Люди типа а обладающие повышенной уязвимостью к стрессу это

3.2.3. Личностные особенности

3.2.3. Личностные особенности

Характер человека и черты личности

Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы. Исследование, в котором были задействованы 300 выпускников Гарварда, показало, что люди с выраженным чувством юмора легче преодолевают стресс и живут дольше.

В западной литературе широкое распространение получила гипотеза о существовании двух типов личности, один из которых (А) более предрасположен к сердечно-сосудистым заболеваниям, чем второй (Б) @@@@@27#####.

К типу «А» относятся люди, предрасположенные к инфаркту. Они характеризуются такими качествами, как неуемная энергия, вспыльчивость, честолюбие, аккуратность, стремление побольше сделать и нетерпеливость. Люди этого типа быстро принимают решения. К типу «Б» относятся люди, устойчивые к инфаркту. Они более спокойны, добродушны, не стремятся делать карьеру, редко проявляют нетерпение, рассудительны и больше времени уделяют отдыху и развлечениям.

Как пишет в своем обзоре Е. А. Гаврилова, «трагедия человека, идущего к инфаркту, состоит не только во врожденной гиперреактивности на стрессорные ситуации, но и в постоянном поиске и создании таких ситуаций, формировании определенного стрессогенного стиля жизни» @@@@@9#####. В другой работе показано, что наиболее сильное высвобождение катехоламинов (и соответственно более высокое артериальное давление) наблюдается у субъектов со склонностью к гневу и тревожности, а также ведущих плотную, насыщенную стрессами жизнь @@@@@26#####.

Другой подход к влиянию особенностей личности на характер переживаемого стресса состоит в том, что одни люди нуждаются в умеренном стрессе и страдают от его отсутствия; другие же предпочитают как можно меньший уровень стресса. Первые относятся к парателическому типу, вторые – к телическому @@@@@28#####.

По данным канадских исследователей, эти две группы отличались не толькопо своим психологическим характеристикам, но и по гуморальным реакциям на стресс: у телически доминантных индивидуумов выявлен более высокий уровень дистресса, поскольку при равных воздействиях происходило сильное возрастание секреции кортизола, которое исчезало, если проблема решалась. Парателически доминантные индивидуумы, напротив, при действии стрессоров умеренной силы чувствовали себя лучше, чем в отсутствие стрессоров: состояние дистресса возникало у них при длительном отсутствии стрессоров и при воздействии слишком сильных стрессоров, вызывающих выраженное возрастание уровня свободного кортизола. Работы в Великобритании, проводимые в этом направлении, показали, что большую роль в отнесении испытуемых к тому или иному доминантному типу играет способность к преодолению стресса. Само преодоление стресса может привести к реверсии телического в парателический тип реагирования. При этом первоначальное отнесение к телическому или парателическому типу и способы преодоления стресса не зависели от пола и возраста испытуемых @@@@@24#####.

Из психологических факторов большое значение имеет повышенная акцентуированность личности, так как в условиях эмоционального стресса они обладают наибольшей уязвимостью и в первую очередь подвержены возникновению нервного перенапряжения.

К другим личностным особенностям, утяжеляющим последствия психогенных травм, психологи относят:

+ нейротизм;

+ повышенную агрессивность;

+ хроническую тревожность;

+ склонность к мотивационным конфликтам и конфликтам интимно-личностного характера.

Особую «группу риска» составляют люди, сочетающие в себе повышенную сензитивность, тревожность и импульсивность @@@@@15#####.

Согласно данным, полученным автором этого учебного пособия, у людей с выраженной совестью, у лиц, стремящихся контролировать свои эмоции, а также у суровых, реалистичных людей артериальное давление при стрессе повышается сильнее, чем у лиц с противоположными качествами @@@@@6#####. Так, систолическое давление у студентов отрицательно коррелировало с показателями шкалы «J» (шкала «Суровость – нежность»). В соответствии с интерпретацией опросника Кеттела низкие показатели по этой шкале получают люди мужественные, суровые, реалистичные, подходящие к жизни с логической меркой, в большей степени доверяющие рассудку, чем чувствам. Результаты наших исследований показали, что такие люди обладают пониженной тревожностью, в то же время в норме у них имелась тенденция к повышенному артериальному давлению. Отрицательная корреляция между показателями этой шкалы и артериальным давлением отмечалась и в состоянии стресса. «Суровые, реалистичные люди» в большей степени реагировали на ситуацию экзамена повышением давления, чем «мягкие, утонченные, изысканные», что проявилось в корреляции показателей по шкале «J» с систолическим давлением, измеренным во время экзамена.

Повышенный уровень артериального давления по сравнению с остальными студентами имели лица с высокими показателями по шкале «N» (шкала «Наивность – проницательность»). Результаты по этой шкале положительно коррелировали с показателями как систолического, так и диастолического давления, измеренного в состоянии стресса. Это означает, что перед экзаменом тенденция к чрезмерному увеличению давления прослеживается у лиц, характеризующихся искусственностью, расчетливостью, способностью вести себя холодно, рационально, не поддаваться эмоциональным порывам. И наоборот, наивные, общительные, открытые люди реагируют меньшим повышением артериального давления на стрессовые ситуации.

Величина систолического давления на экзамене коррелировала также с фактором «G» (шкала «Сила – слабость “Сверх-Я”»). Эта шкала в первую очередь определяет склонность личности следовать общественным нормам и установкам. Люди, имеющие по ней высокие оценки, аккуратны в делах, во всем любят порядок, не нарушают общепринятых правил. Коэффициент корреляции с систолическим давлением на экзамене по этой шкале оказался невысоким, но достоверным.

Еще одна шкала, показатели которой положительно коррелировали с величиной систолического давления, – «С» («Сила – слабость “Я”»). На первый взгляд, казалось бы, что коэффициент корреляции между показателями артериального давления и «эмоциональной стабильностью» (другое название данной шкалы) должен быть отрицательным: уверенные в себе люди, не поддающиеся случайным колебаниям настроения, должны иметь более низкие показатели артериального давления, чем эмоционально нестабильные личности. Однако корреляция была достоверно положительной, причем как с величиной систолического давления в условиях повседневной учебной деятельности, так и на экзамене. В то же время фактор «С» отрицательно коррелировал с личностной и реактивной тревожностью. Другими словами, люди с высокими показателями по этой шкале, отвечая на вопросы теста Спилбергера, демонстрировали низкую тревожность, в то время как физиологические реакции их организма указывали на выраженные признаки стресса.

Чтобы объяснить характер полученных корреляционных связей, необходимо обратиться к описанию характеристик личностей, имеющих высокие и низкие показатели по данной шкале.

Высокие показатели свойственны людям, которые не поддаются случайным колебаниям настроения (умеют их сдерживать), серьезно и реалистично смотрят на происходящие с ними события, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков.

Низкими показателями по этой шкале обладают лица, не способные контролировать свои чувства и импульсивные влечения, непосредственно «выплескивающие» вовне свои негативные эмоции, не заботясь о социальных условностях. Причем, согласно нашим исследованиям, их систолическое артериальное давление в ситуации стресса повышалось не так сильно, как у людей с высокими показателями по шкале «С». Следовательно, лица с высокими показателями по этой шкале, с одной стороны, способны хорошо «управлять» эмоциями (что находит положительную оценку социального окружения), а с другой – характеризуются затруднениями в непосредственном выражении своих чувств, особенно в значимых для них ситуациях. При этом попытки постоянно блокировать свои «нежелательные» эмоции приводят к хроническому аффективному напряжению, которое проявляется в психосоматических реакциях, в частности в повышении артериального давления на экзамене.

Интегрируя корреляции между личностными качествами и параметрами артериального давления, полученные в нашем исследовании, можно отметить общие черты, характерные для лиц, демонстрирующих высокое артериальное давление на экзамене.

Люди, имеющие высокие показатели по шкалам «N», «G» и «C» и низкие – по шкале «J», обладают общими свойствами: осознанием своего общественного долга или социальной роли и желанием им соответствовать; стремлением контролировать свои чувства. Ранее было показано, что эти личностные черты объединяются в особый блок, названный «Умение контролировать свои эмоции и выражать их в социально приемлемой форме» @@@@@17#####. В критических ситуациях в состоянии эмоционального стресса у таких людей происходит «вытеснение эмоций» на соматический уровень, что проявляется в повышении артериального давления. Пока остается открытым вопрос о том, может ли периодическая гипертензия у этих лиц впоследствии переходить в хроническую форму, однако исследования последних лет не исключают подобного развития событий, особенно у лиц мужского пола @@@@@29#####.

psy.wikireading.ru

Личность типа А

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое «Личность типа А» в других словарях:

ТИПА В, ЛИЧНОСТЬ — Темперамент, характеризующийся расслабленным, спокойным отношением к жизни, преимущественным сосредоточением не на качестве, а на количестве, низким духом соперничества и тенденцией к саморефлексии. Поведение типа В, по существу, противоположно… … Толковый словарь по психологии

ЛИЧНОСТЬ — общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… … Философская энциклопедия

ЛИЧНОСТЬ АВТОРИТАРНАЯ — предположительно существующий особый тип личности (личностный синдром, или социальный характер), отличающийся специфич. конфигурацией базисных установок и влечений, делающих человека особым образом предрасположенным к конформизму,… … Энциклопедия культурологии

ЛИЧНОСТЬ — I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… … История слов

ЛИЧНОСТЬ — (лат. persona). Понятие «личность» принадлежит к числу тех понятий, которые на всем протяжении истории человеческой мысли вызывали величайший разнобой в определениях. И объем и содержание этого понятия в трактовке каждого философа,… … Большая медицинская энциклопедия

личность самоактуализуемая — (самоактуализирующаяся личность) человек, вышедший на уровень самоактуализации. Оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, цинизма и прочего; не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму и пр. Такой человек… … Большая психологическая энциклопедия

личность авторитарная — понятие и концепция Э. Фромма, описывающие особого типа личность, являющуюся основой тоталитарных режимов. Характерны: непереносимость свободы; жажда самоутверждения и власти; агрессивность; ориентация на авторитет лидера, группы и государства;… … Большая психологическая энциклопедия

Типа А личность — – личность с паттерном следующих отличительных черт, как чрезмерное влечение к соперничеству, нереалистическое ощущение безотлагательности какой либо потребности, неадекватные амбиции, нежелание давать себе объективную самооценку, тенденция… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Типа В личность — – личность с паттерном таких отличительных черт, как расслабленное, спокойное отношение к жизни; преимущественное сосредоточение на качестве сделанного, а не на его количестве; слабый дух соперничества, тенденция к рефлексии … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Личность преступника — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн … Википедия

psychology.academic.ru

Люди типа а обладающие повышенной уязвимостью к стрессу это

Оказалось, что различия в деятельности парасимпатической системы по трем группам студентов отражались на их психологических характери­стиках. Симпатикотоники имели более высокую позитивную самооценку, чем студенты из второй и третьей группы, реже испытывали чувство вины и были склонны чаще обвинять других людей или внешние обстоятель­ства, в то время как для ваготоников были более характерны тенденции самообвинения. У последней группы испытуемых отмечались более вы- 1 Согласно рекомендациям Европейского общества кардиологов и Севере-Американ­ского общества по кардиостимуляции и электрофизиологии (Неаг! га1е уапаЫШу. $1;апс1агс15 о^ Меазигетепг., РЬу5ю1о§1са11п1егргё1а1юп апс! СНшса! Ше // С1гси1а1;юп. 1996. V. 93. № 5. Р.1043-1065). сокие показатели фактора

II — фаза преоб­ладания симпати-

III — смешанная фаза повышения

IV — фаза преоблада-

V — фаза истошения

патического и па-

Некоторые исследователи считают, что субъективные переживания отмечаются позже функциональных изменений в организме, и воз­действие стрессорного фактора приводит к последовательным изме­нениям на эндокринном, висцеральном и на психологическом уров­нях [14]. Согласно этой концепции, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует пере­стройкой метаболизма. На втором уровне тревожности появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подраз­делить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры. По предположению, высказанному Г. Каплан и Б. Сэ-док, на первых двух стадиях тревоги человек осознает только физио­логические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги. Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней ди­агностики тревоги, включающей в себя как объективные, так и субъ­ективные показатели тревожности. К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым — различные психологические тесты, оценивающие уровень тревоги. 3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса Несмотря на расхожее мнение, стресс может быть не только вредным, но и полезным — характер его влияния на человека зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три самых главных: + интенсивность стресса; + его продолжительность; + восприимчивость конкретного человека к данному стрессору. Разберем эти три фактора подробнее. Интенсивность стресса. Еще в начале XX в. американские психо­логи Р. Йеркс и Дж. Додсон установили, что характер работоспособ­ности человека определенным образом зависит от уровня его эмоцио­нальной активности. Оказалось, что максимальную продуктивность человек развивает при среднем уровне эмоционального возбуждения, в то время как и избыток эмоций, и их недостаток приводят к сниже­нию эффективности работы (рис. 20). Рис. 20. Зависимость производительности труда от уровня стресса Точно так же дело обстоит и со стрессом. Для каждой работы ну­жен определенный уровень стресса: для умственной работы он мень­ше, а для физической больше. Например, для бухгалтера, составля­ющего квартальный отчет, желательно испытывать минимальный уровень стресса, в то время как для политика, выступающего перед избирателями, наоборот, желательна определенная доза волнения и азарта, которая поможет ему «зажечь» публику. Для программиста, который разрабатывает новую компьютерную программу, желатель­но быть спокойным, а для спортсмена-олимпийца, собирающегося 74 Глава 3. Динамика стрессовых состояний 3.1. Обшие закономерности развития стресса 75 штурмовать мировой рекорд, необходим максимальный стресс, в про­тивном случае он не сможет полностью «выложиться» для победы. Поэтому далеко не всегда существует необходимость минимизиро­вать уровень стресса, в некоторых ситуациях, наоборот, необходимо усилить его интенсивность для мобилизации всех сил организма для достижения поставленной цели. Ганс Селье писал: «Разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Сред­ний гражданин страдал бы от тоски бесцельного существования точно так же, как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлени­ем к совершенству. Иными словами, большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти нужный уровень стресса. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела, либо от постоянной чрезмерной перегрузки» [4; с. 118]. С другой стороны, интенсивность стресса, обеспечивающая наи­более высокую эффективность деятельности, будет отличаться для лиц с разными исходными параметрами высшей нервной деятельно­сти (ВНД). Для человека со слабым типом ВНД (меланхолика) опти­мальный уровень стресса будет меньше, чем для индивидуума с силь­ным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматика). Продолжительность стресса. Наука установила, что наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а именно дли­тельные, хотя и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все по­казатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил и в первую очередь его иммунной системы. С позиций психофизиологии, из двух характери­стик (длительности и силы) длительность стресса важнее, чем его си­ла. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрес-сорное расстройство [18]. В настоящее время психологи также уже не сомневаются, что ежедневные мелкие конфликты и повседневные не­приятности (связанные с разгневанным начальником, непослушны­ми детьми, шумным соседом, длинной очередью к врачу или упрека­ми супруга) гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем сильный, но однократный стресс, вызванный куда более значимой причиной. Этот парадокс, как и многие другие «странности человеческой нату­ры», уходит корнями в далекое прошлое, когда природа подготовила наших предков к мощному, но кратковременному отражению опасно­стей, но не могла предугадать стрессов, связанных с неудачной карье­рой или ожиданиями в автомобильных пробках. Наша генетическая программа «Борьба или Бегство» рассчитана на несколько минут, максимум — часов интенсивной деятельности, но даже при слабом стрессе антистрессорных гормонов не хватит на недели или месяцы переживаний. По мнению основателя учения о стрессе Ганса Селье, каждый че­ловек имеет определенный запас адаптационной энергии, и если он ее израсходовал, неизбежно наступает третья фаза стресса — «фаза ис­тощения». Поэтому главный практический вывод из этой закономер­ности состоит в том, что нельзя доводить стрессы до хронической стадии, нужно стараться решать проблемы сразу по мере их поступ­ления, пусть даже с максимальным напряжением сил, после чего не­обходимо обеспечить полноценный отдых и восстановить защитные силы организма. Индивидуальная чувствительность к стрессу. Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу — тот уровень напря­женности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс). На рис. 20 эти моменты отмечены соответственно двумя пунктирными линиями, и их определение чрезвычайно важно для того, чтобы жить и работать, с одной стороны, эффективно, а с другой — не во вред свог ему здоровью. Определить эти «границы перехода» можно по объективным или субъективным критериям. Объективные критерии развития фазы ди­стресса были разобраны в главе 2. Для этого используются биохими­ческие, физиологические или поведенческие показатели, поэтому достаточно трудно дать простое и исчерпывающее определениестрессоустойчивости, которое охватывало бы все аспекты жизнедея­тельности человека. Например, согласно мнению отдельных авторов, под стрессоустой-чивостью понимается «индивидуальная способность организма сохра­нять нормальную работоспособность во время действия стрессора» [18]. С одной стороны, данное определение позволяет относительно определять момент наступления стресса по снижению эффективно­сти работы, но, с другой стороны, оно не учитывает «цену», которую платит организм за поддержание заданной работоспособности [19]. Существует мнение, что у каждого организма имеется два вида адаптационных резервов: поверхностные и глубокие [2]. При кратко­временном (остром) стрессе сначала происходит мобилизация «по­верхностных» резервов, а если их недостаточно, то начинается моби- 76 Глава 3. Динамика стрессовых состоянии 3.1. Общие закономерности развития стресса 77 лизация более обширных «глубоких» резервов адаптационной энер­гии. У некоторых особей темп включения «глубоких» резервов бывает недостаточным для нейтрализации действия стрессора, соответствен­но такие индивиды отличаются пониженной стрессоустойчивостью. В заключение данного раздела следует отметить, что главная труд­ность в определении стрессоустойчивости человека возникает при оценке его реакций на психологические факторы. Если можно отно­сительно подобрать критерии устойчивости человека в отношении стрессоров физической или химической природы (высокая или низ­кая температура, физическая нагрузка, токсические вещества и т. д.), то сделать это в отношении психологических стрессоров гораздо труднее. Например, для одного человека потеря денег является зна­чительным стрессом, а для другого — нет. В то же время для первого из них творческая неудача покажется мелким эпизодом, в то время как для второго — личной трагедией. Это связано с чрезвычайно боль­шим разбросом ценностей, установок, потребностей, условных реф­лексов и жизненного опыта разных людей, поэтому «универсальное» определение стрессоустойчивости человека пока не представляется возможным. В этом плане бывает проще использовать субъективные критерии наступления стресса. Так же как боль является субъективным ощу­щением, которое не зависит напрямую от силы внешнего воздейст­вия, так и уровень стресса весьма нелинейно связан с интенсивностью стрессора. Для субъективной оценки стрессоустойчивости человек должен прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции. Чтобы понять, где проходят гра­ни между полезным и вредным напряжением, между эустрессом и дистрессом, человеку приходится экспериментировать с эмоциональ­ными и физическими нагрузками, но только таким путем можно уста­новить пороги стрессочувствительности и стрессоустойчивости того или иного индивидуума. 3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный стресс начинается с того момента, когда студент осознает, что в ближайшее время ему неизбежно придется сдавать тот или иной экзамен. Актуа- лизирование этой мысли у разных студентов происходит в различные сроки до экзамена: от нескольких недель до нескольких дней, и с это­го момента начинает нарастать тревожное ожидание экзамена, кото­рое достигает максимума уже в учебной аудитории, где происходит сдача. Поэтому максимальные изменения в организме студентов и школьников происходят не во время экзамена, а до него. Это нашло свое подтверждение в экспериментальных исследованиях. Так, изуче­ние состояния вегетативной нервной системы по показателям элек­тропроводности кожи и пульса у школьников и студентов во время обычной учебной деятельности, при физической нагрузке и в усло­виях экзаменационного стресса показало, что изменения электро­проводности кожи были больше до экзаменов, чем во время их [10]. Согласно другим данным, показатели активации симпатической сис­темы постепенно нарастали до своего максимума, а если ожидание экзамена затягивалось, то возбуждение симпатической системы неиз­бежно понижалось, уступая место активации парасимпатической си­стемы, что сопровождалось падением частоты сердечных сокращений и артериального давления [5]. Хотя после сдачи первого экзамена эмоциональное напряжение значительно ослабевает, оно, как правило, не опускается до фоновых значений, ибо студент осознает, что впереди ему еще предстоят дру­гие испытания. Если же студент получает оценку ниже ожидаемой, то тревожное ожидание следующего экзамена может быть еще выше. Данные анализа функциональных изменений у студентов во время экзаменационной сессии (включающие ЭКГ 1 , ЭЭГ 2 , биохимические анализы и неврологические показатели) позволяют сделать вывод о том, что под влиянием хронического экзаменационного эмоцио­нального стресса у большинства студентов наблюдались значитель­ные изменения биохимических показателей, интенсивности крове­наполнения сосудов, реактивности биопотенциалов головного мозга и вегетативных показателей сердечного ритма. Эти нарушения не нормализовались в течение 2-3 суток после эк­заменов [15]. Исходя из концепции Г. Селье, в стрессе, вызванном напряженной учебной деятельностью или сдачей экзаменов, также можно выделить три «классические» стадии его развития. 1 ЭКГ — электрокардиограмма (запись электрической активности сердца). 2 ЭЭГ — электроэнцефалограмма (запись электрической активности коры больших по­ лушарий головного мозга). 78 Глава 3. Динамика стрессовых состояний 3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 79 Первая из них — стадия мобилизации или тревоги, выражающая­ся мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сер­дечных сокращений, общей перестройкой метаболизма. Вторая — стадия сопротивления или адаптации, когда организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями; если же организму в течение определен­ного времени не удается приспособиться к экстремальному фактору среды, а ресурсы его истощились, то наступает третья стадия — ис­тощения. Некоторые психиатры отмечают, что третья фаза стресса — исто­щение при определенных условиях может сопровождаться повышен­ной тревожностью, а затем переходить в депрессию, причем наиболее часто это явление наблюдается у субъектов, которые и в нормальных условиях отличались выраженным пессимизмом [15]. При этом важ­но отметить, что интенсивность развивающейся адаптационной реак­ции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего факто­ра. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям. Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного подхода к данной проблеме. 3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса 3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт Генетическая предрасположенность Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60-70% зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлек­сов и т. д. Таким образом, одни люди изначально более предрасполо­жены к стрессу, а другие — устойчивы к нему. Характер протекания беременности у матери Идея о том, что стрессы беременной женщины повышают вероятность развития стресса у ребенка, в последнее время находит все большее подтверждение. Так, исследования бельгийских ученых показали, что волнения матери во время беременности отражаются на психике ребенка даже спустя несколь­ко лет после рождения. Врачи и психологи обследовали 71 женщину сразу после родов и спус­тя 8-9 лет. Матери заполняли опросники, позволяющие установить уро­вень стресса, пережитый женщиной во время беременности. Когда детям исполнилось 8 или 9 лет, их матери, учителя и сторонний наблюдатель оценивали внимательность и активность детей, а также характерный для них уровень беспокойства. Полученные результаты дают основания счи­тать, что срок 12-22 недели является наиболее опасным для психики бу­дущего ребенка, потому что для этого периода корреляция между беспо­койством матери и будущими расстройствами ребенка оказалась наиболее сильной. Эти данные в определенной мере соответствуют результатам иссле­дований ученых Эдинбургского университета (Шотландия) и Меди­цинской школы горы Синай (Нью-Йорка), которые изучали женщин, получивших психологическую травму во время теракта во Всемир­ном торговом центре 11 сентября 2002 года. Как оказалось, у матерей, переживших посттравматический стресс во вре­мя беременности из-за того, что они были свидетелями терактов, рожда­ются дети с ненормально низким уровнем кортизола в крови, что обычно ассоциируется с повышенной восприимчивостью к стрессам. Это может означать, что они были так «запрограммированы» в утробе в результате стресса, пережитого их матерями. Что касается срока повышенной уязви­мости беременных женщин к стрессу, то, по данным шотландских ученых, он приходится на третий триместр беременности. По данным некоторых российских авторов, большинство детей, которых «не ждали», в дальнейшем заболевают неврозом страха, по­скольку первичная неуверенность в их рождении со стороны родите­лей в какой-то мере отражалась на появлении у них впоследствии не­уверенности в себе [7]. Установлено также, что если женщина во время беременности находилось в состоянии выраженного эмоционального стресса (волнения в связи с учебой, экзаменами, бытовой неустроенностью, отношениями с мужем и его родителями и т. д.), в результате чего возникала угроза выкидыша. Дети рожденные впоследствии чаще заболевали неврозом страха, чем де­ти контрольной группы. По-видимому, беспокойство на гормональном уровне, испытанное детьми в период внутриутробного развития, создало предпосылки для последующих более легких проявлений беспокойства на психо­логическом уровне, начиная со второй половины первого года жизни. 80 Глава 3. Динамика стрессовых состояний 3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 81 Тип высшей нервной деятельности Физиологическим базисом для личности является тип высшей нерв­ной деятельности человека, который отражает силу и динамику нерв­ных процессов в мозге и мало подвержен каким-либо изменениям. Если вспомнить параллель между гиппократовской и павловской классификациями темперамента, то не вызывает сомнений, что ме­ланхолики («слабый тип» по Павлову) несомненно больше подвер­жены стрессу, чем флегматики («сильный, уравновешенный, инерт­ный типа ВНД). Что же касается холериков, то здесь не все так ясно. С одной стороны, слабая выраженность процесса торможения в ЦНС у холериков может приводить к мощным эмоциональным вспышкам и агрессии, однако малая продолжительность таких периодов не до­водит организм до стресса. Исследование взаимосвязи типа ВНД студентов и их вегетативных реак­ций при экзаменационном стрессе показало, что у лиц с уравновешенным типом ВНД при стрессе отмечалась более выраженная активность пара­симпатической системы, а у лиц с сильным типом ВНД частота пульса бы­ла ниже, чем у лиц со слабым типом высшей нервной деятельности [5,21]. Ранний детский опыт Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют про­текание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни. Современные методы психотерапии (НЛП) позволяют частично «ис­править» и «переписать» болезненный детский опыт, но такие проце­дуры требуют участия квалифицированного специалиста. Одна из та­ких техник так и называется — «Изменение личной истории». Она позволяет выявлять в прошлом человека события, которые не только в свое время вызвали сильный стресс, но и привели к повышению сензитивности к данному типу стрессоров в последующей жизни. 3.2.2. Родительские сценарии Следует отметить, что у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Об этом писал Эрик Берн в своих книгах, и жизнь подтверждает его гипотезу [1]. Этот сценарий усваи­вается в детстве, когда родители, испытывая стрессы, конфликтуют на глазах у ребенка, невольно вовлекая его в свои проблемы. При этом ребенок впитывает в себя примеры родителей, а потом неосо­знанно копирует их в своей взрослой жизни. Поэтому одни люди выплескивают свои стрессы на других людей в виде агрессивных импульсов или бьют посуду, другие молча переживают свое горе и плачут, а третьи пытаются решить проблемы при помощи алкого­ля. Одни винят во всем самого себя и ищут прежде всего свои собст­венные ошибки. Другие обвиняют всех вокруг, но только не себя. Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти авто­матически. В этих случаях достаточно незначительного ухудшения привычного ритма жизни и работы, возникновения, казалось бы, пус­тяковой проблемы, как включается и начинает раскручиваться махо­вик механизма запуска стресса. Причем последствия от реализации стрессорной программы могут быть гораздо пагубнее, чем причины, ее запустившие. Возникает вопрос: можно ли перестроить свой жизненный сцена­рий? Ответ будет положительный при наличии трех условий:

осознания человеком наличия такого сценария;

сильной мотивации по его изменению;

овладения определенными навыками саморегуляции. Отмечено, что наиболее успешными людьми, как в профессии, так

и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Такие лич­ности обычно находят оптимальную стратегию в стрессе. Они интуи­тивно понимают, что «сбрасывать» стрессовую энергию на других -не только неэтично, но и невыгодно: происходит потеря нужных де­ловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. С другой сто­роны, они понимают, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в ошибках, — тоже неконструк­тивно. Эти люди стараются перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности, т. е. использовать более безопасные способы ее «сбрасывания» — не на других, и не на себя. 3.2.3. Личностные особенности Характер человека и черты личности Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, об­ладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратно­стям судьбы. Исследование, в котором было задействовано 300 вы­пускников Гарварда, показало, что люди с выраженным чувством юмо­ра легче преодолевают стресс и живут дольше. В западной литературе широкое распространение получила гипотеза о су­ществовании двух типов личности, одним из которых (А) более предрас­положен к сердечно-сосудистым заболеваниям, чем второй (Б) [25]. К ти- 82 Глава 3. Динамика стрессовых состоянии 3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 83 пу «А» относятся люди, предрасположенные к инфаркту. Они характери­зуются такими качествами, как неуемная энергия, вспыльчивость, често­любие, аккуратность, стремление побольше сделать и нетерпеливость. Люди этого типа быстро принимают решения. К типу «Б» относятся люди, устойчивые к инфаркту. Они более спокойны, добродушны, не стремят­ся делать карьеру, редко проявляют нетерпение, рассудительны и больше времени уделяют отдыху и развлечениям. Как пишет в своем обзоре Е. А. Гаврилова, «трагедия человека, идущего к инфаркту, состоит не только во врожденной гиперреактив­ности на стрессорные ситуации, но и в постоянном поиске и созда­нии таких ситуаций, формировании определенного стрессогенного стиля жизни» [8]. В другой работе показано, что наиболее сильное высвобождение катехоламинов (и соответственно более высокое ар­териальное давление) наблюдается у субъектов со склонностью к гне­ву и тревожности, а также ведущих плотную, насыщенную стрессами жизнь [24]. Другой подход к влиянию особенностей личности на характер пе­реживаемого стресса состоит в том, что одни люди нуждаются в уме­ренном стрессе и страдают от его отсутствия; другие же предпочитают как можно меньший уровень стресса. Первые относятся к паратели-ческому типу, вторые — к телическому [26]. По данным канадских исследователей, эти две группы отличались не только по своим психологическим характеристикам, но и по гуморальным реакциям на стресс: у телически доминантных индивидуумов выявлен более высокий уровень дистресса, поскольку при равных воздействиях происходило сильное возрастание секреции кортизола, которое исчезало, если проблема решалась. Парателически доминантные индивидуумы, на­против, при действии стрессоров умеренной силы чувствовали себя луч­ше, чем в отсутствие стрессоров: состояние дистресса возникало у них при длительном отсутствии стрессоров и при воздействии слишком сильных стрессоров, вызывающих выраженное возрастание уровня свободного кортизола. Работы в Великобритании, проводимые в этом направлении, показали, что большую роль в отнесении испытуемых к тому или иному доминантному типу играет способность к преодолению стресса. Само пре­одоление стресса может привести к реверсии телического в парателиче-ский тип реагирования. При этом первоначальное отнесение к телическо­му или парателическому типу и способы преодоления стресса не зависели от пола и возраста испытуемых [22]. Из психологических факторов большое значение имеет повышен­ная акцентуированностъ личности, так как в условиях эмоциональ­ного стресса они обладают наибольшей уязвимостью и в первую оче­редь подвержены возникновению нервного перенапряжения. К другим личностным особенностям, утяжеляющим последствия психогенных травм, психологи относят: + нейротизм; + повышенную агрессивность; + хроническую тревожность; + склонность к мотивационным конфликтам и конфликтам интим­но-личностного характера. Особую «группу риска» составляют люди, сочетающие в себе по­вышенную сензитивность, тревожность и импульсивность [15]. Согласно данным, полученным автором этого учебного пособия, у людей с выраженной совестью, у лиц, стремящихся контролировать свои эмо­ции, а также у суровых, реалистичных людей артериальное давление при стрессе повышается сильнее, чем у лиц с противоположными качествами [6]. Так, систолическое давление у студентов отрицательно коррелирова­ло с показателями шкалы «]» (шкала «Суровость — нежность»). В соот­ветствии с интерпретацией опросника Кеттела, низкие показатели по этой шкале получают люди мужественные, суровые, реалистичные, подходя­щие к жизни с логической меркой, в большей степени доверяющие рассуд­ку, чем чувствам. Результаты наших исследований показали, что такие лю­ди обладают пониженной тревожностью, в то же время в норме у них имелась тенденция к повышенному артериальному давлению. Отрица­тельная корреляция между показателями этой шкалы и артериальным давлением отмечалась и в состоянии стресса. «Суровые, реалистичные люди» в большей степени реагировали на ситуацию экзамена повышени­ем давления, чем «мягкие, утонченные, изысканные», что проявилось в корреляции показателей по шкале «]» с систолическим давлением, изме­ренным во время экзамена. Повышенный уровень артериального давления по сравнению с осталь­ными студентами имели лица с высокими показателями по шкале «М» (шкала «Наивность — проницательность»). Результаты по этой шкале по­ложительно коррелировали с показателями как систолического, так и диа-столического давления, измеренного в состоянии стресса. Это означает, что перед экзаменом тенденция к чрезмерному увеличению давления про­слеживается у лиц, характеризующихся искусственностью, расчетливо­стью, способностью вести себя холодно, рационально, не поддаваться эмо­циональным порывам. И наоборот, наивные, общительные, открытые люди реагируют меньшим повышением артериального давления на стрес­совые ситуации. Величина систолического давления на экзамене коррелировала также с фактором «С» (шкала «Сила — слабость «Сверх-Я»»). Эта шкала в пер­вую очередь определяет склонность личности следовать общественным нормам и установкам. Люди, имеющие по ней высокие оценки, аккуратны 84 Глава 3. Динамика стрессовых состояний 3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 85 в делах, во всем любят порядок, не нарушают общепринятых правил. Ко­эффициент корреляции с систолическим давлением на экзамене по этой шкале оказался невысоким, но достоверным. Еще одна шкала, показатели которой положительно коррелировали с величиной систолического давления, — «С» («Сила — слабость «Я»»). На первый взгляд, казалось бы, что коэффициент корреляции между по­казателями артериального давления и «эмоциональной стабильностью» (другое название данной шкалы) должен быть отрицательным: уверенные в себе люди, не поддающиеся случайным колебаниям настроения, должны иметь более низкие показатели артериального давления, чем эмоциональ­но нестабильные личности. Однако корреляция была достоверно поло­жительной, причем как с величиной систолического давления в условиях повседневной учебной деятельности, так и на экзамене. В то же время фак­тор «С» отрицательно коррелировал с личностной и реактивной тревож­ностью. Другими словами, люди с высокими показателями по этой шкале, отвечая на вопросы теста Спилбергера, демонстрировали низкую тревож­ность, в то время как физиологические реакции их организма указывали на выраженные признаки стресса. Чтобы объяснить характер полученных корреляционных связей, необходимо обратиться к описанию характеристик личностей, имею­щих высокие и низкие показатели по данной шкале. Высокие показатели свойственны людям, которые не поддаются случайным колебаниям настроения (умеют их сдерживать), серьезно и реалистично смотрят на происходящие с ними события, хорошо осо­знают требования действительности, не скрывают от себя собствен­ных недостатков. Низкими показателями по этой шкале обладают лица, неспособ­ные контролировать свои чувства и импульсивные влечения, непо­средственно «выплескивающие» вовне свои негативные эмоции, не заботясь о социальных условностях. Причем, согласно нашим иссле­дованиям, их систолическое артериальное давление в ситуации стрес­са повышалось не так сильно, как у людей с высокими показателями по шкале «С». Следовательно, лица с высокими показателями по этой шкале, с одной стороны, способны хорошо «управлять» эмоция­ми (что находит положительную оценку социального окружения), а с другой — характеризуются затруднениями в непосредственном выра­жении своих чувств, особенно в значимых для них ситуациях. При этом попытки постоянно блокировать свои «нежелательные» эмо­ции приводят к хроническому аффективному напряжению, которое проявляется в психосоматических реакциях, в частности, в повыше­нии артериального давления на экзамене. Интегрируя корреляции между личностными качествами и пара­метрами артериального давления, полученные в нашем исследовании, можно отметить общие черты, характерные для лиц, демонстрирую­щих высокое артериальное давление на экзамене. Люди, имеющие высокие показатели по шкалам «К», «С» и «С» и низкие — по шкале «]», обладают общими свойствами: осознанием своего общественного долга или социальной роли и желанием им со­ответствовать; стремлением контролировать свои чувства. Ранее бы­ло показано, что эти личностные черты объединяются в особый блок, названный «умение контролировать свои эмоции и выражать их в со­циально приемлемой форме» [16]. В критических ситуациях в состо­янии эмоционального стресса у таких людей происходит «вытесне­ние эмоций» на соматический уровень, что проявляется в повышении артериального давления. Пока остается открытым вопрос о том, мо­жет ли периодическая гипертензия у этих лиц впоследствии перехо­дить в хроническую форму, однако исследования последних лет не исключают подобного развития событий, особенно у лиц мужского пола [27]. Уровень самооценки Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционально­го стресса, оказывает структура самооценки личности. Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в боль­шей степени проявляют признаки тревожности (как на субъективном, так и на объективном уровне), чем люди с адекватной самооценкой. Иссле­дование состояния вегетативной нервной системы при экзаменационном стрессе показало, что в состоянии экзаменационного стресса наиболее вы­раженная активация симпатической нервной системы отмечалась у высо­котревожных студентов [12], а также у лиц с низкими показателями само­оценки по положительным качествам [20]. Таким образом, во время сдачи экзамена высокая позитивная са-мооценка и связанная с этим уверенность в успехе приводят к сниже­нию активности симпатической системы по сравнению со студентами, имеющими заниженную самооценку по положительным личностным качествам. В то же время «негативная самооценка» у лиц с тенденцией к са­мообвинению, наоборот, усиливает стресс, который, в свою очередь, усиливает у студентов неуверенность в своих способностях и возмож­ность успешной сдачи экзамена. 86 Глава 3. Динамика стрессовых состояний 3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 87 Направленность человека, его установки и ценности В ряде работ, посвященных спортивному стрессу, было показано, что в ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, про­тивоположное тревожности, соответственно спортсмены с понижен­ной тревожностью ставят более высокие цели и достигают их 1 . Было также установлено, что адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше осуществлялась у лиц, для которых была характер­на высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избе­гания неуспеха [9]. В то же время не следует забывать и о физиологи­ческой цене успеха: активные, честолюбивые, нетерпеливые, беспо­койные, ориентированные на успех люди больше подвержены стрессу, чем люди с низким уровнем притязаний, не претендующие на высокое положение в обществе и высокий денежный доход [25]. Существует мнение, что верующие люди легче переносят стресс, чем атеисты [3]. Например, было установлено, что люди, склонные к религии, имеют более низкие показатели фрустрированности [16]. В этой же работе установлено, что одним из важнейших мотивов ре­лигиозности является стремление людей искать в религии поддерж­ку и утешение со стороны высших сил, что помогает им переносить жизненные стрессы. 3.2.4. Факторы социальной среды Социальные условия и условия труда К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, отно­сятся: + социальные перемены; + повышенная ответственность за работу; + значительное преобладание интеллектуального труда; + постоянный дефицит времени; + хроническая усталость; + нарушение режима труда и отдыха; + падение личного престижа; + отсутствие элементов творчества в работе; 1 Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981, С. 54-56. + длительные ожидания в процессе работы; + частая смена рабочего стереотипа; + ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворе­ния личных потребностей, хроническая гипокинезия и штурмов­щина, ведущие к сокращению времени парадоксальной фазы сна; + нерациональное и несбалансированное питание; + курение и систематическое употребление алкоголя. Все эти факторы усиливают фрустрирующиее влияние стрессор-ных воздействий [15]. Большая часть вышеперечисленных факторов относится к профессиональным стрессам, которым будет посвящена пятая глава. Ближнее социальное окружение Чем больше родственников и знакомых у человека, тем выше его ус­тойчивость к стрессу. Это связано не только с тем, что друзья реально защищают такого человека от стрессоров, но и с тем, что близкие лю­ди как бы принимают часть удара на себя. Человек, окруженный бла­гожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и лег­че воспринимает угрожающие факторы среды. В противоположность этому люди, живущие одиноко или имеющие постоянные проблемы в семье, сильнее подвержены стрессу и чаще болеют [4, 6]. 3.2.5. Когнитивные факторы Уровень сензитивности Уровень сензитивности (чувствительности) человека имеет небольшое значение при биологическом стрессе, но чрезвычайно важен при стрес­се психическом. Сензитивность зависит от следующих факторов:

типа высшей нервной деятельности;

легкости образования условно-рефлекторных (ассоциативных) свя­ зей в коре больших полушарий головного мозга;

повышения или понижения чувствительности в процессе индиви­ дуального опыта;

наличия навыков сознательного повышения или понижения сен­ зитивности путем тренировки.

Первый фактор из этого списка определяется врожденными ана-томо-физиологическими особенностями и мало подвержен измене­ниям. 88 Глава 3. Динамика стрессовых состояний 3.3. Негативные последствия длительного стресса 89 Второй и третий факторы формируются в течение первых лет жизни и могут подвергаться незначительным модификациям. Четвертый фактор зависит от объективных жизненных обстоя­тельств, которые влияют на развитие сензитивности. Например, у на­стройщика роялей и взрывника горнорудного карьера чувствитель­ность к звуковым воздействиям будет значительно отличаться. Пятый фактор связан с сознательной тренировкой сензитивно­сти. Например, у психотерапевта, использующего методы нейролинг-вистического программирования или эриксоновского гипноза, чувст­вительность к проявлению эмоций у клиента будет выше, чем у стома­толога или травматолога. Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды Человек воспринимает ситуацию как потенциально стрессовую и реа­гирует на нее соответствующим образом, если логический анализ имеющихся в распоряжении человека фактов приводит его к выво­ду о возникновении угрозы. Шахматист, обнаруживший вероятность получения мата через несколько ходов, водитель, который на трассе понял, что у его машины плохо работают тормоза, чиновник, которо­го внезапно стали игнорировать коллеги, — все они испытывают опре­деленный стресс после логического анализа ситуации. При этом че­ловек с низким уровнем мышления будет более спокойным, так как обладает меньшей способностью к анализу и синтезу информации. В этом плане развитое мышление, с одной стороны, провоцирует стрессы, обнаруживая потенциальную опасность там, где ее еще нет, но, с другой стороны, помогает найти выходы из трудных стрессовых ситуаций. Прошлый опыт и прогноз будущего Очень часто стресс человека связан с анализом прошлых психотрав-мирующих событий, причем в этом случае чисто когнитивные про­цессы тесно связаны с процессами эмоциональными. Примерами по­добных стрессов, основанных на эмоционально-логическом анализе прошлого, являются страхи и фобии, переживания, связанные с ревно­стью, явления посттравматичсекого стресса и т. д. Наиболее часто для коррекции подобных состояний применяют такие методы психотера­пии, как психоанализ и нейролингвистическое программирование. Негативный прогноз будущего также может быть источником стрес­са. При этом человек создает в своем воображении картину нежела­тельных событий («А вдруг я попаду в аварию», «А вдруг я получу двойку на экзамене» и т. д.), а затем начинает испытывать стресс по поводу придуманного им же самим события, которого еще нет и кото­рое может вообще не случиться. Данные стрессы нейтрализуются с помощью аутогенной тренировки, рациональной терапии и ресурсно­го якорения в рамках НЛП. Суммируя все вышеописанные факторы, влияющие на формиро­вание стрессорных реакций человека, можно составить общую схему (рис. 21). Рис. 21. Факторы, влияюшие на развитие стресса у человека 3.3. Негативные последствия длительного стресса 3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс Психосоматические заболевания — это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и пси­хологический стресс. Классический набор психосоматических забо­леваний включает в себя бронхиальную астму, гипертоническую бо­лезнь, тиреотоксикоз, язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный арт­рит и ряд других болезней [3,4, 6, 8]. Психологические факторы игра­ют немаловажную роль и при других заболеваниях: мигренях, эндо- 90 Глава 3. Динамика стрессовых состояний 3.3. Негативные последствия длительного стресса 91 кринных расстройствах, злокачественных новообразованиях. Однако следует различать истинные психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и лечение которых должно быть направлено, прежде всего, на их устранение и коррекцию (пси­хотерапия и психофармакология), и остальные заболевания, включая инфекционные, на динамику которых психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, меняя неспецифиче­скую резистентность организма, и которые при этом не являются пер­вопричиной их возникновения. Существует несколько гипотез, объ­ясняющих происхождение психосоматических заболеваний (рис. 22). Согласно одной из них, психосоматические заболевания являются следствием стресса, обусловленного длительно действующими и не­преодолимыми психотравмами. Другая гипотеза связывает возникновение психосоматические симптомов с внутренним конфликтом между одинаковыми по интен­сивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Конфликты различного содержания вызывают определенные виды заболеваний. Так, гипертоническую болезнь связывают с наличием конфликта между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребно­стью индивида во власти. Язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки связывают с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве. Согласно логике данной концепции, если болит желу­док — человек кого-то или что-то в своей жизни не переваривает, болит горло (ангина) — человек не высказывает своих претензий, ноги — чело­век не хочет куда-то ходить, например на работу, и т. д. Вот как, например, в рамках психоаналитической концепции развивается сахарный диабет: неразрешенные внутриличностные конфликты компенсаторно удовле­творяются актом еды, что приводит к формированию символической фор­мулы — еда равна любви. Это ведет к стабильной гипергликемии, которая ослабляет секреторную деятельность островков Лангерганса поджелудоч­ной железы. Как следствие происходит отождествление пищи с любовью, а состояние голода усиливается независимо от приема пищи. Формирует­ся «голодный» метаболизм, который соответствует метаболизму больного диабетом. Неосознанные страхи приводят к постоянному реагированию по типу «бегство-борьба» и сопровождаются гипергликемией, а так как психологическое напряжение не реализуется, то диабет может развивать­ся из начальной гипергликемии [6]. Согласно третьей гипотезе, неразрешимый конфликт мотивов (как и неустранимый стресс) порождает в конечном итоге реакцию капитуляции, отказ от поискового поведения, что создает наиболее общую предпосылку к развитию психосоматических заболеваний. Это проявляется в виде явной или маскированной депрессии. На фо­не возникающего снижения резистентности организма к неблагопри­ятным факторам среды нарушается работа какого-то органа по прин­ципу «слабого звена», что обусловлено генетическими факторами или болезнями (травмами) в процессе онтогенеза. Рис. 22. Гипотезы, описывающие возникновение психосоматических заболеваний Таким образом, согласно данной схеме, стресс является одним из ведущих факторов в развитии психосоматических заболеваний, при­чем его решающая роль в данном процессе доказана не только клини­ческими наблюдениями, но и в экспериментах на разных видах жи­вотных. Особенно показательными были опыты, проведенные на обезьянах, которые в качестве экспериментальной модели считаются наиболее близкими человеку. Так, в одном эксперименте вожака стаи обезьян, который по своему стату­су обычно ел раньше других, отделили от остальных животных и на его глазах стали кормить других обезьян раньше его. Через некоторое время у вожака возникла гипертония. В другом эксперименте двух взрослых обезьян помещали рядом на специальных стульях, ограничивающих дви­жение. Обе обезьяны одновременно получали короткий удар электриче­ским током через каждые 20 секунд. Перед обезьянами располагались ры­чаги, причем у одной обезьяны рычаг был соединен с электрической цепью, и она могла прерывать раздражение, а у второй обезьяны рычаг не был подключен к электростимулятору. Очень скоро первая («ответствен- 92 Глава 3. Динамика стрессовых состояний 3.3. Негативные последствия длительного стресса 93 ная») обезьяна обучилась прерывать удары током, нажимая на рычаг, од­нако такая напряженная и ответственная работа привела к повышению кислотности ее желудочного сока. Через 23 дня работы в режиме «шесть часов токового воздействия — шесть часов отдыха» «ответственная» обезьяна умерла от язвы двенадцатиперстной кишки. К этому времени у второй обезьяны («не ответственной»), не обнаружили признаков пора­жения кишечника, хотя она получала такое же количество ударов током, как и первая обезьяна 1 . У людей эмоциональный стресс может приводить к еще более серьезным последствиям, включая развитие онкологических заболе­ваний. В последние годы исследователями из медицинской школы Хьюстона (США) получены убедительные доказательства того, что стресс может вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний [23]. Как отмечают отечественные авторы, «зная о фармакологических эффек­тах стероидов, о возможности их прямого действия на геном челове­ка, можно предполагать, что их свободная циркуляция длительное время или высокая концентрация в организме становятся прямой причиной многих психосоматических заболеваний» [18; с. 344]. Российский ученый Ю. Н. Корыстов пишет: «Мы вступили в эпоху, когда стресс играет определяющую роль в заболеваниях человека — до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Эмоциональный стресс яв­ляется главной причиной сердечно-сосудистых поражений, неврозов, не­которых болезней желудка и кишечника, увеличивает вероятность инфек­ционных заболеваний и осложняет их течение. К настоящему времени большинство исследователей сходятся во мнении, что чрезмерный стресс, возникающий в конфликтных или безвыходных ситуациях и сопровож­дающийся депрессией, чувством безнадежности или отчаяния, увеличива­ет вероятность возникновения многих злокачественных новообразова­ний» [3; с. 636]. Помимо собственно психосоматических заболеваний психофизио­логи выделяют пограничные состояния, которые они определяют как начальные стадии развития дистресса, возникающие при длительном действии различных стрессоров и характеризующиеся дискомфорт­ными соматическими нарушениями. Отмечается, что «особенностью этой стадии является «маскировка» под то или иное серьезное заболе­вание, что заставляет человека обращаться в различные диагностиче­ские центры терапевтической направленности, пока он не встретит опытного психолога или психиатра» [18]. 1 Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988, с. 211-212. 3.3.2. Посттравллатический синдром Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) проявляется у людей, которые испытали на себе воздействие события, «выходя­щего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремаль­но стрессогенного для любого человека». Такое событие вызвало бы «серьезный вред или угрозу чьей-либо жизни или физической целост­ности, серьезную угрозу чьим-либо детям, супругу или другим близ­ким родственникам или друзьям» (В5М-1У, 1994). Травматические события, которые могут вызвать ПТСР, можно классифицировать по нескольким категориям. Во-первых, человек может испытать воздействие природного катаклизма, например землетрясения. Во-вторых, расстройство может быть вызвано трагическими не­счастными случаями, например авиа- и автокатастрофы. В-третьих, стрессором может стать какая-нибудь чрезвычайная ситуация: война, заключение, пытки, расстрел, изнасилование и т. д. Для посттравматического стрессового расстройства характерен ряд клинических симптомов, который можно рассмотреть на примере про­явлений ПТСР у участников боевых действий:

повышенная тревожность как основная составляющая обычного эмоционального фона. Проявляется как в психической сфере (бес­ покойство и озабоченность, «параноидальные» явления, чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины), так и на физиологи­ ческом уровне (повышенное артериального давление, спазмы же­ лудка, головные боли);

повышенная агрессивность, тенденция решать проблемы с помо­ щью грубой силы. Периодические приступы ярости, особенно по­ сле приема алкоголя или других наркотических веществ;

немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность, ожидание угрозы и нападения;

пониженное настроение, депрессия, чувство одиночества и отчая­ ния. Этим чувствам сопутствует нервное истощение, апатия и не­ гативизм;

нарушения памяти и концентрации внимания, трудности сосредо­ точения, особенно в социально значимых ситуациях (публичное выступление, экзамен и т. д.);

наличие так называемых «непрошеных воспоминаний». Периоди­ чески в сознании человека, страдающего ПТСР, внезапно всплы-

94 Глава 3. Динамика стрессовых состояний 3.3. Негативные последствия длительного стресса 95 вают крайне неприятные сцены, связанные с травмирующим со­бытием, которые сопровождаются очень сильными негативными эмоциями. Эти воспоминания могут возникать как во время бодр­ствования, так и во сне, принимая форму ночных кошмаров. Чело­век пробуждается от такого сна потным, разбитым, с напряженны­ми мышцами;

притупленность эмоций и агедония (отсутствие чувства удоволь­ ствия, радости жизни);

бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Когда человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон;

тенденция к злоупотреблению никотином, алкоголем, наркотиче­ скими и лекарственными веществами;

studfiles.net