Методика обследования ребенка с умственной отсталостью

Методика определения умственной отсталости у детей

У больных с умственной отсталостью нередко бывают разные психические расстройства, но их симптомы часто видоизмененные вследствие низкого интеллектуального уровня этих больных. Следовательно, при установлении диагноза психического расстройства у детей с умственной отсталостью нами больше внимания уделяется именно поведении ребенка и его общению не только с матерью, но и с детьми и медицинским персоналом.

2. Соматический осмотр, который включает в себя и тщательное обследование у педиатра, а при необходимости и в других специалистов.

Для определения уровня развития детей дошкольного возраста используются субтеста на осуществление простых обобщений, конкретизацию понятий, пребывание общего, определения понятий, подбора аналогий, противоположностей, пребывание лишнего.

Для определения уровня развития интеллекта у детей применяется шкала Векслера, определяющим профиль специфических вербальных и невербальных способностей, а также IQ детей в возрасте от 6 до 14 лет. Для определения уровня зрительного восприятия и наглядного мышления у детей 5-10 лет используется тест возрастающей трудности (прогрессирующие матрицы Равена), относящихся к невербальных тестов и применяется для определения любого уровня речевого развития. Последнее особенно важно, если обследованию подлежат дети с речевыми нарушениями как первичного характера, так и сформированные в силу интеллектуальной и сенсорной недостаточности. Проводится также оценка решения, охватывающего самообслуживания при одевании и приеме пищи, коммуникативность, самостоятельность в выборе направления и т.д.

В работе используются методики для оценки грубой и тонкой моторики, речи, социальных навыков для детей в возрасте до 2-х лет (шкала развития Денвера), а также методики для оценки умственного и психо-моторного развития.

Обследование детей с поведенческими расстройствами проводится в форме наблюдений, в ходе которых обращается внимание на способность ребенка к социальной адаптации, а также — на любое необычное поведение. Для выявления поведенческих отклонений используется шкала адаптационного поведения, включающий оценочные шкалы для определения способностей и привычек в десяти сферах обращения.

На основании полученных диагностических данных и установленного диагноза проводится курс лечения и реабилитации разный для детей с умственной отсталостью и для детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Курс лечения детей с умственной отсталостью включает в себя медикаментозную терапию — ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, когитум, семакс, Церебрум композитум); психокоррекцийни занятия по развитию внимания, памяти и мышления, применяемых у детей с умеренной и легкой умственной отсталостью. У детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью применяются методики, направленные на улучшение социальной адаптации.

При эмоциональных и поведенческих нарушениях курс терапии включает применение седативных средств (фенибут, персен, магне-В6, ридазин), а так же психокоррекцию, направленную на стабилизацию аффективно-эмоциональной сферы (тревожность, страхи, агрессивность), морально-волевой сферы (капризность, упрямство, негативизм). Проводится консультативная работа и занятия с родителями для установления благоприятного психологического климата в семье, выдаются специальные памятки.

polechim.com

У детей с легкой умственной отсталостью частота психопатологических симптомов и синдромов существенно не отличается от аналогичных показателей у детей с нормальными умственными способностями.

У детей с тяжелой умственной отсталостью значительно чаще оказываются определенные типы патологического поведения: аутизм, гиперкинетический синдром, стереотипные движения, поедание несъедобного.

Наиболее часто умственная отсталость сочетается с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Среди детей, которые наблюдаются, наиболее часто встречаются тревожные, фобические расстройства, обсессивно-компульсивные и аутичные расстройства. Частым типичным личностным нарушениям является эмоциональная лабильность, включая вспышки раздражения, возбуждения, агрессии. Среди поведенческих нарушений часто наблюдаются гиперкинезы, стереотипии, синдром гиперактивности.

Полное обследование детей с отклонениями в умственном развитии включает несколько этапов:

1. Сбор анамнеза заболевания. Здесь уделяется внимание данным о семье ребенка, что позволяет предположить наличие возможного наследственного заболевания, а также сведения о патологии беременности, осложнениях в родах и установления сроков прохождения основных этапов развития ребенка.

3. Оценка умственных способностей и интеллекта. Эта оценка базируется на сопоставлении клинического опыта и стандартизированных методов измерения уровня интеллектуальных способностей, речевых, двигательных и социальных навыков.

Уровень психического развития детей грудного возраста определяется по 4 факторам: речь, эмоционально-социальное развитие (общение), сенсорная деятельность, моторика. В результате анализа полученных данных определяется коэффициент психического развития ребенка и рекомендуются корекционные занятия на развитие той или иной сферы.

Психическое развитие детей 1-3 года определяется по шести показателям: речь, эмоционально-социальное развитие, образовательная деятельность, навыки, умения, моторика. В дальнейшем вводится комплексный тест «Языкового развития» и оказываются индивидуально-психологические различия такие как объем словаря, кратковременная память, фонематический слух и т.д.

Обследование детей с эмоциональными расстройствами включает в себя использование различных рисуночный методик (например «Нарисуй человека», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек»). С помощью этих методик хорошо диагностируется тревожность и наличие агрессивных тенденций. Для выявления эмоциональных расстройств обращается внимание на настроение ребенка, проявление депрессии, на уровень общей тревожности, на наличие специфических страхов.

Как распознать умственную отсталость?

Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволяет выявить ее наличие, уровень интеллекта, степень выраженности психических нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий. Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов и длительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка, приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.

Естественно успех всех этих мероприятий будет зависеть от того, каков исходный уровень интеллекта ребенка, насколько точно проведена диагностика умственной отсталости, в чем причина имеющихся расстройств , насколько серьезны психические и соматические нарушения, каково окружение больного и настроенность родных и близких ребенка на длительную кропотливую работу по адаптации его в обществе.

Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы

  • Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение беременности и родов, раннее развитие ребенка)
  • Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости – неврологом, эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его соответствия средней возрастной норме
  • Консультация психиатра позволяет провести диагностику умственной отсталости, выявить наличие сопутствующих неврологических и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических расстройств, эпилепсии, энуреза, заикания и др.
  • Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических, иммуногенетических исследований
  • Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик, направленных на изучение внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, личностных особенностей, проведение психологической диагностики умственной отсталости
  • Специальные диагностические исследования (КТ, МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные исследования) для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов, неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.
  • Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллектуальных нарушений?

    1. В первые месяцы и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью, игрой. В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки, постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.

    2. У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические методики диагностики умственной отсталости у детей, как исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др. Для этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.

    3. Уровень невербального интеллекта достаточно информативно определяет методика Равена (цветные матрицы можно использовать с 4,5 лет, стандартные – с 8 лет).

    4. Методика Векслера (есть взрослый и адаптированный для детей вариант) – диагностика умственной отсталости основана на определении так называемого коэффициента интеллекта IQ (при нарушениях интеллекта этот показатель ниже 70).

    5. Тест Айзенка (с 18 лет и старше).

    6. Тесты Амтхауэра, Кеттелла и др.

    В большинстве случаев правильная диагностика умственной отсталости у детей возможна в процессе внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы жизни, а вот точная диагностика нарушений интеллекта при легкой умственной отсталости обычно возможна лишь в возрасте 5-7 лет, то есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.

    В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволит начать лечение как можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную социальную адаптацию.

    medblog.by

    Адаптированная тестовая методика диагностики устной речи детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Адаптированная тестовая методика диагностики устной речи
    детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Обследование речи имеет огромное значение в логопедической практике. Тщательная и качественная диагностика способствует адекватной оценке структуры дефекта и степени выраженности нарушений, постановке правильного логопедического заключения, адекватному выбору методики и содержания коррекционной работы.
    Необходимость создания данной методики обусловлена отсутствием тестовых материалов для обследования речи умственно отсталых детей. Существующие тестовые методики не ориентированы на обучающихся данной категории.
    Известно, что расстройства речи детей с интеллектуальными нарушениями носят стойкий характер и устраняются очень медленно, с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов. Многие методики не позволяют отследить те небольшие продвижения в речевом развитии детей, которые происходят благодаря терпеливой и упорной коррекционной работе. Тестовый характер данного логопедического обследования позволяет проводить мониторинг устной речи и отслеживать даже незначительные продвижения в речевом развитии детей, сравнивать уровень развития речи по целому ряду направлений:
    общая, мелка и артикуляционная моторика;
    звукопроизношение;
    просодия;
    слоговая структура слова;
    фонематический слух и звуко-буквенный анализ;
    импрессивная речь;
    активный словарь;
    грамматический строй речи;
    связная речь.
    Данная методика обследования устной речи детей базируется на работах Трубниковой Н.М. «Структура и содержание речевой карты», Фотековой Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», Кабановой Т.В. и Домниной О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями». Материалы для обследования представлены в виде таблицы, что в значительной степени облегчает проведение обследования и подсчет результатов. Задания для обследования в значительной степени заимствованы из речевой карты Н.М. Трубниковой, т.к. они адаптированы для детей с интеллектуальным недоразвитием.
    «Тестовая методика диагностики устной речи детей с интеллектуальным недоразвитием» включает в себя 12 основных направлений обследования речи. Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех заданий методики, равно 538. Максимально возможные баллы для каждого направления обследования представлены в таблице.
    Основные направления обследования речи Максимально возможный балл
    Исследование общей моторики 18
    Исследование мелкой моторики 36
    Исследование артикуляционной моторики 102
    Исследование фонетической стороны речи 72
    Исследование просодии 9
    Исследование слоговой структуры слова 12
    Исследование состояния функций фонематического слуха 9
    Исследование звукового анализа слова 17
    Исследование импрессивной речи 31
    Исследование активного словаря 157
    Исследование грамматического строя речи 54
    Исследование связной речи 21
    Итого 538
    1 степень успешности 49 %
    2 степень успешности 50 – 64 %
    3 степень успешности 65 – 79 %
    4 степень успешности 80 – 100 %
    Каждое направление оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 538 балл принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым воспитанником можно вычистить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 538. Аналогичным образом вычисляется процент успешности за каждое из 12 направлений обследования речи. Например, если наибольший балл за исследование общей моторики – 21, то суммарный балл, который набрал ребенок по данному направлению нужно умножить на 100 и полученный результат разделить на 21. Высчитанное таким образом процентное выражение методики соотносим затем с одной из четырех степеней успешности.
    Для того чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждого направления обследования в процентном выражении.
    Используя полученные значения, следует начертить речевой профиль в виде столбчатой диаграммы или графика.
    114300483235 Диаграмма «Речевой профиль обучающегося»
    (Бондаренко А., старшая дошкольная группа)
    На основе данных диаграммы, можно определить как наиболее несформированный, так и наиболее благополучный компонент речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу. Кроме того, сравнивая диаграммы, построенные по итогам мониторинга на начало и конец учебного года, за разные годы обучения, можно определить продвижения ребенка в речевом развитии и оценить эффективность логокоррекционной работы.

    • Adaptirovannaja testovaja metodika diagnostiki ustnoj rechi detej s umstvennoj otstalost’ju
      Размер файла: 28 kB Загрузок: 134

    educontest.net

    3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой и глубокой умственной отсталостью

    Категория детей с глубоким нарушением интеллекта весьма неоднородна, среди них большое число детей с болезнью Дауна, аутизмом, двигательными нарушениями, тяжелыми речевыми дефектами. У части детей — выраженная гидроцефалия, снижение зрения и слуха и др.; все это значительно снижает их возможности к обучению. Следовательно, тяжелая и глубокая умственная от­сталость и ограниченная обучаемость этих детей во многих случаях приводят к тому, что они выпадают из системы обучения.

    Процесс обучения тяжело и глубоко умственно отсталого ребенка должен максимально содействовать развитию его личности, что в значительной сте­пени определяется уровнем его общего психофизического развития, мотори­ки, речи, знаниями и умениями. Для оценки развития детей с умственной от­сталостью применяют методику «Социограмма», предложенную немецким педагогом и психологом доктором X. С. Гюнцбургом, которая адаптирована,

    переведена и используется в нашей стране (например в Лечебно-педагогичес­ком центре г. Пскова).

    Методика состоит из карты наблюдения и анкеты, в которую входит 181 во­прос (Приложение 1.2).

    Данная методика имеет два разных по сложности варианта. Первый вариант направлен на оценку развития наиболее простых навыков ребенка — форма PAC-S/P. В этом случае, если ребенок показывает 100% динамику по первому варианту, его переводят на следующий уровень и используют при диагностике второй вариант методики —форма РАС-1. Второй вариант направлен на оценку развития более сложных и разнообразных навыков ребенка (PAC-S/P).

    Методики имеют 4 основные сферы наблюдения развития навыков (PAC-S/P): 1) самообслуживание; 2) восприятие и речь; 3) социальная приспо­собленность (активность); 4) моторика.

    Благодаря применению методики «Социограмма» специалисты, работаю­щие с детьми, имеющими глубокие нарушения интеллекта, а также их родите­ли, могут получить значительный объем разносторонней информации об уровне развития ребенка. В нашей работе (выполнена студенткой О. О. Эгель) было исследовано 32 ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью в воз­расте?—11 лет (5 мальчиков и 10 девочек) и 12-18 лет (11 мальчиков и 6 дево­чек), воспитывающиеся в интернате № 4 г. Павловска.

    Лонгитюдное исследование проводилось в три этапа (перерывы между эта­пами составляли 6 месяцев). Вначале испытуемого настраивали на экспери­мент, демонстрируя к нему интерес, доброжелательность и выражая невербаль­ным поведением свою признательность за согласие участвовать в эксперименте.

    Рассмотрим конкретный пример результатов исследования с использова­нием методики «Социограмма» (форма PAC-S/P).

    ПРИМЕР 1______________________________________________________________Юля В., 9 лет

    Диагноз. Тяжелая умственная отсталость, детский церебральный паралич (спастическая тетраплегия). О родителях ничего неизвестно. Девочка находится в детском доме с 4,5 лет. Никто не навещает. Последние 4 месяца посещает «Детский сад» (игровую комна­ту, где с детьми занимаются психологи, аналогия детского сада).

    При первом обследовании (рис. 3) выявлено, что наиболее сформированы навыки самообслуживания: еды, санитарно-гигиенические и раздевания-одевания. Наиболее отстают в развитии сенсорно-перцептивная, эмоциональная, коммуникативная сфе­ры, а также речевые функции. Девочка лишь издает отдельные звуки и слоги, одно­сложные слова, но у нее полностью отсутствует использование речи как средства об­щения. Ребенок даже не может назвать своего имени. В разделе «Понимание речи» освоены только реакции на свое имя, простые жестовые указания (например, протя­нутые руки = иди ко мне).

    При обследовании спустя 6 месяцев интенсивной коррекционной работы с ребенком отмечается отчетливая положительная динамика в развитии сенсорной, эмоциональной и коммуникативной сфер деятельности, а также социальной активности девочки (рис. 3). Однако остаются неразвитыми активная речь в плане употребления слов со смыслом, обозначение себя «Я», использование вопросов. В пассивной речи появляются знание названий не менее 5 предметов, понимание простых распоряжений и заданий («иди сюда», «принеси кружку» и др.). Социальная активность увеличивается, ребенок начи­нает вести себя по-разному со знакомыми и незнакомыми людьми, делает попытки под­ражать в играх — «ладушки-ладушки», «полетели-полетели, на голову сели»; любит, когда

    показывают книги с картинками, начинает подражать повседневной деятельности взрос­лых (помогает подметать, накрывать на стол, варить).

    Через 12 месяцев, при III обследовании ребенка, отмечалась неравномерная динами­ка навыков развития. Общим являлось то, что все 9 сфер деятельности по сравнению с I обследованием имели положительную динамику, особенно это касалось шкал соци­альной активности, активной и пассивной речи.

    По результатам трех обследований можно сделать следующие выводы: Юля активно осваивает навыки самообслуживания: сама ест за столом без посторонней помощи, ходит в туалет на горшок, одевается и раздевается; заметно развиваются активная и пассивная речь; общие двигательные способности имеют скачкообразную динамику. Зонами ближайшего развития можно назвать социальную активность и пассивную речь. С Юлей нужно больше разговаривать, читать простые сказки и стихи, показывать книж­ки с картинками и объяснять изображения, чаще гулять, ходить в гости, то есть расши­рять сферу социальных контактов.

    Однако заметные положительные результаты даже при деятельной и интен­сивной коррекционно-обучающей работе с детьми, имеющими тяжелую и глу­бокую умственную отсталость, можно наблюдать далеко не всегда. Кроме того, даже позитивный результат может быть нестабильным и при различных, осо­бенно неблагоприятных средовых или внутренних (например, соматическое или воспалительное заболевание ребенка) факторах воздействия формирова­ние навыка приобретает регрессивный характер.

    На рис. 4 представлена круговая диаграмма по результатам методики «Со-циограмма PAC-P/S» при обучении ребенка Зои Г., 7 лет с диагнозом тяжелая

    умственная отсталость в сочетании с детским церебральным параличом (спас­тическая диплегия). У этой девочки после 1 года коррекционной работы так и не наблюдалось улучшения показателей сенсорно-перцептивных функций активной и пассивной речи. Кроме того, при III обследовании отмечалась от­рицательная динамика навыков социальной активности, активной речи и даже самообслуживания (одевания и раздевания) по сравнению с положительным результатом при II обследовании.

    Анализ экспериментальных данных по двум обследованным возрастным группам детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью при применении методики «Социограмма PAC-P/S» показал, что имеется целый ряд существен­ных различий не только индивидуальных, но и специфических для каждой груп­пы в динамике психокоррекционной работы.

    studfiles.net