Лфк при стрессах

ЛФК победит стресс

Лечебная физическая культура ‑ это метод лечения, профилактики и реабилитации. Он состоит из специально подобранных физических упражнений и постановки дыхания.

— При правильном применении ЛФК остается самым физиологичным и безопасным методом лечения, восстановления и профилактики, — рассказывает Ольга Желдак, врач по ЛФК Областного центра лечебной физкультуры и спортивной медицины. — В основе лечебной физкультуры лежит одна из главных биологических функций организма ‑ движение. Упражнения влияют на центральную нервную систему, изменяя подвижность нервных процессов в коре головного мозга; корректируют функции основных систем организма (дыхание, кровообращение и др.); улучшают процессы обмена; влияют на эмоциональное состояние человека, отвлекая от мысли о болезни и придавая чувство бодрости. Происходит стимулирование к осознанному сохранению своего здоровья, активному сотрудничеству с врачом.

Сотрудничество надо начинать с обследования. Владимирцы могут совершенно бесплатно пройти функциональную диагностику всех органов и систем в Центре здоровья на ул. Б. Нижегородской, 63 (1-й этаж). После этого доктор, изучив исходные данные, направит вас к специалисту по ЛФК или физиотерапевту. Самостоятельно начинать занятия не следует — это может привести к ухудшению состояния.

— К сожалению, абсолютно здоровых людей сейчас почти нет — практически у каждого человека находится сопутствующая патология, в том числе и протекающая почти бессимптомно. Врач ЛФК, зная те или иные ограничения, подбирает комплекс упражнений, подходящий конкретному человеку, — рассказывает Ольга Викторовна. — Неадекватные физические нагрузки провоцируют срывы адаптационных механизмов. Можно и зарядкой, и спортивными тренировками, и плаванием себе навредить!

Дали непомерную нагрузку на какую-то группу мышц и «разбудили» заболевание: не начал бы заниматься человек — не заболел бы. Особенно внимательными нужно быть к детям, предостерегает доктор. Перед тем как отдать чадо «в спорт» — медосмотр обязателен. Пойдут большие физические нагрузки, и может проявиться болезнь. Опасны и безудержные занятия в фитнес-клубах желающих подкорректировать фигуру. Кстати, во всех клубах должен быть врач-консультант по ЛФК или по спортивной медицине. Он должен выстроить систему тренировок.

Не стоит, говорят специалисты, и излишне доверять скачанным из Интернета готовым комплексам упражнений ЛФК — они не учитывают именно ваше состояние здоровья.

— Например, при остеохондрозе (это бич цивилизации!) очень много противопоказаний. При грыжах и предгрыжевых состояниях нельзя делать «скручивания» — это провокация для болезни, — говорит Ольга Викторовна.

Гимнастика требует не только индивидуального подхода, но и систематичности. Делая каждый день зарядку, мы отдаем дань своему здоровью. Предпочтение — занятиям по утрам.

— Организм надо разбудить. Рекомендую обычные растяжки. Эти упражнения можно делать, не вставая с постели. Они показаны всем, в любом возрасте. Вдох, руки — вверх, носочки — на себя, потянулись, выдохнули. Затем несколько растяжек в положении «на боку», «на животе», на четвереньках. Тянетесь и правильно дышите — организм просыпается. Минимальная нагрузка, но эффективная, — утверждает Желдак. — В любом случае нужно прислушиваться к себе. При дискомфорте усиленные занятия надо прекращать и вместе с доктором разбираться, почему нет результата, почему вместо мышечной радости появилось ухудшение. Все дело в нетренированности мышц? Или организм болью сигнализирует о серьезных проблемах?

Конечно, не все упражнения вызывают приятные ощущения, особенно если речь идет о восстановительной и лечебной ипостаси ЛФК. Разработка суставов после травм часто сопровождается болевым синдромом. Однако боль не должна доводить пациента до шокового состояния.

— Иногда лучше продлить сроки реабилитации, чем подвергать риску организм, — считает Ольга Викторовна. — Не нужно форсировать восстановительные занятия ЛФК, особенно с детьми — у них высокий болевой порог. Имеет значение и время, когда пациент обращается к специалистам. Если через год после травмы, с запущенной контрактурой, то без боли вряд ли обойтись. При этом и результат может быть не стопроцентный — время упущено.

Только на первый взгляд занятия лечебной физкультурой кажутся чем-то несерьезным: взрослые люди с какими-то обручами, гимнастическими палками, мячами вроде бы не очень и напрягаются, а значит, и пользы от этого не будет. Так рассуждают только профаны и те, кто никогда не занимался ЛФК.

— Когда к нам приходят спортсмены на реабилитацию, для них гимнастика кажется детской забавой. Начинают заниматься — сходит семь потов. Занятие ЛФК длится 30 минут, а как будто 2-3 часа спортивной тренировки. Но на тренировках — физнагрузки вертикальные, а при ЛФК — горизонтальные, позвоночник зафиксирован, укрепляются все группы мышц, при этом никаких осложнений. ЛФК можно делать пожизненно, разучить комплекс, затем дополнить его и перейти от реабилитации в тренирующий режим. Когда человек чувствует, что его мышцы работают правильно, выделяется гормон радости — серотонин. Появляется настроение, уходят болячки. Надо выходить на этот уровень мышечной радости, потому что физическое состояние — это база, без которой невозможно никакое развитие.

Укрепляя тело, лечебная физкультура укрепляет дух, меняет образ жизни и образ мысли. Повышенная тревожность, стресс «лечатся» ЛФК.

— Работа без выходных и отпусков приводит к перетренированности одних групп мышц и выключает другие. В стрессовых ситуациях при невысказанных эмоциях идут мышечные блоки — зажимы. Если мышцы сильные, крепкие, то они умеют сжиматься и расслабляться. Если мышцы слабые, они сжались и расслабиться не могут. Адреналин будет перерабатываться этими мышцами. Зажатые мышцы — нарушение кровообращения, и прежде всего позвоночника, потому что диски питаются от близлежащих тканей, мышц. Если мышцы зажаты, они не питают позвоночник, и диски усыхают, начинаются дегенеративные процессы, — поясняет врач по ЛФК Ольга Желдак.

«Скорая помощь» при стрессе — быстрая ходьба или бег. Таким образом мы обманываем организм, выводим лишний адреналин. Это первобытная реакция: спазм мышц, выброс адреналина — и человек должен был бежать от опасности, от стресса. А мы не бегаем, сидим и копим ненужный адреналин, который начинает циркулировать и бить по клеткам-мишеням.

— Пройдитесь быстро, размахивая руками, продышитесь (все упражнения ЛФК завязаны на дыхании), — советует Ольга Викторовна. — Так израсходуется лишний адреналин, блоки снимутся и человек будет готов воспринимать новое, лучшее, радостное. Тревога уйдет. Ведь что собой представляет чувство тревоги? Это изменение гормонального фона. Его можно вернуть в мирное русло с помощью физических упражнений. Чем натренированнее мышцы, тем они активнее. Организм больше вырабатывает и расходует гормонов, улучшаются обменные процессы и повышается иммунитет. Это не нами придумано — проверено веками, подкреплено научными исследованиями, практикой. В Древней Греции не было тренажерных залов, занятия олимпиоников — атлетические упражнения, ЛФК высокого, тренирующего уровня. Мы должны пользоваться достижениями, накопленными человечеством. Важно вовремя обращаться к специалистам по ЛФК. Восстановление после перенесенных заболеваний (травм, инфарктов, инсультов, бронхо-легочных недугов и проч.), лечение, сохранение здоровья — это всегда совместный труд врача и пациента. Врач показывает дорогу, а путь должен пройти сам человек.

НАША СПРАВКА

Лечебная физкультура является необходимой составляющей всех разделов современной практической медицины. ЛФК широко используют:

* в травматологии (при открытых и закрытых переломах, повреждениях мягких тканей для ускорения заживления);

* в ортопедии (заболевания суставов, плоскостопие);

* в неврологии (остеохондроз, грыжа дисков, плечелопаточный периартроз, депрессивные состояния);

* в кардиологии (ишемическая болезнь сердца, гипертония и т.д.) для улучшения питания мышцы сердца и усиления ее сократительной функции;

* в пульмонологии (воспаление легких, бронхиты, бронхиальная астма, туберкулез);

* при подготовке к операциям на брюшной и грудной полостях и реабилитации после них (как средство предупреждения послеоперационных осложнений);

* в комплексном лечении различной патологии у детей (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ревматизм);

* при заболеваниях органов пищеварения (гастриты, колиты, запоры, язвенная болезнь, болезнь печени и желчевыводящих путей);

* при нарушениях обмена веществ и эндокринных заболеваниях (ожирение, сахарный диабет, подагра);

* в акушерстве и гинекологии (хронические воспалительные процессы, неправильные положения матки, опущение стенок влагалища, нарушения менструального цикла, климактерический период).

vedom.ru

Стресс под контролем

Длительные служебные командировки в горячие точки, повседневная служба требуют от военнослужащих и определенной психологической подготовки. Например, военнослужащему необходимо знать приемы психологической диагностики и коррекции стрессовых состояний, учитывая тот факт, что у него не всегда имеется возможность обратиться за помощью в психологическую службу.

Все существующие сегодня методики управления стрессом направлены на снятие последствий воздействия стресса, по мере сил снижать вероятность возникновения в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Как правило, эти методики требуют значительного объема времени, отличаются малой эффективностью, часто требуют привлечения профессионального психолога и создания особых условий для их реализации.

Сегодня необходимы методики по профилактике стрессовых состояний, по подготовке центральной нервной системы на физиологическом уровне к воздействию различных стрессоров. Такие методики должны быть легки в овладении, высокоэффективны и практичны. Легче не допустить разрушительного действия стресса, чем потом бороться с его последствиями. Не зря стресс называют «тихим убийцей». Несколько лет назад, исходя из результатов проведения иракской кампании, Пентагон выделил более 100 млн. долларов на разработку программы именно профилактики стрессовых состояний.

При опросах на семинарах слушатели чаще всего ссылаются на народное средство индивидуальной коррекции стрессовых состояний: прием алкоголя. Действительно, прием небольшой дозы алкоголя перед стрессовым событием помогает снизить воздействие и последствия стресса. Легкий, но тупиковый путь. Существуют и другие методики подготовки к сильным стрессам. Это могут быть различные воздействия с невысоким уровнем стресса, например аттракционы типа «американские горки», фильмы – боевики и триллеры и т. п. Таким образом, психика подготавливается к воздействию более сильных стрессоров. Широко применяются приемы обкатки стрессом и в условиях боевой подготовки. При этом происходит определенная адаптация к стрессу. Однако все это требует продолжительного времени. Кроме того, внешнее спокойствие не значит, что не происходят физиологические реакции организма на стресс со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, часто встречающиеся рекомендации мысленно проигрывать те или иные стрессовые ситуации вызывают те же физиологические реакции организма, что и в реальной стрессовой ситуации, так как наш мозг не способен отличать вымышленную ситуацию от реальной. Как часто бывает, что внешне спокойный человек вдруг срывается, когда последняя капля переполняет его чашу терпения…

С целью снижения воздействия предстоящей стрессовой ситуации, можно рекомендовать специальные дыхательные упражнения. Они направлены на повышение содержания углекислого газа в крови с целью расширения кровеносных сосудов и увеличения кровообращения головного мозга. Для этого выполняется быстрый вдох через нос, задержка дыхания и медленный, порционный, выдох через рот. Также увеличивает кровоток и поочередное вдыхание ноздрями с задержкой выдоха и последующим выдохом через рот. Кроме того, длительная задержка дыхания вызывает значительное возбуждение дыхательного центра, а это, в свою очередь, усиливает в коре головного мозга процесс торможения. Именно данным обстоятельством и объясняется целесообразность использования дыхательных упражнений для снижения уровня психической напряженности.

Стресс является результатом того, что происходит в мозге, а не того, что творится в окружающей среде. Любой стресс всегда является и физиологическим, и гормональным, и психологическим. Поэтому в антистрессовой профилактике необходимо обращать внимание именно на состояние головного мозга. При стрессе как минимум одна половина мозга блокируется. Значит, в жизненно экстремальных ситуациях, зачастую опасных для жизни, мы не способны принимать обдуманные решения. Сниженная активность левого логического полушария мозга и активизированная эмоциональность правого полушария могут привести к негативному психологическому состоянию, вплоть до возникновения различных фобий. Поэтому возникает необходимость оперативно выровнять активность полушарий мозга, сделать мозг полностью работоспособным. При этом надо отметить, что важная роль взаимосвязи обоих полушарий проявляется у человека с полностью работоспособным мозгом (с развитым мозолистым телом и межнейронными связями полушарий мозга) в том, что удваиваются системы жизнеобеспечения, эффективно начинает работать интуиция, возрастает скорость и адекватность реагирования на любые внешние и внутренние раздражители, в несколько раз возрастает устойчивость к интоксикации за счет активизации гематоэнцефалического барьера.

Существуют специальные упражнения, направленные на активизацию взаимодействия полушарий головного мозга и на развитие их межнейронных связей. При этом активируется деятельность гормональной системы с выбросом таких опиатов, как эндорфины и серотонин. Именно комплекс таких упражнений и является эффективным средством профилактики стрессовых состояний на физиологическом уровне. Мозг получает настолько мощное чувство удовольствия от этих упражнений, что, пытаясь его сохранить, как бы блокирует всю негативную информацию, которая способна его нарушить. При этом вся поступающая информация воспринимается и обрабатывается в полном объеме.

Упражнения основаны на принципе, что, активизируя одну половину тела, мы активизируем одно полушарие мозга, а активизируя синхронно все тело, мы тем самым активизируем оба полушария мозга. В упражнениях загружаются те части тела, которые имеют наибольшие проекции в головном мозге (пальцы и кисти рук, пальцы ног и стопы, губы). Например, при активизации пальцев и кисти правой руки, в зависимости от типа упражнений, активизируется 25% и больше поверхности коры головного мозга. Надо учитывать, что имеется так называемое «перекрытие зон», когда нейроны одной проекционной зоны активно «сотрудничают» с нейронами другой проекционной зоны (например, зон обоняния и зрения, моторики и логического мышления). Такое физиологическое перекрытие может достигать 43%.

В упражнениях также учитывается то, что выполнение сложного движения возможно только при участии огромного количества нейронов на всех этажах центральной нервной системы — лобных, теменных, затылочных, височных долях полушарий, ствола мозга и т. д. Чем сложнее новое движение, чем сознательнее оно выполняется, тем большее влияние на мозговые функции оказывает. При выполнении комплекса упражнений изменятся волновая активность мозга, возникает физиологическое состояние как после длительного сеанса медитации.

Комплекс упражнений с загрузкой проекционных и ассоциативных зон мозга желательно, по возможности, первый месяц выполнять ежедневно. Это идеальный вариант с наибольшей эффективностью. Именно за этот период возникают и начинают работать новые межнейронные связи. В дальнейшем будет достаточно выполнять комплекс один раз в неделю в течение одного часа или по мере необходимости. Дело в том, что вызванное упражнениями положительное физиологическое состояние мозга сохраняется длительное время (до недели и больше). Допускается выполнять одно или несколько упражнений для получения нужного эффекта. Например, можно просто сложить ладони минут на 10–15, что не только выравнивает активность полушарий мозга, но и нормализует кислотно-щелочной баланс организма. Прикладывая пальцы рук ко лбу, например, мы тем самым увеличиваем кровоток и тепло в передней части мозга и останавливаем классическую стрессовую реакцию (отток крови из зоны сложного мышления передней части мозга в задние центры выживания). Эффективно и простое поглаживание теплыми ладонями головы в течение 3–10 минут.

Одним из принципов, заложенных в систему упражнений, является то, что чем больше биологически целесообразна координация движений, тем легче и точнее она выполняется, а чем больше координация противоречит биологически сложившимся согласованиям, тем она труднее. Первоначально все упражнения разучиваются и выполняются с открытыми глазами, а в дальнейшем с закрытыми, что увеличивает эффективность упражнений. Не обязательно делать все упражнения сразу. В дальнейшем также можно сократить количество упражнений при сохранении результата от их выполнения. Продолжительность занятий — 30–60 минут. Каждое упражнение выполнять 10–15 раз.

Комплекс упражнений

Положение — сидя.
1. «Кулак-ребро-ладонь». Ладонь лежит на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак, поставить ладонь на ребро и выпрямить пальцы; ладонь на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак и т. д. Сначала это сделать каждой ладонью отдельно, потом двумя руками одновременно. Усложняем: начинает правая рука, через одно движение подключаем левую руку, т. е. получаем асинхронные движения.
2. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончики носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
3. На правой руке соедините в кольцо большой палец и указательный палец, затем большой палец — средний палец, большой палец — безымянный палец, большой палец — мизинец. На правой руке соедините большой палец — мизинец, затем большой палец — безымянный палец, большой палец — средний палец, большой палец — указательный палец. Пальцы соединяем синхронно, с небольшим нажимом. Постепенно ускоряем ритм и меняем положение рук в пространстве.
4. Одновременно и синхронно двумя руками пишем в воздухе алфавит, цифры, восьмерки. Амплитуда в диапазоне «голова — бедра».
5. Пишем в воздухе одновременно двумя руками разные буквы и цифры. Например, левая рука пишет «0», а правая — «1»; левая — «1», правая — «2» и т. д. Выполнить от «0» до «9».
6. Пишем в воздухе двумя руками и одновременно разные цифры или буквы и при этом быстро ими обмениваемся. Например, правая рука пишет «1», а левая пишет «3», сразу же за этим правая рука пишет «3», а левая «1». Повторить несколько раз.
7. Одновременно поджимаем пальцы левой ноги и сжимаем пальцы правой руки в кулак, при этом делаем резкое движение нижней челюстью и губами в сторону; затем поджимаем пальцы правой ноги, сжимаем в кулак пальцы левой руки и делаем резкое движение нижней челюстью и губами в другую сторону. Делать 2–3 минуты, постепенно ускоряя темп.
8. Левая рука ладонью на животе. Указательный палец правой руки горизонтально лежит на верхней губе, а средний палец руки находится горизонтально на нижней губе. Рот приоткрыт. Растираем верхнюю губу возвратно-поступательными движениями. Поменять руки. Делать по 2–3 минуты.
9. Указательный палец правой руки на верхней губе, средний палец руки — на нижней губе. Энергично растираем губы, при этом сжимаем-разжимаем пальцы левой руки в кулак и поджимаем-растопыриваем пальцы ног. Поменять руки. Делать по 2–3 минуты.
10. Руки вытянуты в стороны на уровне груди, кулаки сжаты. Вращать кулаки одновременно в одну сторону, другую, в разные.
11. Соединить перед грудью кончики пальцев обеих рук. Не разъединяя контактов пальцев, сводим и разводим ладони, нажимая в местах контактов пальцев. Одновременно поджимаем и разжимаем пальцы ног.
12. Вытянуть руки и ноги перед собой. Делаем синхронные скрещивающие движения руками и ногами.

Положение — стоя.
1. Стоя делаем круговые движения или рисуем в воздухе восьмерки левой рукой, а правой рукой пишем в воздухе алфавит, цифры. Поменять руки. Повторить несколько раз.
2. Предварительно разучиваем 4 движения для правой руки: в сторону, вверх, в сторону, вниз. Повторить несколько раз. Затем разучиваем 5 движений для левой руки: вперед, в сторону, вверх, вперед, вниз. Повторить несколько раз. Теперь делаем эти движения одновременно, каждые для своей руки. Делать в течение 2–3 минут.
3. Различные перекрестные движения. Например, правым локтем коснуться поднятого левого колена, затем левым локтем коснуться правого колена. В момент касания поджимать пальцы стоп и сжимать пальцы рук в кулаки.
4. Называя по порядку буквы алфавита, одновременно делайте следующее:
Ал — Бп — Во — Гл — Дп – Ео – Ел — Жп — Зо — Ил…
где: л — поднимите левую руку вверх и согните правую ногу в колене;
п — поднимите правую руку вверх и согните левую ногу в колене;
0 — поднимите вверх обе руки и встаньте на цыпочки.
Движения можно изменять на любые, главное – сохранить их разнообразие. Можно делать это упражнение в положении сидя, поднимая или напрягая только пальцы рук и ног.
5. Перенесите вес тела на правую ногу, левой ногой делайте круговые движения, а правой рукой напишите в воздухе свое имя, фамилию, алфавит или цифры по порядку. Левой рукой можно придерживаться. Поменяйте руку и ногу. Повторить упражнение несколько раз.
6. Для правого полушария мозга на счет «1–2 3–4–5–6–7» медленно и равномерно поднимается левая нога, согнутая в колене. Когда бедро достигнет горизонтального уровня, правой ладонью нажимать на левое колено сверху, в три этапа:
1-й: легкое усилие ладонью на колено сверху — 7 секунд,
2-й: сильное усилие — 7 секунд,
3-й: опустить ногу в исходное положение — 7 секунд.
Рука нажимает чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опираться или отставить ее в сторону и согнуть в локте. Спина прямая. Повторить 6–8 раз.
Для тренировки левого полушария используется правая нога и левая рука. Повторить то же 6–8 раз.
7. Ходьба на месте, глаза закрыты. Одновременно руками рисуем восьмерки или делаем руками круги перед грудью (руки вытянуты вперед, раскрытые ладони направлены вперед, пальцы вверх). Меняем направления круговых движений руками. Делать 1–2 минуты.
8. Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кулаки сжаты. Сделать вдох. На выдохе приседаем, колени отводим в стороны, а пятки отрываются от пола и почти касаются друг друга. Одновременно с приседанием делаем два толчковых движения вперед открытыми ладонями (пальцы вверх). Спина прямая.
9. Встать прямо, развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз. Не меняя положения рук и переступая ногами, медленно вращайтесь, стараясь делать как можно более полные развороты.
10. Руки вытянуть вперед, глаза закрыть. Шагать на месте и одновременно руками делать движения, как будто вкручиваете лампочку. Сменить положение рук: вверх, в стороны.
11. Руки вытянуть вперед перед грудью ладонями вниз. Шаг правой ногой в сторону, левую ногу скрестить с правой ногой, поставив ее сзади, одновременно скрестить вытянутые руки перед грудью, левая рука сверху. Вернуться в исходное положение и повторить в другую сторону.

При возможности выполняются дополнительные упражнения, которые не требуют специально выделенного времени для занятий:
1. «Зеркальное рисование». Возьмите в каждую руку по карандашу или фломастеру. На листе начинаем одновременно двумя руками писать буквы, цифры, делать одинаковые рисунки. Это упражнение можно усложнить: левой рукой пишем «0», а правой рукой «1», затем левой рукой «1», а правой — «2» и т. д.
2. Возьмите в каждую руку по карандашу или авторучке. Соедините их кончики в одной точке на листе. Начните писать с одной точки одно слово одновременно, левой рукой — слева–направо, а правой — справа–налево. Пусть первоначально это будут короткие слова.
3. Возьмите в каждую руку по карандашу или авторучке и два листа бумаги. Одновременно начинайте писать двумя руками какой-нибудь текст, например, ранее выученное стихотворение. Правая рука пишет слева направо, а левая рука справа налево. Упражнение можно усложнить, когда правая рука будет писать справа налево, а левая рука — слева направо. Предварительно можно потренироваться и писать просто короткие слова по такой схеме.
4. Взять в каждую руку по карандашу или круглой палочке. Одновременно вращать пальцами карандаши в обеих руках, при этом стараться активно задействовать все пальцы. Вращать в одну сторону, другую, в разные стороны.
5. Попробуйте на листе бумаги одновременно написать ваше имя левой рукой, а фамилию — правой. Затем наоборот.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать ряд правил.
1. Упражнения не выполняются при плохом самочувствии, болезни, при приеме медицинских препаратов и спиртных напитков и иных искусственных стимуляторов (кофеин, никотин и пр.).
2. Не выполнять упражнения при ощущениях боли!
3. До и после выполнения упражнений не принимать никаких искусственных стимуляторов (алкоголь, никотин, кофеин) в течение 2–3 часов. В противном случае возникает сильная головная боль.
4. Упражнения (весь комплекс или частично) выполняются не менее чем за 2–3 часа до сна. Учитывать полнолуние, когда увеличивается мозговое кровообращение.
5. Все нагрузки (количество повторов упражнений и количество дополнительно стимулируемых зон мозга) увеличиваются постепенно и с учетом хорошего самочувствия.
6. Загрузка дополнительных зон головного мозга при выполнении упражнений происходит постепенно:
а) при выполнении упражнений используем фоновую логическую музыку (в стиле барокко, желательно Моцарта) для активизации слуховой зоны мозга;
б) используем тонизирующие запахи для активизации зоны обоняния мозга (лимон, жасмин, розмарин);
в) в дальнейшем вводим другие дополнительные раздражители — вкусовой (например чернослив или курага), тактильный (например, при выполнении упражнений дополнительно перекатывать горошины или колючие шарики между большими и указательными пальцами);
9. Дополнительной нагрузкой является выполнение некоторых упражнений стоя на одной ноге на бруске высотой 10–15 см (глаза при этом закрыты);
10. При выполнении упражнений мощной дополнительной нагрузкой является загрузка лобных долей мозга (зоны сложного мышления) — параллельно с выполнением упражнений мысленно повторять таблицу умножения (умножать не только до 10, но и до 20, 30…), перемножать двузначные числа, повторять ранее выученные стихотворения и т. п.

topwar.ru

ЛФК при заболеваниях сосудов

Дисциплина «Физическая реабилитация»

Гипертоническая болезнь — повышение АД, не связанное с заболева-ниями какого-либо внутреннего органа, являясь симптомом заболевания надпо-чечников — гормон ренин; гипофиза — половые железы — климактерический период; атеросклероз аорты, недостаточность аортального клапана; ожирения.

Пусковым механизмом развития являются стрессы, эмоции вызывающие учащение пульса и увеличение сердечного выброса, что приводит к сужению просвета сосудов за счет сокращения мышечного слоя.

Гипертонический синдром протекает по трем стадиям:

АД повышается при стрессовых состояниях до 140/90 мм. рт. ст. — транзиторная стадия (проходящая);

стадия характеризуется постоянным повышением АД до 160/100 мм. рт. ст., но может возвращаться к нормальным цифрам. В этой стадии наблюдаются признаки атеросклеротического поражения сердца и сосудов, изменения на глазном дне, признаки стенокардии.

III стадия А и Б — склеротическая, при которой АД стойко повышено до 200/150 мм. рт. ст. и сопровождается склеротическими изменениями в сосудах сердца, мозга, почек. Эта стадия нередко сопровождается гипертоническими кризами — сильной головной болью, шумом в ушах, потерей сознания, сеткой перед глазами, рвотой. Нередко инсульт мозга возникает на фоне гипертони-ческого криза.

Дозированное применение физических упражнений уравновешивает процесс возбуждения и торможения в ЦНС, повышают ее регулирующую роль в координации деятель-ности важнейших органов и систем, вовлеченных в патологический процесс.

ЛФК оказывает нормализующее влияние на сосудистую реактивность, снижая тонус сосудов. ФУ повышают сократительную способность миокарда, нормализуют венозное давление, ускоряется скорость кровотока в коронарных и периферических сосудах. ЛФК показана при I и II стадиях заболевания. Интенсивность и объем занятий зависят от общей физической подготовки и функционального состояния ССС. Больным этой группы показаны УГГ, ЛГ, дозированная ходьба, спортивные игры, плавание, упражнения на тренажерах.

Особенности ЛГ — упражнения выполняются ритмично, в спокойном темпе с большой амплитудой движения. ИП — лежа, сидя, стоя, специальные физические упражнения на расслабление, тренировка равновесия, динамические дыхательные упражнения. Не рекомендуются ФУ с большой амплитудой движения для туловища и головы, длительные статические усилия.

Противопоказания к занятиям ЛФК — общие противопоказания; АД свыше 200/110 мм. рт. ст., состояние после гипертонического криза, нарушение сердечного ритма, развитие приступа стенокардии, резкая слабость, одышка.

Гипотоническая болезнь проявляется постоянным снижением систоли-ческого АД ниже 100 мм. рт. ст., а диастолического — 60 мм. рт. ст. Состояние связано с понижением сосудистого тонуса, причина — нарушение функцио-нального состояния ЦНС и его нейрогуморальной регуляции.

Различают гипотонию физиологическую и патологическую. Атонический тип реакции — снижение общей реакции организма. Для этого типа реакции рекомендуются нагрузки средней и повышенной интенсивности. ФУ способ-ствуют повышению общего тонуса и тонуса сосудов. Средства — статические и динамические ФУ с отягощением (гантели, игры, прыжки).

Спастический тип реакции — нагрузка средняя, ФУ седативного влияния и способствующие снижению сосудистого тонуса — ФУ на расслабление мышечных групп, ДУ динамического характера на координацию движений. Темп занятий средний и медленный. Длительность ЛГ – 20…30 мин.

Задачи ЛФК : нормализация процессов возбуждения и торможения в КГМ; установление и упрочнение новых условно-рефлекторных связей (моторно-висце-ральных); тренировка всех органов и систем, особенно ССС и мышечной; повышение сохранительной способности миокарда; нормализация сосудистого тонуса; улучшение адаптационных способностей всего организма.

Формы ЛФК — УГГ, дозированная ходьба, спортивные и подвижные игры. Средства: общеукрепляющие ФУ, ФУ статического и скоростного характера, тренажеры.

Противопоказания к применению ЛФК: состояние после гипотонического криза; резкое ухудшение состояния больного, нарушение сердечного ритма.

Облитерирующий эндартериит и атеросклероз сосудов нижних конеч-ностей. Заболевания со специфическим поражением артерий, снижением эластич-ности сосудов, разрастанием соединительной ткани с жировой инфильтрацией интимы, приводящие к сужению просвета сосуда и нарушению кровообращения в тканях. Этиология — изменение состава плазмы крови, гиперхолистеринемия, нарушение скорости протекания артериальной крови.

Заболевание протекает стадийно: I — полная компенсация. Клинические проявления: зябкость конечностей, утомление в нижних конечностях, парес-тезии; II— недостаточность кровообращения при физических нагрузках, переме-жающаяся хромота, судороги в мышцах нижних конечностей; III — недостаточность кровообращения в стадии покоя — постоянные боли; IV зна-чительно выражена деструкция тканей нижних конечностей — язвы, некроз, гангрена в пальцах стопы.

ЛФК показана преимущественно при I…III стадиях заболевания конеч-ностей, после симпатэктомии. Задачи — общее укрепление организма; улучшение периферического кровообращения; развитие коллатералей; нормализация мотор-но-сосудистых рефлексов.

Средства: общеразвивающие ФУ; статические напряжения и расслабле-ния мышц (улучшает гемодинамику) в ИП сидя и лежа. Исключаются физические нагрузки скоростно-силового характера. В фазе стабилизации процесса у больных I…П ст. назначают тренирующий режим. Критерием прекращения всех видов физических нагрузок на пораженные конечности служит появление выраженной усталости в мышцах. Для предупреждения перемежающейся хромоты во время ходьбы следует чередовать средний и медленный темп, кратковременные паузы для отдыха. Показан массаж поясничной области с целью рефлекторного воздей-ствия на трофику конечностей. Эффективно сочетать ЛФК с бальнео-физиотерапией (ванны, УВЧ, электорофарез, магнитотерапия).

Варикозное расширение вен нижних конечностей — заболевание сосудов, чаще всего большой и малой подкожной вен вследствие клапанной недостаточности поверхностных или коммуникатных вен.

Клиника: I стадия — зябкость, быстрая утомляемость ног, онемение пальцев и стоп, судороги икроножных мышц; II стадия — перемежающаяся хро-мота; III стадия — боли в покое и трофические изменения; IV стадия – трофи-ческие язвы, гангрена пальцев. ФР применяется при I…П стадиях заболевания. Общее укрепление организма, улучшение периферического кровообращения, развитие коллатералей, нормализация моторно-сосудистых рефлексов.

Этиология и патогенез. Варикозная болезнь поверхностных вен ниж-них конечностей полиэтиологична. Выделяют способствующие и производные факторы.

Способствующие факторы — вызывают морфологические и функ-циональные изменения в стенках поверхностных вен и их клапанах, что приводит к расширению вен, — вызывают слабость мышечно-эластичных волокон стенок поверхностных вен и неполноценность клапанов, — может быть конституцио-нально-наследственным. Нейротрофическая теория — нарушение иннервации приводит к снижению тонуса стенок сосудов. Варикозная болезнь может разви-ваться на основе слабости глубокой фасции голени, что затрудняет венозный отток из конечности.

Производные факторы: Затруднение оттока крови из венозной системы нижней конечности, сброс крови из глубокой венозной системы в поверхнос-тную. Сброс крови из артериальной системы в поверхностные вены по арте-риовенозным коммуникатам. Беременность. Длительное стояние на ногах.

Классификация заболевания: Стадия компенсации. Стадия декомпенса-ции без трофических нарушений и с нарушениями.

Стадия компенсации отсутствие явных клинических проявлений, кроме отеков стопы и голени к концу дня и появления отдельных узлов.

Стадия декомпенсации1. жалобы на быструю утомляемость при ходьбе, боль в голенях, отек нижней трети голени, увеличение окружности боль-ной конечности; 2. — ноющая, интенсивная боль, чувство онемения, зуд, судороги по ночам, пигментация дистальных отделов голени; 3. — усиление боли, прогрессирование трофических расстройств, развиваются трофические язвы лимфостаз, очаги атрофии кожи, дерматосклероз. При пальпации варикозно-расширенные вены напряжены, туго эластичны.

На стадии компенсации заболевания необходимо включать перифе-рические мышечные насосы, способствующие оттоку венозной крови и усиле-нию общего кровотока, активизирующие обменные процессы в венозной стен-ке и способствуют ее укреплению, восстановлению ее структуры и тонусу.

К профилактическим мероприятиям относятся:

исключить долгое стояние и сидение с опущенными ногами.

исключить напряжения брюшного пресса и мышц нижних конечностей.

во время беременности носить бандаж.

периодически укладывать ноги на высоту 15…20 см.

ношение эластичных чулок.

ЛФК назначается при компенсированной форме заболевания и в стадии декомпенсации I.

studfiles.net