Методика выявления стресса

Содержание:

Стресса Методика «Шкала психологического стресса psm-25»17

Инструкция.Дайте оценку вашему общему состоянию. После каждого высказывания обведите число от 1 до 8, которое наиболее четко выражает ваше состояние в последние дни (4-5 дней). Здесь нет неправильных или ошибочных ответов.

2 — крайне редко;

Шкала психологического стресса PSM-25

1. Я напряжен и взволнован (взвинчен)

2. У меня ком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту

3. Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени

4. Я проглатываю пищу или забываю поесть

5. Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются

6. Я чувствую себя одиноким, изолированным и непонятым

7. Я страдаю от физического недомогания; у меня болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке

8. Я поглощен мыслями, измучен или обеспокоен

9. Меня внезапно бросает то в жар, то в холод

10. Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить

11. Я легко могу заплакать

12. Я чувствую себя уставшим

13. Я крепко стискиваю зубы

17 Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова — СПб., 2005. — 258 с.

Окончание табл. 2.1

14. Я не спокоен

15. Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание

16.Я имею проблемы с пищеварением и с кишечником (боли, колики, расстройства или запоры)

17. Я взволнован, обеспокоен или смущен

18.Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляет меня вздрагивать

19. Мне необходимо более чем полчаса для того, чтобы уснуть

20.Я сбит столку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, и я не могу сконцентрировать внимание

21.У меня усталый вид; мешки или круги под глазами

22. Я чувствую тяжесть на своих плечах

23.Я встревожен. Мне необходимо постоянно двигаться; я не могу устоять на одном месте

24. Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроения или жесты

Обработка методики и интерпретация результата.Подсчитайте сумму баллов по всем вопросам. Чем она больше, тем выше уровень вашего стресса. Шкала оценок:

меньше 99 баллов — низкий уровень стресса;

100-125 баллов — средний уровень стресса;

больше 125 баллов — высокий уровень стресса.

studfiles.net

Психологические тесты (бланковые и проективные)

Психологические тесты (бланковые и проективные)

В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих субъективно оцененный уровень стресса, а также сопутствующих негативных эмоциональных переживаний – тревоги, страха, агрессии и т. д. @@@@@1#####. При оценке стресса исследователи часто измеряют уровень тревожности, и здесь подходы разных авторов существенно различаются. В одних тестах учитываются только субъективные компоненты тревоги, в других – ее вегетативные проявления. К сожалению, в ряде клинических тестов не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет выявление связей между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности и физиологическими проявлениями.

Например, шкала Гамильтона неразделяет симпатическиеи парасимпатические проявления тревоги; в ней рядом стоят такие противоположные по механизму явления, как покраснение кожных покровов и бледность кожных покровов.

По шкале Цунга, предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт «У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения» (активация симпатической системы) стоит рядом с пунктом «У меня бывают приступы слабости» (активация парасимпатической системы).

В психологии традиционно принято выделять два типа тревожности:

1) личностную (тревожность как более или менее устойчивая черта личности);

2) ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию).

Для измерения индивидуальных различий в тревожности Тейлор был разработан специальный тест по определению уровня личностной тревожности («шкала тревоги», MAS). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергер создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй – как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возможной неудачи, может рассматриваться как приспособительный механизм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожность», в то время как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Многочисленные наблюдения показывают, что под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко– и слаботревожными людьми проявляются резче.

Следует отметить, что методика Спилбергера не достаточно объективно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревожность экспериментатору. Как отмечали некоторые исследователи, иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете». Тем не менее на данный момент именно опросник Спилбергера чаще всего используется для оценки выраженности тревоги при психологическом стрессе.

Согласно результатам собственных исследований автора, средний уровень ситуативной тревожности у студентов, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 40 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 57 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (рис. 16). Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов – на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким @@@@@11#####. Согласно предложению других авторов, выделяется четвертая категории лиц, обладающих «сверхвысоким» уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов @@@@@5#####. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптоматика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым невротическим реакциям).

Рис. 16. Частотная диаграмма распределении показателей ситуативной тревожности у студентов в норме и в состоянии экзаменационного стресса.

В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уровнем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) имели средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22,4%, с низкими – 16%, имеющих сверхвысокую тревожность – 0,7% (рис. 17, а).

В то же время в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюдались студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уровнем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8,6% – сверхвысокие уровни ситуативной тревожности (рис. 17, б).

Рис. 17. Доля низко-, средне– и высокотревожных людей в исследуемой популяции в норме (а) и в ситуации экзаменационного стресса (б).

Помимо традиционных измерений тревожности как личностной черты в последнее время наметилась тенденция к выявлению скрытой или явной причины этой тревожности, которая реализуется в виде конкретных страхов (объектов тревоги).

Как выяснилось, у каждого человека имеется индивидуальная иерархическая структура страхов личности, которая определяет, на какие воздействия в первую очередь у человека развивается психологический стресс @@@@@4#####. Для определения этой структуры был создан опросник, выявляющий систему актуальных страхов личности – ОАС @@@@@18#####. В группе здоровых испытуемых средний интегральный показатель страхов (ИПС), вычисляемый по опроснику ОАС, для мужчин равнялся 77,9 + 4,7 балла, для женщин – 104,0 + 2,5 балла (р 0,10), однако показывала тесную корреляцию с уровнем ситуативной тревожности, измеренной во время эмоционального стресса (r = 0,47; р

Похожие главы из других книг

8. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик

8. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистских

13. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики

13. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики Бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого в

Тесты Вы закончили изучение авиационной части. Перед тем как мы с вами перейдем к психологической части книги, ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Пометьте карандашом, соответствуют ли истине следующие утверждения.1. Самолеты постоянно падают с высоты 10–11

Приложение Психологические тесты

Приложение Психологические тесты Гордыняа) Пройдите тест на выраженность у вас греха гордыни. Читайте утверждения и отмечайте справа те варианты, которые в наибольшей степени соответствуют вашей личности. Над ответами долго не раздумывайте и отмечайте то, что первым

Проективные рисуночные тесты в работе практического и клинического психолога

Проективные рисуночные тесты в работе практического и клинического психолога Подъем интереса к рисуночным тестам особенно возрос после выхода монографий Mahover (1949) и Buck (1948). Среди психологов-практиков проективные рисуночные методики приобрели большую популярность в

О. Т. Мельникова, Н.В. Шевнина Проективные методики в качественном исследовании трудовой мотивации

О. Т. Мельникова, Н.В. Шевнина Проективные методики в качественном исследовании трудовой мотивации Исследования, посвященные выявлению трудовой мотивации, давно стали обычными во многих организациях. Руководители компаний, специалисты по управлению персоналом

2. Проективные методы диагностики и терапии

2. Проективные методы диагностики и терапии Проективные методы диагностикиНевербальные семантические шкалыВсякое искусство несет в себе символическую функцию. Искусство представляет собою проекцию внутреннего бытия человека вовне, удовлетворение его «внутренней

Глава 3 Психологические рисуночные и цветовые тесты для здоровья и успеха

Глава 3 Психологические рисуночные и цветовые тесты для здоровья и успеха Цветовой личностный тест Макса Люшера Для определения своего психологического состояния можно воспользоваться восьмицветовым (быстрым) тестом Макса Люшера. В настоящее время трудно себе

Тесты для жен

Тесты для жен Тест № 1. Какие у вас с мужем отношения? 1. Делится ли ваш супруг своими личными тайнами с вами?а) да;б) редко;в) я не хочу знать лишнего.2. Как ваш муж предпочитает снимать стресс?а) обсуждает свои проблемы с вами на кухней за бокалом вина;б) выпивает с

Психологические тесты

Психологические тесты 1. Тест Айзенка (характер, эмоциональная устойчивость, тип личности)Опросник, публикуемый здесь как образец психологического теста, составлен английскими психологами Г. Айзенком и С. Айзенк в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест

Тесты Для определения, достойна ли некая измерительная операция называться тестом, не существует общепринятых критериев. В том смысле, в котором данный термин употребляется здесь, это измерительный инструмент, выполняющий функцию оценки ряда важнейших психологических

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Приложение. Психологические тесты

Тесты, тесты…

Тесты, тесты… Будучи учеником средней школы, я проваливал все тесты, которые мне приходилось сдавать. Проблема тестирования беспокоила меня беспредельно. Один лишь вид школьного психолога, входящего в классную комнату с намерением предложить группе очередной IQ-тест,

Тесты ТЕСТ 1 Посчитайте, сколько лет вы проживетеАмериканские психологи Роджер Аллен и Шерон Линди разработали тест для определения вероятной продолжительности предстоящей жизни.Для того чтобы сориентироваться в своих перспективах, следует к исходным цифрам: 70 лет

psy.wikireading.ru

Диагностика устойчивости к стрессу: что такое стресс и способы определения стрессоустойчивости

Самое главное условие полноценной жизнедеятельности – крепкое здоровье, как физическое, так и психическое. На работоспособность влияет множество факторов, среди которых выделяется психоустойчивость к стрессовым моментам. Для ее определения используется диагностика устойчивости к стрессу.

Что такое стресс?

Любой процесс адаптации человека неотрывно связан с такими понятиями, как стресс и эмоциональное напряжение. Основоположником учения о стрессах является знаменитый психолог Ганс Селье, он определил стресс как реакцию организма на раздражители, которая состоит из определенных стадий.

  1. Тревожное состояние. Это первая непосредственная реакция на раздражители.
  2. Стадия резистентности. Это попытка организма адаптироваться к изменениям.
  3. Истощение. Эта последняя стадия стресса, которая означает нарушение процесса адаптации.

Диагностика стресса

Психический стресс можно распознать по определенным признакам. Напряженное состояние вызывается взаимодействием организма с окружающей средой.

Порой, оказываемое влияние очень сильное и организм не справляется с нагрузкой. Это приводит к нарушению адаптивной реакции, что влечет к изменениям в эндокринной системе человека.

Если человек сам не справляется с ситуацией, ему требуется помощь психолога, который может провести тренинг на стрессоустойчивость и указать методики, помогающие повысить адаптивные способности.

Причины и этапы проявления стресса

Стресс возникает от ощущения какой-либо угрозы, часто неопределенной, при этом восприятие это чисто субъективное. Поэтому в большей степени появление стрессового состояния и степень его сложности зависит от особенностей личности. Идентичные условия разные люди могут воспринимать по-разному.

Тревога и стресс

Тревога в данном случае является важным элементом стрессоустойчивости, она охраняет и мотивирует организм на защиту. При ее возникновении усиливаются поведенческие реакции, включается механизм адаптации. Существуют несколько элементов тревожного ряда, который представляет собой вхождение в стрессовую ситуацию.

Начинается все с внутреннего ощущения напряженности, которое создает психологический дискомфорт, затем, по мере нарастания, тревога переходит в страх, а заканчивается реакция тревожно-боязливым возбуждением.

Важно определить уровень стрессоустойчивости человека. Для этого применяется методика определения стресса и стрессоустойчивости. Формирование психологической устойчивости к стрессам – основополагающий этап социальной стабильности. Нагрузки с каждым днем становятся все больше, это приводит к повышению эмоционального напряжения.

Определение уровня стресса и устойчивости к нему

Диагностика стрессоустойчивости производится на этапе определения социальной адаптации личности. Суть этого процесса состоит в том, что определяются психофизические нагрузки, которые человек способен переносить без урона для своего организма, здоровья. Проблема состоит в том, что стрессоустойчивость в психологии плохо поддается корректировке, поскольку реакция на стресс у каждого индивидуальная.

В данном случае проще и эффективнее контролировать и менять источники стресса и поведение после его воздействия.

Социальная адаптация играет важную роль, она показывает возможности активного приспособления индивидуума к окружению. Большое значение имеет адаптационный потенциал, который являет собой скрытые возможности человека приспосабливаться к новым и изменяющимся условиям. Он в свою очередь связан с адаптивной подготовкой – потенциалом человека, который накапливается со временем.

Диагностика по Шрайнеру

Адаптивный потенциал снижается в процессе воздействия на человека различных негативных факторов социального окружения, стрессогенных событий, трудностей, болезней, длительного нахождения в экстремальных условиях, угрожающих здоровью и жизни. Снижение адаптационного потенциала приводит к дезадаптации человека. Это является прямой причиной возникновения заболеваний.

Американскими учеными были проведены исследования, они показали, что любое стрессогенное событие в жизни человека оказывает влияние на его здоровье тем или иным образом. Это касается и значимых событий в жизни человека. На их основании доктора составили тест, по которому можно определить какое количество баллов «стоит» каждое событие, происходящее в жизни человека. Баллы присвоены в зависимости от уровня воздействия каждого события на здоровья, его стрессогенности.

Методика определения стрессоустойчивости позволяет установить степень адаптации конкретного индивидуума. Для применения этой таблицы стоит перечислить все события, произошедшие за последний год жизни, которые так или иначе повлияли на человека. Если событие повторялось не единожды, количество баллов, присвоенных фактору, следует умножить на количество повторов.

  • Смерть близких набирает максимальное количество — 100 баллов
  • Расторжение брака – 73
  • Разрыв отношений, размолвка – 65
  • Тюрьма – 63 балла
  • Смерть родственника – 63
  • Заболевание, травма – 53
  • Бракосочетание – 50
  • Уход с работы – 47
  • Примирение с любимым человеком – 45
  • Уход на пенсию – 45
  • Заболевание близкого человека – 44
  • Ожидание ребенка (для мужчины) – 40
  • Размолвки и недопонимание с противоположным полом – 39
  • Появление нового члена семьи – 39
  • Изменения на работе – 39
  • Увеличение или снижение зарплаты – 38
  • Уход из жизни друга – 37
  • Смена места или профиля деятельности – 36
  • Увеличение конфликтных ситуаций в семье – 35
  • Большие кредиты, займы, ипотеки– 31
  • Окончание кредитных договоров, появление новых долгов – 30
  • Карьерный рост – 29
  • Дети уезжают (съезжают), чтобы жить отдельно – 29
  • Напряженные отношения с родственниками со стороны супруга (супруги) – 29
  • Отличающееся достижения в личном плане – 28
  • Смена рабочего статуса члена семьи (супруги, супруга) – 26
  • Поступление на учебу в учебное заведение, окончание учебы – 26
  • Изменение привычных условий проживания – 25
  • Смена привычек, кардинальное изменение стереотипов поведения – 24
  • Конфликтные события на работе, в том числе с руководством – 23
  • Изменение рабочего графика, количества рабочего времени – 20
  • Переезд – 20
  • Перевод в другое учебное заведение – 20
  • Новые привычки, хобби, места отдыха – 19
  • Смена вероисповедания – 19
  • Смена социального положения – 18
  • Кредит для приобретения бытовой техники и иных некрупных вещей – 17
  • Нарушения сна – 16
  • Изменение в общении с близкими людьми, родственниками, начало совместного проживания – 15
  • Изменение питания (привычного режима, рациона, диеты и переход на другую пищу) – 15
  • Уход в отпуск – 13
  • Значимые праздники для человека, семьи, общества – 12
  • Мелкие правонарушения, повлекшие штрафные санкции – 11
  • На основании полученных результатов определяется уровень сопротивляемости стрессу.

    Если человек набрал менее 150 баллов, то его сопротивляемость к стрессогенным факторам большая, показатель 150-200 баллов показывает высокие возможности стрессоустойчивости, 201-300 баллов – пороговая степень. Если количество баллов превышает 300, следует бить тревогу, поскольку человек находится под воздействием большого количества стрессогенных факторов. Эта ситуация говорит о том, что необходимо срочно предпринимать усилия для ликвидации стресса. В противном случае возможно появление психосоматического заболевания на фоне нервного истощения.

    Для улучшения психического здоровья необходимо минимизировать конфликты мотивов, убрать сомнения, которые мешают развитию личности и повышают неуверенность в себе. Важно изучать особенности своей психики, совершенствоваться самим и улучшать взаимодействие с окружающим миром. Это позволит с меньшими потерями переносить стрессовые ситуации.

    stressamnet.ru

    5 ПРОЕКТИВНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ СТРЕССА

    Гиллиам Блейк: «То, что сейчас уже доказано, когда было только в воображении»

    Ежедневно каждый из нас сталкивается таким эмоциональным фактором, как стресс и напряжение. Два этих состояния часто мешают нам выполнять продуктивно нашу работу, а так же если вовремя не диагностировать нанести, серьезный удар и по здоровью. Например, люди, которые постоянно находятся в стрессовой ситуации, подвержены таким заболеваниям как: сердечно-сосудистые заболевания, артериальную гипертонию, инфаркт, язву, колит, болезнь Крона, астму, различные дерматиты, экзему, поскольку стресс ослабляет иммунитет.

    В этом и заключается основная задача данной статьи «Помочь людям определить свой уровень стресса и напряжения, затрачивая минимальное количество подручных средств и времени». Конечно, многим довольно просто определить свое состояние, а некоторым даже понять, что послужило его «катализатором». Но данная статья относится к той части аудитории, которые сталкиваются с проблемой определения стресса и напряженного состояния, для них подборка действенных методик по определению эмоционального фона, которые можно использовать в проективном ключе. Эти методики не заменяют основное психодиагностическое средство «Стресс-аудит», а скорее дополняют.

    Конечно, как говорилось выше, не всем нужны психодиагностические методы для выяснения своего состояния на данный момент времени, достаточно будет лишь обратить внимание на свое поведение, определенные показатели, например:

  • Бессонница. Людям сложно «отключить» свой мозг, когда в голове вы постоянно прокручиваете разные не совсем приятные мысли или события
  • Хроническая усталость. Ощущение полного безразличия к событиям в вашей жизни, желание укрыться под уютным пледом и остаться наедине с собой.
  • Отсутствие аппетита. Люди, у которых от стресса пропадает аппетит, и они начинают худеть, поскольку биологические реакции, которые провоцирует стресс, потребляют много энергии.
  • Повышенная раздражительность. Мелкие бытовые раздражители и неудачи вызывают слишком яростную и злобную реакцию, что может подпортить ваши отношения с семьей или близкими друзьями.
  • Если вы все же неуверенны относительно своего состояния, то предлагаю пройти вам упрощенные методики для обобщения знаний о своем состоянии, которые представлены ниже. Но в случае, если ни одна методика не дала вам убедительного ответа, то стоит обратиться к специалисту.

    1.»ДОМ — ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК» Дж.Бак,Тест «Дом.Дерево.Человек» (ДДЧ),1948г

    Данная методика нацелена на оценку агрессивности и других видов нарушений поведения, таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

    Выполнение данной методики не составит труда ни при проведении, ни при интерпретации.

  • Инструкция. Вам понадобиться лист А4, карандаши, ластик и немного терпения. На бумаге рисуете дом, дерево и человека.
  • Интерпретация. Анализ состояния мы делаем на основе наших рисунков, при интерпретации учитываются различные детали, например, порядок, штриховка, расположение объектов и многое другое. В данной интерпретации мы сделали акцент наиболее значимые для определения уровня агрессии, стресса и напряженного состояния, но при желании можно полностью проанализировать свое «творчества».
  • Так же при интерпретации стоит прислушиваться к своему состоянию, то есть понаблюдать за собой, делая пометки о своем состоянии.

    ДОМ

    «Дом старый, развалившийся – иногда субъект, таким образом может выразить отношение к самому себе.

    Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).

    Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

    Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

    Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

    Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.

    Двери (одна или несколько), задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание.

    Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

    Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

    Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

    Окна без стекол – враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.

    Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация.

    Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.

    Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

    ЧЕЛОВЕК

    Нечеткая голова – застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.

    Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.

    Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

    Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

    Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

    Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

    Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

    Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

    Глаза выпучены – грубость, черствость.

    Глаза маленькие– погруженность в себя.

    Подведенные глаза – грубость, черствость.

    Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

    Ноздри – примитивная агрессия.

    Зубы четко нарисованы – агрессивность.

    Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.

    Выражение лица подобострастное – незащищенность.

    Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

    Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.

    Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.

    Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

    Руки сильные – агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого.

    Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.

    Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.

    Пальцы длинные – скрытая агрессия.

    Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест.

    Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест.

    Кулаки далеко от тела – открытый протест.

    Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность.

    Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия.

    Голова в профиль, тело анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

    Человек, изображенный бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо.

    Человек в слепом бегстве – возможны панические страхи.

    Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.

    Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

    Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.

    Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.

    Штриховка от себя – агрессия, экстраверсия.

    Стирания – тревожность, опасливость.

    Частые стирания – нерешительность, недовольство собой.

    Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.

    ДЕРЕВО

    Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

    Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

    «Вермишель» – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость»

    2.»РУКИ» (HAND TEST)Вагнер Э. Тест «Руки», 1961г

    Только посмотрев на тест, можно догадаться, что данная методика, нацеленная на определение уровня агрессии. Для упрощения интерпретации вам следует обращать внимание на свои ассоциации, а лучше и записать, чтобы можно было в дальнейшем проанализировать. Такая интерпретация не займет много времени, а вы сможете услышать тревожные «звоночки» вашего агрессивного состояния.

  • Инструкция. Единственное, что нужно сделать — внимательно рассмотреть предлагаемые Вам изображения и сказать, что, по Вашему мнению, делает эта рука?
  • Интерпретация. Записав ответы, стоит выяснить общую направленность движений рук, например, рука, сжатая в кулак перед ударом, либо рука, протянутая для рукопожатия и т.д.
  • Если, по вашему мнению, рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.), то ваши ответы говорят нам о высоком уровне агрессии.

    Если рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.), то из этого следует о высоком уровне страха на данный момент.

    3.ФИЗИОНОМИЧЕСКИЙ ТЕСТ КУНИНА

    Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих большие коллективы (например, трудовые) с целью определения «уровня настроения» в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале. Удобен и практичен даже для самостоятельного анализа своего настроения, как и в предыдущем тесте, стоит делать акцент на своих ассоциациях, не стоит долго задумываться над ответами.

    • Инструкция. Перед Вами находятся шесть карточек, на которых изображено лицо одного и того же человека, но находящегося в разных состояниях. Выберите ту карточку, на которой изображен человек в таком состоянии, которое больше всего соответствует Вашему настроению в данный конкретный момент.
    • Интерпретация. Настроение можно рассматривать по следующим шести уровням, каждый уровень соответствует порядковому номеру картинки:
    • 1. Очень плохое настроение, связанное либо с сильной усталостью, перенапряжением, либо гневом.
      2. Плохое настроение.
      3. Пониженное настроение, связанное с некоторой раздражительностью, фрустрированностью.
      4. Спокойное, уравновешенное настроение.
      5. Хорошее настроение: человек бодр, уверен в своих силах, испытывает удовольствие от того, чем занимается в настоящий момент.
      6. Очень хорошее настроение: оптимистичность, ощущение счастья, доброжелательноть по отношению ко всем.

      4.ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ А.Ассингера, «Диагностика агрессивности личности», 1993

      Тест А.Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. Так же такой способ прохождения теста поможет вам понять эмоциональное состояние вашего коллеги, что в дальнейшем поможет избежать различные конфликтные ситуации.

    • Инструкция. Запишите наиболее подходящий ответ
    • ТЕСТ

      1. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

      2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

      1. Внутренне кипите.

      2. Сохраняете полное спокойствие.

      3. Теряете самообладание.

      3. Каким считают Вас коллеги?

      1. Самоуверенным и завистливым.

      3. Спокойным и независтливым.

      4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

      1. Примете ее с некоторыми опасениями.

      2. Согласитесь без колебаний.

      3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

      5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

      1. Выдадите ему “по первое число”.

      2. Заставите вернуть.

      3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

      6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

      1. “Что это тебя так задержало?”

      2. “Где ты торчишь допоздна?”

      3. “Я уже начал(а) волноваться”.

      7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

      1. Стараетесь ли обогнать машину, которая “показала вам хвост”?

      2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.

      3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.

      8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

      3. Крайне жесткими.

      9. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

      1. Пытаетесь свалить вину на другого.

      3. Становитесь впредь осторожнее.

      10. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

      1. “Пора бы уже запретить им такие развлечения”.

      2. “Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать”.

      3. “И чего мы столько с ними возимся?”

      11. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

      1. “И зачем я только на это нервы тратил?”

      2. “Видно, его физиономия шефу приятнее”.

      3. “Может быть, мне это удастся в другой раз”.

      12. Как Вы смотрите страшный фильм?

      3. Получаете искреннее удовольствие.

      13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

      1. Будете нервничать во время заседания.

      2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

      14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

      1. Обязательно стараетесь выиграть.

      2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

      3. Очень сердитесь, если не везет.

      15. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

      1. Стерпите, избегая скандала.

      2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

      3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

      16. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

      1. Поговорите с учителем.

      2. Устроите скандал родителям “малолетнего преступника”.

      3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

      17. Какой, по-вашему, Вы человек?

      18. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

      1. “Простите, это моя вина”.

      2. “Ничего, пустяки”.

      3. “А повнимательней Вы быть не можете?!”

      19. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

      1. “Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!”

      2. “Надо бы ввести телесные наказания”.

      3. “Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!”

      20. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?

      1. Тигра или леопарда.

      2. Домашнюю кошку.

    • Интерпретация. «За ответ а начисляется 1 балл, за ответ b – 2 балла, за ответ с – 3 балла. Подсчитайте сумму ваших ответов.
    • 45 и более баллов . Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.
    • 36-44 балла . Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
    • 35 и менее баллов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
    • Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам – по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
      Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам – по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

      5.Методика «Человек под дождем»Е. Романова и Т. Сытько, 1992.

      Малораспространенной, но интересной и информативной является методика «Человек под дождем». Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

    • Инструкция. Для проведения данной методики понадобиться лист формата А4, который мы делим вертикально на две половины. На первый стороне рисуем человека, потом уже на другой половине следует нарисовать тоже человека, но уже под дождем.
    • Интерпретация. Сопоставление двух рисунков позволяет нам определить, как мы реагируем на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что чувствуем при затруднениях.

    При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

  • Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком.
  • Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
  • Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.
  • Цвет в рисунках.

    Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

    Бедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
    Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
    Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
    Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
    Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
    Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

    Положение деталей.

    1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
    2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
    3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
    4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
    5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

    Трансформация фигуры.

    Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

    Функция одежды – «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

    Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации».

    В заключение бы хотелось напомнить о необходимости и умению читать и понимать свое состояние, так как темп мегаполиса бывает слишком стремительным, и мы забываем порой, что такой феномен, как стресс, неразрывно связан с нашей жизнью. Главное, прислушиваться к своим эмоциям и ощущениям, ни в коем случае не откладывая в долгий ящик на «авось и так пройдет», возможно, стоит обратиться к специалисту, ведь ваше здоровье самое главное богатство жизни. Берегите и любите себя.

    Если Вы хотите быть в курсе новых инструментов по снижению эмоционального напряжения, подписывайтесь на новости.

    Информация показалась Вам интересной, поделитесь в социальных сетях.

    mariavegesh.com