Методика саморегуляции при депрессии и стрессе

Содержание:

47. Эмоциональный стресс и психическая саморегуляция.

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы.

Основное «тело» стресса составляют совокупность фрустрации, тревоги и их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями.

Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

Стресс – это эмоциональное напряжение. Нагрузка на психику, которые испытывает человек в результате внешних воздействий. Стресс не является причиной нашего болезненного состояния, это и есть само состояние, а причину, вызывающую стресс, психологи называют стрессор. Стресс – явление индивидуальное, и мы сами довольно легко приводим себя в это состояние. Возможные психологические последствия стресса

ТРЕВОГА

  • чувство, что должно произойти что-то плохое
  • постоянное беспричинное беспокойство и нервозность
  • неспособность расслабиться.
  • ДЕПРЕССИЯ

  • чувство бессилия или беспомощности
  • сонливость
  • ослабление памяти и внимания
  • Механизмы преодоления этого состояния индивидуальны и зависят от конкретной ситуации:

    Во-первых, это методика, направленная непосредственно на устранения причин стресса. Имеется в виду проблемно-ориентированная стратегия длительного действия, изменяющая либо ситуацию, либо самого человека. Вы находите причину стресса и устраняете ее. Этот метод применим лишь в том случае, когда вы точно осознаете причины, вызвавшие стресс, хотите их устранить и вас не устраивает быстрое, но временное решение проблемы, или же вы чувствуете приближение стрессового состояния и хотите себя соответствующим образом подготовить.

    Во-вторых, существуют так называемые быстрые методы, которые способны ненадолго облегчить сложившуюся ситуацию. В таком случае вы пытаетесь снизить уровень уже наступивших стрессовых реакций и стремитесь избежать усиления их. Эти методы применимы тогда, когда вы не можете (в силу тех или иных обстоятельств) устранить причину, вызвавшую стресс.

    Работа по саморегуляции для психолога необходима, возможно, в гораздо большей степени, чем для многих других профессий. Она затрагивает четыре основные сферы:

  • Эмоциональные процессы
  • Интроцепцию – телесные процессы и ощущения.
  • Когнитивные процессы
  • Поведенческую сферу.
  • Психологу необходимо работать со всеми сферами. Существует большое количество техник в различных направлениях психологии и телесно — ориентированной терапии, с помощью которых возможно снятие напряжения, негативных эмоций и ощущений. Необходимы экстереоризация – вывод внутреннего во вне (эмоции, самооценка, телесные ощущения), децентрация – смещение внимания с себя на что-либо (например на животных), кроме того существуют многочисленные техники релаксации.

    www.psyworld.ru

    Методы саморегуляции при стрессе и депрессии

    методики саморегуляции при стрессе и депрессии..doc

    Министерство образования Российской Федерации

    Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

    Высшая школа экономики и менеджмента

    По дисциплине: Безопасность жизнедеятельности

    Тема: «Методы саморегуляции при стрессе и депрессии»

    Исполнитель: Морозова Ольга Валерьевна

    студентка гр. ЭМ-122301 (104М)

    Старший преподаватель: Кусенко В.В.

    Что такое стресс и депрессия?

    Стресс – это состояние, возникающее под действием очень сильных или патологических раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов в организме человека.

    Постоянные стрессы формируют у людей нерешительность, тревожность, безразличие к работе, повышенную истощаемость.

    Депрессия — состояние психического расстройства, для которых свойственна “депрессивная триада”. Эта триада характеризуется резким снижением настроения и личностной самооценки, потерей интереса к жизни и способности переживать радостные мгновения, двигательной заторможенностью.

    Избавиться от стресса и депрессии можно с помощью саморегуляции.

    А что же такое саморегуляция?

    Саморегуляция — это управление собственным эмоциональным состоянием с помощью силы слов, мысленных образов (визуализации), расслабления мышц и управления дыханием.

    Саморегуляция снимает состояние перенапряжения, восстанавливает жизненные силы, нормализует засыпание и сон, повышает общую работоспособность.

  • быстрота усвоения
  • эффективность уже после первых занятий
  • простота обучения — овладеть методом может даже ребенок
  • универсальность — полученные знания можно использовать в самых разных областях жизни и профессиональной деятельности
  • экономия средств клиента
  • Саморегуляция дает возможность:

  • эффективно и самостоятельно бороться со стрессами
  • избавиться от тревожности, страха и депрессии
  • раскрыть внутренние ресурсы и расширить потенциал интеллекта
  • приобрести уверенность в себе и способность контролировать эмоции
  • сформировать антистрессовый образ мышления
  • повысить работоспособность, развить творческие способности
  • справиться с сексуальными дисфункциями
  • научиться за короткое время глубоко расслабляться и хорошо отдыхать
  • развить способность быстро принимать оптимальные решения в сложных — ситуациях
  • повысить качество своей жизни
  • уйти от зависимости от психологов
  • 1) Использование приемов логики
  • В процессе логического осмысления ситуации и устранения, связанных с ней отрицательных эмоций можно пользоваться несколькими приемами.
  • Снимать нервное напряжение можно, что называется, поговорив с самим собой, убедив себя в несерьезности переживаний. Психическая защита в данном случае строится на самоубеждении в том, что трудные положения воспитывают умение даже из неудачи извлекать максимум пользы. Важно четко проанализировать, что произошло, где допущена ошибка, и сразу же представить себе, какая может быть польза для будущей деятельности.
  • Очень важным является прием индивидуально значимого самоубеждения типа «Я способен к обучению», «Я все могу», «Я могу преодолеть любые страхи» и т.п. Эти самоубеждения надо обязательно тренировать, постоянно используя их как стимул в преодолении трудных ситуаций.
  • 2) Использование самоприказов
  • Любой человек может хорошо управлять собой с помощью внутренних самоприказов типа: «Ты можешь!», «Смелее!», «Учись!» «Терпи!», и т.п. Важно систематически тренировать преодоление себя с таким дополнительным самоприказом. В конечном итоге должна выработаться своего рода органическая связь между внутренней речью и действием. Самоприказ при этом обретает дополнительную силу, становится своего рода пусковым стимулом. Следует отметить, что очень удобно объединять самоприказы с формулами самоубеждения. Например: «Я ничего не боюсь! Вперед!» или «Я справлюсь с этим! Смелее!» и т.п.
  • 3) Использование образов
  • Лицам с художественным типом мышления помогает прием, основанный на «игре в кого-нибудь». Например можно представить себя в образе артиста, киногероя, каскадера. Умение мысленно представить себе образ для подражания, войти в нужную роль помогает обрести свой стиль поведения и регулировать свое состояние.
  • 4) Целенаправленное представление ситуаций
  • Умению настроиться или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних — это пляж, приятное ощущение отдыха на теплом песке после купания, у других — горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Таких ситуаций может быть очень много, но выбрать надо самую значимую, способную вызвать нужные эмоциональные переживания.
  • 5) Способы отвлечения
  • Могут быть состояния, когда к активным методам саморегуляции прибегать трудно. Нередко это бывает связано с выраженным утомлением, чувством опустошения, отчаяния. В таких случаях снять груз психического напряжения можно с помощью различных средств отвлечения в свободное время. Это может быть книга, которую перечитываешь по много раз, не теряя к ней интереса, может быть музыка, полюбившийся фильм и т.д.
  • 6) Сознательное управление мышечным тонусом
  • Мышечный тонус — один из показателей эмоционального состояния. Как правило, нерациональное нервно-психическое напряжение сочетается с ненужным напряжением мускулатуры, а это в свою очередь, еще больше увеличивает нервную нагрузку. Большое значение при этом имеет умение произвольно управлять мышечным тонусом, например, лица человека. Стоит нахмуриться, принять грустное выражение лица, как станет действительно грустно. И наоборот, улыбка способна сделать чудо. Умение улыбнуться даже в тяжелой ситуации, убрать ненужную скованность, психическую напряженность, мышечную зажатость повышает способность человека к лучшей реализации своих возможностей.
  • 7) Дыхание как средство саморегуляци
  • Дыхание занимает важное место в системе эмоционально-волевой саморегуляции. Умение правильно дышать является основой успеха в овладении методами саморегуляции. Простейшие дыхательные приемы могут успешно использоваться в ситуациях, когда необходимо быстро взять себя в руки, успокоиться или, наоборот, поднять свой тонус.
  • Важное значение для регуляции психического состояния имеет ритм дыхания. Успокаивающий ритм заключается в том, что каждый выдох делается вдвое длиннее вдоха.
  • Хорошо показывает себя такой прием, как дыхание на счет. Другой прием — задержка дыхания. В ряде случаев для того, чтобы снять острое нервное напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 с. Следующий за этим выдох и последующий повторный глубокий компенсаторный вдох будут способствовать стабилизации состояния.
  • Пользуясь этими методами саморегуляции, можно выйти из стресса или депрессии. Нельзя сразу опускать руки, необходимо с ними бороться!
  • Методы саморегуляции позволяют добиться сознательного, глубинного контроля над своей жизнью, сделав личность пластичной в плане развития необходимых качеств и свойств характера.

    myunivercity.ru

    Методика саморегуляции при депрессии и стрессе

    Согласно современным представления депрессия, — это аффективное расстройство, которое характеризуется следующим симптомокомплексом. Главным проявлением депрессивного состояния является плохое или сниженное настроение у человека. Несмотря на отсутствие явных причин разочарования в жизни, жизнь человеку кажется в «серых» оттенках и даже никчемной. Как бы выразились поэты: «У человека пропадает «вкус к жизни»». Крайним проявлением отсутствия психологической саморегуляции и глубокого депрессивного расстройства являются попытки суицида.

    Во время депрессии у человека возникает чувство отчаяния и безысходности. Многие люди пытаются самостоятельно выбраться из подобного состояния, но, отвечая на вопрос «как избавиться от депрессии?», вы должны понимать, что только человек с устоявшейся психической саморегуляцией способен на самостоятельное решение своих проблем. Как правило, депрессивные расстройства затрагивают все сферы жизни человека, которые отражаются даже на таких устоявшихся привычках, как питание и сон. Большинство людей с депрессивными расстройствами чувствуют себя ничтожными и одинокими, нередко они разочаровываются во всех своих знакомых и родственниках, которые его окружают.

    Отвечая на вопрос: «как избавиться от депрессии?» — мы должны разобраться в его причинах возникновения, в его этиологических факторах. Самые главные причины депрессивных расстройств заключаются в стрессовых состояниях, в которых человек прибывал в последнее время. Следует понимать, что в каждом индивидуальном случае стрессовые ситуации могут быть самыми различными. Для кого-то стрессовым состоянием являются ссоры или банальное изменение погоды, для кого-то стрессовыми ситуациями являются только такие потрясения, как потеря близкого человека. При этом не каждая стрессовая ситуация может привести человека к депрессивному состоянию, — многое зависит от степени психологической саморегуляции, которой он обладает при каждом конкретном случае. Срыв компенсаторных возможностей психологической саморегуляции, как правило, приводит к развитию депрессивных расстройств.

    Из вышесказанного следует, что ответ на вопрос: «как избавиться от депрессии?» — в каждом случае индивидуален. До сегодняшнего дня, достоверно не известно причин происхождения и различий уровней психологической саморегуляции у людей. По одним данным ее индивидуальность полностью связана с генетическими факторами, по другим, это многофакторные комплекс, которые зависит как от внешних, так и от внутренних факторов индивидуума.

    На данном этапе развития фармакологии, многие специалисты ошибочно считают, что депрессии поддаются лечению только с помощью лекарственных препаратов. На самом деле, мировой опыт лечения депрессий показывает, что только десять-пятнадцать процентов депрессивных расстройств нуждаются в лечении фармакологическими препаратами. Многие формы депрессии успешно лечатся методами психотерапии. Количество курсов и подходов в психотерапии, при лечении депрессии, полностью зависит от изначального уровня психологической саморегуляции у индивидуума.

    По данным специалистов Всемирной Организации Здравоохранения, практически, только генетически обусловленные депрессивные расстройства или развившиеся в результате органической патологии формы, — нуждаются в фармакологической терапии. При этом под органической патологией понимаются различного рода опухолевые процессы или черепно-мозговые травмы, полученные в результате различного рода стечения обстоятельств.

    Таким образом, мы приходим к выводу, что психологическая саморегуляция является неотъемлемой частью каждого человека. От степени ее развития и подготовленности зависит развитие многих видов психологических расстройств. На сегодняшний день существует множество различных методик развития психологической саморегуляции, одни из лучших результатов отмечаются в ходе применения методики ДФС И.Н. Калинаускаса.

    — Вернуться в оглавление раздела «неврология»

    medicalplanet.su

    Способы психической саморегуляции

    Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов ( аффирмация ), мысленных образов ( визуализация ), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

    • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
    • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
    • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
    • Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

    • смех, улыбка, юмор;
    • размышления о хорошем, приятном;
    • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
    • наблюдение за пейзажем;
    • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
    • купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
    • вдыхание свежего воздуха;
    • высказывание похвалы, комплиментов и пр.
    • Способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием

    • На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
    • На следующие четыре счета задержите дыхание.
    • Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
    • Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
    • Способы саморегуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением

    • Дышите глубоко и медленно.
    • Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).
    • Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.
    • Прочувствуйте это напряжение.
    • Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.
    • Сделайте так несколько раз.
    • Способы саморегуляции , связанные с воздействием словом

      Самоприказы

      1. Сформулируйте самоприказ.
      2. Мысленно повторите его несколько раз.
      3. Если это возможно, повторите самоприказ вслух.

      Самопрограммирование

    • «Именно сегодня у меня все получится»;
    • «Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;
    • «Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;
    • «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

    Самоодобрение (самопоощрение)

    Тренируйте мозг с удовольствием

    Похожие статьиЕщё от автора

    Природные антидепрессанты

    Метод Пеннебейкера: как помочь себе пережить кризисную ситуацию

    Обсессивно-компульсивное расстройство

    Синдром выученной беспомощности

    Пирамида Дилтса: решаем проблемы на всех уровнях

    8 Комментарии

    Психическая саморегуляция очень полезная штука в стрессовых ситуациях!

    Очень сложно бывает себя регулировать, особенно тогда, когда очень подавлен. НО, потому и живем-чтобы учиться! =)

    После прочтения, саморегуляция мне представилась как игра на фортепиано. Зная ноты можешь сыграть любую пьесу вовремя нажимая нужную клавишу. Как прекрасно когда душа поет, даже тогда когда инструмент расстроен, главное в том что ты уверен, что клавиша та, а фортепиано можно всегда настроить.

    Самый очевидный путь наладить порядок в собственной жизни — йога. Тысячи лег существования и миллионы положительных отзывов не могут появиться просто так: йога давно считается лучшим способом релаксации и обретения душевного спокойствия. Занятия требуют полной концентрации, поэтому проблемы и тревоги сами собой отходят на второй план. Важнейшая составляющая йоги — дыхательные практики. Именно они позволяют почувствовать спокойствие и умиротворение. Сосредоточившись на движениях собственного тела, его отклике на упражнения и тех чувствах, которые можно испытать во время выполнения асан, человек учится контролировать свой организм. А также стресс, боль и духовное напряжение.

    Добрый день! А вы проводите методики по саморегуляции?

    constructorus.ru

    Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. Раздел 3. Методы оптимизации функциональных состояний спортсмена при стрессе

    3.1. Стрессовые состояния спортсмена 3.1.1. Понятие стресса Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Термин «стресс» объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями

    3.1. Стрессовые состояния спортсмена

    3.1.1. Понятие стресса

    Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Термин «стресс» объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами и т. д.

    Стресс — это реакция организма на адаптацию к кризисным жизненным ситуациям. Эта реакция в первую очередь отражается на психосоматике человека. Чем сильнее стресс, тем ярче проявляется психосоматика.

    Понятие стресса было предложено Г. Селье. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например, страх, унижение, боль и многое другое организм отвечает однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.

    В своих исследованиях Г. Селье доказал, что стрессу характерны несколько стадий адаптации. Стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса.

    В первой фазе — фазе тревоги — как утверждает Г. Селье, осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Физиологическая первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д. К концу первой фазы отмечается работоспособность. Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

    Во второй фазе — фазе стабилизации или, как ее еще называют, максимально эффективной адаптации. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза — фаза истощения. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Учащается ритм сердца. Повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма.

    Вероятность возникновения стресса высока у людей с повышенным чувством тревожности, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных реакциях, известных как реакция «тревоги».

    Виды стрессов. Стрессы можно подразделить на:

    • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
    • кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
    • физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные
    • Стрессы бывают эмоционально отрицательные и эмоционально положительные.

      Да-да, такие радостные события, как свадьба или выигрыш любимой команды, тоже, по сути, факторы стресса, вызывающие бурю эмоций и выброс адреналина. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем. Известны, правда, факты, когда сильные положительные эмоции у людей со слабым здоровьем приводили к серьезным последствиям, вплоть до инсультов и инфарктов, но это все-таки случаи уникальные и мы их обсуждать не станем. Говоря «борьба со стрессом», «последствия стресса», будем иметь в виду эмоционально отрицательный тип стресса.

      Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный стресс несет более тяжелые последствия.

      Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

      Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

      Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженные отношения с коллегами и родственниками и т. п.).

      Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т. п.) Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т. п.

      Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т. п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т. п.).

      Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

      3.1.2. Психическое напряжение и перенапряжение спортсмена

      Психическое напряжение, сопровождая любую продуктивную деятельность спортсмена, возникает как в тренировке, так и в соревнованиях, но имеет разную направленность. Напряжение в тренировке связано, главным образом, с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к этому напряжению добавляется психическое напряжение, определяемое целью достижения определенного результата. Условно напряжение в тренировке называют процессуальным, а в соревновании — результативным. Обычно эти виды напряжения проявляются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей между ними, что процессуальное напряжение возникает непосредственно перед работой, а результативное может возникать задолго до соревнований. В процессуальном напряжении «работает» дальняя мотивация, ее результат отставлен в достаточно отдаленное будущее; в результативном напряжении мощно проявляет себя ближняя мотивация.

      Высокие и продолжительные напряжения, особенно в условиях монотонных тренировочных занятий, могут оказать негативное влияние на спортсмена. Современная тренировка в спорте высших достижений использует такие высокие физические нагрузки, что нередко спортсмен оказывается в состоянии повышенного психического напряжения. Само по себе психическое напряжение — фактор положительный, отражающий активацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высокую продуктивность. Однако если напряжение чрезмерно высоко, продолжительно и сопровождается страхом перед нагрузкой, плохими взаимоотношениями с окружающими, недостаточной мотивацией, неуверенностью в себе и т. п., оно перерастает в психическую напряженность, которая рассматривается уже как фактор отрицательный, поскольку связана с дисгармонией функций, избыточным и неоправданным расходом энергии, в первую очередь, нервной.

      Психическое напряжение слабой степени не оставляет последствий и исчезает через несколько дней после максимальных нагрузок. Сильное и длительное перенапряжение может иметь отрицательные последствия через недели и даже месяцы. Оно может проявляться в неблагоприятных отношениях к окружающему и в своеобразных поведенческих актах.

      Стадии психического перенапряжения: нервозность, порочная стеничность и астеничность. Существуют общие и специфические для каждой стадии признаки психического перенапряжения. Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли. Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.

      Нервозность. На этой стадии психическое перенапряжение проявляется капризностью, неустойчивостью настроения, внутренней (сдерживаемой) раздражительностью, возникновением неприятных ощущений (мышечных, интероцептивных и др.). Вначале эти признаки проявляются нечасто и выражены неярко. Когда проявляется капризность, спортсмен остается организованным, дисциплинированным, как всегда качественно выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство то заданием, то тоном обращения, то бытовыми условиями и т. д. Это проявляется в мимике и жестах, «ворчании». Такого рода капризы можно рассматривать как своеобразную адаптацию спортсмена к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Однако оставлять их без внимания нельзя. Тренер должен проявить тонкий педагогический такт в общении со спортсменом. Не следует потакать капризам, так как это создает условия для их дальнейших проявлений, но и не надо пресекать их резко, поскольку это может привести к конфликтам; умение мягко корректировать капризы помогает спортсмену сдерживать их, так как он их осознает.

      Неустойчивость настроения проявляется в быстрой смене, неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая, однако, быстро сменяется негативным отношением к окружающему.

      Внутренняя раздражительность чаще всего выражается в мимике и пантомимике, но не проявляется в поведенческих актах.

      Неприятные (иногда болезненные, но быстро проходящие) ощущения в определенной мере являются оправданием спортсмена в случае, когда он отказывается выполнять какието задания или неудачно выступает в соревнованиях. Жалобы на эти ощущения надо мягко, но неуклонно пресекать.

      Появление этих признаков психического напряжения в наиболее нагрузочные периоды тренировки можно считать закономерным. Однако они должны насторожить всех, кто общается со спортсменом, и, в первую очередь, тренера. Для нормализации психического состояния спортсмена необходимо выяснить причину повышенного напряжения, возможно, временно изменить задачи тренировки и соревнований, целенаправленно организовать досуг, использовать методы психорегуляции.

      Порочная стеничность. Ее признаки: нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.

      Нарастающая, несдерживаемая, часто неадекватная раздражительность выражается в том, что спортсмен все более и более утрачивает самообладание, проявляет гневность, направляя ее на товарищей, на тренера, на совершенно случайных людей; какое-то время он еще пытается объяснить причины своего гнева, а затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызение совести по этому поводу; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.

      Эмоциональная неустойчивость приводит к резким колебаниям работоспособности, к еще более, чем на первой стадии, выраженной неустойчивости настроения. Даже мелкие жизненные коллизии вызывают повышенную возбудимость и неадекватные реакции. Повышенная возбудимость может стабилизироваться.

      Внутреннее беспокойство и напряженное ожидание неприятностей выражается в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы, как сигнал возможного неуспеха то, что казалось раньше естественным, само собой разумеющимся.

      У некоторых спортсменов стадия порочной стеничности бывает настолько кратковременна и неярко выражена, что можно говорить о переходе первой стадии сразу в третью. Астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность. На этой стадии психического перенапряжения ставится под сомнение запланированный результат, возможность выигрыша даже у слабых противников, предсоревновательные тренировочные результаты интерпретируются в пессимистических, не предвещающих успеха тонах. Возможно появление страхов.

      Общий депрессивный фон настроения выражается в подавленности, угнетенности, заторможенности, ослаблении проявления привычных желаний, отсутствии бодрости и жизнерадостности, снижении мотивации деятельности.

      Тревожность выражается в нарушении внутреннего психического комфорта, переживании беспокойства или даже страха в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.

      Неуверенность в своих силах является следствием возникновения мыслей о несоответствии своих возможностей поставленной цели, что в крайних случаях приводит к отказу от достижения цели и уходу из спорта.

      Высокая ранимость, сенситивность выражается в том, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство в отношениях, на изменение режима тренировочных занятий, задач соревнований. Его могут раздражать резкие звуки, яркое освещение, жесткая постель и многое другое, чего раньше он не замечал. В этом случае нужен дополнительный отдых, щадящий режим.

      Знание признаков психического перенапряжения позволяет тренеру вносить коррективы в тренировочный процесс сообразно с динамикой психических состояний спортсмена. Спортсмен, в свою очередь, должен понимать необходимость пережить это состояние, так как нередко, только пройдя через него, можно надеяться на улучшение спортивных результатов.

      3.1.3. Тревога, страх, стресс

      Многозначность в понимании тревоги как психического явления связана с тем, что различные исследователи используют термин «тревога» в различных значениях. Комментируя недостаточную согласованность в описаниях тревоги, Эпштейн приводит старинную индийскую притчу: каждый из мудрых, но слепых индусов представлял слона по-своему, так как касался только определенной, ограниченной части тела животного. Достигнуть согласия в определении этого понятия гораздо труднее, чем слепцам представить слона. Достаточно сказать, что исследователи слона говорили на одном языке, а исследователи тревоги часто используют совершенно различную терминологию в своих работах.

      Основной причиной многозначности и смысловой неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся все-таки к совершенно различным понятиям. Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального или внутреннего состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активацией автономной нервной системы. Состояние тревоги (СТ) возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда, травмы, проигрыша и пр. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид.

      Термин «тревога» или, точнее, «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность (ЛТ), не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью, например, невротическая личность, склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Следовательно, индивиды с высоким уровнем тревожности более подвержены влиянию стресса и склонны переживать состояния тревоги большей интенсивности и значительно чаще, чем индивиды с низким уровнем тревожности.

      Можно еще раз подчеркнуть: исследователи тревоги едины во мнении о том, что именно стресс порождает состояние тревоги; кроме того, можно отметить все большее согласие в том, что в активации тревоги (впрочем, как и других эмоциональных состояниях) решающую роль играют когнитивные факторы, т. е. особенности восприятия, состояние ума и мышления в процессе оценивания ситуаций. Когнитивные оценки опасности, повидимому, являются первым звеном в возникновении состояния тревоги, а когнитивная переоценка определяет интенсивность таких состоянии и их устойчивость во времени. Концепция тревоги как процесса должна включать следующую последовательность компонентов: стресс — восприятие угрозы — состояние тревоги.

      Поскольку возрастание состояния тревоги переживается индивидом как неприятное, болезненное, постольку когнитивные и поведенческие реакции, включенные в это состояние, несут функцию минимизации возникающего дискомфорта. Возникший процесс тревоги сопровождается процессом переоценки стрессовых условий. Эта переоценка способствует выбору соответствующих перекрывающих механизмов, облегчающих переживание стресса, а также активации некоторых механизмов типа избегания, выводящих индивида из ситуации, вызывающей тревогу.

      Если же возможности преодолеть или избежать стресс не существует, включаются механизмы психологической защиты, функция которых состоит в уменьшении состояния тревоги. Эти механизмы: подавление, отрицание, проекция и другие — искажают восприятие стимула, вызывающего тревогу. Итак, состояние тревоги влечет за собой такую последовательность реакций: состояние тревоги — когнитивная переоценка — механизмы психологической защиты (перекрытия, подавления, вытеснения или избегания).

      Процессуальные определения страха и тревоги. Чтобы понимание тревоги как процесса стало более ясным, разберем традиционное различение страха и тревоги. Термин «страх» используется обычно для описания процесса, включающего эмоциональную реакцию, связанную с антиципацией определенного ущерба вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении индивида. Определяющей характеристикой страха является то, что интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна величине опасности, вызывающей ее. Термин же «тревога» традиционно используется для описания эмоциональной реакции, которая обычно рассматривается как «беспредметная», потому что стимулы или условия, порождающие ее, неизвестны. Особенностью тревоги является то, что интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности. Таким образом, понятия страха и тревоги относятся к эмоциональным реакциям или состояниям, которые вызываются различными процессами.

      Хотя оба понятия связаны с описанием и объяснением определенных видов эмоциональных реакций, проблема выявления и сопоставления особенностей реакций, которые характеризуют соответствующие эмоциональные состояния, до настоящего времени не привлекала достаточного внимания исследователей. Действительно, чаще всего предполагается, что состояния страха и тревоги идентичны, и возникает мнение, что основное различие между ними обусловливается источником стресса и процессами, которые их порождают. Поэтому, когда страх и тревога различаются именно таким образом, эти понятия оказываются значимыми только при применении конкретных методов, дающих информацию одновременно по эмоциональному состоянию, его источнику и когнитивным структурам, опосредующим их.

      Другие определения тревоги. Фрейд различал объективную, или предметную, тревогу и невротическую, или беспредметную, тревогу, источник которой находится скорее во внутреннем, чем во внешнем мире. Источник невротической тревоги, по Фрейду, — подавленные индивидом еще в детстве сексуальные и агрессивные влечения. Активация невротической тревоги включает следующую цепь психических проявлений: внутренние импульсы — внешняя опасность (наказание) — объективная тревога — подавление — частичная ломка от подавления — производные от внутренних импульсов — восприятие угрозы — невротическая тревога.

      Лазарус и Аверилл определяют тревогу как «эмоцию, основанную на оценке угрозы; эта оценка влечет за собой символические элементы, элементы антиципации и неопределенности… тревога возникает тогда, когда когнитивные системы затрудняют для личности полноценные отношения с внешним миром». Это определение тревоги дает нам представление о комплексном процессе, включающем: стресс, когнитивную оценку угрозы, последующую переоценку, механизмы перекрытия, преодоления стресса и эмоциональную (стрессовую) реакцию. Процесс характеризуют определенные поведенческие и физиологические проявления. Однако доминирующими являются когнитивные компоненты.

      Исследования явлений тревоги у спортсменов, несомненно, должны опираться на понимание тревоги как процесса, но сами процессуальные определения тревоги вызывают три значительные сложности. Во-первых, процесс тревоги сам по себе достаточно сложен и включает ряд компонентов. Характерно, что те процессуальные компоненты, которые представляют интерес для теоретиков, включаются в их определения, а остальные, как правило, игнорируются. Во-вторых, большие трудности встречаются при сопоставлении и интеграции результатов — исследований, основанных на процессуальных определениях тревоги, — потому что каждый исследователь в свои определения включает различные компоненты процесса тревоги. В-третьих, привычная терминология становится все менее приемлемой для описания основных компонентов тревоги как процесса. Рассмотрим эту проблему более детально.

      Тревога как процесс и состояние. Даже в тех случаях, когда исследователи включают одни и те же компоненты в процессуальные определения тревоги, они часто используют различные термины, определяющие эти компоненты. Конечно, теоретики должны иметь определенный диапазон интерпретации в определениях тревоги в рамках концепции, как это традиционно принято в психологических разработках, но все же терминологические концепции в целом должны быть предпосылкой достижения соглашения в использовании дескриптивных структур, что совершенно необходимо в исследовании явлений тревоги.

      Для иллюстрации этого положения рассмотрим термины «стресс» и «состояние тревоги». Основываясь на обширном обзоре исследований по тревоге и моторному поведению, Мартене (1971) утверждает, что психологический стресс в соответствии с концепцией Кофи и Эппли (1964) представляет собой субстанциональной синоним понятия состояния тревоги по Спилбергеру. Каррон (1971) также приравнивает стресс к состоянию тревоги, ссылаясь на работу Лазаруса с соавторами (Лазарус, 1966; Лазарус, Оптон, 1966). В контексте рассмотрения тревоги как процесса, относя стресс и состояние тревоги к одним и тем же процессуальным компонентам, оба явления можно описать в рамках одной и той же концепции; при этом для обозначения понятия достаточно будет одного термина. Но не в этом дело. В стрессе и состоянии тревоги отражается фундаментальное различие между характеристиками тревоги как эмоционального состояния и стимулами, порождающими его (стрессорами).

      При описании тревоги как процесса существенным является не только отчетливое разделение понятий стресса и состояния тревоги, но и акцентирование внимания на понятии угрозы как психологической реальности (Спилбергер, 1971). В свое время мы предложили использовать термины «стресс» и «угроза» для обозначения различных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. Понятие «стресс» должно использоваться для соотнесения с условиями стимулами, порождающими стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторноповеденческими и физиологическими изменениями. Стресс может пониматься так же как промежуточная переменная и в собирательном смысле для отображения всей сферы исследования.

      В этой статье термин «стресс» предлагается использовать для обозначения степени распространения или величины объективной опасности, связанной со свойствами раздражителя в данной ситуации. Иначе говоря, термин «стресс» должен использоваться исключительно для обозначения условий окружающей среды, которые характеризуются определенной степенью физической или психологической опасности. Эти условия могут иметь спонтанно возникающие вариации в реальных условиях, а также специально контролируемые переменные в экспериментальных условиях. Такое определение стресса, очевидно, более ограниченно, но в то же время более точно, чем то, которое используется в настоящее время.

      Ситуации, которые объективно признаются стрессовыми, большинство людей оценивают как угрожающие. Являются или не являются они таковыми для каждого отдельного индивида — это зависит только от субъективной оценки ситуации. Более того, ситуации, обычно относимые к нестрессовым, могут быть оценены субъектом как потенциально угрожающие.

      Таким образом, в противоположность понятию «стресс», отражающему объективные свойства стимулов, характеризующих ситуацию, термин «угроза» должен использоваться для описания субъективной (феноменологической) оценки индивидом ситуации как заключающей в себе физическую или психологическую опасность для него. Несомненно, оценка ситуации в качестве опасной или угрожающей будет зависеть от индивидуальных различий в способностях, умениях, свойствах личности, а также от специфики личного опыта индивида в переживании подобных ситуаций.

      Термин «состояние тревоги» должен использоваться для отражения эмоционального состояния или определенной совокупности реакций, возникающих у индивида, воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, безотносительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуации объективная опасность. Если индивид оценивает ситуацию как угрожающую, то, вероятно, он начнет переживать возрастание интенсивности состояния тревоги, представляющее собой негативное по окраске эмоциональное состояние, включающее чувство напряжения, опасения, беспокойства и сопровождаемое повышением активности автономной нервной системы. Интенсивность и длительность состояния тревоги будут определяться величиной воспринимаемой угрозы, а также уверенностью в восприятии ситуации как угрожающей. Иначе говоря, состояние тревоги спортсмена может быть определено наиболее полноценно на основе свойств составляющих его реакций.

      Измерение тревоги как состояния или личностной черты. Разные люди по-разному склонны к тревоге, т. е. восприимчивости различных видов стресса. Поэтому всеобъемлющая теория тревоги должна включать в себя и понятие тревоги как личностной черты. Индивидуальные различия по личностной тревожности выводятся из частоты и интенсивности проявлений состояния тревоги во времени. Общие критерии свойства тревожности по опроснику Тейлор (1953) — шкале тревоги ИПАТ (Кэттелл и Шейер, 1963) и шкале реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) — в большой степени коррелируют друг с другом. Эти методы предназначены для измерения склонности испытывать состояние тревоги в различных ситуациях, связанных с социальными взаимодействиями людей. Индивиды, характеризующиеся высокими показателями тревожности, более предрасположены испытывать повышение состояния тревоги в тех ситуациях, которые несут в себе угрозу для их самооценки: особенно в ситуациях межличностных отношений, в которых оценивается их личностная адекватность (Спилбергер, 1966,1971).

      Показатели предсоревновательной тревожности коррелируют с оценками общей личностной тревожности и, по-видимому, отражают специфический тип тревожности как свойства. Поскольку индивиды, характеризующиеся высокими показателями по шкале предсоревновательной тревожности, обычно ухудшают качество выполнения различных действий в ситуациях типа экзамена, можно считать, что эти шкалы измеряют индивидуальные различия в предрасположенности испытывать повышение состояния тревоги в ситуациях оценки личностной адекватности.

      В таких ситуациях индивиды с высокими показателями по шкале предэкзаменационной тревожности склонны проявлять персонализированные эгоцентричные реакции, которые создают помехи для адекватного поведения. Можно предположить, что эти «эгокритические» реакции стимулируют состояния тревоги, вызываемые, в свою очередь, высокой предсоревновательной тревожностью при действии соревновательного стресса.

      В целом ситуационно-специфические критерии тревожности как свойства являются более надежными в прогнозе возникновения и возрастания состояния тревоги в определенных видах стрессовых ситуаций, чем критерии общей личностной тревожности.

      В ряде исследований обнаружено, что предрасположенность к боязни относительно независима от тенденции к возрастанию состояния тревоги в присутствии физической опасности. Индивидуумы с невротическими синдромами характеризуются высокими показателями по личностной тревожности, но не отличаются от индивидуумов с низкими значениями по этому свойству, если оценивать их предрасположенность к угрозе физической опасности. Умеренные взаимосвязи обнаружены между показателями общей личностной тревожности и показателями, предназначенными для выявления индивидуальных различий в проявлениях тревоги в социально значимых стрессовых ситуациях (например, при публичных выступлениях или при выполнении тестов). Общим элементом, который, по-видимому, опосредует такого рода взаимосвязи, является фактор угрозы — «Я» или угроза самооценке.

      Другими важными переменными, которые должны учитываться в общей теории тревоги, являются природа и величина стресса, когнитивные компоненты, включающие оценку и повторные переоценки стрессовой ситуации как угрожающей, механизмы перекрытия, преодоления стресса, поведение избегания и механизмы психологической защиты, направленные на снижение состояния тревоги и защиту личности от угрожающих стимулов. Как отмечалось ранее, некоторые теоретики стресса рассматривают эти переменные в качестве составляющих тех фундаментальных аспектов тревоги, которые конституируют определение тревоги как процесса.

      Прогресс в исследовании тревоги в значительной степени зависит от терминологического согласия ученых, способствующего лучшему пониманию исследователями описания тревоги как процесса. Терминологический аспект связан с разработкой терминов для описания физиологического, поведенческого и феноменологического аспектов тревоги.

      3.1.4. Спортивные страхи, двигательные дисгармонии и двигательные неврозы

      Спортивная деятельность отличается рядом специфических особенностей. Она связана с:

      1. Проявлением мышечной активности в различных формах при выполнении специальных физических упражнений;
      2. Специальной систематической тренировкой, в процессе которой усваиваются и совершенствуются определенные двигательные навыки и развиваются необходимые для занятий данным видом спорта физические качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость движений) и волевые черты характера (смелость, решительность, инициативность, воля к победе и др.);
      3. Достижением наивысших результатов в определенном виде физических упражнений;
      4. Спортивной борьбой, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований, являющихся, как и систематическая тренировка, обязательной составной частью спортивной деятельности;
      5. Психологическими нагрузками в стрессовых ситуациях (предстартовая лихорадка, соревновательные страхи, переживание поражения)
      6. Привычка мгновенно преодолевать любые отрицательные эмоции должна воспитываться с самых первых шагов их тренировочной и соревновательной деятельности. Цель — формирование ощущения уверенности.

        Поэтому после любой неудачи, даже допустив грубую ошибку при выполнении какоголибо движения, необходимо сразу же сказать самому себе: «Ничего страшного! Все равно преодолею! Все равно буду делать правильно. Делать на отлично!». Только такая уверенность в своих силах, мгновенно противопоставленная неожиданно возникшему чувству страха, позволит затушить его.

        К сожалению, далеко не всегда спортсменам удается самим правильно разобраться в причинах возникновения двигательных дисгармоний или невроза. Ведь даже опытные тренеры нередко обнаруживают свою некомпетентность в решении этих вопросов.

        Дело в том, что в момент совершения того или иного неточного движения нередко возникает чувство опасения: вдруг ошибка повторится, вдруг не смогу выполнить нужное движение хорошо? В одних случаях такое опасение субъективно даже не замечается, в других оно становится частой помехой, но может перерасти в чувство отчетливого страха. Особенно легко страх возникает, когда выполнение того или иного элемента спортивной техники связано с риском получения травмы. Например, при завершении соскока с перекладины у гимнастов, прыжке на лыжах с трамплина, или в воду с 10-метровой вышки, или при атакующих и защитных действиях в любом виде единоборств и т. д. Страх нередко появляется и в тех случаях, когда крайне необходимо показать высокий результат, но нет уверенности, что он будет достигнут.

        В редчайших случаях страх помогает соревнующимся делать свое дело успешно. Как правило, он мешает, сковывает спортсменов. А вредит он тем, кто не защищен прочным чувством уверенности. Лишь высокая уверенность в самом себе дает силы, препятствующие разрушающему воздействию страха. Когда же нет спасительной уверенности в том, что удастся все преодолеть, нередко начинает формироваться своеобразный психофизический феномен, имя которому — «порочный круг». Суть его в том, что страх перед неудачей мешает чаще всего выполнить хорошо нужное действие (например, штрафной бросок в баскетболе), а плохо выполненное движение невольно усиливает чувство страха, что ошибка может повториться. Усилившийся страх способствует повторению ошибки, которая еще более закрепляет чувство страха перед данным элементом спортивной техники.

        Так, постепенно формируясь, замыкается «порочный круг», а спортсмены, оказываются в его плену. Подобные нарушения, проявляющиеся в том, что человек теряет способность выполнять качественно те или иные движения, формируют «двигательный невроз».

        Невроз — это функциональное расстройство психофизической деятельности, которое развивается после воздействия на нервнопсихическую сферу каких-либо вредных факторов (например, эмоциональное потрясение, сильное переутомление и т. п.). При неврозах не происходит гибели нервных клеток головного мозга, они лишь начинают плохо функционировать. Поэтому невротические отклонения от нормы обратимы, то есть могут быть ликвидированы. А скорость возвращения к норме зависит от тяжести невроза, особенностей личности спортсмена и мастерства специалиста, взявшегося ликвидировать невроз.

        У людей спорта двигательные неврозы очень часто имеют весьма характерную особенность — спортсмены не испытывают чувства страха, уверяют, что ничего не боятся, и просто недоумевают, почему не могут хорошо выполнить то, что еще недавно делали вполне успешно. Или объясняют свои неудачи различными внешними обстоятельствами, например, такими, как плохие отношения с тренером, некачественная амуниция, несправедливое судейство и т. п. Следовательно, страх при двигательных неврозах у спортсменов уходит в глубины подсознания и проявляется неожиданно, особенно в условиях высокозначимых состязаний, буквально «ломая» соревнующегося. В обычной же жизни такие спортсмены вполне справляются со своими повседневными обязанностями — успешно учатся или работают, не предъявляют жалоб на свое нервно-психическое состояние, то есть чувствуют себя вполне здоровыми.

        Тяжелые двигательные неврозы, лишающие спортсменов возможности заниматься своим делом, встречаются сравнительно редко. Но мелкие погрешности в движениях (так называемые «двигательные дисгармонии») наблюдаются весьма часто. И неизвестно, пройдут ли они сами по себе, будут ли ликвидированы благодаря помощи тренера или другого специалиста или в какой-то несчастливый день перейдут в выраженный двигательный невроз со всеми тяжкими последствиями. Вот почему так важно как можно скорее работать со страхами спортсмена.

        3.1.5. Стресс соревнования

        Интенсивность и точность как источник стресса. Проявление максимальных физических усилий связано с различной степенью психической нагрузки. Максимальное приложение силы или проявление выносливости требует значительных затрат нервно-психической энергии. С помощью приведенной ниже шкалы различные виды спорта можно сравнивать по величине усилий, которые затрачивает спортсмен в процессе деятельности.

        Простое целостное усилие, требующее преимущественного проявления силы. В качестве примеров можно привести толкание ядра, броски на дальность в бейсболе, удары в боксе и броски в борьбе.

        Простое целостное усилие, требующее преимущественного проявления выносливости. Вопреки широко распространенному мнению, в спорте редко встречаются двигательные задачи, требующие «чистой» выносливости, поскольку это потребовало бы от спортсмена бега до изнеможения или многократных действий до отказа. Однако плавание и различные виды бега все же требуют от спортсмена длительных усилий. Правда, в этих видах решаются довольно несложные двигательные задачи. В качестве примеров можно привести плавание на 1500 м и бег на 5000 м и более, включая и марафон.

        Отдельные умеренно сложные усилия, требующие проявления силы. В ряде достаточно сложных технически видов спорта спортсмену приходится также проявлять максимум скорости, мощности и силы. К таким видам спорта относятся метание диска и молота, тяжелоатлетическое многоборье, удары в боксе, захваты и броски в борьбе.

        Сложнокоординированные движения и навыки, где требования к проявлению мощности, скорости и выносливости сведены к минимуму. Сюда относятся ритмическая гимнастика, теннис, бадминтон (за исключением длительных матчей), бокс с укороченными раундами и другие виды спорта, которые требуют от участников высокого мастерства.

        Максимальная точность и силовая выносливость. Во многих видах спорта для успешного выступления требуется высокая степень владения сложными двигательными навыками и максимальное проявление мощности и выносливости. В качестве примера можно привести спортивные игры (европейский и американский футбол, регби), в которых действия игроков достаточно сложны, требуют проявления мощности и силы, а если игра достаточно напряженная и длительная, то и выносливости. В этих видах спорта участники испытывают действие стресса, связанного с необходимостью приложения максимума усилий и выполнения точности ударов.

        Уровень переживаемого стресса, связанного с физическим усилием и точностью выполнения движений, можно представить в виде шкалы:

        bmsi.ru