Логопедическая диагностика заикания

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Содержание:

Заикание у детей

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Классификация заикания у детей

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).
  • Причины заикания у детей

    Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС. Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами и т. д. Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

    Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей. Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

    Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.), ЧМТ, гипотрофия, рахит, интоксикации и пр. К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п. К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии.

    Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей

    В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

    У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

    В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

    Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

    Симптомы заикания у детей

    К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

    При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т—рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

    Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.

    Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

    Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

    Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

    Диагностика заикания у детей

    Обследование детей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.

    В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи.

    Логопедическое заключение должно отражать форму и степень заикания у детей; характер судорог; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальную диагностику заикания у детей необходимо проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией.

    Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, реоэнцефалография, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

    Коррекция заикания у детей

    В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

    Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа, ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.

    Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.

    На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

    Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

    Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.)

    Прогноз и профилактика заикания у детей

    При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

    Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

    www.krasotaimedicina.ru

    Заикание – одно из сложнейших нарушений речи, которое характеризуется расстройством ее нормального ритма, повторениями отдельных слогов или звуков, непроизвольными остановками.

    Заикания бывают нескольких видов в зависимости от этиологии заболевания:

  • Логоневроз или невротическое заикание, когда не отмечается ярко выраженные неврологические нарушения. Отклонений в функционировании головного мозга при логоневрозе не наблюдается. Речь развивается нормально, без нарушений.
  • Органическое или неврозоподобное заикание является следствием неврологических нарушений. В этом случае на ЭЭГ выявляются отклонения в работе головного мозга. Неврозоподобное заикание сопровождается нарушением моторики и артикуляции речи. Может сопровождаться нервными тиками, судорожностью речи и нарушением движений.
  • Причины развития заикания зависят от формы заболевания.

    Причины неврозоподобных заиканий:

    • наследственность;
    • заболевания, вызванные энцефалопатиями;
    • внутриутробные и родовые травмы;
    • тяжелое протекание беременности;
    • болезни в течение первого года жизни;
    • инфекционные заболевания.
  • сильнейшие стрессы;
  • переутомления;
  • испуг или страх (одномоментный);
  • низкое эмоциональное развитие;
  • ускоренная речь (тахилалия);
  • психические нарушения (ущемленность);
  • подражание взрослым;
  • принудительное переучивание левшей в правшей.
  • Существуют общие симптомы, характерные для всех видов заболевания:

  • нарушения речи: повторения звуков, слогов и слов;
  • растяжение произношения звуков, слогов, а иногда и слов целиком;
  • напряжение речи;
  • возникновение ощущения «задыхания» при произношении;
  • укороченный вздох в покое и во время произношения;
  • остановка или блокировка речи;
  • избегание общения;
  • напряжение мышц шеи и лица;
  • страх произносить определенные буквы, слога или слова вплоть до немоты;
  • при общении расстроенный вид.
  • Диагностика

    Диагностика заикания достаточно проста, поскольку нарушения речи легко выявить. Но бывает довольно сложно определить некоторые симптомы заикания на слух.

    Диагностика детей позволяет оценить возможность развития заикания в будущем. Для этого детям предлагаю пройти ряд тестов. На протяжении длительного времени за детьми наблюдают специалисты.

    Для того чтобы диагностировать заикание, необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение плавности и ритмичности речи;
  • трудность произношения или запинка речи;
  • наличие гримас и тика при произношении, как попытка справиться с заиканием.
  • Если все эти признаки наблюдаются в течение 3-х месяцев, то диагностируется заикание и назначается консультация у логопеда и невролога. Также, чтобы исключить неврологию, назначают следующие исследования: МРТ-диагностику, реоэнцефалографию,ЭЭГ головного мозга.

    Лечение заикания зависит от вида заболевания.

    Лечение невротического заболевания в полной мере зависит от современной диагностики. Для лечения этого типа заикания применяются следующие методы:

  • психотерапевтические методы: гипнотические, поведенческие и далее;
  • посещение логопеда (коллективная и игровая психотерапия для детей);
  • медикаментозное лечение (устранение нарушений психики);
  • иглоукалывание.
  • поведенческая терапия (преодоление страха речи по средствам сказкотерапии, арттерапии и т.д.);
  • медикаментозное лечение (устранение страха общения);
  • занятие с логопедом.
  • Профилактика

    Чтобы предупредить развитие заикания, следует придерживаться следующих правил:

  • режим дня;
  • полноценное питание;
  • отдых на свежем воздухе;
  • избегание перегрузок нервной системы;
  • умеренная информационная нагрузка;
  • достаточное общение.
  • medbooking.com

    Диагностика и коррекция заикания у детей и подростков. Интегративный подход

    21-22 мая 2016 года с 10:00 – 18:30 в специализированном логопедическом детском центре Детская академия речи, филиал Мневники, пройдет семинар «Диагностика и коррекция заикания у детей и подростков. Интегративный подход».

    В основу программы семинара положен многолетний профессиональный опыт и авторские разработки Детской академии речи, учитывающие аспекты общей педагогики и детской психологии. Интегративный подход – наиболее эффективный метод коррекции логоневрозов. Данный подход основан на понимании механизмов заикания как невротической реакции ребенка, а также на знаниях по возрастной психологии дошкольников и подростков.

    Интегративный подход — это комплексное глубинное понимание структуры дефекта, исследование причины возникновения логоневроза и разработка оптимального индивидуального подхода к коррекции каждого конкретного нарушения.

    В структуре интегративного подхода используются как классические методы: речевое дыхание, удержание темпа речи, самоконтроль, так и психологическая работа с ребенком, обеспечивающая компенсацию травмирующего опыта, повышение самооценки и развитие навыков саморегуляции.

    Подобный подход позволяет провести коррекционную работу существенно мягче для ребенка и для семьи, не требует режима длительного молчания, не имеет «побочных эффектов», таких как перенос невроза в другие части тела. При интегративном подходе в разы снижается вторичное возникновение заикания.

    Семинар включает в себя как теоретические основы, так и большое количество практической работы. Участники овладеют различными методами и в дальнейшем смогут комбинировать приемы, достигая максимального результата при работе с пациентами.

    Семинар адресован логопедам, дефектологам, педагогам, психологам, а также всем специалистам, работающим с заикающимися детьми дошкольного и подросткового возраста.

    Автор и ведущая семинара: Ханукаева Раиса Викторовна сотрудник Детской академии речи, заиколог, дефектолог-психолог, логопед, клинический психолог. Имеет два высших профильных образования в области коррекционной педагогики.

    Место проведения : м. «Октябрьское поле», ул. Маршала Тухачевского, д. 32, корп. 2. Детская академия речи.
    Время проведения: 21-22 мая 2016 года с 10:00 – до 18:30.
    Стоимость: 8900 рублей.

    По окончании выдается сертификат о прохождении курса продолжительностью 22 академических часа.
    Записаться на семинар можно по телефону 8(495)215-23-42 или отправив заявку на электронную почту: dar@logoakademia.ru.

    Предварительная регистрация обязательна.

    www.logoakademia.ru

    Заикание: диагностика и коррекция

    Белякова Л. И. Логопедия : заикание. – М. : Academia, 2003. – 207 с.

    Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии : Учеб. пособие / гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – М. : Флинта, 1997. – 159 с.

    Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников / под ред. В. И. Селиверстова. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 127 с. — (Коррекционная педагогика).

    Дель С. В. Музыкальные упражнения в коррекции речи при заикании. — М. : Образование плюс, 2006. — 57 с.

    Парамонова Л. Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. — СПб. : Детство-Пресс, 2007. — 127 с.

    Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция. — СПб. : Речь, 2005. – 274 с.

    Терентьева В. И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся младшего школьного возраста // Дефектология. – 1997. — № 4. – С. 20-23.

    Карпова Н. Л. Логоневроз как форма нарушения речевого общения. Исследование мотивационной сферы заикающихся // Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. – М., 1997. – С. 25-28.

    Карпова Н. Л. Особенности лечения заикающихся подростков и взрослых. Методика логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой // Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. – М., 1997. – С. 28-34.

    Владимирова И. М. Коррекция речевых нарушений и коммуникативных (вербальных и невербальных) процессов у взрослых заикающихся / Владимирова И. М., Миссуловин Л. Я. // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 1998. — № 1. – С. 50-54.

    Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания // Дошк. воспитание. – 1998. — № 3. – С. 82-84.

    Резниченко Т. С. Моделирование программы обучения чтению при коррекции заикания и общего недоразвития речи // Дефектология. – 1998. — № 5. – С. 71-75.

    Заикание // Логопедия. – М., 1998. – С.252-330.

    Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания / И. П. Лукашевич и др. // Дефектология. – 2000. — № 5. – С. 9-15.

    Набиева Т. Н. Основные факторы риска возникновения заикания // Дефектология. – 2000. — № 1. – С. 18-23.

    Организация работы воспитателя в группе детей с заиканием // Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М., 2000. – С.66-87.

    Флерова Ж. М. Заикание // Флерова Ж. М. Логопедия. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 29-32.

    Садовникова Е. Н. Вариант логопсиходиагностического анализа группы заикающихся дошкольников / Е. Н. Садовникова, Е. Ю. Рау // Дефектология. – 2001. — № 2. – С. 69-76.

    Белякова Л. И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова // Дефектология. – 2001. — № 4. – С. 49-53.

    Упражнения от заикания / подгот. Е. Панкратова // Физкультура и спорт. – 2002. — № 2. – С. 18.

    Черкащенко А. Не могу молчать! : [лечение заикания] // Здоровье. – 2002. — № 8. – С. 34-35.

    Щетинин М. Преодолеем заикание // Соц. защита. – 2002. — № 10. – С. 2-5 (Право на жизнь).

    Помазан Н. С. В своей речевой лечебнице он использует труды великих : [лечение заикания П. А. Иванкиным] // Вестник Надежды. – 2002. — № 12. – С. 9-12.

    Рябов А. Речевой вывих : Заикание // Будь здоров! – 2003. — № 12. – С. 51-54.

    Власова Л. С. Заикание. Психокоррекция методами НЛП // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2004. — № 1. – С. 32-35.

    Юдин Н. Как помочь ребенку избавиться от заикания // Воспитание школьников. – 2004. — № 3. – С. 38-41.

    Жукова Н. А. Регуляция эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у заикающихся дошкольников с помощью релаксации // Логопед в дет. саду. – 2004. — № 2. – С. 30-32.

    Филатова Ю. О. VII Международный конгресс по проблеме заикания: холистический подход // Дефектология. – 2004. — № 2. – С. 91-94.

    Суфлер вылечивает заикание // Наука и жизнь. – 2004. — № 4. – С. 14.

    Новикова С. Ф. Специфика логопедической работы с заикающимися детьми в дошкольный период // Шк. логопед. – 2005. — № 1. – С. 62-65.

    Гончарова Н. Коррекция заикания : ст. дошк. возраст / Н. Гончарова, Л. Виноградова, С. Майкова // Дошк. воспитание. – 2005. — № 3. – С. 59-66.

    Дель С. В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с заиканием в процессе комплексной реабилитации // Практ. психология и логопедия. – 2005. — № 2. – С. 9-17.

    Макаускене В. Групповая программа коррекции речи у заикающихся школьников / В. Макаускене, Ю. Орзекаускене // Дефектология. – 2005. — № 2. – С. 70-74.

    Михайлова Е. А. О роли и специфике невербальных средств в процессе коммуникации заикающихся // Логопед в дет. саду. – 2005. — № 2. – С. 25-30.

    Поварова И. А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. – 2006. — № 1. – С. 12-31.

    Ворошилова Е. Л. Система работы с заикающимися дошкольниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. — № 2. – С. 31-36.

    Филатова Ю. О. О функционировании Американской организации по заиканию // Дефектология. – 2006. — № 2. – С. 79-81.

    Яковлев С. Б. Коррекция заикания у дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 2. – С. 40-43.

    Арутюнян Л. З. Мое понимание заикания // Шк. логопед. – 2006. — № 4. – С. 5-11.

    Поварова И. А. Коммуникативные нарушения в структуре субъективного отражения качества жизни заикающихся // Практ. психология и логопедия. – 2006. — № 4. – С. 34-36.

    Яковлев С. Б. Логопедическая работа по коррекции заикания у дошкольников // Практ. психология и логопедия. – 2006. — № 4. – С. 37-39.

    Психологические, психофизиологические и нейропсихологические исследования заикания : Заикание как проблема речевого общения / Карпова Н. Л. и др. // Логопедия. – 2006. — № 3. – С. 5-19.

    Блудов А. А. Мультимедийный комплекс «BreathMaker» в системе коррекции заикания / Блудов А. А., Кнобеевский М. Ю. // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 5. – С. 37-42.

    Волкова Г. А. К вопросу о дизонтогенезе подражания заикающихся дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 5. – С. 42-45.

    Баркан А. Почему ребенок заикается? // Будь здоров! – 2006. — № 10. – С. 68-70.

    Садовникова Е. Н. Система специальной релаксации в процессе логопсихотерапевтической помощи заикающимся детям 5-6-ти лет // Спец. психология. – 2006. — № 4. – С. 54-63.

    Казбанова Е. С. Пятый Всемирный конгресс по нарушениям плавности речи // Дефектология. – 2006. — № 6. – С. 84-87.

    Филатова Ю. О. Использование компьютерной программы «Видимая речь 3.0» в системе диагностики и коррекции заикания у младших школьников // Дефектология. – 2006. — № 6. – С. 67-73.

    Карпова Н. Л. Круглый стол «Заикание: современные проблемы изучения и преодоления» // Коррекц. педагогика. – 2007. — № 1. – С. 77-79.

    Виноградова М. А. Специфика проведения функциональных тренировок в преодолении заикания у дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 3. – С. 28-32.

    Волкова Г. А. Особенности развития общительности заикающихся детей раннего и дошкольного возраста // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 3. – С. 5-10.

    Арутюнян Л. З. Основные принципы методики устойчивой нормализации речи заикающихся // Шк. логопед. – 2007. — № 2. – С. 14-18.

    Ворошилова Е. Л. Основные направления формирования готовности к школьному обучению детей с заиканием старшего дошкольного возраста // Шк. логопед. – 2007. — № 2. – С. 5-12.

    Красавина Н. В. Примерное тематическое планирование коррекционно-образовательной работы с заикающимися дошкольниками / Н. В. Красавина, Н. А. Соколова, Е. В. Дергачева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. — № 2. – С. 18-22.

    Федоренкова Е. В. Основные принципы постановки диафрагмально-релаксационного типа дыхания у дошкольников с заиканием / Федоренкова Е. В., Ляпунцова Н. Ю. // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 6. – С. 52-60.

    Дьякова Е. 8-ой Всемирный конгресс для лиц с заиканием : (8 th World congress for people who stutter) / Е. Дьякова, К. Белов // Логопедия. – 2007. — № 3. – С. 71-73.

    Филатова Ю. О. Клаттеринг в XXI веке // Дефектология. – 2007. — № 5. – С. 91-94.

    Вакулин А. Ф. Русский язык излечивает заикание // Вестник ЗОЖ. – 2007. — № 11. – С. 12.

    Садовникова Е. Н. К вопросу о роли нарушения в генезе заикания // Коррекц. педагогика. – 2007. — № 6. – С. 48-54.

    bibl22.ru

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗАИКАНИЯ

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗАИКАНИЯ

    Сведения о семье

    Мать (ФИО, образование, место работы)______________________

    Отец (ФИО, образование, место работы)______________________

    Возраст матери во время беременности_______________________

    Какая по счету беременность________________________________

    Как протекала беременность_________________________________

    Как протекали роды________________________________________

    Оценка состояния ребенка по шкале Апгар___________________

    Особенности при рождении_________________________________

    Заболевания ребенка до 3-х лет _____________________________

    Речевой анамнез

    Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка _______________________________________________________

    Особенности темпа речи____________________________________

    Возраст появления первых признаков заикания и их выраженность______________________________________________

    Предполагаемая причина заикания___________________________

    Реакция ребенка на первые признаки заикания_______________

    Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания

    Оказывалась ли ранее специализированная помощь___________

    Какое образовательное учреждение посещает________________

    Личностные особенности

    Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний__________

    Переключаемость с одного вида деятельности на другой_______

    Нерешительность, колебания при принятии решений_________

    Интеллектуальное развитие

    Сформированность обобщающих понятий___________________

    Психомоторные функции

    Статическая координация движений________________________

    Динамическая координация движений______________________

    Пространственная организация движений___________________

    Двигательная память, переключаемость движений самоконтроля

    Произвольное торможение движения_________________________

    Произвольная моторика пальцев рук_________________________

    Объем и качество движений губ______________________________

    Объем и качество движений мышц щек______________________

    Объем и качество движений языка___________________________

    Произвольная мимическая моторика_________________________

    Объем и качество движения мышц лба_______________________

    Объем и качество движений мышц глаз______________________

    Возможность произвольного формирования определенных мимических поз___________________________________________________

    Темп движений ____________________________________________

    Сенсорные функции

    Строение органов артикуляции

    Артикуляционный праксис

    Скорость, сила, объем движений органов артикуляционного

    Исследование речи

    Слоговая структура слова ___________________________________

    Тип дыхания ________________________________________________

    Наличие судорог _____________________________________________

    Тип судорог _________________________________________________

    Степень выраженности заикания в различных речевых формах

    • сопряженная речь ________________________________________

    Уловки (речевые, двигательные, психологические) ___________

    Заключение _____________________________________________

    Рекомендации ___________________________________________

    Похожие главы из других книг

    Проблемы диагностики

    Проблемы диагностики ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ШИЗОФРЕНИИНекоторые актуальные сегодня проблемы диагностики можно понять более глубоко, обладая определенными знаниями по истории развития представлений о шизофрении.В XIX веке одна из точек зрения заключалась в том, что

    Аспекты дифференциальной диагностики

    Аспекты дифференциальной диагностики ОРГАНИЧЕСКОЕ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ?Провести разграничение между органическими и функциональными нарушениями, как правило, не особенно трудно, но изредка встречаются случаи, когда одно можно легко принять за другое. Так,

    ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ БОЛЕЗНЕЙ

    Методы диагностики гастрита

    Методы диагностики гастрита При постановке диагноза «гастрит» огромное значение имеют информация, получаемая при расспросе больного человека (анамнез), а также результаты клинического, рентгенологического, инструментального и лабораторного исследований. В

    Методы диагностики заболеваний кишечника

    Методы диагностики заболеваний кишечника В диагностике заболеваний кишечника важное место занимает описание больным своего состояния – анамнез заболевания. Для врача он является источником ценных сведений, которые часто определяют ход дальнейшего обследования и

    Анализы для диагностики ВИЧ-инфекции

    Анализы для диагностики ВИЧ-инфекции Лабораторные исследования для диагностики ВИЧ-инфекции на ранних стадиях основаны на выявлении специальных антител и антигенов в крови. Наиболее широко применяется такой метод определения антител к вирусу, как иммуноферментный

    Методы диагностики туберкулеза

    Методы диагностики туберкулеза Клиническая диагностикаРазличные клинические формы туберкулеза, фазы течения заболевания, своевременность их диагностики, возраст больного определяют и своеобразие жалоб, симптомов болезни, данных рентгенологических и лабораторных

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ Дата обращения____________________________________________Фамилия __________________________________________________Имя_______________________________________________________Отчество ___________________________________________________Пол мужской, женскийГод

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ Фамилия, имя, отчество __________________________________________________________________________________________Возраст ________________________________________________ Произносительная сторона речи 1. Степень разборчивости речи:• Речь невнятная, малопонятная для окружающих____________•

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, ЗРР, АЛАЛИЯ)

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, ЗРР, АЛАЛИЯ) Анамнез 1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:• есть / нет

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА Анамнез _______________________________________________________ _______________________________________________________ ______________________________________________________ – Жалобы _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Особенности

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РИНОЛАЛИИ

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РИНОЛАЛИИ 1. Состояние артикуляционного аппарата (строение и функция):Губы – наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологииВерхняя губа: Норма __________________________________________________ Укорочена _______________________________________________

    КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3-Х ЛЕТ

    КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3-Х ЛЕТ * Праксис – адекватно координированное действие, сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной

    КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 3-Х ЛЕТ

    КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 3-Х ЛЕТ (Учитываются: сила движений, точность движений, темп движения, координация движений, переключение от одного движения к другому) 3,5 года • Ездит на трехколесном

    КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙТВАМИ

    КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙТВАМИ Фамилия, имя, отчество: ___________________________________Возраст: ___________________________________________________Образовательное учреждение:________________________________Имя, отчество матери,

    КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ

    КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ Дата обследования _________________________________________Ф.И.О ____________________________________________________Возраст_______ – образование_______ – профессия __________Знание других языков________ – ведущая рука _______________Жалобы ___________________________________________________Ориентировка

    info.wikireading.ru