Мед при заикании

Лечение заикания

без химических лекарств, опасных методов, в любом возрасте

Заикание у ребенка — чувство неполноценности и стыда

По статистике заиканием страдают миллионы людей – до 2,5% населения планеты (2% дошкольников и 1% взрослого населения по М. Хватцеву, 1,6% младших школьников по М. Соваку). — 200 миллионов людей.

Можно ли вылечить заикание?

Что объединяет таких знаменитых людей, как Брюс Уиллис, Мэрилин Монро, Уинстон Черчилль и Наполеон? Все они заикались! Но, приложив усилия, они смогли избавиться от заикания и даже достичь успехов и прославиться.

Заикание у взрослого — большие жизненные проблемы

ВАЖНО! Точно установить тяжесть болезни

Проводится тестирование степени заикания по авторской программе профессора Кривцова А. Г. :

с цифровой обработкой клинических данных и с видеозаписью до лечения и после.

Установить полный диагноз заикания:

Заикание: легкой, средней, средне-тяжелой, тяжелой степени тяжести; Клонического, тонического, смешанного типа; Невротическая, неврозоподобная, неврозоподобно-невротическая форма. Эмболофразия, Логофобия. Вегетативные реакции нулевой, умеренной, выраженной степени болезненной фиксации. Артикуляционно — вокальной, вокально — дыхательной локализации. Постоянного, волнообразного, рецидивирующего типа течения.

СУЩЕСТВЕННО!

Консультирует, проводит тестирование степени заикания и лечит лично профессор А. Г. Кривцов, врач психиатр-нарколог, психотерапевт высшей категории, рефлексотерапевт с 40-летним стажем работы.

Два вида помощи

КОНСУЛЬТАЦИЯ профессора с тестированием степени заикания и видеозаписью — 1 сеанс — 1,5 часа — 1500 р

Программное (многокомпонентное) лечение «Говорю без проблем» — 10 — 15 сеансов

Программа лечения заикания включает:

Амбулаторное + Домашнее лечение

Амбулаторное лечение — это 10-15 дневный курс , содержащий ОДНОВРЕМЕННО :

  1. психотерапевтическую многокомпонентную программу (разъяснительная психотерапия, рациональная, нейро-лингвистическое программирование мозга и др.)
  2. иглорефлексотерапию (если ребенок боится игл — их можем заменить другими методами)
  3. физиотерапевтическое лечение различными методами (магнитотерапия, скэнертерапия, цветосветотерапия и др.)
  4. гомеопатические «блокады» (фармаккупунктура БАТ спины) — у взрослых.
  5. массаж спины (от затылка до крестца) или общий массаж.
  6. логопедический тренинг компьютерный (в Центре) + программный (домашний)
  7. диагностические исследования:
    • степени заикания до — и после лечения (видеозапись + оценка по специальным клиническим параметрам)
    • оценка физического состояния здоровья: — диагностика «Руно» — функциональные расстройства — формирующиеся болезни — диагностика «АМП» — новая высокоточная диагностика — 130 анализов за 1 час — диагностика «УЗИ» — на новом высококлассном оборудовании
    • оценка психического состояния здоровья — тесты на невротизации (страхи, тревожность, депрессию и др.) Мы располагаем возможностью провести более 600 тестов
    • работу с психологом.
    • консультации специалистов (психотерапевта, невролога, рефлексотерапевта, кардиолога и др.)

Домашнее лечение — это закрепление результатов амбулаторного лечения. Оно включает:

  • прослушивание специального диска с гипно-суггестивным воздействием
  • прием НЕ химических лекарственных средств
  • логопедические тренинги
  • дыхательную гимнастику
  • мышечную релаксацию
  • фитотерапию (специальные сборы трав при заикании, лечебные чаи)
  • лечебные ванны
  • прием пищевых биостимуляторов — см. «Книги и статьи А.Г.Кривцова» — «Домашняя природная аптека»
  • Стоимость лечения по программе

    «Говорю без проблем»

    в зависимости от тяжести болезни и объема услуг:

    у детей 8 — 12 лет

    18 000 — 27 000 руб.,

    у взрослых

    18 000 — 35 000 руб.

    Возможна оплата в 2 — 3 приема.

    Хотите стоимость меньше?

    Узнаете о 20 вариантах скидок, акций и бонусах ! Обязательные «СКИДКИ» (нажмите) на стоимость лечения низкооплачиваемой категории граждан, инвалидам, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий и по «скидочным» картам ООО»Надежда-Мед»

    nadegda-med.ru

    Азбука здоровья

    Иногда оно связано с травмами мозга и последующими нарушениями иннервации мышц гортани, приводящими к судорожным ее сокращениям. Органические заболевания нервной системы, тяжело протекающая беременность, роды у части детей сказываются на речевом аппарате. Ребенок может начать заикаться после кори, коклюша, воспаления легких, проведенных оперативных вмешательств.

    Наследственность — не последний фактор в возникновении логоневроза. Его делят на заикание, быструю и невнятную речь, задержку речевого развития, вегетативную и эмоциональную неустойчивость.

    При задержке речевого развития мыслительные процессы опережают небольшой словарный запас ребенка, со временем этот вариант может самостоятельно пройти.

    Особо стоит истерическое заикание — при нем шепотная речь, речь наедине с самим собой, пение не нарушены. Как только появляется зритель или иная выгодная для больного ситуация — невыученный урок, желание обратить на себя внимание или вызвать жалость к себе, начинаются шероховатости речи.

    Дети дошкольного и младшего школьного возраста мало обращают внимание на свою речь, чего не скажешь о подростках и юношах, для которых даже незначительный дефект речи может быть поводом для невротических реакций и выработки чувства неполноценности.

    Отсюда вытекает целесообразность раннего начала лечения, которое, как правило, длится от 3 до 5 месяцев, включая логопедию, рациональную психотерапию, аутотренинг, гипноз, физио- и фармотерапию, фитотерапию, иглоукалывание, занятия с психологом и другие методы. Все они направлены на преодоление патологии речи и пересмотр своего отношения к дефекту. Лечение может быть индивидуальным и групповым.

    Иногда практикуется «одномоментный» способ снятия заикания. По мнению врачей-психотерапевтов, он малоэффективен и дает много рецидивов.

    Оптимальным методом лечения остается гипноз, проводимый врачом-специалистом. 80% больных излечивается. Вреда от проводимой гипнотерапии не бывает.

    Дошкольникам и младшим школьникам гипноз не проводится. С ними работают логопед и психолог, а при необходимости подключается физио- и фитотерапия для укрепления нервной системы. Начиная с 13–14 лет сеансы проводить можно. Их вначале проводят 3 раза в неделю, затем один раз в 7–10 дней с переходом на поддерживающие сеансы один раз в месяц.

    Гипноз хорошо сочетается с самовнушением. Формула его такова: «С каждым днем моя речь становится плавной, равномерной, чистой. Страх речи исчезает. Все буквы произношу четко, без запинок. Где бы ни находился, в какой бы ситуации ни был, речь свободная, чистая, ясная. Нервная система и голос укрепляются. Он звучит четко, ясно, без запинок. Я уверен в своей речи. Всегда и везде говорю спокойно и уверенно». Формула повторяется 2–3 раза в день в течение 15–20 минут подряд. В нее можно вводить и другие фразы. Наилучшее время для самовнушения — перед засыпанием и сразу же после пробуждения, находясь еще в постели.

    Аутогенная тренировка широко применяется для лечения заикания. В результате систематических занятий можно достичь расслабления артикулярно-голосового аппарата, снять скованность, напряжение в области диафрагмы, ликвидировать волнения и страхи.

    Занятия лучше начинать под руководством опытного инструктора. Можно освоить и самостоятельно, но трудно бывает на первых порах добиться релаксации и тепла, на фоне которых проводится самовнушение.

    Иглоукалывание тоже дает определенный результат, но только в том случае, если сеансы проводит врач с соответствующей подготовкой.

    Фитотерапия не является основным методом лечения, но без нее не обойтись с «расшатанными» нервами. Она показана как взрослым, так и детям. Дозы для них половинные.

    Успокаивающим действием обладает смесь из сока калины, капусты, лимона, шиповника, взятые по половине стакана каждого с добавлением в 200 г меда. Столовую ложку смеси принимают утром и вечером, заедая миндалем или семечками.

    Помогает при заикании мумие с медом. 2 г растворяют в 50 г воды и смешивают с 200 г меда. Чайную ложку смеси два раза утром и вечером держат во рту как можно дольше, не глотая.

    Ароматические масла тоже нельзя оставить без внимания при лечении логоневроза, но вначале следует проконсультироваться с аллергологом. Для ослабления страхов подойдет масло розы, сандала, базилика, сосны, розмарина, бергамота. Для общего успокоения используется масло герани, полыни, лаванды, чабреца, шалфея. Каплю одного из масел можно нанести на носовой платок и вдыхать аромат три раза в день. Дома воспользуйтесь ароматокурильницей.

    Для ванн подойдет комбинация масел или одно из них. Для лучшей эмульгации пять капель масла внесите в половину стакана кефира, тщательно смешайте и вылейте в ванну с температурой воды 38–39 градусов. Длительность процедуры — 15–20 минут, количество — не менее десяти.

    В заключение несколько практических советов. Заикание требует упорного, настойчивого и длительного лечения. Любой, даже самый маленький успех должен окрылять. В начале лечения запишите речь на пленку и по мере продвижения вперед сравнивайте с достигнутыми результатами. Наедине чаще говорите, читайте, пойте во весь голос. Не забывайте о рациональном отдыхе, физических нагрузках.

    www.mamochka.kz

    Избавляемся от заикания самостоятельно

    Каждый год 22 октября, начиная с 1998 года, в мире отмечается Международный день заикающихся людей. Идея этого праздника родилась при поддержке Международной ассоциации заикающихся людей, основанной в 1995 году и позиционирующей себя как «рупор всех заикающихся людей на международном уровне».

    Зачастую заикание связано с логофобией (вербофобией) — боязнью говорить, что является следствием либо причиной заикания.

    Кстати, многим людям, которые смолги вырваться из этого замкнутого круга, такой дефект речи, как заикание, не помешал стать известными и реализовать себя в тех сферах, где требуется умение красиво говорить. Среди них — кинорежиссеры, актеры, барды, ораторы, политики, поэты, полководцы, священнослужители, телеведущие и другие представители публичных профессий. Заиканием страдали, например, Демосфен, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро, Исаак Ньютон, а из ныне живущих — Брюс Уиллис, Артемий Троицкий и другие известные люди.

    Какое бывает заикание

    Только правильно выяснив тип и серьезность дефекта можно определить, как вылечить заикание. Это может сделать только специалист. Он назначает индивидуальные занятия и артикуляционную гимнастику для выполнения в домашних условиях. Поэтому при первых симптомах речевого сбоя нужно показаться логопеду.

    Бывают клонические запинки и спастическое (тоническое) заикание.

    Клоническая форма проявляется в повторении отдельных звуков, слогов или слов.

    Спастический вид более серьезный. Ребенка словно что-то задерживает на первых звуках слов и долго он вообще не может начинать говорить.

    Кроме специальных занятий здесь могут понадобиться успокоительные средства, снимающие спазмы мышц речевого аппарата.

    Такие речевые запинки могут продолжаться в течение какого-то периода, потом на время проходить и опять возвращаться. Это может продолжаться до четырех-пяти лет и редко затягивается до школьного возраста.

    Многие заикающиеся люди для устранения своего недуга ищут способы, позволяющие осуществить лечение заикания народными средствами прямо на дому. К всеобщей радости, избавиться от логопатии можно путем использования народных методов, проверенных не одним десятилетием.

    Вот некоторые советы и рецепты:

    Практические советы

    1. Отказ на некоторое время от посещения общественных мест.

    2. Тренировка умения легко излагать собственные мысли.

    3. Выполнение упражнений для голосового аппарата.

    1. Эта методика позволяет за очень короткий срок избавиться от постоянного заикания. Необходимо взять отпуск, на время отгородиться от внешнего мира. Установить размеренный, спокойный режим без жестких рамок.

    2. Первоначально постараться поменьше говорить и начать делать записи. Сначала в виде дневника, а затем, если этот процесс вам понравится, попытаться написать какое-либо художественное описание, составить жизненный план или изложить свои мечты.
    Секрет этого метода заключается в том, что во время письма мы мысленно проговариваем текст, а заикаться в собственном сознании невозможно. В результате заикающийся мысленно говорит без нарушений и совсем скоро у него это будет получаться вслух.

    3. Пение – действенный метод против заикания.

    Физически во время пения заикаться невозможно. Поэтому можно петь на любой лад и мотив и при этом стараться меньше разговаривать и продолжать писать.
    Возможно, сразу что-то не будет получаться, поэтому стоит набраться терпения и ни в коем случае не критиковать заикающегося, ведь ваша задача заключается в том, чтобы заставить больного поверить в собственные силы.
    Улучшения будут заметны уже через месяц исполнения. Однако не останавливайтесь на достигнутом. Возвратившись из этого своеобразного отпуска на работу, попробуйте сначала выступать письменно. Если в моменты волнения заикание опять проявится, то опять откажитесь от выступлений на публике и не забрасывайте полностью тренировки.

    4. Лечение у врачей

    Если в домашних условиях не удается справиться с этим расстройствам речи, то нужно обратиться в клиники или специализированные центры, где лечат заикание.
    В решении вашей проблемы примут участие специалисты, владеющие современными методиками и знающие какие процедуры и лекарственные препараты смогут вам помочь. Нужно выяснить, какой врач может лечить заикание и записаться к нему на прием.

    • Логопед – это специалист, работа которого наиболее прямо и прицельно связана с речью. Он учит правильному дыханию во время речи, использованию голоса, артикуляции, плавному и ритмичному течению разговора.
    • Врач-психоневролог определит состояние нервной системы и назначит необходимые лекарства.
    • Врач-психотерапевт воздействует разными видами психотерапии, гипноза, аутотренинга, и других приемов воздействия.
    • Иглотерапевт снимает нервное напряжение воздействием на специальные точки.
    • Психолог проводит изучение личности заикающегося, выясняет вопрос можно ли вылечить заикание, выявляя его слабые стороны и помогая их исправлять, учит общению в разных жизненных ситуациях, помогая пациенту выразить себя эмоционально, творчески.
    • 5. Дыхательная гимнастика

      Наиболее распространенной является дыхательная программа разработанная специалистом Стрельниковой. Эти упражнения очень похожи на утреннюю гимнастику и считаются наиболее эффективными в борьбе с заиканием, независимо от возраста им страдающего. Они благотворно влияют на всю дыхательную систему, учат дышать глубоко, на всю грудь. Дыхательная гимнастика тренирует диафрагму человека, заставляя ее принимать активное участие в голосообразовании, благодаря чему голосовые связки становятся максимально подвижными. Связки тесно смыкаются во время разговора, делая речь плавной и ритмичной.

      Упражнение №1: «Насос»

    • 1. Для начала встаньте прямо, во весь рост.
    • 2. Слегка наклонитесь вперед, округлив спину и опустив вниз голову и руки. Очень важно, чтобы шея во время этого упражнения была максимально расслаблена.
    • 3. Теперь сделайте сильный наклон к полу, как будто Вы накачиваете шину, одновременно быстро и шумно вдохнув на полную грудь через нос.
    • 4. Выпрямляясь, свободно выдохните, как Вам удобно. Однако не распрямляйте спину полностью, вернитесь в положение №2.
    • 5. Теперь снова наклонитесь, быстро и шумно вдохнув. И так далее. Это дыхательное упражнение, а потому напрягать какие-либо мышцы не нужно, делайте его легко, не нагружая поясницу. Повторите упражнение 8 раз
    • 6. Отдохните несколько секунд, восстановив привычное дыхание, и снова повторите 8 раз.

    В идеале это упражнение нужно делать по 8 вдохов в 12 подходов. Однако не торопитесь выполнять норму в первый же день, такая нагрузка резко плохо повлиять на самочувствие. Поэтому в первые несколько дней делайте по 6-8 подходов, постепенно увеличивая их количество до 12 раз.

  • Упражнение №2: «Повороты»
  • 1. Встаньте прямо, поставив ноги на ширину плеч, а руки положив на пояс. Примите удобное положение.
  • 2. Теперь сделайте поворот головы влево, и быстро и шумно вдохните.
  • 3. Выдыхать нужно на повороте головы в другую сторону. Выдохните, не останавливаясь посередине.
  • 4. Развернув голову вправо, сделайте еще один вдох.
  • 5. Повторите упражнение в обратном порядке и так 8 вдохов. Для начала этого будет достаточно. Постепенно нужно будет увеличивать, доведя повторение упражнения до 32 вдохов, то есть трех подходов по 8 раз с перерывами на несколько секунд.
  • Дыхательные упражнения необходимо делать дважды на день, ежедневно перед завтраком и после ужина. Уже через 2-3 месяца Вы заметите первые результаты, а со временем дыхание полностью освободится и голос станет естественным. Следует отметить, что любые упражнения тренирующие диафрагму заикающимся людям весьма полезны.

    6. Научные гаджеты

    На сегодняшний день проблемы дефекта речи с успехом решаются с помощью специально разработанныхкомпьютерных программ, например, таких как «Speech corrector» или «Демосфен 07». Разные программы решают разные задачи, которые мешают человеку изъясняться плавно и непрерывно. Огромный их плюс в том, что общение с компьютером снимает ощущение неловкости, стеснения, присущие общению с живым человеком. Эти факторы позволяют больному расслабиться, почувствовать уверенность и выработать в себе свойства, которые в большинстве случаев и являются главным тормозом речи.

    Воздействие одних программ направлено на синхронизацию речевого и слухового центров человеческого мозга. Заика произносит определенные фразы в микрофон, а программа автоматически на долю секунды задерживает речь.

    Тренировка заключается в попытке человека подстроиться под моделируемый программой собственный голос. Постепенно речь выравнивается, с каждым разом становясь наиболее плавной и непрерывной. Происходит это благодаря выработке привычки говорить спокойно, осознанию и уверенности в том, что Вы можете изъясняться не заикаясь. По данным разработчиков, такая программа способна уменьшить проблему заикания на 75-80%, а то и вовсе искоренить ее, при условии регулярных занятий.

    Есть и другие программы способствующие выработке навыков общения в разнообразных ситуациях. Компьютер провоцирует человека, создает ситуации, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни при общении: недовольство, критика, гнев и так далее. Заике необходимо достойно ответить на брошенный «вызов» в микрофон. Программа в свою очередь даст оценку этому ответу. Если Вы не справились с задачей — пытайтесь снова, пока не получится, а программа подскажет ошибки и моменты, требующие улучшения.

    7. Народные методы лечения заикания

    Народная медицина не оставила без внимания феномен заикания, о методах лечения которого сегодня спорят лучшие умы. Она предлагает несколько простых и дешевых способов избавления от напасти в домашних условиях.

    1. Травяной сбор № 1. Взять в одинаковой пропорции траву донника лекарственного, корневище солодки голой, листья ежевики сизой, побеги вереска обыкновенного, корневище валерианы лекарственной, цветки календулы лекарственной, траву мелиссы лекарственной, листья обыкновенной березы, плоды фенхеля обыкновенного и цветки липы сердцевидной. Измельчить и использовать в дальнейшем для приготовления лекарственного настоя: 7 г сбора залить 1,5 ст. кипятка и 10 минут томить под крышкой на водяной бане (не кипятить!), после чего настоять 1,5 часа, процедить и пить теплым за полчаса до еды по 50 г 4 раза в день.

    2. Травяной сбор № 2. Приготовить сбор в одинаковой пропорции: побеги малины, трава крапивы двудомной, трава синюхи лазоревой, плоды тмина, солома овса посевного, листья вахты трехлистной, листья кипрея узколистного, трава перечной мяты, плоды боярышника колючего, листья земляники лесной. Готовить и употреблять так же, как сбор № 1.

    3. Травяной сбор № 3. Для него необходимы в равных пропорциях трава пустырника, трава тысячелистника, трава душицы, побеги сосны, цветки ромашки, плоды аниса, трава зверобоя, трава мелиссы, трава донника, исландский мох. 6 г измельченной смеси залить двумя стаканами кипятка и настоять 3 часа. Принимать так же, как предыдущие сборы.

    4. Травяной сбор № 4. Сделайте смесь в равных пропорциях из травы фиалки трехцветной, соплодий хмеля, корня одуванчика, травы полыни горькой, плодов тмина, травы сушеницы болотной, листьев березы, плодов шиповника, травы мяты перечной и травы ясменника. 7 г сбора залить двумя стаканами холодной воды и настоять при комнатной температуре или чуть теплее 6 часов. После этого настой прокипятить и полчаса настоять в теплом месте. Пить за 15 минут до еды 5 раз в день по 50-70 г.

    5. Смесь соков. Взять по 100 г соков лимона, калины, шиповника и капусты, смешать с 200 г меда. Принимать по столовой ложке утром и вечером. Заедать миндалем или семечками.

    6. Мумиё. Готовится смесь из 2 г мумиё, 200 г меда и 50 г воды. Утром и вечером чайную ложку смеси держать во рту как можно дольше, не глотая. Это наиболее известный домашний способ лечения заикания, описанный еще Авиценной. Правда, он рекомендовал 3 раза в день смазывать язык смесью мумиё с медом в соотношении 1:5.

    7. Ароматические масла. Ароматерапия способствует снятию нервного напряжения, ослаблению страхов (масла розы, бергамота, сосны и сандала, базилика, розмарина), общему успокоению (масла чабреца, лаванды, шалфея, полыни, герани). Способ употребления: каплю масла нанести на носовой платок и вдыхать 3 раза в день. Можно также принять курс 10 ванн: в 100 г кефира добавить 4-5 капель одного из масел: чабреца, лаванды, шалфея, полыни или герани – хорошо размешать и вылить в теплую (37°) ванну. Принимать 20 минут.

    8. Отвар из кожуры яблок (рецепт австрийского врача Рудольфа Бройса, рассчитанный на успокоение нервной системы): яблочную кожуру проварить 3-6 минут и пить получившийся компот (можно с настоем мелиссы), добавляя при желании сахар, по 3 чашки в день.

    9. Отвар лапчатки гусиной. Щепотку травы бросить в стакан холодного вина (фруктового или виноградного) или молока, довести до кипения, настоять до охлаждения. Утром процедить, подогреть и выпить теплым. Отвар снимает спазмы сосудов мозга, но сделанный на воде – лечебным эффектом не обладает.

    Рецепты Ванги от заикания

    1. Сок крапивы жгучей и ясенца белого: две капли сока крапивы жгучей смешать с тремя каплями сока листьев и цветков ясенца (листья и цветки для этого нужно брать в равных количествах). Поместить на язык, держать пять минут, не глотая. Повторять несколько раз в день через два часа в течение двух недель.

    2. Отвар из руты душистой: пять граммов сухой травы руты залить половиной литра кипятка. Томить на малом огне в течение пяти минут. Теплым процеженным отваром полоскать рот и горло, не глотая. Держать во рту до полного остывания. Повторять несколько раз в день в течение 2-3 недель.

    3. Настой крапивы, ромашки, дягиля, хмеля, мелиссы, вереска, зверобоя: для сбора нужно 100 граммов листьев крапивы двудомной, 100 граммов соцветий ромашки, 50 граммов корней дягиля, 50 граммов соплодий хмеля, 50 граммов листьев мелиссы, 50 граммов травы вереска и 50 граммов зверобоя. Одну чайную ложку смеси залить стаканом кипятка, настаивать 20-30 минут. Настой пить по полстакана два раза в день (утром и перед сном).
    4. Настой ясенца белого: 20 граммов свежих листьев с цветками ясенца белого залить 0,5 литра кипятка. Настаивать 15-20 минут. Полоскать процеженным теплым настоем рот, не глотая, 3-5 минут. Повторять несколько раз в день.

    dnpr.com.ua

    Ребенок заикается: что нужно знать учителям и родителям

    Заикающихся людей в мире около 2%, и большинство из них начали заикаться в детстве. В настоящее время причины заикания точно не выявлены, и на этот счет существуют разные мнения, как существуют и различные методики лечения, о которых речь, в данном случае, не идет. Речь пойдет о том, как облегчить заикающемуся ребенку процесс обучения в школе и сделать его пребывание там более комфортным.

    Для многих заикающихся детей школьные годы являются очень стрессовым периодом в жизни, потому что именно там происходит наибольшее количество трудных для заикающегося человека ситуаций: устные ответы, доклады, чтение вслух, выступления, и все это перед большим количеством людей.

    Отправлясь в школу, ребенок оказывается в детском коллективе, который, как известно, иногда может быть очень жесток. Как и всякий ребенок, который отличается от других детей, заикающийся ребенок автоматически попадает в группу риска: в группу детей, которые могут подвергаться травле со стороны одноклассников.

    Передразнивания и насмешки одноклассников, как и равнодушие учителей, могут очень отрицательно повлиять на нервную систему ребенка, развить у него комплекс неполноценности и социофобию, не говоря уж о неврозах, проблемах с психикой и учебой.

    Окружающие не всегда понимают положение заикающегося человека. И объясняется это не только их черствостью и недоброжелательным отношением, но и особенностью самой проблемы. Во-первых, заикание у разных людей разное: от редких незначительных запинок до почти полной немоты. Во-вторых, степень заикания может меняться в зависимости от ситуации. Учитель, видя, как один и тот же ребенок свободно болтает с друзьями на перемене, а потом не может вымолвить ни слова у доски при устном ответе, часто сердится и говорит что-нибудь вроде: «На перемене ты как соловей, а тут молчишь. Я ведь вижу, что ты можешь говорить, когда хочешь. Ты просто не выучил.»

    Дети не любят говорить про своё заикание и часто предпочитают получить двойку, ничего не объясняя. Иногда учителя, как люди никогда не сталкивавшиеся с этой проблемой, пытаются помочь ребенку так, как они считают нужным, на самом деле лишь усугубляя проблему.

    Вот что пишет Рут Мед, автор книги «Речь — это река» и человек, преодолевший своё заикание (Ruth Mead “Speech is a river. My recovery from stuttering”):

    «Мое заикание не было сильным до того времени, когда учительница математики стала пытаться обращать на него мое внимание. В течение того года я превратилась из маленькой девочки, з-з-заикающейся время от времени в маленькую девочку с сильнейшими ступорами на 90% произносимых слов… В тот первый школьный день в 6-м математическом классе мисс Тиздейл велела каждому из нас объявить номер своей классной комнаты медленно и отчетливо, когда она будет делать перекличку. Она назвала мое имя. Ответа нет. Она повторила мое имя медленно и отчетливо, как будто я не могла понять. Снова нет ответа. Когда же она произнесла мое имя очень медленно и снисходительно, тогда я выпалила, наконец, номер над дверью моего класса : с-с-с-с-семьдесят три.

    Одно маленькое число, но оно было достаточно важным, чтобы определить мою судьбу на оставшийся школьный год. Я полагаю, что мисс Тиздейл явно решила тогда излечить меня от заикания. Общение, особенно словесное, было ужасно важным для неё. Невнятная, неразборчивая, медленная или нерешительная речь была для неё неприемлема. Она шла, как медицинский десант, обнаруживший ящур, готовая выкорчевать любые недостатки речи…

    Она взвалила на себя лечение моего заикания, и каждый день на её уроке мне приходилось стоять перед классом и объяснять математические задачи, либо громко читать книги из известных цитат, в результате чего речь моя ухудшилась до невозможности.»

    Иногда бывает так: «когда я у доски стою и ответ вымучиваю, учителя или устало хватаются за головы или особенно вредные еще злятся.»

    • «_В седьмом классе у нас вела литературу какая-то училка, которая то ли невзлюбила меня, то ли правда не понимала, какая для меня была пытка отвечать перед классом, в котором, кстати, была куча девочек…Вызвала она меня как-то рассказывать наизусть отрывок из повести «Данко»…Всё. Занавес. В классе воцарилась гробовая тишина, в которой было слышно только моё мычание…»_

    «Отчетливо помню особо не любимые мной уроки физики, на которых приходилось отвечать сложный материал, оперируя различными терминами, от которых не отвертишься. Приходилось их как-то выжимать из себя, а учительница думала, что я плохо выучил урок и мучила ещё больше…»

    Иногда, наоборот желая не нервировать ребенка, учителя создают для него искусственный щадящий режим учебы в школе:

    «В школе я заикался с первого класса, но меня это не сильно беспокоило, потому что меня никогда не вызывали отвечать устно. Так я и просидел, почти молча, все школьные годы.»

    Именно по этой причине ( неправильная реакция и поведение взрослого человека ) родителям заикающегося ребенка, который идет в школу, возможно, имеет смысл поговорить с учителем (или с несколькими), для того, чтобы, во-первых, предупредить их о проблеме (иногда заикание может быть не слишком заметно внешне, но от этого ничуть не легче для ребенка) и чтобы объяснить учителю как облегчить учебный процесс для заикающегося ученика.

    Возможно, родителям будет удобно воспользоваться рекомендациями, которые дает учителям Лиза Скотт (доктор философии, университет штата Флорида).

    Памятка учителю: заикающийся ребенок в начальной школе

    Обычно учителя, у которого в классе есть заикающийся ребенок, волнует то, как он будет реагировать на свое заикание в классе и то, насколько надо привлекать ребенка к общей работе класса на уроке. Ответ на эти вопросы зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Возможны два крайних варианта:

    • ребенок не особенно беспокоится из-за своего заикания и рад участвовать в работе класса, как и все другие дети;

    • ребенок плачет и отказывается говорить;

    Большинство детей находятся где-то посередине. Если ребенок находится под наблюдением специалиста, было бы хорошо выяснить его мнение по поводу того, каких реакций стоит ожидать от ребенка. Также, нужно спросить самого ребенка о том, как он хотел бы участвовать в работе класса.

    letidor.ru