Оборудование спортивного зала: гимнастический инвентарь, индивидуальные аптечки мяч, скакалки, обруч, гимнастические палки, шведская стенка,
беговая дорожка, весы, тренажеры.
Технические средства компьютер, магнитофон, телевизор.
Учебно­методическое и информационное обеспечение:
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов вузов. М.: Гуманит. Изд.Центр, ВЛАДОС, 2001г.. – 680 стр.с.ил.
Дополнительные источники:
1. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. Учебник для физической культуры /Под ред.С.Н. Попова, Физкультура и
спорт,1985 г.­351 стр. с ил.
2.М.Д. Рипа и др. Занятие физической культуры со школьниками к специальной медицинской группе. М: Просвещение, 1988г. – 175 стр. с.ил.
3. М.В.Девятова. Нет – остеохондрозу. Санкт­Петербург. ИК «Комплект» 1997г. ­ 224 стр.с.ил.
4. М.В.Девятова. Лечебная физкультура при остеохондрозе позвоночника. Лекции Ленинград. 1989г.
5. М.С.Панаев. Массаж при заболевании опорно­двигательного аппарата. Ростов на Дону, Феникс, 2000г. – 128 стр. с.ил.
6. Лечебная физическая культура: Справочник /Епифанов В.А., Машков В.Н., Ануфриев Р.И. М: Медицина, 1987, ­ 528 стр. с.ил.
10

znanio.ru