Литература о неврозах

Книги о неврозах

Невроз является сборным термином, применяющимся для группы заболеваний функционально-психогенной природы. Синонимы невроза – невротическое расстройство и психоневроз, а само слово произошло от греческого «нерв». Данную группу заболеваний характеризуют определенные признаки, среди которых затяжное течение болезней в дополнение к которому идут истерические навязчивые проявления. При неврозах человек может ощутить снижение веса, а также уменьшение работоспособности, как умственной, так и физической. Главным фактором, оказывающим негативное влияние на человека и вследствие вызывающим невроз, является сильное перенапряжение которое может быть эмоциональным или интеллектуальным. Не стоит сбрасывать со счетов и влияние стрессов, действия внешних или внутренних конфликтов, психологические травмы. Термин «Невроз» до сих пор не имеет четкого обозначения, однозначно подходящего для всей группы заболеваний, поэтому зачастую под неврозом подразумеваются разные нарушение высшей нервной деятельности имеющие функциональный характер. Исходя из распространенности заболевания, необходимо учитывать и важность его изучения. В этом вам могут помочь книги о неврозе и книги о лечении невроза.

Несмотря на то, что книг про невроз весьма внушительное количество (что опять же свидетельствует о важности изучения этой проблемы), наш выбор пал на книгу «Неврозы у детей» о которой мы и расскажем. Написана эта книга о неврозе Гарбузовым, в ней затронуто исследование пограничных состояний среди которых главная роль отведена неврозам. Гарбузов описал исторические нюансы заболевания, механизмы мозга человека способные компенсировать влияние таких факторов, как психическая травма и стресс. Также данное пособие стало отличной книгой о лечении неврозов, приведена важная информация о таких методах, как психофармакотерапия и психотерапия, представлен комплекс действий включивший в себя такие направления, как адаптивное управление, физиотерапевтическое лечение и рефлексотерапия. Книга подойдет специалистам в области психических расстройств, а также любящим родителям детей с неврозом.

tardokanatomy.ru

Библиотека Nevroz.Info

В данном разделе можно скачать книги по психологии неврозов. Библиотечный фонд постоянно пополняется.

НАУЧНАЯ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Карен Хорни (16 сентября 1885 — 4 декабря 1952) — американский психолог норвежско-датского происхождения, относится к числу наиболее выдающихся психоаналитических мыслителей двадцатого столетия:

  • Невротическая личность нашего времени [Книга преднамеренно написана доступным неспециалисту языком (самолечение предполагается). Главная ценность книги — системное описание невроза. Последовательно изложен большой объём различных причинно-следственных связей. Основные темы — тревога, враждебность, компульсивное стремление к любви и к власти, невротическое чувство вины]
  • Наши внутренние конфликты (Конструктивная теория невроза) [Данная книга завершает серию работ по теории невроза и дает первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза: причин невротических конфликтов, их развития и лечения. Развитая К. Хорни конструктивная теория невроза до сих пор остается непревзойденной по широте и глубине объяснения невротических конфликтов. Она включает исчерпывающую классификацию невротических типов личности, основных невротических влечений, отражает их связь с базисным конфликтом, содержит анализ всех основных способов защиты и методов подлинного разрешения невротических конфликтов]
  • Самоанализ [Пособие для тех, кто твёрдо решил избавиться от невроза самостоятельно. Как и все работы Карен Хорни, книга доступна для понимания. Содержит в себе практические рекомендации по самопсихоанализу, а также подробный разбор реальных случаев самоанализа в практике Хорни. Рекомендуется к прочтению после ознакомления с другими работами Карен Хорни, в порядке, приведённом на данной странице]
  • Невроз и личностный рост [Невроз препятствует нормальной жизни человека, саморазвитие в условиях этого заболевания весьма и весьма проблематично. Невроз отнимает слишком много душевных сил, которых остается недостаточно для продуктивной работы и уж тем более для занятия любимыми делами. Принципы, описанные в книге, помогут выйти из замкнутого круга, найти в себе силы и продолжить личностный рост]
  • Шон Меган Бёрн — адъюнкт-профессор психологии Калифорнийского политехнического института, она является специалистом в сфере прикладной социальной психологии:

    • Гендерная психология [Книга посвящена рассмотрению гендера с позиций социальной психологии и представляет несомненный интерес именно в силу актуальности рассматриваемых вопросов, содержит значительное количество фактических данных, полученных в результате исследований. В книге рассматриваются причины возникновения неврозов на почве бытующих в обществе полоролевых стереотипов поведения мужчин и женщин]
    • Дэвид Шапиро (род. 13 июня 1943 года) — американский психолог, Автор многочисленных статей и четырех книг, среди которых его очень известная в России книга «Невротические стили»:

    • Невротические стили [«Невротические стили» — это способы деятельности, характерные для разных невротических состояний. Здесь главным образом будут обсуждаться формы мышления и понимания, разновидности эмоциональных переживаний, субъективное восприятие вообще, а также деятельность, связанная с различными патологиями]

    Альфред Адлер (7 февраля 1870 — 28 мая 1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии:

  • Наука жить [Книга основателя индивидуальной психологии Альфреда Адлера повествует о таких понятиях как «стиль жизни», «чувство неполноценности», раскрывает влияние отношений в семье и в обществе на жизнь индивида]
  • Александр Иванович Захаров (12 октября 1940 — 1 июня 2008) — доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научные исследования А.И. Захарова посвящены детской и семейной психологии и психотерапии:

  • Происхождение детских неврозов и психотерапия [В работе рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей. Даётся подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы сдетьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора]
  • Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти [Жить, постоянно сознавая собственную смертность, нелегко. Это всё-равно, что пытаться вглядываться в солнце — выдержать можно лишь до определённого момента. Жить, вечно цепенея от ужаса, невозможно, поэтому мы изобретаем способы смягчить страх смерти. Мы оставляем себя в будущем с помощью своих детей, становимся богатыми и знаменитыми, придумываем целые защитные ритуалы и придерживаемся нерушимой веры в чудесного спасителя. Раз это так важно для нас, почему же никто не говорит о смерти? Давайте попробуем разобраться вместе]
  • Экзистенциальная психотерапия [Эта книга — именно то, что ищет каждый мыслящий человек, который конфронтирует с вопросами смысла жизни, конечности существования, личной свободы и фундаментального одиночества. Со всем тем, с чем каждому приходится сталкиваться уже в силу того, что он рождён на этой земле. В книге показываются способы справиться с такими неразрешимыми для большинства проблемами, которые, по мнению автора, и составляют основу всех психологических расстройств]
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Ирвин Ялом (род. 13 июня 1931 года) — американский психолог и психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Стенфордского университета:

  • Шопенгауэр как лекарство [Основная тема произведения — преодоление страха смерти. Пожилой психотерапевт узнаёт о смертельном диагнозе, пересматривает свой жизненный путь, пытается наверстать упущенное и связывается с пациентом, которому он не смог помочь 20 лет назад. Как оказывается позднее, пациент сам разрешил свою проблему, в чём ему помог не кто иной как немецкий философ 19-го века Артур Шопенгауэр, более того, бывший пациент утверждает, что Шопенгауэр поможет и самому психотерапевту]
  • www.nevroz.info

    Книга о неврозах

    Просто и понятно о сложном

    Вперед! Стань писателем

    Наши услуги

    Как нас найти?

    Написать нам

  • Поддержка: support@ridero.ru
  • Печать тиража: print@ridero.ru
  • Вопросы по услугам: order@ridero.ru
  • PR: pr@ridero.ru
  • Последние новости

    Плюсы Ridero

    ISBN в подарок, буктрейлеры, вебинары
    и многое другое

    Книга предназначена
    для читателей старше 18 лет

    Почему, для кого и зачем написана эта книга?

    Прежде всего потому, что работая со многими людьми, я убедилась, что подавляющее большинство из страдающих неврозом или не имеет представления о том, почему и что с ними происходит, или обладает неверными знаниями. Между тем, известно, что «Знание — сила», а «Неверное знание — хуже незнания», как утверждал Аристотель.

    Знание причин и механизмов развития любого заболевания помогает заболевшему справиться с ним, во-первых, а во-вторых, является одной из важных форм профилактики. Это в равной степени касается туберкулёза и кишечных инфекций, гипертонической болезни и любого другого заболевания, и неврозов, которые представляют собой особые состояния, — тоже.

    В те незапамятные времена, когда я была студенткой и начинающим врачом, а организация здравоохранения в Советском Союзе была признана лучшей в мире, санитарное просвещение (работа по распространению необходимых знаний о здоровье и его нарушениях — беседы, лекции, санитарные бюллетени, брошюры и т.п.) являлось одной из обязательных составляющих врачебной деятельности. Так что эта работа — мой профессиональный вклад в санитарно-психологическое просвещение.

    Пожалуй, следует признаться и в том, что не менее честный ответ на вопрос «почему?» — то удовольствие, которое я испытываю, излагая свои мысли на бумаге; смею надеяться, что это не графомания (в психиатрии — болезненное не поддающееся контролю стремление к бесплодному писанию, результатом которого становятся бессмысленные тексты). Впрочем, это решать Вам, уважаемый читатель.

    Адресатов у книги несколько:

    — с целью профилактики неврозов она будет полезна думающим родителям, ответственно относящимся к своей роли, поскольку особенно важное значение в развитии невротических расстройств имеют особенности воспитания;

    — книга может помочь читающим и думающим подросткам преодолеть сложности переходного периода, являющегося одним из важных этапов не только в развитии личности, но и в возможном развитии неврозов;

    — думаю, книга заинтересует тех, кто серьёзно относится к самовоспитанию, стремится жить осознанно и осмысленно;

    — полагаю, книга представляет интерес и для тех, кто страдает невротическими расстройствами. Нет, я не рассчитываю на то, что страдающий неврозом излечится, прочитав книгу, но я надеюсь, что кто-нибудь, осознав причины своего состояния, решится изменить свою жизнь к лучшему и узнает, каким путём можно достичь цели. Потому что невроз хоть и не смертельное, но отравляющее жизнь состояние, лишающее человека радости жизни, мешающее наслаждаться жизнью. Этот гадкий невроз портит жизнь не только его обладателю, но и окружающим его людям, особенно близким, вынужденным на себе испытывать многочисленные «прелести» в настроении и поведении невротика. Справедливости ради, следует заметить, что мучая себя и окружающих, невротики, как правило, живут долго.

    Хотя я рассматриваю свою книгу как научно-популярную (основанную на научных достижениях и практическом опыте, но предназначенную для широкой аудитории), смею надеяться, что она может быть интересной и полезной для моих молодых коллег (врачей других специальностей и психологов).

    В книге приведены примеры из истории жизни некоторых моих клиентов, имена которых изменены. Я благодарна им за то, что смогла воспользоваться их личным опытом в интересах многих. Заранее благодарю и Вас, мой уважаемый читатель, за интерес, проявленный к моей работе.

    Глава I. Что же такое «невроз»?

    «Быть рабом страха —

    самый худший вид рабства».

    Понятие «невроз, невротическое расстройство» объединяет целый ряд состояний, значительно различающихся своими проявлениями — симптомами. Как же могут проявляться неврозы?

    Один человек, страдающий неврозом, жалуется на подавленое настроение, необъяснимую слабость, постоянное чувство недомогания, непонятную усталость при отсутствии деятельности… Чем можно заниматься в таком состоянии? как пойти в театр, принять гостей, поехать куда-то отдыхать? Стоит ли тратить время и деньги, если чувствуешь себя разбитым и ничто тебя не радует.

    Второй — совершает однообразные навязчивые действия, усиливающиеся, как правило, при нервном напряжении: бесконечно моет руки, часто до повреждения кожи; обкусывает ногти, повторяющимся образом облизывает губы, жуёт свой язык, накручивает на палец волосы, щёлкает костяшками пальцев… Или бывает не в состоянии избавиться от «прокручивания» одних и тех же, как правило, пугающих размышлений.

    Третий — считает себя абсолютно здоровым, но просит помочь справиться с повышенной раздражительностью, агрессивностью, недовольством практически всем и всеми.

    Четвёртый — постоянно чувствует себя больным, прислушивается к ритму сердца, считает число мочеиспусканий, не жалеет деньги на самые новейшие методы исследования, изучает всё, что известно о правильном питании, способах дыхания, о чистке сосудов и печени, о преимуществах бега трусцой и йоги, о зависимости здоровья от расположения мебели в квартире, особенно кровати и зеркала; вся его жизнь сосредоточена на желании быть абсолютно здоровым и жить бесконечно… потом, когда будет здоров, а сейчас ведь не жизнь, а сплошное мучение…

    Кто-то, чаще особы женского пола, приходят к выводу, что все их жизненные неприятности связаны с избыточным весом, и они худеют, доводя себя до полного истощения, гормональных нарушений, расстройства всех систем организма…

    И это далеко не все формы проявления невротических расстройств: это может быть и страх открытых или закрытых пространств, или страх сойти с ума, и «медвежья болезнь», и страх оказаться в затруднительном или унизительном положении в обществе, страх перед аудиторией (выступлением, чтением лекций и т.п.) и еще множество различных симптомов.

    Общепринятой классификации неврозов не существует. А потому считаю возможным предложить ту, которая, на мой взгляд, лучше, чем другие, поможет понять то, что я считаю нужным рассказать об этих состояниях.

    I.1. Виды неврозов

    (К лассификация по ведущему признаку)

    — Невроз астенический («астения» — в переводе с греческого — бессилие): состояние неоправданной усталости, вялости и т. п.

    — Невроз депрессивный (от латинского «депримо» — давить, подавить), ведущим симптомом которого является резкое снижение эмоционального фона: постоянно подавленое настроение, ощущение грусти, тоски, беспричинная слезливость, отсутствие желаний…

    Хочу обратить особое внимание на часто неоправданное использование понятия «депрессия», поскольку в последние годы люди всё чаще стали употреблять его в самых неподходящих случаях: «Я так расстроилась, что у меня началась депрессия», «После беседы с классным руководителем моего сына, я впала в депрессию», «Какая это жизнь? никакой радости! сплошной депрессняк!»…

    На самом деле речь чаще идёт отнюдь не о депрессии, а просто о плохом настроении, огорчении, грусти, печали, разочаровании, наконец. На первый взгляд, может показаться, что совсем не важно, каким словом назвать своё состояние. Но это не так. С плохим настроением к врачу не идут, и от разочарования не избавят лекарства, а вот поставив себе диагноз «депрессия» (потому что депрессия — это болезненный синдром, это диагноз), можно обратиться за медицинской помощью; а врач выпишет антидепрессанты… О негативных последствиях неоправданного приёма антидепрессантов наконец-то всерьёз заговорили в США, где, благодаря рекламе фармацевтических кампаний, их приём стал практически «массовым»…

    — Ипохондрический невроз (происхождение термина «ипохондрия» связывают с переводом с греческого «в подреберье», поскольку в древности причиной этого состояния считали проблемы в данной области тела); страдающие этой распространённой формой невроза — вечные пациенты: они испытывают терпение врачей разных специальностей при бесплатном лечении и являются постоянным источником дохода эскулапов — при платном.

    Жалобы страдающего ипохондрией могут быть на проблемы со стороны любых органов и систем организма, наиболее частые — сердечно-сосудистые: внезапные приступы сердцебиения, сопровождающиеся паническим страхом смерти, заставляющие выйти из автобуса, мешающие воспользоваться лифтом, порой вынуждающие бросить работу, заставляющие проходить бесконечные обследования в поисках верного диагноза и правильного лечения. Это могут быть и расстройства дыхания вплоть до приступов внезапного удушья, и жалобы на расстройства стула, мочеиспускания, головные боли, кожный зуд — всё, что угодно.

    Страдающий ипохондрией, как правило, хорошо осведомлён о новых достижениях официальной, китайской, тибетской и филиппинской медицины, о новых лекарствах и гомеопатических средствах; он знает всё о целителях, знахарках, целебных источниках, разноцветных глинах; он совершает паломничества к святым мощам, святым иконам, святым старцам; он постоянно что-то настаивает, толчёт, мелет, смешивает; глотает, натирает, прикладывает…

    «Любознательный» ипохондрик старается узнать как можно больше, чтобы не пропустить у себя какую-нибудь смертельную болезнь, поэтому он не жалеет ни времени, ни денег на всевозможные анализы крови, мочи, соскобы и смывы, ЭКГ и ЭЭГ, томографию, МРТ и непременное УЗИ. Сам себе назначает он УФО крови, принимает всякие БАДы, сидит в бочке с жидким азотом и в галокамере, испытывает на себе диеты по группе крови, по цвету продуктов, раздельное питание, сыроедение, голодает…

    Усилия ипохондриков, направленные на выявление у себя болезней и их лечение, ограничены исключительно толщиной кошелька; при этом они не доверяют не только врачам, пытающимся убедить их в неоправданном беспокойстве о здоровье, но и результатам объективных исследований…

    — Обсессивный невроз («обсессио» — одержимость идеей, лат.) или невроз навязчивых состояний — повторяющиеся навязчивые движения или мысли, с которыми человек не в состоянии справиться.

    — Истерический невроз («истера» — матка по гречески, поскольку врачи в Древней Греции связывали проявления истерии с «блужданием матки») характеризуется выраженными эмоциональными расстройствами: от псевдосудорожных припадков до псевдопараличей, псевдослепоты; особенностью истерических неврозов является их демонстративность — приступы случаются исключительно в присутствии «зрителей», напоказ. Первые проявления истерики можно наблюдать у ребёнка, который, пытаясь добиться желаемого, падает на пол, рыдает, бьёт ногами по полу; если рядом нет взрослых, для которых разыгрывается это действо, спектакль не состоится…

    — Неврозы фобические («фобия» — страх, лат.) объединяют большую группу состояний, характеризующихся неоправданными страхами, например, страх открытых или закрытых пространств ( агарофобия и клаустрофобия) ; страх заболеть злокачественным новообразованием ( канцерофобия) или тяжелой сердечной патологией ( кардиофобия ); страх сойти с ума ( лиссофобия ), страх перед общением (социофобия) …

    Хочу заметить, что классификация неврозов по ведущему признаку условна, достаточно принять во внимание, что страдающий неврозом, как правило, демонстрирует сочетание различных симптомов, поэтому чаще приходится говорить об астено-депрессивном или истероидно-ипохондрическом , или обсессивно-фобическом , или о каком-либо другом сочетанном проявлении невротических симптомов.

    I.2. Формы неврозов

    (Классификация по форме, по степени тяжести)

    Данная классификация, по-моему, более важна для понимания природы неврозов, возможностей их профилактики и лечения.

    Начнём с так называемой невротической реакции , под которой подразумевают относительно краткосрочную реакцию психики на психическую травму (как правило, достаточно тяжёлую). Например, реакция на сексуальное насилие, или реакция матери на смерть ребенка; любящей жены на развод по инициативе мужа или его измену; реакция бизнесмена, которого обманул и оставил «без гроша» партнёр — родной брат и т. п. Нередко после такой травмы возникает тот или иной невротический синдром, сопровождающийся часто депрессивной составляющей: человек постоянно пребывает в подавленном настроении, перестает следить за собой, впадает в «спячку», теряет аппетит, теряет интерес к жизни, иногда одолеваем мыслями о смерти, как о спасении; или, напротив, теряет сон, становится суетлив, раздражителен, ест постоянно и много, не находит себе места…

    Подобную реакцию зрелый человек с устойчивой психикой в состоянии преодолеть без посторонней помощи; согласитесь, редко кому удаётся прожить жизнь без серьёзных потрясений. Но многим другим при невротической реакции требуется квалифицированная помощь.

    Если невротическая реакция затягивается более, чем на 1,5—2 месяца, она может перейти в более тяжёлую «хроническую форму» — невротическое состояние , требующее, безусловно, более длительного времени для его преодоления.

    Поскольку, к сожалению, лишь малое число страдающих неврозом попадает к хорошим специалистам (следует признать недостаточно доступную квалифицированную психотерапевтическую помощь в нашей стране), невротическое состояние сопровождает многих больных до конца их дней.

    Наибольшие сложности возникают при лечении самой тяжёлой формы невроза, так называемого невротического развития , то есть невроза, проявления которого отмечаются с раннего детства: детские страхи, с которыми трудно было справиться; истерики с паданием на пол и битьём ногами; серьёзные трудности в общении со сверстниками; так называемые «вредные привычки»: обгрызание ногтей, расцарапывание ранок на коже, жевание угла воротника, завязок, пододеяльника, карандаша, щёлкание суставами пальцев; гиперкинезы — неконтролируемые навязчивые движения плечами, руками, моргания; логоневроз (невротическое, в отличие от генетического, заикание), энурез и другие невротические симптомы.

    К подобным «мелочам» большинство родителей относится весьма легкомысленно, надеясь, что «с возрастом всё пройдет». Не стану спорить, психически здоровый ребёнок не станет падать на пол в 10 лет, но у него могут возникнуть другие проявления невротизации. Если не оказать ребенку своевременную квалифицированную помощь (при обязательной работе с родителями), он рискует пополнить группу людей, диагноз которых — невроз, невротическое развитие.

    Итак, Вы убедились, уважаемый читатель, насколько различны проявления невротических расстройств. Логично предположить, что раз они составляют одну группу, должно быть нечто общее, объединяющее, главное, что определяет одинаковый диагноз — «неврозы».

    И это действительно так: не похожие друг на друга проявления имеют общие для всех вариантов корни — общий этио-патогенез — одну и ту же причину (от др.-греч. «этиа» — причина и «логос» — изучение) и одинаковый механизм развития (от греч. «патос» — страдание, болезнь и «генезис» — происхождение, возникновение).

    Вот как раз на это общее я хочу обратить особое внимание, именно в причинах невроза я предлагаю особенно хорошо разобраться. Почему? Потому что профилактика и лечение любого нарушения могут быть эффективны только в том случае, когда они направлены на устранение причины и воздействуют на механизмы развития этой патологии (от греч. «патос» и «логос» — к патологиям относят процессы отклонения от нормы — болезни, дисфункции).

    Пример для убедительности: вспомните героев русской литературы, княжну Марусю Приклонскую, например, (А.П.Чехов, «Цветы запоздалые»), которая в расцвете молодости и красоты, влюблённости и счастья умерла, как и миллионы людей по всему миру, от чахотки — легочной формы туберкулеза. Почему? Ведь врачи не ошибались в диагнозе…

    С 1882 года было известно, что разрушительный процесс в лёгких вызывает зловредный микроб — палочка Коха, названная по имени её первооткрывателя, немецкого врача, ставшего великим учёным-микробиологом. Но средств для этиологического лечения, то есть, для устранения причины, для уничтожения палочки Коха, в те времена не было. Врачи могли воздействовать только на симптомы (симптоматическое лечение): жаропонижающие средства при повышении температуры, препараты, облегчающие кашель, усиленное питание, чтобы помочь организму бороться с болезнью, поездки на морские курорты, где с больными лёгкими легче дышится…

    И только когда через полвека, в 1928 году, был создан первый антибиотик пенициллин, а еще позднее, в 1944 — стрептомицин, в руках врачей оказались средства для этиологического лечения туберкулёза, для устранения непосредственной его причины — палочки Коха, которую «убивают» антибиотики.

    Не менее важно учитывать и патогенез — механизм развития туберкулёза, который относится к группе так называемых «социальных болезней» — тех, в развитии которых ведущую роль играют неблагоприятные социальные условия: проживание в сырых помещениях, скученность, недостаточное питание… Именно поэтому в нашей стране рассадником туберкулёза являются тюрьмы. Так что профилактика заключается не только в прививках против туберкулёза (БЦЖ), но и в создании благоприятных условий жизни.

    Кроме объединяющих неврозы причин, которые мы рассмотрим позже, есть и общий для всех неврозов симптом — это страх. При фобических неврозах он выступает на первый план, при других — присутствует в несколько завуалированной форме.

    Например, приступы учащённого сердцебиения, расстройства дыхания, головокружения и другие симптомы при ипохондрическом неврозе сопровождаются страхом: «мне плохо, сейчас я упаду в обморок, упаду, потеряю сознание» …

    При клаустрофобии, например, когда человек боится войти в лифт: «лифт может поломаться, застрянет, я останусь в темноте, без воздуха, мне не успеют помочь, я задохнусь…».

    Страх присутствует и при всех других видах неврозов, хоть и не столь очевиден. Причём «в глубине» любого страха прячется страх смерти: «я потеряю сознание, я задохнусь, у меня рак… и я умру».

    Страх потерять жизнь присущ от природы каждому человеку, он лежит в основе (или является проявлением?) инстинкта самосохранения, свойственного всему живому. Но здоровый человек так счастливо устроен, что не думает о смерти, хотя и осознаёт конечность собственного бытия. Он, реже или чаще, задумывается о своём уходе, но это не мешает ему жить. Напротив, он ценит время, отпущенное ему на Земле, ценит каждый день своей жизни, стараясь прожить его как можно разумнее, радостнее, интереснее…

    Только в крайних обстоятельствах, когда что-то или кто-то становится для него дороже самой жизни, психически здоровый человек идёт на риск потерять свою жизнь или становится самоубийцей.

    В подавляющем же числе случаев самоубийцы — психически больные люди. Именно поэтому человек, совершивший неудавшуюся попытку самоубийства, подлежит (по Российскому законодательству) принудительному психиатрическому обследованию.

    Упомянув о психических болезнях, следует сказать, что нередко проявления невроза, например, депрессивный синдром или анорексия — навязчивое стремление к снижению веса, так же, как и синдром навязчивых состояний и некоторые другие, могут быть проявлением как невроза, так и психического заболевания. И порой бывает весьма сложно установить правильный диагноз.

    В связи с «похожестью» невротических и психических расстройств самое время, по-моему, разобраться в том, чем они различаются, и определить «место» неврозов среди других патологий.

    I.3. «Место» неврозов среди других болезней

    Все болезни принято делить на болезни тела или соматические (от греческого «сома» — тело) и психические (от греческого «психос» — душа) болезни психики (или души — душевные болезни).

    В последние десятилетия, в связи с развитием психологических знаний, выделена группа так называемых психо-соматических расстройств — болезней тела, причиной которых являются психологические проблемы. К таким заболеваниям относят некоторые формы гипертонической болезни и бронхиальной астмы, язвенные поражения слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки, остеохондрозы, нейродермиты и пр. Вспоминается шутка одного из преподавателей венерологии в годы моей учёбы: «Все болезни от нервов, и только несколько — от удовольствия»…

    Упомянув о венерологии, подумала, как быстро течёт время, как быстро меняются нравы и связанные с этим термины. В годы моей юности мы изучали венерические болезни , поскольку в те времена заболевания, связанные с сексом, назывались именем богини любви Венеры. Сегодня, исходя, по-видимому, из очевидного отсутствия связи между сексом и любовью, последствия «небезопасного» секса именуются «ЗППП» — заболевания, передающиеся половым путём…

    Рассматривая данную классификацию болезней, необходимо учесть, что граница между психическим здоровьем и психическим заболеванием представляет собой, условно говоря, не черту, а пограничную полосу, как пограничная полоса между государствами на суше или часть водного пространства, являющаяся «нейтральной территорией», «нейтральными водами». Так вот, неврозы «располагаются» как раз в этой пограничной зоне. Кроме неврозов там «обитают» ещё и психопатии или расстройства личности, как их теперь называют.

    Психопатии или расстройства личности — личностные аномалии, нарушения, связанные либо с врождёнными особенностями нервной системы (так называемая ядерная психопатия ), либо с тяжёлым психогенным воздействием социальной среды с самого раннего возраста ( патохарактерологическое развитие ). Нередко приходится наблюдать сочетание врождённого и приобретённого факторов в развитии психопатической личности.

    Полагаю, понятно, почему неврозы и психопатии определяются как «пограничные состояния».

    Обратите внимание: соматические и психические болезни , но неврозы и психопатии — пограничные состояния , но не болезни…

    То есть, человек, страдающий неврозом, так же, как и человек с личностным расстройством, не является больным в общепринятом смысле слова, поскольку его тело здорово и психическими заболеваниями он не страдает. Причина его состояния — личностные психологические проблемы.

    Но, хотя психопатии и неврозы относят к одной группе пограничных состояний, между ними существует принципиальная разница. Она состоит в том, что неврозы поддаются лечению, если страдающий неврозом оказывается готов и способен к серьёзной совместной работе с квалифицированным психотерапевтом, а психопатии характеризуются устойчивыми, практически необратимыми патологическими чертами личности, затрудняющими социальную адаптацию индивида. Работа с психологом или психотерапевтом может дать в этом случае лишь поддерживающий результат, несколько снижающий тяжесть проявления патологических проявлений.

    Специалиста в этом случае можно сравнить с костылями, страдающего неврозом — с человеком, у которого сломана нога. После того, как в месте перелома благополучно образуется костная мозоль, невротик может обойтись без «костылей». Человека с расстройством личности следует сравнить с человеком без ноги, который «без костылей» практически не может обходиться…

    Но вернёмся к неврозам. Как и при всех других нарушениях, для того, чтобы понять, как предотвратить развитие невроза и как справиться с ним, если он, паче чаяния, имеется, необходимо разобраться в этиологии и патогенезе неврозов, потому что только эти знания позволяют проводить разумную профилактику и эффективную работу по выходу из этого не смертельного, но лишающего больного радости и счастья состояния.

    Необходимо понять, почему здоровое по всем объективным оценкам сердце вдруг готово выскочить из груди? Почему ни с того ни с сего возникает паника, страх, сохнет во рту и становятся мокрыми ладони? От чего вдруг возникает потребность бесконечно мыть руки? Почему кажется, что все смотрят на тебя осуждающе, что ты никому не можешь понравиться? Почему, когда нужно заговорить, ни одна мысль не приходит в голову, а язык буквально прилипает к небу? Почему ничто вокруг не доставляет удовольствия, и даже когда есть явный повод для радости, тут же возникает страх, что это «затишье перед бурей», что за этим непременно последует что-то особенно жуткое, неприятное, ужасное… Почему?

    Ответам на эти и многие другие вопросы о причинах и механизмах развития неврозов посвящена следующая глава.

    Глава II. Причина и механизм развития неврозов

    Поскольку я пишу отнюдь не научный трактат, не хочу загружать Вас, уважаемый читатель, сложными формулировками, специальными терминами, датами, указанием на источники и т.п., то есть, всем тем, что обязан использовать автор научной работы. Но во многом всё-таки придётся разобраться.

    Начну с того, что первенство в попытке объяснить природу неврозов принадлежит Зигмунду Фрейду, который буквально перевернул существовавшее до него представление о личности. Все последующие, более или менее выдающиеся ученые, изучавшие эту проблему, так или иначе исходили из положений Фрейда, с чем-то соглашаясь, что-то отвергая, предлагая что-то своё.

    Я думаю, у каждого грамотного практикующего психолога или психотерапевта, знакомого с различными теориями, складывается собственное представление о преимуществе тех или других точек зрения на проблему. Я предлагаю своё видение, которое, уверяю Вас, научно обоснованно и не противоречит существующим теориям.

    Итак, какое объяснение причин невроза предложил Фрейд? Он высказал мнение о том, что невроз развивается на почве внутренних неосознаваемых противоречий . Чтобы разобраться в смысле этих слов, познакомимся с основными понятиями.

    Фрейд создал теорию бессознательного (подсознательного, неосознаваемого), которое является ведущим мотивационным механизмом в поведении, в жизни человека.

    Я представляю бессознательное в виде «сундука в подвале психики», в котором «на самом дне» размещаются самые глубинные инстинкты, хранится то, что называют памятью человечества, коллективным бессознательным или «архетипами» — «приданое», дарованное (Б-гом, природой) каждому рождённому на свет.

    Не подлежит сомнению и роль генетического материала, полученного от родителей: сегодня вряд ли кто станет оспаривать тот факт, что наследуются не только внешние черты предков, но и тип нервной деятельности, особенности поведенческих реакций, генетические болезни или предрасположенность к тем или другим заболеваниям; врождёнными являются интеллект, некоторые специальные способности…

    В течение беременности к имеющимся в подсознании двум видам «приданого» добавляется «память» об особенностях периода внутриутробного развития: первые «чувства», связанные с отношением мамы к не родившемуся ещё ребенку; ощущения, вызванные действием различных физических, химических, психологических факторов на развивающийся плод в течение беременности… Позже к этому добавляется «память» о процессе родов.

    Исходя из этого, ошибочно думать, что психологическое развитие человека начинается после рождения. Нет, этот процесс запускается с момента зачатия и зависит от того, каков генетический материал слившихся половых клеток.

    Большую роль играет отношение матери к будущему ребёнку: долгожданный и заранее любимый ребёнок имеет огромные преимущества в развитии перед тем, чья мать была раздосадована результатами теста (или заключением врача), долго сомневалась в выборе между родами и абортом; которая сохранила беременность не ради счастья подарить жизнь, стать матерью, вырастить и воспитать человека, а по совершенно другим причинам (чтобы удержать мужчину, из страха перед абортом, желая получить материнский капитал и т.п.). То есть, для психологического развития ребёнка очень важно, являлось ли его рождение целью, или было средством для достижения какой-то другой цели. И уж совсем плохо, когда будущая мать заявляет: «я его уже сейчас ненавижу!»… (Увы, мне приходилось слышать такое).

    На уровне сознания человек не помнит об этом, но «неосознаваемая память» хранится в «сундуке» подсознания и оказывает зачастую самое неблагоприятное влияние на развитие личности, на всю дальнейшую жизнь.

    Самостоятельно «заглянуть в сундук», узнать, что там хранится, обладатель «сундука» не может, потому и называется его содержимое « не осознаваемое».

    Существующее в структуре психики «осознаваемое», в противовес «неосознаваемому», располагается, условно говоря, «на виду»: человек осознаёт свои взгляды, мнения и убеждения, сложившиеся в процессе воспитания и в соответствии с нормами и правилами, принятыми в той или другой возрастной, социальной, национальной, культурной, профессиональной среде. Он, однако, заблуждается, полагая, будто все свои действия и поступки совершает осознанно, будучи «в здравом уме и твёрдой памяти», не подозревая, что чаще движим в своих решениях и поступках именно подсознанием.

    Фрейд утверждал, что «Человек — это зверь в шляпе», имея в виду, что человек по сути мало отличается от животного, поскольку наделён от природы такими же инстинктами, желаниями, потребностями, которыми обладают и животные («зверь» скрывается в неосознаваемом); а «шляпа» — это те осознаваемые социальные и морально-нравственные нормы и правила, которые «навязаны» человеку — «зверю» и востребованы обществом.

    Противоречия, неизбежно возникающие между подсознательными животными влечениями «зверя» и осознаваемыми нормами и правилами «шляпы», являются, по Фрейду, причиной неврозов.

    Причём, ведущую роль среди всех инстинктов, по мнению Фрейда, играет сексуальное влечение — либидо . Фрейд считал, что основой невроза являются противоречия именно в этой сфере. Невроз, по мнению Фрейда, возникает в случае, когда человек не в состоянии удовлетворить свои сексуальные потребности в связи с морально-нравственными ограничениями, существующими в обществе. В результате энергия либидо, не находящая адекватного применения, вызывает невротические расстройства.

    Необходимо учитывать, что данная теория была предложена в то время, когда в обществе царило влияние жёстких религиозных ограничений в сексуальной сфере. Многие верующие, особенно женщины (а именно они составляли подавляющее число пациентов доктора Фрейда), жили, раздираемые противоречиями между не реализованными сексуальными желаниями и страхом перед осуждением общества, перед грехом и божьей карой.

    Вспомнила рассказ моей хозяйки, у которой я в годы студенчества снимала угол (то есть, жила с ней в одной комнате). Анне Николаевне было в 1961 году, как мне сегодня, за семьдесят. Замуж Нюрочка выходила в 1913 за капельмейстера военного оркестра. Как и большинство её сверстниц, она была верующей христианкой и старательно соблюдала предписанные церковью каноны. Вот каким воспоминанием поделилась она со мной как с будущим врачом, заметив с явным смущением, что «кому-то другому я бы постеснялась об этом рассказывать» .

    Случилось это в первый год её замужества. Было время очередного поста, в течение которого запрещалась сексуальная жизнь. Муж Нюрочки, не отличавшийся, вероятно, глубокой набожностью, настаивал на близости. Мужу молодая жена уступила, но ощущала себя настолько греховной, что на следующее утро, переступив порог церкви, куда она пришла со свекровью на обязательную в тот день службу, бедная Нюрочка от страха перед карой небесной потеряла сознание…

    Похожие страхи оказались актуальными и через 80 с лишним лет после Нюрочкиного обморока. В результате развала Советского Союза и крушения коммунистической идеологии многие представители «единой общности — советского народа» оказались духовно неприкаянными: во что верить, на что надеяться, ради чего жить? В качестве нового смысла кто-то выбрал «золотого тельца», кто-то вспомнил о Б-ге, оказавшимся под запретом в государстве, которое «вместо обещанного коммунизма провело в Москве Олимпийские игры». (Кстати, Олимпийские игры играют в нашей стране какую-то мистически-сакральную роль, стоит подумать над этим)…

    Ко мне обратилась женщина (в 1995 году), вдруг ставшая «воцерковлённой», как она объяснила, решившая соблюдать все предписанные церковью нормы и правила с тем, чтобы заслужить прощение за грехи, совершённые в годы неверия. Пришла она с просьбой помочь ей повлиять на мужа, с которым они вместе уже 12 лет, растят двоих сыновей:

    «Вообще-то он у меня хороший, спокойный, не пьёт, курит, правда. Любит меня, во всём помогает, с мальчишками возится, и они его очень любят… Вот только в церковь он ни за что идти не хочет, да ещё и надо мной смеётся. Ну, это всё мелочи; батюшка сказал, у каждого свой путь к Б-гу… Но вот одна проблема, о которой я не могу в церкви говорить, могу только Вам сказать, Вы ведь женщина и врач… Понимаете, в определённые дни недели мне нельзя с ним спать, это большой грех, а он злится, последний раз сказал даже, что уйдёт, если я буду монашку из себя корчить»…

    Новообращённая христианка горько расплакалась.

    Как было не вспомнить Анну Николаевну и Фрейда?

    Но что делать? Вмешиваться в вопросы веры я не вправе. Могу лишь в очередной раз отметить (для себя), насколько логичнее и разумнее иудаизм в сравнении с православным христианством в проблемах секса (и не только).

    Успокоив женщину бесспорным утверждением о том, что неразрешимых проблем не существует, я обещала к следующей встрече всесторонне обдумать её ситуацию. Для поиска решения обратилась за помощью к знакомому православному священнику, с которым мы иногда дискутировали по религиозным вопросам. Объяснив ситуацию и высказав уверенность в том, что он так же, как и я, заинтересован в сохранении семьи, я получила вполне удовлетворивший меня и, главное, мою клиентку ответ: поскольку сказано в Писании «Да убоится жена мужа своего», должна она уступить мужу, и не будет в том её греха, поскольку грех в данной ситуации ложится на него, на мужа, и отвечать за этот грех придётся не ей, а ему.

    Я была вдвойне счастлива: и семья не распадётся, и моя репутация не пошатнётся; богобоязненная клиентка ушла просветлённая (поскольку противоречие успешно разрешилось), и, надеюсь, стала испытывать удовольствие от близости с мужем, не омрачённое страхом расплаты за грех.

    Современные взгляды на причину неврозов несколько шире, чем неосознаваемые противоречия между «зверем» и «шляпой». Ведущая роль неосознаваемого противоречия, безусловно, не отвергается, не отрицается и роль либидо, но признаётся, что противоречия между желаемым и реально возможным, то есть, между « хочу » и « могу »; между тем, что хочется , и тем, что должен ; между тем, что понимаю и что чувствую , возможны в любой сфере потребностей и кроме сексуальной.

    Это объясняется многими причинами, одна из которых состоит в том, что «сундук подсознания», на дне которого покоится «зверь», в большей или меньшей степени у разных людей пополняется и в период внутриутробного развития, и после рождения. Почему и как это происходит, объяснил всё тот же Фрейд!

    Справедливости ради, должна заметить, что опыт моей работы подтверждает гениальность Фрейдистской теории. При «раскапывании» любых противоречий клиента «в глубине, на самом донышке» всё равно обнаруживается та или другая проблема в сексуальной сфере.

    II.1. «Медвежья услуга» или необходимая защита?

    Ещё немного теории: необходимо разобраться с понятием « вытеснение», которое ввёл всё тот же Фрейд.

    Вытеснение — один из способов психологической защиты , очень важного механизма психологической саморегуляции, с одной стороны, и источник невротических противоречий — с другой.

    Хочу напомнить, что организм человека — открытая саморегулирующаяся система . Открытая — потому что человек (его организм) находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой (что-то потребляет, усваивает, что-то выделяет…). Саморегулирующаяся — потому что она (система) устроена столь чудесным образом, что самостоятельно, без сознательного участия человека, регулирует и поддерживает постоянную температуру тела, постоянный состав крови, постоянный уровень артериального давления и еще множество других показателей гомеостаза (гомеостаз — относительное постоянство, динамическое равновесие, относительная независимость внутренней среды организма от внешних условий).

    Итак, гомеостаз поддерживается без участия сознания: если съел много сладкого или солёного, появляется жажда, выпил воды, которая очень быстро попадает в кровь, и за счёт увеличения объёма циркулирующей в кровеносной системе жидкости уменьшается концентрация глюкозы или соли; если очень жарко, усиливается потоотделение — поскольку за счёт испарения пота тело охлаждается, и т. п.

    Прежде, чем говорить о психологических защитах, рассмотрим один из физиологических защитных механизмов, знакомых многим. Известно, что при попадании в кровь чужеродных белковых тел, микроорганизмов, например, которые условно называют «тела», иммунная система организма самостоятельно, без участия сознания, начинает вырабатывать «антитела», которые «связывают, инактивируют» чужеродные клетки, защищая человека от заболевания. Замечательно!

    Но порою иммунная система даёт сбои, и в последние десятилетия это наблюдается всё чаще: антитела начинают вырабатываться на «безобидные» вещества, которые в подобной ситуации называют аллергенами. Аллергенами могут стать пыль, шерсть животных, различные виды пищевых продуктов, солнечные лучи и медицинские препараты, пыльца растений и косметические продукты — всё, что угодно. Способ защиты тот же — выработка антител, но результат противоположный: аллергические реакции не только причиняют много неудобств (аллергический насморк, например, или аллергические поражения кожи), но и могут быть смертельно опасными (аллергический шок, к примеру).

    Я напомнила об этом, чтобы была понятнее суть психологических защит. Логично предположить, что если физиологические защиты оберегают тело от возможного нарушения гомеостаза — физиологического постоянства внутренней среды организма, то психологические защиты направлены на поддержание «психологического постоянства». Важно отметить, что так же, как и физиологические, психологические защиты осуществляются без участия сознания.

    Что же это такое — «психологическое постоянство»? По аналогии с физиологическим понятием «гомеостаз», которое не отражает во всей полноте сложность физиологических процессов, существует понятие психологической константы — « я — концепция » — представление человека о самом себе, «образ», который каждый неосознанно поддерживает и оберегает.

    Например, женщина считает себя красивой, сексапильной, умной, успешной, то есть, безусловно привлекательной для мужчин… Но ей никак не удаётся не только выйти замуж, но даже сохранить длительную связь с мужчиной. Признаться себе в том, что проблема заключается в ней самой, а не в мужчинах, значит разрушить свою «я-концепцию», нарушить «психологическое постоянство». Такая травма чревата серьёзными страданиями, необходимостью отказаться от собственного представления о себе. Пытаясь сохранить «я-концепцию», чтобы защитить «хозяина» от страданий, психика самостоятельно включает психологические защиты.

    Думаю, будет понятнее, если я приведу конкретный пример.

    Именно такую, как я описала выше, «я-концепцию» имела одна из моих коллег в годы нашей молодости. Нам, её замужним приятельницам, очень хотелось помочь ей найти мужа. Мы устраивали вечеринки, предварительно расхваливая её своим неженатым приятелям, которых приглашали для знакомства с подружкой на выданье.

    Мария одобряла наши старания и была настроена весьма решительно: выясняла подробности о достоинствах и недостатках потенциальных женихов, делилась планами по поводу наряда для свадьбы, обсуждала список гостей, возможные направления для свадебного путешествия…

    Увы, объективные показатели нашей протеже отнюдь не соответствовали её субъективным представлениям; и дело не столько в её внешности (она далеко не красавица), сколько в весьма экстравагантном поведении, явно непривлекательном в глазах серьёзных мужчин с серьёзными намерениями… Ни один из многих возможных претендентов не предложил жаждущей брака девице ни руку, ни сердце.

    Так случилось, что наши с Марией пути разошлись. Хотя мы долго не общались, я знала, что она по-прежнему одинока. Встретились мы через несколько лет на одном из «девичников». Когда речь зашла о семейных проблемах, о «мужьях — эгоистах, выматывающих душу детях и надоевших бытовых неурядицах», Маша, которая не могла поддержать этот разговор, и, вероятно, окончательно утратившая надежду стать женой и матерью, вдруг с апломбом заявила: « Какие вы все несчастные! Избави меня, Боже, от всяческих мужей, детей и прочей нечисти! (я цитирую) . Сколько раз я могла выйти замуж, в очередь мужики становились, но я не такая дура!»; и, обращаясь ко мне: «Скажи, Людмила, ты же помнишь?!». Я уклонилась от ответа, сделав вид, что вопрос риторический. На самом деле, потому, что помнила совершенно противоположное.

    ridero.ru