Логопедический диагноз при аутизме

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ — как оформлять?

Работаю в дет. п-ке, пишу закл. по МКБ 10, как и все лог. нашего округа. Например:F 80.0 — дислалия ( пр., сложн., мех.), F80.1 — ОНР 1-3 ур., мот. алалия, мот. афазия, F 84.0 -дет. аутизм и т. д. Хотя сами шифы уже не пишем.

Да, девочки, кошмар. Живем в одной стране, а в каждом регионе разные логозаключения пишем. Причем, иногда логозаключение из соседней области не понимаем!

И каждый год по-разному велят писать, сама запутаешься. И родителей запутаешь!

Нужен единый центр, что ли? А то у каждого по-своему! Грустно. Мы настолько разобщены.

Девочки не спорьте. Я лично НЕНАВИЖУ, но делаю, всё что касается документации, когда ко мне на 14-й приезжали практики-логопеды, то простые и короткие заключения их устраивали на 100%. И даже непонятные знаки вопроса в скобках около ЗПР. ) :-DОни всё понимают и смотрят на речевые карты. и ДЕТЕЙ. О чём мы спорим! (работаю 13 лет)

А вообще. не по теме. лучшее образование это сначала дефаковский колледж (жизни понюхаешь, все дефекты увидишь на практике) а потом университет. Знания, умение самообразовываться. Но. У нас тут в последние годы пооткрывалось чёрт знает что. «Мы учим логопедии за два года, по воскресеньям. » А ведь пойдут если не работать, то чесать, по частникам.

Уточнение логопедического заключения (пед. + клиническая классификация) позволяет установить продолжительность работы с конкретным ребёнком: например, просто «ФФН» — 1 год, а «ФФН, дизартрия» (на основе данных невропатолога) — 2 года, т.к. относится к тяжёлым нарушениям речи.

Я недавно услышала, что теперь диагноз ЗПР не ставится, уже года 2 . Знаю, что можно ставить диагноз вместо ЗПР — НСЯС(нарушение системы языковых средств)- это перед ПМПК. Сама я работаю логопедом в ведомственном саду, где участвую в ПМПК. В группу в этом году идет ребенок с ЗПР. Меня интересует, на ПМПК , в протоколе как этого ребенка оформить. По какой классификации. Знаю, что ОНР вместе с ЗПР- недопустимо, но выхода другого нет. В саду свои «заморочки». Поэтому проще объяснить, почему ребенок с таким диагнозом попал в группу, чем объяснить, почему неверно поставлен диагноз. Кто-нибудь сталкивался с подобными проблемами?

У нас стал очень моден вариант ЗПРР — задержка психо-речевого развития.

Откуда ветер дует не знаю.

Добавлю ссылочку в Педагогической библиотеке по логопедическим заключениям:

Неделю назад была на защите докторской у О.Г.Приходько. Если интеллект в норме — ОНР, ФФН. Если задержка, или, что по хуже — Стойкое нарушение речи системного характера.

Девочки, а разве может сущесвовать — ОНР, дислалия?

Ведь — дислалия — это нарушние ТОЛЬКО звукопроизношения. А ОНР — это системное недоразвтие всех компонентов речи. И является следствием дизартрии, алалии, ринолалии, реже — заикания. *-)

Кстати, Дарья. Спасибо за уточнение! Я недавно хотела уточнить — какое заключение ставится детям с у/о. Наши логопеды пишут — ОНР. *-)А в учебниках при определении ОНР уточняется — при сохранном интеллекте.

А у вас нет ссылки на статью Приходько?:-(

Светлана, ОНР — не следствие перечисленных Вами нарушений. Это заключение по психолого-педагогической классификации.

Ребёнку с алалией ОНР можно поставить всегда, а вот с дизартрией, ринолалией, дислалией, заиканием — далеко не всегда.

Воспрос о том, можно ли поставить дислалию ребёнку с ОНР, я задала своему преподавателю со степенью кандидата наук, ещё когда училась в институте. Она ответила, что характер нарушения звукопроизношения у ребёнка может быть по типу дислалии. Но, по моему, как-то некорректно выглядит такая запись (я имею ввиду сочетание ОНР и дислалии). Вот если дислалия механическая. может быть.

Хорошо, что Ирина Гурова понятно разъяснила, у меня грубее бы получилось. Я возмущена спускаемыми сверху директивами по поводу нашего права выставлять диагнозы, по поводу запретов устанавливать истину (сама я , работая в поликлинике, слава богу, избавлена от этих указаний, пишу заключение и по педагогической классификации и по медицинской). Теперь, повстречав разных «логопедов-специалистов» понимаю, что ограничения эти обоснованны: разные школы (имею ввиду ВУЗы, направления) по-разному видят решение этой проблемы, а некоторые логопеды (настоящие труженики, пчёлки, но не сильны они в диагностике:-(!), не могут отделить «божий дар от яичницы», как и разобраться в двух классификациях логопедическихдиагнозов. Пусть уж лучше пользуются всего тремя аббревиатурами: ОНР, ФФН иФН. Но ведьне солидно это, зачем же столько сил затрачено на изучение анатомии, неврологии, психиатрии (у нас количество часов было больше, чем в меде у педиатров).

Я не сказала, что это следствие обязательное. Это раз. Притайте самое начало темы — самые первые посты. И поймете мой вопр. Это два.

По поводу ОНР. Я насмотрелась на такие заключения до тошноты. глухим детям ставят ОНР. Умственно отсталым детям ставят ОНР.

Три. ОНР не возникает на пустом месте. А возникает там, где я написала. Но указала это нея. А Р. Левина. Я только пересказала то, что в институте учила.

Марина Проскурина, а зачем вы так отзываетесь о своих коллегах? «Не сильны в диагностике». А как можно правильно составить перспективный план коррекционной работы, если «не силен в диагностике» ?

Светлана, и я насмотрелась и на диагнозы и на специалистов. Да и после А.Р. Левиной многое изменилось, прежде всего, изменился детский контингент (ну другой был радиационный фон при ней, да и мамочки были здоровее!). Развитие нашей профессии идёт по пути узкой специализации. После института мы начиаем работать на конкретном месте, у каждого из нас свои должностные обязанности. Я восхищаюсь своими коллегами, работающими в спецгруппах и на логопунктах садов или в школах. Они честно и профессионально работают на своём месте. Дети к ним поступают ОТОБРАННЫЕ ПМПК, диагноз уже установлен, остаётся только работать «на победу» над уже установленным фактом(по утверждённым планам). В Нашем округе так: в садах логогруппы только с ОНР, на логопунктах — толко ФФН и ФН. Никто не должен проскочить с другим заключением,ПМПК не пропустит. У других большинство рабочего времени уходит на диагностику, они, может быть, уже и не смогут так возиться целый год с 15-юОНРиками.

leramide.ru

Образец логопедического заключения

Дано на воспитанника МБДОУ № 322 – **, родившегося ** ** 2007 г.

Поступил в речевую группу — 08.07.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на консультацию к психиатру.

Выявлено:

речь — нарушения произношения заметны, но речь понятна окружающим;

темп речи – нормальный;

подвижность органов артикуляционного аппарата – «смазанная», сжатая, неточная;

выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный. Страдает дифференциация и точность движений, амплитуда движений снижена. Отмечается слабость мышц языка;

саливация – умеренная;

мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм;

слоговая структура — воспроизводит правильно;

словарный запас – глагольный словарь соответствует возрасту. Предметный словарь и словарь признаков неточный. Испытывает трудности в подборе прилагательных-антонимов;

грамматический строй речи – испытывает трудности в словоизменении и словообразовании: употребление формы род.п. множ. числа, согласование имен существительных с числительными два и пять, образование относительных и притяжательных прилагательных;

связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить предложение по картинке, рассказ — по серии картинок. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов и пересказе небольших текстов, требуется помощь в форме наводящих и побуждающих вопросов.

На занятиях – малоактивен, медленно включается в работу, задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (или подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. К середине занятия отмечается спад работоспособности, вялость и полное прекращение работы.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за год пребывания в речевом детском саду.

Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

«30» сентября 2015 г.

Заведующая МБДОУ № _____________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.

Направляется: на ПМПК.

речь — речь разборчивая, понятна окружающим;

голос – нормальный;

подвижность органов артикуляционного аппарата – неточная;

выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

подъязычная связка – норма;

произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм; на данный момент: идет работа по автоматизации звука [ш] в словах, потешках; звуков [ж, л] в слогах, словах; дифференциация звуков [с-ш];

фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

слоговая структура — не нарушена;

словарный запас – соответствует возрастной норме;

грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

logopedrunet.ru

Логопедические диагнозы

Классификации нарушений развития речи у детей (Диагнозы)
Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике. До настоящего времени не разработано единой классификации речевых расстройств у детей.

I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы.

  • Афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
  • Алалии — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
  • Дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.
  • II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).

    III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

    IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

    К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:

  • Дисфония (афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса.
  • Брадилалия — патологически замедленный темп речи, проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.
  • Тахилалия — патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы.
  • Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).
  • Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии.
  • Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата.
  • Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания включают два подтипа.

  • Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка (синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, дисфазия развития).
  • Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга (в результате черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекций и других заболеваний, сопровождающихся поражением ЦНС).
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

    • Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух и даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш: «тюмка» (сумка), «тяска» (чашка), «тяпка» (шапка).
    • Замена одних звуков другими. Звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д: «табака» (собака).
    • Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например: «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».
    • К ОНР относятся различные сложные речевые расстройства, при которых страдает формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Под ОНР понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом.

    • отсутствие общеупотребительной речи (так называемые «безречевые дети»);
    • начатки общеупотребительной речи;
    • развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.
    • pmpk.umi.ru

      Логопедический диагноз при аутизме

      Ранний детский аутизм или системное нарушение речи?

      Автор: Любовь Ененкова в Центр проблем аутизма (Файлы)

      Резниченко Т.С., Бенилова С.Ю. Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционнойпедагогики и специальной психологии

      В последнее время нередко отмечается гипердиагностика детского аутизма у детей дошкольного возраста. Особенно часто этот диагноз ставят детям дошкольного возраста, страдающим системными нарушениями речи (специфическим расстройством развития экспрессивно-импрессивной речи по типу афазии развития, в соответствии с МКБ-10). Это обусловлено тем, что оба нарушения имеют общий диапазон клинических проявлений. Особенно затруднена диагностика, если заболевания сочетаются с оральной апраксией. В связи с этим встала задача выявления специфических проявлений, которые могут помочь дифференциальной диагностике.

      В детском отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации в течение 2001-2006 годов в процессе коррекционного воздействия проводилось исследование динамики нервно-психических процессов у дошкольников с нарушениями развития. Всего под наблюдением было 47 неговорящих детей (36 — мальчиков, 11 — девочек), поступивших на ориентировочно-диагностический курс с предположительным диагнозом — детский аутизм. Возраст детей от 3 до 6 лет. Период наблюдения — от 6 до 12 месяцев.

      Методы исследования: клиническое наблюдение, психологический, нейропсихологический, инструментальные (ЭЭГ, ЭГ и др.), статистический.

      Методы клинического наблюдения: общее клиническое, неврологическое, психопатологическое, логопедическое.

      Методы логопедического наблюдения: анализ поведения и деятельности ребенка (в естественных условиях и в ходе выполнения специальных заданий), специальный анализ видео- и аудиозаписей, дневниковых записей и наблюдений родителей и близких ребенка, отражение результатов каждого десятого занятия в речевой карте ребенка, фиксирование показателей эффективности отдельных методических приемов обучения чтению, регистрирование индивидуального характера восприятия программы ребенком.

      Общие клинические проявления, отмеченные у наблюдавшихся детей: отсутствие вербальной речи, неспособность к общению с окружающим миром, психомоторное возбуждение, «манежное поведение», наличие стереотипий, эхолалии. Попытки вызвать экспрессивную речь в ходе специально организованной игры, инсценировок и др. не давали результатов. Не удавалось также вызвать звукоподражания, договаривание рифмующихся слов в стихах. Использование имитационных техник вызывало утомление, протест.

      Содержание курсового лечения:

      1)глобальный сбор анамнестических и диагностических данных;

      2) изучение условий развития ребенка, его языковой среды, воспитания, микросоциального окружения,

      3) углубленный анализ речевого и социального поведения детей;

      4) изучение эмоциональной сферы личности ребенка;

      5) согласованное взаимодействие специалистов разного профиля;

      6) соблюдение принципов психотерапевтической поддержки родителей и детей;

      7) включение родителей в коррекционно-развивающий процесс;

      8) фармакотерапия (по системе С.Ю. Бениловой), направленная одновременно на все звенья патогенеза: купирование психопатологических проявлений, эмоциональных и неврологических нарушений, стимулирование когнитивных функций;

      7) включение в содержание логопедических занятий обучения чтению по программе и пособиям Т.С. Резниченко.

      Результаты. Изменение диагноза детский аутизм на экспрессивно-импрессивную афазию развития: через 6 месяцев — 68,1% (32 ребенка), через 12 месяцев — 21,3% (10 детей). Подтвержден предварительный диагноз детского аутизма у 10,6% (5 детей). Как показали катамнестические данные, все дети, у которых не подтвердился диагноз детского аутизма, были успешно интегрированы в микро- и макросоциум.

      Наиболее информативным показателем для диагностики оказались способность и характер восприятия программы обучения чтению. В ходе занятий мы могли наглядно видеть зарождение речи, процесс ее активизации у дошкольников с системными нарушениями речи. Наблюдая, как логопед артикулирует, произнося написанные слова и слоги, дети начинали шевелить губами в процессе чтения, пытались проговорить читаемое. Приблизительно через полмесяца после появления первых слов все дети стали использовать новоприобретенные навыки и в других ситуациях речевого общения, а не только во время обучения чтению. При этом, если афазия развития была обусловлена кинестетической апраксией, активизация экспрессивной речи происходила только при обучении послоговому чтению.

      Когда же отсутствие вербальной речи было обусловлено аутизмом, дети проявляли сверхувлечённость дидактическими материалами, стереотипный интерес к буквам. Три ребёнка научились глобально прочитывать несколько слов, но никогда не использовали их для коммуникации.

      Надо отметить, что у некоторых детей на занятиях по обучению чтению начали появляться элементы эмоционально-окрашенных реакций (жесты, возгласы) на иллюстративный материал в нашем букваре, положительное отношение к занятиям.

      Таким образом, можно считать, что изложенная программа комплексного медико-психолого-педагогического воздействия весьма эффективна. В первую очередь следует отметить целесообразность предложенного медикаментозного лечения и настоятельную необходимость включения обучения чтению в содержание логопедических занятий.

      Полученные данные свидетельствуют, о том, что обучение чтению даёт надёжную информацию для дифференциальной диагностики нарушенного развития.

      autism24.ru

      Логопедическое заключение

      ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

      Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

      В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

      1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:

      — Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).

      При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

      * Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

      При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

      * Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

      При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

      * Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

      При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

      2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

      Варианты пересечения двух классификаций.

      *Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ):

      — дизартрия или стертая дизартрия,

      *Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

      *Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

      — выход из моторной (сенсорной) алалии,

      *Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

      — по типу задержки речевого развития,

      *Нарушение темпа и ритма речи:

      * Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

      * Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

      * Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

      * Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

      * Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

      * Общее недоразвитие речи. Детская афазия.

      * Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

      * Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

      * Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

      * Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.

      * Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

      * Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

      * Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

      * Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

      Обследование дошкольников с умственной отсталостью

      Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».

      В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет).

      1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

      Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи. (СНОСКА: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.)

      2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

      Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).

      Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

      ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

      Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР

      При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.

      Примерные формулировки логопедического заключения

      *ОНР (III уровень). Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

      * Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

      *НОНР.По типу задержки речевого развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия.

      *Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

      Обследование школьников с умственной отсталостью

      Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).

      Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые

      простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.

      3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

      Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.

      В логопедическом заключении определяются: 1) степень системного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нарушения письменной речи.

      * Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

      * Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.

      Пользуются этими рекомендациями для написания логопедического заключения многие логопеды. Это приводит к соблюдению единых требований к оформлению логопедического заключения практически на всей территории страны (что очень хорошо как для педагогов, так и для родителей — в понимании сути дефекта речи).

      Однако, отсутствуют здесь рекомендации для определения состояния речи детей школьного возраста без умственной отсталости, но с тяжёлой и средней степенью тяжести речевого недоразвития. Дети такие есть, а рекомендаций — нет. Нет и рекомендаций для написания логопедического заключения у детей с эндогенными заболеваниями ( аутизм, шизофрения) — во всех источниках я видела примерно такую фразу: «следует отличать нарушения речи при шизофрении от первичных речевых нарушений». А как следует отличать? Речь всё равно нарушена, и педагогам требуется отправная точка, от которой можно начинать коррекционный процесс.

      Заключение о состоянии речи приходится писать на любого ребёнка! Поэтому у нас сложилась более расширенная «версия» написания логопедического заключения, чем представлено в данном пособии (кстати, все другие источники на эту тему, попадавшиеся мне «в поле зрения», содержат перепечатки из этого самого пособия).

      Подробно о состоянии речи детей разных возрастов и уровней речевого недоразвития (сведения из практики) — смотрите в меню ОНР и СНР (характеристики).

      АВГУСТ 2017 года: нашла сайт по вопросам Медико-социальной экспертизы, одногодку с моим)) К сожалению, тогда эта информация была недоступна широкому кругу читателей. Но теперь можно увидеть более четкие рекомендации к заключению. И ещё радует, что мы интуитивно «шли правильной дорогой» в формулировании логопедических заключений!

      Почитайте рекомендации из книги «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА»:

      Речь — это высшая психическая функция, свойственная только человеку. Расстройства развития речи и языка — рубрики МКБ-10: F70-72; F 80.0 — .1 — 80.2; F80.81; F81.1; F98.5-98.6; R47.0-47.1; R49.0-49.1-49.2

      Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо: нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров; нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.); нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.

      Кратко можно выделить следующие виды речи: устная речь, среди которой выделяют сенсорную (импрессивную) речь, связанную с восприятием и пониманием речи и моторную (экспрессивная) речь, связанную с произнесением звуков речи человеком; письменная речь, связанная с письмом и чтением.

      Различают следующие семантические понятия в патологии речи:

      1. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

      Степени выраженности общего недоразвития речи:

      1-й уровень ОНР: полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов (лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы) в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Понимание обращенной речи неполное.

      2-й уровень ОНР: искаженная фонетически и грамматически фраза, предложения простой конструкции из 2-4 слов. Понимание речи неполное. Полиморфное нарушение звукопроизношения, наличие большого количества (16-20) несформированных звуков.

      3-й уровень ОНР: наличие сравнительно развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика включает все части речи. Понимание обращенной речи приближается к норме. Незначительное нарушение звукопроизношения.

      4-й уровень ОНР: развернутая фразовая речь с незначительными изменениями всех компонентов языка (лексика, фонетика, грамматика), которые чаще всего проявляются в процессе выполнения специальных заданий. Полное понимание обращенной речи.

      Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ:

      «Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия (сенсорная алалия, сенсомоторная алалия)»; «Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия»; «Общее недоразвитие речи (III уровень). Выход из моторной алалии».

      2. Системное недоразвитие речи (СНР): речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) у детей с умственной отсталостью и органическим поражением ЦНС

      «Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза)», «Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, Механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.»

      2. Задержка речевого развития – замедление нормального темпа речевого развития ребенка до 3-4 лет, когда отдельные психические (память, внимание, мышление) и языковые функции, а также функция интеллекта отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста, однако интеллектуальная недостаточность при этом не достигает степени слабоумия

      3. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — к этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и фонематический слух, т.е. слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка.

      «Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания», «Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия».

      Основные речевые синдромы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса; нарушения письменной речи.

      Степени выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи: легкая степень: недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено; средняя степень: недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении; глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

      4.Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР): ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи у детей с нормальным звукопроизношением и относительно сохранными фонематическими процессами;

      5. Распад речи — утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

      Данные понятия являются логопедическими терминами и должны быть отражены в заключении логопеда при направлении на МСЭ (с указанием их степени выраженности).

      После трех — четырехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого нарушения и структуру речевого дефекта.

      Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной речи: нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония (дисфония), брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия; нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия, афазия; нарушения письменной речи: дисграфия (аграфия), дислексия (алексия).

      Основными речевыми синдромами являются:

      — моторная алалия — недоразвитие экспрессивной речи, (затруднение овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка) при достаточно сохранном понимании речи, нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причина моторной алалии — поражение центра Брока (корковый конец речедвигательного анализатора) и его проводящих путей;

      сенсорная алалия — нарушение понимания речи и фонетической ее стороны вследствие нарушения работы центрального отдела речеслухового анализатора и его проводящих путей (центра Вернике) при сохранном элементарном слухе;

      афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением речевых зон коры головного мозга в результате мозговых травм, нарушения мозгового кровообращения (инсульты), нейроинфекций, объемных образований и других заболеваний центральной нервной системы; до 3 лет диагноз «афазия» не выставляется;

      заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (син.: логоневроз);

      дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

      — ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств;

      дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы и расстройствами иннервации речевого аппарата вследствие поражения корково-ядерных связей, периферических нервов, черепно-мозговых нервов (VII, IX, X, XII пары), мозжечка, подкорковых ядер.

      Необходимые данные при направления на МСЭ:

      при первичном обращении желательны данные о постановке диагноза в условиях речевого стационара; при повторном обращении – данные об амбулаторном и стационарном лечении за истекший экспертный период, ЭПО с оценкой состояния психических процессов и, в случае необходимости – оценка интеллекта по Векслеру, заключения специалистов: психиатр, педиатр, ортопед, невролог, окулист и т.д., развернутое заключение логопеда с указанием речевого статуса, диагноза, степени выраженности имеющихся нарушений, характеристика с места учебы, либо выписка из центра реабилитации инвалидов (заключение дефектолога), при необходимости – заключение психолого-медико-педагогической комиссии (выписка или протокол) с определением вида обучения, формы, режима и условий; инструментальные и лабораторные методы исследования (МРТ или КТ головного мозга, нейросонография, УЗДГ сосудов головы и шеи, ЭЭГ и т.д.): необходимы при наличии сопутствующей или осложняющей составляющей.

      Клинико-экспертно-функциональный диагноз после проведенного осмотра и оценки клинико-экспертных документов складывается из: а) основной нозологии; б) основных дезадаптирующих синдромов речевой патологии (расстройства устной и письменной речи), указания их стойкости и степени выраженности; в) дополнительных синдромов неречевой патологии – синдрома дефицита внимания с гипрактивностью, психоорганического синдрома, астенического синдрома, стато-динамических расстройств и т.д. Например: «Органическое поражение головного мозга перинатального генеза с умеренным синдромом дефицита внимания, с умеренными нарушениями экспрессивной речи по типу псевдобульбарной дизартрии и умеренными нарушениями письменной речи по типу дисграфии и дислексии.»

      Экспертная оценка основных видов речевой патологии: степени выраженности нарушений языковых и речевых функций при различных речевых синдромах определяется степенью выраженности общего, системного и фонетико-фонематического нарушения речи.

      zametkilogopeda.jimdo.com