Лфк при моторной задержке

Содержание:

Задержка моторного развития у детей

Первый врач, к которому ребенок попадает на консультацию, — это педиатр. Плановое ежемесячно посещение педиатра позволяет вовремя определить есть ли задержка моторного развития у детей. Педиатры для оценки моторного развития ребёнка используют общепринятую возрастную шкалу, где каждому возрастному месяцу ребёнка соответствует определённый моторный навык.

Сначала по возрасту ребёнок учится держать голову, затем переворачиваться, затем садиться, ползать, вставать на ноги, ходить. Но, исходя из практических наблюдений, можно отметить значительные возрастные вариации овладения навыком даже у здоровых детей. Примером этому может быть возраст начала самостоятельной ходьбы. В группе детей, находящихся под моим наблюдением, были несколько человек, которые пошли самостоятельно в 8 месяцев. Неврологи считают поздним сроком начало ходьбы 15 месяцев. После этого возраста не ходящие дети попадают в группу задержки моторного развития.
Если вам интересно оценить моторное развитие малыша самим, то можете воспользоваться тестами на 12 месяцев и оценочной шкалой, которую я составила специально для родителей. Тестирование моторных (двигательных) навыков поможет оценить соответствие общего психомоторного развития вашего ребенка возрастным нормам, продемонстрирует его успехи во время занятий и, соответственно, позволит сделать вывод о правильности выполнения и соблюдения вами рекомендаций специалистов.
Задержка моторного развития у детей может быть темповой, это бывает при неправильном уходе за ребенком, отсутствии должного внимания со стороны взрослых, отсутствия условий для активного бодрствования, у ослабленных детей после ряда инфекционных заболеваний или оперативных вмешательств, при нарушении питания: как при его недостатке, так и при избыточном питании. В этих случаях педиатр первым видит нарушения в развитии малыша, дает родителям советы по уходу и физическому воспитанию, либо при необходимости решает, к какому врачу-специалисту направить маленького пациента.
Задержка моторного развития у детей может быть не только темповая, но и психомоторная. Она может проявляться с возраста 1-2 месяцев, сначала в виде нарушения угасания безусловных врожденных рефлексов, затем в виде задержки формирования выпрямительных тонических рефлексов. Это ситуация более сложная, бывает при перинатальной патологии (т.е. поражении головного или спинного мозга ребенка во время беременности и/или родов). В этих случаях диагноз ставит невролог. Он оценивает не только моторное, но и психическое развитие ребенка, наличие у него двигательных нарушений, изменений мышечного тонуса. Из дополнительных методов обследования часто назначается чрезродничковая нейросонграфия.
Если с данными нарушениями не удается справиться в течение первого года жизни ребенка, то на втором году последствия перинатальной патологии для нервной системы могут перейти в минимальную мозговую дисфункцию(ММД).
ММД – это минимальная статико-моторная недостаточность. При расспросе родителей обычно удается установить задержку развития двигательных навыков. Когда ребенок начинает ходить, он постоянно спотыкается, часто падает. Неловкость движений сохраняется и в более старшем возрасте. Отмечается неустойчивость, дети с трудом меняют движения на прямо противоположные. У них появляются двигательное беспокойство и содружественные движения пальцев рук, иногда отдельные мышечные подергивания. Таким детям плохо удаются спортивные игры, они не могут обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстают от сверстников. Они испытывают затруднения при выполнении движений с участием мелкой моторики, нечетко выполняют координаторные пробы.
Какие специалисты могут помочь ребенку? Невролог после диагностики в сложных случаях назначает медикаментозную терапию: это могут быть препараты из группы ноотропов, витаминов, сосудистых. Физиотерапевты могут назначить курс электрофореза, озокерита, парафинотерапии, электростимуляции. Врач ЛФК, оценив двигательные стереотипы и мышечный тонус ребенка, подбирает для него комплекс гимнастических упражнений и дает рекомендации специалисту по массажу. В ряде случаев с проблемой можно справится, не применяя медикаментов, так как в приоритете остается лечебная физкультура и массаж. А чем может помочь остеопат, если есть задержка моторного развития у детей?
Рекомендации остеопата Я, как врач с 20 летним стажем в области реабилитации детей с перинатальной патологией, в своей работе применяла все перечисленные выше методы. На сегодня могу с уверенностью сказать, что остеопатический метод коррекции нарушений хорошо сочетается с другими медикаментозными и немедикаментозными видами лечения, на порядок увеличивая эффективность терапии. В моей практике я обязательно совмещаю остеопатию с лечебной физкультурой по такой схеме:
1. диагностика соматических дисфункций и двигательных нарушений
2. остеопатическая коррекция дисфункций
3. комплекс индивидуально подобранных упражнений для выполнения на 1-2 недели
4. повторная остеопатическая коррекция дисфункций
5. новый комплекс упражнений на следующие 1-2 недели
Длительность курса будет зависеть от степени выраженности проблемы. Например, чем больше отстает ребенок в моторном и психическом развитии, тем дольше понадобиться его сопровождение по мере роста и взросления. Общие же тенденции таковы: по ходу остеопатического лечения и по мере тренировок у ребенка возрастает физическая выносливость. Малыш меньше устает во время повседневного бодрствования, хотя активность его постепенно начинает возрастать. Он реже просится на руки к родителям. У него появляются новые двигательные навыки. Лучше и легче получаются уже освоенные движения. Вместе с моторным (двигательным) развитием совершенствуются психические функции. Ребенок лучше концентрирует свое внимание. У него появляется интерес к исследованию окружающего его пространства и предметов. Он может самостоятельно занять себя игрушками. Начинают преобладать положительные эмоции — малыш чаще выглядит довольным. Во время активных игр с родителями и на самих занятиях вместо испуга и вздрагиваний появляется звонкий смех. Нормализуются процессы торможения и возбуждения нервной системы, в том числе сна и бодрствования. После адекватной физической нагрузки ребенок быстрее засыпает, обычно без дополнительного укачивания. Сон становится более глубоким и продолжительным.
Если у вашего ребенка есть задержка моторного развития, то в дополнение к назначениям ваших лечащих врачей вы можете использовать тренировки, описанные в моей книге, строго придерживаясь рекомендаций.
Если возникли вопросы, задавайте их на форуме.
Если нужна очная консультация и остеопатическое лечение, отправьте запрос из контактной формы.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

massageonline.ru

Упражнения при задержке моторного развития.

Задать вопрос:

Вопрос:

Здравствуйте!
Спасибо за рубрику — очень много полезных рекомендаций. К сожалению, нашла сайт не
вовремя. Моему сыну (1 год ровно) невропатолог поставил диагноз — пирамидная недостаточность, темповая задержка развития. Малыш не ходит и не стоит самостоятельно (лишь возле опоры).
К тому же постоянно поднимается на носочки. Назначен курс массажа с ЛФК.
К сожалению, с массажисткой общий язык мы не нашли: массаж был настолько
интенсивным, что ножки становились бордовыми, а под пальцами появлялись белые пятна. Ребенок все сеансы (а мы прошли их 3) прорыдал — до икотки. К тому же ни ягодички, ни спинку нам не массировали.
Я разрывалась между сознанием того, что массаж необходим и жалостью к ребенку.
После прочтения Ваших ответов решила сменить массажиста, сейчас делаем перерыв, чтобы он забыл стрессовую ситуацию.
Хотелось бы с Вами проконсультироваться вот в чем: массажистка в виде гимнастики
выполняла с нами 2 упражнения — приседания-вставания (5 раз) и наклоны вперед-поднимание туловища (столько же).
Все насильно. При этом ребенок сопротивлялся, плакал. Теперь совсем отказывается вставать на ножки, просто боится. Когда я пытаюсь поставить его (а тем более, повести) тут же расслабляет ножки, не упирается ими об пол. И плачет.
Переходит на ползание (а это он делает очень хорошо). Как мне быть? Может, Вы
посоветуете какие-нибудь упражнения при задержке моторного развития у детей?. Мы с ним прыгаем (в обуви, ножки распрямлены) — ему очень нравится. Я при этом держу его под мышки и слегка подбрасываю вверх. Это не может навредить?
Заранее очень благодарна за ответ!

Автор: Наталия

Здравствуйте!
Во-первых, Вам нужно устранить стояние на носочках, которое, скорее всего, провоцирует гипертонус в мышцах ног. Надеюсь, Вам удастся это с новым массажистом.

Во-вторых, прекратить выполнять те упражнения, которые приходится выполнять насильно. Это поможет ребенку психологически расслабиться и подготовиться к самостоятельной ходьбе.

Нужно вводить упражнения, которые малыш не знает и есть шанс, что не станет сопротивляться.

Прыжками, если они не выполняются резко и не на носках, Вы не навредите.

Упражнения при задержке моторного развития Вам нужны следующие:

Так как для начала нужно прекратить попытки ребенка расслабить ножки во время упражнений, сначала поможем ему в этом.

Отталкиваться нужно от упражнения, которое нравится малышу – прыжки, т. е. начинать с него. В процесс выполнения прыжков нужно плавно, не акцентируя внимания ребенка, вводить новые упражнения.

Упражнение с прыжками нужно выполнять на мяче диаметром 50-90 см, помощник удерживает мяч. После того как ребенок развеселится, ладони, которыми Вы поддерживаете ребенка, нужно опустить на голени, обхватив их спереди, а предплечья расположить впереди коленных суставов, тем самым произойдет выпрямление ног.
В таком положении нужно покачиваться на мяче вверх-вниз.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, нужно своим корпусом поддерживать его спинку, не давая упасть с мяча. После того как почувствуется, что во время этого упражнения коленные суставы перестанут сгибаться, ладони можно будет снова возвратить в подмышки и качать ребенка вверх-вниз, добавляя усилие большими пальцами рук, находящимися сверху плечевых суставов (остальные в подмышечной впадине).

Когда малыш адаптируется к тому, что он может вставать на ножки в любое время, нужно начинать водить его за ручки, попеременно за каждую, ребенок психологически привыкнет к ходьбе и вскоре порадует Вас первыми самостоятельными шагами.

Автор: детский массажист Егоров Сергей

www.grudnichokmed.ru

Отклонения в моторном развитии ребенка

Каждый ребенок – это индивидуальность с присущим только ей набором самых разнообразных качеств. Поэтому развитие детей так отличается, как и сами дети друг от друга. При этом само развитие имеет некоторые принятые нормы, отклонение от которых пугает родителей.

Иногда опасения напрасны и безосновательны, в чем взволнованную маму может убедить любой опытный врач. Но бывают случаи, когда у ребенка действительно наблюдается задержка моторного развития. Как его распознать? Из чего состоит данный комплекс нарушений? Каким образом проявляется? На эти и многие другие вопросы мы найдем ответы прямо сейчас. И если вы действительно убедитесь в своих подозрениях, незамедлительно отправляйтесь с крохой на консультацию к специалисту!

Задержка моторного развития ребенка

В первые месяцы жизни ребенка заметить что-то неладное трудно, хотя тоже возможно. Это могут быть только видимые физические отклонения. Сама задержка моторного развития проявляется у детей позже – в течение первых лет жизни. Чем раньше родители заметят отклонения, тем больше вероятность того, что терпеливые и регулярные занятия с ребенком позволят добиться положительных результатов и частично или даже полностью избавиться от недуга. Также на конечный результат влияет степень и тяжесть отклонений.

Когда можно говорить о существовании у ребенка задержки моторного развития? Когда к определенному времени он не приобретает навыков, которыми уже должен обладать в совершенстве. Именно это и есть время для беспокойства. Задача родителей – не только выявить отклонения, но и своевременно обратиться к врачу. Чем раньше, тем лучше.

Так, если к первому месяцу жизни ребенок еще не научился держать голову, это следует расценивать как сигнал к действию. И первое, что должны сделать родители, – сообщить о наблюдении ведущему педиатру или семейному врачу.

Также в качестве сигнала можно расценивать неумение малыша сидеть, ползать и ходить. Если к шести месяцам малыш не сел, к девяти не пополз, а к году даже не пытается встать на ножки, это не есть нормально. Кроме того, следует обратить внимание и на то, как кроха берет ложку: если неуверенно, а сверстники тем временем уже вовсю орудуют пищей в тарелках, – срочно обращайтесь к врачу. Как и в любых других ситуациях, когда малыш не может совершать элементарных и доступных остальным действий.

Причины нарушения развития детей

Для задержки физического и умственного развития детей сегодня существует масса причин. Это и инфекции, которыми могла переболеть мама в период беременности, и употребление алкоголя, а также других вредных веществ во время вынашивания крохи. Причиной задержки моторного развития, и не только моторного, могут стать родовые травмы, вредное производство или неблагоприятная домашняя обстановка во время беременности.

Чем могут помочь врачи при наличии нарушений? Какие советы и рекомендации дать? Все зависит от каждого отдельного случая. Задача родителей – во всем следовать рекомендациям, не отклоняясь ни на шаг! Ведь это может помочь ребенку достичь положительного результата в борьбе с недугом.

Кроме того, не следует бояться, если врач назначает применение сосудистых препаратов, потому что нарушение двигательных функций у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией, когда одни мышцы напряжены, а другие наоборот чрезмерно расслаблены. Мышечная дистония может привести к появлению задержки моторного развития или к двигательным нарушениям. Сосудистые препараты и витаминные комплексы, выписанные доктором, могут предупредить эту проблему или избавить от нее.

Нарушение мышечного тонуса может появиться в результате большого количества проблем, большинство из которых возникает преимущественно в центральной нервной системе – головном и спинном мозге. Они способствуют появлению гипоксии, во время которой организм малыша испытывает недостаток кислорода и ишемию.

Кстати последняя является нарушением кровоснабжения тканей всего тела, которое также ведет к гипоксии. И если вспомнить, как каждый из нас чувствует себя в душном помещении, при нехватке кислорода, нам станет предельно ясно, что именно испытывает организм и органы ребенка. Именно этими понятиями оперирует врач, подбирая курс лечения для ребенка, у которого выявлена задержка моторного развития.

Кроме сосудистых препаратов, витаминов и витаминных комплексов, доктор, скорее всего, назначит массаж, а также физиотерапевтические, водные процедуры, воздушные ванны, лечебную гимнастику.

Невропатолог и педиатр должны регулярно осматривать ребенка, что позволит им следить за динамикой лечения. В сложных случаях может даже быть назначено УЗИ головного мозга.

Особенности моторного развития

Неправильно оценивать способности одного ребенка относительно способностей другого, особенно на ранних стадиях развития. Да, один ребенок может сидеть уже в пять месяцев, а другой сядет только к семи. А ведь в данной ситуации мама огорчается, вот только напрасно.

Дело в том, что моторные навыки у детей преимущественно зависят от особенностей организма и развития отделов головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за равновесие и осанку. То есть пока структура мышц у ребенка не изменится должным образом, он будет не в состоянии выполнять желаемые мамой действия. И здесь для нетерпеливых родителей таится большая опасность, так как нельзя вынуждать ребенка выполнять ряд действий при неокрепшем скелете и мышцах. Таким образом ребенку можно только навредить. Ведь никто не раскрывает бутон розы раньше времени? Вот так и малышу надо дать время, чтобы он, как цветок, самостоятельно раскрылся.

Все, что в этом случае могут сделать родители, – это направить свои усилия на создания оптимальных условий. Так цветку нужны солнце и полив, а ребенку внимание, забота, массаж, физические упражнения соответственно возрасту и т.д.

А вот когда мозг маленького человека и его тело достигнут необходимого уровня развития, малыш сядет, возьмет в руки игрушки, поползет и пойдет. И зависит это не только от физического развития крохи, но и от генетики, здоровья родителей, наличия наследственных заболеваний, предрасположенности к хроническим недугам, от перенесенных мамой заболеваний и стрессовых ситуаций во время беременности, кормления ребенка грудью и образа жизни родителей. То есть причин много, а результат один – задержка моторного развития.

Заложенная в ребенке программа моторного развития, унаследованная от близких, сама продиктует, во сколько кроха должен начать держать голову, сидеть, ходить, говорить… Нет никаких доказательств того, что рано научившиеся ходить дети потом становятся спортсменами или танцорами или более успешно учатся в школе, чем те дети, у которых эти навыки включились позже. Поэтому повода переживать нет!

Закономерности моторного развития детей до года

Первый месяц жизни:

  • движения ребенка ограничены, повышен тонус сгибательных мышц;
  • хорошо действуют лишь мышцы, которые обслуживают сердце и другие важные внутренние органы;
  • мышцы быстро развиваются, но крепнут первыми мышцы шеи.
  • Второй месяц жизни:

    • малыш начинает поднимать голову, лежа на животе;
    • к концу второго месяца крошка держит голову несколько минут и вертит ею из стороны в сторону.

    Третий месяц жизни:

  • у ребенка начинается комплекс оживления, он пытается схватить игрушку;
  • когда кроху выкладывают на живот, он стремится поднять не только голову, но и верх туловища, опираясь на предплечья.
  • Четвертый месяц жизни:

  • младенец поднимает голову из положения лежа на спине;
  • пытается сменить положение тела, ползать на животе.
  • Пятый месяц жизни:

  • ребенок поднимает туловище и опирается на ладони;
  • переворачивается со спины на животик;
  • пробует подняться из положения лежа на спине;
  • берет игрушки;
  • с поддержкой за туловище опирается на ножки.
  • Шестой месяц жизни:

  • малыш целенаправленно ползает;
  • совершает разные действия с предметами: стучит, бросает, берет в рот;
  • поднимается из положения лежа на спине, но сидит неустойчиво.
  • Седьмой месяц жизни:

  • дети уже сидят, хотя и не очень долго, так как быстро устают;
  • стоят при поддержке взрослых, хорошо ползают.
  • Восьмой месяц жизни:

  • ребенок хорошо сидит, легко меняет положение тела;
  • пытается самостоятельно встать, держась за кроватку или другую опору.
  • Девятый месяц жизни:

  • малыш хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за ручки;
  • пытается залезать на предметы, перелезать через бильца кровати;
  • становится ловким, легко поворачивает тело во время игры.
  • Десятый месяц жизни:

  • нагибается, становится на колени;
  • переходит от предмета к предмету, держась за опору;
  • пытается стоять самостоятельно;
  • открывает и закрывает коробочки, ящики;
  • вкладывает предмет в предмет.
  • Одиннадцатый месяц жизни:

  • уже долго ходит при поддержке за руку;
  • пробует преодолеть ступеньки, сползает с дивана;
  • играет с пирамидкой, коробочками, исследует свойства бумаги.
  • Двенадцатый месяц жизни:

  • прочно стоит на ногах, ходит без поддержки за ручки;
  • за руку взрослого поднимается по ступенькам;
  • может держать предметы двумя руками;
  • производит различные действия не только с игрушками, но и с предметами домашней утвари.
  • Это только график развития моторных навыков, который выработался на протяжении многих поколений. Отклонения от него не означают, что это непременно задержка в моторном развитии ребенка. Однако если указанные признаки сильно отличаются во временном промежутке, то это повод обратиться к врачу и вместе с ним найти причину отставания ребенка в овладении необходимыми навыками.

    Почему важно проконсультироваться с врачом?

    Дело в том, что доктор лучше неопытных родителей определит причину отсутствия у ребенка в определенном возрасте необходимых навыков. Во-первых, он незаинтересованное и не подверженное панике лицо. Во-вторых, он может оценить ситуацию со стороны и быстро выявить первопричину.

    Задержка моторного развития детей может развиваться по причине болезни, которую трудно обнаружить не только родителям, но и врачам. Существуют заболевания со скрытым характером течения, без явных признаков проявления. То есть родители могут даже и не подозревать, что ребенок серьезно болен. А все дело в том, что многие заболевания имеют схожую симптоматику, и только врач может поставить точный диагноз и выявить причину отклонения в развитии, назначив ряд анализов и исследований соответственно своим подозрениям и предположениям.

    В некоторых случаях детям назначается даже УЗИ мозга или МРТ. При этом некоторые исследования могут быть проведены только для того, чтобы успокоить чрезмерно взволнованную маму, начитавшуюся форумов и наслушавшуюся подруг «по песочнице».

    Что делать при подозрении на задержку моторного развития у ребенка? Успокоиться и обратиться за консультацией к специалисту. Ни в коем случае не надо заниматься самолечением и тем более прибегать к народной медицине. Если нарушения есть, то справиться с ними смогут только специалисты, а от вас требуется выполнение всех рекомендаций и вера в собственные силы и силы ребенка. Будьте здоровы и не болейте!

    rebenkoved.ru

    Лечебная гимнастика: 8 упражнений для хорошей работы кишечника

    Запор – не только неприятные физические ощущения, такие как «каменный живот», тяжесть и вздутие

    Каждый понедельник на АиФ Здоровье – новый комплекс упражнений для красоты и здоровья. На этой неделе – комплекс из 8 упражнений, которые помогут наладить работу кишечника, укрепить мышцы пресса и улучшить кровообращение органов брюшной полости.

    Задержавшиеся в кишечнике остатки переваренной пищи отравляют организм токсинами, вызывают головную боль, бессонницу, состояние тревожности, могут стать причиной и более серьезных проблем со здоровьем. Единичный случай запора не так страшен, но, если он приобретает хронический характер, надо срочно принимать меры.

    Гимнастика для ленивого кишечника

    Прежде всего надо выяснить причину запора. Ведь он может быть вызван не только банальным колитом, но и язвой двенадцатиперстной кишки и другими серьезными заболеваниями. Однако наиболее частая причина запоров – вялый, ленивый кишечник, когда функция перистальтики замедлена. В этом случае его можно стимулировать при помощи физических упражнений, тренирующих мышцы брюшного пресса, диафрагмы и тазового дна, а также самомассажа и диеты.

    Гимнастика, «пробуждающая» кишечник, очень проста и не требует каких-то невероятных усилий, вы ее освоите быстро. Причем, что обрадует многих, добрая половина упражнений выполняются лежа в постели. Главное – не лениться и выполнять ее регулярно. Тогда она подстегнет работу кишечника за счет улучшения кровообращения органов брюшной полости, укрепления мышц живота, а также облегчит отхождение газов при метеоризме.

    1. Исходное положение (И. П.) – лежа на спине. Чуть присогните ноги в коленях, делайте ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Повторите 30 раз.

    2. И. П. – то же. Согнутые в коленях ноги притяните руками к животу, вернитесь в И. П. Повторите 10 раз.

    3. И. П. – то же. Поднимите одновременно обе ноги и постарайтесь закинуть их за голову – 10–15 повторений.

    4. И. П. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сводите и разводите колени – 15–20 раз.

    5. И. П. – стоя на коленях, опираясь вытянутыми руками на пол. Позвоночник параллельно полу. Поднимайте согнутую в колене левую ногу, затем – правую. Повторите 10 раз для каждой ноги.

    6. И. П. – то же. Наберите воздух через рот, на выдохе прогните поясницу вниз и расслабьте живот. Немного задержитесь в этой позе. Вернитесь в И. П., наберите воздух через рот. На выдохе втяните живот и прогните спину вверх «домиком» – как ощетинившаяся кошка. Сделайте 20–30 повторений.

    7. И. П. – стоя, руки вдоль туловища. Сделайте глубокий выдох, втягивайте и вытягивайте живот. Повторите 5–8 раз. Это упражнение отлично массирует внутренние органы, улучшает моторику кишечника.

    8. Закончите комплекс ходьбой на месте с высоким подниманием колен – 2–3 минуты.

    Приемы самомассажа

    Они тоже очень просты, и их всего два.

    1. Лягте на спину, расслабьтесь. Положите правую руку на живот, делайте круговые поглаживания по часовой стрелке. Поглаживания должны быть достаточно мягкими, без резких движений и надавливаний.

    2. Лежа на спине, массируйте свод стопы, активно разминая и разглаживая его. Для этого можно использовать ручной массажер.

    Реформируем питание

    1. Пейте достаточное количество воды – не менее 1,5–2 литров в день. Это поможет размягчить стул.

    2. Старайтесь наладить дробное питание (4–5 раз в сутки), при этом есть медленно, тщательно разжевывая пищу.

    3. Откажитесь от перекусов всухомятку. Старайтесь ввести в рацион больше клетчатки, перейдите на хлеб с отрубями, добавляйте при приготовлении блюд пшеничные отруби.

    4. Ежедневно съедайте не менее 500 г свежих фруктов и овощей. Старайтесь есть как можно больше свеклы в любых видах. Этот корнеплод отлично стимулирует работу кишечника. Старайтесь каждый день есть салаты из свежих и отварных овощей, заправленных нерафинированным растительным маслом. Оно действует как смазка, облегчая дефекацию.

    Откажитесь от наваристых бульонов, сала, жареного мяса, мясных и рыбных консервов, булочек и печенья, белого хлеба, кофе. Также при запоре не рекомендуются фрукты и ягоды, обладающие вяжущим вкусом: они способствуют закреплению кишечника. К ним относятся груши, гранаты, айва, кизил, черника, черноплодная рябина и т. д. Ежедневно перед сном выпивайте по стакану кефира.

    В случае стойких запоров не стоит отказываться и от мягких слабительных препаратов, однако пользоваться ими каждый день все же не стоит, чтобы избежать привыкания.

    www.aif.ru

    Коррекция моторного развития: игры, эффективные способы и упражнения

    Существует специально разработанные комплексы, позволяющие помочь малышам в освоении различных двигательных актов, начиная с простого переворота с живота на живот, заканчивая такими сложными навыками как ходьба. Подобную информацию можно узнать, как у врача-педиатра, так и из специальной литературы или статей. Важно быть внимательным к ребенку и вовремя начать коррекцию моторного развития при его нарушении.

    Лечение нарушений моторного развития

    В медицинской практике принято связывать двигательное развитие, в том числе, и с сенсорной информацией, получаемой через орган зрения, слуха и осязания. Поэтому существует большой спектр методик для улучшения моторики, среди которых принято выделять три больших направления:

    1. Улучшение общей моторики.
    2. Улучшение мелкой моторики.
    3. Работа над артикуляционной моторикой.

    Как правило, к работе в определенном направлении имеются свои собственные требования, в том числе и к людям, занимающимися ими.

    Стоит особенно выделить такие распространенные методы коррекции моторного развития:

  • Массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Иные двигательные треинировки.
  • Массаж направлен на пассивное развитие мышц, а так же костно-суставной системы. Эту процедуру выполняют родители или медицинская сестра, специально обученные массажу. Процедура позволяет нормализовать тонус в мышцах, их кровоснабжение, а так же увеличить амплитуду движений в различных суставах.

    Лечебная физкультура может проводиться с любого возраста ребенка и включает в себя как пассивные, так и активные движения в мышцах. Регулярные занятия упражнениями позволяют восстановить адекватный тонус в мышцах, справиться с их гипертонусом, исправить контрактуры и т.д.

    Очень важно проводить лечебную физкультуру ребенку только после специального обучения при медицинском учреждении. Главное не навредить формирующемуся организму.

    Помимо этого существуют и другие двигательные тренировки, направленные на нормализацию работы мышц, укрепление связок и т.д. К ним относят:

    • занятия в бассейне;
    • различные виды гимнастики;
    • кинезотерапию и пр.
    • Перед использованием любого из указанных методов необходимо обязательно проконсультироваться со своим врачом-педиатром, детским неврологом и получить от них рекомендации по коррекции моторного развития.

      Игры для моторного развития

      В зависимости от возраста малыша к играм на развитие двигательных навыков предъявляются определенные требования. Например, игры для детей менее одного года должны быть максимально простыми, так как ребенок не сможет выполнять какие-либо сложные комплексны действия или просто быстро потеряет к ним интерес.

      Самое главное — обеспечить вовлеченность малыша в процесс, позволяя ему удовлетворять свое любопытство, одновременно проводя коррекцию моторного развития.

      Отдельно стоит выделить игры на развитие зрительно моторной координации, позволяющие ребенку развивать как моторные навыки, так и их ассоциацию с органами чувств.

      На самом деле, подобные упражнения могут выглядеть очень простыми с точки зрения взрослого человека, однако даже простое перекладывание игрушки из руки в руку при наблюдении со стороны ребенка способствует формированию у него зрительно моторной координации.

      Подобные занятия в первый год жизни направлены на формирование у ребенка внимательности, координации движений, а так же ловкости, что очень важно для правильного моторного развития.

      Какие игры можно использовать?

      Лечение задержки моторного развития может включать в себя самые различные игры, в том числе, и придуманные самими родителями. Ниже приведен список примерных игры для улучшения двигательных навыков, которые могут помочь родителям в самом начале.

      Многим родителям известна очень старая игра – сорока-белобока. Наверное, многие помнят ее еще с детства. Данная игра позволяет сочетать движения со звуками и прикосновениями, что положительно сказывается на развитии зрительно моторной координации. Благодаря подобному развлечению у малыша развивается и мелкая моторика, что очень важно для эффективного познания мира.

      В развитии моторного развития может помочь и использование обычной неваляшки. Последнюю ставят на определенном расстоянии от ребенка и начинают раскачивать. Малыш старается дотянуться до игрушки, тем самым развивая свои двигательные навыки, в том числе умение ползать.

      Большое количество простых и доступных упражнений, разновидностей массажа и игр, позволяет легко улучшить моторное развитие у ребенка. Однако важно помнить, что при задержке в двигательном развитии необходимо обратиться к врачу (педиатру, неврологу), который поможет провести диагностические процедуры и назначить адекватную программу коррекции нарушений.

      Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

      Полезное видео

      mirmam.pro