Методики выявления стресса

Диагностика стресса

Диагностика стресса.

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:

1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.

К этой группе методик можно отнести:

  • опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;
  • методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;
  • шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
  • тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
  • комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
  • тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;
  • методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.
  • Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

  • опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;
  • шкала самооценки тревоги В. Цунга;
  • шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
  • опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.
  • 2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.

    Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:

  • симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;
  • методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.
  • 3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.

    Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:

  • Гиссенский опросник;
  • шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;
  • шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.
  • К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:

  • «Опросник суицидального риска»;
  • методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
  • методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;
  • опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.
  • 4. Диагностика профессиональных стрессоров.

    В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса — необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:

    4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

    В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

  • шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
  • тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
  • опросник «Причины деятельностного стресса»;
  • тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
  • тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
  • оценка уровня деятельностной стрессогенности.
  • В настоящее время получила широкое распространение и такая овая методика, как «Методика интегральной диагностики и кор- скцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».

    Система ИДИКС предназначена для диагностики профессио- ального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса опти- зационных мер, адекватных специфике каждого конкретного учая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

    4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания.

    В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений [Maslach, 1982].

    Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

  • методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач — С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;
  • методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
  • опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.
  • 4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

  • опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
  • опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;
  • опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.
  • 4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

    1. тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;
    2. опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;
    3. опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.
    4. 5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

      Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

      5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

      Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

      В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

      К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

      Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

      5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
      Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

    5. диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);
    6. опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
    7. опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;
    8. опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
    9. опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).
    10. Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

      5psy.ru

      Все люди, без исключения, подвергаются стрессу в той или иной мере. Раздражающие факторы могут окружать человека со всех сторон, и для продолжения нормальной жизни, ему требуется огромная выдержка, которую можно еще назвать «стрессоустойчивость».

      Под стрессом, принято понимать реакцию организма на внутренние или внешние факторы. Организм может реагировать на раздражитель психологическими или физиологическими проявлениями, и от их интенсивности, напрямую, зависит состояние здоровья человека. Чем выше напряженность, тем более серьезные последствия для организма можно ожидать в таком случае. Поэтому, очень важно, чтобы была проведена психодиагностика стресса, позволяющая узнать, на каком уровне он находится.

      При исследовании состояний, вызванных стрессом, специалисты пришли к единому мнению, что существуют 4 субсиндрома стресса:

      Очень часто, человек не соглашается с тем, что находится под воздействием стресса длительное время, и может отрицать наличие у него напряженности, волнения, страха и т.д. (такое поведение характерно для скрытых форм). Чтобы выявить уровень напряжения, особенно скрытого, существуют специальные методики, позволяющие быстро провести самодиагностику.

      Стрессовые ситуации не всегда можно увидеть «невооруженным глазом». В большинстве случаев, тоска, агрессия, и другие провоцирующие факторы подавляются, и тем самым, загоняются в область подсознания, откуда продолжают наносить здоровью непоправимый вред.

      Психологический стресс, может проявляться состоянием реактивной тревожности. Для нее характерны такие симптомы как: нервозность, беспокойство, чувство напряженности.

      Ниже, в виде таблицы, приведен тест, который был разработан Ч. Спилбергером для диагностики стресса (в отношении уровня реактивной беспокойности).

      Инструкция: необходимо, при прочтении каждого из утверждений, выбрать значение, которое наиболее подходит под ваши убеждения.

    11. значение до 30 – указывает на низкую реактивную тревожность на данный момент тестирования;
    12. если получился результат в пределах от 31 до 45 – это означает, что у вас умеренная тревожность;
    13. Личностная тревожность

      Нередко, человек осознает, что нет явного повода для беспокойства, или он совсем незначителен. Но, страхи все равно не покидают его, и он не в силах от них избавиться. Беспокойные чувства, приводят к дисбалансу не только психического состояния индивида, но и физического, а также, к снижению уровня стрессоустойчивости, что, в свою очередь, влияет на различные сферы жизни человека.

      Личностную тревожность считают очень устойчивым состоянием. Для людей с личной тревожностью, свойственно воспринимать большинство ситуаций, появляющихся на протяжении их жизни, как угрожающие. Такая личность постоянно не удовлетворена происходящим, проявляет обеспокоенность по пустякам, часто несчастлива и чем-то встревожена, постоянно чего-то опасается, проявляет неуверенность в делах и поступках.

      Для выявления личностной тревожности, можно воспользоваться опросником, приведенным ниже.

      Обработка результатов: суммируйте выделенные цифры в пунктах: 2, 3, 4, 5,8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 психодиагностического теста. Из полученного результата, вычтите сумму выделенных чисел в пунктах: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19. После того, как вы вычислите разницу, прибавьте к ней число 35.

      Психодиагностика стресса, также включает в себя выявление фрустрации – которая характеризуется состоянием, подразумевающим переживания по поводу неудовлетворенных потребностей или нереализованных намерений.

    14. тревога;
    15. озлобленность на всех, и на весь мир;
    16. Человек понимает, что требуется рациональное поведение: либо понизить уровень своих запросов, либо отказаться от всего и смириться с неудачами, либо вообще не думать об этих проблемах. В конце концов, дилемму между чувствами и разумом решить не получается, от чего состояние психологического напряжения усиливается.

      Следует знать, что фрустрация является деструктивным состоянием, которое негативным образом влияет на здоровье человека, ослабляя нервную систему и забирая жизненные силы.

      Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка.

      Опросник Спилбергера был разработан для первичного выявления стресса и депрессии, а также для оценки ситуативной (в данный момент) и личностной (обычно) тревожности .

      Тест Спилбергера позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Оцениваются значения четырёх основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательности, тревоги, агрессии и депрессии) В сумме получается 8 шкал. Автор теста – Ч.Д.Спилбергер, автор адаптации – О.М.Радюк.

      Высокий уровень тревоги и агрессии говорит о наличии стресса, высокий уровень любознательности — об отсутствии стресса и депрессии.

      Методика Спилбергера многократно подтвердил свою достоверность и широко используется специалистами.

      Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка:

      Вопросы к тесту, часть I.

      Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

      1. У меня подвижный ум

      2. Мне хочется дать кому-нибудь пинка

      4. Я чувствую безразличие

      5. У меня живой ум

      7. Мне хочется кого-нибудь толкнуть

      8. Я чувствую равнодушие

      9. Мне хочется кого-нибудь ударить

      10. У меня бодрый ум

      11. Я чувствую тоску

      13. Я расслаблен

      14. Я чувствую себя умственно активным

      17. Я хочу многое узнать

      18. Я чувствую уныние

      19. Мне неспокойно

      20. Я в агрессивном настроении

      21. Мне интересен мир вокруг меня

      23. Я готов взорваться

      25. Я чувствую обречённость

      26. Мне хочется знать, что происходит вокруг

      29. У меня пытливый ум

      30. Я чувствую печаль

      31. Я чувствую нервозность

      33. Я хочу о многом спросить

      34. Я в отчаянии

      35. Мне хочется съязвить

      36. Я чувствую недостаток уверенности в себе

      37. У меня придирчивое настроение

      38. Я с пессимизмом думаю о будущем

      40. Я полон энергии

      Вопросы к тесту, часть II.

      Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО.

      Нет, это не так – 1 балл

      Пожалуй, это так – 2 балла

      Совершенно верно — 4 балла

      41. Я хочу многое узнать

      42. Я чувствую опасность

      44. Я чувствую тоску

      45. Мне интересен мир вокруг меня

      46. В сердцах я могу нагрубить

      47. Я чувствую угрозу

      48. У меня на душе горестно

      49. Я тревожусь из-за того, что может произойти что-то плохое

      51. Я любознателен

      52. У меня взрывной характер

      53. Мне интересно

      54. Я испытываю панику

      55. Сгоряча я могу наговорить грубостей

      56. У меня мрачное настроение

      57. Мне любопытно

      59. Я чувствую смятение

      60. Мне хочется сорвать злость на ком-нибудь

      61. Мне хочется кого-нибудь толкнуть

      62. Я чувствую грусть

      63. У меня подвижный ум

      65. Я стремлюсь к умственной деятельности

      66. Я чувствую обречённость

      67. Я придираюсь к другим

      69. Я чувствую себя умственно активным

      70. Я чувствую себя уязвимым

      72. Я вижу будущее беспросветным

      73. Я равнодушен ко всему

      74. Когда я раздражён, мне хочется кого-нибудь ударить

      75. Я бываю растерянным

      76. Я уверен в будущем

      78. Мне хочется дать кому-нибудь пинка

      79. Я ничем не интересуюсь

      80. Я испытываю радость

      Ключ к тесту Спилбергера, расчет значений:

      1 (частьI) Интенсивность любознательности (Интерес)

      2 (частьI) Интенсивность агрессии (Агрессия)

      3 (частьI) Интенсивность тревоги (Тревога)

      ИТ = в3+в6+в12+в19+в24+в28+в31+в36 — (в13+в39)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

      4 (частьI) Интенсивность депрессии (Депрессия)

      5 (частьII) Частота любознательности (Любознательность)

      ЧЛ = в41+в45+в51+в53+в57+в63+в65+в69 – (в73+в79)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

      6 (частьII) Частота агрессии (Агрессивность)

      7 (частьII) Частота тревоги (Тревожность)

      ЧТ = в42+в47+в49+в54+в59+в64+в68+в70+в75 — в77 +5 (прибавить к сумме вопросов число пять)

      8 (частьII) Частота депрессии (Депрессивность)

      ЧД = в44+в48+в50+в56+в58+в62+в66+в72 – (в76+в80) +10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

      Интерпретация результатов теста Спилбергера:

      Нормальные значения шкалы Спилбергера.

      Интерес (интенсивность любознательности) 25,74 ± 6,02

      Агрессия (интенсивность агрессии) 13,28 ± 4,89

      Тревога (интенсивность тревоги) 18,46 ± 6,72

      Депрессия (интенсивность депрессии) 15,09 ± 6,15

      Любознательность (частота любознательности) 31,80 ± 4,99

      Агрессивность (частота агрессии) 18,35 ± 4,68

      Тревожность (частота тревоги) 18,11 ± 5,14

      Депрессивность (частота депрессии) 17,63 ± 5,07

      О наличии стресса можно судить по интенсивности тревоги плюс интенсивности агрессии, о наличии депрессии — по интенсивности депрессии, при этом в расчет также берутся личностные показатели стресса и депрессии (частота стресса и депрессии).

      Окончательный диагноз по результатам теста может поставить только специалист — психолог.

      Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка.

      psycabi.net

      Психодиагностика стресса

      Фазы развития стресса

    17. Эмоционально-поведенческий. Метаморфозы в поведении человека становятся заметными для окружения.
    18. Вегетативный. Защитная вегетативная активность организма подвергается значительным изменениям.
    19. Когнитивный. Мыслительная активность заметно изменяется, притом, не в лучшую сторону.
    20. Социальный. Кардинальным изменениям подвергаются навыки человека к общению.
    21. Для проверки стрессоустойчивости, психологами разработано ряд эффективных тестов:

    22. реактивная тревожность;
    23. личностная тревожность;
    24. фрустрация.
    25. Реактивная тревожность

      Не всегда реактивную тревожность, можно назвать негативным состоянием. Для достижения успеха, иногда, требуется определенный уровень «полезной тревоги», который должен быть индивидуальным. Но, при повышенном уровне тревоги, начинают проявляться негативные последствия перенапряжения: снижается внимание, нарушается тонкая координация.

      Если тревожность слишком понижена, то это может повлиять на результаты работы.

      Обработка результатов: необходимо сначала узнать сумму цифр, выделенных вами в пунктах 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18. После этого, сделать то же самое с пунктами 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. Далее, от первой суммы отнимается вторая, после чего, необходимо прибавить число 50 к результату вычитания.

      • результат, с цифрами 46 и выше, свидетельствует о высоком уровне беспокойности.
      • Особое внимание, при диагностике стресса, требуется обратить на смещение показателей уровня тревожности в сторону повышения, относительно умеренного, поскольку наличие высоких значений, может стать препятствием на пути к решению человеком различных задач. Этот факт объясняется тем, что данное состояние способно снижать стрессоустойчивость, нарушать мыслительную деятельность и вызывать некоторое замешательство, при решении конкретных проблем.

        В этой ситуации, рекомендуется изменить отношение к происходящему, снизить его значимость, и акцентироваться на осмыслении предстоящей работы. То есть, произвести переключение с деструктивных размышлений о том, как вы провалите задание, на мысли о самом задании, и лучшем способе его выполнении.

        Хорошие результаты, в дополнение к сеансам у психолога, достигаются при использовании методов саморегуляции, для выработки чувства уверенности в своих силах. Для саморегуляции обычно используются аутотренинги, медитативные техники, йогу.

        Человеку, свойственно время от времени испытывать беспричинные и необъяснимые предчувствия надвигающейся беды, возможных утрат, ожидание неприятностей. При этом, психика пребывает в напряженном состоянии, сопровождающемся повышенным контролем. Человек, к примеру, беспокоится о здоровье своих близких или о своем самочувствии, о своей дальнейшей судьбе. Девиз всей жизни таких людей: «Как-бы чего плохого не произошло».

        Инструкция: прочитайте утверждения, внесенные в таблицу, и подчеркните необходимые значения, соответствующие вашим убеждениям.

        Расшифровка данных: показатель до 30 – указывает на низкий уровень обеспокоенности или полное ее отсутствие, в личностном психическом статусе; значения от 31 до 45 – говорят об умеренной личностной тревожности; цифры от 45 и выше, означают, что у человека высокий уровень неспокойности, который может дестабилизировать личность.

        Фрустрация

        У фрустрированного человека, в голове крутится одна мысль: «Хочу, но не могу». Именно она и является причиной постоянного отрицательного эмоционального состояния. Индивид не может реализовать свои потребности и желания, а также поставленные перед собой цели, поскольку считает их недостижимыми из-за встретившихся на пути препятствий (не хватает денег, мешают различные запреты, не так, как хотелось, сложились обстоятельства и т.п.).

        Чем сильнее потребность в реализации планов, и чем больше возникает препятствий, чтобы их воплотить в реальность, тем сильнее психическое напряжение, и тем меньшей становится стрессоустойчивость. Для фрустрации характерны следующие переживания:

      • раздражение;
      • разочарование;
      • отчаяние.
      • Психодиагностика стресса, называемого фрустрацией, проводится по нижеприведенному опроснику.

        Инструкция: после прочтения каждого суждения, отметьте цифру в ячейке, соответствующей вашим убеждениям.

        Обработка данных: сложите все показатели, которые были выделены и разделите сумму на число 20. Результатом деления, будет средний индекс, указывающий на уровень фрустрированности.

        Интерпретация: показатели от 3,5 до 4 баллов, указывают на очень высокий уровень; значения от 3,0 до 3,4 – показывают на повышенный уровень фрустрации; цифры от 2,0 до 2,4 – являются подтверждением того, что человек имеет фрустрированность неопределенного уровня; показатели, в пределах 1,5-1,9, говорят о пониженном уровне; значения от 0,5 до 1,4 – очень низкая фрустрированность; 0-0,5 – эти цифры показывают на отсутствие фрустрации.

        В любом случае, если при самодиагностике, с помощью вышеперечисленных опросников, вы выявили у себя показатели выше средних (умеренных), то необходимо обратиться за помощью к психологу. Только проведенные специалистом сеансы, смогут вернуть вас к нормальной жизни. Самолечение в данном случае – является малоэффективным.


        apatii.net