Логопедия заикание белякова дьякова

Логопедия заикание белякова дьякова

Регуляцию эмоционального состояния у заикающихся связывают главным образом с нормализацией мышечного напряжения. Многочисленные клинические наблюдения и экспериментальные исследования выявляют тесную связь эмоционального состояния с мышечным тонусом. Существуют экспериментальные данные, которые свидетельствуют о том, что разным типам эмоционального состояния соответствует достаточно определенная локализация мышечного напряжения. Так, при депрессии особо выражено напряжение в дыхательной мускулатуре и диафрагме, при выраженном чувстве страха прежде всего напрягаются мышцы, обеспечивающие фонацию и т.д.

Распространение возбуждения при эмоциональном стрессе связано с включением гормональных и медиаторных механизмов, которые прежде всего реализуются через гипоталамо-ретикуляторные структуры мозга. Через эти механизмы центральной нервной системы осуществляется координация соматических и вегетативных проявлений эмоциональных реакций (частота пульса и дыхания, усиление потоотделения и пр.), а также поддерживается тонус мышц. В свою очередь, снижение мышечного тонуса меняет функциональное состояние гипоталамуса, а значит, и уменьшает вегетативные проявления эмоциональных реакций.

В практике давно известно, что расслабление мышц ведет к эмоциональному покою. Именно эти наблюдения лежат в основе методик обучения сознательному регулированию эмоционального состояния путем расслабления тонуса скелетной мускулатуры.

Существует много систем регуляции эмоционального состояния с помощью произвольного изменения напряжений мышц. Эти системы получили название аутогенной тренировки.

Основным методическим приемом аутогенной тренировки является расширенная формула спокойствия, которая включает в себя мышечную релаксацию и регуляцию вегетативных функций.

Заикающимся свойственно высокое эмоциональное напряжение как в ожидании речевого общения, так и в его процессе. Помимо этого, для взрослых заикающихся характерно наличие патологических эмоциональных состояний в определенных типичных ситуациях: разговор по телефону, обращение к официальным лицам и т.д. В эти моменты заикающиеся, как правило, испытывают сильное сердцебиение, краснеют или бледнеют, не в состоянии подавить волнение, что влияет на качество речи. В связи с этим при реабилитации заикающихся более успешным является применение специализированных вариантов аутогенной тренировки (А.И. Лубенская, 1974).

Методика проведения аутогенной тренировки существенно зависит от возраста заикающихся. Для взрослых заикающихся рекомендуется овладение специализированной аутогенной тренировкой в полном ее объеме, в то время как дети дошкольного возраста овладевают, как правило, лишь элементами мышечной релаксации.

Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д. Это достигается путем использования различных игровых упражнений. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным. Упражнения на напряжение-расслабление можно давать в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата. С этой целью можно использовать следующий комплекс релаксационных упражнений.

Предисловие

Настоящая книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов и логопедов. Она направлена на совершенствование подготовки педагогических кадров и логопедической помощи заикающимся. Материал книги соответствует программе и учебным планам для отделения логопедии дефектологических факультетов.

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского.

В настоящее время интерес к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученых из стран всего мира. Регулярно издается международный специальный журнал “Fluen y Disorders” (“Нарушение плавности”), который также посвящен этой монопроблеме. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.

В отечественной логопедии разработан оригинальный подход в оценке клинической картины заикания. Выделение двух клинических форм заикания — невротической и неврозоподобной — позволяет наиболее полно оценить не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности как в начальный период развития заикания, так и при его хронификации. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других случаях — с невротической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невротизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложнейшим патологическим процессом, который может сопровождать человека всю его жизнь.

В настоящее время от логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знаний клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические и психолого-педагогические данные о заикающихся, что и определяет направление реабилитационных, а также профилактических мероприятий.

Настоящая книга представляет собой попытку освещения актуальных для широкой логопедической практики различных аспектов изучения заикания. В своем изложении авторы опираются не только на данные литературы, но и на результаты многолетних исследований, проведенных в “Лаборатории патологии речи” ВНИИ им. В.П. Сербского и на кафедре логопедии Московского педагогического государственного университета.

Структура и расположение четырех глав книги соответствует основной ее задаче — способствовать усвоению студентами учебной программы по курсу “Заикание”.

В первой главе учебника “Основные механизмы устной речи” даны представления о ее анатомо-физиологических механизмах. Дается краткое описание дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата; представлены основные структуры ЦНС и их функции, обеспечивающие речевую деятельность; даны акустические характеристики устной речи, которые, как правило, нарушаются при заикании.

Современные представления о системной организации речи изложены через описание функциональной системы речедвигательного акта. Анализ нарушения программы действия (устная речь) через призму представлений о функциональной системе дает возможность выделить то звено патогенеза, которое ведет к заиканию.

В этой же главе описаны возрастные особенности функциональной системы устной речи. В ней обоснована возрастная неустойчивость речедвигательных стереотипов в дошкольном возрасте, объясняются причины избирательной непрочности речевой системы при воздействии различных вредоносных факторов.

Глава вторая посвящена собственно заиканию: его феноменологии, этиологии, клинической и психолого-педагогической характеристикам заикающихся с невротической и неврозоподобной формами заикания.

Сегодня многие специалисты, работающие в области заикания, считают, что успешная практическая работа по реабилитации заикающихся едва ли возможна без тщательной клинической и психолого-педагогической дифференциации заикающихся. В данной главе выделены наиболее актуальные для широкой логопедической практики вопросы дифференциальной диагностики. В этой же главе представлен анализ заикания с психолингвистических позиций, поскольку такой анализ позволяет рассмотреть в едином комплексе нарушение речевого процесса при заикании от замысла до моторной реализации высказывания. В конце главы дан современный взгляд на некоторые патогенетические механизмы заикания с обоснованием основных направлений коррекционного воздействия при разных формах заикания.

Третья глава посвящена основным направлениям комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся. В ней раскрыто основное содержание задач логопедической работы. В связи с этим подробно освещен ряд логопедических технологий: торможение патологических речедвигательных стереотипов; регуляция эмоционального состояния; развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие просодической стороны речи; развитие планирующей функции речи. Логопедические технологии раскрыты через содержание конкретных приемов и упражнений.

В этой же главе подробно освещаются вопросы психолого-педагогического обследования заикающихся разных возрастов, а также представлены различные авторские системы комплексных психолого-педагогических воздействий (Власова Н.А., Pay Е.Ф., Селиверстов В.И., Чевелева Н.А., Миронова С.А., Андронова Л.3., Некрасова Ю.Б., Шкловский В.М. и др.). Глава завершается описанием методов профилактики заикания.

Глава четыре посвящена организации учебного процесса по курсу “Заикание”, что позволит как студентам, так и преподавателям оптимизировать учебный процесс по данной проблеме.

Учебник по разделу логопедии “Заикание” заканчивается практически материалом, который отражает разнообразные аспекты практической работы с заикающимися.

Учебник рассчитан на студентов дефектологических факультетов, логопедов, психологов и врачей.

pedlib.ru

Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012

Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012.

Учебное пособие создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» (квалификация «бакалавр»).
В учебном пособии рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики, подробно проанализированы клиническая и психолого-педагогическая характеристики невротической и неврозоподобной форм заикания, изложены современные подходы к реабилитации заикающихся, впервые интегративно представлены логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся, даны методические разработки организации учебного процесса для студентов и практических работников, осваивающих данный раздел логопедии. В учебном пособии представлена авторская позиция по проблеме заикания.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть интересно логопедам, психологам, врачам, лицам, страдающим заиканием, и их родителям.

АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ.
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность психофизиологических, ситуационных, потребностно-мотивационных и экстралингвистических показателей. Этот комплекс в конечном счете и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом.

Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Поскольку интонация определяет иерархию элементов языка в высказывании, речевая интонация и эмоциональное состояние человека тесно связаны. Речь без интонации невнятна и непонятна. Интонация представляет собой одну из важнейших сторон устной речи. Прежде всего она отражает коммуникационные намерения говорящего, его эмоциональное состояние, отношение к предмету речи или собеседнику. С помощью интонации говорящий эмоционально воздействует на слушателя.

Оглавление
Предисловие
Глава 1. Основные механизмы устной речи
1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи
1.2. Акустические характеристики устной речи
1.3. Речевой онтогенез
1.3.1. Этапы речевого развития
1.3.2. Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
1.3.3. Развитие речевого дыхания
Глава 2. Заикание
2.1. Феноменология заикания
2.2. Этиология заикания
2.3. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
2.4. Психолингвистический анализ речи заикающихся
2.5. Некоторые патогенетические механизмы заикания
2.5.2. Патогенетическое обоснование основных направлений комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
Глава 3. Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
3.1. Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
3.2. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся
3.2.1. Охранительный речевой режим
3.2.2. Регуляция эмоционального состояния
3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений
3.2.4. Формирование речевого дыхания
3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
3.2.6. Развитие просодической стороны речи
3.2.7. Развитие внутреннеречевого планирования
3.2.8. Инструментальные методы воздействия
3.3. Воздействие на личность заикающихся
3.4. Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников
3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
3.5. Профилактика заикания
Глава 4. Организация учебного процесса по курсу «Заикание»
4.1. Организация деловых игр
4.2. Анализ логопедического занятия
4.3. Задания для самостоятельной работы
4.4. Контрольные вопросы и задания по курсу «Заикание»
Практический материал, используемый в работе с заикающимися
Приложение 1. Приемы активизации невербальных способов общения
Приложение 2. Специализированная аутогенная тренировка для взрослых заикающихся
Приложение 3. Упражнения для развития речевого дыхания у детей
Приложение 4. Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Приложение 5. Упражнения для работы над голосом
Приложение 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях
Приложение 7. Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

nashol.com

Заикание. Учебник. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова

Заикание. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова.

Заикание проявляется в непроизвольных остановках, запинках во время речи. неоднократное повторение отдельных звуков или слогов в потоке речи также относится к основным симптомам заикания. Кроме того, при заикании человек может неестественно растягивать речевые звуки, как гласные, так и согласные. .В случае неврологического вида заикания симптомами также бывают повышенное чувство тревожности и страх перед предстоящей речью.

В предлагаемом учебнике подробно рассматриваются проблемы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных научных достижений логопедии, психофизиологии, коррекционной педагогики. В учебнике проанализированы клинические аспекты и психолого-педагогическая характеристика двух форм заикания: невротической и неврозоподобной. Достаточно полно изложены современные подходы к реабилитации и социализации заикающихся, впервые предложены специально разработанные логопедические технологии формирования и закрепления нормальной плавной речи у заикающихся.

В учебнике даны новые методические разработки организации учебного процесса для студентов дефектологических факультетов и практикующих логопедов. В книге представлена интересная авторская позиция по проблеме заикания.

Учебник необходим студентам, аспирантам, может быть интересен логопедам, врачам, лицам, страдающим заиканием и родителям заикающихся детей.

Автор:Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова.
Название: Заикание.
Издательство: Academia, 2003
Вид издания: Хрестоматия
Формат: doc
Размер: 1,61 mb

На эту статью оставлено 2 комментариев

Отличный учебник по заиканию. Классика отечественной логопедии.Все достаточно подробно под одной обложкой. Отличный формат. Вряд ли он только будет полезен лицам с заиканием, разве что в ознакомительных целях. Заикание насколько я знаю не лечится. А за книгу спасибо.

Заикание бывает нескольких видов. Некоторые, имеющие органику проводящих путей не лечатся, а неврозоподобные формы без судорог лечению поддаются. Хорошо помогает пение и дыхательные упражнения.

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

logoped.name

Книги по логопедии 2

Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов

Он приходит в новый дом

С яркой краской и ведром. Дети медленно поднимают и опускают правую руку (на акцент), изображая движения маляра.

Приложение ? 7. Логопедический массаж при заикании (Методика логопедического массажа модифицирована Е.А. Дьяковой)Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическим, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействиями. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

Массаж выполняется в основном в области головы, шеи и верхнего плечевого пояса. При проведении логопедического массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи, а также область распространения черепно-мозговых нервов. В особенности важно четко представлять область иннервации тройничного и лицевого нервов.

При заикании принято использование в основном двух видов массажа: сегментарного и точечного, а также их сочетаний.

Методика сегментарного массажа

Сегментарный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, обеспечивающие речевую деятельность.

Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении.

Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать «Детским» кремом или использовать «Детскую присыпку».

Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно назначают 10-20 процедур. Длительность процедуры может варьироваться в зависимости от возраста пациента и неврологической симптоматики. Обычно массаж начинается с 5-7 минут и может доводиться до 20-25 минут. При хроническом течении заикания рекомендуются повторные курсы массажа.

Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание.

Можно начало массажа предварять фразами, которые способствуют успокоению, расслаблению.

«Успокаиваешься, отдыхаешь. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ты спокоен и расслаблен. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Твои мышцы расслаблены. Ты отдыхаешь. Тебе хорошо и спокойно». Голос логопеда при этом должен быть тихим, мягким, успокаивающим.

Оптимальны следующие положения тела при сегментарном массаже:

1. положение заикающегося на спине, руки вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой находится небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Специалист занимает положение за головой пациента.

2. поза – полусидя, в кресле с высоким подголовником. Специалист занимает положение за спиной пациента.

Основные приемы сегментарного массажа:

1. поглаживание: а) поверхностное поглаживание;

б) глубокое охватывающее поглаживание.

4.вибрация или поколачивание.

5. плотное нажатие.

1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Он чередуется с другими приемами и заканчивает каждый массажный комплекс. Значимость приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.

Поглаживание подразделяется на поверхностное и глубокое (охватывающее). В виде вспомогательного приема используется «граблеобразное» поглаживание.

а) Поверхностное поглаживание

Это наиболее мягкий, щадящий прием. Ладони специалиста расслаблены. Прием применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

б) Глубокое поглаживание – более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко «заложенных» мышц и сосудов, тем самым оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Глубокое поглаживание надо осуществлять в доступных для изолированного воздействия мышцах.

в) «Граблеобразное» поглаживание в основном используется при массаже волосистой части головы. При выполнении этого движения пальцы широко разведены. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание– выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус. Прием выполняется подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью. Движение осуществляется в прямом или спиралевидном направлении.

3. Разминание – максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, разминания тканей. Массажные движения выполняются в продольном, поперечном, но чаще в спиралевидном направлениях.

4. Вибрация или поколачивание. Оказывает различное воздействие. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая – снижает их тонус.

Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды. Движения могут проводиться одной рукой, двумя руками одновременно или последовательно параллельно с двух сторон. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей.

5. Плотное нажатие. Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы. Можно использовать в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые «биологически активные точки». Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов массажа осуществляется дифференцирование, в зависимости от распределения тонуса мышц.

При заикании в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. В меньшей степени используются остальные приемы.

Самостоятельно отдельные приемы в практике массажа, как правило, не применяются, а используются в виде комплексов приемов.

Диагностика состояния мышц

Для правильного выбора приемов и дозировки корригирующего логопедического массажа для заикающихся необходимо определить состояние тонуса мышц:

– мышц шеи и верхнего плечевого пояса;

Это устанавливается путем: а) осмотра; б) пальпации; в) выполнения динамических и статических упражнений, используемых при обследовании состояния указанных групп мышц пациента.

Необходимо учитывать эмоциональное состояние заикающегося и его личностные особенности.

КОМПЛЕКС МАССАЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРИ ЗАИКАНИИОбщие указания к проведению расслабляющего массажа

1. Массаж производится в медленном темпе.

2. Расслаблению мышц способствует музыкальное сопровождение (тихая музыка с медленным, плавным ритмом) или проговаривание логопедом, проводящим-массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.

3. Массаж должен вызывать у заикающегося приятные ощущения тепла и покоя.

4. Руки массажиста должны быть обязательно теплыми.

Расслабление мышц шеи

У заикающихся часто отмечается выраженный тонус в мышцах шеи и верхнего плечевого пояса. Расслабление мышц шеи рефлекторно снижает тонус корня языка, способствует активизации движений нижней челюсти (снятие «мышечных зажимов»).

Рекомендуется проводить следующий комплекс массажных движений:

1) Медленно поглаживать шею ладонями

обеих рук сверху вниз:

а) в области горла переменно то правой, то левой рукой (избегая надавливания на область щитовидной железы);

б) от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечной впадины (снимает тонус с грудинно-ключично-сосцевидной мышцы). 2) Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку, руки скользят по боковой части шеи вниз до подмышечной впадины (снимают тонус с трапециевидной мьшщы).

Дополнительно после массажа можно использовать упражнения, способствующие расслаблению шейных мышц:

а) голову уронили вперед – «уснули’;

б) голову слегка запрокинули; из этого положения движения вправо-влево и вниз.

в) голову опустили, затем «уронили».

Расслабление лицевой мускулатуры

1) Массаж начинается от середины лба по направлению к вискам (рис. 1).

Вариант движения: от середины лба к ушным раковинам (рис. 1а).

2) Вторым направлением расслабляющего массажа является движение от бровей к волосистой части головы. Движения производятся обеими руками равномерно с обеих сторон (рис. 2).

В точках окончания движения производится незначительное нажатие пальцами.

3. Движение от подбородка с двух сторон к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха (рис. 3).

4. Движение от спинки носа к ушной раковине (рис. 4).

5. Движение от середины верхней губы до ушных раковин (рис. 5 ).

6. Движение от средней линии лба вниз через височные впадины по щекам к середине подбородка (рис. 6).

7. Поглаживание от середины подбородка по нижней губе, по носогубной складке, по боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, закончить движение легким прижатием кожи (рис. 7).

Эти движения выполняются в основном указательным, средним и безымянным пальцами. Каждое движение заканчивается легким нажатием подушечками пальцев в фиксированных местах окончания движения. Движения ? 3, 4, 5 повторяются с использованием приема легкой вибрации.

Массаж для расслабления круговой мышцы глаза

1. Поглаживание подушечками второго и третьего пальцев обеих рук; одновременно скользить от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Дойдя до внутренних углов глаз, вторым и третьим пальцами легко скользить по брови по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках (рис. 8).

2. Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко (рис. 9).

Расслабляющий массаж мышц губ

Проводятся легкие движения в следующих направлениях:

1. По верхней губе от угла рта к середине (рис. 10).

2. По нижней губе от угла рта к середине (рис. 11).

3. От середины верхней губы на подбородок (рис. 12).

4. Указательные и средние пальцы логопед располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные (рис. 13).

5. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта (рис. 14).

6. Вторым и третьим пальцами легкое постукивание круговой мышцы губ по часовой стрелке(рис. 15).

Массажные движения проводятся при различном положении рта: закрытом, и слегка приоткрытом.

Осторожно захватить гортань большим, а также указательным и средним пальцами и производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа заикающийся может пропевать гласные звуки.

Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса массажа может быть следующая:

2) мышцы верхнего плечевого пояса;

3) мимическая мускулатура;

5) область гортани.

С заикающимися проводится главным образом массаж, направленный на расслабление мышц и устранение так называемых мышечных зажимов.

Этот вид массажа (расслабляющий) благотворно воздействует, главным образом, на заикающихся с невротической формой речевой патологии.

При неврозоподобной форме заикания нередко отмечаются остаточные паретические

явления в артикуляционной мускулатуре, которые могут быть выражены как спастичностью, так и вялостью артикуляционных мышц.

В особенности часто эти явления наблюдаются в мышцах языка. В этих случаях в комплекс массажных движений включается специальный дифференцированный массаж пораженных мышц.

Методика точечного массажа (Массаж биологически активных точек)

Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии.

Основной целью специального точечного массажа при заикании являются:

– релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов;

– нормализация эмоционального состояния заикающихся.

Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах или мышцах.

Одним из условий эффективности точечного массажа служит правильное определение локализации биологически активной точки (БАТ).

При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, мышцы, сухожилия, кости и пр.

Приемы точечного массажа для детей те же, что и для взрослых, но надавливание на точки не должно быть интенсивным.

Основные приемы точечного массажаОсновными при коррекции заикания являются два приема:

1. Поглаживание – подушечкой указательного, среднего или безымянного пальцев производят круговые движения в области БАТ, при этом прилагаемое усилие не должно вызывать смещения тканей.

Движение должно осуществляться медленно и непрерывно, что способствует расслаблению мышц.

2. Разминание – производят вращательное движение с надавливанием, палец не должен смещаться с проекции точки. Частота вращения 30-60 оборотов в минуту.

Поскольку для заикающихся основной задачей является релаксация мышц, участвующих в речевом процессе, то воздействия на точку производятся следующим образом: надавливание на точку подушечкой пальцев осуществляется легко, вращательные движения должны быть медленными, плавными, по часовой стрелке, около 30 сек с постепенным увеличением силы давления. Затем следует слегка ослабить силу давления. Не убирая палец, можно сделать остановку на 1-2 сек и повторять движения 3-4 раза, так что воздействие на одну точку может продолжаться в течение 3-5 мин. После того, как палец снят с точки, на коже не должно быть заметной ямки.

Рассмотрим БАТ в комплексе по принципу воздействия:

Комплекс БАТ 1 – снятие напряжения с мышц артикуляционной мускулатуры (рис. 16):

а) одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе;

б) одиночная точка в центре подбородочно-губной складки;

в) парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

Комплекс БАТ 2 – связан с состоянием мышц глотки и гортани. Способствует снятию напряжения с голосового аппарата (рис. 17):

а) точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;

б) точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.

БАТ 3 – связана с состоянием мышц глотки, гортани и корня языка, способствует расслаблению данных мышц (рис. 18). Массировать аккуратно, так как легко возникают неприятные ощущения.

Точка располагается на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости.

БАТ 4 – способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис. 19).

Точка на середине наиболее выступающей части подбородка.

Комплекс БАТ 5 – способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис. 20):

а) парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти;

б) парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.

Комплекс БАТ 6 – направлен на регуляцию ритма дыхания и снятие напряжения с мышц верхнего плечевого пояса (рис.21):

а) точка находится на уровне ладони,приложенной к ключицам;

б) точка на уровне расположения сосков в центре грудины;

в) парные точки находятся в образующемся углублении при положении сведеннь1х плеч.

Комплекс БАТ 7 – точки общего действия, воздействуют на мышцы голосового аппарата, повышают работоспособность при умственном утомлении (рис. 22):

а) парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большебедровой кости на 4 поперечных пальца у переднего края большеберцовой мышцы;

б) парные точки между I и II пястными костями, ближе к середине II пястной кости, в ямке.

БАТ 8 – «точка жизни».

Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на «прямом проборе» – там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин (рис. 23).

При проведении точечного массажа необходимо учитывать следующее:

1) На первых сеансах массируют не более 3-4-х точек, постепенно увеличивая их количество.

2) Симметричные точки массируют попарно и одновременно.

3) Точечный массаж рекомендуется сочетать с сегментарным.

4) Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.

В редких случаях он может составить заключительный этап занятия.

5) Массаж рекомендуется проводить курсом: между 1 и 2 курсом перерыв 2 недели; между 2 и 3 перерыв может составлять около 3-х месяцев. Курсы повторяются каждые 3-6 месяцев. Процедуры следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого курсом, не должен превышать 3-х дней.

6) Ребенок во время точечного массажа должен быть расслаблен и спокоен. Точечный массаж при заикании полезно проводить на фоне релаксации. Для этой цели можно использовать специально подобранную музыку, а также проводить массаж на фоне аутогенной тренировки.

Список литературы1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.-1975.

2. Арутюнян Л.3. Как лечить заикание. М. – 1993.

3. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых. // Заикание. Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. М. – 1983. С. 180-221.

4. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

5. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М.– 1992. С. 3-20.

6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. ? 3, 1993. С.88-94.

7. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.-1997. С. 156-169.

8. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М. – 1966.

9. Блысина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуля-торных расстройств. С-Пб. – 1995.

10. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.Б. М– 1992. С. 76-87.

11. Буль П.И. Основы психотерапии. Л. – Медицина. – 1974.

12. Вербовая Н.П., Головина О.М.,Урнова В.В. Искусство речи. М. –1977.

13. Вессарт О.В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании. // Сб. Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации. М. – 1986. С. 37-45.

14. Вильсон Д.К.. Нарушения голоса у детей. М. – 1990.

15. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. – 1959.

16. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М. – 1983.

17. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.

18. Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М.-1984.

19. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М. – 1960.

20. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.,1958.

21. Групповая психотерапия. Под ред. Карвасарского Б.Д., Ледера С. М. – 1990.

22. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. Л. –1970.

23. Драпкин Б.3. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков. // Клиника и терапия заикания. М. – 1984.

24. Дьякова Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Л.И.Беляковой. М.-1992. С.38-50.

25. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

26. Заикание у подростков. Книга для логопеда. Из опыта работы. // Сост. Буянов М.И. – М. – 1989

27. Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. – 1992.

28. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. М.-1974.

29. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда // Ред. сост. В.И. Селиверстов. М., 1987.

30. Калачева И.О. Использование семей ной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием.// Заикание: проблемы теории и практики. М.-1992. С. 100-107.

31. Клиника и терапия заикания. Под ред. Г.В. Морозова. М.– 1984.

32. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара. Методические рекомендации. Сост.: Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Лубенская А.И» Оганесян Е.В. М.– 1980.

33. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М. – 1985.

34. Кочеткова И.И. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М. – 1989.

35. Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. БеляковойЛ.И.-М.-1992. С.126-141.

36. Кузьмин Ю.М. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений. // В сб.: Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. Сб. научн. трудов. 1989. С. 5-24.

37. Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. М., 1975. – С.3-22.

38. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

39. Лечебно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими заиканием (методические рекомендации). Сост.:

Н.А. Власова, И.О. Калачева, А.А. Макровская. М. – 1979.

40. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. М. – 1989.

41. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. С.-Пб. – 1994.

42. Лурия А.Д. Основы нейропсихологии. М. – 1973.

43. Методы групповой психотерапевтической работы с больными, страдающими заиканием (методические рекомендации). Сост.:

Шкловский В.М., Кроль Л.М., Михайлова Е.Л.. М. – 1985.

44. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. // Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р.Е. М. – 1975. С. 23-135.

45. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. // М. – 1988.

46. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л. – 1960.

47. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореаби-литации заикающихся. Автореф. дисс. д-ра психологических наук. М., 1992.

48. НосенкоЭ. Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев.– 1981.

49. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа для специальных дошкольных учреждений. М. – 1983.

50. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика. М.– 1998.

51. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.

52. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам.М. – 1995.

53. Pay Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. М. – 1965.

54. Pay Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников. // Психотерапия в дефектологии. Сост. Вайзман Н.П. М.– 1992.

55. Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М. – 1995.

56. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. / Методические рекомендации. М. – 1997.

57. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. – 1992. С.20-37.

58. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. //М.-1994.

59. Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб. 1889.

60. Станишевская Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием. // В сб.: Клиника и терапия заикания. Сборник научн. трудов. Под ред. Морозова Г.В. М., 1984.-С. 98-106.

61 Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. М. – 1965

62 Чевелева Н А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения М – 1978

63 Чистякова М И. Психогимнастика М – 1990.

64 Шкловский В.М Заикание М – 1994.

65 Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М – 1974 С. 197-209.

66 Ястребова А В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы Пособие для учителей-логопедов М – Просвещение 1980.-С. 5-14

logopediya.com