Массовые психозы

Загадки человеческой психики: Массовые психозы

Истории о массовых психозах стары как сам мир. Сколько ходит различных рассказов, леденящих душу историй, в которые трудно поверить, еще труднее отделить искренность от сознательной лжи, где подчас нелегко обнаружить материальную, естественную основу увиденного.

В 1885 году в Италии разразилась холерная эпидемия. В эти тяжёлые дни жители небольшого посёлка Корано близ Неаполя начали видеть мадонну в чёрном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Карано начал стекаться народ.

Все или почти все явственно видели молящуюся богоматерь. Массовая галлюцинация, подобно эпидемии, грозила сумасшествием многим. Тогда правительство приняло решительные меры. Часовня была перенесена на другое место, холм заняли карабинеры — и видения прекратились.

В том же XIX веке во время франко-прусской войны сотни крестьян Прирейнской провинции в местах сражений видели на облаках изображения мадонны и распятие Христа. Похожие массовые галлюцинации наблюдались и в годы первой мировой войны. В средние века вспышки болезненных галлюцинаций бывали неоднократно в женских монастырях.

В 1631 году этим отличалась обитель луженских урсулилок. Монахини утверждали, что их стали посещать по ночам демоны. Они видели их «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». Женщины бились в судорогах, впадали в летаргический сон, катались по полу с дикими воплями. Изрыгали брань и проклятия богу.

Расследованием этого «дела» занимались святые отцы-инквизиторы. Виновный был найден: священник Урбан Грандье, который давно подозревался в связи с дьяволом. После нечеловеческих пыток несчастный Грандье был сожжён.

Хочется привести отрывок из статьи известного русского психиатра В.М. Бехтерева, исследовавшего явление массовых психозов:

«Несомненно,- пишет он, — что в некоторых случаях передача психической «инфекции» от одних к другим представляется крайне облегчённую и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в среде многих лиц мысли одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения. Благодаря этим условиям различаются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц».

Сам он приводит очень интересный пример массовой иллюзии и галлюцинации, который произошёл с военными моряками. Дело было в 1846 году. Два французских корабля — фрегат «Бель-Пуль» и корвет «Берсо» были застигнуты в Индийском океане страшным ураганом. Первый корабль благополучно перенёс бурю. Потеряв при урагане второе судно, фрегат направился в заранее условленному месту встречи — у восточного берега Мадагаскара. Но корвета там не оказалось.

Шли дни, корабль, на борту которого было 300 человек, не появлялось. В мучительном ожидании за судьбу товарищей прошёл целый месяц. И вдруг наблюдатель, сидевший на мачте, заметил на западе близ берега корабль, лишённый мачт. Весь экипаж бросился наверх. Да, наблюдатель не ошибся! Все увидели несчастный корабль.

Событие взволновало всех, причём волнение стало ещё больше, когда моряки увидели, что перед ними виднеется не разбитый корабль, а плот с людьми, буксируемый морскими шлюпками, с которых передавали сигналы о гибели. Это видение продолжалось несколько часов, причём с каждой минутой выяснялись всё новые и новые подробности видимой картины.

На помощь отправился стоящий на рейде крейсер «Архимед». День уже подходил к концу, когда он подошёл к «потерпевшим кораблекрушение». Вместо «плота с людьми» он нашёл множество огромных деревьев, принесённых сюда течением. В происхождении этой массовой галлюцинации явно заметно влияние внушения. Несомненно, что всё пережитое сильно возбуждало нервы моряков.

Беспокоясь об участии своих товарищей, они вели разговоры только о них. В это время сигналист заметил на горизонте странный предмет с неясными очертаниями. Мысль о крушении корвета тут же рождает в его воображении картину гибнущего корабля. Одних его слов о корабле было достаточно, чтобы внушить всем тут же иллюзию.

А вот ещё один рассказ — о хромом коке. Его неожиданная смерть взволновала многих, кто был на корабле. В тот же день повара похоронили по морскому обычаю — спустили в море. А вечером многие увидели мертвеца, идущего по воде за судном и прихрамывающего на одну ногу! Всю ночь напуганные люди не смогли заснуть. А утром всё разъяснилось: вместо призрака все увидели обрубок доски, привязанный к корме.

«К числу коллективных галлюцинаций, -пишет В.М.Бехтерев, — относятся, между прочим, видение небесной рати одним отрядом русских войск перед Куликовской битвой, видение крестоносцами закованной в латы и нисходящей с неба рати под предводительством св. Георгия, Димитрия и Теодола и многое другое».

А в наши дни массовые галлюцинации не редкость на сектантских молениях. Галлюцинация, появляющаяся у одного из молящихся, передаётся затем другим. Одинаковое у всех настроение, взаимовнушение, связанное с постоянными разговорами об одном и том же предмете, приводит к тому, что галлюцинация становится общей для массы.

Более простым примером взаимного внушения может служить такой факт. Каждый знает, как меняется настроение, когда среди скучающих появляется весёлый человек. Очень быстро, даже особенно не стремясь к этому, его весельем заражаются остальные. Бывает и так, что у скучающего человека становится хорошее настроение, когда он попадает в весёлое и оживлённое общество.

paranormal-news.ru

Массовые психозы в Средневековье. Танцевальные эпидемии

Средневековье явилось временем упадка всех духовных и человеческих ценностей. Даже сакральные языческие ритуалы, которые ранее несли обычному обывателю идею учения или верования, теряли свою религиозную ценность, приобретая вид обрядов, заговоров, заклинаний. Ученые гибли на кострах от предрассудков, внушенных Церковью. Простые крестьяне и ремесленники превратились в скот для баронов и королей. Церковь давила последние ростки свободы и личной независимости при помощи догм и инквизиции. В это же время Европа погрузилась в войны (столетняя война Англии и Франции), за которые не могла внести плату. Но смерть решила силой взять свое по праву. В позднее Средневековье ситуация осложнилась возникшей эпидемией бубонной чумы, или как ее называли тогда «черной смерти». В 1346 году в Крыму от бубонной чумы погибло около 85 000 человек, оттуда она попала в Русь и Европу. В Европе распространению чумы способствовала антисанитария, царившая в городах. Канализации не было, и все отбросы сбрасывались прямо на узкие улицы, что служило идеальной средой для жизни крыс, которые и распространяли инфекцию. К 1352 году в Европе умерло 25 млн. человек, что составило треть всего ее населения. На Руси потери были не столь огромны. Некоторые же регионы, например Скандинавия, почти полностью обезлюдели. Поселение норвежцев в Гренландии вымерло до последнего человека.

Пандемия чумы явилась фактором, который окончательно разрушил психику средневекового человека. Чума представлялась божьей карой, ведь от нее не могли укрыться ни крестьяне и ремесленники, ни графы и бароны, ни короли и принцы. Началась массовая паника, восстания, бунты. Люди уже не искали спасения у священников и целителей, не надеялись на божью милость, а бежали прочь из городов и поселений, бросали поля и ремесленные цеха, обрекая самих же себя на голодную смерть зимой.

Именно в этот момент проблема подавления индивидуальности в человеке трансформировалась в проблему деформации коллективного сознания. Начался массовый психоз. Наверно, следующие факты кому-то покажутся невероятными, скорее подходящими для триллера или фильма ужасов, но в той трудной ситуации, в которой оказались люди Средневековья, это было возможным и вполне реальным.

Две июльские пляски в Страсбурге

Ужасающе обернулось празднование дня Святого Вита для жителей французкого города Страсбурга. Как и требовал обычай, горожане устроили пир, несмотря на эпидемию чумы, свирепствующую в округе. В Европе существовало поверье, согласно которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин. Для некоторых эти танцы стали настоящей манией, и впоследствии обычные пляски стали путать с хореей – нервным заболеванием, которое иначе называли «пляской Святого Вита». Это нервное расстройство характеризуется преимущественно беспокойством мышц конечностей, туловища и головы, вследствие которого в них происходит множество непроизвольных сокращений; они чрезвычайно разнообразны и происходят не беспрерывно, а в различные промежутки, как при полном покое больного, так и при совершении им произвольных движений.

14 июля 1418 г. «За восемь дней до праздника Марии Магдалины (14 июля) неистовая пляска показалась впервые у одной женщины. Магистрат отправил ее в часовню св. Витта в Цаберн, где она и успокоилась. Но в течение следующих четырех дней заболело еще тридцать четыре мужчины и женщины. Магистрат запретил бить в барабаны и трубить. Все заболевшие также были отведены к св. Витту. Но, несмотря на эти меры, число их в несколько дней увеличилось до двухсот. Вновь заболевших в свою очередь отправили отдельными партиями в часовню св. Витта в Цаберн и Ротенштейн, иных пешком, а иных в экипажах, чтобы там подействовать на них молитвами и другими священными обрядами».

Через сто лет, 14 июля 1518 г., в Страсбурге во Франции женщина по имени фрау Троффеа вышла на улицу и принялась выделывать танцевальные па, что продолжалось несколько дней. К концу первой недели к ней присоединились 34 местных жителя. Затем толпа танцующих разрослась до 400 участников.

Этот исторический эпизод получил название «танцевальная чума» или «эпидемия 1518 года», хотя в реальности случаи возникновения хореи возникали гораздо чаще, но до нас дошли только эти сообщения. Это говорит о том, что часто люди не выносили нервного напряжения и начинали непроизвольно дергаться. Заражая других, своей паникой. Стоит отметить, что реальных доказательств этим событиям нет. Однако, знакомясь с описанием этих эпидемий, нетрудно убедиться, что в их распространении играло роль взаимовнушение.

Эпидемии на кладбище Сен-Медор

Пугающие события в Страсбурге привели к возникновению подобного же рода эпидемий в Париже. Причиной их послужило то, что некая Жанна, излечилась на могиле дьякона Пари, некогда прославившегося своим аскетическим образом жизни, от истерической контрактуры в припадке судорог. ЛуиФигье, французский литератор и естествоиспытатель, пишет по этому поводу:

«Со всех частей города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные, все уверяли, что конвульсионируют, и конвульсионировали по-своему. Это был всемирный танец настоящая тарантелла.

Вся площадь Сен-Медарского кладбища и соседних улиц была занята массой девушек, женщин, больных всех возрастов, конвульсионирующих как бы вперегонки друг с другом. Здесь мужчины бьются об землю, как настоящие эпилептики, в то время как другие немного дальше глотают камешки, кусочки стекла и даже горящие угли; там женщины ходят на голове с той степенью странности или цинизма, которая вообще совместима с такого рода упражнениями. В другом месте женщины, растянувшись во весь рост, приглашают зрителей ударять их по животу и бывают довольны только тогда, когда 10 или 12 мужчин обрушиваются на них зараз всей своей тяжестью.

Люди корчатся, кривляются и двигаются на тысячу различных ладов. Есть впрочем и более заученные конвульсии, напоминающие пантомимы и позы, в которых изображаются какие-нибудь религиозные мистерии, особенно же часто сцены из страданий Спасителя.

Среди всего этого нестройного шабаша слышатся только стон, пение, рев, свист, декламация, пророчество и мяуканье. Но преобладающую роль в этой эпидемии конвульсионеров играют танцы. Хором управляет духовное лицо, аббат Бешерон, который, чтоб быть на виду у всех, стоит на могиле. Здесь он совершает ежедневно с искусством, не выдерживающим соперничества, свое любимое «па», знаменитый скачек карпа (saute de Carpe), постоянно приводящий зрителей в восторг.

Такие вакханалии погубили все дело. Король, получая ежедневно от духовенства самые дурные отзывы о происходившем в Сен-Медаре, приказал полицейскому лейтенанту Геро закрыть кладбище. Однако эта мера не прекратила безумных неистовств со стороны конвульсионеров. Так как было запрещено конвульсионировать публично, то припадки янсинистов стали происходить в частных домах и зло от того еще более усилилось. Сен-Медарское кладбище концентрировало в себе заразу; закрытие же его послужило для распространения ее.

Всюду на дворах, под воротами можно было слышать или видеть, как терзается какой-нибудь несчастный; его вид действовал заразительно на присутствующих и побуждал их к подражанию. Зло приняло такие значительные размеры, что королем был издан такой указ, по которому всякий конвульсионирующий предавался суду, специально учрежденному при арсенале, и приговаривался к тюремному заключению. После этого конвульсионеры стали только искуснее скрываться, но не вывелись».

Итальянский народный танец тарантелла считался единственным средством излечения «тарантизма» – безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Эта мания тарантеллы распространилась с необычайной быстротой по всей Италии и, вследствие поглощения ею огромного количества жертв, сделалась в полном смысле слова социальной язвой Италии.

Познакомившись с этими своеобразными общественными явлениями, невозможно сомневаться в том, что эпидемии конвульсионирующих развивались благодаря взаимовнушению на почве религиозного мистицизма и тяжелых суеверий.

www.b17.ru

Массовые психозы

В течении прошлого тысячелетия вспышки массовых маний и истерий принимали различные формы. В этой статье социологи Роберт Бартоломью и Эрик Гуд описывают наиболее яркие случаи таких явлений.

Конец второго тысячелетия вызвал, по крайней мере на Западе, существенное беспокойство по поводу различных глобальных катаклизмов. В основном, это беспокойство приняло характер маний, даже истерий, связанных с воображаемым концом света. Например, Карл Нострадамус, предположительно последний живущий потомок Нострадамуса, предсказывает близкий конец света и утверждает что Белый Дом знает дату Светопреставления. Принимая во внимание распостраненность таких воззрений, самое время осветить некоторые случаи массовых маний и групповых истерий, случавшихся в последнем тысячелетии. Учитывая огромное количество подобных случаев, мы решили рассмотреть только наиболее живописные примеры.

Изучение коллективных маний является областью компетенции социологов, специализирующихся в области коллективного поведения, и психологов, изучающих социальную психологию. Коллективные мании определяются как спонтанные, быстрые распостранения ложных или гипертрофированных верований внутри большой популяции людей. Они могут охватывать определенный регион, культуру или страну. Массовые истерии наиболее часто изучаются психиатрами и физиологами. Они, как правило, охватывают маленькие, тесно связанные группы людей в замкнутых сообществах, таких как школы, фабрики, монастыри, сиротские приюты.

Массовые истерия характеризуется быстрым распостранением ипохондрического синдрома , включающего появление соматических жалоб, не обусловленных соматическими заболеваниями. В таких эпизодах, психологический стресс превращается или канализируется в физиологические сиптомы. Существуют два обычных типа массовых истерий: истерия беспокойства и моторная истерия. Первая истерия бывает более короткой длительности , как правило продолжающаяся около дня , и обусловленная неожиданным восприятием угрожающего агента, например, странного запах. Типичные симптомы — головная боль, головокружение, тошнота, трудности с дыханием и общая слабость.

Моторная истерия превалирует в непереносимых социальных ситуациях, какие бывают в школах или религиозные сообществах с избыточной дисциплиной. Симтомы включают состояния типа транса, мелодраматические акты мятежа, и то что физиологи называют «психомоторное возбуждение» (посредством чего внутреннее беспокойство, нарастающее в течении долгого периода времени, оканчивается нарушением функций нервов или нейронов, которые посылают сигналы к мускулам, тем самым обуславливая временные припадки судорог, спазмов и дрожи). Моторная истерия развивается постепенно, в течении некоторого времени, и обычно занимает недели или месяцы до своего спада. Сам термин «массовая истерия» часто используется несоответствующим образом для того чтобы описать коллективные мании, где подавляющеее количество участников не испытывают истерий, за исключением очень редких случаев. Вкратце, все массовые истерии являются коллективными маниями, так как они включают ложные или гипертрофированные верования, но только очень редко коллективные мании являюся так же и массовыми истериями — только когда проявляются массовые болезненные симптомы.

Множество факторов способствуют формированию и распостранению коллективных маний и истерических заболеваний: средства массовой информации, слухи, страхи, возбуждение, культурные верования и стереотипы. Их могут усиливать насильственные действия властей, полиции или армии. Обычные объекты или обстоятельства меняют смысл в соответствии с быстро распостраняющимся массовым верованием.

Средние века, Франция

В течение Средних веков были зафиксированы десятки вспышек истерических припадков и имитационного поведения среди монахинь в уединенных европейских христианских монастырях. » Добровольцы» были часто принуждаемы их родителями к вступлению в религиозные ордены против их желания, и были вынуждены вести жизнь, обремененную обетами бедности и тяжелым физическим трудом. В те времена было широко распостранено верование о том, что в людей могут вселяться различные животные, такие как волки. В Франции особенно презираемы были кошки, так считалось что они знакомы с дьяволом. Возможно, именно это обстоятельство побудило необычный случай коллективного поведения, описываемый в следующем абзаце.

В одной хорошей медицинской книге было описано, что некоторая монахиня, в очень большом монастыре во Франции, вдруг стала мяукать как кошка, и вскоре после этого, остальные монахини тоже замяукали. В конце концов, все монашки стали мяукать вместе, каждый день, по несколько часов подряд. Все христианские соседи слушали, с одинаковым огорчением и изумлением, этот ежедневный кошачий концерт, который не окончился до тех пор, пока монахинь не предупредили о том, что за входом в монастырь находится отряд солдат, вооруженных розгами, и что им приказано лупить их до тех пор пока они не пообещают больше не мяукать.

Пятнадцатое столетие, Германия

Некоторая монахиня в германском женском монастыре стала кусть всех ее компаньонок. В течении короткого времени, все монахини зтого монастыря стали кусать друг друга. Новость об этом вскоре распостранилась, и поветрие переходило от монастыря к монастырю, охватив значительную часть Германии, в основном, в Саксонию и Бранденбург. Затем эпидемия охватила монстыри Голландии, и наконец, монахини стали кусать друг друга даже в Риме!

Милан, Италия, 1630

Британский журналист Чарльз Маккей описал боязнь отравления, которая терроризировала Милан в 1630 году. В этом году в Милане была эпидемия чумы, и появилось предсказание о том, что дьявол может отравить воду, поступающую в город. Одним апрельским утром миланцы проснулись и очень испугались того что «все двери на главных городских улицах были отмечены необычными мазками или пятнами». Вскоре возник сигнал о том что знаки ожидаемого отравления были замечены на руках, распостранияся слух что зерно и фрукты тоже отравлены. Многие люди были казнены, как отравители. Один престарелый человек вытерший стул перед тем как сесть на него, за это действие был обвинен в распостранении яда, захвачен толпой разъяренных женщин, которые потащили его за волосы к судье. Он умер по дороге. В другом инценденте, аптекарь и брадобрей под именем Мора, был найден приготовляющим лекарства содержащие неизвестные добавки, и обвинен в сговоре с дьяволом с целью отравить город. После долгих пыток на дыбе, он в конце концов признался в кооперации с дьяволом и иностранцами с целью отравить весь город, а также в мечении дверей. По принуждению он назвал несколько соучастников, которые были схвачены и подвергнуты пыткам. Все они были признаны виновными и казнены. Маккей утверждает что «количество людей, которые признались в сговоре с дьяволом, почти невероятно», отмечая что «день за днем люди добровольно обвиняли сами себя».

Лилль, Франция, 1639

Маккей утверждает что в 1639 году, в женской школе в Лилле, пятьдесят учениц были обвинены их черезчур рьяным учителем в том что они подвергаются воздействию сатаны. Некоторым школьницам казалось, что «маленькие черные ангелы» летали над их головами и что повсюду были дьявольские бесенята. Вскоре, все школьницы признались в ведьмовстве, летании на помеле и даже поедании детей. Школьницы были весьма близки к тому чтобы быть сожжеными на костре, но затем были помилованы, когда обвинили их воспитательницу, которой удалось скрыться в последную минуту. Этот случай произошел в конце глобальной мании охоты на ведьм, которая проистекала в континентальной Европе с 1400 по 1650 год, когда по меньшей мере 200000 человек были казнены вследствии обвинения их в ведьмовстве.

Салем, Массачусетс, 1691-1693

В 1691 году деревня Салем (теперь Денвер, штат Массачусетс) стала сценой массовой ведьмобоязни, которая распостранилась по прилегающему району, и сопровождалась обвинениями в ведьмовстве которые вели к судам, пыткам, заключениям и казням. Некоторые умерли в заключении или под пытками. По крайней мере двадцать местных жителей потеряли свои жизни. Социальная паранойа была такова, что даже две собаки были обвинены и казнены. Мания охоты на ведьм началась в декабре 1691, когда восемь девушек живущих поблизости от Салема, стали проявлять странное поведение, включая расстроенную речь и конвульсивные движения. Обьяснения для этих пароксизмов были такие разные как отъявленное надувательство, истерия, и отравление пищей. В феврале 1692, эти девушки обвинили двух престарелых женщин и служанку из Барбадоса по имени Тибула в том что они ведьмы, все были арестованы. Вскоре, сотни местных жителей были обвинены в ведьмовстве и привлесены к суду. В мае 1693, эти события были прекращенны вмешательством губернатора, приказавшего выпустить всех подозреваемых.

Лондон, Англия, 1761

Восьмого февраля 1761 в Лондоне произошло маленькое землетрясение, разрушив несколько дымоходов. Когда в точности через месяц (восьмого марта) случилось еще одно маленькое сотрясение почвы, это совпадение стало почвой для страхов и пересудов. Маккей (1867) утверждает, что некоторый лейб-гвардеец по имени Белл предсказывал что Лондон будет разрушен в течении третьего землетрясения, которое случится пятого апреля. Когда ужасный день приблизился, жителей охватило силное возбуждение, и огромное количество легковерных людей нашло прибежище во всех деревнях в радиусе двадцати миль от Лондона, ожидая исполнения приговора Лондону. Люди платили огромные деньги, для того чтобы остановиться в таких местах как Хайгейт, Хампстед, Ислингтон и Харроу. Бедняки оставались в Лондоне, но за два-три дня до предсказанного события, и они бросились в поля вокруг Лондона. Когда пришло назначенное время, естественно, ничего не случилось.

Лидс, Англия, 1806

В 1806 году по Лидсу и окружающей местности распространилась паника в связи с предсказанием близкого конца света. Панический ужас начался когда курица в деревне вблизи Лидса, якобы, стала откладывать яйца, на которых была надпись: «Христос идет». Огромное количество людей бросилось к этому месту, для того чтобы воочию убедиться в мистических знаках. Многие были убеждены что конец мира близок и стали очень религиозны. Маккей (1852) утверждает, что возбуждение быстро сменилось разочарованием, когда один человек поймал несчастную курицу в момент несения таинственных яиц, и вскоре убедился что яйца были надписаны какими-то чернилами и жестоко засунуты обратно в тело птицы.

Летом 1835 года, серия из шести статей появившихся в одной Нью-Йоркской газете стала причиной мировой сенсации. Написанные журналистом Ричардом А. Локе статьи утверждали, что астроном сэр Джон Гершель улучшил самый сильный в мире телескоп в Южно-Африканской обсерватории и обнаружил различные формы жизни на Луне: двуногого бобра, рогатого медведя, миниатюрных зебр, и разноцветных птиц. Наиболее удивительным было то что он обнаружил человекоподобные крылатые формы жизни, летающие над поверхностью Луны. Эти существа были названы «Веспертилио-хомо», что означает человек-летучая мышь. Они были наделенны ангельской невинностью и существовали в мире с другими созданиями в среде, где очевидно отсутствовали хищники. Сенсация стартовала в пятницу, двадцать первого августа, с появлением первой публикации о новых астрономических открытиях. Огромное восхищение воцарилось в Нью-Йорке и распостранилось по всему миру; большинство газет, включая Нью Йорк Таймс, клюнули и перепечатали утку. Локе опубликовал статьи в виде брошюры и продал шестьдесят тысяч экземпляров в течении месяца. Нью-йоркская коммерческая газета в конце концов разоблачила обман (описано Григсом 1852, Булгейтсом 1993).

Британская Южная Африка, 1914

В тревожное военное время 1914 года, в Британской Южной Африке, местные газеты ошибочно сообщили, что враждебные монопланы из близлежащей Немецкой Южной Африки совершали рекогносцировочные полеты, что сочли прелюдией к близкой атаке. Эпизод совпал по времени с началом Первой Мировой войны. Несмотря на техническую невозможность таких полетов (маневры аэропланов, описываемые очевидцами, были далеко вне пределов возможностей авиации той поры), тысячи жителей воспринимали неясные ночные небесные объекты (звезды и планеты) как вражеские аэропланы (Бартоломью, 1989).

Остров Банда, Индонезия, 1937

В течении марта 1937 года, первый индонезийский премьер-министр, Соетан Сжахрир, жил на острове Банда, и оказался свидетелем слухов об охоте за головами — паники, которая оахватила деревню где он жил. Этот эпизод совпал со слухами о том, что некий «тжоелик» (охотник за головами, нанятый правительством) действовал в округе и искал голову, которая должна была быть помещена вблизи местной дамбы, которая перестраивалась в это время. В соответствии с молвой, правительственные строительные проекты требовали подобного жертвоприношения, без которого сооружения могли бы вскоре разрушиться. Сжахрир (1949) сказал что «люди жили в страхе» и «говорили и шептались об этом повсюду», и после семи часов вечера улицы были практически пусты. Было много сообщений об странных звуках и видениях. Сжахрир утверждал:» Каждое утро появлялись новые истории, в основном об следах и голосах, или доме бомбардируемом камнями, или атаки тжоелика с арканом или ковбойским лассо. Естественно, человек атакованный тжоеликом убегал как раз во-время.» Сжахрир описывал эти события как пример массового психоза.

В преддверии хэлловина в 1938 году, литературная радиодрама, написанная Орсоном Уэллсом, была передана по радио почти по всей территории США. Она описывала нашествие марсиан на Землю, которые приземлились в Гровер Милл, Нью Джерси, и вскоре начали атаковать людей с применением тепловых лучей и отравляющего газа. Психолог Нардлей Кантрил (1940) из принстонского университета заключил что около 1.2 миллиона слушателей были возбуждены, испуганы или встревожены. Однако, последующие исследования социологов Дэвида Миллера (1985), Виллема Симса Бэйнбриджа (1987) и других, показали что существуют только скудные доказательства существенной или широкой паники. К примеру, Миллер нашел мало доказательств существования мобилизационных настроений, существенного ингредиента паники. Следовательно, это была коллективная иллюзия, а не настоящая паника. Кантрил также преувеличил степень мобилизации, приписывая большинство типичной активнисти в это время к «панике». Вкратце, многие слушатели выразили беспокойство, но не делали ничего в ответ, на пример, не пытались убежать, или вооружится для защиты, или забаррикадироваться в домах. Каким бы не представлялся этот эпизод, он может быть квалифицирован как массовая иллюзия.

Массовое газовое отравление в Маттуне, 1944

В течении первых двух недель сентября 1944 года, жители Маттуна, штат Иллинойс, привлекли внимание мировой прессы после серии воображаемых газовых атак, произведенных некоторым фантомом. В ночь на пятницу, первого сентября, полиция Маттуна получила сообщение о том что некоторая женщина и ее дочь чувствовали тошноту и головокружение после того как были опрысканы сладко пахнущим газом некоторой таинственной фигурой, рыскавшей около окон их спальни. Несмотря на неясные обстоятельства и отсутствие улик, этот инцидент получил сенсационное освещение в местной газете. После того как история была опубликована, две другие семьи сообщили в полицию об аналогичных «газовых атаках» в их домах еще до первого инцендента. За две недели полиция получила более двух дюжин звонков от, по крайней мере, двадцати девяти жертв, большинство которых были женщины. Исследователь Дональд Джонсон (1945) из университета штата Иллинойс, изучал этот эпизод, заключив что это была массовая истерия. Ее симптомы включали тошноту, рвоту, сухоту во рту, серцебиения, трудности с ходьбой, и, в одном случае, жжение во рту. Принимая во внимание важную роль средств массовой информации, может быть жертвы просто ошибочно связывали обычные расстройства с газовыми атаками.

Пуэрто-риканское «чудо», 1953

В одиннадцать часов утра, 25 мая, 1953 года, около 150000 человек собрались около источника в Ринкорне, ожидая появление святой девы Марии, что было предсказано несколькими местными детьми. Более чем шесть часов, группа социологов, возглавляемая Мельвином Тьюминым и Арнольдом Фельдманом, смешавшись с толпой, брала интервью. В течении этого времени, некоторые люди сообщали об наблюдении окрашенных колец вокруг Солнца, и силуэта Девы в облаках, тогда как другие чувствовали исцеление от различных заболеваний и общее ощущение радости бытия. Другие не испытывали ничего экстраординарного. Событию предшествовал шум в средствах массовой информации, и местный мэр с энтузиазмом организовал массовые процессии с молитвами. Тьюмин и Фельдман нашли, что большинство пилигримов верили предсказанию детей, и искали исцеления от неизлечимых заболеваний.

Эпидемия повреждений лобовых стекол в Сиэттле, 1954

23 марта 1954 года, в газетах Сиэттла появились сообщения об повреждении лобовых стекол автомоболей в восьмидесяти милях к северу от города. Хотя вначале и подозревали вандалов, чисто таких случаев росло, вызывая общее беспокойство. Со временем, сообщения об испорченных стеклах появились в областях, расположенных ближе к Сиэттлу. В соответствии с исселодованием, проведенным Нахумом Медалия (технологический институт штата Джорджия) и Отто Ларсеном (Вашингтонский университет), к концу дня 14 апреля, странные оспинки на лобовых стеклах стали впервые появлятся в Сиэттле. В конце следующего дня, полиция ответила на 242 звонка от обеспокоенных жителей, сообщающих о крошечных оспинках на более чем 3000 машинах. В некоторых случаях, сообщалось, что целые автостоянки были заполнены поврежденными автомобилями. Количество сообщений стало быстро падать в числе и затем они прекратились. 16 апреля полиция зафиксировала 46 звонков, десять в следующий день, после чего звонков больше не было!

Наиболее частые сообщения содержали информацию о том, что крошечные оспинки вырастали в пузыри размером с десятицентовую монету, заключенные в стекле, ведя к популярной теории о том что яйца насекомых были как то отложены в стекло и затем они вылупились. Неожиданное появление оспинок создало массовое беспокойство, так как часто они приписывались воздействию ядерных осадков после испытания водородной бомбы, которое было произведено в Тихом океане незадолго до описываемых событий и привлекло внимание публики и средств массовой информации. В ночь на 15 апреля, в самый разгар инциндента, мэр Сиэттла даже искал помощи президента Дуайта Эйзенхауэра. Когда слухи о ядерных осадках были усилены средствами массовой информации, обыватели стали рассматривать свои лобовые стекла, вместо того чтобы смотреть сквозь них. Анализ тайнственных черных пятнышек, найденных на них и похожих на сажу, был произведен в исследовательской лаборатории окружающей среды Вашингтонского университета. Материал оказался продуктом неполного сгорания угля. Этот материал был самым обычным для повседневной жизни Сиэттла, и не мог вызывать изязвления лобовых стекол. Медалия и Ларсен отмечают, что из-за того что слухи об оспинках на лобовых стеклах совпали со временем испытания водородной бомбы, обычные проявления радиофобии были существенно уменьшены — «что-то должно было случится с нами в результате этих испытаний, это случилось и теперь все страхи позади». Во вторых, сам факт звонков в полицию, воззвания мэра в губернатору и даже к президенту сообщил обывателям уверенность в том что они правильно реагируют на угрожающие обстоятельства.

Призрак тайваньского маньяка

В течении двухнедельного периода в 1956 году, жители области поблизости от Тайпея, Тайвань, боялись того что они будут следующими жертвами сумасшедшего, который рыскал по городам и резал людей с помощью бритвы или похожего оружия. По крайней мере, наличие двадцать одной жервы было установлено, в основном это были женщины и дети низкого дохода и образования. Норман Якобс был учителем в Тайпее в это время. Он произвел обзор публикаций местной прессы об этом маньяке. Якобс заключил что все жертвы ошибочно приписали обычные порезы подлому маньяку. Слухи, усиленные прессой, которая трактовала существование маньяка, как реальность, разожгли страхи, заставляя обывателей поверить в существование маньяка.

Полиция в конце концов заключила, что различные «порезы» были результатами ненамеренных, повседневных контактов в публичных местах, которые обычно оставались неотмеченными. Например, один человек рассказал полиции в деталях, о том что он был изрезан некоторым человеком, переносящим черную сумку. Когда врачи определили что раны были сделаны не бритвой, а некоторым тупым предметом, «жертва» признала что он не может в точности вспомнить, что случилось, однако предположил что он был изрезан маньяком благодаря «всем этим слухам». В другом случае, уже не предполагаемая жертва, а сами врачи были ответственными за создание инциндента. Некий пожилой человек с рваной раной запястья, искал медицинской помощи. Врач стал подозрительным и обратился в полицию, когда человек отметил что некоторый незнакомец дотрагивался до него приблизительно в то же время, когда он впервые почувствовал кровотечение. Более детальное исследование показало, что «разрез» был старой раной, которая открылась после случайного расцарапывания. 12 мая полиция опубликовала результаты их исследований: они заключили что все эпизоды были чисто психологическими по своей природе. Из двадцати одного инциндента, исследованного полицией, пять были ложными, семь были самопорезами, восемь — благодаря порезам, сделанными предметами отличными от бритвы и один был полной фантазией.

Первая волна летающих тарелочек, 1947

24 июня, 1947 года, Кеннет Арнольд пилотировал свой частный самолет в горной местности в штате Вашингтон, когда он увидел то что казалось девятью блестящими объектами, летящими в эшелонном порядке около горы Райнье. Он сохранял объекты в поле зрения около трех минут, до того как они не сманеврировали к югу, за гору Адамс, и исчезли из зрения (Арнольд, 1950).

Испуганный тем, что может быть он видел управляемые ракеты, запущенные каким-то иностранным государством, Арнольд полетел в Пендлетон, штат Орегон, где он пытался рассказать об увиденном в оффисе ФБР. Но оффис был закрыт, поэтому он пошел в оффис «Восточной Орегонской газеты». Выслушав историю Арнольда, журналист Билл Бекуетт создал отчет для «Ассошиейтед Пресс». Примечательно, что Арнольд описывал объекты как серповидной формы, а их движение как движение «блюдца, как если бы его бросить по поверхности воды» (Гарднер, 1957, Стори, 1980, Сакс, 1980). Однако, доклад «Ассошиейтед Пресс», описывающий «блюдца» Арнольда, появился в 150 газетах. Отчет, записанный Бекуеттом, был прото статьей, и термин «летающее блюдце» был создан журналистами, пишущими заголовки для газет, 25 и 26 июня, 1947 года. Слово «блюдцеподобный», использованное Бекуеттом для описания наблюдений Арнольда, оказалось ключевой важности. Это слово породило первую волну наблюдений летающих тарелок по всему миру в течении лета 1947 года, и другие волны в последующее время. Существует несколько рассеянных исторических упоминаний о дископодобных объектах, однако последователная цепочка таких наблюдений не возникала до 1947 года. Существуют только несколько случаев до 1947 года, когда очевидец, наблюдавший мистический летающий объект, в действительности употреблял слово «блюдце». Следовательно, голобальная волна наблюдений летающих тарелок в 1947 может быть рассмотрена как коллективная иллюзия, созданная средствами массовой информации и свойственная только двадцатому столетию.

Испанский «козодой», от 1975 по 1996

Между февралем и мартом 1975 года, в Пуэрто Рико циркулировали слухи об мистическом существе, которое атаковало домашних животных, высасывая их кровь и вырывая ломти их плоти. Местные жители уверяли что они слышали громкие скрипы или хлопание крыльев совпадающие по времени с атаками. Ученые и полиция исследовали останки, обвиняя кого попало, начиная от людей до змей и летучих мышей — вампиров. Местные жители называли это существо «вампиром из Моки». Этот инцидент может быть был спровоцирован более известной «тайной изувечивания скота» (Эллис, 1993). Названное «козодоем» (аналогично известной птице), это странное существо описывалось как «щетинистая крыса с выпученными глазами и задними ногами похожими на ноги кенгуру, способное убегать с места своих преступлений с очень высокой скоростью» (Престон, 1996). Оно также выделяло сернистое зловоние. Рассказы описывали выпотрошенных животных, или животных, лишенных крови. Некий член отряда гражданской обороны в маленьком городе в местности, где действовал этот «козодой «, говорил, что он тратил половину времени, отвечая на звонки, связанные с «козодоем». Некоторые люди, как он говорил, были настолько лишены рассудка, что «их пришлось поместить в больницу» (Наварро, 1996). Интерес, связанный с этим существом, был настолько велик, что в мае 1996 года специальная веб-страница, посвященная «козодою», была в числе пяти процентов наиболее посещаемых веб-страниц по всему миру (Эллис, 1996). В марте 1996 года, истории о «козодое» распостранились в испанском сообществе во Флориде, в мае того же года, рассказы об атаках этого существа стали циркулировать в Мексике, и вскоре после этого, в мексиканском сообществе в штате Аризона. Обсуждение проделок «козодоя» резко закончилось в середине 1996 года, и с тех пор про него почти ничего не слышно.

Индонезийское Борнео, 1979

В течение нескольких недель в конце 1979 года, паника связанная со слухами о похищениях, внезапно разразилась на острове Борнео. Антрополог Ричард Дрэйк изучал местные народности в том месте, где стали распостранятся эти слухи (Дрэйк, 1989). Вскоре, в этой местности прекратился сбор каучука и из-за недостаточной посещаемости была закрыта школа. Целый набор обычных событий ( таких как шумы и шорохи в джунглях) и обстоятельств, интерпретировались в контексте похищений. Испуг был усилен слухами о том что правительство сооружает мост в этом районе и нуждается в трупе, который должен быть положен в основание моста с целью укрепления последнего.

Возникшая паника связана с периодической боязнью похищений или охоты за головами в этом районе, начинающейся с семнадцатого века и совпадающей с реальными или вымышленными строительными проектапи правительства и местным верованием о том что такие проекты требуют заложение головы или тела в основание строительной конструкции или на специально изготовленную колонну с целью продления времени жизни строительной конструкции (Форф 1991, Барнс 1993). Дрейк доказывает, что такие эпизоды отражают антагонистические отношения между племенами и государством, характеризующиеся недоверием и подозрениями в адрес удаленного центрального правительства.

Вест Бэнк, Иордания, 1983

Между мартом и апрелем 1983 года, 947 жителей оккупированной израилем територии Вест Бэнк в Иордании (в основном женщины) нашли у себя различные психогенные симптомы: дурноту, головную боль, боли в животе и головокружение (Модан и другие, 1983). Эпизод был усилен слухами об отравляющем газе и долголетним недоверием палестинцев к евреям. Медицинские жалобы появлялись в течении пятнадцатидневного периода, вместе со слухами и публикациями в прессе о том что некий отравлющий газ был задействован против палестинцев.

Эпизод начался и был в основном сосредоточен в школах в нескольких близких деревнях. В одном случае, 27 марта, шестьдесят четыре месных жителя бросились за медицинской помощью, решив, что они отравлены, когда плотный дым был выброшен выхлопной трубы проходящей машины, очевидно с неисправным двигателем. В целом, 879 женщины были подвержены этим симптомам. После негативных медицинских тестов, стало очевидно что никакого газового отравления не произошло, гипотеза об отравлении была дискредитированна и симптомы быстро прекратились.

Массовая иллюзия в штате Джорджия, 1988

Редкая форма массовой иллюзии произошла в начальной школе в Атланте, штат Джорджия. Она включала переопределение обыденных ситуаций, которые раздувались и поддерживались сверхбдительными родителями. Эпизод начался с обычного школьного собрания родителей и школников в школьном кафетерии ранним сентябрем. Мать школьника заметила, что с начала учебного года, ее ребенок испытывал многчисленные незначительные проблемы со здоровьем и выглядил бледным. Другие матери отметили те же проблемы с их собственными детьми: бледность, синяки под глазами, тошноту и иногда — рвоту. Они вскоре решили что что-то в школьном здании было способно вызвать эти симптомы, точка зрения, подтвержденная 11 октября, когда школа была эвакуирована после незначительной утечки газа. Когда перемежающиеся утечки газа продолжились в следующем месяце, родители пикетировали школу и воззволи к месным средствам массовой информации. После исследовний окружающей среды и зпидемиологических исследований, которые дали отрицательный результат, Филен и другие (1989) заключили, что матери переопределили обычные детские заболевания, в то время как сами дети не проявляли никаких тревог по поводу их здоровья.

В марте 1990 года, по крайней мере четыре тысячи жителей сербской провинции Косово были поражены тайнственной болезнью, которая продолжалась около трех недель. В соответствии с доктором Зораном Родовановичом (1995), симтомы били психогенными по своей природе, и были вызваны недоверием этнических албанцев к сербам. Жалобы были почти исключительно проявлены молодыми албанцами, и включали головную боль, головокружение, частое дыхание, боль в груди, тошноту, и другие. Эпизод начался в школе в Поджуево, и быстро распостранился по дюжинам школ внутри провинции. Вспышка респираторного заболевания внутри единственного класса, как кажется, привела к страхам, что сербы распространили яд. Важные факторы включали слухи, повышенное внимание к различным запахам и веществам, визиты врачей, этнические трения между сербами и албанцами и средства массовой информации. Драматическое распостранение этих случаев 22 марта совпало по времени с выполнением некоторого плана по чрезвычайным ситуациям, посредством которого этнические албанцы захватили контроль над общественным здравоохранением.

Нигерийская эпидемия исчезновления гениталий, 1990

В течении 1990 года, некоторый эпизод «исчезновления » гениталий вызвал широкораспостраненные страхи в Нигерии. Психиатр Санни Илечукву (1992) сказал что в основном, появлялись сообщения об атаках на мужчин. Обвинения обычно возникали в то время, когда случайным образом тело некоторого человека касалось незнакомца в общественных местах, после чего этот человек чувствовал странные ощущения в паху, и дотрагивался до своих гениталий, для того что бы убедиться что они еще на месте. Затем эти люди могли остановить незнакомца, собрать толпу, обвинить его в том что он является «вором гениталий», и обнажится для того что бы убедить толпу что их пенис действительно пропал. Многие «жертвы» уверяли что их пенис вернулся как раз в тот момент, когда поднялась тревога, или, что хотя пенис и вернулся, он «уменьшился и, возможно, не тот, или , просто только дух пениса «. Обвиняемому часто угрожали или избивали его до тех пор пока «пенис не был полностью восстановлен», и в некоторых случаях, обвиняемый был избит до смерти.

Вот как Илечукву описывал сцены в одном из городов: На улицах Лагоса можно было увидеть мужчин, держащихся за свои гениталии, либо открыто, либо держа руки в карманах. Женщины также держали свои груди, либо открыто, либо скрещивая руки впереди себя. Считалось, что невнимательность или слабость могла привести к утере пениса или грудей. Бдительность и агрессия считались наилучшей профилактикой. Социальные и культурные традиции способствовали вспышке этих страхов, так как многие нигерийские этнические группы «приписывали высокие возможности внешним гениталиям как ритуальным и магическим объектам, способствующим плодовитости или материальному благосостоянию » (Илечукву, 1988). Вера в исчезновение гениталий была проявлена многими влиятельными нигерийцами, которые выражали ярость когда полиция отпускала подозреваемых в краже гениталий.

Следующее тысячелетие даст новые примеры социальных иллюзий и вспышек массовых истерий, которые будут отражать надежды и страхи следующих поколений. Хотя невозможно узнать точную природу подобных эпизодов, мы в состоянии с достоверностью предсказать одну из первых иллюзий этого периода. Для этого достаточно отметить что само понятие об христианских тысячелетиях является в некотором смысле иллюзией, оно не существует в природе, но является следствием истории и обстоятельств. Оно не имеет важности вне того смысла, который приписывается ему. Хотя, студенты историки прекрасно знают, что следствия веры могут влиять в огромной степени на ход истории.

www.scientific.ru