Логопед при заикании

От А до Я логопедический центр «кира», МОСКВА

Музыкотерапия при заикании у детей

В последние годы по данным статистики возрос процент детей, страдающих заиканием. Причинами возникновения данного нарушения речи могут стать многие факторы: наследственность, психологическая травма, хронические и острые соматические заболевания.
Существует целый комплекс логопедических мероприятий по устранению заикания. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что коррекцию следует начинать на ранней стадии.
Что же такое заикание? Если говорить понятным языком, то это нарушение речи,
при котором наблюдаются судорожные явления.
Характеризуется оно изменением темпо-ритмических особенностей речи ребенка или взрослого.
У заикающихся наблюдаются: повторение и пролонгация отдельных морфем и звуков, остановки и запинки.
Для коррекции таких нарушений используются комплексные методики, включающие в себя как помощь врача невролога, так и работу с логопедом.

Музыка и коррекция заикания

Для снятия напряжения и судорожности голосового аппарата логопеды используют такой прием, как музыкотерапия. Данный прием позволяет отработать трудно-произносимые звуки. Само понятие заикание предусматривает несвязную речь, а напевность музыкальных упражнений позволяет корректировать его в непринужденной форме. Одной из проблем заикающихся является боязнь диалога и монолога. Ребенок боится разговаривать, скрывая свой дефект. Если речь идет о работе логопеда в детском саду, то она осуществляется в тесном контакте с музыкальным педагогом. Например, каждое занятие музыки начинается с коротких попевок, с помощью которых дети распеваются, тем самым отрабатывая произношение отдельных звуков и их сочетаний.

Какие задачи решают музыкальная терапия?

  • Развитие правильного дыхания, его распределение;
  • Отработка ударения и акцентов в песне, а далее и в устной речи;
  • Работа на темпо-ритмическими особенностями текстов;
  • Отработка оттенков речи ( тихо, мягко, плавно, громко и т.д.);
  • Расслабление голосового аппарата.

Но, что же делать, если ребенок не посещает детский сад или уже достиг школьного возраста?
Совет родителям заикающегося ребенка – запишите его в музыкальный кружок или школу.
Музыкальные занятия помогут ребенку снять психологическое и физическое напряжение, поверить в свои силы и реализовать себя, как личность.

logoped-irina.ru

Обсуждения

5 сообщений

Классическое определение заикания звучит как нарушение темпа и ритма речи, которое вызвано судорогами мышц в различных отделах речевого аппарата. Внешне это проявляется судорогами в различных отделах речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного). Часто они сочетаются между собой и проявляются с разной интенсивностью. По степени выраженности и частоты проявления судорог, заикание подразделяют на степени. От легкой (единичные клонические запинки в начале слов), до тяжелой степени, когда речь становиться практически невозможной.
По типу судороги делятся на тонические и клонические. Тонические проявляются одной длительной запинкой, так называемым ступором. Клонические характеризуются повторением звуков или слогов. Если тонические судороги более часто проявляются в начале фразы или слова, то клонические могут отмечаться и в середине слова.
Очень часто заикание сочетается с другими нарушениями речи: дислалией, дизартрией, дисграфией, дислалией и др. Поэтому часто логопеды советуют вначале исправить сопутствующие нарушения речи и только потом заиканием.

Причины заикания
До сих пор нет единого мнения о причинах возникновения заикания. В настоящее время принято выделять несколько механизмов возникновения заикания. В некоторых случаях оно является следствием сшибки процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга и в расстройствах согласованности речевых движений: голоса, дыхания, артикуляции. В других же случаях заикание является результатом неправильного рефлекса речи, который возник вследствие различных речевых нарушений или подражаний. Иногда это нарушение речи возникает из-за гипо или гиперопеки родителей, в психологии это называется дисгармоничное развитие личности ребенка. Но каковы бы причины заикания ни были, необходимо учитывать в целом все нарушения, как физиологического, психологического, так и эмоционального характера, составляющих единство.

Методы восстановления речи при заикании
Существуют разные методы лечения и восстановления речи при заикании: медикаментозные, аппаратные, психологические, логопедические и др… Каждый может выбрать то, что подходит именно ему. Важен стойкий результат, научность и корректность метода. За 30 лет работы логопедом мною был разработан метод восстановления речи при заикании, сочетающий в себе физиологические особенности речи, устранение психологических наслоений, оздоровление нервной системы и всего организма в целом.
Основные этапы:
1-й этап: отработка речевого дыхания, правильное включение голоса, выравнивание темпа и ритма, слитности и плавности, включение внешних «метрономов» речи.
2-ой этап: закрепление нового навыка речи, умение использовать его в различных речевых ситуациях: чтение, пересказ, рассказ, диалог, монолог, развитие модуляций голоса.
3-й этап: преодоление психотравмирующих речевых ситуаций: техники звонков по телефону, разговоры с чужими людьми, выступления на публику и т.д. Первые три этапа объединены в базовый 10-дневный курс (40 часов) и включают 3 консультации психолога.
4-й этап: самостоятельное закрепление новых навыков речи, ведение речевых дневников, посещение профилактических курсов 1-2 раза в месяц по 2 часа в течение года.
Надо четко понимать, что речь — это приобретенная, а не врожденная способность человека и на выработку и развитие нового навыка речи нужны огромное желание самого заикающегося, системные длительные занятия и соблюдение всех рекомендаций специалистов: логопедов, психологов, неврологов.
Я открываю этот сайт специально для вас. Приглашаю всех заинтересованных и неравнодушных людей к активному диалогу. Я, как логопед – дефектолог, приглашаю заинтересованных родителей за консультациями по вопросам развития детей, их речи, памяти, внимания и мышления, за получением помощи и консультаций при различных отклонениях в речи, в частности при заикании , а специалистов — логопедов, дефектологов, психологов, учителей, к обмену опытом и сотрудничеству.

m.vk.com

РАБОТА над ЗАИКАНИЕМ

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

• ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
• употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
• повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
• вынужденные остановки в середине слова, фразы;
• затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Помните:

— НИКТО не виноват и НИЧТО не виновато в том, чтом ваш ребенок заикается. Ваш ребенок не является ни в коей мере НЕУДАЧНИКОМ только потому, что он заикается.

— некоторые люди заикаются больше, чем другие

— большинство людей могут заикаться время от времени

— люди могут научиться специальным техникам, помогающим им контролировать заикание.

Мы хотим, чтобы наши дети говорили правильно, ровно, без заикания. И это очень больно и сложно видеть своего ребенка, борющегося з заиканием, пытась что-то сказать. Это нормальная реакция родителя. Помните: в большинстве случаев, заикание является результатом попыток говорить, не заикаясь.

ПРИНЯТИЕ: было подмечено, что скрывание и избегание заикания может оказать негативный эффект на речь. Такие попытки формируют так называемый «замкнутый круг» заикания: чем бошльше я боюсь заикаться, тем больше я заикаюсь, и чем больше я заикаюсь, тем больше я боюсь говорить». Тем самым, создание атмосферы приянтия любых речевых ошибок является одним из важных шагов в лечении заикания. Только в ситуации такого отношения к заиканию, ребенок начинает понимать, что заикание это не то, чего стоит стесняться. И это понимаение уже само по себе дает некую свободу экспериментировать со своей речью и найти пути, которые помогают ему. Понимание, что семья любит и принимает его без каких-либо условий, снимает или снижает эмоциональный стресс с ребенка и повышает его самооценку. Помните: важно не КАК Ваш ребенок говорит, а ЧТО он говорит.

«ИГНОРИРУЙТЕ ЗАИКАНИЕ»: Такие советы, исходящие от родителей, как «говори помедленней», «начни снова», «подумай сначала, что ты хочешь сказать» могут только ухудшить заикание. игнорирование заикания не значит ничего не делать, не обращаться за специальной помощью и спусть все самотеком. Призыв «игнорировать заикание» значит «не обращайть особого внимания на речевые проблемы». Для маленького ребенка такой коментарий от родителя как « это было немножко трудновато сказать, да? Иногда у меня такое тоже случается» будет достаточным, чтобы знать, что вы на его стороне. Для детей постарше, открытое и как бы про между прочим обсуждение заикания дает необходимую эмоциональную поддержку заикающемуся подростку.

КОГДА ДРУГИЕ ВМЕШИВАЮТСЯ: Вы родители ребенка, который заикается. Скорее всего, вы получали и получаете множество советов от других людей о том, как и что делать с заиканием. Каждый день ваш ребенок должен общаться со огромным количеством людей: учителями, сверстниками, бабушками-дедушками, братьями-сестрами и т.д. Помните: ВЫ, как родители, стараетесь узнать побольше о заикании и являетесь ЭКСПЕРТАМИ своего ребенка. Вы видете, что работает для вашего ребенка и что ему совсем не помогает. И от вас зависит, будете ли вы объяснять окружающим КАК общаться с вашим ребенком, чтобы помочь ему справиться с проблемой заикания. Например, если дедушка нетерпеливо перебивается вашего ребенка и говорит: «А теперь остановись, вдохни и начни снова», то, возможно, это будет хорошей идеей объяснить дедушки (не при ребенке, конечно), что такая реакция не помогает вашему ребенку говорить без запинок. Когда ребенок вырастет, он должен сам объяснять другим, что помогает ему говорить , не заикаясь, а что нет. Но пока это ваша задача «образовывать» окружающих.

КОГДА МОЙ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ:

этого НЕЛЬЗЯ делать

это НУЖНО делать

— останавливать ребенка и просить его начать снова, замедлить речь или сделать глубокий вдох

— смотреть на ребенка с беспокойством и злостью/раздражением/нетерпением на лице

— не смотреть на ребенка/отворачиваться

— помогать ребенку закончить фразу\ помогать с

— заваливать ребенка вопросами

— общаться с ребенком в стиле быстрого обмена информации

— дать ребенку закончить говорить

«нормально» и оставаться спокойным

— сохранять зрительный контакт с ребенком

закончить говорить без прерывания его

— показать ребенку, что вы умеете слушать, а не только слышать, повторяя, что сказал ребенок в режиме нормального диалога

И ЕЩЕ: Ваш ребенок нуждается в вашем внимании и времени пообщаться с вами. Дайте вашему ребенку хотяб пять минут в день для этого. Поговорите с вашим ребенком, поиграйте, обсудите новый фильм или телевизионное шоу.

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха.

Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.). Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к осложнению заикания.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны занятия по пению.

Техники при работе с заиканием
Как уже говорилось выше, лучшая тактика поведения родителей с ребенком, у которого есть заикание, это ИГНОРИРОВАНИЕ заикания. Взрослые НЕ ДОЛЖНЫ перебивать ребенка, как бы тяжело он не заикался; просить ребенка говорить медленнее; думать перед тем как говорить; говорить медленнее; делать глубокие вдохи. Важно не КАК говорит Ваш ребенок, а ЧТО он пытается вам сказать.

Лучший способ работатьнад заиканием, это обратиться к специалисту. Если Вы все-таки решили попробовать бороться с заиканием самостоятельно и уверенны, что не принесете этим вреда и не ухудшите заикание, то лучшая тактика будет «моделировать» речь ребенка: то есть самим начать говорить медленнее, делая глубокие вдохи, не перебивая других, и делая небольшие паузы перед тем, как начать отвечать на чей-то вопрос («подумать» о том, что вы собираетесь сказать). Такое моделирование может «сработать» в случае с малышами. С детьми старшего возраста без открытого обсуждения целей такого поведения не обойдется, т.к. такая речь будет звучать не естественно, что не смогут не заметить старшие дети. В этом случае, стоит обсудить проблему заикания с ребенка, объяснить, что существует приемы, которые, если их использовать каждую секунду говорения, помогают облегчить или избежать закание. К сожалению, в наше время еще не существует метода ИЗЛЕЧЕНИЯ заикания. Только постоянное использование техник поможет заикающемуся КОНТРОЛИРОВАТЬ заикание.

— Belly Breathing : Брюшное или Диафрагмальное дыхание:
Когда мы начинаем говорить, мы делаем вдох и затем выпускаем воздух с момента начала говорения. Ингода люди, которые заикаются, не вдыхают достаточногог объема воздуха или делают вдох с большим напряжением (тонусом) в мышцах шеи и голосового аппарата. Это осложняет речь еще больше. Техника диафрагмального дыхания позволяет научится вдыхать легко и в достаточном объеме перед началом речевого акта. Важно:

• При вдохе должен двигаться живот, а не плечи;

• Нельзя задерживать дыхание перед тем как сделать глубокий вдох;

• Выдыхните немного воздуха перед тем, как произнести первое слово.

Сначала отработайте эту технику без попыток произнести что-либо. Легче всего сделать это лежа на спине: обратите внимание на то, как поднимается брюшная стенка на вдохе, и как она опускается на выдохе. Положите руку на живот, чтобы почувствовать это движение. Сделайте то же самое сидя, стоя. Если у Вас получается легко дышать, используя диафрагмальное дыхание, попробуйте эту технику с произнесением слов, фраз, предложений.

— Cancellation: Отмена
Когда заикающийся человек пытается сказать слово или начать говорить, часто он чувствует сильное напряжение или сдавливание в глотке, и слово никак не может «выйти» из голосовых складок. Это называется «БЛОК». Когда это происходит, голосовые связки плотно смыкаются и не могут вибрировать. Поэтому и не получается никакого звучания. Чтобы преодолеть этот блок, некоторые люди просто останавливаются, делают глубокий диафрагмальный вдох и пытаются сказать предложение фразу снова. Это одна из техник, которая называется «ОТМЕНА» . Эту технику можно использовать, когда заикание уже случилось. Сложность использования этой технике заключается в том, чтобы все-таки остановиться, а не пытаться преодолеть блок, договорив слово. Отрабатывать эту технику можно, симулируя заикание. То есть попробовать сказать слово, фразу, а потом и предложение, специально «заикнувшись», и попробовать остановиться на моменте заикания, не преодолевая его.

— Easy Voice/Onset : Легкое начало
Другой путь избавиться от блока, это остановиться, сделать небольшую паузу, достаточноую для глубокого диафрагмального вдоха, и начать говорить, произнося первое слово очень тихим голосом, почти шепотом, и затем постепенно перейти на обычную громкость, с которой Вы говорите. Чтобы легче освоить эту технику, представьте, что вы очень-очень устали, и начните говорить с тихого, «усталого» голоса на выдохе.

— Stretching : Расстягивание
Еще одна техника, помогающая управлять заиканием и тем самым иногда практически избегать запинок, блоков и повторений, это расстягивание первого звука первого слова вашей фразы или предложения. Не все звуки можно растягивать. Например такие звуки как /П,Б,Т,Д,К,Г,Ч,Ц/ и их мягкие варианты нельзя расстянуть. Для слов, которые начинаются с этих звуков, работают все техники, описанные выше. Для слов, начинающихся с гласных звуков /А,О,У,И/ и таких согласных как /М,Н,Л,Р,С,З,Х,Ф,Ш,Ж/ и т.д., техника более длинного произнесения звука прекрасно работает совместно со всеми предыдущими техниками. Отработайте эту технику со списком слов, начинающихся на одни из «расстягиваемых» звуков, потом перейдите к словам, начинающимся с другового звука. Попробуйте произнести предложения, используя отработтанные слова.

www.logopedtoronto.com

Вопрос к чебоксаркому логопеду: «Как предупредить заикание у детей»

В четверг, 22 октября, отмечается день заикающихся людей. В этот день проходят различные конференции, встречи и семинары. Это делается для того, чтобы проинформировать общество о проблемах, с которыми сталкиваются в жизни заикающиеся люди. Также для людей с дефектами речи выпускаются различные справочные бюллетени. Мы также решили пообщаться с чебоксарким логопедом на тему заикания у детей, чтобы помочь родителям предупредить возникновение дефекта речи.

Заикание- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании в речи ребенка возникают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

По словам логопеда Ольги Хохловой, заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет, в период становления фразовой речи.

— Безусловно, легче предупредить заикание у ребенка, чем от него избавиться. Родителям рекомендуется: соблюдать режимные моменты (сон, питание, прогулки), избегать эмоциональных перегрузок (частое посещение мест скопления большого количества людей); следить за благоприятным эмоциональным климатом в семье, не позволяйте себе кричать, ругаться в присутствии малыша. При возникновении у ребенка страхов (темноты, одиночества, замкнутого пространства) старайтесь подбадривать малыша. Если страх не проходит длительное время, следует обратиться к невропатологу, — говорит Ольга Хохлова, учитель — логопед I квалификационной категории.

Специалист считает, что очень важным является контроль родителей за собственной речью — ведь для малыша она является образцом для подражания.

— Если вы заметили, что ваш ребенок начал заикаться, то непременно нужно обратиться к невропатологу и соблюдать некоторые правила. Очень благотворно действуют логоритмические игры, маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Разучивайте с ребенком маленькие стишки с короткой строкой и четким ритмом построения, следить за режимом — возможно, удлинить сон. Ни в коем случае не ругать малыша и не принуждать его произносить слова правильно. Передразнивания и насмешки- недопустимы. Формируйте у ребенка правильное дыхание (глубокий вдох и медленный выдох). Надувание мыльных пузырей, воздушных шариков, забивать ватные мячики в ворота, игра на детских духовых инструментах, — рассказывает логопед.

А у вас есть дефекты речи? Ответ в комментарии.

Если вы верно выстроите общение с начавшим запинаться ребенком, то, скорее всего, заикание не станет стойким нарушением, а бесследно исчезнет из речи вашего малыша.

m.pg21.ru

Логопед при заикании

Прочитал тут пост про заикание, и как то нахлынуло.

Я заикался. Сколько себя помню всегда были проблемы с речью. Не мог выговорить отдельные слова или слоги. Казалось бы, что проще? Но просто не мог. Смотрел с завистью на остальных людей, которые говорили то, что хотели, и ничего не мог с собой поделать.

Я не знаю, наверное это сложно объяснить другим людям. То чувство, когда ты хочешь что-то сказать, но не можешь, и вынужден подбирать синонимы и вообще другие слова, перестраивать фразы или вообще целые предложения, лишь бы они были легкими для тебя в плане произношения, пытаться выговорить их и надеяться, что во время разговора ты сможешь их сказать. Странное и в то же время поганое чувство.

Некоторое время ходил по логопедам. Все эти «сделай язычок седлом» и «выгни язык вот так вот и скажи ррррр». Не берусь судить за всех, но лично мне не помогало. В ход уже шли всякие бабки, которые молились и заговаривали воду.

Пытался растягивать, и, как советуют логопеды, «распевать» слова, но. Помогло не это. В один прекрасный момент, классе в 10-11, я осознал что я тот, кто я есть, и мне собственно плевать на мнение окружающих. Приобрел лучшего друга, готового подставить свое плечо в трудную минуту и стал намного увереннее в себе. Я и не заметил, как перестал подбирать слова и стал говорить все, что хотел. Это прекрасно! Параллельно, в качестве подготовки к экзаменам, приходилось выступать в аудитории на публику (решать задачи и объяснять их решение). Опять же, с небольшой долей практики стало получаться просто замечательно.

Сейчас, прошло уже более 4 лет как закончил институт, и я не испытываю проблем с заиканием. Конечно причины такого явления бывают разные, конкретно за себя скажу, что это не уверенность в себе. Шлите всех на фиг, блокируйте в эмоциональном плане мысли «кто что обо мне подумает» и живите полной жизнью! Оно того стоит!

Особо приятно было, когда с подругой, с которой не общались более 5 лет, неожиданно созвонились в вайбере, начали оживленно рассказывать как у кого дела, и она вдруг сказала СТОП. а ты почему не заикаешься? Я даже не нашелся что ответить! Не заикаюсь и всё тут! Ей это очень запомнилось, потом ещё не один раз говорила, как я изменился.А я, к тому моменту, уже успел забыть, каково это, заикаться.

Может несколько скомкано получилось. Но надеюсь, что данный пост поможет кому-нибудь справиться с этим неприятным явлением. Будьте уверены в себе, и всё у вас обязательно получится!

m.pikabu.ru