Логопед при заикании занятия

Логопедия: заикание

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранений средствами обучения и воспитания. Является разделом социальной педагогики. В России такое речевое нарушение как ЗАИКАНИЕ с давних пор корректировалось логопедической работой. Хотя во всем мире заикание внесено в классификаторы болезней и предполагает, прежде всего, участие врача в устранении данного вида патологии.

На каком этапе развития человеческих знаний совершена та роковая ошибка, в результате которой тысячи людей, страдающих различными дефектами речи, остались не вылеченными? На протяжении последних ста лет не вызывает сомнения, что заикание и другие нарушения речи координируются корой головного мозга. Прошло уже более двухсот лет со времени установления факта связи нарушений в речи с потенциалами ЦНС. Но в системе предпринимаемых мер при лечении заикания, педагогика так и лидирует.

Логопед — это педагог, а не врач. Приступать к выполнению упражнений желательно только после системного изучения физиологических проявлений симптома. Не идти «наощупь», а выстраивать систему комплексных мер, позволяющих добиться, не только уменьшения спазмов, но излечения от заикания в дальнейшем. Заметно изменилась возможность помощи заикающимся людям в последние пять лет: в России заметно выросло число логопедов с медицинским образованием, их уровень знаний и квалификация позволяют оптимистично смотреть на перспективы лечения заикания в нашей стране.

Занятия с логопедом при заикании грамотнее назвать коррекционной работой, а не лечением. Это — система педагогических воздействий, входящих в комплексную реабилитацию, назначенную врачом. Не стоит умалять значимость логопеда, от его уровня профессионализма, опыта, мягкости и контактности во многом, несомненно, будет зависеть результат в комплексном лечении заикания у взрослых. Без этих занятий не обойтись! Но последовательность и частоту повторений, узкую направленность и чередование с другими видами терапии определяет врач!

Логопедические занятия при заикании встраиваются в комплекс услуг. Часто логопедические занятия объемны и следует набраться терпения и усидчивости. Занятия строятся согласно диагнозу. И немаловажное значение будет иметь возраст заикающегося пациента. Занятия с логопедом при заикании у ребенка строятся в игровой форме, так как заикание им, как правило, не осознается. С возрастом заикающиеся люди больше осознают свою проблему и способны воспринимать более сложные логопедические занятия.

zaikanie.spb.ru

Советы логопеда. Заикание появилось. Что делать?

Всегда говорим мы

Как будто бы парус

Мы ртом надуваем.

Дорогие родители, мы очень рады новой встрече с Вами.

Если у Вашего любимого ребенка появились паузы, запинки в речи, стоит задуматься, сходить на консультацию к специалистам. Вам сообщили, что это заикание – не стоит расстраиваться, но и не надо расслабляться. От Вас зависит очень многое!

Заикание – серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать возникшую проблему ребенка, готовность к переменам – основа всех последующих действий родителей.
Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло – в начальной стадии. Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое. И лечение обязательно должно быть комплексным. Заикание – проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Исходя из состояния нервной системы, врач-психоневролог назначает необходимые лекарства. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется.

Обычно дети не замечают запинок в своей речи, но могут чувствовать беспокойство, волнение взрослых по этому поводу. В дальнейшем из этой запавшей в память ребенка тревоги может вырасти страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Психотерапевтическое направление в лечении заикания имеет большое значение, так же как и работа с психологом.

Дорогие родители, уже в 3 года многие дети могут заниматься с логопедом. Если заикание стало привычным, отмечается несколько месяцев, пора начинать занятия.
Кроме того, при заикании полезны оздоровительные мероприятия. На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Если Ваш ребенок весь день проводит в душном, тесном помещении, то он не может полноценно дышать и двигаться. Чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Что и в какой последовательности делать, лучше обсудить с врачом. Очень хорошо, если вы присоединитесь к ребенку, покажете ему пример. И, конечно, никакого обливания сквозь слезы или принуждения. Здоровье любой ценой — точно не подходящий для вас путь. Главное, чтобы вы и ребенок получали при этом удовольствие, и от самих процедур, и от общения друг с другом.

Кроме того, уважаемые мамы и папы, вы должны следить, чтобы у ребенка постоянно была физическая нагрузка. Именно физическому развитию мы уделяем слишком мало времени, предпочитая тихие, малоподвижные интеллектуальные игры и развлечения. Для заикающегося ребенка полезна нагрузка, состоящая в ритмизированном поочередном использовании конечностей (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы и т.п. – до ощутимой усталости, но не до изнеможения). Если вы решите остановиться на более серьезном варианте – ищите такую спортивную секцию, где занятия соответствуют возрастным нормам, детей развлекают и действительно оздоравливают, а не воспитывают будущих чемпионов, тренер с пониманием и терпением должен относиться к неудачам детей, элемент соревновательности минимальный. При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно, если после испуга ребенок какое-то время молчал. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком – необходимое условие для лечения заикания.

Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Прежде всего, уважаемые родители, не надо паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.
Дети подражают речи окружающих взрослых, поэтому, дорогие мамы и папы, Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи. Для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько вопросов и какие вопросы вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. Учитесь, прежде чем что-то сказать, выдерживать паузу. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача – научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени – «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.
Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

Можно играть в настольные игры, доставайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать – замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий – построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».
Так же полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать детские песенки, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир, с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.
Ваш ребенок может помочь делать обычные домашние дела. Для мамы девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, а для папы мальчики охотно возятся с рабочими инструментами.

Играя в одиночестве, ребенок «оречевляет» свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь!

Многие специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

Дорогие родители, мы желаем Вам всего самого доброго!

Здоровья Вам и Вашим детям!

До скорой встречи …

Статью подготовила логопед детского сада «Лучик» на Остоженке Королёва Юлия.

luchik.ru

Лечение заикания у детей

Лечение заикания у детей в речевом центре «Логопед плюс»

В нашем центре мы начинаем работать с заикающимися малышами с 3 лет.

Помните! Чем меньше стаж заикания у ребенка, тем легче можно справиться с заиканием.
При малейшем подозрении на заикание или на возможность его возникновения следует обратиться к логопеду. Что должно насторожить родителей и педагогов в речи ребенка:

• Сбивчивая, захлебывающая речь.
• Речь на вдохе.
• Повторы звуков, слогов, слов.
• Произношение отдельных звуков с напряжением, продолжительно.
• Молчание после психотравмы.
• Невозможность начать говорить.
• Появившиеся тики (насильственные движения).

Иногда вовремя и грамотно данные советы по соблюдению общего и речевого режима могут помочь справится с этим недугом в домашних условиях.

В свежих случаях возникновения заикания у малышей наш логопед проведет со всеми членами семь тренинг замедленной речи, расскажет о том, какие упражнения полезны малышу, какие мероприятия внутри семьи помогут нормализовать речь ребенка. В этом случае не всегда обязательны логопедические занятия. Если мобилизован ресурс семьи – заикание отступит. Если же ребенок заикается несколько лет или месяцев, то логопедическая помощь, вероятнее всего, ему потребуется. Необходима в этом случае и консультация детского невролога.

С малышами с пяти лет мы проводим логопедические занятия по методике Томилиной С.М. (Патент № 2450835 от 24.04.2012).

Курс лечения рассчитан от 4 месяцев до полугода.

1 месяц – занятия 5-6 раз в неделю
2 месяц – занятия 3-4 раза в неделю
3 месяц – занятия 2 раза в неделю
4 месяц – занятия раз в неделю

Продолжительность занятия 45 минут. Занятия проводятся индивидуально и в мини группах на 2-3 ребенка. На первом этапе – всегда индивидуально. Стоимость одного занятия – 1000 руб.

В течение всего курса лечения ребенок не посещает детские учреждения, развивающие и спортивные секции. С ребенком должна находиться мама (не менее 2 месяцев). В течение всего курса все члены семьи говорят медленно. На начальном этапе лечения, примерно 10 дней, рекомендован режим молчания вне логопедических занятий. Затем мы учим детей разговаривать очень медленно, синхронизируя речь с движениями кистей рук.

Постепенно темп речи ускоряется (не ранее чем через 4 месяца) и становится нормальным. Мы рекомендуем говорить с кистями рук не менее 6 месяцев. На занятиях мы занимаемся развитием речевого дыхания, голоса, мелкой моторики. Используем логоритмику, физкультуру, массаж. Лечение заикания с выездом на дом не практикуем. Занимаемся только в центре!

Таким образом лечение ребенка дошкольного возраста от заикания по методике Томилиной С.М. предполагает прохождение нескольких этапов в течение 6 месяцев:

• Режим молчания
• Режим максимального ограничения речи
• Речь только на занятиях очень замедленная
• Речь только на занятиях замедленная, синхронизированная с движениями рук
• Речь вне занятия замедленная , синхронизированная с движениями рук.
• Речь замедленная во всех ситуациях спокойная с движениями рук.
• Речь в нормальном темпе во всех ситуациях без движений кистями рук.

www.logopedplus.ru

Лечение заикания у детей и взрослых

Что такое заикание, знает каждый. Состояние, похожее на судороги в артикуляционной или гортанной мускулатуре, заставляющее человека задерживаться с произнесением звука или многократно повторять его. Чаще это происходит в начале речи, но бывает, что задержка может быть и в середине произнесения слова.

Для говорящего такие запинки и задержки бывают просто мучительны. Осознание невозможности произнести слово, заставляет его переживать, волноваться и, как следствие, заикаться еще сильнее.

Причины появления заикания

Специалистами выделяются условия и причины, провоцирующие возникновения заикания у детей.

Среди условий, создающих благоприятную ситуацию для появления такого состояния, можно назвать:

  • Неустойчивость нервной системы ребенка — повышенная тревожность, страхи, энурез, эмоциональность.
  • Врожденные особенности речевого аппарата — короткая уздечка языка, небные расщелины, нарушенное строение челюстей и т. д.
  • Нарушения нервно-мозговой деятельности в процессе родов или осложненной беременности.
  • Физическая ослабленность ребенка в результате частых болезней.
  • Отставание развития моторики.
  • Психологический дискомфорт ребенка как явный, так и скрытый.
  • Отсутствие душевного контакта с родителями и близкими.
  • Причиной, «толчком» к появлению заикания может стать:

  • Сильный кратковременный стресс.
  • Длительное угнетение психологического состояния.
  • Переучивание леворукого ребенка. (Надо отметить, что в раннем возрасте многие дети предпочитают пользоваться левой рукой, что связано с особенностями возрастного созревания мозга).
  • Копирование речи заикающегося взрослого в окружении.
  • Чрезмерно активное развитие речи, излишнее стимулирование интеллектуального развития у детей.
  • Двуязычие в семье.
  • Виды заикания

    Заикание представляет собой нарушение темпа и ритмического рисунка речи. Оно может сопровождаться судорогами речевого аппарата, непроизвольными повторениями звуков и остановками в процессе говорения. В зависимости от причин, вызвавших это состояние, заикание разделяют на два вида.

    Логоневроз, подразумевающий невротический процесс.

    В этом случае проблема возникает остро, в связи с каким-либо травмирующим психику ребенка событием. Ребенок может сначала перестать говорить совсем или ограничить общение, впоследствии проявляются речевые судороги дыхательно-голосового характера. Отличительная особенность — заикание может усиливаться в стрессовых ситуациях, в состоянии же психического комфорта затихать, практически сходя на нет.

    Неврозоподобное заикание

    Это состояние имеет прямую связь с поражением работы ЦНС. Его отличает постоянное, длительное течение. В данном случае характерны слабость развития моторики, работы высшей психической деятельности, речь монотонна и невыразительна. Само заикание может ребенка при этом практически не беспокоить, не вызывая дискомфорта. Усиливается при эмоциональной или умственной нагрузке.

    На что обратить внимание родителям

    В первую очередь — сам факт появления заикания не нужно игнорировать. Даже если оно вызвано ускоренным речевым развитием, когда артикуляционный аппарат ребенка попросту не успевает за его мыслями и желанием выразить их словами.
    Чем больше «стаж» этого состояния, тем сложнее с ним справиться. Кроме того, возникновение заикания говорит о наличии каких-либо отклонений или процессов в нервной системе, которые необходимо откорректировать.

    • неожиданно перестал разговаривать;
    • начал часто употреблять в начале слов «лишние» звуки («а», «э», «о»);
    • стал повторять начальные слоги в словах;
    • останавливается посреди фразы;
    • не может начать предложение,

    следует как можно раньше посетить специалистов. Недавно начавшееся заикание можно довольно быстро остановить.

    К кому обратиться за помощью при заикании

    Так как процесс этот вызван неполадками в работе нервной системы, работа по коррекции должна быть комплексной. Специалисты, которые помогут ребенку, это невролог и логопед.

  • Невролог оценит состояние нервной системы, исключит органические нарушения и назначит меры для коррекции состояния. Ребенку требуется щадящий режим, благоприятные условия для психики, исключение умственных и эмоциональных перегрузок. Для расслабления и снятия мышечного тонуса могут быть назначены физиопроцедуры, массаж. Медикаментозное лечение зависит от степени тяжести состояния и результатов обследования врача.
  • Логопед должен будет оценить речь ребенка, обращая внимание на ее темп, правильность речевого дыхания, артикуляционные судороги, наличие других нарушений в процессе говорения. Исходя из результатов обследования, а также анамнеза ситуации будет составлен план коррекционных занятий.
  • Кроме этих специалистов ребенку может понадобиться детский психолог. Если причиной заикания стала стрессовая ситуация, ее необходимо не только устранить, но и помочь справиться с ней эмоционально.

    Логопедическая работа при заикании

    Занятия с логопедом помогут наладить правильное речевое дыхание, выровнять темп речи и снизить спастические судороги при говорении.

    В работе используются:

    1. Элементы дыхательной гимнастики.
    2. Логоритмика, позволяющая связать произносимые слова с движением и музыкой, выравнивая таким образом темп и вырабатывая связность и плавность речи.
    3. Упражнения для улучшения артикуляции.
    4. Пение. Замечено, что люди перестают заикаться, когда поют. Кроме того, это помогает наладить правильное дыхание и ритм речи.
    5. Игра на музыкальных инструментах.
    6. Упражнения для мышечной релаксации.

    Регулярные занятия при поддержке семьи обязательно принесут результат!

    Памятка для родителей

    1. Ребенку с заиканием обязательно нужно ввести твердый режим дня.
    2. Создать условия для полного психического покоя, не провоцировать стрессы и перевозбуждение, чтобы не усиливать заикание.
    3. Не следует акцентировать внимание на проблеме, не обсуждать при ребенка его состояние.
    4. По возможности вводить режим молчания. Особенно это важно на начальных стадиях возникновения заикания, чтобы рефлекс не закреплялся.
    5. Ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
    6. Поменьше побуждать ребенка к длительным и подробным рассказам.
    7. Лучше задавать вопросы, требующие односложных ответов.
    8. Общаясь с ребенком следует избегать резких окриков и громких разговоров.
    9. В некоторых случаях заикания нужно стараться, чтобы речь ребенка была медленной, неторопливой, схожей с брадилалией. На начальном этапе это помогает сгладить заикание.
    10. Не стоит думать, что эти правила «пожизненные». Просто на некоторое время вам потребуется создать максимально спокойную обстановку для успешного восстановления нервной системы ребенка и его речи. В сочетании с помощью специалистов ваши усилия принесут заметный результат.

      Моему ребенку 3 года. На днях к нам подбежала собака, он испугался и появились запинки в речи. Как можно быстро исправить это?

      Потребуется помощь логопеда-заиколога. Чем быстрее обратитесь за квалифицированной помощью, тем меньше занятий потребуются для устранения заикания

      здравствуйте, только что от логопеда из психо-логопедического центра на щербакова, у нас запинки в речи,нарушение темпа и ритма речи. без консультации к вам можно начать ходить на занятия?

      Обычно занятия у нас проводятся только после нашего первичного обследования. Если у Вашего ребенка только запинки, то, да, можно без консультации

      Добрый день! Кого бы из специалистов вы могли порекомендовать при заикании? Ребёнку 2,7.

      Здравствуйте! У нас все специалисты работают с заиканием

      Данным термином специалисты обозначают нарушение функций голоса. При дисфонии ребенок говорит глухо, «сипит», голос может .

      Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как .

      Очень многие дети в возрасте активного развития речи становятся маленькими попугайчиками. Они повторяют за взрослыми .

      karkusha.su

      Логопед при заикании занятия

      Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

      При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

      • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
      • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
      • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
      • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
      • затруднения перед началом речи.
      • Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

        Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

        Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

        Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

        Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

        Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

        Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

        Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

        Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

        Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

        Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

        Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

        Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

        На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

        Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

        Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

        logoped.ru