Массовый психоз википедия

В учебниках психиатрии среди пышного разнообразия психических болезней есть одна, которая занимает особое место. Поскольку болезненные симптомы как бы есть, но сам пациент при этом здоров. Имя этого заболевания — индуцированный психоз.

Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос. Больной не знает, чей это голос. Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть. Но голос крепнет и становится гораздо реальней, чем здравый смысл и окружающий мир. И тогда на смену растерянности приходит то, что в психиатрии называется «кристаллизация бреда». В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя. Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.

Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.

Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек — не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело — классическим, либо индуцированным. Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.

Индуцированный бред в психиатрии — не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл — точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того — индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких. История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов. Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название — массовый психоз.

Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в своей массе — это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно. В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР — самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матрёнушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита. В то, что сосед слесарь Витя — оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное. А если возникнет потребность в логике — человек отыщет себе один подходящий «факт», который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому — как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля. Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные — дураки, зомбаки и неверные.

Вся история человечества — это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом — в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии. Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально. Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.

Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрения в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации. Отдельный полезный навык — постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей. Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики, — потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.

Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников. Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностьюперечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.

Истерика и агрессия — ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных — последний способ доказать свою точку зрения. Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов — скорее всего, они больны. Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, — они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.

Внушаемость, суеверность и религиозность — термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм — это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию БогаЯ верю, что Бога в нашей Вселенной нет, но будет. Потому что создать его — конечная задача технического и нравственного прогресса человечества (возможно, самим Богом изначально придуманная и поставленная, например путем использования парадокса в космических законах времени). Из этой теории следует, в частности, что Бог не помогает, но всё видит (все случившиеся события Вселенной доступны Богу, но задним числом он на них не влияет). Что чудес и справедливости на этом этапе ждать не надо, но это не повод бездельничать и быть скотиной. Что молитва в итоге дойдет до адресата, а благие поступки окажутся зачтены. И даже продолжение жизни после смерти эта теория обещает — правда, пополам с риском, что человечество не справится с задачей, оставшись без Всевышнего и всех благ, которыми он мог бы вознаградить тех, кто помогал ему возникнуть, и даже тех, кто мешал (милость и всепрощение — свойство Бога). Поэтому каждый из людей собственными поступками чуть-чуть меняет вероятность успеха миссии, и в этом главный смысл, риск, труд и нравственный выбор: легко не будет, а успех не гарантирован. В любом случае эта теория прекрасно объясняет мироустройство, ставит благородную цель жизни и выводит идею служения Богу на современный уровень, не входя в конфликт ни с традиционными религиями, ни с наукой, ни с атеизмом. Но вот суеверность в самом широком смысле — это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов. К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу. Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи — это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).

3. Низкий интеллект

Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики — это вряд ли массовый психоз. И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги — грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР). И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу «врагов» с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.

www.b17.ru

Википедия сообщила об убийстве Немцова за 2 часа до самого убийства

Сегодня с утра лениво просматривал материалы, посвященные убийству прошлой ночью «оппозиционного политика» Бориса Немцова. Думающему человеку сразу стало понятно, кому оно выгодно. На алтарь «борьбы с Путиным» положен еще один «жертвенный агнец» вслед за чередой подобных «агнцев» в лице Ющенкова, Политковской, Литвиненко, Березовского…(список огромен).

Нет желания разбираться в его взаимоотношениях с «украинской моделью», судя по профилям в социальных сетях там та еще свидомая семейка, почему то резко «переехавшая» в Россию, Краснодар и Саратов, во всяком случае, в соцсетях. Понятно, что «модель» использовали в темную.
Но один скриншот из сети меня заинтересовал.
Вот он (сори за плохое качество)

Меня заинтересовала дата последнего обновления этой страницы, и я решил исследовать ее.
Вот страница в русском секторе Википедии об убийстве Немцова.

Я нажал на кнопочку «История», прошел в саамы низ и нажал кнопочку «500» в разделе «Сравнить выбранные версии».

Вы не поверите, но я увидел 37 версий убийства, которые появились на этой страничке раньше самого убийства. Кстати, это доказывает, что сама страничка об убийстве Немцова создана раньше самого убийства.

Я нажал на первую правку в 21:54, 27 февраля 2015‎ Dmitry Rozhkov и вот, что прочитал

«Российский политик Борис Немцов был убит в ночь с 27 на 28 февраля 2915 года в Москве на Большом каменном мосту четырьмя(. ) выстрелами, сделанными неизвестными из автомобиля. От полученных ранений Немцов скончался на месте. Преступники скрылись, в городе был объявлен план «Перехват».»

Забавно, Большой каменный мост в дальнейшем превратился в Большой Москворецкий, 2915 год в 2015, а четыре пули в шесть!
Видимо, у нашей креативной интеллигенции и их заокеанских кураторов опять что-то пошло не так.

novorus.info

Массовый психоз

Массовый психоз — это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает человека одержимым [1] .

Содержание

Массовый истерический психоз [ править ]

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия. Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы [2] .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
  • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.
  • Психиатр В. М. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: «авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью» [3] . Не до конца понятным остается механизм передачи истерии от человека к человеку. Также не найдено логическое объяснение тому, почему одних она поражает, а других нет.

    Механизм формирования массового психоза [ править ]

    Массовый психоз поражает такой субъект массовых форм внеколлективного поведения, который называется «толпа». Толпой называют:

    • публику, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
    • контактную, внешне неорганизованную общность, действующую крайне эмоционально и единодушно;
    • совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический психоз.

    В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права [4] .

    З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную [4] идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это её восприимчивость к внушению [4] . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

    Британский нейрофизиолог Крис Фрит утверждает, что мозг может создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. В случаях двойного психоза два человека разделяют одни и те же бредовые идеи, а иногда подобный психоз объединяет и большее число людей (например, членов семьи до тех пор пока они не обсудят ложность моделей с посторонними людьми). Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее. Что-то подобное произошло в трагической истории массового самоубийства в Джонстауне 18 ноября 1978 года, когда 911 членов секты «Храм народов» покончили с собой, выпив препарат цианида [5] .

    wp.wiki-wiki.ru

    catastrophe1707

    понедельник, 28 марта 2011 г.

    Причина массовых психозов XI-XVIII вв

    Еще одна неотъемлемая часть катастрофических циклов – массовые психозы, в основном, в средневековой Европе. Вот их краткий перечень:
    — пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
    — эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
    — эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
    — самобичевание;
    — эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид.
    Большинство датированных событий взято из детального труда советского биофизика А. Л. Чижевского «Земля в объятиях Солнца». Чижевский (не вполне корректно, на мой взгляд) относит сюда же крестовые походы, «эпидемии» антисемитизма, бунты и революции, но, прежде чем выложить накопленный материал, укажу на явные дубликаты.

    ДВЕ ИЮЛЬСКИЕ ПЛЯСКИ В СТРАСБУРГЕ

    1418 июля 14. Эпидемия пляски св. Витта в Страсбурге. «За восемь дней до праздника Марии Магдалины (14 июля) неистовая пляска показалась впервые у одной женщины. Магистрат отправил ее в часовню св. Витта в Цаберн, где она и успокоилась. Но в течение следующих четырех дней заболело еще тридцать четыре мужчины и женщины. Магистрат запретил бить в барабаны и трубить. Все заболевшие также были отведены к св. Витту. Но, несмотря на эти меры, число их в несколько дней увеличилось до двухсот. Вновь заболевших в свою очередь отправили отдельными партиями в часовню св. Витта в Цаберн и Ротенштейн, иных пешком, а иных в экипажах, чтобы там подействовать на них молитвами и другими священными обрядами».

    СПУСТЯ РОВНО 100 ЛЕТ
    В июле 1518 года в Страсбурге во Франции женщина по имени фрау Троффеа вышла на улицу и принялась выделывать танцевальные па, что продолжалось несколько дней. К концу первой недели к ней присоединились 34 местных жителя. Затем толпа танцующих разрослась до 400 участников, сообщает телеканал Discovery о достоверном историческом эпизоде, который получил название «танцевальная чума» или «эпидемия 1518 года».

    Как видите, здесь идентичны и город, и месяц, и начало болезни и даже число первых участников – 34 человека. Красивый разрыв ровно в 100 лет этим совпадениям ничуть не мешает. А вообще, в районе Страсбурга в средние века известны, по меньшей мере, семь вспышек «танцевальных эпидемий». Похоже, что большая часть их – абсолютные дубликаты, именно поэтому А. Л. Чижевский и не нашел у историков точного описания их всех. И, видимо, поэтому французская википедия с горечью констатирует, что никаких оригинальных документов о конвульсионерах не сохранилось. Есть только политически выверенные пересказы сертифицированных толкователей.

    ЭПИДЕМИИ НА КЛАДБИЩЕ СЕН-МЕДОР (Saint-Medard)

    1418 год. Эпидемия неистовой пляски в Париже. Команды скрипачей наполняли днем и ночью город своими звуками. В течение многих месяцев на парижском кладбище длился этот страшный танец, в котором принимали участие представители всех слоев тогдашнего общества.
    1728 год. Психическая эпидемия конвульсионеров в Париже, на Сен-Медорском кладбище. Больные предавались самой фантастической пляске, кривляниям и подергиваниям.
    1738 год. Еще одна Сен-Медарская психическая эпидемия.
    1762 год. Сен-Медорская эпидемия конвульсионеров в Париже вспыхнула снова.
    1769 год. Новая вспышка эпидемии конвульсионеров в Париже.
    1848 год. Эпидемия судорог близ Парижа.

    Не факт, что две последние эпидемии (1762, 1848) произошли в Сен-Медаре. Но даже без них список впечатляющий. А теперь – к сути. Абсолютное большинство «психических эпидемий» — пляска св. Витта, тарантизм, хорея – «танцевальные». Известны они давно, со времен Еврипида, а настоящий размах приобрели в Европе между 900 и 1800 годами. Вот несколько классических описаний.

    ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭПИДЕМИИ

    1021 год. Эпидемия в Дессау. Несколько крестьян стали плясать и продолжали пляску до тех пор, пока некоторые из них не упали замертво; у прочих, оставшихся в живых, всю жизнь тряслись члены.
    1337 год. Более ста детей, прыгая и танцуя, прошли через Штейервальд в город Арюштад, расположенный в двух милях от Эрфурта, где упали в изнеможении. Многие из этих детей умерли, другие навсегда остались подверженными пляске св. Витта.
    1728 год. Неистовая пляска в Утрехте, где двести человек собрались на Мозельском мосту и плясали до тех пор, пока мост не обрушился и все они не погибли в реке.
    1370 год. В Европе мания плясок, которая в Италии приняла форму тарантизма. Танцоры наполняли улицы, особенно в Германии и в Нидерландах. Все бросали свои обычные занятия и домашние дела, чтобы отдаться неистовой пляске.
    1375 лето. Эпидемия прошла из Ахена по Германии, главным образом по Рейну и Мозелю, дойдя до границ Голландии. Больные. начинали неистово плясать и кружиться. по многу часов, пока у них не появлялось столь сильное стеснение в груди, что они падали ниц.
    1375 год. Во время эпидемии пляски св.. Витта в Германии многие утверждали, что видели под ногами струящиеся по земле потоки крови, из которых они старались выскочить и потому высоко подбрасывали ноги.
    1479-1480 гг. В Италии приняла повальное распространение психическая эпидемия неистовой пляски, за которой укрепилось название «тарантизм». Болезнь выражалась в мучительных пароксизмах и конвульсиях, подлинном «мышечном сумасшествии».
    1728 год. Психическая эпидемия конвульсионеров в Париже, на Сен-Медорском кладбище. Больные предавались фантастической пляске, кривляниям и подергиваниям.

    Ниже рисунок; так выглядела неудержимая «жажда пляски» в глазах современника событий. Им не слишком весело, правда?

    Надо сказать, что «мания пляски» по симптоматике неотличима от эпидемий с «простыми конвульсиями». Вот несколько случаев.

    КОНВУЛЬСИВНЫЕ ЭПИДЕМИИ

    1610 год. У двух монахинь монастыря урсулинок появились какие-то необычайные движения и другие удивительные симптомы.
    1628 год. Большая демономаническая эпидемия наблюдалась с 1628 по 1631 г. в Мадриде, в бенедиктинском женском монастыре. Монахини бились в судорогах и конвульсиях.
    1632 год. Эпидемия бесоодержимости в урсулинском монастыре в Лудэне с 1632 по 1639 г. Конвульсивные припадки.
    1642 год. Психическая эпид. в Лувье. Священник Пикар внезапно умер, а с монахинями стали делаться конвульсивные припадки, аналогичные припадкам луденских монахинь: они катаются по полу и, издавая при этом страшный рев, подпрыгивают, как будто под влиянием пружин.

    Эти эпидемии сопровождают всю историю Европы, безостановочно, вплоть до второй половины XIX века.
    1844 год. Эпидемия икоты в Моравии.
    1848 год. Эпидемия судорог близ Парижа.
    1882 год. Эпидемия судорог во Франции.
    1894 год. Эпидемия судорог в Подольском уезде.

    В свою очередь, как эпидемию судорог, так и манию пляски, часто сопровождаемые «нечеловеческими» звуками, Церковь была склонна оценивать как бесоодержимость и звероодержимость (ликантропия). Именно под такими названиями эти болезни вошли в историю, и теперь без должного на то основания отделены от хореомании. Напасть диагностировали по культурным стандартам региона. На рисунке: «лечение» больных.

    Вот перечень из 41 такой эпидемии – весьма благодатный материал для анализа.

    БЕСООДЕРЖИМОСТЬ И ЗВЕРООДЕРЖИМОСТЬ

    1431 Бесоодержимость в Швейцарии
    1484 Начало бесоодержимости в Верхней Германии
    1491 — 1494 демономаническая эпидемия в монастыре Камбрэ. Монахини бегали собаками, порхали птицами, карабкались кошками и т. д.
    1499 Бесоодержимость в Германии
    1504 Начало распространения бесоодержимости в Ломбардии
    1507 Бесоодержимость в Каталонии
    1515-1516 Бесоодержимость в Женеве
    1521 Звероодержимость в Полиньи
    1527 Начало бесоодержимости в Эстелле
    1534 Бесоодержимость в Риме
    1550 Бесоодержимость в Германии
    1552 Бесоодержимость в Кинтропе
    1554 Бесоодержимость в Риме
    1564 Бесоодержимость в Кёльне
    1566 Бесоодержимость в Амстердаме
    1574 Звероодержимость в Доле
    1574 Бесоодержимость в Валери
    1577 Бесоодержимость в Тулузе
    1579 Бесоодержимость в Мелуне
    1580 Начало бесоодержимости в Лоррене
    1582 Бесоодержимость в Авиньоне
    1590-1594 Бесоодержимость в Милане
    1598 Звероодержимость в Анжере
    1598 Звероодержимость в Лимузине
    1603 Звероодержимость в Бордо
    1609 Бесоодержимость в Лабурде
    1610 Бесоодержимость в Наварре
    1613 Бесоодержимость в Лилле
    1627-1629 Бесоодержимость в Вюрцбурге
    1628-1631 Бесоодержимость в Мадриде
    1652 Бесоодержимость в Анконне
    1669-1670 Бесоодержимость в Швеции
    1681 Бесоодержимость в Тулузе
    1687-1690 Бесоодержимость в Лионе
    1732 Бесоодержимость во Франции
    1733 Бесоодержимость в Кохинхине
    1857-1860 Бесоодержимость в Морцине
    1878 Эпидемия бесоодержимости в Ундине
    1878 Бесоодержимость в Вециньи
    1883 Эпидемия бесоодержимости (Барбарт)
    1893 Бесоодержимость в Баварии

    Сюда же следует отнести и эпидемии кликушества, формально происходившие только в России, а на деле – пусть, и названные иначе, но те же, по сути, хоремании и бесо-зверо-одержимости. Психиатр В. М. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: «авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью».
    Судите сами, припадок у кликуши «редко ограничивается одним криком. Обыкновенно кликуша падает на землю и при продолжающемся выкликивании начинает биться, производя самые разнообразные движения. Кликуша катается по полу, беспорядочно мечется, бьет руками и ногами об пол, извивается…» Как видите, это совершенно неотличимо от эпидемии хореомании на кладбище Сен-Медар.
    Если же речь об эпидемиях, настолько масштабных, что они вошли в летописи, а их локализация обозначается на картах (а она обозначена – у того же Бехтерева), то значит, именно так ведут себя многие тысячи людей на огромных расстояниях и почти одновременно.

    Вот список эпидемий кликушества в России.

    ЭПИДЕМИИ КЛИКУШЕСТВА

    1606 Эпидемия кликушества в России
    1666 Начало кликушества в Шуе
    1677 Эпидемия кликушества в Тюмени
    1714 Появление кликушества в Москве
    1718 Эпидемия кликушества в Москве
    1729-1730 Эпидемия кликушества в Юромской волости
    1762 Эпидемия кликушества в Ростове
    1769 Эпидемия кликушества в Переславле-Залесском
    1785 Эпидемия кликушества в Пинеге
    1815 Эпидемия кликушества в России
    1827 Эпидемия кликушества в Рязанской губернии
    1843 Эпидемия кликушества в Московской губернии
    1861 Эпидемия кликушества в Павлоградском уезде

    Из пригодных к рассмотрению массовых средневековых психозов остались только эпидемии суицидов, сожжений и самосожжений и самобичевание. На деле, все эти явления очень близки к хореомании и бесоодержимости, но чтобы это увидеть, нам придется рассмотреть механизм заболевания.

    МЕДИЦИНСКИЙ ДИАГНОЗ

    У пляски св. Витта (Chorea St. Viti, St Vitus’ Dance) много названий:
    — тарантизм (tarantism)
    — пляска святого Гвидона;
    — болезнь Сиденгама;
    — chorea electrica;
    — chorea electrica Dubini;
    — chorea electrica Henoch;
    — хорея малая (chorea minor);
    — хорея большая;
    — хорея обыкновенная;
    — хорея ревматическая;
    — и, наконец, вполне научное — хореатический гиперкинез;
    — и еще более научное — Delirium acutum.

    Точно установлена и центральная причина болезни – поражение базальных ганглиев (это подкорковые нейронные узлы). Предлагаю сравнить симптомы. Я приведу их все, чтобы ясно было видно: диагноз Delirium acutum исчерпывает ВСЕ варианты массовых психозов средневековья.

    СИМПТОМ № 1

    Delirium acutum: клонические и тонические судороги, жевательные движения, эпилептиформные припадки.

    ПОЯСНЕНИЕ № 1: Клонические спазмы это синхронные толчкообразные сокращения мышц, чередующиеся с расслаблением (классика танца).
    ПОЯСНЕНИЕ № 2: Тонические спазмы это длительное напряжение мышц.

    St Vitus’ Dance: на судороги прямо указано в эпидемиях 1628, 1848, 1882, 1894 годов.
    Припадки с конвульсиями прямо отмечены в 1479, 1480, 1490, 1491, 1628, 1632, 1642, 1728, 1762 годах.
    Одержимость бесами и звероодержимость так же предполагают эпилептиформные припадки и конвульсии, а это эпидемии 1431, 1484, 1499, 1504, 1507, 1515, 1527, 1534, 1550, 1552, 1554, 1564, 1566, 1574, 1577, 1579, 1580, 1582, 1590, 1609, 1610, 1613, 1627, 1628, 1632, 1652, 1669, 1681, 1687, 1732, 1733, 1857, 1878, 1878, 1883, 1893 годах. Всего – 41 эпидемия.
    Кликушество: больной катается по полу, беспорядочно мечется, бьет руками и ногами об пол, извивается. Эпидемии 1606, 1666, 1677, 1714, 1718, 1729, 1762, 1769, 1785, 1815, 1827, 1843, 1861 годов. Всего — 13 эпидемий.
    Ну, и сами неистовые пляски (тот же «тарантизм») выражаются прежде всего в «мучительных пароксизмах», конвульсиях и «подлинном мышечном сумасшествии». Даты эпидемий: 1021, 1237, 1237, 1278, 1370, 1374, 1375, 1375, 1375, 1376, 1418, 1418, 1418, 1418, 1479, 1482, 1490, 1518, 1518, 1518, 1643, 1680, 1686, 1715, 1728, 1762, 1840 годов. Всего – 27 эпидемий.

    СИМПТОМ № 2

    Delirium acutum
    : гиперкинезы (хореатический, атетоидный, миоклонический) — неистовое, некоординированное двигательное возбуждение.
    ПОЯСНЕНИЕ № 1: Гиперкинез хореатический, хорея (chorea) представляет собой пестрый ряд неритмических и весьма разнообразных быстрых движений, из которых каждое сходно с произвольным сокращением, вследствие чего больные нередко производят первое впечатление капризных, непоседливых людей, проделывающих излишние гримасы и движения. Движения эти не ограничиваются какой-нибудь определенной мышечной группой, а появляются то в одном, то в другом отделе.
    ПОЯСНЕНИЕ № 2: Гиперкинез атетоидный: характеризуется непроизвольными медленными стереотипными вычурными движениями.
    ПОЯСНЕНИЕ № 3: Гиперкинез миоклонический: выделяют: локальные и генерализованные, одно- или двусторонние, синхронные и несинхронные, ритмичные и неритмичные.формы миоклонии.


    St Vitus’ Dance
    : картина всех 27-ми эпидемий неистовых плясок совпадает с перечисленной выше симптоматикой до малейших деталей.
    Сюда же относятся ВСЕ эпидемии конвульсионеров, бесоодержимости и кликушества.

    СИМПТОМ № 3

    Delirium acutum: чувство физического недомогания, головные боли, расстройство сна с кошмарными сновидениями, настроение то капризно-подавленное, то умиленно-оптимистическое.

    St Vitus’ Dance
    : Вместо комментариев помещу два рисунка.

    СИМПТОМ № 4

    Delirium acutum: речь бессвязна и состоит из отдельных слов или выкриков.

    St Vitus’ Dance
    : Бессвязная речь кликуш – классика. Подходят все 13 эпидемий.
    А вот как описываются конвульсивно-танцевальное безумие в Сен-Медар: «среди всего этого нестройного шабаша слышатся только пение, рев, свист, декламация, пророчества и мяуканье». То есть, все 27 эпидемий этот симптом имеют.
    То же относится и к 41 эпидемия бесоодержимости и звероодержимости.

    СИМПТОМ № 5

    Delirium acutum: галлюцинации, бредовые высказывания.

    St Vitus’ Dance
    : вот хороший пример. 1491-1494 эпидемия в монастыре Камбрэ. Монахини бегали собаками, порхали птицами, карабкались кошками и т. д. Относительно одной монахини выяснилось, что она находилась в связи с дьяволом с девяти лет.
    А вот еще: во время эпидемии пляски св. Витта в 1375 г. в Германии многие утверждали, что видели под ногами струящиеся по земле потоки крови, из которых они старались выскочить и потому высоко подбрасывали ноги.

    Подобных признаний (часто добровольных и вполне искренних) в архивах инквизиции – тысячи, они характерны и для пляшущих, и для бесо-зверо-одержимых, и для кликуш. Даты не привожу, — здесь годятся ВСЕ уже перечисленные.

    СИМПТОМ № 6

    Delirium acutum: помрачение сознания, обычно в форме аменции или онейроида.
    ПОЯСНЕНИЕ: Онейро?идный синдро?м (онейро?ид) характеризуется особым видом качественного нарушения сознания (грезоподобная дезориентировка) с наличием развёрнутых картин сновидных и псевдогаллюцинаторных переживаний. Дезориентировка во времени и пространстве (иногда и в собственной личности) имеет особенности: при онейроиде больной является участником переживаемой псевдогаллюцинаторной ситуации. Окружающие люди могут включаться больным в виде участников в переживаемую ситуацию.

    В течении онейроида иногда различают несколько этапов: начальный (стадия аффективных расстройств), стадия бредового настроения, стадия бреда инсценировки с ложными узнаваниями, стадия фантастической парафрении, стадия истинного онейроида.

    St Vitus’ Dance: можно целиком поместить сюда все, сказанное в предыдущем пункте, а акцентировать внимание на следующем: «стадия бреда инсценировки с ложными узнаваниями». С таким симптомом больной мог «узнать» агента сатаны в ЛЮБОМ человеке, да еще и включить в псевдогаллюцинаторную ситуацию себя.

    Инквизиции можно было себя не утруждать: подскажи базовый сценарий, а остальное больной создаст в уме сам. А если есть признание, то будет и наказание. Отличать вменяемых от невменяемых закон стал довольно поздно, уже в XIX веке.

    Впрочем, какие-то из инквизиторов наверняка тоже были нездоровы; иначе как тяжкой душевной болезнью, происходящее на картинке внизу не объяснить.

    СИМПТОМ № 7

    Delirium acutum: помрачение сознания в виде делирия, тревожно-депрессивный аффект или страх.
    М. б. бред отравления — характеризуется идеей о применении по отношению к больному ядовитых веществ, о добавлении их в пищу, воду, о распылении их в воздухе с целью нанесения вреда здоровью больного или его убийства.

    St Vitus’ Dance: этот симптом ИДЕАЛЬНО подогревало то, что на поля Европы выпадал серый порошок, скорее всего, фтороводородный вулканический пепел, ядовитый для скота и, отчасти, для людей. Понятно, что при французском дворе разразилась психическая «эпидемия отравлений», то же произошло и в Италии, а народ охотно воспринял идею о намеренном отравлении врагами колодцев, скважин и рек. В итоге не только изгнали евреев из католических стран, но сама идея о вредительстве вселенского масштаба плотно вошла в нашу культуру.

    Мало кто знает, но Французская революция предъявляла своим жертвам те же обвинения, какие Церковь предъявляла евреям, в частности, желание уничтожить при помощи ядов весь французский народ. Паранойя как норма революционного сознания.

    СИМПТОМ № 8

    Delirium acutum
    : легко возникают множественные кровоподтеки.

    St Vitus’ Dance: именно поэтому инквизиция в первую очередь искала на теле «знаки» бесовского одержания. С легкой руки Голливуда принято считать, что это обязательно родинки, но тот же «Молот ведьм» описывает и другое: например, вдумчивые поиски улик под снятой кожей обвиняемого. Под кожей родинок нет, а вот гематома может иметь самую причудливую форму. Больные манией «бесовских» плясок (Delirium acutum) с их уязвимостью кожи были исключительно легкой добычей.

    КРАЙНЕ ВАЖНО и то, что кровоподтеки (геморрагии) – особенность Черной смерти. Мы к этому обязательно вернемся.

    СИМПТОМ № 9. САМОБИЧЕВАНИЯ

    Delirium acutum: для возбуждения и помраченного сознания больного характерен негативизм. Больной склонен причинять вред себе и другим.

    St Vitus’ Dance
    : Сказанное выше – ОЧЕНЬ ЯСНЫЙ ОБЩИЙ симптом: и для эпидемий неистовых плясок, и для эпидемий самобичевания. Вот пара примеров причинения вреда себе.

    1375 лето, эпидемия неистовой пляски. Больные. требовали, чтобы окружающие крепко перевязывали им животы полотенцами, топтали их ногами или били кулаками, что очень напоминает неистовства, случившиеся годами позже в Париже.
    1418 июля 14, Сен-Медар. «Женщины, растянувшись во весь рост, приглашают жителей бить их по животу и бывают довольны только тогда, когда десять или двенадцать мужчин обрушиваются на них сразу всей своей тяжестью»
    Хочу сразу пояснить, «бывают довольны» не имеет сексуального или мазохистского подтекста. Вспомните зубную боль, когда не знаешь, в какие тиски сунуть голову, чтобы это прекратилось или хотя бы ослабло. Перед нами – то же самое.

    И, само собой, крайний «негативизм двигательного возбуждения», — а правильнее сказать, «невыносимые муки» — содержатся в эпидемии самобичевальщиков.

    Больные наносили удары, как себе, так и другим. Вот годы этих эпидемий: 1260, 1261, 1266, 1296, 1333, 1348, 1349, 1414, 1414, 1414, 1551. Хотя были эпидемии самобичевальщиков и в 1812 году.

    И очень похоже на то, что последняя вспышка коллективных психозов (хореи 1840 года в Париже и на Мадагаскаре), как и последняя вспышка черной смерти (1840-е годы), произошла в середине XIX века.

    Если же, возвращаясь к симптомам Delirium acutum, рассматривать манию причинения вреда другим людям, то здесь годится вся история инквизиции, погромов и даже революций. Пожалуй, если смотреть на всю картину целиком, то приходится признать, что Чижевский не так уж и неправ, относя революции, погромы и массовые репрессии к разряду «массовых психозов». Похоже, что все дело в степени заболевания: легкая форма, и ты – среди палачей; тяжелая – и ты – в числе заведомых жертв.



    СИМПТОМ № 10. ФИНАЛЬНЫЙ

    Delirium acutum: истощение, галопирующее развитие симптомов с частым смертельным исходом. Без лечения смерть частенько наступает спустя несколько дней – в состоянии гипертермической комы. Выжившие – из-за поражения подкорковых нейронных узлов – часто остаются инвалидами.

    St Vitus’ Dance
    : свидетельств такому исходу масса. Я приведу четыре примера.

    1021 год. Дессау. Крестьяне продолжали пляску до тех пор, пока некоторые из них не упали замертво; у прочих, оставшихся в живых, всю жизнь тряслись члены.
    1337 год. Эпидемия неистовой пляски (св. Витта) детей в Эрфурте. Многие из этих детей умерли, другие навсегда остались подверженными пляске св. Витта.
    1458 год. Никто из детей, принимавших участие в походе, не вернулся: часть погибла, как считают, от холода и голода
    1518 год. Среди танцующих десятки погибли от сердечных приступов, инсультов и просто от истощения.

    РЕЗЮМЕ: все 10 симптомов Delirium acutum идентичны всем десяти характеристикам массовых психозов. Конкретное проявление психоза определенно зависит от характера и степени поражения базальных ганглий.

    КОРОТКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: О СПОРЫНЬЕ

    Наступление массовых психозов иногда связывают с массовым отравлением спорыньей (эрготизм). Иногда так, наверное, и было, особенно в случаях визионерства, вызванных содержащимся в спорынье ЛСД. Однако эрготизм регулярно приводит к гангрене, а ни в случаях с пляской св. Витта, ни с кликушеством, ни с бесоодержимостью никакой гангрены не отмечалось — никогда. Но, главное, я не встречал связи между эрготизмом и диагнозом Delirium acutum. А именно этот диагноз — во всей его полноте — поставлен современными медиками средневековым танцевальным сумасшествиям.

    ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ (Delirium acutum)
    Сначала – статистика. Плотность эпидемий психозов довольно высока, и с 1100 по 1885 год на каждые пять лет приходится по одному психозу (160 случаев всего). Плотность эпидемий черной смерти очень близка – 154 случая за тот же период. И если верить этим данным, Европа становится крайне и стабильно неблагополучным регионом, получавшим «двойной удар» по здоровью каждые пять лет. Ну, а если помнить, что значительная часть эпидемий продолжалась до трех лет, то 60 % истории Европы это беспрерывный мор и психоз. Но главное не это; главное то, что я нашел 64 корреляции между эпидемиями черной смерти и массовыми психозами – порядка 35 % от возможного. Это далеко за пределами случайности. Приведу по примеру на столетие.

    1260-1261 гг. Годы «черной смерти», опустошавшей Европу.
    1260–1261 гг. Всеевропейская эпидемия самобичевания.

    1346-1352 гг. «Черная смерть» убила 25 млн. человек.
    1346–1352 гг. Всеевропейские эпидемии плясок, самобичевания и массовых самоубийств.

    1418 год. Черная смерть во Франции.
    1418 год. Эпидемия неистовой пляски во Франции.

    1551 год. Эпидемия чумы в Европе.
    1551 год. Эпидемии флагелляции (самобичевания).

    1606 год. Эпидемия чумы в Новгородской области.
    1606 год. Эпидемия кликушества в России.

    1718 год. Моровое поветрие на Украине.
    1718 год. Эпидемия кликушества в Москве.

    Причем, внутри столетий – те же ясные корреляции. Вот график для XVI-XVIII веков.

    ШТРИХ: за спасение от чумы в Праге перед собором Св. Витта была воздвигнута Святотроицкая колонна, и это говорит само за себя. У св. Витта очень узкая специализация; он лечит конкретно от гиперкинеза, оно же – танцевальное безумие. И получается так, что жители Праги 1715 года прекрасно осознавали, что массовый психоз это проявление черной смерти. В таких важных дарах святым заступникам ошибаться нельзя.

    Таким образом, Черная смерть и поражение базальных ганглий, ведущее к массовым психозам – одной природы. И здесь самое время перечислить причины возникновения Delirium acutum, названные современной медициной. Итак, Delirium acutum может возникать при:
    — пневмонии;
    — плеврите;
    — сепсисе;
    — галопирующей форме прогрессивного паралича;
    — фебрильной шизофрении;
    — эпилепсии;
    — инфекционных болезнях (холере, брюшном и сыпном тифе и др.);
    — интоксикациях (например, отравлении тетраэтилсвинцом).

    Это – все. Как Вы понимаете, причиной массового помешательства могут стать лишь две нижние строчки: инфекция и групповая интоксикация. И, разумеется, это не инфекция. Во-первых, потому, что не существует вирусов или бактерий, способных одновременно создавать:
    — симптомы Delirium acutum;
    — и условия для эпидемического и, тем более, пандемического развития.

    По отдельности – пожалуйста. Тот же японский энцефалит закономерно приводит к гиперкинезу, — но не к эпидемии трансконтинентального масштаба.
    Во-вторых, я уже показал, что известная нам чумная палочка (Yersinia pestis) не имеет к «черной смерти» ни малейшего отношения. Так что для возникновения Delirium acutum остается одно — массовое отравления продуктами вулканической деятельности. Напомню перечень потенциально опасных вулканических газов.

    Водяной пар (H2O),
    Диоксид углерода (CO2),
    Оксид углерода (CO),
    Азот (N2),
    Диоксид серы (SO2),
    Оксид серы (SO),
    Газообразная сера (S2),
    Водород (H2),
    Аммиак (NH3),
    Хлористый водород (HCl),
    Фтористый водород (HF),
    Сероводород (H2S),
    Метан (CH4),
    Борная кислота (H3BO3),
    Хлор (Cl),
    Аргон (Ar),
    Преобразованные H2O и СО2.
    Также присутствуют хлориды щелочных металлов и железа.

    Немаловажно, что директивой начальника штаба гражданской обороны ДНГО № 2 от 4.12.1990 г. целых пять веществ из этого списка отнесены к СДЯВ – сильно действующим ядовитым веществам:

    Аммиак (NH3),
    Хлор (Cl),
    Хлористый водород (HCl),
    Фтористый водород (HF),
    Сероводород (H2S).

    Все пять веществ способны образовывать кислоты и содействовать пожарам, а ясная связь между пожарами, отравлениями и массовыми психозами, например, когда в мистических пожарах и падеже скота обвиняли евреев или женщин, налицо.

    На рисунке Швабия, 1533 год. Колдун и ведьма поджигают город заклинаниями.

    Но главное, три из этих пяти относятся к НЕЙРОТРОПНЫМ ядам, то есть, способны поражать подкорковые нейронные узлы не хуже, чем японский энцефалит – вплоть до хореатического гиперкинеза. Вот эти вулканические газы:

    Хлористый водород (HCl),
    Фтористый водород (HF),
    Аммиак (NH3).

    catastrophe1707.blogspot.com