Логопедическое занятие для детей 5 лет заикание

Логопедическое занятие для детей 5 лет заикание

В зависимости от уровня свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группами детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду» и, прежде всего, с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника. Логопедические занятия строятся с опорой на активную сознательность и участие детей в процессе работы над своей речью и поведением. На занятиях широко используются наглядные пособия и технические средства обучения (в частности — магнитофон). Родители ребенка поставлены в условия обязательных и активных помощников логопеда в проводимых занятиях.

В современных методиках логопедических занятий с заикающимися детьми в последние годы все больше обращается внимание на возможность использования различных игр с коррекционными целями. Игр, известных в практике дошкольного воспитания, модифицированных или даже придуманных логопедами.

В частности Г.А.Волкова разработала систему использования игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми 4—5, 5—6, 6—7 лет на разных этапах последовательных логопедических занятий: на этапе молчания (4—6 дней) и шепотной речи (10 дней); сопряженной (4—5 недель) и отраженной речи (4—5 недель); вопросно-ответной речи (8—10 недель); самостоятельной речи (8—14 недель) и на этапе закрепления активного поведения и свободного общения детей.

В предложенной системе различных игр, по мнению автора, «дети усваивают правила поведения в игровых, мнимых ситуациях, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей. И усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта».

Интересные игры и игровые приемы предложены также для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской (СНОСКА: Выгодская И.Г. Пелпингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М., 1984). Игры и игровые приемы в соответствии с задачами последовательных этапов логопедических занятий с детьми способствуют здесь проведению расслабляющих упражнений (релаксации), режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения.

pedlib.ru

Конспект логопедического занятия для детей с заиканием в старшей группе. Тема «Транспорт»

Оксана Молодина
Конспект логопедического занятия для детей с заиканием в старшей группе. Тема «Транспорт»

Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт», развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» у дошкольников.

Задачи: Коррекционно- образовательные:

Расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Транспорт». Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять понятие наземный, воздушный, подземный, водный.

Развивать связную речь, слуховое внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, память. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитывать самостоятельность, активность, навыки сотрудничества, умение слушать, не перебивая;

Оборудование: картинки с транспортом, картинки с буквами, разрезные карточки, вкладыши с транспортом.

Ход работы:

1. Организационный момент:

— Ребята, я рада вас видеть! Здравствуйте! Давай вспомним речевые правила которые нам помогаю контролировать свою речь. (повторяют речевые правила для заикающихся, повтор происходит на вдохе, голос логопеда спокойный, разговор идет с движением руки, сверху вниз)

— Молодцы! Переходим к дыхательной гимнастики («Шарик», «Подуем на снежинку», «Пропевка гласных»(А, О, У, И).

— Хорошо, а сейчас проведем артикуляционную гимнастику («Чистим зубы»(рот открыт и закрыт, «Лопатка», «Окошко», «Часики», «Лошадка», «Грибок», замечательно, у вас отлично получается. Давай поиграем в кукольный театр (мимическая гимнастика).

— Очень хорошо, а сейчас проведем релаксацию (дети ложаться на ковер, учитель – логопед читать расслабляющий стих)

2. Основная часть:

Логопед:

— Ребята, я для вас приготовила загадки, послушайте:

Провода над ним висят.

В них его-то сила вся.

Он рогами их коснётся,

И по улице несётся. (троллейбус)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (трамвай)

В небеса улечу. (вертолет)

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит

Меж собою говорит. (самолет)

— Молодцы, все правильно угадали. (Логопед показывает картинки угаданного транспорта).

— Скажите как это все вместе называется? (показывая на картинки).

Транспорт.

— Правильно. Тема нашего сегодняшнего занятия «Транспорт». Какой транспорт вы знаете? (дети перечисляют)

-А как называется транспорт которые ездит по земле, а под землей?

— А транспорт который летает в небе, как называю, а который плавает на воде?

— Как называют транспорт который перевозит людей, а который перевозит грузы? (Дети называют)

— Правильно, давайте поиграем в игру «Слова – действия». Я показываю картинку с транспортом, а вы называете, что этот транспорт делает, и как его называют! (играют)

-Хорошо, посмотрите, у меня есть буквы, эти буквы потерялись, помогите найти им дом, а дом их находиться в названиях транспорта. Я показываю букву, а вы называете транспорт, название которого начинается на эту букву.

(показ букв А, П, Т, С, В)

— Очень хорошо. Поиграем? Игра называется «Какой, какая, какие».

Игра с мячом. (Логопед бросает мяч, задает вопрос. Дети, кидая назад, отвечают на него)

— Колеса из резины (какие) Резиновые.

— Кабина из железа (какая) Железная.

— Сиденья из дерева (какие) Деревянные.

— Окна из стекла (какие) Стеклянные.

— Руль из пластмассы (какой) Пластмассовый.

— Сиденья из кожи (какие) Кожаные.

— Кузов из металла (какой) Металлический.

— Чехлы из меха (какие) Меховые.

— Давайте не много разомнемся! (проводится пальчиковая гимнастика, стоя).

— Посмотрите, что я вам приготовила. (достает карточки с кармашками на которых нарисованы дорога, небо, река, так же достает картинки разных транспортов). Нужно разложить транспорт по кармашкам и посчитать, сколько у кого получилось транспорта в кармашках.

— Молодцы! А вот еще одна игра «Четвертый лишний», нужно убрать лишнюю картинку из тех которые я вам покажу. (логопед показывает картинки с воздушным, наземным, подземным и водным транспортом, ребенок должен выбрать ту картинку, которая не относиться к той или иной категории)

— Давайте отдохнем (проводится физкультминутка). Мы будем с вами изображать разный транспорт как он ездит и как звучит (Изображают машину, самолет, поезд, имитируя их звуки с помощью пропевания звука «У» с разной интонацией и громкостью).

— Молодцы! А вы любите собирать пазлы? Давайте попробуем? Вам нужно собрать картинки и рассказать что на них изображено (логопед раздает разрезные картинки на тему транспорт, а дети их собирают и рассказывают что на них изображено).

3. Подведение итогов:

-Молодцы! Вы сегодня хорошо постарались на занятие, давайте вспомним что мы делали? (перечисляют задания какие выполняли на занятии, при этом загибают пальцы, считая). А какая тема была у нашего занятия (дети отвечаю)

— Очень хорошо. Вы сегодня молодцы, спасибо за занятие. До свидание!

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня. Лексическая тема «Семья» Программное содержание: 1. Активизировать словарь по теме «Семья». 2. Формировать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно.

«Транспорт». Звук [ф]». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для детей с ОВЗ Тема: «Транспорт». Звук «Ф». Задачи: Коррекционно-развивающие: — развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, словесно-логическое.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты. Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду. Задачи: Познавательные:.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт» Цель: Правильное произношение звуков Р, совершенствование навыков словообразования. Задачи: Коррекционно-образовательные. 1. Расширение.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет «Профессия — почтальон» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия: Профессии. Почтальон. Цель занятия: Формирование представлений.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Транспорт» Цель: дети должны усвоить названия нескольких видов транспорта (машина, автобус, трамвай, поезд, самолет, ракета, корабль, мотоцикл, грузовик);.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «В гостях у Золушки» на тему «Посуда» Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о посуде. Задачи: Коррекционно-образовательные: • уточнить и расширить представления детей.

Конспект занятия для детей с заиканием «Осень» Цели: 1. Коррекционно-образовательная: выработка правильного диафрагмального дыхания, работа над ясностью и чёткостью речи. Выработка громкого.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи для детей с ЗПР. В старшей группе. Тема: «Транспорт». Цели: Развитие связной речи. Задачи: Образовательные: — Формирование связной диалогической речи. — Закрепить знания детей по лексической.

www.maam.ru

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с заиканием старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Формирование устойчивого навыка плавной речи в элементарных ее формах и коротких фразах.

автоматизировать нижне-диафрагмальный тип дыхания, вырабатывать самоконтроль дыхательных движений груди и диафрагмы

формировать умение выполнять длительный фонационный выдох

закреплять навык мягкой атаки звука

закреплять умение слитного произношения гласных звуков, сочетания гласных звуков (2 звука на одном выдохе)

формировать ритмическую организацию высказывания и интонационную выразительность речи;

совершенствовать навык расслабления мышц по контрасту с напряжением

развивать общую моторику

развивать внимание, память, мышление

воспитывать смелое речевое поведение, умение внимательно слушать и выполнять поставленную задачу, контролировать собственную речь

Оборудование: игрушечный мишка, индивидуальные мешочки и султанчики на каждого ребенка для выполнения упражнений на дыхание, предметные картинки ( кукла, Незнайка, оловянный солдатик, робот, аист, овощи, ива, эскимо, улица).

Логопед сообщает детям, что сегодня к ним придет необычный гость, который почему – то запаздывает. Пока все ждут гостя, логопед предлагает отгадать загадки и выбрать соответствующие картинки.

Но с ней не скучно.

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Хоть с виду он и угловат,

Но очень строен, как солдат.

Вынослив, грамотен, умен —

Задачи все решает он.

И, если нужно, он готов

Осилить сотню языков.

К тому ж ему совсем не спится.

Он день и ночь готов трудиться.

Он по хозяйству помогает

И даже в шахматы играет.

Не обыграть его вовек!

А ведь совсем не человек.

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь — хочет встать.

По упрямее барашка

Я предлагаю вам превратиться в заводные игрушки.

Комплекс релаксационной гимнастики «Заводные игрушки»

Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись.

«Заводная кукла». Ноги расставить, и напрячь, руки вытянуть слег­ка в стороны, напрячь; повернуться в одну сторону, в другую. (Повто­рить 3—4 раза.)

«Незнайка». С напряжением поднять одно плечо, затем опустить и расслабить; с напряжением поднять другое плечо, опустить и рассла­бить; с напряжением поднять оба плеча и, расслабив, опустить. (Повто­рить 3—4 раза.)

Вокруг себя повернись в оловянного солдатика превратись

«Оловянный солдатик». Ноги расставить, и напрячь, руки вытянуть вдоль туловища и напрячь. Удерживать напряжение под счет от 1 до 4. На слово – команду «пять» — расслабляемся, все тело «обмякает», как у тряпичной куклы.

Вокруг себя повернись, в робота превратись.

«Робот». Выполнять команды: правая рука вперед, в сторону, впе­ред, вниз, расслабились; левая рука вперед, в сторону, вперед, вниз. (Повторить 3 раза.)

Вокруг себя повернись, в неваляшку превратись.

«Неваляшка». Сидя, уронить голову на правое плечо, на левое пле­чо, покрутить,

Появляется медвежонок. Логопед обращается к медвежонку: «А вот и наш гость пришел, мы тебя заждались».

Медвежонок отвечает: «Здравствуйте! Извините меня, ребята. Путь мой был не близкий. Я бежал, торопился, но все равно опоздал. Ой, как я запыхался».

Логопед говорит: «Это не беда, наши ребята тебе покажут дыхательные упражнения, и твое дыхание быстро восстановится».

Упражнение № 1. Диафрагмальное дыхание лежа.

Дети ложатся на спину на ковер; левую руку кладут на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед напоминает детям как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. По команде логопеда дети вдыхают, выпячивая живот, и выдыхают, втягивает живот. Если упражнение у детей не получается, то полезно производить усиливающее к концу выхода легкое надавливание рукой на живот.

Вверх животик поднимается.

Вниз животик опускается».

Упражнение № 2. «Султанчик»

Плавно набрать воздух и длительно дуть на «султанчик». <Повторить 5—6 раз.)

Дуть, одновременно поворачивая голову, «султанчик» находит­ся в левой руке; вдох — дуть на выдохе; поворот в другую сторону, повторить. (Повторить 5—6раз.)

Логопед спрашивает у медвежонка, что случилось, почему он опоздал.

Медвежонок сообщает детям, что он приготовил для них в подарок картинки, да вот беда, из слов, обозначающих картинки пропали первые звуки и слова стали непонятными.

Логопед: — Ребята, как вы думаете, какие звуки пропали из слов? (Ответы детей: не хватает гласных звуков и т.д.)

— Ребята, помогите медвежонку, найдите и назовите первый звук в словах.

Детям предлагаются слова и картинки: Аист, Овощи, Ива, Улица, Эскимо.

Логопед называет картинки, без первого гласного звука (….ист – аист и т.д.), дети угадывают первый гласный звук и произносят его плавно, нараспев на выдохе.

Логопед: «Как называются эти звуки?» Ответы детей: гласные.

Логопед напоминает: «Гласные – это звуки, которые произносятся голосом, их можно долго тянуть, петь, при произнесении этих звуков, выдыхаемый воздух выходит наружу свободно, не встречая никаких препятствий на своем пути».

Голосовое упражнение «Ниточка»

Представьте, что у меня в руках ниточка. Намотайте ниточку на клубок и как можно дольше протяните звук.

Гласных звуков только шесть

Мы научимся их петь.

Воздух носиком вдыхаем,

Звуки плавно распеваем

Логопед выполняет гимнастику вместе с детьми – отраженная речь.

АО ау аи оа оу ои уа уо уи ИА ио иу.

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
К турнику я подхожу,
Перекладину беру,
Мышцы дружно напрягаю,
Стройным, крепким быть желаю!
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступайте к тренировкам!

Словарная работа (речь с пальцами ведущей руки)

Логопед: «Медвежонок, а наши ребята тоже приготовили тебе в подарок картинки. Сейчас мы с вами будем называть предметы, которые нарисованы на картинках. Сначала внимательно рассмотрите их. А теперь послушайте, как я буду говорить».

Логопед дает образец речи, дети по очереди упражняются в плавном, слитном произнесении слов и коротких фраз

Астра // Астра цветок//

Арка// Арка у дома//

Аист// Аист птица//

Арфа// Арфа инструмент//

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма

Игровое упражнение «Три медведя»

Логопед читает стихотворение, а дети хлопают в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова «топ – топ — топ».

Топ –топ — топ
А сынок — малютка просто.
Очень маленький он был,
Очень быстро он ходил.

Логопед и дети прощаются с медвежонком. Медвежонок благодарит детей, прощается с ними и обещает больше не опаздывать. Логопед спрашивает у детей: « Что вам понравилось, какие игры и упражнения были интересными, а какие самые трудные? Какие картинки мы с вами сегодня называли?» Логопед отмечает активность и положительные стороны в работе каждого ребенка.

Смирнова Татьяна Валентиновна,

учитель — логопед высшей квалификационной категории,

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Заикание. Система коррекционно-логопедических занятий с детьми 5 7 лет

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Н. Г. САВЕЛЬЕВА, Н. А. УХИНА Заикание. Система коррекционно-логопедических занятий с детьми 5 7 лет Учебно-методическое пособие Владимир 2013

2 УДК ББК С12 Рецензенты: Доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых С. А. Завражин Доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России Л. К. Фортова Печатается по решению редакционно-издательского совета ВлГУ C12 Савельева, Н. Г. Заикание. Система коррекционно-логопедических занятий с детьми 5 7 лет : учеб.-метод. пособие / Н. Г. Савельева, Н. А. Ухина ; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Владимир : Изд-во ВлГУ, с. ISBN Содержание материала пособия подготовлено с учетом требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата, по указанному направлению подготовки. Материалы, представленные в издании, помогут студентам при подготовке к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Логопедия». В пособии даются методические рекомендации по организации и планированию логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, страдающими заиканием. Содержание учебно-методического пособия может быть полезно для организации самостоятельной исследовательской работы в дистанционной и заочной формах обучения. Предназначено для подготовки специалистов и бакалавров, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Рекомендовано для формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3-го поколения. Библиогр.: 14 назв. УДК ББК ISBN ВлГУ, 2013

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Нарушения темпо-ритмической организации речи возникают в детском возрасте и являются основным проявлением речевой патологии, которую принято называть заиканием. В настоящее время заикание рассматривается как полиэтиологическое речевое расстройство, в возникновении которого имеет значение целый ряд факторов: определенный возраст ребенка, состояние ЦНС ребенка, индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза, особенности формирования функциональной асимметрии мозга, наличие психической травматизации, генетический фактор, половой диморфизм (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова). В основе работы по преодолению заикания лежит комплексный подход, который предполагает сочетание коррекционно-логопедической и лечебно-оздоровительной работы. В логопедической работе с заикающимися дошкольниками широко используется ведущий вид деятельности ребенка этого возраста игра. Игровой сюжет, предъявление учебных или любых других задач в игровой форме прежде всего служат для привлечения ребенка к деятельности, создания у него положительной мотивации, снятия страхов, облегчают принятие ребенком учебной деятельности и обеспечивают оптимальные условия ее реализации. Игровая деятельность стимулирует речевое развитие, повышает творческий потенциал ребенка, развивает мышление, произвольное внимание и память, способствует формированию самосознания и произвольного поведения ребенка. Особое место в логопедической работе по преодолению заикания занимают дидактические игры, игры-драматизации, игровые здоровьеформирующие технологии, которые позволяют решать различные коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные задачи и в дальнейшем включать приобретенный игровой опыт в различные виды деятельности детей.

4 Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным и коррекционно-развивающим процессом. Дидактические игры преимущественно относятся к виду «игр с правилами». Образовательная задача в дидактической игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому обычно говорится о непроизвольном усвоении материала на занятии. Двойственный характер дидактической игры учебная направленность и игровая форма повышает интерес ребенка, стимулирует и повышает эффективность овладения конкретным учебным материалом. Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения партнеров по игре и своего собственного поведения. Участие в дидактической игре требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Другим важным критерием игровой деятельности являются сильное эмоциональное переживание в процессе игры и получение удовольствия от нее. Все занятия должны проходить в комфортных условиях, которые позволяют сформировать у ребенка потребность в общении. Дети, приходящие на коррекционные занятия, как правило, имеют низкие нейродинамические показатели психической активности, которые могут проявляться и в игре. Поэтому важно, чтобы дидактические игры не превращались в принуждение, тренинг. Формирование способности к усвоению нового знания, возможности охотно и целенаправленно его усваивать важнее в коррекционно-развивающем обучении, чем само знание нового правила или умение его применять. Игра широко использует не только вербальные, но и невербальные средства игровой деятельности, что обеспечивает для ребенка с заиканием возможность эффективного общения со сверстниками. В

5 свою очередь, общение оказывает существенное влияние на развитие всех психических процессов и состояний: улучшаются усвоение и воспроизведение информации, повышается активность мышления, формируются более емкие и оригинальные обобщения, развивается эмоциональная сфера и т. д. Игровая коррекция наиболее эффективна при групповой форме работы. Это достигается благодаря особой организации общения в группах. На групповых занятиях одновременно проводится работа по коррекции темпоритмических нарушений, расширению словаря, развитию лексико-грамматического строя форм языка и развитию связной речи, формированию эмоционально-волевой сферы и личности, развитию сенсорных, моторных, интеллектуальных функций. Предлагаемая система подгрупповых логопедических занятий построена на использовании игровых методов коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста и включает в себя 65 занятий. Данный курс занятий рекомендуется проводить 2 раза в неделю в течение всего учебного года как на базе специальной логопедической группы, так и на базе логопедического пункта. Занятия апробировались в течение 20 лет на базе логопедических групп, логопедических пунктов и показали хороший результат. Логопедические занятия имеют четкую структуру: 1. Создание психологического настроя на занятие. 2. Упражнение на релаксацию (с использованием музыкального сопровождения и без него) / упражнения биоэнергопластики / растяжки. 3. Дыхательные упражнения. 4. Голосовые и речедвигательные упражнения. 5. Речевые упражнения на координацию слова с движением: а) пальчиковая гимнастика / точечный массаж; б) воспитание спокойного темпа при произнесении стихотворных текстов; в) воспитание спокойного темпа речи в играх с мячом; г) речевые настольные игры. 6. Отработка речевых навыков на материале рассказов, стихотворений, инсценировок. Занятия делятся на 2 цикла. Задачи первого цикла: снятие эмоционального и мышечного напряжения, обучение навыкам релаксации и расслабления, развитие

6 координации слова и движения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, воспитание спокойного темпа речи в играх. Основной задачей второго цикла является совершенствование навыков свободной, плавной речи в самостоятельных высказываниях. На занятиях второго цикла повторяется материал, освоенный на предыдущем этапе, но уже в виде коротких разминок. Система логопедических занятий, разработанная авторами, включает в себя как традиционные методы работы с заикающимися дошкольниками, так и инновационные (игровые здоровьеформирующие) методы. Элементы различных здоровьесберегающих технологий подбирались в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста с заиканием. Рассмотрим здоровьесберегающие технологии, которые применялись при проведении логопедических занятий. 1. Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. 2. Биоэнергопластика это содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. 3. Кинезиология наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

7 4. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). 5. Дыхательная гимнастика улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность. 6. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на пальцах рук, на лице, ушах, на подошве и пальцах ног. 7. Пальчиковая гимнастика координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи у детей. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Тексты рассказов, игровые приемы учитель-логопед может подбирать по своему усмотрению, учитывая особенности развития детей с заиканием своей группы. Мы опирались на материалы из пособий Е.А. Анищенковой, В.С. Мухиной, Г.А. Волковой, В.И. Рождественской, А.И. Павловой. При разработке конспектов логопедических занятий данного пособия широко использовались произведения устного народного творчества в традициях этнопедагогики. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование, учителейлогопедов, воспитателей детских садов.

8 ЗАНЯТИЕ 1 Материалы и оборудование: свеча, резиновый мяч. Ход занятия: 1. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие. Упражнение «Цепочка дружбы»: — Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи! 2. Упражнение на релаксацию (с использованием музыкального сопровождения). Научить выполнять плавно, расслабленно движения руками. Упражнения «Крылья» и «Прощание»: детям предлагается выполнить махи руками крыльями, а затем показать жест «прощания» каждой рукой поочередно и обеими руками вместе. Упражнения выполняются индивидуально и группой. 3. Дыхательное упражнение «Свеча»: 1-й вариант: дети встают в круг и по очереди задувают пламя свечи (вдох через нос, выдох через рот). 2-й вариант: не поднимая плеч и не закидывая головы, спокойно выдохнуть через рот на свечу, произнося шепотом «до-до-до-до». Упражнения выполняются индивидуально и группой. 4. Голосовые упражнения: а) звукоподражание гудку паровоза ууууу ; б) упражнение речедвигательной ритмики: звук «У». Звук произносится громко, тихо, долго, кратко. 5. Речевые упражнения на координацию слова с движением: а) пальчиковая гимнастика: «Белочка»; б) воспитание спокойного темпа при произнесении считалки («Научились мы считать 1, 2, 3, 4, 5»). Игра проводится в кругу; в) воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре с мячом. Каждый ребенок, стоя в кругу, подняв мяч кверху, произносит первый слог имени соседа, на второй слог бросает мяч к его ногам. Например: Во-ва;

9 г) речевые настольные игры. Воспитание спокойного темпа речи в предложениях из трех слов. Игра «Лото». Картинки лежат изображением вниз. Дети берут картинку, переворачивают и называют предмет: — У меня петушок. — У меня белка. 6. Итог. Логопед отмечает успехи каждого ребенка на занятии и предлагает выполнить упражнение «Прощание». ЗАНЯТИЕ 2 Материалы и оборудование: свеча, резиновый мяч, лото «Малышам». 1. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие. Психоэтюд «С добрым утром»: (Поглаживаем веки глаз) («Смотрим в бинокль») (Поглаживаем ушки) (Прикладываем ладони к ушкам и нежно потираем) (Руки раскрываются навстречу солнышку) (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться). 2. Упражнение на релаксацию (с использованием музыкального «С добрым утром, глазки! Вы проснулись? С добрым утром, ушки! Вы проснулись? С добрым утром, солнце! Мы проснулись. сопровождения). Выполняются упражнения «Крылья» и «Прощание». 3. Упражнения точечного массажа: — соединить ладони, потереть ими до нагрева; — указательными пальцами нажимать точки около ноздрей; — «пощипать» указательным и большим пальцами перегородку носа; — указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови; — указательными и большими пальцами массируем ушные раковины. 4. Дыхательное упражнение «Свеча»: подуть на выдохе на указательный палец, как на свечу.

10 5. Голосовые и речедвигательные упражнения: а) повторить звукоподражания «Гудок паровоза» и «Вой волка»; б) выполнить упражнение «Эхо»: дети становятся в два ряда друг напротив друга. Один ряд громко произносит «а-а-а», другой ряд отвечает шепотом «а-а-а». При произнесении звука выполняется упражнение речедвигательной ритмики В.С. Мухиной. 6. Речевые упражнения на координацию слова с движением: а) упражнение с мячом: ребенок считает до «5» и ударяет мячом о пол. Можно провести соревнование «Кто не уронит мяч»; б) речевая настольная игра «Лото». Большие картинки у детей, маленькие у логопеда. Дети учатся в спокойном темпе отвечать на вопросы логопеда: «У кого бабочка?»; в) пальчиковая гимнастика: «Белочка»; г) воспитание спокойного темпа речи при пересказе текста. Рассказ «Испугались». Три мальчика пошли в лес. Там они собирали орехи. Вдруг кто-то выскочил из кустов. Два мальчика испугались и побежали. Они упали и рассыпали орехи. А третий мальчик не испугался. Он спокойно стоял и смотрел. Кто же это выскочил? А это был серый заяц. Отраженный пересказ текста по цепочке, а затем индивидуальный пересказ по желанию. 7. Итог занятия. ЗАНЯТИЕ 3 Материалы и оборудование: кусочки ваты, резиновый мяч, лото «Солнышко». 1. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие. Упражнение «Цепочка дружбы». 2. Упражнение на релаксацию «Бабочка» (выполняется лежа с использованием музыкального сопровождения). Представьте на правую ножку села бабочка стряхните её Теперь она перелетела на левую ножку сбросьте её А теперь на правую ручку смахните её А теперь на левую стряхните бабочку. Бабочка улетела.

11 Вы отдыхаете Вам тепло Холодно (сжались в комочек) А теперь снова тепло, расслабились, наступает утро. Все пробуждаются, потягиваются, встают. 3. Упражнения точечного массажа: — соединить ладони, потереть ими до нагрева; — указательными пальцами нажимать точки около ноздрей; — «пощипать» указательным и большим пальцами перегородку носа; — указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови; — указательными и большими пальцами массируем ушные раковины. 4. Дыхательные упражнения: а) повторить упражнение «Свеча»; б) упражнение «У кого дальше улетит?»: сдуть ватку с руки, держа ладонь на уровне рта. 5. Голосовые и речедвигательные упражнения: а) повторить «Гудки паровоза», «Эхо»; б) выполнить упражнение «Ау»: дети становятся в круг и произносят «ау» в сочетании с речедвигательным упражнением. 6. Речевые упражнения на координацию слова с движением: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении считалки: — Паровоз, паровоз, Что в подарок нам привез? — Я привез цветные книжки, Пусть читают ребятишки, Я привез карандаши, Пусть рисуют малыши! б) воспитание спокойного темпа при произношении коротких предложений в игре «Вова, лови»: дети в кругу, ребенок, кидая мяч к ногам другого, говорит: «Вова, лови». Ребенок ловит мяч и произносит: «ловлю». Повторить игру до 5 бросков мяча; в) воспитание спокойного темпа речи при произношении коротких предложений в игре «Солнышко». Используется любое лото. На

12 одной карточке рисуется солнышко. Дети спокойно называют картинки: — У меня кукла. — У меня солнышко. Вытянувший эту картинку ребенок будет называться «Солнышко». Дети, обращаясь к нему, хором произносят: — Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко, Ждут тебя там детки, Ждут малолетки; г) воспитание спокойного темпа речи при пересказе текста. Повторить пересказ рассказа «Испугались». План работы над рассказом: 1. Чтение рассказа педагогом. 2. Вопросы и ответы. 3. Пересказ под мяч. По этому плану проводится работа над рассказом до 20-го занятия. 7. Итог занятия. ЗАНЯТИЕ 4 Материалы и оборудование: цветок, мяч, карточки из игры «Что делает?». 1. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие. Психоэтюд «С добрым утром!» (см. занятие 2). 2. Упражнение на релаксацию «Бабочка» (см. занятие 3). 3. Упражнения точечного массажа. 4. Дыхательные упражнения: а) повторить упражнение «У кого дальше улетит?»; б) упражнение «Цветок». Предложить на вдохе понюхать цветок. 5. Голосовые и речедвигательные упражнения: а) изобразить плач ребенка: «уа-уа»; б) выполнить упражнение «УА» в сочетании с речедвигательным упражнением. 6. Речевые упражнения на координацию слова и движения: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении стихотворения под хлопки:

13 Вербочки. Вербочки, вербочки! Снега по полям! Вербочки, вербочки! Холодно вам? б) воспитание спокойного темпа речи при произнесении коротких предложений в игре «Вова, лови». 7. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в вопросах и ответах по картинкам «Что делает?». Примечание: необходимо менять ведущего; б) воспитание спокойного темпа речи при пересказе текста. Повторить пересказ рассказа «Случай с белкой». 8. Итог занятия. ЗАНЯТИЕ 5 Материалы и оборудование: флакон с духами, мяч, настольная игра «Квартет». 1. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие. Упражнение «Цепочка дружбы». 2. Упражнение на релаксацию «Снеговик». — Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер. 3. Упражнение для развития мелкой моторики «Колечко». Детям предлагается поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. 4. Дыхательные упражнения:

14 а) повторить упражнение «Цветок», а затем предложить понюхать духи из флакона; б) упражнение «Дышим носом». Исходное положение лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. 5. Голосовые и речедвигательные упражнения: а) изобразить, как шипит гусь: «ш-ш-ш» (контроль за правильной артикуляцией); б) выполнить упражнение «Гусь» в сочетании с речедвигательным упражнением. 6. Речевые упражнения на координацию слова и движения. Воспитание спокойного темпа речи при произнесении предложений под мяч. Дети поочередно произносят свое имя по слогам и ударяют мячом о пол. 7. Речевые настольные игры: а) игра «Квартет». Воспитание спокойного темпа речи при произнесении фразы из 4 слов («Вова, дай мне цветок»). Детям раздается по 4 карточки из разных тематических групп (цветы, ягоды и др.). Каждый ребенок должен собрать карточки из одной тематической группы; б) воспитание спокойного темпа речи при пересказе сказки «Курочка Ряба». 8. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ 6 7 Материалы и оборудование: мяч, картинное домино, контурные картинки. 1. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие. Психоэтюд «С добрым утром!». 2. Упражнение на релаксацию «Снеговик» (см. занятие 5). 3. Упражнения для развития мелкой моторики «Колечко». 4. Дыхательные упражнения: а) повторить упражнение «Дышим носом»;

15 б) упражнение «Горячий чай»: сложить ладони в «чашечку» и на выдохе подуть на горячий чай, произнося: «ффффф». 5. Голосовые и речедвигательные упражнения: а) выполнить упражнение «Гусь» в сочетании с речедвигательным упражнением; б) изобразить жужжание пчелы: «ж-ж-ж» (контроль за артикуляцией); в) выполнить упражнение «Пчела» в сочетании с речедвигательным упражнением. 6. Речевые упражнения на координацию слова и движения: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении стихотворения под хлопки: Ой, ду-ду, ой, ду-ду, Потерял пастух трубу! б) воспитание спокойного ритма при произнесении предложений под удары мяча о пол: «Моя фамилия Уткин». 7. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении фразы. Игра «Тематическое лото» («Я ставлю самолет и автобус»); б) воспитание спокойного темпа речи при пересказе рассказа «Скворец». 8. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ 8 9 Материалы и оборудование: мяч, предметное лото. 1. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие. Психоэтюд «Звезды». Дети под расслабляющую музыку ложатся на ковер. Педагог произносит: «Закроем глаза. Сейчас я сосчитаю до пяти, и мы превратимся с вами в небесные звездочки. Раз, два, три, четыре, пять мы стали маленькими звездочками. Расставим широко ручки и ножки представим, что это лучики, наполненные светом. Дышим ровно и глубоко. Каждый вдох наполняет нас легкостью и светом. Тревога уходит, и все проблемы покидают нас. Мы лежим на небе и нам все видно сверху, мы знаем все обо всем, нам спокойно и легко, мы никуда не спешим. Сейчас я досчитаю до пяти, мы откроем глаза и превратимся опять в мальчиков и девочек. Один, два, три, четыре, пять, открываем глазки».

16 2. Упражнение на релаксацию «Стряхнуть брызги». Дети учатся встряхивать расслабленными кистями рук. 3. Упражнения для развития мелкой моторики «Кулак ребро ладонь». На столе, последовательно сменяясь выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8 10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. 4. Дыхательные упражнения: а) повторить упражнение «Горячий чай»; б) упражнение «Раздувание костра»: на выдохе подуть в пригоршни рук, раздуть костер. 5. Голосовые и речедвигательные упражнения. а) изобразить, как пищит комар: «з-з-з» (контроль за артикуляцией); б) выполнить упражнение «Комар» в сочетании с речедвигательным упражнением. 6. Речевые упражнения на координацию слова и движения: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении считалки: «Раз два синева! Три четыре солнце в мире! Пять-шесть речки есть! Семь восемь майки сбросим! Девять десять загораем целый месяц!»; б) воспитание спокойного темпа речи при произнесении предложения: «Мне пять лет». 7. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в предложении из четырех слов. Игра «Предметное лото» («У меня серый заяц»); б) воспитание спокойного темпа речи при пересказе рассказа «Варя и чиж». 8. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: мяч, игра «Чудесный мешочек», контурные картинки, шарик.

17 1. Организационный момент. Расслабление. а) Игра «Ветерок». Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, расслабление. Ход игры: дети ложатся на животики на ковер и закрывают глаза. Один из детей гладит всех остальных по спинке он ветерок. Затем дети должны открыть глаза и угадать, кто был ветерком. Желательно, чтобы каждый из детей побывал в роли ветерка; б) расслабленное падение головы по сигналу: вниз опустим, вверх поднимаем. 2. Упражнения для развития мелкой моторики «Кулак ребро ладонь». 3. Дыхательные упражнения: а) повторить упражнение «Раздувание костра»; б) упражнение «Шарик»: дети учатся надувать на выдохе воздушный шарик. 4. Голосовые и речедвигательные упражнения: а) изобразить, как выходит воздух из лопнувшего шарика «шшшш»; б) выполнить упражнение «Шарик» в сочетании с речедвигательным упражнением. 5. Речевые упражнения на координацию слова и движения: а) воспитание спокойного темпа речи в чтении стихотворений под хлопки: Ой, бежит ручьем вода! Нету снега, нету льда! Ой, вода, ой, вода, Нету снега, нету льда! б) воспитание спокойного темпа речи в подвижных играх. Педагог произносит текст, а дети выполняют движения в кругу: Руки в стороны, в кулак, Разожми и на бочок. 5. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в игре «Чудесный мешочек». Предложений может быть столько, сколько в группе детей (У меня красивый шар);

18 б) воспитание спокойного темпа речи в рассказе. 6. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: вата, мяч, игра «Загадка», контурные картинки. 1. Организационный момент. Расслабление: а) игра «Ветерок»; б) упражнение «Мельница»: медленные, плавные круговые движения руками. 2. Упражнения для развития мелкой моторики «Замок». 3. Дыхательные упражнения: а) повторить упражнение «Шарик»; б) упражнение «Елка»: на вдох понюхать ветку ели из рук логопеда. Поднимаясь на носочках вдох, опускаясь выдох. 4. Голосовые и речедвигательные упражнения: а) вой ветра «в-в-в» (следить за правильной артикуляцией); б) выполнить упражнение «Ветер» в сочетании с речедвигательным упражнением. 5. Речевые упражнения на координацию слова и движения: а) воспитание спокойного темпа речи в чтении стихотворения под удары мяча: Друг веселый, мячик мой, Всюду, всюду ты со мной. Раз, два, три, четыре, пять Хорошо с тобой играть. Дать возможность каждому ребенку произнести по строчке. 6. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в игре «Загадка». Логопед читает загадку, дети отгадывают или показывают картинку. б) воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Одураченный Мишка». 7. Итог занятия.

19 ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: мяч, разноцветные картинки. 1. Организационный момент. Расслабление: повторить упражнения го занятий. 2. Упражнения точечного массажа. 3. Дыхательные упражнения: вдох через нос, выдох на «ушибленную руку». 4. Голосовые и речедвигательные упражнения: а) подражание крику гуся: «га-га-га»; б) выполнить упражнение «Гусь» в сочетании с речедвигательным упражнением. 5. Речевые упражнения на координацию слова и движения: а) воспитание спокойного темпа речи в подвижных играх. Дети стоят в кругу, логопед показывает движения, соответствующие тексту: Мы топаем ногами топ, топ, топ! Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп! Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем. Мы руки подаем и бегаем кругом; б) повторить игру из 10-го занятия; в) воспитание спокойного темпа речи при произнесении предложений под мяч: — Я живу на улице.. (ребенок произносит название улицы). 6. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в предложениях из пяти слов: — Вова, дай мне красную шапочку. Дети учатся делить предложения на 2 смысловых отрезка. Кроме того, в этой игре уточняются представления о цвете, так как дети подбирают одинаковые картинки по цвету (красная шапочка, красное платье, красный шарф); б) воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Гуси». 7. Итог занятия.

20 ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: ароматизированный носовой платок, мяч, игра «Детское домино». 1. Организационный момент. Расслабление: а) плавное поднимание расслабленных рук перед собой до уровня плеч и свободное падение рук вниз; б) упражнение «Росток». Дети садятся на ковер, педагог говорит: представим, что мы с вами маленькие семечки сидим в земле и ждем, когда придет весна. Как узнать, что пришла весна? Стало тепло, и пошел дождик (педагог стучит пальцами по спинам детей). Из семечек «появились» росточки (дети вытягивают вверх руки). Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми, они стали настоящими цветами (дети встают в полный рост и разводят руки в стороны). Цветочки греются на солнышке, подставив ему свои листики ладошки. А сейчас каждый скажет, что он за цветочек. (Дети передают друг другу по кругу мяч и говорят, например: «Я роза, а ты кто?») Упражнение завершается тем, что все дети дружно вспоминают, кто из них какой цветок. 2. Упражнения точечного массажа. 3. Дыхательные упражнения: а) повторить упражнение «Елка»; б) упражнение «Платок»: на вдохе понюхать ароматизированный платок, на выдохе произнести «хорошо». 4. Голосовые и речедвигательные упражнения: а) подражание кукушке: «ку-ку-ку»; б) выполнить упражнение «Кукушка» в сочетании с речедвигательным упражнением. 5. Речевые упражнения на координацию слова и движения: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении стихотворений под мяч: Скоком боком, Боком скоком, Скачет гномик мимо окон; б) воспитание спокойного темпа речи в подвижных играх.

21 Дети, сидя на корточках в кругу, произносят хором текст игры: «Стук, стук, молотком, (стучат кулачками об пол) строим, строим новый (встают и соединяют поднятые дом руки в центре, как бы образуя дом). 6. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в предложениях по игре «Картинное домино» («Я ставлю бочку и флажок»); б) воспитание спокойного темпа речи в рассказе «В лесу». 7. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: флакон с духами, мяч, игра «Чудесный мешочек». 1. Организационный момент. Расслабление: а) медленное раскачивание рук по бокам туловища, кисти рук расслаблены; б) упражнение «Росток». 2. Дыхательные упражнения: а) повторить упражнение «Платок»; б) упражнение «Флакон духов»: на вдохе понюхать флакон духов, на выдохе произнести: «Очень хорошо» (можно сначала повторить «хорошо»). 3. Голосовые упражнения: а) подражание мычанию коровы «му-у-у-у»; б) выполнить упражнение «Корова» в сочетании с речедвигательным упражнением. 4. Речевые игры на координацию слова и движений: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении предложений под мяч: — Моя любимая игра (каждый называет свою любимую игру); б) воспитание спокойного темпа речи в подвижных играх. Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения:

22 Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось. 5. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в предложениях при проведении игры «Кто что делает?». Используются картинки, на которых изображены люди разных профессий. Ребенок получает карточку, ведущий спрашивает: «Что делает дворник?» б) воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Мальчики и лягушки». Новый рассказ ПРОГОВАРИВАЕТСЯ под мяч, повторение пройденного без мяча. 6. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: надушенный платок, мяч, картинки со стихотворениями. 1. Организационный момент. Расслабление: а) свободное раскачивание рук вправо-влево, «косим траву». Повторить 5-6 раз; б) упражнение «Росток». 2. Упражнения для развития мелкой моторики рук. 3. Дыхательные упражнения: а) повторить упражнение «Платок»; б) упражнение «Свеча». Исходное положение сидя за столом. — Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом на пальчики, изображающие горящую свечу, задуть её. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 4. Упражнения биоэнергопластики «Птенчики»: рот закрыт, 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. 5. Голосовые и речедвигательные упражнения:

23 игра «Чей домик?». Каждый ребенок находит себе домик. Ведущий подходит и спрашивает: «Чей домик?». Дети отвечают любым звукоподражательным словом и выполняют соответствующее движение. Ведущий отгадывает. 6. Речевые упражнения на координацию слова и движения: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении стихотворения под хлопки: Труба трубит, труба поет, Трубач по улице идет. Трубач трубит в трубу не зря. Сегодня праздник у меня; б) воспитание спокойного темпа речи в подвижных играх «Раз, два, три лови». Повторить игру «Вова, лови». 7. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в стихотворениях. Логопед показывает картинку и читает первую строчку знакомого детям стихотворения: «Наша Таня громко плачет». Дети договаривают; б) воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Костя». План. 1. Чтение логопедом. 2. Вопросы и ответы. 3. Пересказ без мяча. Работа над рассказом будет вестись по этому плану до 30-го занятия. При усилении судорожных запинок ребенок продолжает рассказывать под мяч. 8. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: флакон духов, флажок, игра «Чудесный мешочек». 1. Организационный момент. Расслабление: а) плавное поднимание расслабленных рук над головой и свободное падение рук вниз с раскачиванием по бокам, как маятник; б) упражнение «Дерево». Исходное положение сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте,

24 что вы семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер вы раскачиваетесь, как дерево. 2. Упражнения для развития мелкой моторики рук. 3. Дыхательные упражнения: а) на выдохе произносить: Мои любимые духи (или цветы, которые дети знают); б) упражнение «Свеча». 4. Упражнение биоэнергопластики «Птенчики». 5. Голосовые и речедвигательные упражнения: а) подражание карканью вороны: «кар-кар-кар»; б) выполнить упражнение «Вороны» в сочетании с речедвигательным упражнением. 6. Речевые упражнения на координацию слова и движения. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре с флажками. Дети стоят в кругу и выполняют по сигналу логопеда движения: «Правой вверх, левой вверх» (далее в стороны, накрест, вниз). 7. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в игре «Чудесный мешочек» (в мешочке могут быть любые предметы, даже конфеты); б) воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Ссора Жучки и Кошки». 8. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: пузырек, мяч, игра «Где растет?». 1. Организационный момент. Расслабление: а) идти по кругу шатающейся походкой, уронив голову и руки; б) упражнение «Дерево». 2. Упражнения для развития мелкой моторики рук. 3. Дыхательные упражнения: а) на выдохе подуть в пузырек (при длительном выдохе в пузырьке образуется шум); б) упражнение «Ныряльщик».

25 Исходное положение стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть открыть нос и сделать выдох. 4. Упражнения биоэнергопластики: а) «Улыбка». Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 с, на счет 2 ладонь сворачивается в кулак; б) «Хоботок». Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. 5. Голосовые и речедвигательные упражнения: повторить игру «Чей домик?» 6. Речевые упражнения на координацию слова и движения. Воспитание спокойного темпа речи в игре. Сначала дети хором произносят текст игры, а затем одни произносят, а другие выполняют движения: Моем шею, моем уши, Вытираемся посуше, Не спеша, не спеша, Чистота всего дороже. Мы и зубы чистим тоже. 7. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи при проведении игры «Где растет?» Если нет специального лото, то можно подобрать по 4 рисунка растений или плодов леса, сада, поля, огорода; б) воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Лев и мышь». 8. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: яблоко, мяч, игрушки из пластмассы или резины для игры «Угадай, чего не стало?». 1. Организационный момент. Расслабление: а) погрозить соседу указательным пальцем, стоя лицом друг к другу. По сигналу ребенок поворачивается спиной к соседу, а грозит другому; б) упражнение «Дерево».

26 2. Упражнения точечного массажа. 3. Дыхательное упражнение «Ныряльщик». 4. Упражнение биоэнергопластики «Улыбка». 5. Голосовые и речедвигательные упражнения. Игра «Прогулка в лесу». Рассказ «ведёт» логопед, а дети произносят подходящие по смыслу звукоподражания, выполняют движения. 6. Речевые движения на координацию слова и движения: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении считалки: Петушок, Петушок! Покажи свой кожушок! Кожушок горит огнём! Сколько пёрышек на нём! Раз, два, три, четыре, пять Невозможно сосчитать! б) воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре. Дети выполняют движения по сигналу логопеда. Руки выше подними, А потом их опусти, Раз, два подними, Три четыре опусти. 7. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в игре «Угадай, чего не стало?». Логопед кладёт на стол 3 4 игрушки, предлагает детям их запомнить и закрыть глаза. Затем логопед одну игрушку убирает. Ребёнок отгадывает и называет пропавшую игрушку; б) воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Жучка». 8. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: мандарин, мяч, короткие стихотворения, картинки. 1. Организационный момент. Расслабление: а) медленное поднимание и опускание рук из положения, когда одна рука вверху, а другая внизу; б) упражнение «Тряпичная кукла и солдат».

27 Исходное положение стоя, выпрямившись и вытянувшись в струнку как солдат. — Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой. 2. Упражнения точечного массажа. 3. Дыхательные упражнения: а) понюхать мандарин; б) упражнение «Ныряльщик». 4. Упражнение биоэнергопластики «Улыбка». 5. Голосовые и речедвигательные упражнения. Игра «Прогулка в лесу». 6. Речевые упражнения на координацию слова и движения. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре. Дети стоят в шеренге. На расстоянии 7 шагов от шеренги кладется флажок. Дети по очереди прыгают к флажку на одной ноге, произнося на каждый прыжок: Прыг — скок, прыг — скок, Вот мой флажок! 7. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи при повторении на память 1-2 строк стихотворения, прочитанного логопедом. Логопед читает 2-3 строчки из знакомого детям короткого стихотворения и показывает к ним иллюстрации; б) воспитание спокойного темпа речи при пересказе сказки «Лиса». 8. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: дидактическая игра «Где растет?», флажки, мяч.

28 На этом и следующих занятиях расслабление, дыхание и голосовые упражнения проводятся в виде короткой зарядки. Отбираются упражнения из предыдущих занятий. Во втором цикле занятий больше внимания уделяется речевой работе с текстами рассказов, сказок, инсценировкам. 1. Речевые упражнения на координацию движения и речи: а) воспитание спокойного темпа речи в подвижных играх по сигналу логопеда: Руки шире разведи, А потом опять сведи. Раз-два разведи, Три-четыре сведи; б) воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре. Текст произносится хором. На слова «поднимаем» дети поднимают флажки вверх и держат их все время чтения текста. Мы красивый флаг поднимем И крикнем все «Ура!» Да здравствует родная, Российская страна! 2. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в игре «Где растет?»; б) воспитание спокойного темпа речи в процессе работы над рассказом «Орел и обезьяна». План. 1. Чтение рассказа по абзацам логопедом. 2. Пересказ рассказа по абзацам детьми. 3. Пересказ всего рассказа детьми (по данному плану проводится работа с текстом до 52-го занятия). 3. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: мяч, игра «Квартет». 1. Расслабляющие, дыхательные, голосовые упражнения. 2. Речевые упражнения на координацию слова и движения: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении стихотворения под мяч.

29 С этого занятия детей учат произносить текст стихотворения под мяч, делая бросок только в конце строки, чтобы сформировать умение делать паузу в конце строки. Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет, Птичка летала, Птичка играла, Птички уж нет; б) воспитание спокойного темпа речи в подвижных играх. Игра «Яша и Маша». Дети образуют круг, из играющих выбирают Яшу и Машу. Они ходят по кругу с завязанными глазами и зовут друг друга. Игра заканчивается, когда они найдут друг друга по звуку голоса. 2. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в игре «Квартет». Дети выбирают картинки животных, птиц, грибов, овощей, фруктов. Затем они по очереди обращаются к ведущему: «Ира, дай мне, пожалуйста, рыжую лису». Игра заканчивается, когда один из ребят соберет 4 картинки одной тематической группы; б) воспитание спокойного темпа речи в процессе работы над рассказом «Четыре бабочки». 3. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: мяч, флажки, игра «Разноцветные картинки». 1. Расслабляющие, дыхательные, голосовые упражнения. 2. Речевые упражнения на координацию слова с движением: а) воспитание спокойного темпа речи в подвижных играх. Дети стоят в кругу с флажками в руках. Под счет до 4 они поднимают и опускают флажки: «1-2 поднять, 3-4 опустить». Сначала считает логопед, потом сами дети. Повторить игру 26-го занятия;

30 б) воспитание спокойного темпа речи при произнесении стихотворения под мяч (мяч передается в конце строки): Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой. Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой. 3. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи при проведении игры «Разноцветные картинки». Ребята подбирают по 4 разноцветных картинки: голубой шар, голубую ленту, голубую шапку, голубую кепку; б) воспитание спокойного темпа речи в процессе работы над рассказом «Петух и краски». На 35-м занятии можно инсценировать сказку. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: мяч, игра «Веселые музыканты», пластилин. 1. Расслабляющие, дыхательные, голосовые упражнения. 2. Речевые упражнения на координацию слова и движения: воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре. Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук на правой ноге. Левая нога отставлена назад. Очень трудно так стоять, Ручки в стороны держать. И не падать, не качаться, Друг за друга не держаться! 3. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи при проведении игры «Веселые картинки» и «Веселые музыканты». Дети берут по очереди картинку и рассказывают: «У меня нарисована кошка». Каждый должен набрать по 4 картинки (одной тематической группы). Затем взять картинку с изображением музыкального инструмента и произнести: «Моя кошка играет на балалайке, дудке, гармошке, барабане»;

31 б) воспитание спокойного темпа речи в процессе работы над рассказом «Дружба». 4. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: картинки для составления загадок. 1. Расслабляющие, дыхательные, голосовые упражнения. 2. Речевые упражнения на координацию слова с движением. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре «Цапля». В процессе игры необходимо следить, чтобы ребенок, отправленный за пирожком в противоположный угол комнаты, прыгал на одной ноге, а возвращался, прыгая на другой ноге. Выбираются 2 игрока. Один из детей говорит: «Цапля, цапля, пусти в уголок!» Цапля отвечает: «Поскачи на ножке, вон по той дорожке. Принеси пирожок, пущу в уголок!» 3. Настольные речевые игры: а) воспитание спокойного темпа речи в самостоятельном составлении предложений. Игра «Составь загадку по картинке». Сначала логопед учит, как составляются загадки. Показывая картинку кошки, говорит: «Серенькая, пушистая, её боятся мыши. Кто это?». После показа нескольких картинок раздает их детям, просит составить загадки. Дети не должны видеть картинки друг у друга. Например: «Рыжая, хитрая, кур ворует». «По двору ходит, кричит ку-ка-ре-ку»; б) воспитание спокойного темпа речи при пересказе рассказа «Вот так кроватка». 4. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: сюжетные картинки. 1. Расслабляющие, дыхательные, голосовые упражнения. 2. Речевые упражнения на координацию слова с движением: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении считалки:

32 «Паровоз, паровоз, Что в подарок нам привез? Я привез цветные книжки, Пусть читают ребятишки. Я привез карандаши, Пусть рисуют малыши!» б) воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре «Вова, иди сюда, я нашел бабочку». Все дети становятся в шеренгу. Один ребенок встает на противоположную сторону комнаты и обращается к первому ребенку в шеренге: «Вова, иди сюда!». Тот, кого назвали, бежит к нему и зовет следующего. Игра продолжается, пока все дети не перебегут на противоположную сторону комнаты. Повторить игру из 28-го занятия. 3. Речевые настольные игры: воспитание спокойного темпа речи в процессе работы над рассказом «Зайчик и его друзья». 4. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: мяч, пластилин, игра «Магазин». 1. Расслабляющие, дыхательные, голосовые упражнения. 2. Речевые упражнения на координацию слова с движением. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре. При проведении этой игры дети произносят текст и выполняют соответствующие движения: Мячик мой, лети высоко! Мячик мой, лети далеко! По полу катись быстрей, В пол ударься поскорей! Повторить игру из занятия Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи при самостоятельном составлении предложений в игре «Магазин» (используются любые игрушки, лото, домино, книги). Из детей выбирается один продавец, а остальные покупатели. Происходит беседа между покупателем и продавцом, дети покупают подарки мамам, бабушкам. Каждый приходит в магазин один раз, чтобы не затянуть игру;

33 б) воспитание спокойного темпа речи в инсценировке «Лиса и крот». 4. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: игра «Веселые музыканты». 1. Расслабляющие, дыхательные, голосовые упражнения. 2. Речевые упражнения на координацию слова и движения. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре «Аисты, бабочки, лягушки». Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук. По сигналу логопеда «Аисты!» дети становятся на одну ногу, по сигналу «Лягушки!» приседают на корточки, по сигналу «Бабочки!» машут крыльями. Повторить игру «Цыплята». 3. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в игре «Веселые музыканты» (см. 36-е занятие); б) воспитание спокойного темпа речи в инсценировке сказки «Колобок» в лицах (без волка и лисы). На 45-м занятии прибавить разговор с волком и лисой. 4. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: мяч, игра «Кто что делает?» 1. Расслабляющие, дыхательные, голосовые упражнения. 2. Речевые упражнения на координацию слова и движения: а) воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре. Дети идут по кругу, на счет 1-2 поднимают обеими руками мяч над головой, на счет 3-4 опускают вниз; б) воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре «Вова, иди сюда». 3. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи при проведении игры «Кто что делал?» (см. 18-е занятие);

34 б) воспитание спокойного темпа речи в процессе работы над рассказом «Почему осел ревет?» (на 47-м занятии провести инсценировку). 4. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: игрушки для игры «Угадаю, чего не стало». 1. Расслабляющие, дыхательные, голосовые упражнения. 2. Речевые упражнения на координацию слова с движением: а) воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре. Дети стоят в кругу. По сигналу логопеда «вверх» бросают мячи обеими руками вверх, «вниз» в пол, «вправо» поворот вправо, мяч в пол, «влево» в левую сторону, «назад» поворот, мяч в пол, «вперед» исходное положение; б) воспитание спокойного темпа речи при проведении игры «Синичка». Выбирают, кто будет синичкой. «Синичку» сажают на высокий стул, как на ветку дерева. Дети издалека хором спрашивают синичку: — Ты, синичка, где жила? Ты, синичка, где была? Синичка отвечает: — Все летала по лесам, Все сидела по кустам. 3. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в игре «Угадай, чего не стало?» (26-е занятие); б) воспитание спокойного темпа речи в процессе работы над сказкой «Зайкин огород». 4. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: картинное лото, пластилин. 1. Расслабляющие, дыхательные, голосовые упражнения. 2. Речевые упражнения на координацию слова с движением.

35 Воспитание спокойного темпа речи при проведении игры «Аист» (занятие 44). Повторить игру 14-го занятия «Мы топаем ногами». 3. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи при произнесении предложения в игре «Домино» (занятие 16); б) воспитание спокойного темпа речи в процессе работы над сказкой «Рыжик». 4. Итог занятия. ЗАНЯТИЯ Материалы и оборудование: игра «Магазин», флажок, пластилин. 1. Расслабляющие, дыхательные, голосовые упражнения. 2. Речевые упражнения на координацию слова с движением: воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре «Гуси». Все дети делятся на 2 группы и встают друг напротив друга. В момент произнесения последней строчки «га-га-га» дети изображают гусей, размахивают руками (крыльями), летят спасать гусенка. Дети: «Гуси, вы, гуси, серые гуси!» Гуси: «Га-га-га!» Дети: «Где вы летали, кого вы видали?» Гуси: «Мы видали волка, унес он гусенка». Дети: «Гуси, вы, гуси, серые гуси, щиплите вы волка, спасайте гусенка!» Гуси: «Га-га-га!» 3. Речевые настольные игры: а) воспитание спокойного темпа речи в игре «Магазин»; б) воспитание спокойного темпа речи в инсценировке «Старый лесник»: Первый: — «Дедушка, голубчик, сделай мне свисток». Второй: — «Дедушка, найди мне беленький грибок». Третий: — «Дедушка, ты хотел мне нынче сказку рассказать». Четвертый: — «Дедушка, ты посулил мне белку поймать». Дедушка: — «Ладно, ладно, детки, дайте только срок. Будет вам и белка, будет и свисток».

docplayer.ru