Методика диагностики склонности к стрессам дж Дженкинсона

Методика диагностики склонности к стрессам дж Дженкинсона

Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ: она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

Низкий показатель: склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватной самооценки и восприятия действительности. Высокий показатель: высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, адекватная самооценка и восприятие действительности.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу».

Текст опросника см. в Приложение №3.

Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953 г. Адаптирован Т. А. Немчиным в 1966 г. [33; 12 — 18].

Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Тестирование продолжается 15-30 мин.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги.

40-50 баллов рассматривается как показатель очень

15-25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;

(Адаптированный вариант методики Дж. Дженкинсона ) [33; 41 49].

Ответьте на предлагаемые ниже вопросы, используя следующие варианты ответов:

а) «да»б) «нечто среднее» в) «нет»

Менее 35 баллов — устойчивость к стрессу;

5. «Уровень субъективного контроля» (УСК)

www.winpsychology.ru

Библиографическая ссылка на статью:
Кленова М.А., Захарова Ю.С. Индивидуально-психологические особенности склонности к стрессу // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4873 (дата обращения: 08.06.2018).

В настоящее время в научных исследованиях, посвященных проблемам стресса, возрастает интерес к рассмотрению вопросов взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей с характером реакций на стресс.

Известно, что реакция человека на стрессогенное воздействие, его восприятие и оценка зависит не столько от врожденных, биологически закрепленных механизмов, сколько от совокупности свойств, черт индивида, развивающихся в процессе развития и деятельности личности в определенных окружающих ее условиях.

От индивидуально-психологических характеристик личности зависит присущая ей реактивность в той или иной ситуации. Накоплено множество значимых наблюдений о роли индивидуальности личности в результативности решения различных задач в стрессовых ситуациях.

На одно и то же воздействие стресса каждый индивид реагирует по-разному. Направленность поведения и тип реагирования в этих условиях во многом зависит от индивидуально-психологических особенностей личности, влияющих на социальные представления.

Таким образом, целью нашего исследования стало изучение влияния индивидуально-психологических особенностей личности на склонность к стрессу. Эмпирическая база исследования составила 80 человек (40 студентов в возрасте 18-20 лет и 40 работников сферы образования в возрасте 25-40 лет).

В качестве диагностического инструментария применялся комплекс психодиагностических методик: «16-факторный личностный опросник» (Р.Кеттелл); Опросник на выгорание «MBI» (К.Маслач, С.Дженкинсон, адаптация Н.Водопьянова); Методика «Диагностика склонности к стрессам» (адаптированный вариант методики Дж.Дженкинсона). Полученные результаты подверглись корреляционному анализу при помощи пакета программ SPSS 17.0.

Первоначально мы рассматривали взаимосвязи между склонностью к стрессу и характерологическими чертами по методике «16-факторный личностный опросник» Р.Кеттелла

Установлена прямая корреляционная связь между склонностью к стрессу и чертами личности: сердечность, общительность, доброта, мягкосердечность, покладистость, естественность, чуткое внимательное отношение к людям с коэффициентом корреляции r=0,223 при уровне достоверности p≤0,05. Это означает, что высокая степень проявления в характере личности человека перечисленных черт может приводить к более высокому уровню подверженности стрессу. Возможно, это связано в первую очередь с тем, что стресс в большей степени охватывает эмоциональные натуры, делая их подверженными к дезорганизированному поведению. Люди, наделенные богатством и яркостью эмоциональных проявлений, способны оказывать социальную поддержку, проявлять доверие, уважительное отношение к окружающим. Довольно часто, такие люди чутки к стрессогенным ситуациям.

Установлена прямая корреляционная связь между склонностью к стрессу уровнем интеллекта и типом мышления с коэффициентом корреляции r=0,285 при уровне достоверности p≤0,05. Следовательно, чем выше у человека уровень интеллекта, тем выше подверженность стрессу. Люди с высоким уровнем интеллекта, абстрактно и логически мыслящие способны смотреть на ситуацию в целом, адекватно оценивания ее, абстрагироваться от мелких деталей. Возможно, человек в большинстве случаев становится привязанным к стрессогенной ситуации.

Определена обратная корреляционная связь между склонностью к стрессу и самоконтролем с коэффициентом корреляции r=-0,226 при уровне достоверности p≤0,05. Следовательно, высокая степень развития самоконтроля соотносится с низкой подверженностью к стрессу. Чувства людей по поводу их способности контролировать ситуацию можно рассматривать в качестве серьезной предпосылки к стрессу. Контроль стрессовых факторов ведет к сокращению уровня стресса и активизации защитных реакций. Люди способные к самоконтролю, как правило, дисциплинированны, обязательны, с чувством собственного достоинства.

Умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение способствует развитию устойчивости к негативным факторам. Люди с внутренним источником контроля, в большинстве случаев, сталкиваясь со стрессовой ситуацией, пытаются взять над ней верх.

Выявлена взаимосвязь склонности к стрессу и составляющих профессионального выгорания. Определена прямая корреляционная связь между склонностью к стрессу и эмоциональным истощением с коэффициентом корреляции r=0,306 при уровне достоверности p≤0,05. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень эмоционального истощения, тем выше уровень подверженности к стрессу. Эмоциональное истощение проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, пониженной психической истощаемости, аффективной лабильности. Кроме того, у людей с высоким уровнем эмоционального истощения прослеживается утрата интереса и позитивных чувств. Возможно, некая неудовлетворенность собой и, в некоторых случаях, жизнью в целом. Все это часто способствуют неадекватному восприятию человеком стрессовых ситуаций. Возможно, именно, позиция пессимиста связана с нежеланием избегания стрессовых ситуаций.

Выявлена прямая корреляционная связь между склонностью к стрессу и деперсонализацией с коэффициентом корреляции r=0,233 при уровне достоверности p≤0,05. Следовательно, чем выше уровень развития деперсонализации, тем выше склонность к стрессу. Поскольку основными признаками деперсонализации являются: эмоциональнее отстранение, безразличие, формальное выполнение профессиональных обязанностей, отсутствие личностной включенности, низкий уровень сопереживания, прослеживается связь с подверженностью стрессу. Возможно, также негативное циничное отношение по отношению к людям, что, также, быть может, влияет на поведение человека при столкновении со стрессорами «лицом к лицу».

Установлена прямая корреляционная связь между склонностью к стрессу и редукцией личностных достижений с коэффициентом корреляции r=0,228 при уровне достоверности p≤0,05. Следовательно, выраженность редукции (принижения) личностных достижений способствует подверженности к стрессу. Человеку с выраженной тенденцией к негативной оценке своей значимости, компетентности и продуктивности, как правило, очень сложно оценивать ситуацию. Такие люди недовольны собой и, возможно, предъявляют к себе завышенные требования, не осознавая того, что многие из сил давления, которые они ощущают, создают они сами, а не внешняя среда. Снижение мотивации, нарастание негативизма, изоляция от окружающих, отстраненность приводит к потере возможности получить социальную поддержку со стороны близких, что в свою очередь является очень важным при столкновении со стрессом.

Таким образом, полученные результаты могут свидетельствовать о том, что индивидуально-психологические особенности личности оказывают влияние на склонность к стрессу. Нами было установлено, что более высокая склонность к стрессу характерна для испытуемых с высоким уровнем интеллекта и общительности. Кроме того, более высокий уровень самоконтроля соответствует более низкому уровню склонности к стрессу. Эмоциональное выгорание, как и предполагалось, является фактором провоцирующим формирование высокой склонности к стрессу.

psychology.snauka.ru

Контрольные работы по психологии конфликта для заочников

Контрольна робота №1

1. Понятие конфликта, его сущность и структура.

2. Типы конфликтов в организации.

Контрольна робота №2

1. Субъекты конфликта и их характеристика.

2. Способы урегулирования конфликтов в организации.

3. Провести диагностику готовности к ведениию переговоров и разрешению конфликтов.

Контрольна робота №3

1. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта.

Контрольна робота №4

1. Типы конфликтных ситуаций.

2. Социально-психологические источники конфликтов в организации.

3. Провести диагностику предрасположенности личности к конфликтному поведению (методика К. Томаса; адаптированный вариант Н. Гришиной).

Контрольна робота №5

1. Динамика конфликта.

2. Предупреждение супружеских конфликтов и их разрешение.

3. Провести адаптированный вариант теста М. Снайдера «Оценка коммуникативного контроля в общении».

Контрольна робота №6

1. Этапы и фазы конфликта.

2. Определение кризисной семьи, конфликтной семьи, проблемной семьи.

Контрольна робота №7

1. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности.

2. Девиантное поведение как фактор конфликтности в семье.

Контрольна робота №8

1. Проблема внутриличностных конфликтов во взглядах З. Фрейда.

2. Манипулятивные технологии в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе.

3. Провести диагностику уровня невротизации (методика Л. Вассермана).

Контрольна робота №9

1. Мотивационные конфликты по К.Левину.

2. Технологии общения в переговорном процессе.

3. Провести диагностику доминирующей психологической защиты в конфликтах (адаптированный вариант методики В. Бойко).

Контрольна робота №10

1. Формы проявления внутриличностных конфликтов и их симптомы.

3. Провести диагностику форм агрессивных реакций личности во фрустрирующих ситуациях (адаптированная методика А. Басса и А. Дарки).

Контрольна робота №11

1. Способы разрешения внутриличностных конфликтов и их содержание.

2. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов в организации.

3. Провести диагностику уровня конфликтности личности.

Контрольна робота №12

1. Понятие межличностного конфликта и его структура.

2. Д. Скотт и его технологии управления эмоциями.

Контрольна робота №13

1. Основные подходы в изучении межличностных конфликтов.

2. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.

3. Провести диагностику эмоциональной сферы (адаптированный вариант методики Ч. Спилбергера).

Контрольна робота №14

1. Сферы проявления межличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

2. Этапы и фазы конфликта.

Контрольна робота №15

1. Классификация межличностных конфликтов.

2. Мотивационные конфликты по К.Левину.

Контрольна робота №16

1. Психологические признаки межличностных конфликтов.

3. Провести диагностику самооценки и уверенности в себе в критических ситуациях.

Контрольна робота №17

1. Основное содержание переговорного процесса.

2. Основные тезисы теории конфликта Р. Дарендорфа.

3. Провести диагностику склонности к стрессам и конфликтам (адаптированный вариант методики Дж. Дженкинсона).

Контрольна робота №18

Модели поведения партнеров в переговорном процессе.

Провести диагностику уровня невротизации (методика Л. Вассермана).

Контрольна робота №19

Технологии общения в переговорном процессе.

Правила формулирования конфликтной ситуации.

Провести диагностику доминирующей психологической защиты в конфликтах (адаптированный вариант методики В. Бойко).

Контрольна робота №20

Д. Скотт и его технологии управления эмоциями.

Типология конфликтных личностей.

Провести диагностику форм агрессивных реакций личности во фрустрирующих ситуациях (адаптированная методика А. Басса и А. Дарки).

Контрольна робота №21

Манипулятивные технологии в переговорном процессе.

Причины и значение конструктивных конфликтов.

Провести диагностику готовности к ведениию переговоров и разрешению конфликтов.

Контрольна робота №22

Особенности тактических приемов в переговорном процессе.

Основные способы избавления от гнева по Д. Скотт.

Провести диагностику уровня конфликтности личности.

Контрольна робота №23

Девиантное поведение как фактор конфликтности в семье.

Основное содержание переговорного процесса.

Провести диагностику эмоциональной сферы (адаптированный вариант методики Ч. Спилбергера).

Контрольна робота №24

Определение кризисной семьи, конфликтной семьи, проблемной семьи.

Проблема внутриличностного конфликта во взглядах З. Фрейда.

Провести диагностику предрасположенности личности к конфликтному поведению (методика К. Томаса; адаптированный вариант Н. Гришиной).

Контрольна робота №25

Предупреждение супружеских конфликтов и их разрешение.

Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну.

Провести адаптированный вариант теста М. Снайдера «Оценка коммуникативного контроля в общении».

studfiles.net

Методика измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора)

3. Методика измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора).

Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.

Распределите карточки на две группы в зависимости от согласия или несогласия с утверждением. Время тестирования — 20-25 минут.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.

высокого уровня тревоги;

20-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне

5-15баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне;

0-5 баллов — о низком уровне тревоги.

4. Диагностика склонности к стрессам

Тест состоит из 21 вопроса. См. Приложение № 4.

Подсчитайте сумму баллов: каждый ответ « да» – 3, « нечто среднее» – 2, «нет» – 0.

От 35 до 85 баллов — норма;

Более 86 баллов — повышенная чувствительность к стрессу.

Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера (Приложение № 5). С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.

В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.

Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности — интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

Инструкция: Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним или нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак «+» (можно это сделать на отдельном листе бумаги). Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак «-«. Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.

Баллы считаются по ключу и переводятся в стены. Показатели УСК анализируются по семи шкалам и сравниваются с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

Шкала общей интернальности (Ио).

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чув­ствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.

Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.

Шкала интернальности в области достижений (Ид).

Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успе­хом преследовать свои цели в будущем.

Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счаст­ливой судьбе или помощи других людей.

Школа интернальности в области неудач (Ин).

Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообраз­ных неприятностях и страданиях.

Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).

Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.

Низкие указыва­ют на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

Шкала интернальности в области производственных отно­шении (Ип).

Высокие показатели свидетельствует и том, что че­ловек считает свои действия важным фактором организации соб­ственной производственной деятельности, складывающихся отно­шении в коллективе, своего продвижения и т.д.

Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значе­ние внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по рабо­те, везению-невезению.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими.

Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.

Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из).

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом за­висит от его действий.

Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других лю­дей, прежде всего врачей.

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

www.kazedu.kz

Опитування

30.04.2008 Психологическое обеспечение профильного образования

Профильное образование пытается совместить программы для подросткового и юношеского возраста. С одной стороны, в период школьной учебы психическое развитие еще не завершено, потому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность придется совмещать с заданиями профессионального самоопределения, свойственного юношеству и ранней взрослости.

Введение профильной учебы является одним из основных направлений модернизации образования. Основная цель профильной учебы — разгрузить школьные программы и предоставить школьникам возможность углубленного изучения тех предметов, которые их больше захватывают и будут необходимы для его последующих жизненных планов.

Принцип индивидуализации в профильных классах предусматривает:

  • длительную подготовку средствами образования к широкому выбору учениками старших классов типа профильного образования;
  • реальную возможность изменения ими профиля на любом этапе профильной учебы;
  • самостоятельное определение заданий своего базового, вариативного и профильного образования с учетом своих (и семьи) возможностей и обнаруженных способностей, изменений жизненных и профессиональных планов.
  • Задание психологического сопровождения профильного образования

    Ранняя профессионализация и специализация знаний допускает выборочную нагрузку на отдельные стороны психики ребенка. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей.

    Потому одним из важнейших заданий психологического сопровождения является мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерности развития детей и подростков.

    Сегодня ситуация сложилась так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля последующей учебы. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задания подросткового возраста возникают перед учениками в обезображенной форме.

    Например, задание формирования временной перспективы перед ребенком вообще не ставится, поскольку в большинстве случаев это задание за нее «решают» родители. В итоге не формируется временная перспектива и — как следствие — теряется учебная мотивация в данный момент. Потому одним из заданий психологического сопровождения профильной учебы является профориентация.

    Известно, что люди отличаются своими индивидуальными особенностями, значит, что они будут успешнее в определенных видах деятельности и учебы, чем другие. Это обстоятельство превратится в задание вступительной диагностики, что позволяет прогнозировать и устранять возможные трудности в учебной деятельности.

    Следовательно, психологическое сопровождение профильной учебы предусматривает три задания:

    1. мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учеников;
    2. углубленную профориентацию учеников;
    3. психологическую диагностику при отборе учеников в профильные классы.

    Мониторинг и своевременное устранение отклонений в развитии учеников

    В этом подходе к профильной учебе выходим из положения Д.Эльконина о том, что движущей силой психического развития является не форма, а содержание учебы.

    Значит, что без специальной коррекции профильная учеба может привести к однобокому психическому развитию. Для того, чтобы устранить эти нежелательные побочные эффекты, необходимо систематически отслеживать развитие старшеклассника в процессе профильной учебы.

    Для достижения этой цели используют два класса методов — тесты интеллекта и тесты достижений:

  • тесты интеллекта по большей части направлены на измерение уровня развития логических операций на основе разного интуитивно подобранного содержания,
  • тесты достижений позволяют оценить конкретные знания и навыки учеников безотносительно к уровню развития логических операций.
  • Таким образом, мы имеем отдельно диагностику развития и отдельно диагностику учебы.

    Углубленная личностно ориентированная профориентационная работа с учениками

    Профориентационная робота с учениками в профильном обучении имеет свои специфические черты. Одна из особенностей заключается в том, что большинство профильных классов уже так или иначе, свободно или вынужденно выбрали определенную специализацию учебы.

    В большинстве случаев подросток имеет уже готовый план учебы в вузе и профессионализацию. Такая форма профессионального самоопределения «извне» может привести к пассивности, потере мотивации учебы, снижению интереса к собственной личности и размытости самосознания.

    Другой крайностью является преждевременное ограничение мировоззрения и самосознания старшеклассника, связанное с узко утилитарным отношением к образованию.

    Профильная учеба эффективнее всего в тех случаях, когда нет времени на учебу в процессе работы. Для современных «короткоживущих» профессий необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе. Значит, выбор должен быть осознанным, самостоятельным.

    Имеем парадокс: с одной стороны, времени на выбор нет, из другой стороны — этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным.

    Подросток, который очутился под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без психологической помощи. Значит, профориентационная работа должна быть обязательным и значительным по времени компонентом любой профильной учебы. Причем личностно ориентированная профориентационная работа должна стать не только заданием психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса.

    Профориентационную работу стоит направить на развитие личностной активности учеников, переработку некритически усвоенных от взрослых профессиональных планов и оценок. При условии проведения такой работы профильная учеба дает возможность формировать четкий жизненный план, достичь высокого уровня профессионализма на ранних этапах становления карьеры и отвечает запросам современного общества. Практика психологического сопровождения профильных классов позволяет обобщить результаты самих разных наблюдений и экспериментов и по-новому посмотреть на современное детство и его периодизацию.

    Для методического обеспечения организации углубленной профориентационной работы областной научно-методический центр психологии и социологии образования разработал для практических психологов «Карточку профессиональной направленности», которая содержит перечень диагностик и алгоритм диагностической деятельности.

    Результаты психологического сопровождения профильных классов

    Социальная ситуация развития детей, которые учатся в профильных классах, заключается в том, что общество в лице родителей и учителей выдвигает ребенку противоречивые требования включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и иметь универсальные знания, наборы личностных черт. Остаются неисчерпанными мотивы подросткового периода, направленные на общение с одногодками.

    Эта специфическая социальная ситуация развития порождает ряд деятельностей, направленных на решение противоречия. Такими специфическими деятельностями является форсированная учеба и особенные увлечения.

    Особенные увлечения отличаются от «хобби-реакций», описанных в психиатрии А.Личко, тремя признаками: в сознании ученика они связаны с его профессионализацией; они обеспечивают тесное содержательное общение с группой одногодок, а не отрывают от него; подростки стремятся к общественно значимой реализации своего увлечения. Увлечения позволяют разрешить противоречие, заложенное в социальной ситуации детей. С одной стороны, становится возможным продолжение общения с одногодками, а с другой стороны — интенсивная учеба и профессионализация. По большей части увлечения имеют универсальный характер! Самым ярким примером является увлечение компьютером или отдельными учебными предметами — средством реализации профессий. Эта ведущая для нового векового периода деятельность приводит к возникновению новообразований. Таким уникальным новообразованием оказывается, например, псевдопрофессиональное мировоззрение, которое является особенным вариантом «чувства взрослости» и возникает внутри деятельности особенных увлечений.

    Псевдопрофессиональное мировоззрение являет собой набор стереотипов мышления, переживания и поведения, которые характерны для профессионалов определенной отрасли. Это мировоззрение отличается яркой выразительностью и становится центром личности подростка.

    Уровни допрофильной подготовки

    Центральным звеном перехода к профильной школе должна стать допрофильная подготовка выпускников основной школы.

    Основные заданиями допрофильной підготовки:

    • подготовка ученика к осознанному выбору профиля последующей учебы;
    • организация пробы выбора;
    • организация знакомства учеников с миром профессий.
    • В основной школе для учеников 8-9-х классов апробируются 4 уровня допрофильной подготовки. Рассмотрим их подробнее.

      Уровень I. Введение курсов по выбору

      Для разработки программы курса по выбору необходимо:

    • Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.
    • Определить, чем содержание курса по выбору будет отличаться от базового или профильного курса.
    • Определить тему, содержание, цель курса, его функцию в рамках профиля.
    • Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них.
    • Выяснить возможность обеспечить этот курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами. Составить список литературы для учителя и для учеников.
    • Выделить основные виды деятельности учеников, определить часть самостоятельной работы, творческой деятельности учеников при изучении курса. Если программа курса допускает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть в программе.
    • Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учениками в процессе освоения программы курса.
    • Определить критерии, которые позволяют оценить успеваемость освоения программы курса.
    • Продумать форму отчетности учеников по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и тому подобное.
    • Уровень 2. Организация проектной, исследовательской деятельности школьников

      Исследовательская деятельность учеников связана с решением учениками творческого, исследовательского задания с предварительно неизвестным решением (в отличие от практикума, который служит для иллюстрации законов природы), которое предусматривает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, выходя из принятых традиций: постановка проблемы, изучения теории, посвященной проблематике, отбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

      Проектная деятельность учеников — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учеников, имеющая цель, методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие предварительно выработанных ожиданий относительно конечного продукта деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определения заданий проекту, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создания плана, программ и организация деятельности по реализации проекта, его осмысления и рефлексию результатов деятельности).

      Проектно-исследовательская деятельность — деятельность относительно проектирования собственного исследования, которое допускает определение цели, принципов отбора методик, планирования хода исследования, ожидаемых результатов, оценка реализации исследования, необходимых ресурсов.

      Задание исследовательской деятельности в современной школе. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, срок «исследовательская деятельность учеников» приобретает другое значение. В нем уменьшается частица профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований и растет содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

      Отличия между исследовательской и проектной деятельностью. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, который устанавливает истину в результате процедуры исследования и поданный в стандартном виде.

      При этом проектная организация процесса исследования является средством установления истины, способом самого эффективного познания.

      Уровень 3. Профессиональное самоопределение старшеклассников

      Модель самоопределения (табл. 1), предложенная П.Лернером, не равнозначна «паспорту», «стандарту человека», в которых описываются некоторые наборы знаний, умений и навыков и параметры «социального характера» (Е.Фромм), что позволяет в «культурах полезности» (О.Асмолов) не только формировать «социальный заказ», но и закладывать их в фундамент проектирования районных образовательных систем, программ в конкретных учебных заведениях. Модель являет собой «пучок векторов» приобщения человека к актуальной культуре, возможных для развития в социально-экономических условиях средствами образования.

      Модель самоопределения учеников в старших профильных классах может быть реализована только по условиям:

    • консолидации усилий учеников и педагогов в принятии и осуществлении сопровождения;
    • при организации образовательного процесса существенной является постановка задания относительно освоения учениками разных типов деятельности (в частности, исследовательской и проектной), которая является ключевым условием развития универсальных компетенции и навыков;
    • при отказе от тоталитарного воспитания «по образцу» в интересах создания обогащенной образовательной среды, которая сопровождает индивидуальное развитие и самоопределение ребенка и подростка.
    • Таблица 1 — Структура модели самоопределения старших школьников

      Виды сопровождения самоопределения школьников. Сопровождение самоопределения подростков предусматривает педагогическое, психологическое и гуманитарно-социальное обеспечение. В таблице 2 указано: если сопровождать, то куда и к чему, а также поданы ситуации индивидуального самоопределения, которые нуждаются в профессиональной поддержке со стороны всех субъектов образовательной среды.

      Уровень 4. Организация работы по профессиональной ориентации учеников

      Профориентационная робота в учреждении образования — это специально организованная деятельность, направленная на предоставление ученикам психолого-педагогической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения учебы в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования.

      Элементы профориентационной работы:

      • помощь каждому школьнику в выборе направления и места последующей учебы;
      • работа по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

      В этой деятельности можно выделить несколько этапов, и на каждом из них достаточно четко вырисовывается свой «фронт работ»:

      1. Обнаруживают образовательные запросы учеников, которые заканчивают 8-й класс. На этом этапе осуществляется:

    • предоставление «образовательной карты» района, города, области;
    • предыдущая диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов будущего выбора, интересов и склонностей.
    • 2. Для девятиклассников предусматривается:

      • учеба способов выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности;
      • организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, что позволяет искать версии о склонности к направлениям образовательной деятельности в условиях профильной учебы;
      • выявление основных проблем в выборе профиля учебы.
      • 3. По окончании 9-го класса:

        • реализуются «пробы выбора профиля учебы». С этой целью целесообразно начать однодневное или двухдневное «погружение» в проблему выбора. Эта процедура должна быть предварительно предусмотренная учебным планом школы;
        • определяется соответствие возможностей школьника требованиям профиля;
        • соотносятся аргументы «за и против» определенного выбора профиля. При этом важно, чтобы в ранжировании факторов независимо принимали участие сам ученик, свои родители и учителя.

        С целью определения профессиональных намерений школьников работники социально психологической службы условно разделяют школьников на четыре категории за степенью сформированности профессиональных планов, которые можно выяснить в групповых (массовых) опросах.

        Работа с каждой отдельной категорией учеников проводится разными способами и приемами. Для проведения индивидуальных и групповых консультаций практическому психологу рекомендуется алгоритм «Карточки профессиональной направленности школьника».

        За степенью сформированности профессиональных планов определяют школьников, которые:

        1. Уже определили свое будущее призвание. Они нуждаются в том, чтобы им были указаны пути последующего получения образования, выбора учебного заведения, в котором можно получить специальность, перспективы работы. Иногда необходимо подсказать пути самовоспитания, самообразования, подготовки себя к овладению профессии.

        2. Не знают, куда идти учиться или работать, не имеют конкретных жизненных профессиональных планов. Эта категория учеников нуждается в работе по профессиональному образованию. Ознакомление с разными профессиями и специальностями помогает им определить свое будущее. В работе с учениками можно применять анкеты на выявление интересов, результаты которых могут быть первым шагом для следующего самоопределения и помогут школьникам сузить сферу выбора и сориентироваться в разнообразии профессий.

        3. Выбрали свою будущую профессию, но по определенным причинам овладение профессией или существенно ограничено для них, или совсем противопоказано (по состоянию здоровья; при наличии существенно завышенного уровня запросов, при неадекватной самооценке). Ученикам необходима работа по переориентации. Заданиям деятельности школьного психолога должно стать определение системы педагогических и психологических влияний на школьника с целью его переориентации. Переориентация предусматривает решение подростком достаточно сложного противоречия между собственным желанием, с одной стороны, и невозможностью (или ограниченностью) заниматься этой деятельностью — с другой.

        4. Выбрали сразу несколько профессий, часто противоположного характера. Эта многочисленная группа учеников характеризуется тем, что в определении своего профессионального выбора школьники ориентируются исключительно на советы и мнения товарищей и окружения, не задумываясь над своими возможностями и преимущества профессии.

        Мысли и советы бывают противоречивыми, потому профессиональное самоопределение этих учеников становится чрезвычайно сложным делом. Именно такие школьники больше всего нуждаются в помощи со стороны школьного психолога. Основной целью работы школьного психолога с учениками является не только разрешение противоречий, но и осуществление стойкого и целеустремленного профессионального выбора.

        Для того, чтобы выбор профессии был сознательным и свободным, необходимо учитывать по крайней мере три фактора: информированность (ориентирование) школьников о мире профессий, знания своих личностных возможностей, умения соотносить личностные черты с требованиями к профессии или специальности.

        Выбор профессии всегда связан с такими категориями, как возможности и потребности, интерес и цель, такими факторами, как склонности и мотивация, предвидение результатов принятых решений.

        Одной из нерешенных проблем является ранняя поэтапная профориентационная диагностика, которая учитывала бы вековые изменения мотивационной сферы ребенка (табл. 3).

        prof.osvita.org.ua