Медико биологическая модель психических расстройств

Содержание:

Тема 1. Пррблема нормы и патологии.

Медико-биологическая модель психических расстройств. Каузальный принцип

Дата добавления: 2015-02-03

Медицинская модель психических расстройств:

· эта болезнь существует внутри индивида и может быть описана в терминах болезненной сущности, имеющей причину и специфическое развитие

· «Пересечение» каузальных цепей

· Плохое самочувствие (жалобы, симптомы и данные осмотра) →

Развитие болезни: предиспозиционные факторы, запускающие факторы, поддерживающие и хронифицирующие факторы.

Внутренние и/или внешние психические условия, предшествующие проявлению расстройства, его провоцирующие, превосходящие возможности адаптации индивида: психологический или физический стресс, предшествующие заболевания, тяжёлые утраты, резкие изменение условий существования, критические периоды жизни и пр. (в острой или хронической форме).

Факторы, противодействующие спонтанной ремиссии: реакция ближайшего окружения, получение «вторичной выгоды», позитивное подкрепление болезненного поведения, патологическая адаптация, инфантилизация, избегание ответственности.

Тема 1. Пррблема нормы и патологии.

-Норма как реально существующий устойчивый феномен.
-Возможность дихотомии норма vs патология. Спорный момент: а есть ли какие либо случаи между ними? Что была норма и потом перелом?

-Устойчивость границ: психопатология обыденной жизни, пограничные и транзиторные расстройства.
-Социо-культурная детерминация представлений о норме.
-Релятивистские представления о норме. (норма есть вещь относительная, она зависит от наших договоренностей, обстоятельств, от того, что мы будем считать.)

studopedia.ru

Медико-биологическая модель психических расстройств. Каузальный принцип

Основные модели психических расстройств:

· патологический процесс развивается как независимый от индивида и его социальной среды

Проблема каузального объяснения. Нужно объяснить причинно-следственные отношения. Проблемы:

· Болезнь (патологические изменения (дефект) в индивиде) →

Следствия болезни в свою очередь оказывают обратное влияние на плохое самочувствие и болезнь.

· могут быть не реализованы при благоприятных условиях: наследственные факторы, условия пре-, пери- и постнатального развития, свойства нервной системы, темперамента, зрелости психологических защит, ресурсов адаптации и пр.

studopedia.org

Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях этой науки, ее методологии, теоретических основах и эмпирических задачах.

Задачи курса:

  • познакомить с объектом, предметом и сферой приложения клинической психологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом;
  • раскрыть социальную значимость, масштабность задач, межотраслевой и междисциплинарный характер клинической психологии;
  • познакомить с биопсихосоциальным подходом к исследованию психических расстройств в психологии.
  • показать роль клинической психологии в решении клинических и общепсихологических проблем.

4 или 5 семестр

Требования к уровню усвоения содержания курса

В области клинической психологии специалист должен:

  • понимать цели и задачи клинической психологии; иметь представление о ее предмете, основных направлениях и сфере приложения клинико-психологических знаний;
  • знать историю становления и развития клинической психологии;
  • знать принципы работы и функции клинических психологов;
  • знать основные типы нарушений психической деятельности и уметь их анализировать;
  • иметь представление о приоритетных направлениях в современной клинической психологии;
  • ориентироваться в возможностях и средствах психологической интервенции.

II. Содержание лекционного курса

Раздел I. Теоретические основы и методологические проблемы клинической психологии

Тема 1. Предмет и объект клинической психологии.

Различные определения клинической психологии в отечественной и зарубежной науке. Разделы клинической психологии. Основные понятия: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья). Соотношение клинической психологии со смежными психологическими и медико-биологическими дисциплинами (поведенческая медицина – behavioral medicine, abnormal psychology, медицинская психология, психология здоровья, общественное здравоохранение, психиатрия).

Основные направления клинической психологии (нейропсихология, патопсихология, психологическая реабилитация и восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование, психосоматика и психология телесности, детская нейро- и патопсихология, клиническая психология вне клинических условий).

Проявления ненормальности в истории культуры и их объяснения. Исторический обзор истоков клинической психологии: психиатрия (Ф.Пинель, Б.Раш, П.Жане, Э.Крепелин, В.М.Бехтерев, 3.Фрейд); гуманистическое и антипсихиатрическое направления; общая и экспериментальная психология; дифференциальная психология и психодиагностика (Ф.Гальтон, В.Штерн, А.Бине); философия жизни, понимающая психология и феноменология.

Основные этапы развития клинической психологии с конца XIX до наших дней. Основоположники главных направлений клинической психологии в России и за рубежом (Л.Уитмер, Э.Крепелин, Т.Рибо, К.Ясперс, 3.Фрейд, И.П.Павлов, А.Р.Лурия). Идиографический и номотетический подходы в клинической психологии.

Тема 3. Методологические проблемы клинической психологии.

Проблема нормы и патологии. Норма как реально существующий и устойчивый феномен. Возможность дихотомии норма-патология. Устойчивость границ нормы: психопатология обыденной жизни, пограничные и транзиторные расстройства. Социо-культурная детерминация представлений о норме. Релятивистские представления о норме. Норма как статистическое понятие. Адаптационные концепции нормы. Норма как идеал.

Проблема кризиса развития. Кризис — невозможность развития в неизменных условиях. Кризис как причина патологического развития. Кризис как источник нормального развития. Нормальные и патогенные кризисы.

Регрессия. Понятие регрессии. Виды регрессии (по А.Фрейд, К.Левину, Дж.Макдугалу). Проблема развития и распада в клинической психологии. Распад как негатив развития. Закон Джексона. Распад как специфическая форма развития. Несоответствие законов распада и развития. Роль компенсации при распаде.

Проблема измерения и оценки в клинической психологии. Методы клинической психологии. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии. Плацебо-эффект и механизм его функционирования. Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия (Меннингерский проект исследования психотерапии: О.Кернберг и Р.Валлерштейн). Факторы эффективности психотерапевтического воздействия (вера в психотерапевтическую систему, отношения с терапевтом, оплата и др.).

Раздел II. Частная клиническая психология

Тема 5. Клиническая психология в соматической медицине.

Медико-биологическая модель психических расстройств. Каузальный принцип. Развитие болезни: предиспозиционные факторы, запускающие факторы, поддерживающие и хронифицирующие факторы. Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии.

Тема 8. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра.

Тема 9. Психологические модели бредовых расстройств.

Клиническая психология аффектов и эмоций. Голотимный и кататимный аффекты. Краткий очерк депрессии: Гиппократ, Боне, Ж.Фальре, Ж.Бейарже, К.Кальбаум, Э.Крепелин. Основные симптомы депрессии и их частотность. Распространенность и классификация аффективных расстройств (синдромальная, нозологическая, по течению – МКБ-10, по этиологии и др.). Биологические факторы развития депрессии. Когнитивно-бихевиоральная модель депрессии: аффективные, поведенческие, мотивационные, физиологические и когнитивные симптомы. Когнитивная триада депрессии А. Бека. «Депрессивный стиль» — когнитивные ошибки при депрессии (произвольный вывод, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преувеличение или преуменьшение, персонализация, абсолютистское дихотомическое мышление). Методы когнитивной психотерапии. Психоаналитическая модель аффективных расстройств: анаклитическая депрессия и перфекционистская (нарциссическая) меланхолия.

Тема 11. Психологические модели тревожных, соматоформных и конверсионных расстройств.

Психопатии и расстройства личности. Кластеры «А» (расстройства личности, связанные с нарушением оценки реальности), «В» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации) и «С» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации) в классификации DSM. Клинический и психологический анализ основных расстройств личности: параноидное, шизоидное, шизотипное, истерическое, нарциссическое, пограничное, антисоциальное, избегающее, зависимое, пассивно-агрессивное. Критерии зрелой личности.

Тема 14. Новейшие области исследований и зоны особого интереса клинической психологии.

Темы рефератов и курсовых работ

  1. Приоритетные направления исследований в современной клинической психологии.
  2. Проблема нормы и патологии в клинической психологии.
  3. Соотношение социального и биологического в формировании и патологии психики.
  4. Вклад клинической психологии в решение фундаментальных общепсихологических проблем.
  5. Теоретические основы и методологические принципы клинической психологии.
  6. Психологические исследования в клинике расстройств шизофренического спектра.
  7. Психологические исследования в клинике расстройств личности.
  8. Примерные вопросы к экзамену по всему курсу

    1. Медицинская модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
    2. Психосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
    3. Проблема соотношения «нормы и патологии» в клинической психологии. Основные модели «нормы и патологии» в клинической психологии.
    4. Проблема измерения и оценки в клинической психологии.
    5. Факторы эффективности психотерапевтического воздействия.
    6. Границы и возможности объективного подхода в клинической психологии.
    7. Внутренняя картина болезни. Основные модели.
    8. Чувственная ткань и «первичное означение» болезни. Особенности формирования «первичного означения» интрацептивных ощущений.
    9. Психологические модели тревожных расстройств.
    10. Психологические модели соматоформных расстройств.
    11. Психологические модели зависимостей.
    12. Психологические модели личностных расстройств.
    13. III. Распределение часов курса по темам и видам работ

      Наименование разделов и тем

      www.psy.msu.ru

      Детские Судьбы

      Медицинский журнал

      Медико биологическая модель психических расстройств

      Тема 7. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине

      Медико-биологическая модель психических расстройств. Каузальный принцип. Развитие болезни:

      предиснозиционные факторы, запускающие факторы, поддерживающие и хронифицирующие факторы. Соотношение

      внешних и внутренних факторов в этиологии.

      Психосоциальная модель: роль социума и внутриличностиых факторов. Биопсихосопиальная модель как

      интегрирующая. Ограничения каждой из моделей и возможные методологические и практические трудности.

      возникающие при их применении в клинической психологии. . Титература:

      • Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этиология). М,. 1962. с. 25-48. 77-96. ИЛИ Давыдовский И.В. в кн.: Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2-х тт. / Под ред. В.В.Лебединского, М.К.Бардышевской. Том 1. М.: ЧеРо. 2002, с. 23-59.

      • Карсон Р.. Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер. 2005. с. 126-217.

      • Клиническая психология / Под ред. М. Псрре, У. Бауманна. СПб.: Питер. 2002, с. 66-80, 281-319 (Главы 3 и 14).

      Тема 8. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра

      Исторический очерк исследований шизофрении: Б.Морель. Э.Блейлер. К.Шнайдер. «Индекс реальности» П.Жане и его роль в развитии современной клинической психологии. Шизофрения: распространенность, культурные и социально-экономические факторы, факторы прогноза. Проблема этиологии шизофрении. Различные модели психических расстройств и шизофрения: психосоциальные теории, когнитивно-бихевиоральные теории, теория личностного дефекта, психоаналитические теории, полиэтиологические модели (гипотеза диатез-стресса). Психотерапия больных шизофренией. Литература:

      • Каплан Г.И.. Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2002. Т. I, с. 232-272.

      • Карсон Р.. Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер. 2005. с. 761-813.

      • Клиническая психология / Под ред. М. Перре. У. Баумапна. СПб.: Питер. 2002, с. 1006-1045 (Глава 35).

      • Психоаналитическая патопсихология / Под ред. Ж. Бержере. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. с. 223-252.

      • Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофрении // Хрестоматия по патопсихологии / Сост.: Б.В.Зейгарник. А.П.Корнилов. В.В.Николаева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. с. 60-65.

      • Критская В.П.. Мелешко Т.К. Психологические особенности больных шизофренией /’/ Руководство по психиатрии / Под ред. А.С.Тиганова. Т. I. М.. 1999. с. 495-498.

      Тема 9. Психологические модели бредовых расстройств

      История развития представлений о бредовых расстройствах: Эскироль. Гальбаум, Гейпрот. Бредовые (параноидные) расстройства: распространенность, средний возраст, прогноз. Основные виды бреда (эротоманический, величия, ревности, преследования, соматический, изобретательства). Различные модели бредовых расстройств. Параноидное псевдосообщество. Факторы прогноза и психотерапия.

      • Каплаи Г.И.. Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2002. Т. 1, с. 273-289.

      • Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер. 2005. с. 814-822.

      · медицинская (клиническая, биомедицинская)

      · патологическое поведение рассматривается как симптом скрытой за ним болезни

      · «истинные» причины болезни имеют органический характер, но могут существовать неорганические условии их запуска

      · Выбор причинной связи

      · Ограничения каузального объяснения

      Каузальная цепь биопсихологомедицинской модели

      · Причины болезни (биологические, психологические, социальные) →

      · Следствия болезни (роль больного и ограничение нормального ролевого поведения)

      45. Развитие болезни: предиспозиционные факторы, запускающие факторы, поддерживающие и хронифицирующие факторы.

      Факторы предиспозиции (что включено в причину болезни):

      · факторы, существующие до начала заболевания и определяющие его дальнейшее развитие

      Поддерживающие и хронифицирующие факторы

    14. познакомить с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей);
    15. дать содержательную характеристику основных методологических проблем и методических трудностей клинической психологии;
    16. показать роль клинической психологии в решении клинических и общепсихологических проблем.

      Место курса в профессиональной подготовке выпускника

      В области клинической психологии специалист должен:

    17. ориентироваться в возможностях и средствах психологической интервенции.

      Тема 2. Исторические корни клинической психологии.

      Индивидуальное и видовое понятие нормы.

      Проблема кризиса развития. Кризис — невозможность развития в неизменных условиях. Кризис как причина патологического развития. Кризис как источник нормального развития. Нормальные и патогенные кризисы.

      Тема 4. Проблема метода в клинической психологии.

      Границы и возможности объективного подхода в клинической психологии. Структура и составные элементы модели научного объяснения Гемпеля и Оппенгейма (условия адекватности). Explanans (объясняющее) и Explanandum (объясняемое).

      Психосоматика и психология телесности. Понятие болезни. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ). Аллопластическая и аутопластическая картина болезни (К.Гольдшейдер). Сензитивная и интеллектуальная аутопластическая картина болезни (Р.А.Лурия). Уровни ВКБ: непосредственно-чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный. Структура динамической картины ВКБ: чувственная ткань, первичное означение, вторичное означение. Личностный смысл болезни и его типы. Болезнь как семиотическая система.

      Тема 6. Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств.

      Классификации психических расстройств в медицине: принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации. Структура основных классификация (на примере DSM-IV и МКБ-10): классы, единицы, оси, принципы отнесения.

      Тема 7. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине.

      Психосоциальная модель: роль социума и внутриличностных факторов. Биопсихосоциальная модель как интегрирующая. Ограничения каждой из моделей и возможные методологические и практические трудности, возникающие при их применении в клинической психологии.

      Исторический очерк исследований шизофрении: Б.Морель, Э.Блейлер, К.Шнайдер. «Индекс реальности» П.Жане и его роль в развитии современной клинической психологии. Шизофрения: распространенность, культурные и социально-экономические факторы, факторы прогноза. Проблема этиологии шизофрении. Различные модели психических расстройств и шизофрения: психосоциальные теории, когнитивно-бихевиоральные теории, теория личностного дефекта, психоаналитические теории, полиэтиологические модели (гипотеза диатез-стресса). Психотерапия больных шизофренией.

      История развития представлений о бредовых расстройствах: Эскироль, Гальбаум, Гейнрот. Бредовые (параноидные) расстройства: распространенность, средний возраст, прогноз. Основные виды бреда (эротоманический, величия, ревности, преследования, соматический, изобретательства). Различные модели бредовых расстройств. Параноидное псевдосообщество. Факторы прогноза и психотерапия.

      Тема 10. Психологические модели аффективных расстройств.

      Клиническая психология аффектов и эмоций. Голотимный и кататимный аффекты. Краткий очерк депрессии: Гиппократ, Боне, Ж.Фальре, Ж.Бейарже, К.Кальбаум, Э.Крепелин. Основные симптомы депрессии и их частотность. Распространенность и классификация аффективных расстройств (синдромальная, нозологическая, по течению – МКБ-10, по этиологии и др.). Биологические факторы развития депрессии. Когнитивно-бихевиоральная модель депрессии: аффективные, поведенческие, мотивационные, физиологические и когнитивные симптомы. Когнитивная триада депрессии А. Бека. «Депрессивный стиль» — когнитивные ошибки при депрессии (произвольный вывод, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преувеличение или преуменьшение, персонализация, абсолютистское дихотомическое мышление). Методы когнитивной психотерапии. Психоаналитическая модель аффективных расстройств: анаклитическая депрессия и перфекционистская (нарциссическая) меланхолия.

      Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Тревожно-фобические расстройства: паническое расстройство, агорафобия, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство. Различные модели психических расстройств применительно к тревожным расстройствам: когнитивно-бихевиоральные модели, психоаналитическая модель. Соматоформные расстройства: соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция, хроническое соматоформное болевое расстройство. Основные модели соматоформных расстройств: бихевиоральная, когнитивная и психодинамическая.

      Конверсионные и диссоциативные расстройства. Основные симптомы и психологические механизмах (в контексте когнитивно-бихевиоральных и психодинамических моделей).

      Тема 12. Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами.

      Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ). Острая интоксикация, употребления с вредными последствиями, синдромы зависимости, состояния отмены, психотические и амнестические расстройства. Данные о распространенности аддиктивного поведения и злоупотребления ПАВ. Основные этиологические факторы: биологические (в т.ч. генетические), социологические, психологические (психоаналитические, бихевиоральные).

      Тема 13. Психологические модели личностных расстройств.

      Влияние современных технологий удовлетворения потребностных состояний (технологии быстрого питания, пластической хирургии, средства массовой информации и др.) на динамику границ нормы и патологии. Клиническая психология организаций и корпораций (в сфере бизнеса и производства): «психотическая» корпорация, «пограничная» организация, «невротическая» фирма. Использование критерия «индекса реальности» П.Жане. Другие зоны интереса.

      Темы рефератов и курсовых работ

    18. Место клинической психологии в системе психологического знания.
    19. Психологические исследования в клинике расстройств аффективного спектра.
    20. Психологические исследования в клинике зависимостей.

    Примерные вопросы к экзамену по всему курсу

    1. Предмет и объект клинической психологии. Представления о клиническом методе.
    2. Биопсихосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
    3. Проблема отношение распада и развития в клинической психологии.
    4. Проблема кризиса развития в клинической психологии.
    5. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии.
    6. Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия.
    7. Основные системы классификации психических расстройств. Принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации.
    8. Болезнь как семиотическая система.
    9. «Вторичное означение» и мифологизация болезни. Симптом как мифологическая конструкция.
    10. Основные структуры личности в современном психоанализе.
    11. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра.
    12. Психологические модели бредовых расстройств.
    13. Психологические модели аффективных расстройств.
    14. Психологические модели конверсионных и диссоциативных расстройств.
    15. Психологические модели личностных расстройств.

    Психотерапия — это что такое? Методы психотерапии

    Если психотерапия проводится высококвалифицированными специалистами, она является постмодернистской практикой, альтернативной академической психологии. Поскольку терапевты редко находят полезную для себя информацию в исследованиях, они вынуждены нарабатывать свой собственный багаж знаний. Они это делают не на основании умений, которые используются в академической психологии, и на наблюдениях за окружением, используя собственные схемы для конструирования системы знаний, которые могут найти практическое применение.

    Психотерапия как теоретико–прикладное направление психологии

    Психотерапия имеет следующие определения:

  9. направление практической психологии, основанное на системе объективных (научных) знаний о возможности психологического влияния на ребенка и его взрослое окружение;
  10. система активных мероприятий и воздействий, направленных на исправление (изменение) отклонений (расстройств, дефектов, нарушений) психического развития личности, сохранение ее индивидуальности, коррекцию поведения ребенка и взрослых членов его окружения;
  11. метод работы с пациентами (клиентами) в целях предоставления им помощи по вопросам модификации, изменения, ослабления действия факторов, которые препятствуют нормальной их жизни.

    Предмет, цель и задачи психотерапии

    Предмет консультационной деятельности специалиста определяется симптомами и причинами отклонений в развитии и поведении клиента, поэтому психотерапия ориентирована на:

  12. развитие человека (психомоторное, эмоциональное, познавательное, личностное, компетентностное, коммуникативное и т. п.);
  13. поведенческие реакции, действия, акты, проявления;
  14. усиление произвольной регуляции;
  15. улучшение показателей адаптации к учебному заведению (в том числе готовности к школе, лицею или колледжу);
  16. стабилизацию личного эмоционального состояния;
  17. структурирование мышления;
  18. активизацию памяти;
  19. развитие вещания;
  20. регуляцию психомоторных функций и т. п.

    Общая цель психотерапии – возвращение личности к внутреннему благополучию. Наиболее важная задача, которую подразумевает психотерапия, заключается в том, чтобы помогать людям, которые столкнулись с собственной неспособностью достигать целей и которые переживают в связи с этим фрустрацию, депривацию, уныние и тревогу, составить собственные активы и пассивы и учить эффективно использовать свои возможности, а именно:

  21. распознавать собственный потенциал;
  22. использовать его;
  23. устранять препятствия на пути его реализации (в частности, отбрасывать то, что мешает жить с ощущением удовольствия, радости и счастья).

    Задачи психотерапии можно представить в виде списка:

  24. информирование об определенных психологических феноменах и особенностях психики и поведения;
  25. обучение (тренинг) новым действиям, способам принятия решений, проявлению чувств и т. п. (это программы, ориентированные на активизацию жизненных навыков, коммуникативных умений в сфере человеческих отношений, решение проблем, оказание поддержки в выборе здорового образа жизни);
  26. развитие деятельностного компонента личности: ее навыков, умений и способностей;
  27. содействие формированию возрастных психологических новообразований (помощь в становлении идентичности и в личностном развитии);
  28. коррекция эмоций и поведения;
  29. оптимизация социальной ситуации развития;
  30. устранение (снижение) тревоги, преодоление депрессии, стресса и их последствий.
  31. История становления психотерапии

    В древние времена первыми психотерапевтами были шаманы, маги и колдуны. Церемонии, ритуалы, танцы, гадания и т. п. помогали людям, чьи недуги имели не столько физический, сколько эмоциональный характер. В средние века господствовало убеждение, что душевные заболевания вызываются злыми демонами и дьявольскими силами, которые овладевают человеком. Зарождение психологической науки знаменуется появлением интереса исследователей к закономерностям функционирования психики, а впоследствии – возникновением представлений об эмоциях как о причине психических расстройств. Сначала ученых интересовало:

    • как обычный человек познает окружающий мир;
    • как личность планирует свои действия;
    • как она реально действует.

    Впоследствии психология пришла к выводу о существовании индивидуальных различий (они – предмет дифференциальной психологии и психодиагностики). Дальше, с появлением учения об эмоциях как причине душевных расстройств, фокус внимания сместился в сторону уникальности и непредсказуемости человека, которые не подвергаются типизации. Потом сфера исследования от индивидуальных различий сместилась на различия в способах ведения людьми дискуссии и диалога. Следующий шаг – включение в контекст анализа социальной среды, в которой живет человек, а также общества, членом которого он является (предмет социальной психологии).

    Индивидуальная терапия возникла одновременно с представлениями о диадном отношении врача и пациента («терапевтический альянс»). Консультативная психология появилась в середине 20-го века. На первых этапах ее становления естественным был интерес к той реальности, с которой сталкивается пациент и которая порождает проблемы и неурядицы, заставляющие его обратиться к врачу. Отсюда взяли начало организационная психология, семейная психотерапия и т. п. Акцентирование внимания на диаде «консультант – клиент» поставило задачу выработки норм и правил их взаимодействия.

    Междисциплинарные связи психотерапии

    Направления психотерапии (в том числе консультативной) базируются на следующих отраслях психологической науки:

  32. общей, возрастной, детской;
  33. социальной, клинической и дифференциальной;
  34. психологии личности;
  35. психодиагностике (в частности, тестологии);
  36. консультативной психологии.

    Согласно традиционным представлениям о психологическом влиянии на ребенка в контексте успешного онтогенеза, можно сказать, что психотерапия – это совокупность самих средств и методов, предназначенных для создания оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного развития подрастающего индивида. В этом контексте деятельность специалиста представлена: психокоррекцией, психопрофилактикой, психогигиеной (сохранением и укреплением нервно-психического здоровья) психореабилитацией.

    Консультативная психология как теоретико-методологическая подоплека и направление психотерапии

    Теоретико-методологическая психотерапия – это консультативная психология, то есть отрасль системного научно-прикладного знания. Что до предоставления помощи в форме беседы, то она оказывается обычно:

  37. лицам различного возраста, в т. ч. детям;
  38. родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

    Психологическое консультирование чаще всего понимают как душевную помощь здоровым людям, которая оказывается с целью помочь им справиться с различными внутренними и межличностными трудностями, возникающими в процессе организованного взаимодействия. Как вид лечебной практики это система коммуникативного взаимодействия врача с лицами, которые обращаются к специалисту (по запросу администрации учреждения, родителей, педагогов), и процесс при этом может ограничиться помощью рекомендательного характера. Единого понимания своей сущности такое консультирование не имеет. Его разделяют на две группы. Это:

  39. консультирование как влияние (директивная психотерапия);
  40. консультирование как взаимодействие (недирективная психотерапия).

    Психологическое консультирование, психотерапия включают: активность клиента, деятельность консультанта и результат этого процесса – психологические новообразования, активированные (сформированные) в личности обратившегося за помощью. При этом рассматриваются пять основных групп вопросов:

  41. о сути процесса, который возникает между клиентом (человеком, который оказался в тяжелой ситуации и нуждается специализированной помощи) и терапевтом (человеком, который эту помощь предоставляет);
  42. о личностных чертах, установках, знаниях, умениях врача;
  43. о резервах, которыми являются внутренние силы клиента, при условии, что они могут быть активированы;
  44. об особенностях ситуации, которая сложилась в жизни клиента и привела его к психотерапевту;
  45. о приемах и техниках, которые будет использовать консультант для предоставления помощи клиенту.

    Базовые модели психотерапии

    В современной психотерапии существует два подхода к сущности терапевтического процесса – медико-биологический и психологический. Также есть и две базовые модели психотерапевтического влияния – медицинская и психологическая.

    Медико-биологическая модель – это акцентирование внимания на соматических особенностях клиента. Предполагается, что ее имеет право использовать только специально подготовленный врач-психиатр или психотерапевт. Этому условию нужно следовать неукоснительно. Вот что включает в себя психологическая психотерапия:

  46. центрацию на клиенте;
  47. «сосуществование» (когда главное – не общее деятельностное взаимодействие терапевта и клиента в консультативном процессе, а обмен мыслями и эмоциями);
  48. «внутреннее постижение» (когда клиент движется в своем личностном пространстве по траектории, которую сам определяет);
  49. «безусловное принятие» (врач и пациент вступают в особые отношения близости, основанные на эмпатии, любви, уважении).

    Особое значение придается методологии практической работы. Методы психотерапии (в частности те, которые используются по методологии психоанализа), знания (теория) становятся главными ориентирами консультативного процесса. Чаще всего врач может рассказать о пациенте все: об особенностях его отношений в детстве, процессах преодоления и защиты, его травме и т. д., но он не может передать его «жизненный дух».

    Ориентированная на теорию поведенческая психотерапия становится лучшим средством достижения цели в рамках бихевиоральной модели. С другой стороны, эти знания о клиенте не гарантируют, что в нем произойдут внутренние изменения, не обещают «пробуждения» его внутренних процессов. Это возможно только в случае чего-то важного, такого, что не подвергается концептуализации, чему почти невозможно научиться, но без чего глубинная поведенческая психотерапия не может происходить.

    Психологические модели

    В пределах психологической модели, в свою очередь, выделяются:

  50. Социально-психологическая модель. Это тот подход, который основывается на общественном воздействии, в котором возможна отработка социальных форм поведения.
  51. Личностно-ориентированная модель (клиент-центрированная), которая предусматривает особое межличностное взаимодействие терапевта и клиента. Врач применяет при этом психологические теории и специальную коммуникативную технику для решения личных проблем клиента.

    Направления психотерапии

    В консультативной практике подразумевается, что болезни, конфликты, стрессы, проблемы являются данностью жизни каждого человека, и это надо принимать и признавать. Позитивная психотерапия – направление поддержания, восстановления психического здоровья граждан. Главное ее назначение — это забота о социальном, физическом, духовном здоровье человека, семьи и социальной группы. В связи с этим нужно понимать, что люди наделены способностями, благодаря которым могут находить выходы из самых сложных проблем и ситуаций. Позитивная психотерапия подчеркивает целостное видение жизни личности и оптимистическое восприятие ее природы. Человеческое бытие — это единство тела, ума, духа и эмоций. Врач, который работает в этой области, не будет стремиться «поставить диагноз», а будет стараться понять пациента в его жизненных проблемах, по причине которых у него появились заболевания или нарушения.

    Когнитивная психотерапия – направление, которое предусматривает улучшение представления человека об окружающем мире и о себе. Дело в том, что депрессия, например, иногда заставляет воспринимать реальность необъективно. По мнению практикующих специалистов, когнитивная психотерапия позволяет клиенту убрать от себя негативные мысли и всегда мыслить положительно. Поэтому исчезает тоска. На занятиях доктор выявляет негативные мысли и помогает оценить реальное положение дел. Он будет руководителем тренинга по освоению новых способов миропонимания, а также поможет закрепить умение по-новому оценивать то или иное событие.

    Групповая психотерапия подразумевает проведение занятия в коллективе, где каждый его член имеет определенное отклонение. Например, такое направление используется при устранении пагубных зависимостей (употребления табака, алкоголя). При этом эффективность возрастает, так как, находясь вместе, пациенты усиливают влияние друг на друга стремления к лечению. Таким образом, групповая психотерапия предполагает, что группа становится не только объектом влияния со стороны терапевта, но и сама воздействует на каждого своего члена.

    Семейная психотерапия использует комплекс приемов, которые ориентированы не только на проблемные семейные ситуации, но и имеют целью анализ прошлого клиентов, реконструкцию некоторых событий и структуры взаимоотношений и т. д. Актуальным направлением в развитии является наработка методологических основ, опора на которые поможет избежать случайности, фрагментарности и интуитивности.

    Клиническая психотерапия – дисциплина, целью которой становится устранение различных расстройств и нарушений, соматических болезней. Это направление изучает душевно-моральные аспекты здоровья: индивидуальные различия, влияние окружающих факторов на состояние пациента и ход лечения, душевные особенности переживаний. Теоретические основы этой техники психотерапии: биопсихосоциальная концепция патологии; методы исследования медицинской психологии; понятие о континууме «болезнь – здоровье».

    Особенности биоэнергетики

    В прошлом веке телесная психотерапия пополнилась новым методом воздействия, который был назван биоэнергетикой. Один из учеников известного доктора Райха, Александр Лоуэн, разработал этот подход. Применив несколько иной понятийный аппарат, например, «биоэнергия» вместо понятия «орган», врач до известной степени нивелировал сопротивление других терапевтических направлений. Его система получила большее распространение в США, чем аналогичное учение Райха. В то же время он включил в свою концепцию теорию дыхания, разработанную учителем, и часть его техник, направленных на достижение эмоциональной раскованности путем применения ударов, крика, слез.

    Телесно-ориентированная психотерапия, разработанная Лоуэном, ставит в центр понятие биоэнергии. Оно объединяет тело и психику в функциональном плане. Вторым важным определением, на котором основывается телесно-ориентированная психотерапия, является «мышечная броня». Она мешает спонтанному течению энергии по телу человека, поэтому существует комплекс упражнений, помогающих от нее избавиться.

    Основные методы психотерапии

    Обычный больной, который никогда не сталкивался с работой психотерапевтов, имеет очень смутное понимание того, что происходит на сеансе. Методов психотерапии много. Узнаем об основных.

  52. Арт-терапия. На сегодняшний день это очень востребованный метод. Арт-терапия подходит для установления психологической связи пациента и психотерапевта. Этот метод очень эффективен почти при любых отклонениях. Особенно часто его применяют при работе с малышами. При помощи арт-терапии больной открывает перед терапевтом все свои скрытые проблемы. В методике применяются различные техники, такие как динамический синтетический рисунок, метафорический рисунок, символическое уничтожение навязчивостей и многие др.
  53. Аутотренинг. Начало применения этого метода можно отнести к 30-м годам прошлого века, но основы заимствованы из древних восточных наработок. Применяется в лечении только взрослых людей.
  54. Внушение. Этот метод можно назвать основой лечения. Практически ни один случай в психотерапевтической практике не обходится без внушения. При применении суггестии консультант должен учитывать различные индивидуальные особенностей больного. Для детей есть особый метод, который именуется фиксацией.
  55. Самовнушение. Этот метод родственен многим религиозным обрядам и медитативным техникам. Перед тем как больной начнет практиковать самовнушение, с ним работает терапевт, применяя технику суггестии.
  56. Гипноз. Этот метод психотерапии вызывает наибольшие споры, но очень он действенный. Используется с середины 20-го века. В психотерапии есть разница между гипнотерапией и гипнозом. Существуют также классический и Эриксоновский методы. Гипнотерапия имеет достаточно широкий список противопоказаний.
  57. Игровая психотерапия. Игровую терапию чаще применяют для лечения малышей. При этом используют следующие игры: социокультурные, биологические, межличностные.
  58. Рациональная психотерапия. Это методика, при которой консультант убеждает клиента в чем-либо, применяя логические объяснения, приводя факты. Рациональная психотерапия иногда применяется вместо суггестивных методов. Действенность этой методики зависит напрямую от харизматичности доктора. Рациональная психотерапия чаще применяется при лечении взрослых больных.
  59. Разговорная терапия. В ходе сеанса больной вслух говорит о тех проблемах, которые вызывают у него сильнейшие переживания. В процессе произнесения речи идет переосмысление происходящего.
  60. Десенсибилизация. Этот метод психотерапии основывается на том, что выученные манипуляции заменяются другими. Для начала клиент осваивает технику расслабления. Затем он вызывает в уме изображение, которое его пугает. После этого, также в мыслях, представляется картина успокоения. Так проходит около 30 минут. Лечить методом десенсибилизации можно пациентов с 10 лет.

Психотерапия — это действенный метод излечения многих болезней, в том числе и соматических. Избавляет она также и от проблем личностных и социальных. Однако человек, обратившийся за помощью к специалисту, должен понимать, что чудесного исцеления он не получит. Психотерапия — это не волшебная таблетка. Для того чтобы добиться желаемого результата, нужно работать над собой.

Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «московский психолого-социальный институт»

^ Тема 2. Теоретический аппарат нейропсихологии

^ Тема 3. Нейропсихологический подход к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе. Трудности обучения. Дислексии, дисграфии, дискалькулии. Синдром дефицита внимания. Понятие “минимальная мозговая дисфункция (ММД)”: методологические проблемы, возникающие в связи с использованием этого понятия. Отклонения в психическом развитии, не связанные с диагностированной органической патологией мозга: иррегулярность психического развития (ИПР). Иррегулярность психического развития как следствие компенсации ММД; как следствие влияния средовых факторов. Профилактическое и прогностическое значение диагностики ИПР. Формирующее и коррекционно-развивающее обучение в помощи учащимся.

^ Тема 4. Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. Нейропсихологические синдромы поражения височных отделов мозга. Нейропсихологические синдромы поражения конвекситальных, медио-базальных и медиальных отделов лобных долей мозга левого и правого полушарий (варианты лобного синдрома). Синдромы поражения премоторных и префронтальных отделов лобных долей мозга. Полушарная специфика нейропсихологических синдромов. Синдромы поражения левого и правого полушарий мозга у правшей и левшей. Особенности нейропсихологических синдромов, связанные с характером заболевания (опухолевые, травматические, сосудистые, радиационные поражения мозга и т.д.).

^ Тема 5. Методы нейропсихологической диагностики.

^ Тема 6. Нарушения речи, письма и чтения с позиций нейропсихологии. Психологическая структура речи и виды речевой деятельности. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы. Афазии. Классификация афазий по А.Р.Лурия и Вернике-Лихтгейму. Аграфии, алексии. Парадигматические и синтагматические нарушения речи. Роль правого полушария в организации речевой деятельности. Неафазические нарушения речи (дизартрии, псевдоафазии, алалии).

^ Тема 7. Нарушения счета с позиций нейропсихологии. Первичные и вторичные нарушения счета, локализация поражений, их определяющих. Общая характеристика методов восстановительного обучения по Л.С. Цветковой.

^ Тема 8. Нейропсихологические основы восстановительного обучения при локальных поражениях мозга. Теоретические основы, психологические и педагогические принципы, конкретные методы компенсации и восстановления нарушенных психических функций. Восстановительное обучение в нейропсихологической практике при нарушениях речи, мыслительной деятельности, произвольных движений и памяти.

^ Тема 9. Методы восстановительного обучения. Пути восстановления высших психических функций, перестройка ВПФ как наиболее рациональный путь с позиций школы А.Р. Лурия. Задачи восстановления ВПФ: психологические, педагогические, социальные. Общие методы восстановления ВПФ в ходе групповых занятий, подготовки больного к работе («методы введения в контекст»), организации внимания и трудоспособности больного. Методы восстановления речи, письма и чтения при различных формах афазии: патогенетическая обусловленность метода. Программированное обучение при работе с больными с «лобным» синдромом, с внешним контролем процесса и результата деятельности.

^ Тема 10. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие. Проблема асимметрии в биологии. Анатомические и физиологические доказательства межполушарной асимметрии мозга. Клинические наблюдения о неравнозначности левого и правого полушарий мозга для осуществления высших психических функций. Концепция доминантности левого полушария у правшей. Концепция функциональной специфичности левого и правого полушарий мозга. Изучение межполушарной асимметрии на модели “расщепленного мозга”. Нейропсихологический подход к изучению межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические синдромы поражения левого и правого полушарий мозга у левшей.

^ Раздел 2. Патопсихология.

^ Тема 2. Практические задачи патопсихологии.

^ Тема 3. Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств. Классификации психических расстройств в медицине: принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации. Структура основных классификаций (на примере DSM-IV и МКБ-10): классы, единицы, оси, принципы отнесения. Проблема измерения и оценки в клинической психологии. Методы клинической психологии: наблюдение, беседа, эксперимент. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии. Плацебо-эффект и механизм его функционирования. Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия (Меннингерский проект исследования психотерапии: О. Кернберг и Р. Валлерштейн). Факторы эффективности психотерапевтического воздействия (вера в психотерапевтическую систему, отношения с терапевтом, оплата и др.).

^ Тема 4. Возрастные особенности патопсихологического исследования. Факторы развития болезни: их соотношение в динамике болезненного процесса. Особенности симптомов психических нарушений детского возраста. Патогенетическая роль соматовегетативных дисфункций. Значение неправильных условий воспитания. Особенности психогенных, эндогенных и соматических расстройств у детей. Соматические проявления детских поведенческих реакций. Направленное наблюдение, качественный анализ психического развития ребенка. Патопсихологические методы исследования: мышление, внимание, память, эмоционально-личностная сфера. Экспериментальное обучение как метод диагностики нарушений развития. Психологические тесты: тест Бине-Симона, тест Векслера. Методы исследования личности: опросники, проективные методы (ТАТ, САТ), тест фрустрации Розенцвейга. Игра и рисование как диагностические методы.

^ Тема 5. Метод пиктограмм и опосредованного запоминания в клинико-психологическом обследовании.

^ Тема 6. Проективные методы в клинико-психологическом исследовании личности.

^ Тема 7. Метод ассоциаций в патопсихологическом обследовании.

^ Тема 8. Понятие «нормы» в практике постановки клинико-психологического диагноза.

^ Тема 9. Метод классификации в патопсихологическом обследовании.

^ Тема 10. Характеристика типичных патопсихологических синдромов при различных формах психических заболеваний. Основные модели психических расстройств. Медико-биологическая модель психических расстройств. Каузальный принцип. Развитие болезни: предиспозиционные факторы, запускающие факторы, поддерживающие и хронифицирующие факторы. Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии. Психосоциальная модель: роль социума и внутриличностных факторов. Биопсихосоциальная модель как интегрирующая. Ограничения каждой из моделей и возможные методологические и практические трудности, возникающие при их применении в клинической психологии. Психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Принципы построения патопсихологического исследования, их связь с теоретическими представлениями о природе и сущности психического отражения. Патопсихологический синдром как основной инструмент анализа нарушений психики: структура, отличие от клинических синдромов.

^ Тема 11. Психологические модели аффективных расстройств.

^ Тема 12. Расстройства личности: патопсихологическая характеристика.

^ Тема 13. Нарушения познавательной деятельности и личности при шизофрении. Исторический очерк исследований шизофрении: Б. Морель, Э. Блейлер, К. Шнайдер. «Индекс реальности» П. Жане и его роль в развитии современной клинической психологии. Шизофрения: распространенность, культурные и социально-экономические факторы, факторы прогноза. Проблема этиологии шизофрении. Различные модели психических расстройств и шизофрения: психосоциальные теории, когнитивно-бихевиоральные теории, теория личностного дефекта, психоаналитические теории, полиэтиологические модели (гипотеза диатез-стресса). Нарушения мышления и эмоционально-личностной сферы как ведущие факторы шизофренического дефекта.

^ Тема 15. Проблема нарушений мышления в патопсихологии.

^ Тема 16. Клинико-психологическая характеристика нарушений личности и познавательных процессов, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ). Острая интоксикация, употребления с вредными последствиями, синдромы зависимости, состояния отмены, психотические и амнестические расстройства. Данные о распространенности аддиктивного поведения и злоупотребления ПАВ. Основные этиологические факторы: биологические (в т.ч. генетические), социологические, психологические (психоаналитические, бихевиоральные). Нейропсихологические и патопсихологические синдромы при алкоголизме и опиоидной зависимости. Пути реабилитации.

^ Тема 17. Нарушения сознания и самосознания в патопсихологическом подходе.

^ Тема 18. Социальная поддержка психически больных. Проблемы психотерапии при психических заболеваниях: обоснованность, сочетание с медикаментозной терапией, проблема созависимости. Трудотерапия и социальная адаптация больных. Группы поддержки для родственников психически больных.

^ Раздел 3. Психология аномального развития.

^ Тема 2. Концептуальные основы классификации нарушений психического развития. Классификации Л. Каннера (1955), Г.Е.Сухаревой (1959), Г.К.Ушакова (1973) и В.В.Ковалева (1979), основная для отечественной детской патопсихологии классификация В.В. Лебединского (1985).

^ Тема 3. Искаженное психическое развитие. Психологическая квалификация синдрома раннего детского аутизма. Ранний детский аутизм как модель искаженного развития по В.В. Лебединскому. Четыре основных этапа в становлении проблемы изучения РДА: донозологический, доканнеровский, выход работ по аутизму L. Каnner и Н. Asperger, рассмотрение аутизма как особого состояния. Психологическая коррекция детей с искаженным психическим развитием с нарушениями общения, речи, моторики.

^ Тема 4. Психологические методы исследования детского аномального развития. Направленное наблюдение, качественный анализ психического развития ребенка. Нейро- и патопсихологические методы исследования. Экспериментальное обучение как метод диагностики нарушений развития. Проективные методы (ТАТ, САТ), тест фрустрации Розенцвейга. Игра и рисование как диагностические методы.

^ Тема 5. Дисгармоничное психическое развитие: клинико-психологическая структура дефекта. Дисгармоническое развитие: сочетание явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Отличие дисгармонического развития от искаженного развития. Психопатии как модель дисгармонического развития.

^ Тема 6. Последствия эмоциональной депривации в раннем детском возрасте.

^ Тема 7. Поврежденное психическое развитие и психическое недоразвитие: клинико-психологическая структура дефекта, дифференциальный диагноз.

^ Тема 8. Задержанное психическое развитие: клинико-психологическая структура дефекта. Задержанное психическое развитие: генетические, соматогенные (хронические соматические заболевания), психогенные (неблагоприятные условия воспитания) факторы, а также церебрально-органическая недостаточность. Задержка развития эмоциональной сферы. Замедление темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях, при психогенных формах и при церебрально-органических формах ЗПР. Мозаичность поражения психических функций.

^ Тема 9. Аффективные нарушения в детском возрасте.

^ Тема 10. Пути психологической помощи детям с аномальным развитием и их семьям. Задачи консультирования семей с детьми с аномальным развитием: подходы Бине-Симона, Шутца, Дрейкуса, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина.

Раздел 4. Психология телесности и психосоматика.

detskie-sudbi.ru