Массовая истерия это коллективная реакция людей

Включенное

Согласно Э. Дюркгейму важнейшей функцией разделения труда является …

стимулирование общественных конфликтов

снижение производительности труда

развитие новых технологий

Поддержание социальной солидарности

В ________ обществе происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.

Информационном

Университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и памятники культуры, религиозные общины представляют _____________ сферу общества.

Духовную

Переходные периоды в развитии общества, связанные с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал …

Аномией

Институализированный механизм прекращения брачных отношений называется …

Разводом

Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ресурсами (благами) называется …

Конкуренцией

С точки зрения классификации социальных действий М. Вебера, утренние гигиенические процедуры можно рассматривать как _______________ действие.

Традиционное

Массовая истерия – это коллективная реакция людей на …

Сильный стресс

Такие институты современного общества как суды, образование, армия, производство, политические партии являются примерами ____________ социального контроля.

Прямого

Инвайронменталисты считают возможным смягчить экологические проблемы путем …

Экстенсивного развития

отмены частной собственности

Движение антиглобалистов можно отнести к ______ движениям.

Экспрессивным

Функция культуры, связанная с системой контроля за действиями людей, называется …

Регулятивной

Согласно концепции С. Хантингтона важным фактором социальных изменений является конфликт между …

богатыми и бедными странами

Народами, принадлежащими к разным культурам

С позиций теории модернизации ______ противостоит нововведениям.

Традиция

Согласно концепции культурной динамики П. Сорокина в современном европейском обществе доминирует ___________ культура.

studopedia.ru

Массовое сознание и поведение

  • Предмет и объект социологии
  • Предмет, структура и функции социологии
  • Социология и социологические теории
  • Социальная парадигма
  • Основы социологии
  • Научная социология
  • Структура и уровни социологического знания
  • Социология как наука
  • Уровни социологии
  • Массовое сознание и массовое поведение

    Феномен «массовое сознание» является объектом изучения многих наук — психологии, социальной философии, социологии, политологии. Под массовым сознанием в широком смысле понимают сознание больших масс людей, народа. В более узком значении — это та особая форма обыденного сознания, которая появляется под влиянием определенных средств, прежде всего средств массовой информации.

    В массовом сознании людей выделяются два основных слоя:

  • сознание обыденное, связанное со стихийным отражением минимального набора повседневных, бытовых потребностей и отношений;
  • сознание практическое, включающее в себя весь жизненный опыт человека, — оценки, переживания, убеждения, цели, суждения, базирующиеся на здравом смысле. Именно здравый смысл, содержащий рациональное зерно, не позволяет сознанию оторваться от действительности. В целом массовое сознание. благодаря традиционным формам закрепления, отличается инертностью, консерватизмом, стереотипностью.
  • Массовое сознание имеет следующие особенности:

  • сложность и противоречивость (в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды — прогрессивные и негативные реакции);
  • синкретизм;
  • размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность;
  • эмоциональность;
  • «упрошенное» отражение социальной действительности.
  • Массовое сознание — неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование. Это сознание различных групп людей конкретного общества в конкретно-исторический период, имеющих временную и случайную природу образования. Оно тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью. На конкретно-социологическом уровне понятие «массовое сознание» соответствует общественному мнению.

    Массовое поведение представляет собой стихийную реакцию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их интересы. При этом массовые действия могут быть слабо организованными (погромы, паника) либо достаточно хорошо подготовленными (демонстрации, революции, войны).

    Социологические исследования этих вопросов начались с разработок теорий толпы Г. Лебоном и Г. Тардом.

    Формы массового поведения

    Изучим формы массового поведения

    Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Примерами массовой истерии могут служить средневековая «охота на ведьм», послевоенная «холодная война», процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, массовая нетерпимость к представителям другой национальности.

    Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

    С точки зрения информационной характеристики слухи условно подразделяются на: абсолютно недостоверные, недостоверные с элементами правдоподобия, правдоподобные, достоверные с элементами неправдоподобия.

    С учетом экспрессивной характеристики и типов вызываемой эмоциональной реакции слухи делятся на слух-желание, пугающий слух, агрессивный слух.

    По происхождению слухи бывают стихийные и умышленно сфабрикованные.

    Паника — это такая форма массового поведения, при котором люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные действия, часто мешая и травмируя друг друга. Она случается в экстремальных условиях: пожар, землетрясение, наводнение и т.п. Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а иногда — в погромы.

    Погром — коллективный акт насилия, который предпринимает неконтролируемая и эмоционально возбужденная толпа против собственности или личности.

    Погром представляет собой «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. Таковы, например, погромы, устраиваемые футбольными фанатами после очередных матчей во многих странах Европы, или выступления шовинистических группировок против какой-либо национальности.

    Самым известным примером погрома являются так называемые суды Линча — самосуды, которые толпа белых устраивала над «провинившимися» неграми.

    Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо. Бунт означает неподчинение властям.

    Рассмотрим формы организованного протеста. Если сопротивление — это пассивный способ выражения своего несогласия, то протест — активная форма зашиты своих интересов от посягательств извне. Среди форм организованного протеста выделяются:

  • открытый пассивный протест — невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу;
  • скрытый пассивный протест — подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа вполсилы;
  • открытый активный протест — митинги, демонстрации, забастовки. стачки:
  • скрытый активный протест и сопротивление — террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота.
  • Демонстрация — временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-либо целей или в знак протеста против чего-либо. Она требует предварительного планирования и подготовки. В целом демонстрации способны вызвать необратимые изменения в обществе.

    В заключение рассмотрим еще один тип массового поведения — социальные движения, под которыми понимают коллективные массовые действия, способствующие или препятствующие социальным изменениям. Социальные движения возникают обычно стихийно и отличаются низким уровнем организованности: они не имеют управленческого аппарата и четких уставных требований.

    Существует несколько теорий, объясняющих механизмы возникновения социальных движений. Согласно теории депривации социальные движения зарождаются среди людей, испытывающих какие-либо лишения и поэтому воспринимающих свое положение как невыгодное на фоне других групп. Так, по мнению А. Токвиля (1805- 1859), Великая французская революция произошла потому, что французские крестьяне почувствовали улучшение своей жизни, возбудившее их ожидания. К. Маркс также указывал на роль относительной депривации в формировании социальных движений. Современный исследователь Тед Гарр, основываясь на исторических данных и результатах многолетних исследований, проведенных более чем в 100 странах мира, вывел «меру относительной депривации», представляющую разрыв между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Именно этот разрыв способствует возникновению социальной напряженности в обществе и создает благодатную почву для политического взрыва.

    Согласно теории массового общества социальные движения возникают обычно в обществе масс (по Г. Лебону, в обществе толп), и создают их социально изолированные люди, лишенные чувства личной значимости.

    По теории структурной напряженности, автором которой является Н. Смелзер (р. 1930), развитию социальных движений способствуют шесть факторов:

  • фактор структурной обусловленности — люди начинают задумываться над тем, что в обществе есть серьезные проблемы;
  • структурная напряженность — относительная депривация возникает в случае, если общество не отвечает ожиданиям людей;
  • понимание проблемы — необходима ясная формулировка проблемы, а также причин ее возникновения и путей решения;
  • фактор ускорения — неудовлетворенность людей обычно зреет долго, но к коллективным действиям их может подвигнуть только конкретное событие;
  • мобилизация к действиям — готовность людей к тем или иным действиям определяется высокой степенью их обеспокоенности;
  • недостаточный социальный контроль — успех социального движения зависит от эффективности действия институтов социального контроля.
  • Представители теории мобилизации ресурсов утверждают, что для успешной реализации целей социального движения необходимы два условия: наличие ресурсов и неудовлетворенность людей.

    Согласно культурной теории степень мобилизации людей в социальные движения определяется общностью их представлений о мире, которые придают легитимность их коллективным действиям.

    По теории новых социальных движений глобализация СМИ и новых информационных технологий способствует обретению современными социальными движениями международного характера.

    Следует отметить, что каждая из рассмотренных теорий лишь частично объясняет причины возникновения социальных движений.

    Социальные движения принято классифицировать по различным критериям. Выделяют следующие разновидности социальных движений:

    1. по своей направленности:

  • прогрессивные — обращены в будущее, способствуют формированию новых ценностей, норм, институтов;
  • регрессивные — ратуют за возвращение к старым порядкам, традициям, верованиям;
  • 2. по масштабам предлагаемых изменений:

  • реформистские — выступают за постепенное изменение существующей общественной системы;
  • революционные — стремятся к коренным преобразованиям политического строя и идеологических ценностей общества:
  • 3. в зависимости от стратегии действия:

  • инструментальные — стремятся завоевать политическую власть или оказать на нее давление для достижения своих целей (экологическое движение «зеленых» имеет своих представителей в парламентах многих европейских стран);
  • экспрессивные — добиваются своих прав, применяя различные формы эмоционального воздействия (феминистские движения или движения сексуальных меньшинств);

4. в зависимости от уровня действия:

  • массовые движения с глобальными целями (движения за охрану окружающей среды, против ядерных испытаний, гонки вооружений и т.д.);
  • региональные движения, ограниченные рамками определенной территории (движение против использования полигона в Семипалатинске);
  • локальные движения, которые преследуют конкретные прагматические цели (движение за смещение кого-либо из членов местной администрации);
  • 5. по своим целям и содержанию: общественно-политические, национальные, молодежные, профессиональные, экологические, религиозные, феминистские, правозащитные, пацифистские, культурно-исторические, спортивные и др.

    Таким образом, в современном обществе существует множество социальных движений. Их роль в формировании гражданского общества особенно велика. Как правильно отметил известный польский социолог П. Штомпка. общество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал, должно не только допускать, но и поощрять социальные движения. Общество, подавляющее социальные движения, уничтожает собственный механизм самоулучшения и саморазвития.

    www.grandars.ru

    Массовая истерия это коллективная реакция людей

    МАССОВЫЕ ПСИХОЗЫ И ИСТЕРИИ

    Что меня подвигло на публикацию этого материала на сайте с аномальной начинкой? Анализ. Всесторонний анализ Феномена. А психология толпы здесь играет немалую роль, в чем Вы сможете убедиться ниже. Итак, начнем.

    НЛО: ПОРТ ПРИПИСКИ-ЗЕМЛЯ

    Вл.Гаков «Наука и религия» №7/1986г.

    (отрывок из статьи)

    «. 1938 год, конец октября. Политическое небо над Европой обложено черными тучами. Прошел месяц, как в Мюнхене, где собрались Чемберлен, Даладье, Гитлер и Муссолини, перекраивалась карта Европы. Текст соглашения, получившего название «мюнхенский сговор», был известен, оставалось ждать первых шагов на пути его практического осуществления. Напряженное ожидание перенеслось и за океан. Радиопередачи постоянно перебивались последними новостями из Европы. И когда в половине девятого вечера 30 октября жители Восточного побережья США включили свои приемники и услышали легкую музыку, она мало кого успокоила: нервы были напряжены до предела. Стоило только слушателям расслабиться, как выступление музыкантов было прервано коротким сообщением из обсерватории в Принстоне: местное светило, профессор-астроном заявил о только что замеченных ярких вспышках на поверхности Марса. Затем последовала вторая перебивка музыкального номера, третья, четвертая. Темп нарастал, сообщения становились все более сенсационными — и скоро слушатели начисто забыли об оркестрантах! Вот корреспондент радиовещательной корпорации Си-би-эс («Коламбиа») возбужденно сообщил о падении гигантского метеорита близ деревни Гроверс-Милл, в 8 километрах от Принстона. Репортаж с места происшествия; огромный кратер, человеческие жертвы, толпы любопытных. И, наконец, прозвучало нечто из ряда вон выходящее: «метеорит» оказался на поверку металлическим цилиндром, крышка которого начала медленно отворачиваться и. Читавшие научно-фантастический роман Герберта Уэллса «Война миров» хорошо помнят, что последовало дальше. Но те, кто в тот октябрьский вечер, затаив дыхание, слушали «репортаж» из Гроверс-Милл, как бы начисто забыли прочитанное: там, в книге,- ушедшая в историю викторианская Англия, а сообщали о вторжении марсиан, происходящем прямо под носом, сейчас! Какая уж тут фантастика, когда по радио с обращением к населению выступает не кто иной, как министр внутренних дел! Сбывалось предсказание Чарлза Форта: в штате Нью-Джерси, недалеко от Принстона высадились марсиане. Последствия вторжения, судя по сообщениям радио, были ужасны: тысячи погибших, дезорганизованные, перепуганные марсианскими «лучами смерти» солдаты, разрушенные коммуникации, дороги, заполненные толпами беженцев. И началось неописуемое. Тысячи мужчин и женщин грузили все, что успели взять из ценных вещей, на автомашины и, забыв даже запереть входную дверь, мчались неведомо куда. Подальше от городов, от наступающих марсиан — в леса, на запад, к черту в пекло, лишь бы укрыться от катившегося по пятам ужаса! Телефоны в полицейских участках, в правительственных учреждениях, в больницах трезвонили не умолкая (в ту ночь телефонные линии по всей стране были перегружены впятеро больше обычного) Те, кто верил,- молились, многие же, разуверившись окончательно в чем бы то ни было, истерически приветствовали наступление судного дня «Если мы допустили приход к власти в Германии нацистов, значит, миру все равно крышка» (из интервью, взятого позднее у свидетелей паники) В Питтсбурге женщина пыталась покончить с собой. В Сан-Франциско какой-то доброволец-вояка грозился с оружием в руках пробраться в помещение арсенала, чтобы как следует показать «этим с Марса». В Провиденсе истерический женский голос по телефону требовал от мэра отключить весь свет в городе — чтобы марсиане не заметили Провиденс и прошли мимо. В Бостоне многочисленные свидетели сообщали о пожарах и чудовищных разрушениях И никто как будто не заметил, что по радио передали всего лишь инсценировку научно-фантастического романа Герберта Уэллса Как же так? Ведь накануне многие наверняка просматривали газету, в которой черным по белому значилось «20 00-21 00 — радиопьеса по роману Герберта Джорджа Уэллса «Война миров» Но не вспомнили Более того, во время передачи диктор трижды — в самом начале, в середине и в конце ее — произнес совершенно отчетливо «Дамы и господа! Радиовещательная корпорация «Коламбиа» рада представить вам инсценировку романа Герберта Джорджа Уэллса «Война миров» Но не услышали. Наконец, сама передача изобиловала деталями, которые должны были заставить задуматься. Марсиане стартовали со своей родной планеты, преодолели расстояние в сотни миллионов километров, приземлились, развернули боевые порядки, разбили воинские соединения землян, деморализовали огромные массы населения Восточного побережья США, оккупировали значительную территорию — и все это за три четверти часа! Но никто не задумался. Инсценировку «Войны миров» осуществил на радио вечером 30 октября 1938 года молодой режиссер, по странному стечению обстоятельств носивший ту же фамилию, что и великий романист,- Орсон Уэллс Замысел, конечно, был предерзкий разыграть старый сюжет на новый лад, превратить фантастический роман в репортаж с места событий. И дату — вечер 30 октября — тоже выбрали с умыслом канун Дня всех святых традиционный американский праздник шуток и розыгрышей «Хэллоуин»! Представить себе последствия «радиошутки» в те дни, естественно, никто не мог, однако результат превзошел все ожидания. На следующий день газеты обошел снимок обескураженного Орсона Уэллса, атакуемого репортерами. На лице у героя дня даже не изумление — ужас, искренности которого можно поверить молодого режиссера и других участников сенсационной передачи чуть было не линчевала возбужденная толпа, а в судах уже завертелись маховики многомиллионных дел, заведенных по искам жертв уэллсовской «шуточки» К счастью, гнев толпы утих, и Орсон Уэллс превратился в национальную знаменитость Чуть позже массовой паникой, возникшей в результате радиоинсценировки, профессионально заинтересовались ученые-социологи, психологи и психиатры. И тут мы подходим к самому интригующему моменту в истории двух Уэллсов. К ее, можно сказать, главной «тайне» Сначала в газетах мелькали такие оценки тысячи человек, реально поверивших в истинность происходившего и поддавшихся панике. Потом, в результате собственного расследования полиции и федеральных служб, это количество оценивалось уже пятизначными числами. Но профессиональнее всех подошедшая к делу группа профессора Кантрила из Принстонского университета получила оценки, вообще не укладывающиеся в голове примерно 1,2 миллиона человек’ Повторите еще раз про себя один миллион двести тысяч. Именно столько американцев, по оценке специалистов, буквально — имея уши, не слышало. Но и эти цифры — пока не самое загадочное в истории двух Уэллсов. Потому что примерно треть общего количества поддавшихся панике, как следовало из оценок специалистов, лично засвидетельствовала факт высадки марсиан, боевых действий и тому подобное’ Почти треть — это несколько сотен тысяч видевших и слышавших (не по радио, а собственными глазами и ушами’), как происходило «вторжение» марсиан, и сообщавших об этом «куда следует» — то есть в ближайший полицейский участок, правительственное учреждение, даже больницу Сотни тысяч «независимых» наблюдателей, видевших и слышавших непроисходившее. Вот над чем следует задуматься. Между прочим, в уфологической литературе эту поучительную историю предпочитают не вспоминать. «

    А теперь немного информации о массовых истериях, то что мне удалось накопать в Сети. Интересно, что все случаи имеют медицинский характер. Может быть Вам что-будь попадалось об аналогичных случаях, только с уфологической окраской? Закиньте, пожалуйста по почте или оставьте запись в гостевой книге. Спасибо. А теперь об истериях, массовых.

    Mass Hysteria Blamed for 1998 Outbreak in Jordan

    (Массовая истерия виновна в беспорядках в Иордании 1998г.)

    [11.09.01] ВОЗ: Причиной «осложнений» на прививки в Иордане оказалась массовая истерия. По заявлению ВОЗ, «мистическая болезнь», поразившая 800 иорданских подростков в сентябре 1998 г., была вызвана не побочными эффектами вакцины, а массовой истерией (hysteria — состояние, при котором человек неосознанно копирует симптомы заболевания окружающих, пристрастно выискивая изъяны в собственном самочувствии). Специалисты из Минздрава Иордана, под руководством д-ра Саада Харабшех (Saad Kharabsheh) считают, что средства массовой информации были наиболее весомым фактором, оказавшим влияние на родителей и подростков, поверивших, что они больны вследствие прививки испорченными вакцинами. «Ситуация была довольно запутанной, поэтому единственным, и как оказалось некорректным, источником информации стала передача по телевидению» — отмечают исследователи. — «население поверило в то, что применявшаяся вакцина была негодной и опасной»… 29 сентября 1998 года, на следующий день, после того, как 160 учеников 10-х классов были привиты вакциной аналогичной АДС-М (против дифтерии и столбняка, с уменьшенным содержанием дифтерийного анатоксина), 22 подростка пожаловались на плохое самочувствие и обморочное состояние. «Учителя встревожились, думая о том, что это начало вспышки инфекционного заболевания. Они вызвали наряд гражданской обороны, единственную помощь, которая была доступна в ранний час. После этого все больше и больше детей стали предъявлять жалобы. Реакция средств массовой информации была практически незамедлительной при всенациональном охвате. В этой связи авторы исследования отмечают, что «вероятно, количество детей, подталкиваемых своими родителями обратиться к врачам, было бы гораздо меньшим, чем без информационной шумихи». Всего за медицинской помощью обратились 806 учеников и 122 были госпитализированы. В то время как первые случаи были действительно связаны с побочными эффектами прививки, дальнейшая «эскалация событий» уже не имела отношения к вакцинации. Свою роль сыграл, по всей видимости, такой фактор, как общее настроение подозрительности и недоверия, вызванное неудачной информационной работой правительства в похожей ситуации, когда загрязненными оказались национальные источники водоснабжения. «Можно ли было избежать этого массового психогенного заболевания, если бы информационная ситуация была вовремя взята под контроль? Определенно ответить на этот вопрос нельзя», — пишет в своем отчете д-р Харабшех. — «Однако органы здравоохранения определенно гораздо лучше справились бы с ситуацией, если б имели налаженные контакты с прессой».

    Источник: Bulletin of the World Health Organization 2001;79:764-770.

    Массовая истерия как неврологическое заболевание.

    Массовая вспышка загадочной болезни в 1995 г. в сельском районе Нигерии привлекла внимание мировой общественности из-за своей необычной природы. Заболевание зарегистрировано в школе-интернате, в которой обучаются 600 девочек в возрасте от 12 до 19 лет из данного района. Началом вспышки было внезапное заболевание 16-летней ученицы. У нее развилась слабость в нижних конечностях, и она не могла ходить. Девочку доставили в местную больницу с подозрением на инфекцию. В течение 24 ч с момента заболевания первого ребенка у 22 воспитанниц школы развились те же симптомы. Спустя 1 нед заболели еще 74 девочки, и родители начали забирать здоровых детей домой. Через 10 дней количество больных детей достигло 156, и школу были вынуждены закрыть. Основным симптомом был псевдопарез нижних конечностей. Пациентки жаловались на слабость в ногах, причем у одних была поражена только одна нога, у других — обе. Они либо совсем не могли ходить, либо их походка была неадекватной. Слабости в верхних конечностях не наблюдалось, какие-либо нарушения со стороны центральной нервной системы отсутствовали. Чувствительность нижних конечностей была сохранена, хотя тонус был повышен. Коленные рефлексы были усилены, а локтевые и подошвенные — в норме. Сила мышц не изменилась. Психическое обследование пациентов не выявило признаков психоза. Однако наблюдалось поразительно неадекватное отношение пациенток к заболеванию: девочки не были обеспокоены появлением симптомов — они смеялись и шутили в полном несоответствии с ситуацией. В противоположность этому, родители и школьные власти проявляли серьезную обеспокоенность. Состояние всех девочек нормализовалось в течение 24-484 после поступления в больницу. Все анализы (вирусные, гематологические, люмбальная пункция) были в норме. Через несколько недель после того, как школа была вновь открыта, 30 детей снова заболели и так же быстро выздоровели. Болезнь больше не повторялась. В данном случае налицо все признаки массовой истерии: вспышка ненормальной массовой болезни, не связанная ни с каким физическим расстройством. Кроме того, заболевшие дети неадекватно реагировали на ситуацию. Массовую истерию можно разделить на 2 синдрома: массовая тревожная истерия и массовая двигательная истерия. Массовая тревожная истерия характеризуется эпизодами резкого беспокойства, случается обычно у школьников, причем в отсутствие предыдущего психического напряжения, распространяется достаточно быстро, прогноз благоприятный. Массовая двигательная истерия проявляется нарушениями двигательной функции и имеет неблагоприятный прогноз. Причиной большей части случаев двигательной истерии является сильное психическое напряжение (например, смерть школьного товарища или страх перед отравляющим веществом, находящимся в окружающей среде) за некоторое время до начала заболевания. Описанный случай является нетипичным в связи с отсутствием какого-либо предшествующего психологического стресса, быстрым распространением и относительно благоприятным течением заболевания.

    Литература: Bi-J Psych 1996; 168:633-5.

    тел. (095) 284-7627

    Феноменальные случаи массового психоза.

    В июле-августе 1789 года революционная Франция буквально содрогнулась после того, как «Великий страх» — так называли слухи огромные непобедимые полчища то ли британцев, то ли австрийцев — планомерно овладевал одним населенным пунктом за другим. Парадокс же был в том, что «Великий страх» не имел под собой абсолютно никаких оснований. И тем не мене тысячи людей в разных регионах страны рассказывали друг другу ужасающие истории о злодеяниях оккупантов. Еще более фантастическая паника наблюдалась в 1876 году в китайском городе Нанкин. По городу поползли слухи о невидимых демонах, отрезающих у людей косички. А поскольку последние символизировали покорность маньчжурскому правительству и их отсутствие автоматически означало враждебность по отношению к существующему строю и каралось смертью, то паника быстро охватила Шанхай, Пекин и Гуанчжоу. На протяжении трех лет, пока продолжалось общественное возбуждение, практически каждый иностранец рисковал стать жертвой расправы. Трем принявшим христианство китайцам отрубили-таки головы. В то же время продавцы разнообразных амулетов обогатились благодаря слухам о созданных колдунами летающих и вооруженных ножницами «бумажных людях». Характерным примером массовой паники уже в наше время можно считать появление «козо-coca» — таинственного истребителя животных, который появился в Пуэрто-Рико весной 1995 года. Коллективный психоз возник сразу после гибели большого количества домашней живности: коз, кролей, цыплят. Местные фермеры были особенно напуганы странным методом убийств: все звери умерли от колотых ран, нанесенных неведомым монстром, который затем высасывал кровь. Спустя некоторое время начали появляться свидетельства очевидцев странных убийств. В частности, один полицейский заметил в кустах некого гума-ноида ростом в 1 метр 20 сантиметров. 26 марта 1995 года сразу несколько человек видели в лесной чаще существо с маленькой круглой головой и серовато-коричневой кожей. После всех этих волнующих воображение сообщений страну охватила паника. Поисковые группы по двести человек в каждой тщательнейшим образом обыскивали сантиметр за сантиметром островной суши. Начались споры относительно происхождения удивительного монстра. Некоторые считали, что козосос является неизвестным представителем местной фауны. Другие же были убеждены в том, что он не что иное, как продукт неудачного генетического эксперимента. Сотворили и описали чудовище: оно оказалось двуногим, с длинными руками, которые заканчивались острыми когтями, а спину покрывали ряды шипов. Несмотря на то что в 1996 году большинство убитых животных в Пуэрто-Рико было найдено с глубокими сдвоенными колотыми ранами на шее, скептики были непреклонны — панику спровоцировали обычные хищники. Эта непонятная история так ничем и не закончилась: паника постепенно сошла на нет, хотя окончательно расставить все точки над «?» также не удалось, поскольку вопрос о существовании неизвестного хищника-убийцы продолжает оставаться открытым. Феномен под названием «массовая истерия» в свое время становился причиной довольно неординарных событий. В апреле 1993 года около 1300 учениц тридцати двух школ Каира стали жертвами таинственной эпидемии, не имевшей каких-либо объяснений. Все началось с того, что как-то во время урока в школе одна из учениц во время чтения вслух вдруг потеряла сознание. Несколько подруг последовали ее примеру. А вскоре эпидемия начала разрастаться, словно снежный ком. Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы. Не до конца понятным остается механизм передачи истерии от человека к человеку. Также не найдено логическое объяснение тому, почему одних она поражает, а других нет.

    В. Михайлович «Интересная Газета» Блок D №10(97)

    Интересные примеры, не правда ли? В ближайшем будущем подготовлю материал о детских крестовых походах. Имеется статья на этот счет, надо отсканировать и выложить сюда.

    awesta.kosmopoisk.org