Метод стрельниковой от заикания

Дыхательная гимнастика при заикании

Заикание — сложный симптомокомплекс: нарушение темпа и ритма речи, логофобия, навязчивые мысли, приспосо¬би¬тель¬ные уловки и т. д Самым первым и главным симптомом заикания являются cпазматические задержки. Они считаются фундаментом заикания и причиной появления всех остальных симптомов. Спазматические задержки могут быть в одном из 3-х отделов речевого аппарата и соответственно называются аритикуляционными, вокальными и дыхательными.

Вот почему, работая с заикающимися, специалисты уделяют внимание легкой артикуляции, свободному голосоизвлечению и речевому дыханию. При постановке дыхания многие из них прибегают к гимнастике Стрельниковой. И действительно, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что помогает увеличить объем легких, тренировать мышцы дыхательной системы, а заодно еще является отличным средством профилактики болезней, т.к. положительно влияет на физиологическое дыхание и оздоравливает организм в целом. Однако нельзя забывать, что она должна проводиться под руководством специалиста. Неправильное выполнение может не только не принести пользы, но и причинить вред организму. Нужно быть очень внимательными к таким деталям, как поза тела, глубина наклона, сила сжатия ладоней — от них зависит правильность дыхательных движений.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для лечения заикания

С точки зрения общего оздоровления организма и улучшения физиологического дыхания, если это необходимо, гимнастику Стрельниковой можно использовать и для заикающихся. Однако нельзя забывать, что физиологическое дыхание у заикающихся в норме (за исключением случаев, когда заиканию сопутствуют другие нарушения). Мы знаем примеры, когда заиканием страдают спортсмены, общему состоянию здоровья и физиологическому дыханию которых можно только позавидовать, или актеры, певцы, у которых на сцене даже с речевым дыханием проблем нет. Это означает, что проблема кроется не в том, что их дыхание несовершенно, а в том, что заикающийся человек перестает владеть своим дыханием в определенные моменты.

Таким образом, мы не исключаем дыхательную гимнастику Стрельниковой, как один из приемов работы с заикающимися, но не используем ее в РЦ «Арлилия». Мы. ставим перед собой с точки зрения дыхания другие задачи, а именно: научить заикающегося владеть спокойным плавным непрерывным выдохом, который является основой речи, именно в момент речевого общения вне зависимости от ситуации.

www.arlilia.ru

Дыхательная гимнастика от заикания

Заикание – одно из сложнейших нарушений речи, связанное с судорожным состоянием артикуляторного аппарата. Чаще всего заикание появляется в дошкольном возрасте, но может появиться и позже. К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания – дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что заикание взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи – дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

Речевое и жизненное дыхание: отличия

Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания – участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания – поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом – дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

У людей, не страдающих заиканием, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

Лечение заикания: развитие речевого дыхания

При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

1. Упражнение «Воздушный шарик»

Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

Упражнение «Воздушный шарик» необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

2. «Буря в стакане»

При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т.п.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох – самопроизвольно.

В работе с заикающимися я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

1. «Насос»

Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника, смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках, печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический радикулит и остеохондроз, беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

2. «Обними плечи»

Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

  1. Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
  2. Говорить можно только на выдохе.
  3. Вдох всегда короткий, а выдох – плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
  4. Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
  5. На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
  6. Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
  7. Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.
  8. При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.

    Юлия СТЕПАНОВА, логопед, психолог

    www.nedug.ru

    Лечение астмы, аденоидов, бронхита и заикания у детей с помощью дыхательной гимнастики

    Воспитание — процесс очень непростой, если в него вкладываться по-настоящему. А это значит — всей душой! Уделять много внимания, тренировать физически, психологически, заботиться и т.д. Как часто вы задумывались — скольких проблем со здоровьем можно избежать, если заниматься с маленьким специальными упражнениями? Дыхательная гимнастика для детей — отличный тому пример.

    Всё начинается с дыхания!

    Сначала кислород поступает к нам в лёгкие, а потом уже кровь “развозит” его во все органы и системы жизнедеятельности. Например, йоги и восточные мудрецы, когда к ним приводят больного человека первым делом учат его правильно дышать. Делать глубокий полный вдох и свободный легкий выдох. С этого и начинается острый проницательный ум и крепкое здоровье!

    Быть легким, как воздушный шар!

    Для чего, собственно, нужны эти упражнения? Как уже было сказано — для гармоничного развития всего организма. Комплексы подойдут:

  9. для гиперактивных детей, чтобы постепенно научить их управлять собой, своими эмоциями и вниманием
  10. для улучшения памяти и мозговой деятельности
  11. для укрепления иммунитета
  12. чтобы справится с заболеваниями дыхательной системы (астма, воспаление гланд, бронхит)
  13. для тренировки речевого аппарата (при дефектах речи или заикании)
  14. для психологического раскрепощения, обретения внутренней устойчивости к стрессовым ситуациям
  15. Такие практики очень важны! Если с детства у будущего “большого человека” сформируется привычка выполнять их, ему будет намного проще во взрослой жизни. Ведь многие до сих пор не знают, что для того, чтобы справиться с нервной ситуацией или разрешить трудную задачу порой достаточно 2-3 минуты просто глубоко подышать. Мозг насытится кислородом и вуаля! Вопрос решён!

    Гимнастика и речь

    Современные реалии таковы, что многие дети страдают дефектами речи, не четким звукопроизношением, заиканием или вовсе отказываются разговаривать к уже весьма сознательному возрасту. Это происходит из-за повального увлечения играми, рассчитанными в основном на зрительное восприятие (компьютеры, смартфоны, телевизоры). Речевая функция буквально атрофируется на глазах!

    Упражнения на вдох — выдох тренируют артикуляционный аппарат ребенка и благотворно влияют на формирование грамотной и хорошей речи. Во время них происходит координация и оптимизация дыхания через нос и рот. Активно подключается диафрагма. А роль диафрагмы в красивом говорении трудно переоценить. Не зря именно её тренируют на протяжении первых пару лет во всех театральных ВУЗах. Использование таких комплексов будет незаменимым при заикании и других дефектах. Вот здесь вы найдете примеры, по которым можно заниматься.

    Доктор — кислород

    Во всех этих случаях нужно прочистить дыхательные пути и вывести мокроту из легких. Во время занятий очень важно контролировать процессы дыхания самого ребёнка. Это должен быть глубокий вдох и хороший выдох через нос. Ещё несколько правил, которых следует придерживаться:

    1. Каждый элемент системы следует повторить не менее 4 раз. Постепенно нужно увеличивать нагрузку.

    2. Особую пользу принесут занятия на свежем воздухе при приемлемой погоде (исключить морозы, сырость и слякоть).

    3. Выполняйте комплекс с перерывами на 1 минуту после каждых 2-3 минут.

    4. В начале малыш может ощутить легкое головокружение — это нормально. Для того, чтобы снизить неприятное ощущение достаточно посидеть какое-то время на стуле, а потом продолжить.

    5. Можно сочетать такую гимнастику с физическими упражнениями, при хорошем состоянии здоровья вашего чада и отсутствии противопоказаний.

    Во всех этих случаях, а также просто в качестве профилактики хорошо подойдет гимнастика Стрельниковой для детей.

    Особенности метода Александры Николаевны

    Сама Александра Стрельникова в молодости была оперной певицей. Но в какой-то момент её здоровье дало сильный сбой: начались проблемы с сердцем и приступы удушья. Конечно, ни о каком пении в таком состоянии не могло быть и речи. Эти события и послужили толчком к тому, что Александра начала искать способы самоисцеления и постепенно разработала свою собственную методику восстановления.

    Её метод стоит особняком от остальных и некоторые называют его парадоксальным, но факт остаётся фактом — сама оперная певица с помощью него восстановила себе голос и вернула хорошее самочувствие. Стрельникова предлагает обращать особое внимание на процесс вдоха, считая выдох просто его естественным продолжением. По её системе грудная клетка во время вдоха должна не расширятся, а наоборот сжиматься. Для этого весь процесс сочетается с физическими действиями такими, как:

    • повороты
    • наклоны корпуса
    • обхватывание своих рёбер руками и т.д.
    • При выполнении элементов системы — весь организм приходит в тонус: активизируется работа иммунной системы, тело становится более гибким, пластичным подвижным, уходят мышечные зажимы и блоки. Практически любой ребёнок может выполнять его уже с возраста 3-4 лет. Нужно только учитывать существующие противопоказания.

      Перед началом убедитесь!

      Убедитесь, что состояние дитя не попадает под следующие категории:

    • травмированный позвоночник или головы
    • температура тела выше 38 градусов
    • существуют серьезные патологии внутренних органов
    • острые сердечные заболевания
    • сильная близорукость
    • есть кровотечения
    • присутствует сильное внутричерепное давление
    • Во всех остальных случаях лечебная физкультура по Стрельниковой отлично подходит. Можете приступать! Подробная игровая инструкция вот в этом видео.

      Не важно гиперактивен ваш ребенок, болен чем-то из перечисленного выше или абсолютно здоров — дыхательная физкультура 100% принесет пользу. Главное, правильно её подать в игровой форме, как это делают ребятки на видео. Для этого можно включить приятную музыку из современных мультиков и предложить маленькому непоседе просто поиграть.

      yogarossia.ru

      Дыхательные упражнения от заикания

      1. Заикание
      2. Методы лечения заикания
      3. Дыхательные упражнения
      4. Речь является сложным процессом, в осуществлении которого принимает участие множество взаимосвязанных систем организма. Помимо центров головного мозга и путей передачи сигналов, связывающих их воедино, которые являются центральными регуляторами речи, а также помимо непосредственно речевого аппарата важнейшую роль в формировании речи играет дыхательная система.

        Роль дыхания в заикании

        Вполне очевидно, что существует прямая связь между функциональностью дыхательной системы и степенью выраженности заикания. Мы не будем рассматривать подробное строение этой системы, поскольку в плоскости изучения заикания нас интересуют только те ее отделы, которые отвечают за качественные характеристики вдоха и выдоха.

        Нормальная речь механически является выдохом, на который накладывается работа голосовых связок и артикуляционных мышц с одной стороны и процессы высшей нервной деятельности в виде сложной перекрестной активности речевых центров с другой. Как мы отметили в статье о типах заикания, у заикающегося часто наблюдается судорожное экспираторное или инспираторное дыхание, то есть судорогами при заикании подвергаются так же мышцы, отвечающие за осуществление вдоха и выдоха. К этим мышцам относятся:

      5. Диафрагма, находится в брюшной полости под легкими
      6. Наружные межреберные мышцы
      7. Внутренние межреберные мышцы
      8. Другие мышцы пресса, живота и груди
      9. В нормальном состоянии дыхание делится на два типа:

        • Грудной тип дыхания – большую роль играют межреберные мышцы
        • Брюшной тип дыхания – большую роль играет диафрагма

        При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

        По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

        Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый – на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй – на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

        Диафрагмальное дыхание снижает выраженность заикания

        И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха в упражнениях. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

        Дыхательная гимнастика Стрельниковой

        Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

      10. Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
      11. Не думаем о выдохе – выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
      12. Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
      13. Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
      14. Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
      15. Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять

      Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

      Выполняете серии вдохов по этим принципам – укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

      Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

      Истории от наших подписчиков

      1) Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
      1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох — через рот.
      2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
      3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает — воздух выходит наружу.
      4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

      2) Я вот заметил,я начал 2 месяца назад выполнять дыхательные упражения и я начал контролировать вдох,и говорит помедленее,как заикание уменшилось.Но тут дело еще в психологии,я вот недавно к психолог начал,реально начало помогать.Но если если каждый день выполнять дыхательные упражнения и то что просит психолог.А не так:один день сделал,другой не делаешь,на 3 день вообще забыл и потом по новой.Не знаю может другим дыхательные упражнения не помогают и психолог,но мне помогло,буду еще усерднее заниматься.

      3) Я вот неделю выполняю дыхательную гимнастику, не знаю как насчет результата, все таки прошла наделя всего, но знаю точно — это придает уверенности в себе, что ты все сможешь. Начинаешь дышать диафрагмой. Делаю не всю. В самом начале дня, когда просыпаюсь — «насос», «обними плечи», «большой маятник» — каждое по 96 раз. В конце дня, выполняю для шеи — «повороты», «ушки», «малый маятник » — каждое по 96 раз. К тому же читаю вслух каждый день книгу, у меня «Война и мир» по 2-3 главки. Уже заканчиваю 1 часть 1 тома) Только вперед!

      4) Мне в свое время помогла стрельниковская дыхательная гимнастика. Там комплекс упражнений. После того,как я стала ее выполнять,стала сама отвечать на экзаменах,сначала с сильными запинками,потом относительно нормально. Нужно бороться со страхом и потихоньку пробовать отвечать.

      5) Диафрагмальный голос — это когда при произношении воздух выдыхается из нижних отделов легких, при этом активно работает диафрагма. Такой голос снимает речевые спазмы, а к тому же снимает усталость при необходимости долго говорить. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — отличный способ развить диафрагмальный голос.

      При составлении статьи использована информация:

    • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
    • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.
    • zaikanie.info

      Лечение заикания

      Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой успешно применяется при лечении заикания. В этой гимнастике, как уже говорилось, основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, – это уметь затаить дыхание, «спрятать» его. О выдохе совершенно не нужно думать, он происходит самопроизвольно. Вот это особое свойство дыхания по Стрельниковой и оказывает помощь при заикании.

      Особенно полезны упражнения «Насос» и «Обними плечи». Их нужно делать 2 раза в день. При выполнении первого упражнения происходит автоматическое заполнение легких воздухом и, что очень важно для страдающих заиканием, нижней их части, которая у заикающихся в дыхании вообще не участвует. Второе упражнение работает на смыкание голосовых связок, восстанавливает автоматизм действия, речь начинает течь свободнее.

      Заикающимся А. Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе.

      Во время выполнения упражнения «Насос» при каждом наклоне на выдохе произносятся гласные звуки или звуковой ряд. Затем рекомендуется произносить следующие звукосочетания: «три», «тре», «тра», «тру»; «кри», «кре», «крам, „кру“; „при“, „пре“, „пра“, „пру“ и т. п.

      На следующих тренировках добавляются и другие сочетания (произвольно): «рир», «рур», «рер», «рар»; «лил», «лул», «лел», «лал»; «мим», «мум», «мем», «мам»; «нин», «нун», «нен», «нан»; «вив», «вув», «вев», «вав»; «фиф», «фуф», «феф», «фав»; «зиз», «зуз», «зез», «заз»; «жиж», «жуж», «жеж», «жаж»; «шиш», «шуш», «шеш», «шаш»; «чич», «чуч», «чеч», «чач»; «щищ», «щущ», «щещ», «щащ».

      Далее следует специальная тренировка «затаенного» дыхания: сделайте короткий вдох с наклоном, потом дыхание максимально задержите; теперь, не разгибаясь, надо вслух сосчитать до восьми. Постепенно количество произнесенных на одном выдохе «восьмерок» увеличивается.

      На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше «восьмерок». С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимися «восьмерок» сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями «Полуприседы». Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество «восьмерок» на крепко задержанном дыхании. Разумеется, этому упражнению на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

      Кроме того, выполняются специальные упражнения для постановки голоса.

      Примите удобную позу стоя, проверьте мышечную свободу шеи и плеч. Теперь слегка подтяните внутрь и вверх нижнебрюшные мышцы живота, сделайте бесшумный вдох носом, слегка расширяя нижнюю часть ребер. При правильном вдохе диафрагма не делает резких движений.

      Выдох производится медленно, при ощущении легкого давления со стороны нижнебрюшных мышц внутрь и вверх. Губы ощущают тепло выдыхаемого воздуха. Это упражнение формирует правильную опору дыхания. Его нужно делать по несколько раз в день.

      Когда упражнение 2 станет для вас привычным, а его выполнение будет доведено до автоматизма, подключите звук. Затем, делая это упражнение, произносите фразы. Следующий этап тренировки – выполнение упражнения одновременно с движениями: ходьбой, танцем, бегом.

      Специальное упражнение на контроль вдоха и выдоха.

      Приложите ладонь к середине живота, чтобы контролировать его движение во время дыхания. В другую руку возьмите пропитанный духами платочек или цветок с сильным запахом, поднесите его к лицу и носом спокойно вдыхайте аромат.

      Тем временем наблюдайте за собой в зеркало. Плечи не должны приподниматься, а верхняя часть грудной клетки пусть двигается как можно незаметнее. Потом воздух медленно выдохните сквозь зубы со звуком «ш-ш-ш» или «с-с-с». Достаточно сделать 5-6 таких вдохов и выдохов.

      Учитесь владеть голосом в полной мере. Уподобьтесь певцу.

      Приложите сложенные вместе пальцы рук к носу с двух сторон. Наберите немного воздуха, затем произнесите протяжный согласный звук «м-м-м» или «н-н-н», направляя его вверх, в полость носа. Под пальцами должна ощущаться вибрация.

      Если не получается, то попробуйте повторять в нос слова «дон-н-н» или «бом-м-м». Постарайтесь, чтобы при этом звук отозвался колебаниями также в области верхней губы и в крыльях носа.

      На следующем этапе тренировок, выдыхая воздух, начинайте протяжно произносить целые буквосочетания: «ми-ми-ми», «мо-мо-мо» или «ма-ма-ма». Именно так, распеваясь, делают певцы. Можно еще напевать «ни-на-но», «би-ба-бо». В дальнейшем, используя звуки «м» или «н», можно «напевать» носом целые мелодии.

      Учитесь опускать голос. Расширяйте его диапазон.

      Опустите голову на грудь и, прижав к ней подбородок, вместе с выдохом произносите глубоким голосом звуки «о-о-о» или «у-у-у». Звук тяните, пока хватает дыхания.

      На верхнюю часть грудной клетки положите руку, можно слегка похлопать по груди ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний.

      Учитесь пользоваться глубоким нижнереберным типом дыхания, в котором активно участвует диафрагма. Она должна так регулировать давление под голосовыми связками, чтобы им не приходилось перенапрягаться.

      Самое главное – не бойтесь говорить. Как только вы освоите дыхательную гимнастику, пройдет панический страх перед возможностью запинки в речи. Ваши легкие раскроются, ваши голосовые связки станут вас слушаться, и спазмы отступят.

      med.wikireading.ru