Логоритмические заикании

Содержание:

Логоритмические заикании

Полезно обучать заикающихся петь песни без музыкального сопровождения. Такое пение способствует развитию слухового внимания, чистоте дикции и звука голоса.

Сначала заикающиеся поют в сопровождении фортепиано (мелодия чуть подыгрывается), затем поют вместе с педагогом и, наконец, самостоятельно, без музыкального сопровождения.

При работе с заикающимися всех возрастов можно использовать мелодекламацию. Отбор стихотворных и прозаических текстов производится с учетом возраста, состояния речи, развития музыкальных способностей, этапа коррекционной работы. Музыка, сопровождающая чтение, выразительное рассказывание, диалог или хоровое декламирование, должна соответствовать содержанию текста, помогать раскрытию сюжета, образа, персонажей произведения.

4. ЗАВИСИМОСТЬ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗАИКАЮЩИХСЯ ОТ ЭТАПА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Воспитание правильной бессудорожной речи у заикающихся осуществляется постепенно: от облегченных ее форм до самостоятельной, эмоциональной речи в значимых для заикающихся жизненных ситуациях. Естественно, что в комплексном воздействии на заикающихся логопедическая ритмика зависит от задач логопедической коррекции. Методика занятий по логопедической ритмике с заикающимися дошкольниками в соответствии с этапами преодоления заикания разработана автором.1

Задачи периода ограничения речи (молчания и шепотного общения): воспитание общей произвольной моторики и мышц лица; речевого дыхания; слухового внимания и слуховой памяти; зрительного внимания и зрительной памяти; произвольного поведения путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания; работа над паузацией во фразе, произнесенной шепотом; активизация и пополнение словаря по следующим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты» — и их вариантам.

На логоритмических занятиях, в связи с задачами логопедического воздействия, проводятся безречевые упражнения и игры. Дается материал для развития мимики лица, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для ориентировки в пространстве, подражательности, общей и тонкой произвольной моторики и т.п. Проводятся этюды на данные логопедом темы, в которых двое заикающихся молча движениями, мимикой, пантомимикой показывают развитие сюжета темы. Этюды разыгрываются под музыкальный аккомпанемент и без него. На занятиях в этот период полезно слушание инструментальной и вокальной музыки в записи, в исполнении мастеров искусств. Тематика музыкальных произведений должна отражать темы логопедических занятий. Например, если логопедическое занятие проводится на тему «Осень» или отражает ее варианты («Овощи и фрукты», «Богатый урожай», «Лес осенью», «Лесные звери в осеннем лесу», «В лес по ягоды пошли», «Убираем урожай» и т.д.). то логоритмическое занятие включает слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осень», мелодекламации по произведениям М. Пришвина, В. Бианки в исполнении педагога, отработку движений, имитирующих едущий поезд, машину; упражнения на регуляцию мышечного Тонуса в ситуации погрузки ящиков с овощами на машины в поле и разгрузки машин в овощном магазине и т.п. Логопед вводит детей в тему занятия так, чтобы оно проходило по единому сюжету, а логоритмические средства, сменяя друг друга, раскрывают сюжет. Как логопедическое, так и логоритмическое занятия носят обучающий характер. Дети учатся слушать логопеда, выполнять его указания, но сами при этом молчат. Логопед (музыкальный руководитель, воспитатель) говорит с детьми шепотом.

pedlib.ru

Использование логопедической ритмики как средства реабилитации речедвигательной сферы дошкольника при заикании

Использование логопедической ритмики как средства реабилитации речедвигательной сферы дошкольника при заикании

Исходя из того, что коррекционная работа с заикающимися детьми должна затрагивать и развитие речедвигательной сферы, эмоционально-волевой сферы, можно предположить, что в системе коррекционных занятии с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место должны занимать физические упражнения, логопедическая ритмика.
Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патоло­гией [9;с.8].
Итак, объектом логопедической рит­мики является ребенок с речевой патологией, предметом — многообразные нару­шения психомоторных функций и систе­ма движений в сочетании с музыкой и словом, целью — преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Нарушение ритма речи затрудняет общение ребенка, имеющего расстройства слуха и речи, с нормально говорящими людьми. Воспитание, развитие или восстановление нарушенного ритма движений и речи приближает ребенка к среде говорящих людей.

Занятие ритмикой развивает внима­ние (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции — тех процессов, которые помогают ребенку воспринимать все окружающее и закреплять получаемые впечатления, быстро реагировать на сигналы извне для установления связи с окружающей средой. В итоге все эти навыки будут содействовать как усвоению учебного материала, так и успешному осуществлению любой другой целена­правленной деятельности.
Таким образом, ритмика способствует общему развитию и обучению ребенка.
В задачи логопедической ритмики входят:

  • организация детского коллектива с целью развития навыков движения в коллективе;
  • выработка умения сосредоточить внимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное);
  • выработка ответной двигательной реакции на звуковой и зрительный раздражители;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умения переключаться с одной деятельности на другую) [9; с.9-10].
  • Коррекционная направленность логоритмических занятий обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи.
    Поскольку все логоритмические заня­тия служат целям коррекции речи, движения и личности ребенка, то их программа должна быть согласована с этапа­ми логопедической работы. Для соблюдения принципа постепенного усложне­ния заданий практический материал следует распределять в определенной последовательности:

  • Ритмическая разминка.
  • Общеразвивающие упражнения.
  • Пение.
  • Музыкально-ритмические движения, игры, танцы.
  • Речевые упражнения.
  • Слушание музыки.
  • Такая последовательность заданий обеспечивает оптимальное напряжение (с подъемом к середине занятия) и пра­вильное чередование физической и пси­хологической нагрузки в упражнениях.
    Занятия рекомендуется проводить 1 — 2 раза в неделю по 40 минут для старших и не реже 2-х раз по 30—35 минут для младших детей. Количество детей в груп­пе не должно превышать 10—12. При подготовке и проведении занятий необ­ходимо учитывать:

    • вид речевого нарушения;
    • все особенности личности, с ним связанные;
    • особенности музыкальной деятельности, также обусловленные речевым нарушением;
    • возрастные особенности;
    • определяемые периодами логопедической работы последовательность и усложнение заданий.

    Для заикающихся детей с невротической формой заикания основное внимание уделяется воспитанию точности, переключаемости, завершенности движений. Особое место отводится упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использованию с этой целью меняющегося разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений. Работа по развитию артикуляционной мото­рики начинается с вызывания по подражанию гласных зву­ков, логопед старается при этом снять у ребенка излишнее напряжение губных мышц, вызывать у него свободно льющиеся гласные звуки. При произнесении согласных звуков в слоге внимание ребенка сосредотачивается на гласном звуке. Занятия с заикающимися детьми с невротической формой речевой патологии не должны быть длительными по времени.
    Заикающиеся дети с неврозоподобной формой заикания нуждаются в длительной по времени тренировке двигательных реакций с постепенным переходом после полного усвоения предложенного материала к другому виду упражнений. В обучении необходимо возможно более широко использовать наглядный показ двигательных задач; повторение инструк­ций до полного усвоения. Начинать следует с простейших ритмов и упражнений, доводя их до совершенства; постепенно переходить к упражнениям со сменой темпа и ритма.
    Таким образом, мы можем говорить о том, что эффективность логопедической ритмики определено следующим. Развитие артикуляционной моторики начинается с выработки четких артикуляционных поз. Фиксируется внима­ние на работе мимической мускулатуры. Параллельно (по необходимости) может вестись коррекция звукопроизношения. Постановка звуков осуществляется с привлечением активного внимания ребенка на процесс произнесения и восприятия своей речи, включающий зрительный и кинестезический контроль. Автоматизация поставленных звуков может осуществляться в работе над плавным непрерывным звучанием голоса в слоговых сочетаниях, словах и т. д.
    Развитие темпо-ритмических характеристик моторики в целом (общей, тонкой, артикуляционной) успешно достигается под музыкальное сопровождение, т. е. в процессе логопедической ритмики. Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексном коррекционном воздействии при преодолении заикания.

    Cписок литературы

  • Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. М.: Логопедия, 1993 – 159с.
  • Асатиани Н.М., Калачева И.О., Баранова М.А. Роль психотерапии в процессе комплексного лечения детей с заиканием // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. — №10. — Т.81.— 1981. — С.1544-1547.
  • Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педагогических институтов по специальности «Логопедия». — М.: В.Секачев, 1998. — 301с.
  • Белякова Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. — 2001. — № 4.-С.49-53.
  • Богданов Н. Н. Дерматоглифические маркеры заикания // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С. 73-83.
  • Визель Т.Г. Особенности ритмико-смысловых координаций как одна из проблем логопсихологии // Специальная психология. – 2007. — №3. – С.26-33.
  • Власова Н.А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 т. Т.1. — М., 1997. – С.517-519.
  • Власова Н.А., Гернцейштейн Э.Н. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 т. Т.1. — М., 1997. – С.436-439.
  • Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985. – 220с.
  • Волкова Г.А.Заикание и дизонтогенез // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 т. Т.1. — М., 1997. – С.549-553
  • Ворошилова Е. Л. Система работы с заикающимися дошкольниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — № 2. — С. 31-36.
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием

    Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием дает свои положительные результаты.

    Иванова Д.А.
    ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»
    Научный руководитель — к.ф.н., доцент Н.П. Хрящева

    Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.

    Возникая в сенситивный период развития, заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию.

    В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, построенная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.

    Поэтому тема исследования «Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием» является актуальной.

    Цель исследования – определение целесообразности использования логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием.

    В экспериментальном исследовании приняла участие девочка шести лет, страдающая заиканием.

    Исследование осуществлялось в 3 этапа.

    I. На констатирующем этапе эксперимента мы провели обследование ребенка, по результатам которого было сделано заключение о том, что заикание клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.

    II. Формирующий этап эксперимента предполагал разработку и апробацию системы коррекционной работы с использованием логоритмики, направленной на снижение уровня заикания.

    III. Занятия по логопедической ритмике проводились 2 раза в неделю и находились в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляла 30 минут.

    Каждое логоритмическое занятие включало 3 части:

    1. Вводная часть . Цель: воспитание ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе.
    2. Основная часть . Цель: развитие речевого и неречевого дыхания, голоса, просодических компонентов речи, артикуляции и дикции, чувства ритма, темпа.
    3. Заключительная часть . Цель: снижение общей, физической и психологической нагрузки, возврат ребенка в спокойное состояние после двигательной и речевой нагрузки.

    На логоритмических занятиях нами применялся разнообразный материал: игры со словом и пением, коммуникативные игры, а также различные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, для развития чувства темпа и ритма, четкой переключаемости движений, на развитие речевого и неречевого дыхания, голоса и артикуляции.

    Контрольный этап эксперимента позволил оценить эффективность проделанной работы. Было проведено повторное обследование ребенка, которое показало, что девочка стала осознанно следить за соблюдением пауз в речи, судорожные запинки встречались в редких случаях, частые дополнительные вдохи прекратились. Речь ребенка стала плавной, темп речи умеренный, не торопливый, говорит нараспев.

    Таким образом, использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием дает свои положительные результаты.

    logoportal.ru

    Логоритмические игры и упражнения для дошкольников по возрастам

    Логоритмические игры — это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Они включают в себя музыкальные, двигательные и игровые занятия. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педагогической деятельности в дошкольных учреждениях, а также в школе.

    В картотеке упражнений можно найти занятия для разных возрастов и групп. Особое значение имеют логоритмические игры для детей с ОВЗ. Зная особенности детей, можно выбрать подходящие упражнения, соответствующие их возрасту и развитию.

    Выполнять логоритмические игры следует в определенное время ежедневно.

    Логоритмические игры для детей 3-4 лет

    В этом возрасте важно научить ребенка составлять смысловые предложения, закреплять ориентировку в пространстве, чувствовать свое тело и управлять им. Таким образом, проводя логоритмические игры, нужно обращать внимание на развитие общей моторики и чувства ритма. Подойдут музыкальные игры, упражнения с хлопками и совмещение с артикуляционной гимнастикой.

    Упражнение

    Ветер дует громко в уши, (губы трубочкой, тянут звук «уууу»)

    Облака плывут над сушей. (машут руками над головой, тянут звук «оооо»)

    Пошел дождь и даже гномики (стучат по ладошке пальцем)

    Быстро спрятались все в домики (руки «домиком» над головой, приседают) (М.А. Мордвин)

    В этих упражнениях дети учатся подражанию, копированию. Не стоит заставлять учить текст гимнастики наизусть. Достаточно просто повторять его ежедневно. В 3-4 года у ребенка преобладает эмоциональная память, поэтому игры должны носить добровольный характер, вызывать положительные эмоции. Восприятие ребенка переходит от деятельности с предметом к предмету-заменителю, поэтому важно использовать в занятиях такие заменители, предварительно объясняя, что они значат (пример: синие круги — облака, желтые — цыплята).

    Упражнение с предметом-заменителем (кружки — одуванчики)

    Вышли с леса на полянку («идут» ногами, попутно машут руками, как при ходьбе)

    И увидели цветы, (тянут звук «оооо»)

    С круглой шапкой белоснежной (показывают руками шапку)

    Как у старенькой зимы. (тянут звук «уууу»)

    Ты спеши в него подуть. (сдувают с ладошки кружок)

    Быстро с шапкой расстается. (трясут кистями рук сверху вниз)

    Улыбнуться не забудь. (широкая улыбка, не сжимая зубы)

    Короткие игры можно проводить перед прогулкой на улицу или во время водных процедур:

    Моют свои пальчики озорные зайчики. (намыливают руки, протирают каждый пальчик, начиная с большого).
    вытирают лапки сухо и скорей идут на кухню. (вытирают руки, пропрыгивают в строй).

    Таким образом, дети будут заняты полезным делом, а педагогу будет проще организовать их деятельность.

    Логоритмические игры для детей 4-5 лет

    К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.

    Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)

    Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)

    На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)

    И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)

    Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:

    Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)

    Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)

    Кукла Маша уснула. (сопят носом)

    Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:

    — Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)

    У меня есть гребешок. (потрясти головой)

    — Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)

    Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)

    — Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)

    Хвост и грива золотая (потрясти головой)

    Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.

    Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.

    Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.

    Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет

    В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к красивому почерку используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).

    Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)

    Прошла ее пора. (растирают ладони)

    Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)

    И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)

    Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет развитие внимания, концентрации.

    Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:

    Все снежинки ветер кружит, (кружатся)

    Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)

    Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)

    Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)

    Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.

    Логоритмические игры для детей с заиканием

    В логоритмические упражнения для детей с заиканием входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. Дети с нарушениями речи требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:

    В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:

    Маша мыла мылом Милу.

    Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)

    Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)

    Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:

    Рано утром ходят в гости —

    Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)

    Черепаха с толстой тростью

    В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)

    Всех созвал зверей бельчонок,

    Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)

    Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)

    Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)

    Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)

    Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)

    Чтобы в танце покружиться

    Плавно по полу скользя. (кружатся)

    От плавных движений рук к быстрым:

    Прям к земле макушки ели. ( медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)

    В небесах порхает птичка,

    Как над глазиком ресничка ( встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)

    Упражнения желательно выполнять с музыкальным педагогом под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.

    Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.

    Логоритмические игры и упражнения для детей с ОНР

    При ОНР нарушается фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дети с таким нарушением быстрее устают, сложнее усваивают материал, но без нарушения интеллектуальной сферы деятельности. Их эмоциональная сфера подавлена. Занятия логоритмикой направлены на преодоление психологического барьера, социальную адаптацию, и, главное, на исправление речи. Для того, чтобы дети не уставали, занятия проводятся короткие, с быстрой сменой деятельности, но большей эмоциональной нагрузкой:

    Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у груди)

    Поглядеть который час. (прикладывают руку ко лбу, как-будто вглядываются вдаль)

    Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши)

    Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны)

    Материал повторяется в несколько раз больше, чем при работе с обычными детьми. Большая часть игр направлена на пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь:

    Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу.

    Соответственно, в играх должно присутствовать немалое количество музыкальных вставок и песен. Для укрепления мышечного тонуса используются подвижные игры. Важно развивать память, воображение. Для этого можно позволять детям самим придумывать движения или игры. В логоритмике обязательно должны присутствовать артикуляционная и пальчиковая гимнастика, танцы, гимнастика:

    Собрать пальцы в кулак, поочередно разгибать их. Каждый пальчик трут от основания к кончику.

    пять друзей все время рядом

    Назовем их все, ребята:

    Сбоку, словно часовой

    Этот палец звать «Большой».

    Указательный с ним рядом

    Всем покажет то что надо.

    Лучший друг его соседний

    Называется он «средний».

    У него есть постоянный

    Друг с названием «безымянный»

    А мизинчик меньше ростом,

    Отыскать его так просто.

    После большой нагрузки проводятся релаксационные упражнения с дыханием для снятия физической и эмоциональной нагрузки:

  • Вдох-выдох. Глубокий вдох носом. Глубокий выдох горлом.
  • Поочередное дыхание животом-грудью.
  • Были мы голодные, спрятались животики (втягивают живот)
    Мы поели каши сладкой, животы теперь в порядке (надувают живот)
  • Все занятия должны приносить радость и вызывать желание в них участвовать.

    Игры для логоритмических занятий с больными афазией

    В зависимости от классификации афазии подбирается определенный комплекс логоритмических игр. Так как при афазии происходит распад всех функций речи, как внешней, так и внутренней, то занятия проводятся с большей тщательностью и продолжительностью. Важно научить больного распознавать обращенную к нему речь и реагировать на нее. Так же большое внимание уделяется эмоциональной сфере больных афазией и помощь в умении выразить просьбы. Занятия основываются на остаточных умениях больных. Занятия начинаются с пассивных упражнений, постепенно усложняясь. Ускоряется темп и ритмика. Особое внимание уделяется кистям рук:

    Дорога закрыта. (кисти сомкнуты пальцы вверх, тянут кисти руки на себя)

    Полицейский открыл дорогу. (кисти вместе, пальцы от себя, делают ровную «дорогу»)

    Машины разъехались по сторонам. (кисти разводятся в стороны)

    Постепенно можно начинать использовать счетные упражнения и игры:

    Раз, два, три, четыре, пять! —

    Мы идем с тобой искать,

    Взяв корзинку с угощением,

    В лампе прячется один —

    Ото всех волшебный джинн.

    У него два младших брата —

    Два веселых акробата.

    В цирке лампу ты потри

    И их станет сразу три.

    В их руках четыре гири —

    Нет сильней их в целом мире.

    Мы похлопали в ладоши

    И пошли есть пять пирожных.

    Игры следует подбирать с учетом возможностей больного, расширяя его словарный запас и развивая сенсомоторику. Положительное влияние оказывают игры с использованием диалога (например, «Съедобное — несъедобное», «Назови цвет» и далее усложняя диалог). Большое внимание уделяется письму. Нужно научить рисовать линии под определенную музыку. Использовать стоит различные материалы: карандаш, кисть, фломастер и пр.

    В логоритмических играх стоит уделять внимание координации движений и ритмичности. Полезны игры на ориентировку в пространстве (кружение, ходьба с закрытыми глазами, ходьба по шнуру). Речевые упражнения должны проговариваться четко и внятно. Они могут быть как групповыми, так и одиночными. Логоритмические игры должны проводиться целенаправленно, от 20-ти минут в день. Заключительные упражнения включают в себя постановку дыхания, расслабление мышечного тонуса и снятие эмоциональной нагрузки.

    Об авторе: Браун Анастасия Сергеевна, олигофренопедагог.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    Понравился материал?
    Хотите прочитать позже?
    Сохраните на своей стене и
    поделитесь с друзьями

    Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

    pedsovet.su