Массаж при заикании для детей

Содержание:

Как помочь ребенку справится с заиканием с помощью массажа?

Добрый день, дорогие читатели нашего сайта! В продолжение темы массажа мы сегодня затронем тему детского заикания. У многих из нас ребенок страдает подобным нарушением речи, а кто-то и сам помнит, как стеснялся выступать на публике из-за этой проблемы.

Казалось бы, какая связь между нашей речью и физиотерапией, и как массаж при заикании у детей поможет восстановить нормальную функцию речи? На самом деле связь есть, и достаточно прочная. Для начала давайте разберемся, что представляет собой заикание и почему оно возникает у детей.

В чем заключается механизм заикания?

Как известно, мы можем говорить благодаря работе речевого центра головного мозга, который еще называют центр Брока. С речевым центром связан артикуляционный аппарат (язык, губы, небо, голосовые связки) и мышцы лица, которые мы задействуем, когда говорим.

Заикание не связано с органическим поражением речевого центра или артикуляционного аппарата. Механизм заикания заключается в неврологических нарушениях, при которых наблюдается чрезмерная возбудимость нервов речевого аппарата и нарушенная активация речевого центра головного мозга.

Причины заикания могут быть различные:

  • нервные перегрузки у ребенка (например, если родители взвалили на него слишком много – школа, кружки, спортивная секция);
  • психологическое напряжение и стрессы (ссоры в семье, развод родителей);
  • врожденные особенности работы нервной системы – чрезмерная возбудимость, повышенная тревожность, чувствительность к внешним раздражителям;
  • наследственная предрасположенность.
  • Мальчики в три раза чаще страдают заиканием. Почему так происходит, ученые не дают ответа. Но если у вашего ребенка наблюдается это нарушение речи, ваш долг – помочь ему справиться с ним.

    Если затянуть, то это выльется для малыша неуверенностью в себе, комплексами, необщительностью и другими психологическими проблемами в подростковом и юношеском возрасте. Начинайте действовать прямо сейчас: обратитесь к логопеду или запишитесь на курсы специального массажа.

    Действительно полезен ли массаж при заикании?

    Массаж при заикании – это логопедический массаж, который предназначен для устранения неврологического нарушения. Как известно, между нервными окончаниями на коже и различными центрами головного мозга существует прочная связь. Воздействуя на кожу и мышцы, мы косвенно влияем на наш «центр управления полетом», т.е. на мозг.

    И если с помощью массажа можно нормализовать артериальное давление и снять стресс, то почему нельзя различными техниками физиотерапии улучшить работу нашего речевого аппарата?

    Логопеды успешно применяют различные техники лечения заикания у детей от 2 до 6 лет. Используются две основных техники логопедического массажа:

    Параллельно с массажем используются различные виды консервативного лечения: физиотерапия (гимнастика, упражнения), специальные упражнения на артикуляцию. Для снижения возбудимости нервной системы у ребенка прописывают безопасные седативные препараты, которые снижают напряжение и помогают расслабиться.

    Ведь известно, что у малышей, страдающих заиканием, имеются различные психологические проблемы – застенчивость, бурная фантазия, комплексы и другие схожие состояния. Для него важна комфортная эмоциональная атмосфера в доме, малыш не должен быть свидетелем ссор между родителями.

    Кто должен делать логопедический массаж ребенку?

    Все виды массажа в идеале должен выполнять специалист – дипломированный логопед с медицинским образованием. Процедура выполняется вручную в специализированном массажном кабинете. Психологический комфорт во время массажа очень важен, т.к. конечная цель всех процедур – снять нейромышечное напряжение у ребенка.

    Врач, который проводит процедуры, должен нравиться малышу. Процедура проводится в теплом и чистом помещении, перед визитом к логопеду его необходимо проветривать. Руки массажиста должны быть чистыми, ногти – короткими, на кистях рук не должно быть украшений, способных травмировать кожу ребенка.

    Как правильно делается логопедический массаж при заикании?

    Зона воздействия – голова, лицо, шея, мышцы плеч, верхняя часть грудной клетки и спины. Сегментарный массаж заключается на поочередном воздействии на определенные мышцы, которые отвечают за речь. Точечная техника состоит в воздействии на специальные точки на лице, которые способствуют миорелаксации. Эти точки находятся не только на лице, но и на руках, голенях, голове и спине.

    Схема выполнения такова:

  • Ребенок ложится на спину, руки и ноги лежат свободно и расслаблено.
  • Специалист поочередно воздействует на мышцы или точки акупунктуры, отвечающие за артикуляционный аппарат (в области лица и шеи).
  • Сегментарный массаж

    Техника воздействия достаточно простая. На мышцы лица, головы, шеи, плеч и спины специалист воздействует следующими способами:

  • поглаживания – используются в самом начале процедуры;
  • растирания – они активизируют кровообращение и нормализуют проводимость нервов;
  • разминания – активизируют обменные процессы в мышцах;
  • вибрация – снимает напряжение или повышает тонус мышц;
  • нажатия – улучшают метаболизм в мышцах.
  • Для получения эффекта нужно делать каждый день на протяжении 2-3 недель. Первые сеансы длятся не более 5 минут, но постепенно их длительность увеличивается до 20 минут.

    Точечный массаж

    Эта техника воздействия заключается в мягком нажатии подушечками пальцев на точки, находящиеся на лице, а также других частях тела. Специалисты в массажных кабинетах использует технику шиацу, в соответствии с которым активные точки находятся в следующих зонах:

    1. Между бровями.
    2. В области носогубного треугольника.
    3. Возле крыльев носа.
    4. На подбородке.
    5. На мочках ушей.
    6. Под коленной чашечкой.
    7. Над лодыжками.
    8. В волосистой части головы.

    Параллельно с процедурой рекомендуется включить спокойную расслабляющую музыку. Логопед должен спокойно разговаривать с малышом, чтобы ему было комфортно. Делать массаж нужно ежедневно в течение 2-3 недель, после чего нужен перерыв. В общей сложности курсы нужно повторять в течение 2-3 лет, чтобы увидеть положительную динамику.

    В идеале шиацу должен выполнять специалист. Но это достаточно простой вид физиотерапии, и родители при желании могут освоить основные приемы и правила воздействия.

    На этом все, дорогие читатели! Надеемся, что наш материал принесет пользу вам и вашим знакомым, и вы захотите поделиться им с друзьями в социальных сетях. До встречи на новых страницах нашего сайта!

    Занятия с логопедом: заикание. Видео


    sila-massazha.ru

    Массаж при заикании у детей

    Логопедический массаж при заикании у детей назначается педиатром, как кардинальное лечение, так и в составе комплекса дополнительных мер, направленных на устранение дефекта речи. Процедуру осуществляет специалист на коррекционных занятиях посредством профессиональных логопедических методов. Медикаментозное лечение и физиотерапия проводятся параллельно.

    Наиболее распространенными видами воздействия при заикании у детей считаются сегментарный и точечный массаж. Сочетание обоих вариантов, тоже успешно практикуется и дает положительный результат.

    Лечение заикания массажем

    Нарушение речи у детей, заикание, чаще случается в возрасте 3-5 лет. Причины возникновения недуга в каждом случае индивидуальны, зачастую, носят невротический характер. Лечение при заикании у детей назначает только врач. Чем раньше родители обратятся за помощью, тем скорее восстановится речь.

    Одним из распространенных видов воздействия на артикуляцию речи назван массаж. Проецируется тактильное воздействие на область спины, головы, шейного отдела, затрагивается воротниковая зона, плечи и часть грудной клетки. Массаж при заикании, помимо общеукрепляющего действия, положительно влияет на деятельность речевого центра, снимает с мышц излишнее напряжение.

    Противопоказаний к данной процедуре почти не бывает, ее можно делать пациентам любых возрастных групп, положительная динамика наблюдается уже после первого курса. Простые правила общения с заикающимся ребенком помогут избавиться от недуга, а подробное изучение техники лечебного массажа и применение ее на деле, ускорит процесс выздоровления.

    Точечное воздействие

    Точечный массаж дает действительно хорошие результаты. Главным достоинством этого вида лечения является простота выполнения. Родители смогут делать самостоятельно точечный массаж в обычных условиях дома после краткой стажировки у профессионала или просмотра специального видео, где подробно описывается техника выполнения, последовательность действий и обозначены контактные точки.

    Серьезный настрой на долгое лечение, терпение и понимание со стороны взрослых — необходимые условия для выздоровления маленького пациента. Степень нарушения речи у детей, форма заикания, могут отличаться, соответственно, эффект от воздействия на акупунктурные точки, тоже различен.

    Суть акупрессуры заключается в следующем:

    • Надавливание выполняется подушечками пальцев круговыми движениями;
    • Активируются 17 точек, которые располагаются на спине и на лице;
    • Один курс состоит из 15 процедур;
    • Первые сеансы проводятся ежедневно, дальше — через день;
    • За год потребуется пройти курс массажа четыре раза.
    • Родителям нужно знать, если после первого курса произошло улучшение, это не значит, что лечение закончено. Заданное количество необходимо соблюдать для закрепления результата. А в случае, когда долгожданного улучшения не наблюдается, следует проявить настойчивость и не впадать в отчаяние. Бывают случаи, когда заикание усиливается между курсами, тогда не надо выдерживать временную паузу, а по окончании одного курса, немедленно приступать к следующему.

      Техника выполнения

      Данный метод применения массажа носит название «успокаивающий». Надавливание на точку производится подушечками пальцев медленно и очень плавно. Применяется большой, средний или указательный палец. Потом делаются вращательные движения по часовой стрелке на протяжении 30 секунд с постепенным увеличением силы давления. Нельзя проминать место контакта до образования на теле ямки, это неправильно. После ослабления воздействия на точку, следует возобновить надавливание. Контакт, таким образом, происходит три или четыре раза на протяжении пятиминутного отрезка времени. Важно помнить, что резкое нажатие, толчки недопустимы.

      Найти правильно точку, куда производится надавливание, тоже очень важно. Первый раз следует прощупать ее кончиком пальца и надавить. Ребенок в этот момент испытает неприятное ощущение ломоты или даже боли. Факт подтверждает, что точка обозначена верно, но последующие движения массажиста должны быть нежными и осторожными. В случае головокружения у пациента, тактильные действия следует прекратить.

      Когда массируются точки около рта, нужно попросить малыша его приоткрыть, а когда обрабатывается гортань, лучше будет, если ребенок произнесет какой-либо гласный звук. Максимальное расслабление во время сеанса — это конечная цель. Не рекомендуется делать процедуру сразу после принятия пищи или натощак. Кофе, крепкий чай перед началом сеанса, также противопоказаны.

      Сегментарный массаж

      Суть данной процедуры такова: выполняется воздействие на мышцу, которая отвечает у детей за речь. Делать ее необходимо каждый день на протяжении двух или трех недель. Подобный вид воздействия, как и предыдущий, эффективно помогает при заикании. Период лечения, в этом случае, зависит от возраста больного, выраженной симптоматики и характера проблемы. Начинать следует с пяти минут, постепенно доводя до двадцати. Если заикание носит хронический характер, то лечение придется повторить.

      Заключение

      При первых признаках заболевания, родителям следует принять меры. Недопустимо небрежное отношение к выявленной проблеме, так как из-за речевого дефекта ребенок может получить сильнейший психологический зажим, который в дальнейшем выльется в серьезные личностные комплексы. Чтобы не травмировать уязвимую психику малыша, взрослым стоит позаботиться о теплой и дружелюбной атмосфере вокруг.

      На начальном этапе лечения, возможно, потребуется помощь психотерапевта. Далее, восстановлением речи занимаются такие специалисты, как логопед, педиатр, физиотерапевт. Вернуть правильную речь без заикания и затяжных пауз в разговоре удается в большинстве случаев, а профилактические меры по предупреждению речевых дефектов дадут возможность избежать рецидива в будущем.

      lecheniedetej.ru

      Точечный массаж при заикании

      А. И. НАЗИЕВ, врач-рефлексотерапевт,

      Л. Н. МЕЩЕРСКАЯ, кандидат педагогических наук

      В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. Воздействуя на определенные точки акупунктуры, удается снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.

      Родителям, чьи дети заикаются, мы предлагаем освоить навыки точечного массажа, который в отличие от иглорефлексотерапии можно делать самим в домашних условиях.

      Настройтесь на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Их проводят в такой последовательности: между первым и вторым курсами— интервал 2 недели между вторым и третьим— от 3 до 6 месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение 2—3 лет через каждые полгода. Курс включает 15 процедур, причем первые 3—4 процедуры проводят ежедневно, а последующие— через день.

      В зависимости от степени на-20 рушения речи, от формы заикания эффект точечного массажа может быть различным. Бывает, что уже после первого курса наступает некоторое улучшение, а иногда после второго или третьего. Но это не означает, что лечение надо прекращать: повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата. Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаивайтесь, наберитесь терпения. Имейте в виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение — заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут шесть месяцев.

      Точечный массаж при заикании не имеет возрастных ограничений: чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем выше эффект. Заметим в скобках, что взрослый человек, страдающий заиканием, тоже может справиться с этим недугом, применяя такой самомассаж.

      В первый раз, для того чтобы найти правильно нужную точку, нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите: у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты. Такое ощущение называют предусмотренным или преднамеренным. Оно сигнализирует о том, что точка акупунктуры найдена. В процессе массажа ни чувства боли, ни ломоты у ребенка возникать не должно.

      Если при воздействии на ту или иную точку малыш жалуется на боль, надо массировать ее более нежно, осторожно если же возникнет головокружение, прекратите массаж.

      Ребенок во время точечного массажа обязательно должен быть спокойным, расслабленным. Если он устал или возбужден, пропустите процедуру. Нельзя проводить ее натощак или сразу после еды. Не надо давать ребенку крепкий чай, кофе. Это возбуждает нервную систему и снижает эффект массажа.

      Массаж при заикании — как избавиться от заикания дома?

      Рефлекторный массаж при заикании

      Заикание — это достаточно распространенное нарушение речи, сопровождающееся многократным повторением определенных слогов или звуков. От этой проблемы сейчас страдают тысячи людей, большую часть из которых составляют дети. В большинстве случаев, если не вылечить заикание в детстве, то оно будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни, доставляя при этом массу неудобств.

      Массаж стоп сейчас рассматривается как один из самых эффективных способов лечения заикания, который очень широко применяется в терапии наряду с другими методами рефлексотерапии. Точечный массаж имеет множество преимуществ по сравнению с дорогостоящими консультациями квалифицированных докторов и терапевтическими процедурами, которые не всегда приносят желаемый результат.

      Чтобы освоить технику точечного массажа, нужно уделить этому вопросу совсем немного времени. Достаточно ознакомиться с перечнем рефлекторных точек стопы, определить, на какие точки требуется оказывать воздействие, чтобы искоренить нарушение речи. Кроме финансовой экономии, массаж стоп не вызовет у ребенка или взрослого человека, страдающего от заикания, страх говорить. Ведь посещение медицинского учреждения часто провоцирует у детей комплексы, связанные с ощущением неполноценности.

      Массаж стоп выполняется дома, помимо прекрасного лечебного эффекта, он является просто приятной процедурой. Такой массаж можно легко сделать самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. Массаж поможет избавиться от разрывающейся речи, укрепит организм, повысит иммунитет, окажет расслабляющее и антистрессовое воздействие. Соответственно, можно говорить о высокой пользе точечного массажа, как комплексной терапии.

      Учитывая тот факт, что лечебный массаж оказывает благотворное влияние и на психику человека, он поможет избавиться от комплексов, страхов, связанных с личной неполноценностью, позволит человеку чувствовать себя более свободно. Полученные знания, касаемо точечного массажа, можно применять и в дальнейшем для лечения большого числа разных заболеваний.

      Кандидаты медицинских наук, занимающиеся исследованием эффективности точечного массажа, предложили вниманию читателей сотни диссертаций на эту тему. Так, можно ознакомиться с работой доктора медицинских наук Саффиулиной Г.И. http://www.dissercat.com/content/kliniko-neirofiziologicheskaya-kharakteristika-funktsionalnykh-zabolevanii-tsentralnoi-nervn. За основу этой работы были взяты исследования применения рефлексотерапии при лечении заболеваний ЦНС у детей.

      Что надо делать чтобы избавиться от заикания?

      Техника массажа предельно проста и на ее освоение Вам потребуется буквально 2-3 занятия. Никаких специальных знаний по медицине Вам не потребуется. Все что действительно необходимо — Ваши руки, ноги и намерение!

      При заикании необходимо обработать массажными движениями в указанном порядке следующие рефлекторные зоны:дыхательной системы и головного мозга .

      Массаж необходимо проводить 2 раза в день — утром и вечером.

      Важно. Для наилучшего эффекта, рекомендуем разогреть стопу — принять теплую 5ти минутную ванну для ног и провести разминочный массаж голени и стоп.

      Видео-урок по массажу стоп при заикании

      Метод воздействия на рефлекторные зоны при заикании:

    • 1 Дыхательная система — успокаивающий
    • 2 Головной мозг — успокаивающий

      Придерживайтесь рекомендаций и результат не заставит Вас ждать!

      Упражнения при заикании у детей

      Заикание у детей. Лечение бывает разнонаправленным. Если существуют подвижки в функционировании ЦНС, то назначают лекарственные препараты седативного характера, общеукрепляющие, иммуностимулирующие. Этому же способствует и массаж воротниковой области, конечностей (рук, ног, пальцев рук и ног). Подробнее о лечении детей при заикании мы говорили в этой статьей. В этом же обзоре рассмотрим, какие существуют упражнения при заикании у детей.

      Дыхательная гимнастика при заикании

      Дуем долго

      Смысл этих упражнений не только в том, чтобы научиться дуть, а в том именно, чтобы ребенок делал очень глубокий выдох, дул ДОЛГО.

      Пальчиковая гимнастика и массаж рук

      Шары и кольца су джок

      Аппликатор Кузнецова

      Кладем себе на колени аппликатор Кузнецова и вместе с ребенком под стихотворение прижимаем открытые ладошки поочередно тыльной и наружной стороной к аппликатору. Прижимать надо не сильно.

      Массаж пальцев

      Мама должна массировать каждый пальчик ребенка.

      Упражнения на мелкую моторику

      Пальчиковые упражнения при заикании у детей мы подробно вместе с видео разбирали в одном из предыдущих бесед (видео пальчиковая гимнастика ). А еще хотим поделиться находкой-рекомендацией — книгой Пальчиковая гимнастика Узорова и Нефёдовой .

    • Очень хорошая книга, несмотря на ее низкую стоимость.
    • Лучший помощник маме в занятиях с ребенком дома.
    • Просто необходима, если ваш сын или дочь заикаются.
    • Безусловно, будет полезна для общего развития, в том числе и речи, для тех, кто, к счастью, лишен означенных проблем.
    • Незаменима в дороге, в самолете, в поезде, в автомобиле, в различных длительных путешествиях с ребенком.

      Преимущества этой книги:

    • малый вес
    • наглядные крупные, детальные, пошаговые рисунки. демонстрирующие, как надо держать пальцы, выполняя упражнение.
    • К каждому упражнению приведено сопровождающее его стихотворение. что очень облегчает труд педагога и мамы. Детям все нужно преподносить в форме игры и в этой книге это учтено.

      На какой возраст рассчитана книга:

    • Книга может быть использована как пальчиковая гимнастика для малышей. Если ребенок еще не готов выполнять за вами упражнения, просто читайте ему стихи, учите их сами, это вам пригодится чуть позже, когда будете заниматься по этой книге более плотно.
    • Книга, однозначно, может быть использована как пальчиковая гимнастика для дошкольников в том числе и в старшей группе детского сада .

      Эта книга — кладезь на многие годы. Ее актуальность рассчитана более чем на 6 лет постепенного взросления вашего ребенка.

      Упражнения, приводимые в ней, прекрасно подойдут для пятиминутных переменок, проводимых учителями начальных классов. Одним словом, рекомендуем!

      Гимнастика для языка и губ

      Варианты выполнения упражнения при заикании у детей «Толстушки и худышки»: надуваем щеки и втягиваем и/или выпячиваем губы и вытягиваем в ниточку.

    • Выдуваем уголком рта воздух
    • Трубочка-Улыбка

      Просим ребенка сделать губы трубочкой, как хобот у слона и повыть в этот хобот, как воет волк.

      Старайтесь не перегружать ребенка. Не выполняйте все упражнения за один раз. Выполняйте чаще, но понемногу. Можно использовать как переменку между разными видами деятельности.

      Растягиваем губы и произносим протяжный долгий звук ИИИИИИИ…

      Делаем губы трубочкой и учимся свистеть

      Делаем попеременно губы трубочкой и прячем их.

      Учим ребенка цокать, как лошадка. Это очень хорошее упражнение. Дети, у которых короткая уздечка, этот упражнение обычно не получается сразу. Но непременно надо тренироваться. Потому что не всегда надо уздечку подрезать, ее можно растянуть.

      При выполнении данного упражнения, надо следить, чтобы ребенок не вибрировал подбородком, не поднимал его вверх и не опускал вниз. Можно слегка придерживать ребенка за подбородок при выполнении упражнения «Лошадка», либо можно проложить между зубами свой пальчик, обернутый в чистый носовой платок. Этот барьер будет мешать ребенку закрыть рот и предотвратит придвижение нижней челюсти к верхней.

      Прячем поочередно языком верхнюю и нижнюю губу, стараясь, чтобы язык как можно ближе дотянулся до носа, когда закрываем верхнюю губу, и до подбородка, когда прячем нижнюю губу.

      Рот полуоткрыт, язык слегка высунут и разрабатываем язычок, выполняя им вибрирующие движения, воспроизводя звук, похожий на гомон индюков: БАЛ-БАЛ-БАЛ…

      Обезьянка и бульдог

      Делаем поочередно выражение лица, похожее на обезьянку: губы сомкнуты, язык внутри рта спрятан за нижней губой

      Затем перемещаем язык за верхнюю губу (губы по-прежнему сжаты) – это бульдог.

      Язык высунут из рта, распластан на нижней губе (вышел на крылечко погреться) и из такого положения произносим: ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ….

      Из такого же положения думаем на ватку: кладем ватку на нос и дуем из-под высунутого языка.

      Чашечка (из лопатки в чашечку)

      Смысл упражнения в том, чтобы натренировать язык сгибаться чашечкой. Исходное положение, как в упражнении Лопатка. Немного приподнимаем кончик языка вверх и округляем-сгибаем язык с боков, чтобы получилась чашечка.

      Фокус: прячем конфетку

      Прячем язык попеременно за правую и за левую щеку, чтобы получилось, будто у нас за щекой конфетка.

      Широко открываем рот, высовываем язык и поднимаем-опускаем язык за верхние и нижние зубы.

      Из положения Качели язык поднимаем вверх к верхним зубам и произносим звук: ДЭ, ДЭ, ДЭ, ДЭ…, воспроизводим звук, похожий на барабанную дробь. Потом произносим тот же звук, но быстрее, чтобы получилась пулеметная очередь: Д..Д. Д..Д..Д..

      Учтите, упражнение сложное. Ребенку будет тяжело удерживать рот открытым. Поэтому обмотайте палец чистым носовым платком и просуньте между верхней и нижней челюстью, чтобы рот не закрывался.

      Сначала делаем фыркающие звуки губами, а потом языком. Будет получаться так, словно плюемся, но надо потерпеть и закрыть глаза на этическую сторону этого процесса, потому что мы делаем это не ради баловства, а в качестве упражнения при заикании у детей.

      Все упражнения выполняйте вместе с ребенком.

      Массаж носогубной области

      Массировать надо маме область носогубного треугольника у ребенка

    • кулаками имитируем движения, как папа бреется
    • постукиваем
    • покручивание
    • пощипывание
    • растирание
    • похлопывание

      Массаж языка

      Для массажа языка маме необходимо предварительно вымыть руки и взять чистый носовой платок.

      Носовым платком обхватываем язык ребенка и выполняем следующие упражнения:

      Тянем язык в стороны, вширь

      Растягиваем язык вширь – блинчик сжимаем, сгибаем, сворачиваем с боков к центру – пирожок.

      Тянем язык к верхней губе. Ребенку может быть больно. Заранее условьтесь, чтобы ребенок подал вам сигнал, что ему стало больно.

      В гости к подбородочку

      Опускаем язык вниз, подложив под язык палец и огибая, словно бы накручивая язычок на палец.

      В гости к носику

      Язык высунуть, поднять вверх, придержать руками через платочек и открытым ртом пропеть: АААААА….

      Эти упражнения помогают растянуть уздечку.

      Мягкий и твердый звук «Л»

      Учимся произносить слоги:

      При этом надо выполнять такое игровое упражнение:

      Записала Надежда Болгова со слов учителя-логопеда Агентства домашнего сервиса Академия семьи

      КОМПЛЕКС МАССАЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРИ ЗАИКАНИИ

      Общие указания к проведению расслабляющего массажа

      1. Массаж производится в медленном темпе.

      2. Расслаблению мышц способствует музыкальное сопровождение (тихая музыка с медленным, плавным ритмом) или проговаривание логопедом, проводящим-массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.

      3. Массаж должен вызывать у заикающегося приятные ощущения тепла и покоя.

      4. Руки массажиста должны быть обязательно теплыми.

      Расслабление мышц шеи

      У заикающихся часто отмечается выраженный тонус в мышцах шеи и верхнего плечевого пояса. Расслабление мышц шеи рефлекторно снижает тонус корня языка, способствует активизации движений нижней челюсти (снятие “мышечных зажимов”).

      Рекомендуется проводить следующий комплекс массажных движений:

      1) Медленно поглаживать шею ладонями

      обеих рук сверху вниз:

      а) в области горла переменно то правой, то левой рукой (избегая надавливания на область щитовидной железы)

      б) от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечной впадины (снимает тонус с грудинно-ключично-сосцевидной мышцы). 2) Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку, руки скользят по боковой части шеи вниз до подмышечной впадины (снимают тонус с трапециевидной мьшщы).

      Дополнительно после массажа можно использовать упражнения, способствующие расслаблению шейных мышц:

      а) голову уронили вперед — “уснули”

      б) голову слегка запрокинули из этого положения движения вправо-влево и вниз.

      в) голову опустили, затем “уронили”.

      Расслабление лицевой мускулатуры

      1) Массаж начинается от середины лба по направлению к вискам (рис. 1).

      Вариант движения: от середины лба к ушным раковинам (рис. 1 а ).

      2) Вторым направлением расслабляющего массажа является движение от бровей к волосистой части головы. Движения производятся обеими руками равномерно с обеих сторон (рис. 2).

      В точках окончания движения производится незначительное нажатие пальцами.

      3. Движение от подбородка с двух сторон к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха (рис. 3).

      4. Движение от спинки носа к ушной раковине (рис. 4).

      5. Движение от середины верхней губы до ушных раковин (рис. 5 ).

      6. Движение от средней линии лба вниз через височные впадины по щекам к середине подбородка (рис. 6).

      7. Поглаживание от середины подбородка по нижней губе, по носогубной складке, по боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, закончить движение легким прижатием кожи (рис. 7).

      Эти движения выполняются в основном указательным, средним и безымянным пальцами. Каждое движение заканчивается легким нажатием подушечками пальцев в фиксированных местах окончания движения. Движения № 3, 4, 5 повторяются с использованием приема легкой вибрации.

      Массаж для расслабления круговой мышцы глаза

      1. Поглаживание подушечками второго и третьего пальцев обеих рук одновременно скользить от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Дойдя до внутренних углов глаз, вторым и третьим пальцами легко скользить по брови по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках (рис. 8).

      2. Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко (рис. 9).

      Расслабляющий массаж мышц губ

      Проводятся легкие движения в следующих направлениях:

      1. По верхней губе от угла рта к середине (рис. 10).

      2. По нижней губе от угла рта к середине (рис. 11).

      3. От середины верхней губы на подбородок (рис. 12).

      4. Указательные и средние пальцы логопед располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные (рис. 13).

      5. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта (рис. 14).

      6. Вторым и третьим пальцами легкое постукивание круговой мышцы губ по часовой стрелке(рис. 15).

      Массажные движения проводятся при различном положении рта: закрытом, и слегка приоткрытом.

      Осторожно захватить гортань большим, а также указательным и средним пальцами и производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа заикающийся может пропевать гласные звуки.

      Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса массажа может быть следующая:

      2) мышцы верхнего плечевого пояса

      3) мимическая мускулатура

      5) область гортани.

      С заикающимися проводится главным образом массаж, направленный на расслабление мышц и устранение так называемых мышечных зажимов.

      Этот вид массажа (расслабляющий) благотворно воздействует, главным образом, на заикающихся с невротической формой речевой патологии.

      При неврозоподобной форме заикания нередко отмечаются остаточные паретические

      явления в артикуляционной мускулатуре, которые могут быть выражены как спастичностью, так и вялостью артикуляционных мышц.

      В особенности часто эти явления наблюдаются в мышцах языка. В этих случаях в комплекс массажных движений включается специальный дифференцированный массаж пораженных мышц.

      Методика точечного массажа (Массаж биологически активных точек)

      Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии.

      Основной целью специального точечного массажа при заикании являются:

      — релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов

      — нормализация эмоционального состояния заикающихся.

      Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах или мышцах.

      Одним из условий эффективности точечного массажа служит правильное определение локализации биологически активной точки (БАТ).

      При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, мышцы, сухожилия, кости и пр.

      Приемы точечного массажа для детей те же, что и для взрослых, но надавливание на точки не должно быть интенсивным.

      lechitnasmork.ru