Логопедические технологии в коррекции заикания

Игровые технологии в коррекции заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Аннотация: игровые технологии успешно применяются на всех этапах коррекции заикания в детском возрасте, направлены на повышение мотивации ребенка в процессе занятия, обеспечивают минимизацию эмоционального напряжения, способствуют улучшению восприятия занимающегося ребенка, усвоению необходимого материала и упражнений.

Ключевые слова: коррекция заикания в детском возрасте, игровые технологии, мотивация ребенка, расслабление, релаксация.

Игра является ведущим видом деятельности детского возраста. Играя, ребенок познает окружающий мир в доступной и интересной для себя форме.

Игровые технологии и приемы используются не только в обучении современных детей, но и в логопедической коррекции.

Логопеды, работающие в области коррекции заикания детского возраста, с успехом применяют игровые техники. Речь заикающегося ребенка дизритмична, голос слабый, дыхание поверхностное (ключичное), координация движений и мелкой моторики нуждаются в развитии. Эмоциональный фон снижен или лабилен.

Игра способствует раскрепощению и снятию эмоционального напряжения ребенка с заиканием. Помогает формированию навыков плавной красивой речи.

На этапе обследования используется красочный дидактический материал, с помощью которого ребенок лучше адаптируется в незнакомой обстановке, идет на контакт с логопедом. Для этого используются карточки, картины, игрушки, сказки «на ладошке», сказки из деревянного материала («Репка», «Теремок» и др.)

На этапе коррекции в процессе логопедической работы для повышения интереса к артикуляционной гимнастике, к дыхательным упражнениям и тренировке длинного речевого выдоха используются ватные шарики (давай поиграем в снежок, забьем гол в ворота), свежие фрукты, цветы, листья, ароматный ванильный сахар (давай понюхаем, как пахнет, скажем на выдохе протяжный «Ах!», «Ах, какой душистый сахар!»

При работе над косто-абдоминальным типом дыхания включаем в работу мягкие игрушки, выкладывая их на живот ребенку в положении лежа на ковре. При правильном диафрагмальном дыхании мягкая игрушка поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Мягкий помощник не только помогает контролировать правильность дыхания, но мотивирует к данным упражнениям, способствует уменьшению эмоционального напряжения, которое характерно для детей с заиканием.

Игровые технологии широко применяются и в логоритмических упражнениях, которые направлены на ритмизацию речи заикающегося ребенка. Флажки, мячи с успехом применяются при выполнении упражнений на координацию движений общей моторики и стихотворных текстов.

Игра с флажками

Флажки в руках, выполняются соответствующие тексту движения руками, ногами, корпусом с произнесением текста на пословном ритме:

Вверх, вниз,
Вверх, вниз,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
И др.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся,
Кулачками ток, ток, ток.
Ножками топ, топ, топ.

С успехом применяются детские музыкальные инструменты к качестве шумового оркеста (бубны, барабаны, колокольчики и др.), способствуя тем самым работе над ритмом мелодии. Например, озвучиваем «Турецкий марш» Моцарта.

Детские ударные инструменты применяются и в логоритмических упражнениях для лучшей координации послогового ритма и движений общей моторики (хлопки в бубен, барабан). Такие упражнения повышают эмоциональный фон детей, мотивацию к занятиям, снятию эмоционального напряжения.

Различные прыжки с ножки на ножку за флажками с произнесением логоритмических текстов, хождение по веревочке («дорожке») способствуют улучшению координации движения и развитию общей моторики в сочетании с паралельной работой над ритмичностью и плавностью речи. Например,

Игра «Вперед за флажком»

Ребенок, прыгая с ноги на ногу, в семь прыжков преодолевает расстояние и выбирает понравившийся флажок.

— Прыг, скок, прыг, скок, вот мой флажок!

Для работы над ритмизацией речи и двигательной активностью хорошо применяются различные инсценировки: «Зайчики», «Тихо, тихо снег идет», «Игра в паровозик».

Речь заикающегося ребенка отличается скудной выразительностью и бедностью интонационной окраски. Для работы над просодической стороной речи при заикании применяются различные диалоги: «Заяц серый, куда бегал?», «Курочка-рябушечка», «Кто живет под потолком?» и многие др.

С этой же целью можно и нужно применять такой игровой прием как сказкотерапию. Это могут быть настольные сказки «на ладошке», сказки из деревянных материалов и др. Таким образом можно работать и над отраженной речью, и над самостоятельной монологовой речью ребенка.

При работе над плавностью речи применяются настольные игры : Лото, Домино, Фишки. Дети с удовольствием играют и озвучивают игру, повторяя плавную речь логопеда.

— Я ставлю домино с машинкой!

— И я ставлю домино с машинкой!

Игровые технологии применимы и в таком разделе логопедической работы с заикающимися детьми как музирование (пение). Логопед настраивает ребят не только на исполнение песни, но и эмоциональное включение в пение. Это необходимо для минимизации эмоционального и мышечного напряжения. Таким образом логопед и дети творчески обыгрывают исполняемую песню. Можно использовать игрушки (елочку, зайчиков, лошадок, зонтики) по время пения. Ребята вместе с логопедом совершают танцевальные и игровые движения под музыку.

С детьми младшего школьного возраста можно разучивать коллективный танец, например, Сиртаке. Коллективные танцевальные движения способствуют развитию чувства ритма, координации движений, умению работать и действовать в команде. Детьми танец воспринимается как своего рода веселая игра и возможность проявить себя в творчестве.

Работа над развитием мелкой моторики тоже не обходится без игровых моментов. Такие речевые упражнения для мелкой моторики как «Мы делили апельсин», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Рыбка» и многие другие способствуют не только сенсомоторному развитию, но и ритмизации речи.

Важность игровых технологий в работе с заикающимися детьми велика. При комплексном подходе они с успехом помогают в коррекции детского логоневроза.

Список используемых источников:

  1. Рождественская Вера Ивановна, Павлова Анна Илларионовна «Игры и упражнения для исправления заикания». – М., 1978, 64 стр.
  2. Волкова Галина Анатольевна «Логоритмическая ритмика». – М., 1985, 291 стр.
  3. Анищенкова Елена Степановна «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников». – М., 2006 – 60 стр.
  4. Архипова Елена Федоровна «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» М., 2007, 224 стр.
  5. Визель Татьяна Григорьевна «Основы нейропсихологии». – М., 2005, 383 стр.

logoportal.ru

Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Е.А. Борисова)

На правах рукописи

Борисова Елена Альбертовна

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

13.00.03 — коррекционная педагогика (логопедия)

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия»

кандидат педагогических наук, профессор Репина Зоя Алексеевна

доктор психологических наук, профессор Агавелян Оганес Карапетович

кандидат педагогических наук, доцент Дель Светлана Васильевна

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Защита состоится «_____» _____________ 2010 г. в 10:00 в ауд. 316 на заседании диссертационного совета К 212.283.06 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан «_____» _____________ 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Трубникова Н. М.

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы и темы исследования. Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это сказывается на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем — на выборе профессии.

Согласно взглядам отечественных ученых (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. А. Петровская, Т. Н. Ушакова и др.), общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, наконец, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей.

А. А. Леонтьев считает общение процессом специфического вида деятельности, а именно коммуникативной. Осуществляемое с помощью речи оно трактуется как речевая коммуникация.

М. И. Лисина, А. Г. Рузская рассматривают общение детей дошкольного возраста как коммуникативную деятельность, компонентом которой следует считать коммуникативные навыки. У детей с нормально развивающейся речью коммуникативные умения и навыки формируются последовательно, на основе приспосабливания их к потребностям общения. У детей с нарушениями речи они в нужном объеме спонтанно не образуются.

Заикание, как показывают статистические данные, является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2-6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию. Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций.

И. Ю. Абелева, Л. З. Андронова, Л. И. Белякова, Н. И. Жинкин, Ю. Б. Некрасова и другие авторы в своих исследованиях указывают на то, что заикание является, прежде всего, нарушением системы общения, приводящим к изменениям личности заикающегося.

Заикание у детей чаще проявляется на сложном в лексическом и грамматическом плане речевом материале, в эмоционально значимых ситуациях общения, а недоразвитие языковых средств не только затрудняет формирование коммуникативных умений и навыков, но и усугубляет речевую симптоматику в целом. Г. А. Волкова, Е. А. Дьякова, Л. В. Июдина, Л. А. Калмаканова, Р. Е. Левина, В. И. Селиверстов, А. В. Ястребова и другие исследователи отмечают у детей с заиканием недоразвитие языковых средств, наличие отклонений в формировании фразовой речи, проявлений общего недоразвития речи (ОНР), что еще больше осложняет это речевое расстройство.

В связи с гуманизацией образования, модификацией школьных программ и методов обучения, а также в свете последних концепций дошкольного образования большое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития, что оказывается возможным только при условии полноценного овладения речью. Потребности общества в значимости и необходимости полноценного общения выдвигают в разряд актуальных проблему коррекции заикания у старших дошкольников, имеющих ОНР.

Между тем существующие методики и реабилитационные системы коррекции заикания (М. А. Виноградовой, Г. А. Волковой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Чевелевой, Е. Ф. Рау, В. И. Селиверстова и др.), направленные на становление правильной речи, недостаточно ориентированы на развитие языковых средств, что является необходимым условием устранения общего речевого недоразвития, которое, как отмечалось выше, характеризует состояние речи многих заикающихся дошкольников. Несмотря на наличие различных направлений коррекционной работы с заикающимися дошкольниками, не существует целостной модели педагогической технологии коррекции заикания у детей с ОНР.

На социальном уровне актуальность исследования обусловлена потребностями общества и государства в гармоничном развитии личности детей, в том числе и дошкольников с заиканием и ОНР, в их коммуникативной готовности к школьному обучению, в предупреждении школьной дезадаптации и неуспеваемости, в дальнейшей социализации.

Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена недостаточной полнотой научного анализа зависимости между уровнем сформированности речевой деятельности и уровнем развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с заиканием и ОНР, а также отсутствием обоснованной и разработанной целостной педагогической технологии коррекции заикания у дошкольников с ОНР.

Актуальность исследования на научно-методическом уровне связана с тем, что в современной теории и практике логопедии большинство методик коррекционной работы с заикающимися дошкольниками предполагает поэтапное и последовательное усложнение речевых упражнений и речевых ситуаций в зависимости от уровня владения свободной от заикания речью детьми в процессе одного из видов деятельности ребенка или при прохождении программы детского сада с использованием игр и игровых приемов. При этом вопросы развития языковых средств у дошкольников, имеющих сочетанный речевой дефект в виде заикания и ОНР, остаются недостаточно раскрытыми. Это обусловило практическую необходимость разработки и внедрения педагогической технологии коррекции заикания у детей с ОНР.

Изучение научной литературы, анализ практического опыта работы коррекционной работы с дошкольниками, страдающими заиканием, позволили выявить несоответствия между:

– возрастающей потребностью общества в значимости полноценного речевого развития и недостаточной нацеленностью коррекционных мероприятий с заикающимися дошкольниками на устранение у них нарушений, характерных для ОНР;

– практической востребованностью в педагогическом процессе научно обоснованных коррекционных технологий, способствующих устранению заикания и ОНР у детей дошкольного возраста, отражающих систематизацию методов, средств, форм и приемов педагогической работы, и их недостаточной теоретической разработанностью;

– необходимостью организации педагогического процесса, направленного на коррекцию заикания у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР, и традиционными методиками коррекции заикания, направленными на становление плавной речи.

На основании вышеизложенного определена проблема исследования, которая заключается в изучении уровня сформированности языковых средств у дошкольников с заиканием и ОНР, в определении взаимообусловленной зависимости между уровнями сформированности языковых средств и коммуникативных навыков, а также в теоретическом обосновании и разработке технологии коррекции заикания у старших дошкольников, имеющих ОНР.

Актуальность исследования, выявленные несоответствия и существующая проблема позволили определить тему исследования: «Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую технологию коррекции заикания у дошкольников, имеющих ОНР.

Объект исследования: речевая деятельность дошкольников с заиканием и ОНР.

Предмет исследования: процесс коррекции заикания у старших дошкольников, имеющих ОНР.

Гипотеза исследования. Речевая симптоматика у заикающихся дошкольников очень разнородна и у части детей сочетается с ОНР, что приводит к дефициту лексических и грамматических средств общения. Это отрицательно сказывается на уровне сформированности речевой коммуникации детей с заиканием и снижает продуктивность коррекционных занятий. Таким образом:

– предполагается наличие причинно-следственной зависимости между уровнями сформированности языковых средств и коммуникативных навыков;

– вероятно, коррекционно-педагогический процесс коррекции заикания у дошкольников требует целенаправленного развития языковых средств с целью преодоления ОНР;

– возможно, что эффективность коррекционного процесса устранения заикания будет повышена при условии внедрения педагогической технологии коррекции заикания у старших дошкольников, имеющих ОНР, предполагающей следующие тесно переплетающиеся и взаимодополняющие друг друга направления логопедической работы: формирование правильной, свободной от заикания речи путем использования традиционных логопедических технологий; формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи; формирование коммуникативных навыков.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе междисциплинарного анализа теоретической и методической литературы определить степень разработанности указанной проблемы.

2. Выявить особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и обосновать необходимость и значимость внедрения в коррекционно-педагогический процесс специально разработанной педагогической технологии коррекции заикания у дошкольников, имеющих ОНР.

3. Экспериментально установить наличие взаимообусловленной зависимости между уровнями сформированности языковых средств и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием и ОНР.

4. Разработать и апробировать в педагогическом процессе технологию коррекции заикания у дошкольников с ОНР.

5. Провести анализ эффективности предложенной технологии коррекции заикания у дошкольников, имеющих ОНР.

Методологической основой исследования являются следующие теории и концепции:

– теория деятельностного подхода к формированию личности (П. К. Анохин, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.);

– концепция о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (И. Т. Власенко, Л. С. Выготский, Н. И. Горелов, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Н. И. Жинкин и др.);

– теория системного подхода в решении коррекционных задач (О. Л. Алексеев, В. И. Бельтюков, Л. С. Выготский, В. В. Коркунов, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия и др.);

– положение о взаимосвязи физиологических и психологических закономерностей развития организма (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. А. Гиляровский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.);

– теория о патологическом условно-рефлекторном механизме заикания (Л. И. Белякова, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, И. П. Павлов, A. Liebmann, E. Froeschels и др.);

– лингвопсихологические и психологические теории о механизмах речевой деятельности, порождении и восприятии речевого сообщения, взаимодействии речевых процессов (Т. В. Ахутина, В. И. Бельтюков, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.).

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы.

1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, разработка педагогической технологии коррекции заикания у дошкольников, имеющих ОНР;

2) эмпирические методы: сбор и анализ анамнестических данных, педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;

3) методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики для обработки экспериментальных данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, хи-квадрат -критерий Пирсона).

Экспериментальная база исследования. Наблюдения и исследования проводились в ходе педагогического эксперимента на базе логопедических групп для детей с заиканием и детей с ОНР МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» г. Биробиджана.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2009 г. Всего на различных этапах исследования приняли участие 90 детей старшего дошкольного возраста, из них 60 детей с заиканием и ОНР и 30 детей с ОНР, которые участвовали в сопоставительном обследовании на констатирующем этапе эксперимента. В дальнейшем эксперименте участвовали 60 детей с заиканием, которые для проведения формирующего этапа эксперимента были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Программа экспериментального обучения рассчитана на два учебных года.

Исследование включало в себя четыре этапа.

Первый этап (теоретико-поисковый) (2005-2006 гг.) — подбор, изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировка цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработка методики констатирующего эксперимента.

Второй этап (опытно-поисковый) (2006-2007 гг.) был посвящен проведению констатирующего эксперимента, анализу полученных данных; разрабатывалась организационно-методическая основа педагогической технологии коррекции заикания у старших дошкольников с ОНР; составлялся перспективно-тематический план фронтальных логопедических занятий с заикающимися дошкольниками, имеющими ОНР.

На третьем этапе (формирующем) (2007-2009 гг.) проводилось экспериментальное апробирование разработанной технологии с целью проверки ее целесообразности и эффективности.

Четвертый этап (обобщающий) (май — октябрь 2009 гг.) включал проведение контрольного эксперимента; количественный и качественный анализ полученных данных; сравнительный анализ эффективности экспериментальной педагогической технологии коррекции заикания у старших дошкольников с ОНР; формулирование выводов и заключения, оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) на основе полученных данных об уровнях сформированности речевых и коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием и ОНР установлена взаимообусловленная зависимость между уровнями сформированности языковых средств и коммуникативных навыков;

2) установлено, что для эффективной коррекции у детей старшего дошкольного возраста заикания, тяжесть которого усугубляется наличием ОНР, кроме развития коммуникативных навыков необходимо целенаправленное развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи;

3) разработана и экспериментально апробирована педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с ОНР, в ходе внедрения которой были сочетанно реализованы взаимодополняющие друг друга направления логопедической работы: формирование правильной, свободной от заикания речи; формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи; формирование коммуникативных навыков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено понятие «речевое развитие заикающегося дошкольника»; расширены и углублены представления об особенностях речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием; дано теоретическое обоснование педагогической технологии коррекции заикания у старших дошкольников с ОНР.

Практическая значимость исследования заключается в разработке, описании и реализации содержания педагогической технологии коррекции заикания у старших дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы. Педагогическая технология и приложение к ней в виде перспективно-тематического планирования фронтальных логопедических занятий могут быть применены в системе реализации коррекционно-педагогического процесса при устранении заикания у старших дошкольников в условиях логопедических групп и логопунктов при ДОУ.

Методические рекомендации и пособия, разработанные на основе материалов проведенного исследования, могут быть рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям и родителям для оптимизации процесса коррекции заикания у дошкольников с ОНР.

Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе педагогического вуза для подготовки студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия», а также на курсах повышения квалификации учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены исходной теоретической и методологической базой, статистической значимостью экспериментальных данных, личным участием автора на всех этапах экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были обсуждены и одобрены на заседании кафедры психопатологии и логопедии УрГПУ (Екатеринбург), на заседаниях и научно-методологических семинарах кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (ДВГСГА) (Биробиджан); докладывались на научно-практических конференциях (Хабаровск, 2007; Биробиджан, 2008; Новосибирск, 2009; Екатеринбург, 2009), на методических объединениях учителей-логопедов, на семинарах-практикумах для слушателей курсов повышения квалификации учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп ДОУ.

Основные положения исследования отражены в лекционном курсе «Заикание» и практическом курсе «Логопедические технологии формирования интонационной стороны и темпоритмической организации речи» для студентов факультета коррекционной педагогики и начального образования ДВГСГА по специальности 050715 «Логопедия».

Разработанное перспективно-тематическое планирование внедрено в практику работы логопедической группы для заикающихся детей на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» г. Биробиджана.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Установлена причинно-следственная зависимость между уровнями сформированности языковых средств и коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием и ОНР.

2. Для развития лексико-грамматического строя, связной речи и формирования коммуникативных навыков у заикающихся дошкольников с ОНР необходима специальная организация коррекционно-педагогического процесса.

3. В отличие от традиционных методик предложена эффективная педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с ОНР, включающая формирование свободной от заикания речи, языковых средств и коммуникативных навыков.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка,7 приложений.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, обозначены этапы и методы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Современные научные представления о проблеме речевого развития дошкольников, страдающих заиканием» проанализированы различные подходы к пониманию сущности понятий «речь», «общение», «речевая деятельность», «речевое развитие», «речевые и коммуникативные умения и навыки» в психолого-педагогическом (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. И. Жинкин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Р. Е. Левина, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн и др.), психолингвистическом (А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя) и нейропсихологическом (Т. В. Ахутина, А. Р. Лурия) аспектах. Мы придерживаемся взглядов отечественных исследователей на роль общения как одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин и др.), на заикание как на, прежде всего, нарушение системы общения, приводящее к изменениям личности заикающегося (И. Ю. Абелева, Л. З. Андронова, Л. И. Белякова, Н. И. Жинкин и др.), на проблему развития речи, которая является комплексной, поскольку основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики и психолингвистики, и для решения которой большое значение имеет правильно организованная коммуникация (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и др.).

В рамках нашего исследования рассмотрены подходы к изучению причин, механизмов, симптоматики заикания с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И. Ю. Абелева, Л. И. Белякова, Н. А. Власова, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, Е. Ю. Pay, В. И. Селиверстов, И. А. Сикорский, Н. А. Чевелева, В. М. Шкловский, А. В. Ястребова и др.), что позволяет говорить о заикании как о тяжелом речевом расстройстве с преимущественным нарушением коммуникативной функции. На основе проведенного анализа сведений о речевом развитии дошкольников с заиканием (Н. А. Власова, Г. А. Волкова, Е. А. Дьякова, Р. Е. Левина, А. В. Ястребова и др.) были сделаны выводы о разнородности группы детей с заиканием по уровню речевого развития: заикание у них может сочетаться с недостаточной сформированностью лексико-грамматических средств языка, а в отдельных случаях — с ОНР.

Отталкиваясь от положения о том, что в процессе речевого развития у ребенка формируются не только средства языка, но и умение пользоваться ими в условиях устного общения, в коммуникативном процессе (Р. Е. Левина, А. В. Ястребова и др.), мы проанализировали различные классификации речевых и коммуникативных умений и навыков (М. М. Алексеева, А. А. Леонтьев, В. Б. Липатова, М. И. Рузская, Г. Б. Фомичева и др.).

Детям с заиканием в силу особенностей речевой симптоматики диалог как форма связной речи наиболее доступен. Проведя анализ определений и характеристик коммуникативных умений и навыков, а также предложенных А. В. Чулковой критериев сформированности диалогической речи, в качестве коммуникативных мы выделили такие умения и навыки, как владение речевым этикетом, запрос информации, реплицирование, составление диалога, высокий уровень сформированности которых характеризуется следующим:

реплицирование в беседе: дети активно вступают в контакт с собеседником, быстро реагируют на реплики, пользуются различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию, охотно беседуют на различные темы, микродиалоги включают от трех до семи и более диалогических единств;

владение речевым этикетом: дети хорошо знают повседневный речевой этикет, пользуются различными типами предложений, включая в них обращение к собеседнику и фразы вежливости;

запрос информации: дети способны самостоятельно вести расспрос, который проходит в быстром темпе, без длительных пауз и помощи собеседника, пользуются различными видами вопросов;

составление диалога: диалоги имеют сложную структуру, состоят из 4-6 и более двучленных диалогических единств, в состав реплик включается речевой этикет; при передаче диалога дети пользуются прямой речью; речь правильная, возможны отдельные синтаксические и грамматические ошибки.

Проведенный анализ методик устранения заикания у детей дошкольного возраста (Л. З. Арутюнян, М. А. Виноградова, Г. А. Волкова, И. Г. Выгодская, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, Е. Ф. Рау, В. И. Селиверстов, Н. А. Чевелева и др.) показал, что большинство из них предназначено для работы с заикающимися детьми с нормальным уровнем речевого развития. Практика же показывает увеличение количества детей, заикание у которых осложнено ОНР.

Представленные в литературе отдельные попытки реализовать в процессе логопедической работы задачи развития словаря и грамматического строя речи не отражают в полной мере особенности устной речи заикающихся дошкольников с ОНР и специфику коррекционной работы с ними.

Во второй главе «Экспериментальное изучение развития устной речи дошкольников с заиканием и общим недоразвитием речи» рассматриваются организация, методики проведения и результаты констатирующего этапа эксперимента.

Констатирующий этап экспериментального исследования был разработан в соответствии с теоретической концепцией, представленной в первой главе. Диагностическая деятельность осуществлялась в трех аспектах: 1) оценка исходного уровня сформированности языковых средств у детей с заиканием; 2) оценка исходного уровня сформированности коммуникативных навыков; 3) оценка исходного уровня владения свободной от заикания речью.

В результате анализа существующих методик обследования, представленных в специальной литературе, для проведения диагностического изучения нами были взяты за основу модифицированные и адаптированные методики Л. И. Беляковой, В. И. Селиверстова, Т. А. Фотековой, А. В. Чулковой.

Экспериментальное исследование включало в себя следующие этапы: ориентировочный, основной и заключительный.

На ориентировочном этапе было проведено сопоставительное обследование группы детей с заиканием и группы детей с ОНР с целью изучения уровня развития языковых средств (звукопроизношения, лексико-грамматического строя и связной речи) и выявления общих речевых ошибок. Детям были предложены четыре серии заданий, успешность выполнения диагностических проб в каждой из которых оценивалась в баллах. Суммарный балл переводился в процентный эквивалент, который рассматривался нами как показатель успешности развития каждого из речевых компонентов.

Результаты обследования основной и сопоставительной групп представлены на рис. 1.

Рис. 1. Сравнительные показатели успешности выполнения экспериментальных проб детьми старшего дошкольного возраста с заиканием и с ОНР: 1 — звукопроизношение; 2 — грамматический строй; 3 — словарь; 4 — связная речь

В результате было выявлено, что у детей с заиканием имеются характерные для общего недоразвития речевые ошибки. Незначительные расхождения в показателях успешности выполнения экспериментальных проб подтвердили наше предположение о наличии у детей с заиканием проявлений ОНР.

В ходе дальнейшего анализа результатов обследования состояния языковых средств у дошкольников с заиканием показатели успешности были соотнесены с тремя уровнями: низким (0-49%), средним (50-79%) и высоким (80-100%). Распределение детей по уровням сформированности речевых компонентов показано на рис. 2.

Рис. 2. Распределение детей дошкольного возраста с заиканием по уровням сформированности речевых компонентов: 1 — грамматический строй; 2 — словарь; 3 — связная речь

Представленные данные свидетельствуют о том, что у старших дошкольников с заиканием преобладает низкий уровень развития связной речи, средний уровень развития грамматического строя, словаря и навыков словообразования.

Наличие у отдельных детей высокого уровня развития словаря и грамматического строя свидетельствует лишь об относительном благополучии: нижний порог процентного содержания данного уровня (80-85%) и наличие характерных речевых ошибок, выявленных в процессе обследования, позволяют судить о нерезко выраженном ОНР (IV уровень) у этой части детей.

На основном этапе проводилась оценка исходного уровня сформированности коммуникативных навыков, изучение уровня владения свободной от заикания речью для оценки судорожной симптоматики.

Для выявления особенностей владения коммуникативными навыками было проведено изучение у детей с заиканием уровня владения речевым этикетом, запроса информации, реплицирования, составления диалога. Сформированность умений определялась по следующим показателям: объем и вариативность фраз речевого этикета; использование различных типов вопросов, самостоятельность и последовательность в ведении расспроса; речевая активность детей; объем и характеристика диалогических единств в составленных детьми диалогах; конструкции предложений, употребляемых детьми, наличие обращений, речевых ошибок.

Собранный фактический речевой материал (ответы детей) после сравнения с уровневыми характеристиками позволил проанализировать состояние коммуникативных навыков в рамках трех уровней: низкого, среднего, высокого — и оценить его соответственно в 1, 2 и 3 балла. Суммарный балл каждого из изучаемых навыков был соотнесен с уровнем сформированности: низким (4-6 баллов), средним (7-9 баллов) и высоким (10-12 баллов).

Анализ экспериментальных данных, демонстрирующий распределение детей с заиканием по уровням, представленв табл. 1.

Результаты распределения дошкольников с заиканием по уровням сформированности коммуникативных навыков (%)

Для определения возможностей детей с заиканием пользоваться свободной от заикания речью была изучена зависимость появления пароксизмов заикания от степени речевой самостоятельности, от степени подготовленности к речи, от окружающей обстановки, от структурной сложности речевого материала, была прослежена в целом частотность проявления пароксизмов заикания.

Для обработки результатов были разработаны критерии и их балльное наполнение. Набранные каждым ребенком в результате обследования баллы были соотнесены с тремя уровнями владения свободной от заикания речью: низким (5-9 баллов), средним (10-15 баллов), высоким (16-20 баллов).

Заключительный этап предполагал обработку и анализ полученных данных. Результаты проведенного обследования представлены в табл. 2.

Результаты констатирующего этапа эксперимента по направлениям диагностического исследования

При обработке результатов был использован расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который подтвердил статистическую значимость корреляции между значениями развития языковых средств и сформированности коммуникативных навыков (коэффициент корреляции равен 0,69). Это позволяет утверждать, что недостаточная сформированность средств языка, проявления ОНР сказываются на качестве коммуникативных умений и навыков.

Результаты проведенного констатирующего этапа эксперимента показали, что у заикающихся дошкольников:

– имеются дефекты звукопроизношения и звуковой структуры слова, а также характерные для ОНР нарушения лексико-грамматической стороны речи, которые отражаются на уровне развития связной речи;

– недостаточная сформированность языковых средств сказывается на качестве коммуникативных умений и навыков;

– наиболее несформированными являются навыки, связанные с запросом информации (умением задавать вопросы) и составлением и ведением диалога;

– недостаточный уровень сформированности языковых средств и коммуникативных навыков сказывается, с одной стороны, на снижении речевой активности, а с другой — на плавности детской речи, поскольку провоцирует появление пароксизмов заикания.

Таким образом, можно констатировать, что устная речь заикающихся дошкольников кроме судорожной симптоматики имеет характерные признаки ОНР. Это требует организации коррекционно-педагогического процесса, направленного не только на преодоление нарушений плавности речевого потока, развитие у дошкольников коммуникативных навыков в различных ситуациях речевого общения, но и на обогащение содержательной стороны высказывания, развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Для выявления эффективности разработанной нами педагогической технологии испытуемые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную — с равным количеством детей (по 30 человек). Работа с детьми контрольной группы проводилась по традиционной методике устранения заикания. Коррекционно-педагогическая работа с детьми экспериментальной группы осуществлялась с использованием предложенной нами педагогической технологии коррекции заикания у детей с ОНР.

В третьей главе «Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» представлены теоретические и методологические основы и базовые принципы экспериментального обучения, цель, задачи и организация формирующего этапа экспериментального исследования, содержание и формы организации логопедической работы, анализ результатов экспериментального обучения. С учетом данных научно-методической литературы, констатирующего этапа экспериментального исследования, выделенных концептуальных положений разработана педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с ОНР, которая представлена в виде структурно-функциональной схемы (рис. 3).

Педагогическая технология включает в себя следующие блоки: исходно-диагностический, коррекционно-технологический и итогово-диагностический. Коррекционно-технологический блок отражает основные направления логопедической работы по устранению заикания у дошкольников с ОНР. В рамках каждого из направлений обозначен ряд задач.

Логопедическая работа проводилась поэтапно, с учетом выраженности судорожной симптоматики и речевых возможностей детей. Для обеспечения качественной реализации направлений и задач логопедической работы заикающиеся дошкольники условно были разделены на 3 группы в зависимости от выраженности у них проявлений ОНР, в соответствии с уровнями развития у них языковых средств. Проведенный на констатирующем этапе анализ речевых возможностей детей позволил дифференцировать задания в ходе подготовки и проведения занятий, максимально их индивидуализировать, что выражалось в подборе речевого материала, осуществлении общей наполняемости занятий, коррекционных часов заданиями и упражнениями, комплектовании пакета заданий для занятий дома. Дети с низким уровнем речевого развития активнее других были вовлечены в коррекционную работу, которую проводили воспитатели по заданию логопеда.

Рис. 3. Структурно-функциональная схема педагогической технологии коррекции заикания у старших дошкольников с ОНР

Целью подготовительного этапа являлось создание условий для коррекции заикания у дошкольников с ОНР, поэтому на этом этапе осуществлялось изучение медицинской и педагогической документации; знакомство с родителями, проведение с ними бесед о причинах и механизмах заикания, о результатах обследования и особенностях предстоящей коррекционной работы; совместно с воспитателями вносились изменения, дополнения в тематический план; согласовывались требования к речи детей и взрослых для создания единого речевого режима, а на консультациях, родительских собраниях или во время индивидуальных бесед шла речь о необходимости соблюдения этих требований родителями при общении с детьми.

На начальном этапе коррекционная работа строилась в условиях ограничения речи детей и включала в себя развитие общей произвольной, артикуляционной и мимической моторики, проведение расслабляющих упражнений, выработку речевого дыхания, развитие слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти, подражательности, пополнение пассивного словаря. Основной целью на этом этапе являлось обучение детей простейшим формам ситуативной речи.

На основном (тренировочном) этапе в ходе развития лексико-грамматических средств языка и связной речи, формирования правильной, свободной от заикания речи на постепенно усложняющемся речевом материале, закрепления ситуативной речи, ее усложнения и овладения самостоятельной контекстной речью проводилась работа по развитию способности детей использовать языковые средства в целях устного общения в разных коммуникативных ситуациях. Логопедическая работа осуществлялась на групповых и индивидуальных занятиях и включала в себя следующие основные направления:

Коррекция заикания, формирование правильной, свободной от заикания речи. Работа была направлена на дальнейшее формирование речевого дыхания, развитие координации и ритмизации движений, обучение ситуативной речи на материале коротких, а затем развернутых фраз, нормализацию просодической стороны речи, переход к спонтанной речи через обучение самостоятельной контекстной речи. В работе с детьми активно использовался прием двигательной ритмизации речевого высказывания: во время проговаривания различного по сложности речевого материала дети производили прихлопывания кистью руки, притопывание ногой, движения пальцами рук («Считалочки», «Утята» и др.), задающие темп и регулирующие ритм речевых движений. Для того чтобы подобные упражнения способствовали дополнительно обогащению и активизации словаря, закреплению у детей навыков словообразования и словоизменения, нами был разработан комплекс пальчиковых игр по изучаемым лексическим темам.

2. Коррекция ОНР.Это направление включало в себя реализацию следующих задач: устранение дефектов звукопроизношения; уточнение, расширение и активизацию словарного запаса; формирование грамматического строя языка; обучение связной речи, которые решались в соответствии с выявленными уровнями речевого развития. Дети с высоким уровнем речевого развития на занятиях и вне их привлекались к корректировке допускаемых сверстниками фонетических, морфологических, синтаксических ошибок. На занятиях по развитию связной речи их пересказы и самостоятельные рассказы служили дополнительным образцом для более слабых в речевом развитии детей. Это позволяло формировать у них функцию контроля и самоконтроля за смысловой и содержательной стороной речи, с одной стороны, и активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй и содержательно обогащать связную речь — с другой. С детьми, имеющими низкий уровень, работа по развитию речи велась и на индивидуальных занятиях в процессе коррекции нарушений звукопроизношения. В работе применялись методы и приемы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста в процессе коррекции у них ОНР (Б. М. Гриншпун, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

3. Формирование коммуникативных навыков. Это направление осуществлялось через обучение навыку употребления штампов речевого этикета; формирование навыка запроса информации; формирование навыка реплицирования; обучение навыку составления диалога. В качестве приемов нами были использованы моделирование игровых ситуаций общения, инсценировки, драматизации, настольный театр. В ходе реализации этого направления, с одной стороны, нами учитывались уровень речевого развития и сформированности коммуникативных навыков и их причинно-следственная зависимость, поэтому с детьми со средним и низким уровнями развития языковых средств речевой материал сначала нарабатывался и закреплялся в дидактических, речевых играх, с привлечением наглядного и практического сопровождения. А с другой стороны, принимались во внимание возможности детей в пользовании свободной от заикания речью. Поэтому дети с выраженными проявлениями заикания на начальных этапах работы привлекались к невербальным ситуациям общения, для инсценировок их речевые высказывания были минимизированы, подбирались с учетом речевых возможностей, а в диалогах этим детям предлагались пассивные, ведомые позиции. В дальнейшем их речевые роли активизировались.

Для определения эффективности разработанной нами педагогической технологии по окончании курса обучения был проведен контрольный эксперимент. Его результаты представлены в табл. 3.

Результаты распределения дошкольников с заиканием и ОНР по уровням сформированности изучаемых направлений в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента

superinf.ru