Медикаментозное лечение аутизма

Содержание:

Как вылечить аутизм?

Аутизм — это особенность развития человека. Этим «особым» людям нужна, прежде всего, психолого-педагогическая коррекция и помощь в социальной адаптации.

В настоящее время не существует эффективных методов лечения аутизма. Вид терапии у пациентов с этим сложным заболеванием зависит от его конкретных проблем. На современном уровне развития медицины, пока нельзя говорить о единых принципах лечения этой болезни.

В России система лечения, помощи и реабилитации больных аутизмом развита очень плохо. Только в крупных городах, таких как, Москва и Санкт — Петербург создаются специальные центры, где работают врачи, психологи, социальные педагоги, специалисты по поведенческой терапии. Раньше больных аутизмом отправляли в интернаты, где они и проводили всю свою жизнь. В последние годы общество обратило внимание на эту проблему. В нашу страну приезжают американские, германские, шведские психологи и врачи, чтобы поделиться опытом, как лечить аутизм.

Медикаментозная терапия

Некоторые больные с тяжелой формой аутизма получают психотропные или противосудорожные препараты, причём чаще всего прописываются антидепрессанты, стимуляторы и антипсихотики. Применяемые антипсихолитики обладают рядом побочных действий, которые ухудшают общее состояние больного.

На Западе в лечении аутистов применяются различные психостимуляторы, но в России они запрещены, так как отнесены к группе наркотических препаратов. В лечении применяется общеукрепляющая терапия (витамины и микроэлементы), улучшение микрофлоры кишечника с помощью различных биопрепаратов.

Гомеопатическое лечение аутизма может быть назначено только в комплексе с другими методами. Врач – гомеопат должен внимательно изучить все проблемы аутиста, оценить поведение и индивидуальные особенности. После назначения препаратов должен проводится мониторинг состояния больного.

Аутизм – это не только психическое расстройство, но и нарушение обмена веществ. Некоторые исследования показали, что у людей с аутизмом нарушено всасывание в кишечнике двух белков — казеина и глютена (казеин содержится в молоке, а глютен в пшенице). В организме аутиста эти белки не расщепляются до конца и отравляют организм. Аутисты, которые применяли безказеиновую и безглютеновую диету чувствовали себя гораздо лучше, они становились более коммуникативными, реже наблюдалось дисфункциональное поведение.

Иные виды терапии

Обучение различным методам терапии проходит не только сам больной, но также его опекуны или родители. Существуют различные группы поддержки, где родственники аутиста могут получить совет, поделиться переживаниями или личным опытом. Виды помощи аутистам весьма разнообразны:

  • Трудотерапия. Она помогает освоиться аутистам в обществе, выполнять самые обычные обязанности и соблюдать регулярно гигиену. Существуют лечебно-трудовые мастерские для таких «особенных» людей: бумажная, швейная, декораторская, гончарная, полиграфическая;
  • Физиотерапия. Лечение аутизма при помощи массажа и специальной гимнастики помогает больному овладеть собственным телом;
  • Поведенческая терапия. Она включают в себя моделирование поведения больного и технику оперантного обуславливания. При помощи этих двух методик у аутиста вырабатываются элементарные социальные навыки, навыки обучения и самообслуживания. Больные адаптируются к новым методам поведения, и у них снижается склонность к агрессии и дисфункциональным видам поведения. При моделировании врач демонстрирует модель желательного поведения в какой-то жизненной ситуации, больной должен повторить за ним действия.При помощи оперантного обуславливания закрепляются полученные навыки, врач корректирует действия пациента, и дает аутисту небольшое вознаграждение за правильно выполненное задание;
  • Тренировка коммуникативных навыков. Учитывая, что многие аутисты очень плохо говорят, врачи должны научить их языку знаков или синхронному общению, которое сочетает в себе знаковую и словесную речь. Больной может выразить свои желания или потребности при помощи специальных картинок на бумаге или на компьютере (например, если он хочет кушать, он показывает на вилку);
  • Обучение речи. Врач систематически изображает правильное произношение звуков и образец положения рта при этом. Пациент должен повторять за врачом, при хороших результатах он получает вознаграждение;
  • Иппотерапия и дельфинотерапия. Лечение аутизма народными средствами включает в себя анималотерапию. Метод общение аутистов с лошадьми и дельфинами показал хорошие результаты, но это достаточно дорогостоящее лечение. Однако эти методы могут быть весьма дорогостоящими;
  • Музыкальная терапия. Этот метод терапии основании на использовании инструментальной и ритмичной музыки. У больного происходит эмоциональная разрядка, облегчение ситуации взаимодействия, регуляция эмоционального состояния, приобретения новых средств эмоциональной экспрессии, создание основы коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии.
  • Авторские методики

    В Америке существует программа «Son-Rise», которая предназначена для помощи детям, страдающим аутизмом. Эта методика разработана супругами Барри и Самарией Кауфманами. Супружеская пара Кауфман являются профессиональными психологами, они столкнулись с проблемой аутизма на собственном опыте. У третьего ребенка в семье (мальчика Рона) в возрасте 1 года появились первые признаки этой болезни. В основе этого метода обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. Рон достиг больших успехов, он окончил школу и поступил в Университет, ему удалось победить болезнь. По этой программе сейчас в Америке занимается тысячи детей – аутистов.

    Некоторые методики лечения аутизма могут быть опасны для здоровья больного. Безказеиновая диета ведет к постепенному разрушению костной ткани, а хелирование может окончиться летальным исходом.

    odepressii.ru

    Медикаментозный метод лечения аутизма. Какие применяют препараты при аутизме и как они действуют.

    Строка навигации

    1. Главная /
    2. Здоровье и долголетие /
    3. Физическое здоровье /
    4. Медикаментозный метод лечения аутизма. Какие применяют препараты при аутизме и как они действуют.

    Эффективного лекарства или метода лечения аутизма еще не найдено. Однако существуют методы, которые действительно способны помочь аутистам в той или иной степени. Причем добиться наибольших результатов можно, только применяя одновременно несколько из них. Рассмотрим подробнее, чем может помочь медикаментозный метод лечения аутизма, как и в каких случаях нужно его применять.

    • ЭФФЕКТИВЕН ЛИ МЕДИКАМЕНТОЗНЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА?

    Собственно, первая важная оговорка будет о том, что на данном этапе медикаментозное лечение аутизма – не более чем игра слов, оно не существует, как в принципе не существует и лечение аутизма. Правильнее было бы говорить «коррекция» аутизма или лечение его отдельной симптоматики.

    Медикаментозное лечение аутизма выступает в роли важного вспомогательного элемента общего терапевтического плана. И не смотря на то, что современный уровень знаний делает невозможной каузальную медикаментозную терапию раннего детского аутизма, но при помощи медикаментов можно воздействовать на определенные проявления, симптомы аутического расстройства или группы симптомов. К примеру, медикаментозное лечение аутизма может положительно повлиять на двигательное возбуждение, саморазрушающее поведение аутиста, нейтрализовать или снизить психомоторные, депрессивные расстройства, воздействовать на развитие речевых функций, и другое. Помимо этого, медикаментозный метод лечения аутизма незаменим в случаях необходимости кризисных вмешательств.

    Важно понимать, что все специалисты единогласны во мнении, что медикаментозное лечение аутизма не может и не должно применяться как единственный метод терапии аутизма и обязательно должно быть интегрировано в общую концепцию лечения при аутизме. Специалистами данной области были выделены целевые симптомы и препараты для лечения аутизма, которые мы перечислили ниже.

    • В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖЕТ ПОМОЧЬ МЕДИКАМЕНТОЗНЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА?

    Внешние аутические проявления в качестве «нежелательного поведения» и сопутствующих факторов, для которых возможно применять препараты при аутизме, выглядят следующим образом:

  • 1. Гиперактивность;
  • 2. Пассивность;
  • 3. Крайняя стоереотипность поведения;
  • 4. Агрессия;
  • 5. Проблемы со сном.
  • Тем не менее, перед тем, как начинать лечение аутизма у детей непосредственно от данных симптомов, следует проверить, не имеется ли у них какой-то медицинской подоплеки, справиться с которой можно без применения психотропных препаратов. В частности, причины проявления этих симптомов могут быть такими:

  • 1. Аллергия;
  • 2. Эндокринология;
  • 3. Зубы (очень распространенная причина);
  • 4. Воспаления;
  • 5. Проблемы пищеварения (в горизонтальном положении может обостряться «затекание» желудочных соков в пищевод, поэтому, ребенок от изжоги не может заснуть, будучи даже очень усталым);
  • 6. Побочные эффекты принимаемых препаратов для лечения аутизма;
  • 7. Недостаток определенных пищевых элементов (причиной проблем у аутистов может стать выборочность в еде).
  • В случае отсутствия вышеуказанных причин, встает вопрос «аутизм и лекарства».
    Используя препараты при аутизме, не стоит забывать, что они могут только временно улучшить какой-то из поведенческих аспектов, или снять один — два симптома, но к излечению не приводят, да к тому же, и подходят далеко не всем. Кроме того, любые препараты для лечения аутизма и не только, имеют побочные действия, которые способны зачастую превышать положительные эффекты использования. А в случае аутичных детей, к общим побочным действиям могут присоединиться и свои, специфические последствия.

    • КАКИЕ ПРЕПАРАТЫ ПРИ АУТИЗМЕ ИСПОЛЬЗУЮТ И ДЛЯ ЧЕГО?

    Прием лекарств, ни при каких условиях, не может заменять коррекционную работу с детьми. Однако, если какая-то проблема действительно настолько велика, что попросту мешает развитию аутиста или функционированию семьи, тогда можно принимать препараты для лечения аутизма, но исключительно под наблюдением специалиста.

    1. Недостаточное социальное взаимодействие.

    В этой сфере определенное улучшение описано при использовании фенфлурамина, а кроме того антагониста опия налтрексона. Также успешно применялся нейролептик галоперидол. Если проводится лечение аутизма у детей этими препаратами, то необходимо понять, обусловлено ли улучшение в результате специфическим действием препарата или наличие положительного эффекта связано с устранением выраженных поведенческих эксцессов (например, саморазрушающего поведения, двигательного возбуждения).

    2. Недостаток, вербального взаимодействия.

    По этому аспекту сведения весьма противоречивы. По мнению ряда специалистов, такие препараты при аутизме как налтрексон и фенфлурамин, оказывают положительное воздействие на речь. Но, к сожалению, это не подтверждено другими исследованиями.

    3. Гиперактивность и самостимуляция.

    При этой симптоматике положительный эффект приписывают применению галоперидола иналтрексона и фенфлурамина.

    4. Стереотипии и эхолалия.

    Редукция этой симптоматики обнаружена при медикаментозной терапии аутизма галоперидолом. Аналогичный эффект также выявлен при применении фенфлурамина в ряде прочих исследований.

    5. Саморазрушающее поведение и приступы гнева.

    Собственно приступы гнева, которые зачастую сопровождаются саморазрушающим поведением, являются типичными показаниями для проведения кризисного вмешательства, как правило, медикаментозными средствами. В вопросе «аутизм и лекарства» проводилось несколько исследований, в ходе которых установлено, что использование галоперидола способно привести к явной редукции резко выраженных, тяжелых приступов гнева, и снятию агрессивных форм поведения. С положительным эффектом лечение при аутизме у взрослых пациентов также проводилось b-блокаторами, причем прием других лекарств к улучшению состояния не приводил. Сложнее всего воздействовать положительно на саморазрушающее поведение. Следует отметоть, что в случае таких расстройств методы поведенческой терапии оказываются более эффективными, чем препараты при аутизме. Кроме того, с успехом проходила терапия аутизма с применением налтрексона и лития. А сравнительно недавно появились сообщения об опыте с положительным эффектом применения в лечении аутизма при данных симптомах атипичного нейролептика рисперидона.

    6. Перепады настроения и депрессивные состояния.

    У аутичных детей и подростков депрессивные расстройства зачастую не распознаются. Для того, чтобы диагностировать их, доктору нужно быть очень внимательным. Дети, подростки и взрослые с аутизмом подчас бывают подверженными выраженным перепадам настроения, тяжелым депрессиям, зачастую «перекрывающимися» другими поведенческими нарушениями (в частности, стереотипиями, способностям к вербальному самовыражению, саморазрушающим поведением) и поэтому распознать их трудно. В лечении данных состояний достаточно хорошо зарекомендовали себя препараты, являющиеся новыми ингибиторами обратного захвата серотонина (к примеру, флуоксамин и флуоксетин).

    7. Гиперактивность.

    Что касается гиперактивности, то гасить ее следует в зависимости от причин, вызвавших ее: психомоторные расстройства, стереотипия/обсессивный маньеризм (довольно часто встречающихся у аутистов в виде каких-то повторяющихся движений, типа махания перед собой ладонями, постукиваний, и прочее).

    Разница здесь — принципиальная, поскольку лечение при аутизме, порой противоположное. Говоря проще, по сути, — в одном случае нужно «разбудить» у ребенка деятельность каких-то определенных участков мозга, в другом случае — пригасить ее: при ADHD, как правило, назначают препарат Риталин, в противном случае назначают адренергические препараты, в частности, Клонидин, к примеру, или нейролептики — Галоперидол. Поэтому, еще раз подчеркиваем, что определить причины гиперактивности — очень важно, причем определить правильно. Для этого обычно рекомендуют сделать MRI (кстати, при ADHD снимок мозга иной).

    Бывает, что причиной гиперактивности выступает проблема со сном, которая вызвана, к примеру, аденоидами. Тогда не выспавшийся взрослый в течение всего дня — вялый и квелый, что же касается ребенка, то наоборот, — он впадает в состояние гиперактивности и невозможности сконцентрироваться, в результате — диагноз ADHD, и назначение Риталина, который искусственно «подстегивает», а вместе с тем, достаточно было бы обойтись одним визитом в институт сна. Поэтому: будьте внимательны.

    • НЕМНОГО О РИТАЛИНЕ

    Эффективность Риталина для обычных детей — около 80-90% . Что касается побочных эффектов, то они бывают временными (головные боли) и постоянными (отсутствие аппетита, бессонница). Для обычных детей Риталин вводят в течение месяца, затем проверяют эффект: действует или нет, какова тяжесть побочных эффектов, верна ли дозировка. После этого решают, продолжать лечение данным препаратом или нет.

    Что же до детей с аутизмом, то вплоть до 1970-х годов считалось, что Риталин для них, строго противопоказан. Но в 90-х годах прошлого века американская организация RUPP провела серьезную исследовательскую работу, после которой считается, что Риталин помогает некоторым аутистам. Порядка 50% деток, лечение аутизма которых проводилось данным препаратом, реагировали на препарат хорошо, без сопровождения тяжелыми побочными эффектами (что в сравнении с 80-90 % случаев применения для обычных детей, особенно впечатляет). У 18% детей аутистов наблюдались тяжелые побочные действия, свойственные исключительно детям аутистам: уход в себя, агрессия, усиление гиперактивности. Учитывая все это, несмотря на то, что достигается полный эффект от препарата только спустя 6 недель, — и именно таким является первичный протокол у обычных детей, — детям с аутизмом Риталин назначают на неделю, а потом — по результатам – либо прекращаю, либо продолжают лечение аутизма у детей.

    8. Агрессивное поведение.

    Снова-таки для начала следует выяснить, нельзя ли обойтись без лекарственных препаратов, и не являются ли проявления немотивированной агрессии попыткой аутиста чего-то добиться. В качестве примера можно привести рассказ одного психолога об истории своего пациента. Входя в школу ребенок, недолго думая набрасывался на кого-то из одноклассников и бил. Вызывали маму, на день — два устраняли ребенка из школы. Маме приходилось брать на работе отпуск, ребенок бил баклуши пару дней, возвращался в школу, и все повторялось вновь, раз за разом. Психолог обязала мамочку в обязательном порядке проходить с ребенком весь материал, пропущенный им в школе, и сидение дома превратилось в ту же самую школу, но только без друзей. После этого «немотивированная» агрессия ребенка прекратилась чудесным образом. Как понимаете, очень многие ситуации решаются без каких-либо медикаментов.

    Для снятия агрессии в лечении аутизма у детей применяют нейролептики: все тот же старый «добрый» Галоперидол, побочные эффекты которого могут выражаться в не проходящем тике, или новый препарат при аутизме Респирдал, у которого побочные эффекты также не сахар, в частности: сонливость и повышенный аппетит, который приводит к ожирению. То есть, родителям придется выбирать: агрессивный здоровый ребенок, или «заторможенный» страдающий ожирением. Для снятия аппетита могут применять лекарство от эпилепсии, одним из побочных эффектов которого — снижение аппетита (что, по сути, является перебором). Вместе с тем нейролептики в данной ситуации решают сразу несколько проблем: снижают агрессию, автоагрессию, гиперактивность, стереотипность поведения, иногда улучшают речь.

    9. Эмоциональные расстройства.

    Страхи, депрессии, импульсивность и другие эмоциональные расстройства снимает Прозак (Prozac). При этом у 55-73% наблюдаются положительные эффекты, которые помимо решения основных проблем эмоционального характера, включают в себя: улучшения памяти и речи, ускорение развития. Что касается побочных эффектов, то наиболее впечатляет один, сформулированный мягко: «усиление нежелательного поведения» — проще говоря, Прозак может давать обратный эффект.

    10. Автоагрессия.

    Для начала, конечно, ищем причины. Возможными, часто встречающимися причинами могут быть следующие:

  • 1. Аутист не может доносить иначе информацию до окружающих людей;
  • 2. Способ манипуляции (ребенок уверен, что ему дадут «конфетку», если он постучится лбом об стенку);
  • 3. Медицинские причины (головные боли, зубы, давление);
  • 4. Аутостимуляция/стереотипия (к сожалению, бывает, что это приятно некоторым аутистам, и этот случай наиболее тяжелый).
  • В 80% случаев устраняют автоагрессию не лекарственным, а коррекционным вмешательством. Если это невозможно — дают препараты антипсихотики, антидепрессанты и опиаты (при автоагрессии «обычным» людям, при аутизме наблюдается эффект противоположный желаемому).

    11. Различные нарушения сна.

    В частности к нарушениям сна относят такие явления:

    • 1. тяжелое засыпание, тяжелое вставание;
    • 2. частые просыпания, беспокойный сон.
    • У 40-70% людей, страдающих аутизмом, наблюдаются нарушения сна. Причины таких нарушений могут быть как медицинскими (эпилепсия, желудочные проблемы (рефлюкс)), поведенческими, к примеру, неправильная «гигиена сна» (он мог привыкнуть спать с родителями), биохимическими (принимаемые лекарства, дают побочные эффекты).

      Наиболее распространенный препарат при этом — Мелатонин, синхронизирующий организм, его «внутренние часы» с солнечным днем. Кроме того, его прописывают при нарушениях сна в результате долгих перелетов/переездов и т.п. Другие снотворные, типа Клонекса и прочие препараты для лечения аутизма и расстройств сна, применять не рекомендуется по причине недостаточности исследования.

      Еще немного о лечении при аутизме:

      ladyvenus.ru

      Медикаментозное лечение аутизма

      Медикаментозное лечение аутизма — лечение с применением лекарственных препаратов. На сегодняшний день не существует уколов или таблеток «от аутизма». Медикаментозное лечение аутизма выступает в роли важного вспомогательного элемента общего терапевтического плана.

      Применяемые препараты при аутизме могут устранить некоторые симптомы, такие как гиперактивность, стереотипия и эхолалия, перепады настроения и депрессивные состояния, обсессивно-компульсивного расстройства (непреодолимых желания), аутоагрессия и агрессия, приступы гнева, эмоциональные расстройства, раздражительность, нарушения сна, дисбактериоз, снижение иммунитета.

      Для устранения симптомов аутизма используют психотропные препараты – это воздействующие на головной мозг. К таким психотропным средствам относятся:

    • Нейролептики – эта группа препаратов способна побороть гиперактивность, агрессию, раздражительность у детей и подростков с диагнозом «аутизм».
    • Антидепрессанты. Предназначены для лечения перепадов настроения и депрессивного состояния, обсессивно-компульсивного расстройства и тревожности у людей, больных аутизмом. Эта группа препаратов способна снизить стереотипию и эхолалию в поведении, депрессивное состояние, приступы гнева, агрессию и раздражительность.
    • Аналептические средства. Используются для лечения синдрома гиперактивности, способствуют концентрации внимания у аутистов.
  • Препараты нестимулирующего действия. Эффективно повышают способность к концентрации, уменьшают нервное возбуждение и снижают уровень активности.
  • Противосудорожные средства применяют в случае наличия у пациента конвульсий и судорог.
  • У детей-аутистов из-за нарушений работы кишечника часто возникает дисбактериоз. Для устранения этой проблемы используют пробиотики, которые создают в кишечнике полезную микрофлору. Иммуностимулирующая терапия будет не лишней почти в каждом случае аутизма. Детям, страдающим аутоиммунными заболеваниями, требуется особое лечение с введением стероидов, иммуноглобулина

    Лекарственные препараты и их дозировка может назначаться или отменяться только врачем-специалистом. Препараты способны помочь аутисту, однако при больших дозировках могут наблюдаться снижение интеллектуальных и речевых способностей. Не всем аутичным детям и взрослым назначают медикаментозное лечение.

    Если Вашему ребёнку назначили какие-либо медикаментозные средства, следует быть готовым к различным побочным действиям. Чаще всего встречаются сонливость, апатия, вялость, расторможенность, возбуждение, нарушение сна, дрожь в руках и ногах, спазмы отдельных мышечных групп, повышенный аппетит. При возникновении побочных действий немедленно информируйте врача.

    Читайте другие статьи в рубрике «Лечение аутизма».

    pobedimautism.ru

    Медикаментозное лечение при детском аутизме 551

    Медикаментозное лечение при детском аутизме

    Родители детей, страдающих аутизмом, уже на первых консультациях врача-психиатра обычно получают рекомендации, касающиеся медикаментозной терапии. И прежде всего, родителей волнуют следующие вопросы:

    — насколько эффективны лекарства?

    — каковы побочные эффекты лекарств, насколько они опасны?

    — нужно ли принимать лекарства при детском аутизме или можно обойтись только методами педагогической и психологической коррекции?

    Цель данной статьи – ответить на эти вопросы.

    Роль и задачи медикаментозной терапии при лечении и реабилитации детей, страдающих расстройствами спектра аутизма

    Медикаментозной терапии в процессе лечения и реабилитации детей, страдающих аутизмом, как правило, отводится второстепенная роль. Лекарства применяются лишь в комплексе с методами педагогической и психологической коррекции.

    Главной задачей медикаментозной терапии при детском аутизме является устранение тех или иных нежелательных симптомов, снижающих эффективность педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, аутоагрессия, стереотипии, негативизм, двигательная расторможенность. Кроме того, некоторые лекарственные препараты способствуют стимуляции интегративной деятельности головного мозга, активируют процессы памяти и мышления.

    Основные группы препаратов, входящих в комплексное лечение расстройств спектра аутизма

    1. Ноотропные препараты (нейрометаболические стимуляторы, церебропротекторы)

    Лекарственные препараты этой группы направлены на стимуляцию деятельности головного мозга, активацию процессов памяти и мышления, повышение устойчивости ЦНС к психическим нагрузкам. Кроме того, некоторые из них могут оказывать успокаивающий, или, наоборот, психостимулирующий эффект, обладают антидепрессивным действием.

    Суточная и разовая доза данных препаратов рассчитывается врачом в зависимости от возраста и веса ребенка. При расстройствах спектра аутизма данная группа препаратов используется в виде развернутых (3-4 месяца) повторных курсов в течение нескольких лет.

    Если ребенок заторможен, и необходимо добиться повышения психомоторной активности, обычно назначают следующие препараты:

    1. Когитум. Препарат выпускается в ампулах. Назначают его внутрь, обычно рекомендуется разводить раствор в небольшом количестве воды, но можно принимать и в неразведенном виде. Принимают когитум обычно в первой половине дня, так как он оказывает выраженное стимулирующее действие. Противопоказанием для назначения является только повышенная чувствительность к препарату.

    2. Энцефабол. Детям до 7-и лет этот препарат дается в форме суспензии, а старшим – в форме таблеток. Энцефабол активирует память и мышление, повышает концентрацию внимания. У этого препарата есть побочные эффекты: может повыситься возбудимость (поэтому применяют энцефабол только в первой половине дня), иногда может возникнуть тошнота. Энцефабол не назначают при тяжелых заболеваниях печени и почек, крови, при аутоиммунных болезнях (системная красная волчанка, миастения).

    3. Пикамилон. Назначается детям после 3-х лет. Кроме стимулирующего действия, пикамилон оказывает положительный эффект при эмоциональной лабильности, капризности у детей, применяется в комплексной терапии ночного энуреза. Побочные эффекты отмечаются редко. Не назначают препарат при повышенной чувствительности к нему и при тяжелых заболеваниях печени и почек.

    Если ребенок, наоборот, избыточно активен, обычно назначают ноотропные препараты, обладающие успокаивающим действием:

    1. Пантогам. Применяется в виде суспензии и таблеток, оказывает положительное влияние на умственное развитие, улучшает способность к концентрации внимания, память, повышает работоспособность, но при этом не вызывает возбуждение и двигательную расторможенность. Это один из немногих ноотропных препаратов, которые могут применяться у детей, страдающих эпилепсией. Однако пантогам довольно часто вызывает аллергические реакции в виде кожной сыпи, обострения экссудативного диатеза.

    2. Фенибут. Этот препарат особенно хорош, когда у ребенка присутствуют страхи, есть повышенная тревожность, беспокойство, так как кроме собственно ноотропного действия фенибут оказывает выраженный успокаивающий и противотревожный эффект. В начале лечения возможны эпизоды тошноты, может быть некоторая сонливость, но впоследствии эти эффекты исчезают. Противопоказанием для назначения является только повышенная чувствительность к препарату.

    Кроме препаратов, выпускаемых в виде растворов, суспензий или таблеток, врач может назначить и лекарства в инъекционной форме:

    1. Церебролизин. Этот препарат показал свою высокую эффективность в комплексной терапии расстройств спектра аутизма, он широко используется. Церебролизин оказывает выраженное положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, повышает концентрацию внимания. Противопоказанием к назначению церебролизина являются тяжелые заболевания почек, гиперчувствительность к препарату. Нежелателен церебролизин при эпилепсии с частыми, развернутыми приступами. Среди побочных эффектов отмечены только аллергические реакции.

    2. Кортексин. Препарат способствует улучшению показателей интеллектуального и речевого развития у детей, применяется при ДЦП, хорошо переносится больными с эпилепсией. Как правило, кортексин не вызывает возбуждения и двигательной расторможенности. Побочные эффекты при соблюдении возрастных дозировок не отмечены.

    Некоторые отечественные психиатры, например, В. Каган (1), рекомендуют назначение детям дошкольного возраста с диагнозом детский аутизм антидепрессантов седативного действия, в частности, – амитриптилина. Лечение проводится 4-5-месячными курсами с перерывами в 1-3 мес. Считается, что амитриптилин может способствовать улучшению контакта с ребенком. Уже на 3-5-й неделе лечения отмечается первое улучшение состояния, проявляющееся в возрастании интереса к окружающему миру, некоторое улучшение контакта. Сам по себе амитриптилин не излечивает детский аутизм, но, увеличивая возможности контакта, создает хорошие предпосылки для разворачивания психологической работы с ребенком. Недостатком амитриптилина является довольно большое количество побочных эффектов: возможна сонливость, снижение артериального давления, сухость во рту, тошнота, запоры, задержка мочеиспускания. Препарат назначается только под контролем ЭЭГ, так как может провоцировать появление судорожной готовности.

    Транквилизаторы обычно применяются, когда у детей, страдающих аутизмом, выражены страхи, высок уровень тревоги, и именно эти симптомы затрудняют развитие ребенка, психологическую и педагогическую работу с ним. В младшем возрасте может использоваться такой препарат как атаракс.

    Атаракс выпускается в форме сиропа и таблеток. Назначается детям в возрасте после 12-и месяцев, в зависимости от веса. Этот препарат хорошо снимает тревогу и страхи, нормализует сон. Однако длительно его применять не стоит, и побочных эффектов у него немало: сонливость, сухость во рту, тошнота, слабость, головная боль, снижение артериального давления.

    К нейролептикам (по данным РЛС) относятся средства, предназначенные для лечения психозов и других тяжелых психических расстройств. Нейролептики оказывают многогранное влияние на организм. К их основным фармакологическим особенностям относятся своеобразное успокаивающее действие, сопровождающееся уменьшением реакций на внешние стимулы, ослаблением психомоторного возбуждения и аффективной напряженности, подавлением чувства страха, ослаблением агрессивности.
    Выраженным снотворным действием нейролептики в обычных дозах не обладают, но могут вызывать дремотное состояние, способствовать наступлению сна и усиливать влияние снотворных и других успокаивающих (седативных) средств. Они потенцируют действие анальгетиков, местных анестетиков и ослабляют эффекты психостимулирующих препаратов.
    Нейролептики изменяют нейрохимические (медиаторные) процессы в мозге: дофаминергические, адренергические, серотонинергические, ГАМКергические, холинергические, нейропептидные и другие. Разные группы нейролептиков и отдельные препараты различаются по влиянию на образование, накопление, высвобождение и метаболизм нейромедиаторов и их взаимодействие с рецепторами в разных структурах мозга, что существенно отражается на их терапевтических и фармакологических свойствах.

    При расстройствах спектра аутизма у детей нейролептики обычно используются для коррекции таких проявлений как агрессия, аутоагрессия, двигательная расторможенность, страхи, тревожность, стереотипное двигательное возбуждение. Некоторые нейролептики (рисполепт, этаперазин, трифтазин) оказывают активирующий эффект, повышают речевую активность, улучшают способность к контакту, улучшают интеллектуальную продуктивность.

    В основном у детей используются такие препараты: галоперидол, сонапакс, хлорпротиксен, эглонил, трифтазин, неулептил, этаперазин. Как правило, большая часть нейролептиков может назначаться только детям школьного возраста и подросткам. С 3-х лет разрешен к применению галоперидол, с 4-х лет – сонапакс, с 6-и лет — трифтазин и эглонил.

    В последнее время широко обсуждалось применение в терапии детского аутизма так называемых атипичных нейролептиков, в частности, – рисполепта (рисперидона). В официальной аннотации препарата указано, что сведений по применению его у детей младше 15-и лет нет. Однако имеются отдельные упоминания об опыте приема рисполепта (рисперидона) у детей, которые свидетельствуют о безопасности его применения в детской практике. В последние годы в России были проведены исследования эффективности рисполепта (рисперидона) при лечении детского аутизма процессуального генеза на базе НЦПЗ РАМН, и у всех детей, принимавших участие в исследовании, было отмечено повышение психической активности в виде желания возрастной деятельности — игры, школьных занятий, при одновременной тенденции к упорядочиванию и социализации поведения (подчинение общим правилам, послушание). Так, у детей с аутизмом уменьшались проявления активного негативизма, дети разрешали себя одеть, в ряде случаев пытались это сделать самостоятельно, как и выполнять другие правила опрятности и самообслуживания. К концу первой, особенно второй недели, выявлялось улучшение мыслительных процессов. Дети отмечали, что им стало легче сосредотачиваться, лучше удаются школьные занятия. И объективно становилось более концентрированным внимание, возрастала целенаправленность мышления. У детей раннего возраста это же улучшение внимания и мышления проявлялось в большей сообразительности и организованности в игре. У детей уменьшались или исчезали полностью импульсивность, бездумность, навязчивая стереотипность действий, уменьшался феномен тождества. У детей обнаруживались такие новые для них качества как деликатность, заинтересованность в общении с врачом и в собственном лечении. Для детей школьного возраста было характерно желание анализа своего психического состояния и его динамики в процессе терапии[1]. Есть аналогичные публикации в Альманахе Института коррекционной педагогики РАО, где отмечалось, что показателем улучшения качества жизни детей, получавших терапию рисполептом, можно считать положительную оценку родителями эффективности проводимого лечения; они охотно поддерживали контакт с врачом, выполняли назначения, отмечали положительные сдвиги в состоянии ребенка. При переводе ребенка на традиционные нейролептики сравнение родителями результатов во всех случаях было в пользу рисперидона (Дробинская А.О., 2005). Были сделаны выводы о том, что рисполепт является достаточно эффективным препаратом, который может применяться в комплексной терапии расстройств спектра аутизма. Кроме того, у рисполепта (рисперидона) есть значимое позитивное качество – он в меньшей степени дает побочные эффекты, характерные для типичных нейролептиков (экстрапирамидные расстройства), которые будут описаны ниже. В литературе отмечают следующие наиболее часто встречающиеся побочные эффекты применения рисполепта: увеличение массы тела, гиперпролактинемия, галакторея. Но чаще всего данные нежелательные явления встречаются при терапии рисполептом у подростков (A. Szarfman, J. Tonning, J. Levine, P. Doraiswamy, США, 2006). Нужно отметить, что рисполепт (рисперидон) в форме раствора (капель) 6 октября 2006 года в США был одобрен к применению FDA у детей с 5-и до 16-и лет (по сведениям Медицинского Центра сообщений США и Informatii despre autism in Romania). Однако в России рисполепт (рисперидон) по-прежнему к применению не рекомендован до 15-и лет.

    Побочные эффекты, характерные для препаратов из группы нейролептиков

    Данные лекарственные препараты могут переноситься как без каких-либо неприятных явлений, так и с некоторыми побочными эффектами. Врач-психиатр, как правило, назначает препараты таким образом, чтобы побочные эффекты были минимальными, а применение нейролептика – безопасным для ребенка. Главная задача родителей – знать об основных нежелательных эффектах лекарств и вовремя информировать об этом врача.

    1. Сонливость, апатия, вялость чаще встречаются при использовании нейролептиков с выраженным седативным действием, таких как хлорпротиксен, сонапакс, галоперидол. Вялость и сонливость обычно уменьшаются или исчезают в течение одной-двух недель приема препарата, но если эти проявления чрезмерны, нужно сообщить об этом врачу для коррекции схемы лечения. При использовании указанных нейролептиков может появиться головокружение, особенно при резком вставании с постели по утрам. Если вы заметили, что ребенок побледнел, может упасть, уложите его горизонтально без подушки с приподнятыми ногами, дайте крепкий сладкий чай или кофе.

    2. Расторможенность, возбуждение, нарушение сна. Чаще всего эти побочные эффекты встречаются при начале терапии (на малых дозах) рисполептом (рисперидоном), этаперазином, эглонилом, трифтазином.

    3. Любые нейролептики могут снижать порог судорожной готовности, поэтому у детей, страдающих эпилепсией, применяются ограниченно, осторожно, только под контролем ЭЭГ.

    4. Наибольший испуг у родителей обычно вызывают так называемые экстрапирамидные побочные эффекты нейролептиков. Эти побочные эффекты встречаются при лечении галоперидолом, трифтазином, этаперазином. Они выражаются в преходящих расстройствах движений и мышечного тонуса. Могут появиться дрожь в руках и ногах, спазмы отдельных мышечных групп (шеи, лица, туловища). Движения могут стать скованными. Чтобы этих явлений не было, врач-психиатр назначает так называемый препарат-корректор – циклодол или акинетон. Не пропускайте прием препарата-корректора и не меняйте самостоятельно дозу!

    5. Если родитель вовремя не сообщает врачу о побочных явлениях, они могут утяжеляться. Может ухудшиться общее состояние ребенка, появиться слабость, потливость, повышение температуры тела. Врача об этом нужно срочно информировать, он отменит препарат и даст рекомендации для нормализации общего состояния ребенка.

    Лекарственные растения также могут применяться в комплексной терапии детей с расстройствами спектра аутизма, в основном это растения, обладающие успокаивающим действием. Препараты из лекарственных растений родители могут применять самостоятельно при возбуждении у ребенка, нарушениях сна, тревожности.

    1. Пустырник. Применяется аптечная настойка пустырника, для детей отмеряется число капель по числу лет жизни, дают 2-3 раза в день до еды.

    2. Отвар вишневых ягод (компот без сахара). В народной медицине считается, что вишня способствует улучшению психического состояния, вишню для отвара можно брать в произвольной пропорции. Для того чтобы ребенок пил отвар охотнее (он кислый), можно добавлять мед.

    3. Настой цветков липы. Полторы столовые ложки липового цвета заварить стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить и давать по десертной ложке 3 раза в день до еды.

    4. Чай из корня валерианы. Одну столовую ложку валерианы заварить одним стаканом кипятка, настаивать 30 минут, остудить и процедить. Давать дошкольникам до 1-й чайной ложке 3 раза в день, а школьникам – по 1-й десертной ложке 3 раза в день до еды.

    5. Салат-латук. Одну чайную ложку измельченных листьев салата-латука настоять 2 часа в 500 мл кипятка, давать по 1-й столовой ложке 2 раза в день.

    6. Шиповник. Столовую ложку плодов шиповника залить 1-м стаканом кипятка, кипятить 10 мин. в закрытой эмалированной посуде, дать настояться 24 часа, процедить, давать дошкольникам по 2 столовые ложки 2 раза вдень, а школьникам – по четверти стакана 2 раза в день до еды.

    1. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С.Ю. Циркина. — СПб.: Питер, 1999.

    2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1995.

    3. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. — СПб.: Речь. 2002.

    4. Марценковский И.А., Бикшаева Я.В., Дружинская А.В. Базовые принципы оказания медицинской помощи детям с общими нарушениями психического развития – расстройствами спектра аутизма // Нейро News психоневрология и нейропсихиатрия. — 2007. — № 2.

    5. Башина В.М., Скворцов И.А., Симашкова Н.В., Красноперова М.Г. Детский аутизм процессуального генеза и синдром Аспергера в аспекте терапии церебролизином // Социальная и клиническая психиатрия. — 2002. — № 4.

    6. A. Szarfman, J. Tonning, J. Levine, P. Doraiswamy, США. Атипичные антипсихотики и опухоли гипофиза: исследование фармакобдительности (реферат) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 2006. — № 3.

    [1] Козловская Г.В., Калинина М.А., Горюнова А.В., Проселкова М.Е. Опыт применения рисполепта при лечении раннего детского аутизма и шизофрении у детей. – М., 2000.

    psyjournals.ru