Лфк синдром дауна

Гимнастика для детей с особенностями развития

Гимнастика в оздоровительной форме является одним из лучших способов для восстановления и улучшения здоровья детей и взрослых, использующаяся в медицине в виде лечебной физической культуры.

Гимнастика обладает рядом преимуществ, благодаря которым врачи назначают ее в лечебных целях. Во-первых, гимнастика состоит из огромного многообразия упражнений, в том числе со снарядами и предметами, которые позволяют тренировать различные группы мышц. Гимнастика способствует одновременному развитию всех физических способностей человека – координации, силы, выносливости, быстроты, гибкости. Упражнения в гимнастике строго дозированные, тренер может задавать различную частоту и интервал их выполнения. Тренировки по гимнастике всегда очень увлекательные и разнообразные.

Совокупность этих факторов наделяет гимнастику очень важными лечебными свойствами, которые ускоряют процесс выздоровления человека, будь то неправильная осанка, восстановление после травмы или различные особенности развития.

В целом лечебная гимнастика назначается врачами при широком спектре заболеваний: нарушения осанки, косолапость, плоскостопие, рахит, синдром дефицита внимания (с гиперактивностью и гипоактивностью), аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), болезнь Дауна и многое другое.

Особое значение оздоровительная гимнастика имеет для детей, имеющих отклонения в развитии. В процессе занятий у них формируются правильные двигательные умения, они учатся владеть своим телом и хорошо чувствовать его в пространстве, снижаются мышечные напряжения, ребенок учится внимательности и концентрации, у него улучшается психологическое состояние.

Основными принципами занятий лечебной гимнастикой для детей являются:

1) индивидуальный подход и специальный план тренировок, разработанный врачом в соответствии с заболеванием ребенка;

2) регулярность, систематичность, непрерывность занятий;

3) постепенное увеличение нагрузок.

Детям с церебральным параличом гимнастика поможет снизить гипертонус мышц, улучшить координацию движений, обучиться правильным двигательным действиям и умению расслаблять мышцы, развить гибкость и подвижность в суставах, обучиться равновесию. При ДЦП важно начинать занятия с ребенком как можно раньше. Это связано с особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций.

Люди, страдающие аутизмом, плохо развиваются физически, их преследует чувство постоянной тревоги, нервозность, страхи, а также возникают проблемы социализации в обществе.

Для детей с аутизмом и синдромом Дауна очень важны новые разнообразные и интересные упражнения, которые будут их увлекать, развивать физически, а также обучать умению концентрироваться, облегчать процесс социальной адаптации и дарить положительные эмоции.

Гимнастика будет им очень полезна, так как позволит выполнять все самые важные задания для улучшения здоровья. Среди наиболее эффективных выделяют упражнения на координацию, а в частности: преодоление полосы препятствий, лазание по шведской стенке, занятия на гимнастических снарядах (брусья, кольца), различные прыжки, в том числе на батуте, обучение равновесию (ходьба по бревну), игра в мяч, обучение точности выполнения несложных двигательных действий (правильные шаги, бег, прыжки).

Занятия обязательно должны проходить под наблюдением врачей и в соответствии с их рекомендациями по построению тренировок.

Экспертным мнением с нами поделился спортивный врач, вице-президент Международной ассоциации оздоровительных практик (МАСОП) Николай Коротаев, который рассказал, как гимнастика влияет на здоровье детей с особенностями развития.

– Какие изменения у детей врачи отмечают под влиянием занятий гимнастикой?

– Существует большое количество наблюдений и в России, и за рубежом. Еще в 80-е годы было известно, что дети, не занимающиеся гимнастикой, чаще страдают плоскостопием, искривлениями позвоночника. Если занятия гимнастикой регулярные, то выявленные ортопедом нарушения исправляются в течение одного-двух лет.

Также есть статистика, показывающая, что более половины детей, учащихся в 4, 5, 6 классах, имеют проблемы с осанкой. Если они будут заниматься гимнастикой, то, как минимум, 2/3 детей ее исправят, укрепят мышцы спины, живота, груди.

– Как гимнастика влияет на здоровье детей в случае более серьезных заболеваний?

– Зарегистрировано очень много случаев, когда занятия гимнастикой позволяли исправить врожденные нарушения, такие как детский церебральный паралич, кривошея, косолапость. При таких заболеваниях гимнастические упражнения сначала используются как лечебная физическая культура, а позже уже в качестве спортивно-оздоровительных занятий.

Гимнастика, например, в отличие от подвижных игр имеет очень важное свойство — дозировку движений. Процессом тренировки проще управлять, можно задавать определенный темп, частоту повторений, сочетание движений. Благодаря этому можно корректировать нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.

– В зарубежных странах существует целое направление гимнастики для детей с синдромом Дауна. Чем она для них полезна?

– В любом неврологическом нарушении всегда страдает координация. Для человека с отклонениями в развитии, будь это детский невроз, болезнь Дауна или другие патологии, создание новой двигательной доминанты всегда является положительной. Привитие навыков регулярных занятий гимнастикой будут способствовать созданию новой доминанты, которая будет перекрывать намеченную патологию.

Этот процесс происходит следующим образом: у ребенка с отклонениями в развитии в коре головного мозга существует очаг болезни, но двигательная деятельность создает другой очаг возбуждения, который положительно влияет на первый, он снижает и перекрывает очаг болезни. Это еще было доказано русскими учеными в начале 20 века.

В Европейском Гимнастическом Центре дети могут заниматься в целях реабилитации. Тренировки строятся на основе оздоровительной гимнастики, в игровой форме и направлены на достижение качественного результата, что в первую очередь необходимо для детей с особенностями развития. Наш гимнастический зал оснащен современным безопасным и ярким оборудованием, интересными модулями для полосы препятствий, детскими снарядами, батутами и игровой поролоновой ямой с цветными кубиками, где дети могут заниматься с большой радостью и пользой для здоровья.

Материал подготовлен компанией Европейский Гимнастический Центр

1roditeli.ru

Лфк синдром дауна

С индром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. По статистике, один младенец из 700 появляется на свет с признаками этого страдания. Частота появления детей с синдромом Дауна практически одинакова в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Она не зависит ни от образа жизни родителей, ни от цвета их кожи и национальности.

Дети с синдромом Дауна помимо характерных внешних отличительных признаков страдают разными заболеваниями и патологическими состояниями. Чаще всего синдром Дауна сочетается с известным синдромом Альцгеймера, острым миелолейкозом, врожденными пороками сердца, стенозом или артрезией двенадцатиперстной кишки, различными иммунодефицитными состояниями и др. 15 % детей имеют офтальмологическую патологию, 40 – нарушения слуха, 30 – сочетанные дефекты основных сенсорных систем.

В последние годы реабилитация страдающих этой болезнью стала более результативной. На смену отдельным, часто только медицинским мероприятиям пришла комплексная система восстановительного лечения и ранней педагогической помощи таким детям.

Болезнь Дауна выявляется очень рано, поэтому с первых дней жизни такого ребенка необходимо окружить вниманием и заботой. Выхаживание его включает три основных раздела:

1. Развитие умственных и физических способностей ребенка.

2. Профилактика и коррекция различных отклонений в состоянии здоровья.

3. Предупреждение инфекционных заболеваний.

В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное число стимулов для развития движений, обогащения впечатлений и ощущений. Его надо чаще брать на руки, петь ему песенки, давать яркие и красивые игрушки.

Основной проблемой детей с таким недугом является необходимость длительного обучения:

– они с большим опозданием начинают удерживать головку и передвигаться;

– по сравнению с другими детьми им требуется больше времени, чтобы научиться улыбаться и говорить;

– они медленнее осваивают навыки самообслуживания;

– им нужно больше времени, чтобы научиться самостоятельно есть;

– их приходится учить опрятности и пользованию туалетом в более старшем возрасте, чем других детей. Специально для больных с синдромом Дауна разработаны комплексы занятий гимнастикой. Вот один из наиболее

популярных и простых комплексов упражнений, которые надо проводить с самого раннего возраста ребенка:

1. Малыша надо больше держать на руках, по нескольку раз в день растирать его тело, гладить его, похлопывать, переворачивать.

2. Периодически раздетого ребенка кладут на шероховатое одеяло или хрустящую бумагу, чтобы он получал достаточное число тактильных и звуковых стимулов.

3. Оставляя ребенка в кроватке или манеже, надо придвигать его согнутые в коленях ножки к стенке, таким образом у него будет возможность отталкиваться от нее ногами.

4. Ребенка надо по нескольку раз в день укладывать на живот, удерживая перед его глазами какой-нибудь яркий предмет или игрушку. Такое упражнение будет полезной тренировкой для мышц шеи, поможет научиться самостоятельно поднимать и удерживать головку.

5. Ребенка следует поощрять потягиваться, выбигать спину, сгибать и разгибать ноги. Эти упражнения целесообразно проводить под музыку.

6. Малыша надо чаще раскачивать, кружить, осторожно подкидывать.

7. Если к определенному возрасту он не начал ползать и не делает для этого никаких попыток, следует имитировать ползание в ванночке; для этой цели ребенка помещают в ванну, подложив ему под грудь и живот свернутое валиком одеяло, полотенце или мягкий резиновый коврик; лежа на валике, он сможет свободно болтать в воде руками и ногами.

8. Игры и занятия с детьми надо чаще проводить, сидя на полу, тогда и взрослый, и ребенок будут общаться на одном уровне; он сможет опираться о ноги взрослого, залезать ему на живот, садиться верхом и т. п.

Приведенный комплекс является своеобразным ориентиром в реабилитационной работе с детьми. Он может дополняться различными упражнениями и приемами. По мере развития ребенка занятия с ним должны усложняться и в них необходимо включать курсы профессионального массажа, специальной гимнастики и корригирующих мероприятий. Например, если у ребенка большой палец ноги отведен кнаружи, ему следует подобрать специальную (мягкую) обувь, исключающую травматизацию или вывих этого пальца. В дальнейшем необходимо специальное ортопедическое исправление этого дефекта либо хирургическое лечение. Плоскостопие надо уже в раннем возрасте нивелировать ортопедическими стельками и специальной обувью.

Дети с синдромом Дауна нуждаются в ранней педагогической помощи. В последние году наиболее популярной стала программа Маккуэри, разработанная в Центре специального образования Университета Маккуэри (Сидней). Основные особенности ее заключаются в следующем:

1. Развитие и обучение больных детей основным навыкам и умениям осуществляется в том порядке, в котором они формируются у здоровых детей.

2. Овладение определенными навыками и умениями является как бы результатом восхождения по маленькой лестнице, где выделены маленькие ступеньки, передвижение по которым доставляет радость и ребенку, и взрослому.

3. Индивидуальные программы обучения ориентированы на уровень развития каждого ребенка и его возможности.

4. Методы обучения детей легко осваиваются и не требуют специальной техники.

5. В процессе обучения ребенок осваивает самые разные навыки, которые затем позволяют ему самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, играть и общаться с окружающими.

6. В роли основных учителей выступают педагоги и медицинские сестры дома ребенка.

Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учесть, что они успешнее всего обучаются, если удается использовать все их сенсорные системы. К сожалению, нет особых методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех больных синдромом Дауна, поскольку каждый малыш является уникальным и требует индивидуализированного подхода к обучению.

В неонатальном периоде развития ребенка с болезнью Дауна особое внимание следует обращать на:

– раннюю диагностику возможной непроходимости кишечника;

– профилактику инфекционных заболеваний;

– раннюю диагностику заболеваний сердечно-сосудистой системы, катаракты, отита, ортопедической патологии, отклонений в развитии, снижения остроты слуха и др.

– обсуждение программы ранней педагогической помощи ребенку и помощь в ее организации.

На первом году жизни ребенка осуществляются такие мероприятия:

– профилактика различных инфекционных мероприятий;

– предупреждение запоров и непроходимости кишечника;

– неврологическое обследование и последующее лечение;

– наблюдение педиатра, ортопеда, отоларинголога, офтальмолога, кардиолога и эндокринолога, невропатолога;

– занятия по программе «ранней педагогической помощи»;

– проведение 3–4 курсов лечебной гимнастики и оздоровительного массажа.

Детям в возрасте старше 1 года медико-социальная помощь осуществляется по нескольким направлениям:

– диагностика уровня развития ребенка (2–4 раза в год);

– оценка эффективности занятий с ребенком по программе «ранней педагогической помощи» (6–8 раз в год);

– наблюдение педиатра, отоларинголога, офтальмолога, эндокринолога, невропатолога и стоматолога (не реже 1 раза в год);

– предупреждение сильного храпа;

– проведение специального рентгенологического исследования шейных позвонков в 3 года;

– подготовка к переходу в другие интернатные учреждения;

– проведение оздоровительного массажа (3–4 курса в год) и занятий лечебной физкультурой (не меньше 10 курсов в год);

– профилактика и коррекция возможных отставаний в развитии и отклонений в поведении ребенка;

У детей, родившихся с синдромом Дауна, на первый план выступает интеллектуальная недостаточность. Она может проявляться в различной степени: некоторые так и не начинают говорить, но большая часть может научиться читать и писать. Практически все они дружелюбны, ласковы, хорошо ведут себя с близкими. Однако при оптимальном уходе и ранней педагогической помощи даже выраженная форма умственной отсталости не препятствует освоению основных навыков самообслуживания, общения и т. п. Такие дети могут довольно комфортно ощущать себя в обществе и не приносят особых тягостей окружающим их людям. Здесь следует подчеркнуть, что некоторые виды деятельности, например монотонную и однообразную работу, они могут выполнять даже лучше других детей.

Характерной особенностью ребенка, страдающего болезнью Дауна, является замедленное развитие. Чтобы правильно оценить эффект реабилитационных мероприятий и ранней педагогической помощи ему, надо довольно часто контролировать уровень его развития. Особенно важно это осуществлять в раннем возрасте. Ориентирами развития служат такие сроки:

– ребенок садится и ложится без посторонней помощи в 6-30 месяцев, а не в 5–9 месяцев, как это делают здоровые дети;

– самостоятельно ходит в 1–4 года, а не в 9-19 месяцев, как его здоровые сверстники;

– начинает произносить отдельные слова в 1–3 года, а не в 10–23 месяца, как обычные дети;

– просится в туалет с 2–7 лет, а не в 1,5–3 года, как остальные дети.

Последовательность формирования базовых двигательных навыков у детей с синдромом Дауна иная, чем у здоровых детей. Ребенок осваивает основные двигательные навыки в следующем порядке:

• поднимает ноги в положении лежа на спине;

• поднимает руки в положении лежа на спине;

• поднимает голову в положении лежа на спине;

• опирается на локти в положении лежа на животе;

• переворачивается с живота на спину;

• переворачивается со спины на живот;

• садится (переходит из положения лежа на животе в положение сидя);

• ходит вдоль опоры;

• встает без опоры;

Чтобы помочь больному, необходимо терпение и строгая последовательность в обучении и воспитании, ведь он, как никто другой, нуждается в теплоте, искренней заботе и внимании. Таких детей надо постоянно хвалить и награждать даже за небольшие успехи в освоении тех или иных навыков обучения.

В реабилитации их есть несколько ключевых моментов, о которых необходимо постоянно помнить. Характерной особенностью такого ребенка является постоянно открытый рот. Чтобы скорригировать этот недостаток, нужны специальные тренировки, но прежде всего следует убедиться в отсутствии у него объективных причин держать рот открытым (аденоиды, искривление носовой перегородки, ринит и др.). Основные мероприятия, позволяющие устранить привычку жить с открытым ртом, сводятся к следующему:

– нельзя играть с ребенком, заниматься с ним, если у него обнаруживается ринит;

– взрослые должны сами закрывать ребенку рот;

– перед зеркалом надо тренировать ребенка сидеть с открытым, а затем с закрытым ртом;

– следует постоянно хвалить и поощрять ребенка, который держит рот закрытым; вначале для этого можно даже пользоваться секундомером, затем часами;

– надо часто массировать пальцем губы и околоротовую область;

– хороший эффект дают такие упражнения: взрослый мягко сводит губы ребенка пальцами и некоторое время удерживает их;

– при помощи электрического массажера мягкой губкой массируется околоротовая область; такую процедуру можно осуществить, прикрепив к электрической зубной щетке перышко или кусочек пергамента.

Специальные упражнения проводятся для того, чтобы ускорить развитие речи. Начинают обычно с тренировки языка:

– перед зеркалом медицинская сестра несколько раз осторожно вытаскивает язык малыша, затем убирает его в рот. Это упражнение многократно повторяется и в конце каждого упражнения рот ребенка обязательно закрывается;

– ребенок, открыв рот, должен дотянуться кончиком языка до верхних зубов (малышу надо показать, как это упражнение делает кто-либо из обслуживающего персонала);

– заставляйте малыша двигать языком справа налево, дотрагиваясь им до уголка рта, затем, наоборот, слева направо; эти движения языком он делает сначала медленно, затем быстрее и быстрее;

– педагог вместе с ребенком произносит звук т-т-т.

Эта тренировка может быть индивидуализирована и дополнена логопедом, постоянно работающим в доме ребенка с больными малышами.

При подготовке ребенка к речевому общению особое внимание надо обращать на развитие правильных навыков кормления и приема пищи. Их довольно много, но некоторые следует выделить:

– не рекомендуется давать детям слишком жидкую пищу, предпочтительно кормить ребенка едой, приготовленной в виде густой пасты;

– пищу надо класть не в угол рта, а помещать ее на середину языка, побуждая, таким образом, малыша двигать языком и облегчая акт проглатывания;

– ребенок должен чувствовать свой рот, поэтому, помимо массажа губ, надо чаще дотрагиваться до них ложкой, давать ребенку твердые кусочки яблок, моркови, полоски мяса и т. п.;

– если малыш выплевывает пищу, необходимо просто замедлить темп кормления, но обязательно его продолжить (в этом случае следует воспользоваться специальным фартуком с карманом для падающей изо рта пищи);

– при кормлении ребенка нельзя торопиться, еду надо давать маленькими порциями;

– не рекомендуется поить детей из чашки с носиком – так закрепляется навык пассивного питья; лучше всего пользоваться обычной чашкой или поить детей из чашки с соломинкой.

Чтобы преодолеть трудности при овладении речью, надо вовремя приступить к осуществлению программы ранней педагогической помощи. Однако некоторые моменты здесь тоже следует отметить. Большая часть воспитанников домов ребенка, страдающих болезнью Дауна, отличаются замедленным развитием. Прежде чем малыш ответит на обращение взрослого, может пройти довольно много времени. Надо выждать этот срок и не торопить ребенка, иначе можно сбить его, а в дальнейшем «приучить» пропускать обращенную к нему речь. С ним следует говорить о его проблемах, о том, что его окружает; он должен получать удовольствие от общения с персоналом дома ребенка.

Подготавливая ребенка к речевому общению, надо побуждать его не только слушать взрослого, но и пытаться воспроизводить звуки, «играть в лепет» и т. п. Важно развивать и речевые мышцы. С этой целью малышу разрешают сосать соску, жевать специальные кольца и т. д.

Говоря о принципах реабилитации больных с синдромом Дауна в доме ребенка, необходимо стремиться к поиску путей и форм реабилитации детей с недостатками в развитии. Терпение и настойчивость, подкрепленные любовью, могут в значительной степени сгладить последствия того или иного заболевания, если реабилитация начата вовремя и проводится на основе современных научных технологий.

beatalk.com

ЛФК для детей

Физическая реабилитация – трудный и наиболее специфический процесс реабилитации. Наиболее популярные виды физической реабилитации – дозированная ходьба, лечебная гимнастика, занятия в тренажерном зале.

Одним из важнейших аспектов физической реабилитации детей являются занятия ЛФК.

ЛФК – это лечебная гимнастика, т.е. система специально подобранных упражнений.

Показаниями к назначению ребенку ЛФК является очень широкий спектр заболеваний:

  • нарушения осанки (кифоз, лордоз, сколиоз);
  • косолапость;
  • плоскостопие;
  • рахит;
  • пневмония;
  • ожирение;
  • бронхиальная астма;
  • заболевания ЖКТ;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • общая задержка физического развития;
  • аутизм;
  • задержка психического и психоречевого развития;
  • синдром дефицита внимания (с гиперактивностью и гипоактивностью);
  • Это далеко не полный перечень заболеваний, при которых ЛФК просто необходима.

    ЛФК поможет вашему ребенку :

    • улучшить работу жизненно важных систем организма (в первую очередь, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной);
    • укрепить опорно-двигательный аппарат ребенка;
    • поднять на более высокий уровень качество обменных процессов между организмом и внешней средой;

    Основные принципы занятий ЛФК для детей:

    1. Регулярность, систематичность и непрерывность.

    2. Разработка программы занятий в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.

    3. Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

    Особое значение ЛФК приобретает в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии (аутизм, ЗПР, ЗПРР, синдром дефицита внимания, синдром Дауна и т.д.). В процессе занятий ЛФК у таких детей не только укрепляется здоровье, но и улучшается психологическое состояние, обогащается восприятие, активизируются память и внимание, формируются правильные двигательные стереотипы, простраиваются пространственно-временные отношения со средой, ребенок начинает лучше чувствовать свое тело, происходит снятие телесных напряжений, осознание себя через телесные ощущения, развитие невербальных компонентов общения.

    На занятиях ЛФК ребенок учится действовать в мире реальных вещей. Он учится ограничивать свои желания, действовать по определенным правилам. Кроме того, занятия ЛФК помогают формированию у ребенка целенаправленной учебной деятельности, ведь на занятиях происходит усвоение новых навыков, умений, понятий. Да и сама процедура занятий и общение с инструктором обогащают ребенка, расширяют его двигательные способности, помогают скорректировать самооценку.

    ПОЧЕМУ ИМЕННО У НАС:

    • Наш центр находится рядом с метро;
    • У нас квалифицированные специалисты в области ЛФК и массажа, имеющие медицинское образование;
    • У нас возможно проведение занятий индивидуально и в небольших группах;
    • У нас доступные цены: стоимость индивидуального занятия – 1000 руб., группового – 800 руб.
    • Более подробную информацию вы можете получить при личной встрече на бесплатном первичном приеме или по телефонам: БиЛайн 8-903-777-95-29 ; МТС 8-916-513-92-80 .

      center-rodnik.ru

      Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функции центральной нервной системы

      К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС) и, как следствие, нарушение мышечного тонуса — самая распространенная патология раннего детского возраста. Внимательное ежедневное наблюдение за ребенком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков.

      Для начала оцените мышечный тонус ребенка.

      Вашему ребенку 3-4 месяца

      Полностью разденьте малыша и положите его на живот на пеленальном столике. Здоровому ребенку это положение нравится. Он способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачивает ее в стороны. Руки опираются на предплечья, как правило, вынесенные вперед. Кулачки уже некрепко сжаты и не захватывают большие пальцы. Грудь слегка приподнята над поверхностью стола. Живот и таз плотно прижаты к столу. Бедра слегка разведены, голени приподняты. Туловище — прямое. Убедитесь в этом, проведя мысленно линию от середины затылка до межъягодичной складки (рис. 1).

      У детей с нарушением мышечного тонуса эта линия постоянно смещена в одну сторону (асимметричное положение туловища и головы).

      Выпрямите ноги ребенка, сведите их и посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки.

      Ребенок свободно перекладывает голову направо и налево, не отдавая предпочтения какой-либо стороне.

      Сгибание голеней должно происходить свободно, без отрыва таза от поверхности стола.

      Понаблюдайте за положением вашего ребенка на спине. Вначале убедитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается. Голову ребенок держит по средней линии, свободно поворачивая ее в стороны. Руки уже достаточно свободны, ребенок много времени играет ими, пытается засунуть их в рот. Туловище выпрямлено: убедитесь в этом, проведя мысленно линию нос — подбородок — грудина — пупок — лобок. Правая и левая стороны должны быть симметричны. Ноги согнуты, бедра широко разведены (рис. 2).

      В случае если положение туловища и головы чаще асимметрично, обратитесь к педиатру или невропатологу.

      Вашему ребенку 6-7 месяцев

      Оцените его физическое развитие в этом возрасте.

      Положите раздетого малыша на живот. Обратите внимание на опору на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта. Голова свободно поворачивается во все стороны. Грудь приподнята над поверхностью стола. Живот и таз еще прижаты к столу. Ноги раздвинуты, колени согнуты, голени свободно поднимаются (рис. 3). При взгляде сверху позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево.

      Лежа на спине, ребенок играет со своими руками и ногами, движения стали целенаправленными и согласованными. Голова лежит посредине между плечами, легко наклоняется вперед.

      Малыш самостоятельно поворачивается со спины на живот.

      Он начинает садиться. При сидении обратите внимание на спину ребенка — одна должна быть прямая (рис. 4).

      Оцените развитие ребенка в возрасте 9-10 месяцев

      Малыш стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени. Руки выпрямлены, кисти раскрыты, ребенок может опираться только на одну руку. Голова свободно поворачивается во все стороны. Грудь, живот и бедра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре тыльной поверхностью (рис. 5).

      Ребенок начинает ползать на четвереньках назад и вперед, свободно перенося свой вес с рук на ноги.
      Возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору, переступает ногами. Следите за тем, чтобы он ставил свои стопы полностью, не поднимаясь на носки (рис. 6).

      Приемы массажа и упражнения, способствующие общему расслаблению мышц тела ребенка

      Массаж детей первых месяцев жизни носит в основном расслабляющий характер.

      Прекрасным расслабляющим эффектом обладает прием поглаживания. Его широко используют в детском массаже. Скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приемы растирания и разминания также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе.

      Из специальных приемов особенно эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений. При этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребенка, как бы сливаясь с ней, и мелко «дрожит». Направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообразно меняются. Сначала это движение может показаться слишком сложным. Для тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращенную ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш. Во время выполнения приема карандаш рисует на листке бумаги вибрационную кривую. Она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов.

      Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж — точечную вибрацию. Он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определенную зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от нее в течение 5-15 секунд. Колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное «дрожание»), быстрые, причем лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале — помедленнее, в середине — быстро, в конце — снова помедленнее). Давление на точку также меняется: от поверхностного — к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание.

      Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики.

      Поза «эмбриона»

      Ребенок лежит на спине. Руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперед. Позу фиксируют руками взрослого. В этой позе можно покачивать ребенка к себе — от себя и с одного бока на другой 5-10 раз. Движения делать плавно, ритмично (рис. 7).

      Покачивание на мяче

      Укладывание ребенка на мяч и покачивание его в этом положении также поможет устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса. Упражнения проводят следующим образом: ребенка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая малыша, медленно покачивают вперед-назад, вправо-влево и по кругу. Медленное размеренное покачивание ребенка на мяче (лежа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперед (рис. 8).

      Покачивание на весу

      Держа ребенка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону. Это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребенка в вертикальном или горизонтальном положении (рис. 9).

      Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие. Ежедневное купание в теплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.

      Приемы массажа и упражнения, способствующие расслаблению мышц-сгибателей рук, развитию хватательной и опорной функций рук

      Прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе «эмбриона» или на мяче. При покачивании на мяче вперед старайтесь, чтобы ребенок выставлял руки перед собой, раскрывая кисти.

      Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на передневнутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод; рис. 10-11).


      Используется легкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья. Захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5 потряхивающих кисть ребенка движений.

      Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями. Причем упражнения делают только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены, и движения совершают мягко, свободно и без особых усилий.

      Упражнения для детей первого года жизни (даны по степени увеличения сложности)

      Отведение согнутых в локтях рук при скольжении ими по поверхности стола.

      Отведение согнутой руки вверх в положении ребенка на боку.

      Выведение согнутых рук вперед в положении ребенка на животе.

      Отведение выпрямленных рук в стороны в сочетании с потряхиванием (вместе и поочередно).

      Скрещивание рук на груди с последующим отведением их в стороны.

      «Бокс» — поочередное сгибание и разгибание рук.

      Поочередное поднимание рук вверх (рис. 12).

      Одновременное поднимание рук вверх.

      Круговые движения руками.

      Сложное движение: согнуть руки в локтях, затем поднять прямые руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу).

      Вращение предплечий. Руки согнуты в локтях, среднее положение предплечий — ладони обращены друг к другу (рис. 13), повернуть предплечья наружу (супинировать) — ладони обращены к лицу ребенка (рис. 14), вернуться в среднее положение и повернуть внутрь (пронация предплечий) — ладони обращены к взрослому (рис. 15).

      Отведение и разгибание большого пальца руки. Для этого делают точечный массаж у его основания (на тыльной поверхности кисти; рис. 16).

      Иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного массажа с боковых сторон основания ногтя всех остальных пальцев и их разгибания (рис. 17). Одновременно с описанными приемами проводят массаж (более энергичный) и упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцы-разгибатели руки (которые расположены на задненаружной поверхности предплечья).

      Очень полезны похлопывания раскрытой кистью ребенка по различным поверхностям: по столу, стене, крупным игрушкам, игра «ладушки» (рис. 18).

      Приучите малыша хлопать по воде во время купания — это наверняка понравится ребенку.

      Захватив детскую ручку, проведите ладошкой по своему лицу или руке — это приятно и полезно (рис. 19).

      В более позднем возрасте, когда кисть ребенка достаточно раскрыта, научите его самостоятельно играть в «ладушки» и «сороку» («Сорока-сорока, кашу варила, деток кормила» — поглаживание по ладошке, «этому — дала, этому — дала» — при перечислении (деток) — массаж пальчиков).

      Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые три месяца проводить несколько раз тренировку хватательного рефлекса, вкладывая свои пальцы в ладони ребенка.

      А если рефлекс отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребенка. Очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие пальцы — с противоположной (рис. 20).

      Потом подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата ее рукой, или с этой же целью подносят к ребенку яркую звучащую игрушку, побуждая взять ее из разных положений (лежа на спине, лежа на животе, сидя).

      Для развития опорной функции руки очень полезно положение ребенка на животе. Если малыш еще плохо держит голову, то положите ему под грудь сложенную в несколько раз пеленку. Следите, чтобы ребенок, лежа на животе, опирался на согнутые ручки и держал кисти раскрытыми. В дальнейшем дети опираются на выпрямленные руки, приподнимая туловище.

      Научите ребенка стоять, а затем и ползать на четвереньках (рис. 21) — это замечательная тренировка опорности рук.


      Вот несколько специальных упражнений.

      — Ребенка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот, правой рукой — за ноги (сверху «вилочкой»). Взрослый слегка подбрасывает ребенка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая мягкая игрушка или большой мяч. Вызывается рефлекс опоры на игрушку — происходят протягивание вперед рук и раскрытие кистей и пальцев.

      — Поддерживая ребенка над грудью и за ноги снизу, приближают к опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребенка назад к себе — кисти раскрываются (пальцы разведены) (рис. 22).

      — При покачивании на мяче вниз животом выведите руки ребенка вперед и, наклоняя мяч вперед, побуждайте малыша опираться на руки (рис. 23).

      — Удерживая ребенка за ноги «вилочкой» одной рукой, другой — поддерживая туловище, спускайте медленно ребенка со своих колен, дивана или кресла на пол головой вниз. Важно, чтобы малыш при этом вытягивал ручки перед собой и опирался на них. Позже, при самостоятель ном передвижении по диванам и креслам, этот навык может очень пригодиться.

      Отмечено, что дети с недостаточно развитой опорностью рук, падая, часто разбивают себе носы.

      — Ребенок лежит на животе, опираясь на кисти. Взрослый осторожно отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь стабильного упора выпрямленных рук (рис. 24).

      — Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый поднимает его голову — происходит выпрямление рук и разгибание пальцев (рис. 25).

      — «Тачка» — ходьба на руках.

      Во втором полугодии жизни ребенка следует развивать манипуляционную функцию рук, побуждая его не только брать в руки игрушку, но и производить с ней различные действия: рассматривать ее, перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбивать пирамидку. Давно известна тесная связь между развитием тонкой моторики руки (движений пальцев) и умственным развитием ребенка. Если вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, рано начал читать и был в школе отличником, уделите побольше времени массажу и упражнениям для кистей и пальцев. Кроме вышеперечисленных, следует потренироваться в противопоставлении пальчиков (большого всем остальным) в сгибании — разгибании. Хорошо, если есть воможность позволить ребенку нажимать на кнопки, крутить телефонный диск, «играть» на пианино т.п.

      Приемы и упражнения, способствующие расслаблению приводящих мышц бедра, задней группы мышц голени, развитию опорной функции стоп.

      При повышенном напряжении приводящих мышц бедер ребенок с трудом разводит бедра в стороны, при поддержке под мышками перекрещивает ноги (рис. 26).

      Прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходимо расслабить эти мышцы с помощью массажа.

      Массаж включает в себя большое количество поглаживаний, в том числе и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых органов). Приемы растирания и разминания применяются только на наружной стороне бедер. Большое внимание уделяется массажу спины, особенно поясничной области и ягодиц.

      Эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным разведением ног ребенка (при согнутых коленях).

      Коснитесь подушечкой одного пальца (или двух) в месте, соответствующем проекции тазобедренного сустава сбоку (рис. 27). Надо почувствовать при надавливании как бы углубление, а затем мягко, медленно оказывать одновременно вибрационное и давящее воздействие на точку (зону). Одновременно мягко (можно в сочетании с потряхиванием) постепенно отводите бедро ребенка наружу.

      Разводя бедра, нельзя допускать резких движений, насилия, это может вызвать боль при рефлекторном сокращении мышц бедер и еще большее их напряжение.

      Сделайте точечный массаж зоны, расположенной примерно на середине внутренней поверхности бедра (рис. 28). Одновременно отведение в сторону и потряхивание согнутой ножки будет способствовать расслаблению приводящих мышц бедра (рис. 29).

      Значительно снизить напряжение мышц ног можно, покачивая малыша на весу в вертикальном положении или покачивая таз ребенка, лежащего на столе с согнутыми ногами.

      Разведение согнутых ног выполняется только после достижения расслабления мышц мягкими вибрационными движениями, без насилия. Затем между ног кладут свернутую в несколько раз пеленку и фиксируют ее другой пеленкой или штанишками. Это так называемое «широкое» пеленание, которое может быть рекомендовано всем детям первых месяцев жизни в профилактических целях (рис. 30).

      Упражнения для ног — сгибание и разгибание, «скользящие шаги», «топание» стопами по поверхности стола и
      т. д. — делают только с широким разведением бедра в стороны (рис. 31).

      Очень полезно рефлекторное «ползание», разведение согнутых ног ребенка, лежащего на животе (рис. 32).

      Научите малыша играть со своими ножками, подтягивать их ко рту — это важно не только для физического развития ребенка.

      Многие упражнения можно делать во время купания, теплая вода замечательно расслабляет мышцы.

      При повышенном напряжении задней группы мышц голеней ребенок в вертикальном положении (поддерживаемый под мышки) опирается на пальцы ног, стоит «на цыпочках».

      При этом тонус мышц передней поверхности голени и тыла стопы снижен (мышцы ослаблены и растянуты), а мышцы задней поверхности голени излишне напряжены. Поэтому массаж ног должен быть дифференцированным.

      Исходное положение: ребенок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены.

      Вначале проводят массаж подошвы с одновременным потряхиванием стопы и сгибанием ее вперед. Для облегчения сгибания проведите точечный массаж: мягко и глубоко надавите в месте перехода тыла стопы в голень (рис. 33). Затем, чтобы укрепить растянутые мышцы, проводят массаж мышц передней поверхности голени и стопы (поглаживание, растирание).

      Заднюю поверхность голени массируют более мягко (поглаживание, очень легкое растирание и разминание, потряхивание икроножной мышцы).

      Затем положите малыша на живот. Согните его ножки в коленях, голени вертикально, перпендикулярно к опоре, и мягко, пластично, с вибрационными движениями надавите на подошвы, растягивая ахиллово сухожилие (рис. 34).

      В положении ребенка лежа на животе стопы его должны быть вне стола (свисать; рис. 35).



      Для развития опорной функции стоп
      рекомендуются упражнения для стоп, основанные на рефлексах. Указательным и средним пальцами захватите стопы ребенка, а большим — нажмите на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание стопы.

      Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы — к пятке. Происходит разгибание стопы.

      Массаж тыльной поверхности стоп заключается в поглаживании большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, огибая лодыжки спереди назад.

      Очень полезны следующие упражнения.

      Рефлекс опоры и выпрямления ног. Поддерживая малыша в вертикальном положении, дайте ему опереться о поверхность стола. При соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с опорой происходит их разгибание.

      Рефлекторная «ходьба». Поддерживайте ребенка в вертикальном положении, слегка наклоняя его вперед. При соприкосновении стоп с твердой поверхностью стола малыш совершает автоматические «шаги».

      — Разгибанию ног и развитию опорности стоп способствует рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине.

      При покачивании на мяче следите за тем, чтобы малыш при движении назад ставил стопы на поверхность стола и самостоятельно отталкивался. Не допускайте положения «на цыпочках». При необходимости помогайте ребенку (рис. 36). Положите большой пластиковый мяч в ножной конец кроватки — пусть малыш пинает его ногами (рис. 37).

      «Скользящие шаги» рекомендуются детям старше четырех месяцев (когда исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей ног).

      Полезны упражнения в ванне с теплой водой. Их делают непосредственно во время купания ребенка. Ребенка поддерживают в вертикальном положении, фиксируя его грудь обеими руками сзади и спереди. Поставьте малыша на дно ванны и, перенося вес с одной его ноги на другую, стимулируйте переступание (рис. 38). На время проведения этого упражнения целесообразно на дно ванны положить резиновый рифленый коврик.

      Во время плавания побуждайте ребенка отталкиваться от стенки ванны (рис. 39).

      Для более старших детей, которые уже самостоятельно стоят, держась за опору, рекомендуются приседания с поддержкой. Можно превратить это упражнение в игру, говоря малышу «стань маленьким «, затем » стань большим «.

      Осторожно! Не следует стимулировать стояние и ходьбу преждевременно. Ребенок встанет и пойдет тогда, когда будет к этому готов. В противном случае резко увеличивается вероятность деформации ног. Также не стоит пользоваться «прыгунками», в которых закрепляется порочное положение стоя на цыпочках.

      Приемы массажа и упражнения, способствующие укреплению мышц.

      Многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребенка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонус).

      Для укрепления мышц задней поверхности туловища (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приемы массажа, которые выполняются более энергично, особенно растирание и разминание. Широко применяются легкие ударные приемы: поколачивание пальцами, похлопывание, стимулирующее пощипывание.

      Эффективен точечный массаж — тонизирующий метод. Быстрые, отрывистые надавливания подушечкой пальца (среднего, указательного или большого) на определенную точку (зону) вызывает напряжение соответствующих мышц.

      Упражнения подбирают в соответствии с возрастом и возможностями ребенка.

      Частое выкладывание на живот и рассматривание игрушек в положении на животе. Если ребенок плохо удерживает голову, то под грудь ему подкладывают валик.

      Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника.

      Повороты со спины на живот с помощью и без.

      Рефлекторное ползание.

      Ползание в полувертикальном положении.

      Ползание на спине.

      Поза «пловца»: взрослый поддерживает ребенка одной рукой под грудь, другой — за ноги.

      «Парение» на животе с опорой: взрослый поддерживает ребенка под грудь двумя руками, ноги малыша упираются ему в живот.

      «Парение» без опоры ног (рис. 40).

      Удерживание туловища на весу: положите ребенка на край стола так, чтобы плечевой пояс и грудь были на весу.

      Удерживание ног на весу: ребенок лежит на краю стола так, что ноги остаются на весу (рис. 41).


      В обоих этих упражнениях можно помогать малышу, стимулируя мышцы спины и ягодиц точечным массажем.

      — Для более старших детей полезны наклоны, из положения стоя (рис. 42).

      «Тачка» — ходьба на руках.

      Поднимание из положения на животе.

      — Особенно полезны ползание и ходьба на четвереньках — это прекрасная тренировка всего тела ребенка, в том числе мышц спины, шеи и ног, подлезание (рис. 43), лазание.

      Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса), кроме приемов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж.

      В положении на спине полезны любые самостоятельные движения ногами.

      С полутора-двух месяцев можно делать специальные упражнения (расположены по степени увеличения сложности), включая их в ежедневный комплекс и занимаясь дополнительно.

      Повороты на бок.
      Повороты со спины на живот.
      Переход из горизонтального положения в полувертикальное и обратно.

      Это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях. Следите, чтобы его голова не запрокидывалась (рис. 44).

      Выкладывание спиной на мяч.
      «Парение» на спине (рис. 45) или подготовка к нему.
      Присаживание за отведенные в стороны руки.
      Присаживание за согнутые руки.
      Наклоны, из положения стоя (см. рис. 42).
      Поднимание выпрямленных ног («достань ногами до палочки»), вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно.
      Повороты туловища в стороны (рис. 46).

      Более старшие дети могут выполнять присаживание самостоятельно или за руку (рис. 47).

      Упражнения и приемы массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей.

      Внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса. Если туловище ребенка чаще изогнуто в какую-либо сторону — это повод для беспокойства.

      При асимметрии тело ребенка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса. Ноги и таз повернуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону. Движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне.

      Специальный массаж и лечебная гимнастика проводятся на фоне общеукрепляющих занятий по возрастным комплексам. Основная задача — нормализовать тонус мышц всего тела ребенка, то есть расслабить напряженные и укрепить ослабленные мышцы.

      На стороне повышенного мышечного тонуса (вогнутая сторона дуги) применяются расслабляющие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание.

      На стороне пониженного тонуса делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приемы.

      Массировать надо все тело ребенка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип.
      Специальные упражнения обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приемами массажа. Так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом. Положите ребенка на живот «выпуклым» боком к себе, ближе к краю стола. Обеими руками обхватите ребенка со стороны спастически сокращенных мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребенком. При этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища. Производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна — к подмышечной впадине, другая — к ноге ребенка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции (рис. 48). В этом положении можно носить ребенка на руках.

      Кроме этого упражнения, следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их. При движениях конечностей широко используется потряхивание.

      Повороты со спины на живот также могут способствовать выравниванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через «вогнутый» бок. Задержите малыша во время поворота на несколько секунд, проведите пальцами вдоль позвоночника (рис. 49).

      Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребенок лежал в строго симметричном положении (мысленно проведите прямую линию: нос — подбородок — грудина — пупок — лобок). Сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант которых — две скатки из пеленок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребенка.

      Упражнения, способствующие развитию чувства равновесия.

      Не бойтесь носить малыша на руках в различных положения: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе. Чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения.

      Покачивание в позе «эмбрион».

      Покачивания на мяче животом и спиной вниз.

      Покачивание на руках. Взяв ребенка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе — от себя).

      — Взяв ребенка на руки в вертикальном или горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны.

      Горизонтальное кружение. Встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз (рис. 50).


      Начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия. Meняйте направление кружения — то по часовой стрелке, то против.

      — Затем покружите ребенка, удерживая его на боку (рис. 51).

      — Повторите кружение, переложив малыша на другой бок.

      — Кружась с малышом, приподнимите его в воздух и еще раз покружитесь вместе с ним. Перед тем как закончить, опустите ребенка вниз почти до пола и снова поднимите вверх.

      Начинайте упражнение медленно и осторожно.

      Если по какой-нибудь причине вашему малышу что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро. Замедлите темп.

      Постепенно увеличивайте время занятий с 10- 15 секунд на каждое упражнение до 30-40 секунд. Всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребенок.

      Покачивание. Попробуйте покачать ребенка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот. Это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног.

      Лягте на спину и покачайте ребенка над собой. Плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу. Скажите ему, что он — самолет. Мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова. Покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое колено.

      Перекатывание «бревнышком». Обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите далъше, сами передвигаясь за ним. После этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение. Когда ребенок научится самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе сторон

      downsideup.org