Логопедические приемы при заикании

Методы и приемы коррекции речи при заикании

В разные исторические периоды вопрос о лечении заикания решался по-разному. В начале первого тысячелетия приоритет­ным было мнение о необходимости хирургического вмешательства. Считалось, что подсечки мышц, устранение нагноений в полости рта и прочего должны приводить к устранению этого де­фекта речи. Однако хирургический метод впоследствии не оп­равдал себя. Лидирующими методами стали дидактические. За­икающихся в основном тренировали в приемах правильной ре­чи. Отрабатывалось правильное произнесение звуков, слов, фраз, тренировалась выразительная речь. В этот период были со­зданы многие ценные методы по отработке речевого дыхания, коррекции голоса и артикуляции, используемые в логопедической практике и до сих пор. Особенно важными здесь являются работы А.И. Сикорского, Г. Гутцман, И.К. Хмелевского и др. Особый дидактический метод в виде рациональной психотера­пии предложил Е. Фрешельс. Однако через некоторое время ста­ло ясно, что одни логопедические приемы не обеспечивают желаемого терапевтического эффекта.

Дидактическое направление сменилось психологическим, в котором основное значение придавалось учету индивидуальных особенностей личности заикающегося, а также тому, чтобы со­здать вокруг него максимально благоприятную в психологическом плане среду.

Об этом писали Ю.А. Флоренская, В.Н. Мясищев С.С. Ляпидевский, A.M. Свядощ, Г.Е. Сухарева и др.

В каждый из периодов терапии заикания были созданы цен­ные методы и приемы воздействия на пациента. В настоящее время стало очевидным, что все направления, разрабатываемые ранее, необходимо объединить. Наиболее ощутимый положи­тельный эффект дает только комплексная система лечения за­икания. Его невозможно преодолеть без лечения нервной систе­мы в целом, и речевой в частности. В каждом конкретном случае способ лечения требует учета индивидуальных особенностей за­болевания и характера заикающегося. Необходимо «привести в порядок» его личность. Прежде всего, усилия здесь должны быть направлены на устранение комплекса неполноценности (если он уже появился), на формирование веры в свои силы, на убежде­ние в том, что заикание — это не крах жизненных планов, а пре­одолимая преграда на пути к их осуществлению. Особенно тяже­лы эти состояния у подростков, что объясняется целым рядом причин. Следует выработать адекватное отношение заикающе­гося к своему речевому дефекту, чтобы он не «приписывал» окружающим то отношение к себе, которого у них обычно нет. Необходимо убедить пациента в истинном масштабе помех, ко­торые несет в себе заикание. Обучение «технике» речи является важным, но тем не менее не самостоятельным способом устранения дефекта.

Психотерапевтическое направление реабилитационного комп­лекса, используемого при заикании, в первую очередь актуально для взрослых. Маленький ребенок, к счастью, еще не осознает всех моментов, которые могут играть психотравмирующую роль, Тем не менее многих детей заикание нервирует, мешает выска­заться. Нередко дети чувствуют беспокойство, волнение по это­му поводу взрослых и пока еще бессознательно заостряют вни­мание на отрицательных моментах речевого общения. Затем это «запавшее в память» беспокойство дает ростки будущего страха речи, дискомфорта речевого общения. Следовательно, не только взрослый, но и ребенок нуждается в мерах по профилактике ис­кажений личности, предотвращению образования невротиче­ских комплексов.

Кроме того, работа по устранению заикания требует комп­лексного лечения пациента, т.е. от всех болезней, которыми он страдает. Лечение заикания должно носить комплексный харак­тер. Это положение получило научно обоснованное завершение в работах профессора, академика РАО В.М. Шкловского. Оно является необходимым условием достижения ощутимого успеха.

Исходя из идеи комплексного лечения заикания, в ее воплощении должны участвовать:

1. Врачи-психоневрологи, которые назначают необходимые лекарства, исходя из состояния нервной системы.

2. Врачи-психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг, а также разны приемы экстрасенсорного воздействия.

3. Иглотерапевты. Они, воздействуя на специальные точки (нервные узлы), снимают нервное напряжение.

4. Психологи, которые, изучая личность заикающегося, вы­ являют слабые стороны его характера и помогают ему исправить их. Психологи учат заикающегося общаться в разных жизненных ситуациях, а также помогают ему выразить себя творчески — в музыке, живописи, игре на сцене и прочем.

5. Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, говорить плавно и рит­мично. Распространено мнение, что у заикающихся есть особен­но трудные звуки, что они больше заикаются, например, на бук­ве «п», чем на букве «с». Но это неверно. Трудны не сами звуки. Заикающихся подводит ожидание неудачи при произнесении какого-либо звука, что и приводит к появлению запинок. Поэто­му задача логопеда не исправить произношение этих звуков, а доказать, что говорить их так же легко, как и все другие.

6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздорови­тельные мероприятия, включающие закаливание, массаж, физкультуру. Это, во-первых, укрепляет организм, во-вторых, происходит как бы «сбрасывание» через мышцы отрицательной нервной энергии.

При этом следует подчеркнуть, что хотя каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания, ни один из них не смо­жет устранить его самостоятельно. Поэтому врачи, или психоло­ги, или логопеды, которые гарантируют, что вылечат заикание, работая в одиночку, как правило, не выполняют своих обеща­ний. Даже комплексный метод, к сожалению, не всегда приво­дит к полному излечению.

Таково положение с терапией заикания не только в нашей стране, но и вообще в мире. Причина — прежде всего в недоста­точной изученности этого недуга. Заикание — рецидивирующее заболевание. Оно часто сопровождается обострениями и внезап­ными возвратами болезни после, казалось бы, ее полного устра­нения.

На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физиче­ское состояние организма. Иными словами, не только заболевания слабость центральной нервной системы являются врагами заикающегося, но и практически любые болезни. Они ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Так что здоровьем заикающегося надо заниматься со всех сторон.

Для устранения заикания применяются также различные тех­нические устройства. Все они имеют целью изменить патологи­чески закрепленные акустические характеристики речи заикающихся. В настоящее время известны четыре типа аппаратов, изменяющих акустические характеристики речи путем воздейст­вия на ее разные параметры, а именно на звукопроизношение, силу звука (в сторону звукоусиления), ритмические характерис­тики, а также путем введения «эхо»-эффекта. Наиболее часто на практике используется последний способ. Существует аппарат «Эхо», основанный на принципе задержанной обратной связи. Ее принцип был в 1952 году сформулирован Б. Ли, в 1959 году Б. Адамчиком предложено само устройство, которое в 1965 году модифицировано Л.Я. Миссуловиным для коррекции речи рус­скоязычных заикающихся. Суть метода состоит в использовании биологической обратной связи (БОС), которая имеет место при каждом акте живого организма. Она состоит в том, что в мозг обязательно поступают сигналы о результатах его выполнения. Эффект обратной связи закрепляет как нормативные действия, так и патологические. Изменяя привычные параметры обратной связи можно воздействовать и на сам выполняемый акт, в том числе и речевой. При использовании аппарата «Эхо» заикаю­щийся слышит через наушники собственную речь в отставлен­ном режиме, т.е. не по ходу говорения, а через некоторое время. Это «сбивает» его с патологического стереотипа речи, и она «вы­равнивается». Длительность такого эффекта индивидуальна: у одних заикающихся она является стойкой, у других — недолгов­ременной. На идее изменения патологического стереотипа гово­рения основаны и другие технические устройства — «Монолог», «ЗАО Биосвязь» и др.

В лечении заикания, начиная с возраста половой зрелости пациента, используется и гипноз. Гипноз может ввести в такое состояние, когда речь станет нормативной, но лишь на время. За сеансом гипноза обязательно должна следовать специальная тактика режима молчания и его грамотного «снятия». Затем не­обходима упорная работа не только по технике речи, но и по введению полученных навыков в жизнь. Это сложная и длительная система тренировок рассчитана на применение полученных на занятиях речевых навыков в разных жизненных ситуациях.

Особенно важно выбрать оптимальное направление логопедической работы при заикании, поскольку именно она наиболее прямо связана с состоянием речи.

Существуют различные школы логопедического воздействия при заикании, по концепции в значительной мере отличающиеся друг от друга. Так, одни специалисты считают, что обязателен «перевод» заикающегося на медленную, плавную речь — речь нараспев. Они мотивируют это тем, что, когда заикающиеся по­ют, они не заикаются. Только что ребенок или взрослый не мог сказать ни слова, но вот запел — и заикание исчезает. Объясня­ется это тем, что пение имеет четкий и, главное, повторяющийся (периодичный) ритм, заранее известный поющему, в отличие от речи, которая не имеет таких «подсказок». В ней ритм постоянно меняется, т.к. он сложнее музыкального. Приближая речь к пению — говоря медленно и нараспев, заикающиеся существенно облегчают себе задачу. Однако они редко используют речь на­распев для жизни. Очевидно, причиной этого является то, что медленная речь не позволяет выразить себя эмоционально, не позволяет оставаться в речи самим собой, а постоянно «играть роль» очень трудно. Темп речи — одна из важнейших характе­ристик личности.

Другой способ «обхода» запинок — это ритмизированная речь, т.е. говорение с жестким слоговым или словесным ритмом, когда каждый слог или каждое слово выделяется голосом, а их цепочки произносятся равномерно. Этот прием тоже «убирает» запинки, но также, как и речь нараспев, мало пригоден для жизни.

Большое значение этому приему придается В.М. Шкловским и сотрудниками Московского Центра патологии речи и нейрореабилитации.

В начале курса обучения используется жесткий по­слоговой ритм, с течением времени он ослабляется (нивелирует­ся), подключается словесный ритм, а затем и он интериоризируется (убирается внутрь). Таким образом, делается расчет на выработку нового способа плавной, слитной, ритмически орга­низованной речи, которая должна вытеснить старый патологи­ческий стереотип речи с запинками.

Значительный период времени отводится тому, чтобы ритми­зированной речи придать выразительность, т.е. приспособить ее для передачи эмоционального состояния говорящего. Большую роль в этом играют групповые логопедические и психокоррекционные занятия, где больные общаются в рамках приемов ролевой терапии. Постепенно больные должны «приспособить» речь с нивилированным ритмом к использованию ее в различных жизненных ситуациях и в конце концов перейти на норматив­ный способ говорения, лишенный ритмических опор, имеющих внешнее выражение. Следовательно, медленная и ритмизиро­ванная речь может рассматриваться лишь как этап на пути к нор­мальной речи. Ее роль в основном состоит в том, чтобы убедить пациента, что он может говорить без запинок. Затем необходимо выработать нормативный способ говорения.

Работа по коррекции речи при заикании обычно включает упражнения по нормализации речевого дыхания, голосоподачи, артикулирования.

Заключительный этап рассчитан на выработку навыка пуб­личной речи. Это особенно актуально для взрослых заикающих­ся. Для этого также существует ряд специфических функцио­нальных тренировок, требующих длительного грамотного про­фессионального сопровождения пациента.

Иногда врачи и, что еще более непростительно, логопеды от­казывают в лечении двухлетним детям с заиканием, рекомендуя отложить это до пятилетнего возраста. Это грубая ошибка. При заикании лечение нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в инициальной стадии.

При этом необходимо пом­нить следующее:

1. Заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы.

2. Обращаться к специалистам по устранению заикания следует сразу же, как только оно обнаружено.

3. Ни в коем случае нельзя выказывать при ребенке своего волнения по поводу заикания и не употреблять в его присутствии само слово «заикание».

4. Нужно стараться самим говорить спокойно, не растягивая слова, но и не убыстряя темпа речи.

5. Следует строго следить за общим состоянием здоровья за­икающегося ребенка, своевременно лечить его и обязательно закаливать, приобщая к спорту.

6. Необходимо обеспечить ребенку максимум положительных эмоций: ровное доброжелательное отношение со стороны взрослых, занятие любимым делом (музыкой, рисованием, танцами и т.д.), исключив при этом чтение психотравмирующих книг, просмотр таких же фильмов, слишком возбуждающие игры.

Последний совет требует, однако, уточнения. Многие специ­алисты по заиканию рекомендуют детям, проходящим лечение, тотально щадящий режим, то есть ограничение всех видов эмоционального воздействия. Они советуют совсем не читать за­икающемуся ребенку книг, не водить в театр, не разрешать смотреть даже детские передачи по телевизору. Они также считают полезным ограничить речь ребенка или же вообще перевести его на режим молчания.

Теоретически эти рекомендации правильны Нервную систему заикающегося следовало бы максимально релаксировать. Однако сделать это часто не под силу ни специалистам, ни родителям. Ребенок не хочет молчать, он хочет играть с любимыми игрушками, общаться с детьми, требует развлечений. Запрет всего этого сам по себе является насилием, а именно его необходимо избежать при правильной линии поведения с ребенком. Значит, выход один: ослабить запреты и оберегать ребенка от отрица­тельных эмоций, умело направлять его поведение, находить не травмирующие нервную систему способы удовлетворения жела­ний. Такой подход одновременно направлен и на закаливание психики. Ведь ограничение эмоциональных нагрузок не может продолжаться вечно, а как только запрет будет снят, возбуждение обрушится на психику ребенка с удвоенной силой.

Еще более сложен вопрос с наказаниями. Каждое наказание может «сорвать» нервную систему и спровоцировать обострение заикания. С другой стороны, не наказывать ребенка — значит, упустить время выработки соответствующих возрасту норм пове­дения. Приходится лавировать, искать золотую середину. Чтобы у ребенка не создавалось впечатления безнаказанности, иногда можно сделать вид, что они не замечены. Если же запрет необ­ходим, он должен носить спокойный характер, без нервозности со стороны запрещающего. В дальнейшем неприятный осадок от запрета родители могут восполнить лаской и другими проявле­ниями любви.

Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — прекрасное средство лечения любого невротиче­ского состояния, в том числе и заикания. При благоприятном стечении обстоятельств заикание может исчезнуть и никогда больше не возникать. К сожалению, бывает это не так часто, как хотелось бы. Тем не менее главное — вовремя принять меры.

Основные приемы преодоления заикания в инициальной стадии развития должны проводиться на фоне лечения, общеук­репляющих мероприятий, значительного объема физических на­грузок. Физические упражнения в первую очередь должны быть направлены на выработку общей ритмической базы, от которой зависит режим функционирования регуляторных систем мозга. К видам движения, эффективным в этом отношении, относятся ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т.п. Как видно, все эти виды движений имеют нечто общее, а именно их ритм носит итеративный (последовательно-равномерный) характер, а спо­соб осуществления отличается реципрокостью, т.е. поочередностью в задействовании конечностей и вообще сторон тела. Это способствует «выравниванию» на элементарном, базисном уровне, оказывающем восходящее влияние на межполушарное взаи­модействие Опыт показывает, что дозировка таких движений должна быть значительной: у ребенка должны появиться при­знаки физической усталости, ослабляющей выраженность нев­ротического компонента.

Дата добавления: 2015-01-10 ; просмотров: 1074 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Статья по логопедии на тему:
Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми.

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми:

1. Соблюдение режима молчания

2. Правильное речевое дыхание.

3. Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

4. Нормализация просодической стороны речи .

5. Психологический способ лечения заикания.

6. Применение новых компьютерных программ.

Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционной работы с заикающимися

Заикание является сложным речевым расстройством, для преодоления которого применяется комплекс различных коррекционных работ, состоящий из лечебно–педагогических мероприятий. При устранении заикания необходимо воздействие на весь организм заикающегося, следует провести работу, направленную на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося. При организации коррекционной работы следует опираться на результаты комплексного обследования заикающегося, которые позволяют учитывать конкретную форму нарушения ритма и плавности речи и соответственно определить основные направления лечения. Коррекционные методы предусматривают совместную работу врача невропатолога, учителя-логопеда, педагога — психолога.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что и обследование и коррекция заикания должны быть основаны на комплексном подходе.

Ведущим направлением логопедического воздействия на заикающихся детей является работа над речью, которая состоит из нескольких этапов и начинается, как правило, с соблюдения режима молчания (продолжительность этапа от 3 до 10 дней). Благодаря этому режиму затормаживаются прежние патологические условные рефлексы, поскольку ребенок больше уже не производит свою судорожную речь. Также в период молчания заикающийся успокаивается в психологическом плане, ему не приходится больше испытывать переживаний по поводу своего дефекта. После окончания режима молчания происходит переход к работе непосредственно над речью, которая будет протекать теперь в более благоприятных для снятия речевых судорог условиях.

Так как игра является ведущей деятельность дошкольников, в логопедической практике чаще всего работа по развитию речи с детьми этого возраста проводятся в непринужденной игровой форме. Именно в игре происходит всестороннее развитие ребенка, формируется не только речь, но и мышление, произвольная память, самостоятельность. На основе именно такого подхода происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.

Коррекция речевого общения детей школьного возраста тесно связана с ведущей в данном возрасте учебной деятельностью. В ходе логопедической работы школьники получают достаточно умений и навыков, необходимых для активного использования полученных знаний в целях адекватного взаимодействия с другими людьми в процессе выполнения различных видов деятельности в разнообразных жизненных ситуациях.

Следует отметить, что для успешного преодоления заикания, необходимым является такая организация логопедических занятий, чтобы заикание на них полностью отсутствовало. Для достижения этой цели логопедами применяются такие формы речи, которые позволяют снять речевые судороги. К таким видам относятся:

  1. сопряженная речь (речь вместе с логопедом);
  2. отраженная речь (повторение за логопедом отдельных слов, небольших фраз, сохраняя при этом заданный темп и ритм речи);
  3. ритмическая речь (отбивание ритма на каждом слоге или на ударном слоге в слове);
  4. шепотная речь.
  5. Переход к самостоятельной речи осуществляется постепенно, только на заключительных этапах логопедической работы ребенок переходит к эмоциональной речи.

    Исследователями и практиками были разработаны и другие, специфические приемы коррекции речи заикающихся детей. Н. А. Чевелевой была разработана методика по устранению заикания у школьников в процессе ручной деятельности. Воспитание речи по этой методике проходит в несколько этапов: сопровождающая речь с опорой на наглядные предметы и действия, завершающая речь о выполненном действии, предваряющая речь без опоры на прошедшее действие, закрепление активной речи или контекстная речь. Несколько на иных теоретических позициях построена методика А. В. Ятребовой. Она предложила систему коррекционного обучения, основанную на применении в работе с заикающимися детьми комплекса коммуникативных упражнений, направленную на формирование у них навыков свободного общения.

    Несмотря на то, что в логопедической практике применяется большое количество разнообразных приемов и методов, направленных на работу над речью детей с заиканием, многие специалисты, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного лечения этого нарушения.

    Основой для правильной речи является правильное речевое дыхание. Установлено, что наиболее правильным и удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

    У заикающихся детей в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Часто дети вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому важнейшей целью логопедического воздействия при устранении заикании становится воспитание правильного речевого дыхания.

    Для воспитания навыков речевого дыхания чаще всего применяется:

  6. дыхательная гимнастика;
  7. упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха;
  8. упражнения для воспитания правильного выдоха;
  9. дыхательные упражнения с движениями.

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся, широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Также известно, что при заикании нарушается сила, скорость, объем движений артикуляционного аппарата, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой, поэтому заикающемуся ребенку очень важно научиться расслаблять, контролировать мышечное напряжение, снимать зажимы и спазмы артикуляционного аппарата. Авторами наиболее распространенных методик по устранению заикания применяются такие коррекционные приемы, как артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

Артикуляционная гимнастика помогает добиться четкости произношения, снять напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, развивает силу, точность, координацию движений. Для достижения вышеперечисленных целей осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц, применяются статические и динамические упражнения. При выполнении гимнастики важно формировать дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность и произвольность артикуляционных движений.

Большое влияние на нервную систему заикающегося ребенка оказывает артикуляционный массаж. Это отражается в изменениях общей нервной возбудимости, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом состояние центральной нервной системы. Также при воздействии массажа снимается напряжение в спастических мышцах, и, наоборот, повышается тонус слабых и вялых мышц артикуляционной мускулатуры, увеличивается оббьем и амплитуда артикуляционных движений, происходит активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, плотное нажатие, вибрация и поколачивание.

Так как речь заикающихся детей интонационно бедна и монотонна, еще одним основным направлением коррекции заикания считается работа над выразительностью речи.

Логическая выразительность – важнейшее условие любого вида речи. Сюда входит:

  • интонация;
  • логическое ударение;
  • логическая пауза.
  • Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

  • Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).
  • Нормализация процесса речевого паузирования.
  • Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.
  • Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов. Основными элементами интонационных упражнений является отработка восходящей и нисходящей интонации, а также проводится работа над ритмико-интонационным членением речевого потока. Детям рекомендуется наблюдать за речью окружающих людей, что позволяет сравнить и проанализировать интонационно-окрашенное и монотонное звучание.

    При заикании отмечается многообразие моторных нарушений (неустойчивость мышечного тонуса, нескоординированность и хаотичность движений, замедленная переключаемость от одной серии движений к другой, уловки и вспомогательные движения), а также нарушения темпа и ритма речи. Специалисты считают, что эти нарушения требуют для своей коррекции комплексное воздействие, в состав которого обязательно должны входить средства логопедической ритмики.

    Для преодоления заикания логопедическая ритмика дает следующее:

  • развивает общую моторику, моторику рук, кисти, пальцев;
  • нормализует темп и ритм речевых движений;
  • развивает просодику речи;
  • способствует преодолению разного рода лишних, в том числе сопутствующих движений;
  • развивает дыхание, правильное соотношение вдоха и выдоха;
  • способствует снятию речевой судорожности;
  • развивает слуховое и зрительное восприятие, внимание и память.
  • Средствами логопедической ритмики является система постепенно усложняющихся ритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей.

    Вопросу необходимости поэтапного и дифференцированного использования логопедической ритмики в коррекции заикания посвящена отдельная работа Г. А. Волковой. Еще одна эффективная методика, основанная на ритмизации речи, была предложена Л. З. Арутюнян. Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы.

    Постоянные затруднения в речи травмируют психику больных детей, вызывая различные невротические расстройства. Поэтому большое значение при лечении заикания приобретает применение различных форм психотерапевтических воздействий: групповая психотерапия, аутогенные тренировки, самовнушения, гипноз, релаксационные упражнения. Все эти формы применяются для того, чтобы заикающийся ребенок мог научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения и усталости, чувствовать себя спокойно и раскрепощено.

    Впервые психологический способ лечения заикания был изложен в работе Г. Д. Неткачева. Современную методику, в которой наиболее полно учитываются различные стороны клинико-психологической картины заикания, предложил В. М. Шкловский.

    Однако не все специалисты признают эффективность психотерапии в комплексе лечения психологических отклонений заикающихся детей. Невропатологами чаще всего применяются медикаментозные средства (настойка пустырника, фенибут, транквилизаторы), чтобы нормализовать деятельность центральной и вегетативной нервной системы, устранить судороги, нормализовать психологическое состояние больного. Но, к сожалению, вопрос о том, какой метод более продуктивен, остается открытым.

    Тем не менее, большинство специалистов сходятся в том, что для лечения нервной системы недостаточно только приема соответствующих лекарств или выполнения специальных процедур. Начинать следует с обеспечения для заикающихся комфортных условий жизни, которые способствовали бы укреплению нервной системы и всего организма в целом. К этим условиям относят:

  • правильный режим дня;
  • полноценное питание с исключением возбуждающе действующих на нервную систему продуктов (острая пища, шоколад, крепкий кофе);
  • спокойный и достаточно продолжительный сон (для детей особенно важен дневной отдых);
  • достаточное пребывание на свежем воздухе (прогулки);
  • не перегружать ребенка выполнением домашних заданий, так как на любое физическое и умственное перенапряжение ответной реакцией станет усиление заикания;
  • полноценный летний отдых без перегревания на солнце;
  • закаливание;
  • занятия спокойными и наименее опасными видами спорта (типа плавания, велосипедной езды, катания на коньках и лыжах);
  • исключение просмотра травмирующих психику и устрашающих телевизионных передач, после просмотра таких передач детей преследуют ночные кошмары;
  • обеспечение спокойной обстановки в семье, избегание стрессовых ситуаций, заставляющих заикающегося пребывать в состоянии нервного напряжения;
  • спокойное и доброжелательное отношение родителей к заикающемуся ребенку.
  • Для полной стабилизации психического здоровья заикающихся детей необходимым считается и проведение консультативно-методической работы с педагогами, которая направлена на обеспечение благоприятных условий для воздействия на ребенка, на создание правильного отношения к нему в детском саду, школе.

    nsportal.ru

    Методика коррекции заикания

    Несмотря на множественные методы, история изучения заикания и методы преодоления остаются одной из наиболее сложных и недостаточно разработанной. Заикающиеся же самого разного возраста по-прежнему продолжают ждать от специалистов реальной помощи в преодолении своего столь мучитильного недуга. Но тут есть много методов преодоления заикания.

    • Медикаментозное лечение
    • Речевые упражнения
    • Механические устройства
    • Ритмизация
    • Реаликсачия
    • Хирургическое лечение
    • Игры-перевоплощения
    • Психотерапия и т.д

    Методика коррекции заикания, используемая в нашем центре у детей дошкольного возраста, дала хороший результат. В этой методике используются методики разных логопедов. (Е.АДЯКОВА,А.Н.СТРЕЛКОВА,Е. Ю. Рау и т.д)

    Но я бы сказала, что в данный момент надо не только с одной методикой заниматься. Потому что заикание это логоневроз, а также у заикающих бывает и логофобия тоже. Поэтому я в своей практике стараюсь совмещать некоторые методы.

    Bce знают, что надо работать параллельно с психологом или психотерапевтом. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

    Логопедические занятия для заикаюшихся в школьном возрасте (6-10 лет) длится 20 дней. Конечно же, сперва диагностируется ребенок с логопедом и психологом. Осуществляется обследование и сбор анамнестических данных. В данном случае определяется, какая это форма заикания, артикулярный аппарат и дыxательная система.

    Первая неделя

    6 дней проводится подготовителный этап. Только логопедический массаж и психологические или психотерапевтические занятия.

    После диагностирования ребенка логопед знает, что за проблемы у ребенка в артикулярном аппарате, мышцы напряжены или расслаблены. По состоянию мышц определяется массаж.

    Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическими, медикаментозными, физиотерапевтическими воздействиями. Как правило, он предвещает иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

    Основным действием массажа является регуляция мышечного тонуса. Массаж выполняется в основном в области головы, шеи верхнего плечевого пояса. При заикании принято использовать в основном два вида массажа — классический и точечный, или их сочетания.

    Второй этап — активная терапия.

    Проводится индивидуальная работа с логопедом. Здесь особое внимание уделяется дыхательной системе и артикулярной гимнастике.

    При работе с дыхательной системой используются дыхательные аппаратуры. Например ВОЛНА. Тут большое значение даётся речевому дыханию. Потому что правилное речевое дыхание , четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса.

    Третий этап – активных тренировок — 4 дня.

    Тут тоже проводится индивидуальная работа с логопедом . Но тут логопед занимается с ребенком, как надо говорить правильно, вырабатование плавной речи, ритм и темп. Тут логопед использует и логоритмику.

    Четвертый этап – заключительный (4 дня).

    Ребёнок готовится к наиболее сложной для него речевой ситуации — публичному выступлению. Логопедическая работа в рамках данной системы базируется на поэтапном формировании различных видов речи — сопряженной, отраженной, чтении стихов и прозы, вопросно-ответной и спонтанной.

    После этого этапного занятия логопед с ребёнком занимается в неделю 2-3 дня 45 минут. Эти занятия продолжаются по совету врача.

    logoportal.ru