Методы борьбы со стрессом у студентов

Лучшие методы по борьбе со стрессом во время сессии

Не позволяй давлению от экзаменов повлиять на твою производительность. Существует множество способов снять стресс, и повысить учебный потенциал.

1. Дыши и делай растяжку в перерывах между заучиванием материалов.

Техника дыхания один из самых быстрых и простых решений снять напряжение в теле и успокоить ум. Делая медленный глубокий вдох, тело подвергается релаксационной реакции: сердце начинает биться медленнее, мышцы расслабляются, а давление в крови начинает падать. Попытайтесь сконцентрироваться на дыхании в течение пяти минут- делая вдох, направляйте воздух в область живота, затем ненадолго задерживайте , и, наконец, выдыхайте ртом. На каждое действие нужно 7 секунд.

Растяжка также поможет снять мышечное напряжение, увеличить циркуляцию и сфокусировать мысли. Можно записаться на курсы по йоге или же практиковать ее дома самостоятельно. Очень важно сделать перерыв, и сменить сидячее положение. Это не только избавляет от лишней тревоги, но и улучшает сон, который не менее необходим перед экзаменами.

2. Станьте примером для самого себя в тайм-менеджменте.

Чтобы получить максимум от времени обучения и избавиться от лишнего волнения по поводу «я ничего не успеваю!», составьте расписание для подготовки. Планирование учебы на неделю или месяц вперед точно покажет вам какой предмет к какому числу необходимо подготовить. Но даже если у вас меньше времени, чем хотелось бы, создание расписания поможет убедиться, что вы вписываете самые важные элементы в оставшееся время. Убедитесь, что не забыли о перерывах и свободном времени тоже. Главное, не пренебрегать планом, и не откладывать всё на последний день.

Если вам удобнее хранить все в телефоне, существуют учебные приложения, которые могут помочь вам взять под контроль вашего графика. Приложение Pomodoro Focus Booster позволяет выбрать задачу для завершения, и предложит Вам сделать временные перерывы с интервалами по вашему выбору. Это поможет избежать отвлекающих факторов и отслеживать периоды, наиболее подходящие для обучения . Другое приложение для управления временем, 30/30, позволит вам настроить список учебных задач с временной шкалой для каждого, и напомнить о том, что пришло время, чтобы перейти к следующему пункту.

3. По возможности, избавьтесь от внешних раздражителей

Социальные сети, такие как Facebook или Twitter, не только сильно отвлекают от работы, но и могут заставить нас чувствовать себя напряженными или испытывать страх пропажи. Полностью избежать соц сетей невозможно. Однако и на этот случай есть совет- поставьте мобильный телефон в режим «в самолете», и таким образом удастся оградить себя от вечно всплывающих окон и надоедливого звука. Таким образом, получается что-то вроде цифрового детокса для вашего мозга, который спасет от напрасно потреченного времени.

4. Выйдите на улицу!

Это может звучать заманчиво- впасть в спячку в вашем университетском жилье или даже готовиться среди подушек на мягкой кровати. Однако, исследования показывают, что прогулка в качестве перерыва снижает уровень стресса. Даже после пяти минут на открытом воздухе организм будет чувствовать себя гораздо лучше. Найдите ближайший зеленый космос в следующий раз, когда вам нужно сделать перерыв в учебе, и вы сразу почувствуете себя менее напряженным. К данному решению пришли социологи из Шотландии, которая не является самой солнечной страной в мире, поэтому нет никакого оправдания, чтобы не выходить наружу, где бы вы ни находились!

5.Прокачайте свое сердце

Регулярные физические упражнения не только снимают стресс, но также могут улучшить концентрацию и умственную осведомленность – две вещи, которые жизненно важны при изучении. Утомление такого рода улучшит ваш сон, который еще больше снижает уровень стресса. Не имеет значения, какую форму упражнений вы выбираете- силовая тренировка избавит от лишней агрессии, а кардио будет отличным способом повысить настроение.

6.Поговорите с внешним миром

Когда вы чувствуете, что готовы сдаться и уровень беспокойства достигает своих пределов, подавленность может взять верх. Действительно отличный способ разобраться в такой ситуации- поговорить со своими сверстниками о том, через что вы проходите. Вы можете обнаружить, что они чувствуют себя точно так же, и, как говорится, общую проблему легче переживать с кем-то. Если вместо предложений вы видите лишь рябь, значит пора потратить время, чтобы позвонить хорошему другу или родителю и обсудить проблемы. Вы будете чувствовать себя намного лучше после обсуждения проблемы. Но не акцентируйте внимание только на плохом- поговорите на посторонние темы.

Нет никакой замены для очного контакта с человеком. Если обучение в одиночку превращает вас в шар стресса, привлеките одногруппника, и начните готовиться вместе! Работа с другими людьми в непосредственной близости должна повысить ваше настроение и заставить вас сосредоточиться на задаче, и вы будете менее склонны отвлекаться на социальные медиа, мечтать или беспокоиться о предстоящих экзаменах и сроках.

7. Не забывайте отдавать должное сну

Это не будет легко, так как вы студент, но ложиться спать примерно в одно и то же время каждую ночь-это безопасный способ улучшить качество сна. Выключите все электронные устройства хотя бы за полчаса до сна и не пытайтесь учиться в своей кровати, так как вы начнете ассоциировать это с негативными эмоциями, такими как стресс. Есть также несколько исследований, которые отстаивают преимущества дремать в течение дня. Если вам нужна быстрая подзарядка, выделите 20 минут.Таким образом, Вы можете сохранить энергию не только на этот период времени, но и увеличит работоспособность.

8. Научитесь перекусывать правильно

Исследования доказали, что некоторые продукты могут помочь облегчить стресс и беспокойство. Если вы чувствуете себя подавленным, исключите продукты с высоким содержаниям сахара. Удовольствие, получаемое от них в начале быстро проходит, и на его место приходит излишняя расслабленность и остутствие что-либо делать. Вместо этого убедитесь, что вы употребляете здоровую пищу. Это поможет оставаться спокойным и повысит мозговую активность. Одни из лучших (и самых вкусных) закусок, повышающих настроение- черника, темный шоколад и фисташки. Семена тыквы и подсолнечника содержат высокий уровень магния, который, как известно, регулирует эмоции. Конечно, переедание даже полезной едой заставит чувствовать себя вялым и нагруженным– так что ешьте в меру. И не стоит забывать о чае, ведь в нем также содержится кофеин, а сам он гораздо полезнее кофейных напитков.

tmstudent.ru

Основные способы борьбы со стрессом

В целом существует два основных подхода к проблеме борьбы со стрессом.

На первом плане стоят индивидуальные методы, которые представляют собой некоторую ответную реакцию. Иными словами, они являются способами реагирования на стрессовое воздей­ствие, уже имевшее место. Такие индивидуальные методы, как физические упражнения, могут быть как реактивными, так и упреждающими; однако большинство методов направлено на оказа­ние помощи человеку, страдающему от стресса. Второй подход к проблеме стресса состоит в раз­работке более активных методов борьбы с ним на уровне организации. В их основе лежит стрем­ление исключить существующие или потенциальные факторы стресса; подобно медицинской профилактике этот подход позволяет избавить отдельных сотрудников от воздействия стресса.

Индивидуальные методы борьбы со стрессом

В наши дни в средствах массовой информации большое внимание уделяется методам само­лечения, самоконтроля за своим весом, диетам, здоровому питанию и физическим упражнениям. Люди берут на себя ответственность или по крайней мере понимают, что они должны взять на се­-

бя ответственность за собственное здоровье. Индивидуальные методы борьбы со стрессом вполне оправданы. Другими словами, большинство людей не надо убеждать в том, что они должны занять активную позицию и внести реальные изменения в свою жизнь.

Ниже описываются специальные методы, которые могут быть использованы для устране­ния стресса или более эффективного управления неизбежным и затяжным стрессом.

Упражнения. В наши дни на первый план в занятиях спортом для человека выходит не победа или Поражение, а активный образ жизни. Люди всех возрастных групп занимаются спортивной ходьбой, бегом, плаванием, ездят на велосипеде, играют в бейсбол, теннис или сквош, чтобы успешно справляться со стрессовыми ситуациями. Хотя это и кажется вполне оправданным, в чем уверяют как врачи, так и любители, однако все же не существует убедительных доказа­тельств того, что физические упражнения уменьшают угрозу сердечно-сосудистых заболева­ний или инсульта, Тем не менее, несомненным представляется тот факт, что они помогают лю­дям справиться со стрессом, пусть даже опосредованно, через временное снятие напряжения, повышение самооценки и временное отвлечение от мыслей о работе.

Снятие напряжения. К каким бы способам ни прибегал человек, будь то просто отдых или ис­пользование специальных методов, таких, как биологическая обратная связь или медитация, основной целью является устранение внезапно возникшего стресса или же эффективная борьба с затяжной стрессовой ситуацией.

Самоконтроль поведения. Сознательно контролируя причины и следствия своего поведения, люди могут научиться самоконтролю. Например, менеджеры по продажам, которым приходит­ся на протяжении всего рабочего дня разбираться с непрерывным потоком жалоб покупателей, могут устранить причину, вызывающую стресс, поручив своим подчиненным предварительно просматривать все поступающие претензии, чтобы те поступали на рассмотрение к менеджеру только в виде исключения. Они также могут управлять последствиями, наградив себя лишним перерывом, если им удалось сохранить спокойствие и собранность в общении с исключитель­но агрессивным клиентом. Помимо управления собственным поведением с целью избежать стресса люди также должны осознавать предел своих возможностей и распознавать первые сигналы надвигающихся неприятностей. Они смогут избегать людей или ситуации, грозящих вызвать стресс. Иными словами, этот метод позволяет людям контролировать ситуацию, а не подчиняться ей.

Когнитивная терапия. Помимо поведенческих методов самоконтроля психологи, работающие в клинических условиях, в последние годы разработали метод когнитивной терапии. В одном из исследований дано следующее описание этого подхода.

Участникам прививалась мысль о том, что большая часть их проблем (беспокойство, напряже­ние и т.д.) вызвана их когнициями (внутренними диалогами). Эта часть программы состояла из лекций и обсуждений, которые должны были в конечном итоге помочь участникам а) осознать происходящие у них на работе события и то, какие мысли эти события у них вызывают; б) по­нять, какие физические и эмоциональные реакции вызывают у них подобные мысли; в) систе­матически оценивать объективные последствия событий, происходящих на работе; г) заменить мысли пораженческого характера, которые вызывают ненужный стресс (например «Я ничего не умею и не могу справиться с работой»), мыслями, содержащими более конструктивную оценку (например «Я работаю не хуже других» или «Я слишком перегружен, надо поговорить об этом с начальством»).

Когда этот метод в сочетании с простейшими способами релаксации, подвергся систематиче­ской проверке в полевых условиях, было выявлено его положительное воздействие как на фи­зиологический (количество эпинефрина — гормона, выделяемого железами внутренней секре­ции), так и психологический (депрессия) показатели. Однако по некоторым другим исследо­ванным показателям, метод не продемонстрировал существенной динамики и последующее его применение не привело к воспроизводству положительных результатов.

Тем не менее, как и в случае с другими обсуждавшимися выше методами, его использование в борьбе со стрессом представляется достаточно перспективным.

Сети взаимопомощи. Бесспорным открытием социальной психологии является тот факт, что люди нуждаются в поддержке других членов общества и получают от нее пользу. При исполь­зовании этой поддержки в качестве способа борьбы со стрессом индивид образует сплоченные группировки с близкими и надежными коллегами и сотрудниками, которые могут его выслу­шать и ободрить. Эти друзья всегда рядом и помогают человеку пережить стрессовую ситуа­цию. В наши дни такие группировки, особенно созданные целенаправленно и сознательно, на­зываются сетями взаимопомощи. Хотя взаимосвязь между социальной поддержкой такого ро­да и уменьшением уровня стресса представляется достаточно сложной, имеются объективные доказательства, что создание сетей взаимопомощи может помочь людям справиться со стрес­сом на работе, стать более эффективными и успешными менеджерами.

Способы борьбы со стрессом в организации

На уровне организации способы борьбы со стрессом разрабатываются менеджментом с це­лью более эффективного контроля за факторами стресса или их устранения, чтобы предотвратить или уменьшить воздействие стресса на отдельных работников. Например, при определении поли­тики компании следует уделить внимание объективной оценке деятельности сотрудников, а также добиться максимально справедливой системы оплаты труда. При разработке структуры следует приложить максимум усилий для того, чтобы избежать высокой степени формализации и специа­лизации. То же самое должно быть сделано в отношении условий труда (например устранить риск травматизма, шум, улучшить освещение и температурные условия), а также процессов/функций (например улучшить систему коммуникаций и распространение информации внутри компании, конкретизировать неясные или устранить противоречивые цели).

В дополнение к рекомендации обратить внимание на каждый из факторов стресса внутри компании можно также предложить некоторые более общие стратегии.

Создайте в компании атмосферу взаимной поддержки. К сожалению, в крупных компа­ниях продолжает царить формализм, порождающий жесткий, безличный климат. Такая обстанов­ка может привести к значительному стрессу. В качестве средства борьбы с подобной атмосферой организационную структуру компании следует сделать более децентрализованной и органичной, привлечь работников к принятию решений, а также наладить информационные потоки снизу вверх. Теоретически такие структурные и процессуальные изменения должны способствовать соз­данию атмосферы взаимной поддержки, обеспечить работнику лучший контроль за своей дея­тельностью, что в свою очередь приведет к уменьшению или устранению стресса на рабочем мес­те. Тем не менее в ряде обзоров литературы по борьбе со стрессом отмечается, что данные о взаи­мосвязи между той атмосферой, которая создана в компании, и стрессом носят чисто умозритель­ный характер и нуждаются в эмпирической проверке.

Обогащайте содержание обязанностей работников. Гл. 6 специально посвящена проек­тированию рабочего места. В ней отмечено, что обогащение труда, достигаемое либо благодаря улучшению его содержательных факторов (ответственность, признание, возможности достиже­ний, продвижения и роста), либо путем совершенствования ключевых характеристик работы (раз­нообразие необходимых навыков, их специфичность и значимость, автономность и наличие об­ратной связи), может повысить заинтересованность сотрудников в своей работе, осознание ее зна­чимости, ответственности и результатов. Предполагается, что в данном случае будет уменьшено воздействие факторов стресса, характерных для более рутинных, структурированных видов рабо­ты.

Однако, как отмечалось в гл. 6, не все люди положительно реагируют на обогащение содержания своих должностных обязанностей, поэтому в отдельных случаях оно может привести к возраста­нию стресса. Например, стресс может возрасти, если человек не заинтересован в дальнейшем про­движении, обладает низкими самоэффективностью и психологической устойчивостью и/или боит­ся неудач на работе. Однако в целом тщательное управление содержанием должностных обязан­ностей может стать эффективным способом борьбы со стрессом.

Смягчайте конфликты и проясняйте организационные роли. Ролевой конфликт, равно как и неопределенность роли, выше уже рассматривались в качестве основного фактора стресса для индивидуума. Чтобы устранить или уменьшить его воздействие, руководство в состоянии смягчить конфликт и разъяснить организационные роли. Каждый сотрудник на своем рабочем месте должен иметь правильное представление об обязанностях, получать необходимую инфор­мацию и поддержку, чтобы не оказаться во власти противоречивых требований и неясного пони­мания того, что конкретно он должен делать. Одной из действенных стратегий прояснения ролей является предоставление работнику перечня ожиданий, исходящих от всех, кто с ним работает.

Затем перечень следует сравнить с его личными представлениями о том, что от него ожидают; не­совпадения должны стать предметом откровенного обсуждения для устранения всех неясностей и достижения соглашения.

Планируйте карьеру и расширяйте возможности для продвижения ваших сотрудников по служебной лестнице, оказывайте им консультационную помощь. Традиционно компании не проявляли стабильного интереса к планированию продвижения своих сотрудников и их развитию. Каждый должен был самостоятельно решать, какие шаги в отношении карьеры следует предпри­нимать и какова должна быть соответствующая стратегия; в лучшем случае работники время от времени получали отеческий совет от начальника. В аналогичную ситуацию поставлены студенты крупного университета, которых их куратор знает лишь по длинному списку фамилий. Подобная ситуация является источником значительного стресса как для студентов, так и для преподавате­лей. То же самое относится и к членам большой организации, которые испытывают стресс, когда они не знают, что им делать дальше или как реализовать карьерные планы.

studfiles.net

Стресс: причины, следствия, защита

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Верещагина А. А., Колчанова А. Н. Стресс: причины, следствия, защита // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 117-119. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/44/1579/ (дата обращения: 27.06.2018).

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Жизнь современных людей почти всегда сопровождаются стрессом. Этот факт известен, но психологическим содержанием проблемы стресса является то, что стресс не всегда осознается людьми, а, следовательно, уменьшается возможность регулировать и управлять своим состоянием для повышения продуктивности своей жизни. Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека. Объектом исследования является стресс как психологический феномен, предмет — влияние стресса на состояние человека.

Целью исследования было изучение стрессового воздействия как такового, тогда как задачи включали в себя следующие пункты: а) изучить теорию, последствия стрессового воздействия; б) изучить способы борьбы со стрессом; в) провести и проанализировать результаты тестирования среди студентов.

Теоретической основой нашей работы являются труды Лауреата Нобелевской премии Ганса Селье. Концепция стресса, сформулированная Г. Селье, рассматривает физиологический стресс как ответ организма на любые предъявленные ему требования. Г. Селье считал, что любая трудность, встающая на пути комфортного существования организма, может быть разрешена двумя типами реакций: активной – борьбы, а также пассивной – готовностью трудности терпеть, либо готовностью от них бежать. Даже самый нормальный вид деятельности, такой, как игра в шахматы или даже простое объятие может вызывать значительный стресс, не причиняя самому организму никакого вреда.

Ганс Селье, в своей книге «Стресс без дистресса», подводит итог своей работе в данной сфере и дает стрессу такое определение: «это неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор» [2]. Любым агрессивным факторам свойственно вызывать специфическую реакцию – такую как потение при повышении температуры, сужение кровеносных сосудов и уменьшение теплопотери в мороз и т.д. Однако кроме специфических реакций на агрессивные воздействия, в человеческом организме происходят и неспецифические реакции на каждое воздействие. Чем сильнее и длительнее стресс, тем больше его негативное влияние на здоровье, ведь стресс и его последствия – явления прямо пропорциональные. Отрицательное влияние может проявиться не сразу, но иметь длительный период развития, вытекающий в серьезное, часто опасное для жизни заболевание. Среди таких заболеваний стенокардия, повышение сахара в крови, гипертония, инфаркты, повышение уровня жирных кислот, гастрит, бессонница, язва желудка, неврозы, колит, депрессия, желчекаменная болезнь, да и, в общем, снижение иммунитета.

Существует множество методов коррекции психоэмоционального состояния человека, главная трудность состоит лишь в том, чтобы выбрать, с одной стороны, способ, отвечающий индивидуальным особенностям личности, а с другой – реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время.

Наиболее простые физические методы уменьшения стресса – воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д. Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Регулировать уровень стресса можно как самостоятельно, так и при помощи другого человека или технических средств.

В деле преодоления производственных стрессов существует своя классификация методов оптимизации функциональных состояний, которая разделяет все методы антистрессорной защиты на организационные и психопрофилактические.

Первая группа методов направлена скорее на уменьшение степени «вредности» факторов производственной среды и увеличение их соответствия психофизиологическим особенностям человека (работника). Основными направлениями такого подхода являются:

1)Рационализация трудовых процессов – составление оптимальных алгоритмов работы, обеспечение удобных временных ограничений и т.д.;

2)Усовершенствование средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями работника;

3)Разработка подходящих режимов труда и отдыха;

4)Рациональная организация рабочих мест;

5)Создание благоприятного климата в рабочем коллективе;

6)Моральная и материальная мотивация работника.

Вторая же группа методов направлена непосредственно на психику работника, его функциональное состояние и она включает в себя такие способы:

1)Воздействие цветом и музыкой;

2)Воздействие на биологически активные точки;

3)Оздоровительные физические упражнения;

4)Убеждение, внушение и самовнушение;

5)Медитация и дыхательная гимнастика.

Оптимальный уровень стресса – это баланс между двумя крайностями. Существует предположение, что для каждого отдельного человека существует свой оптимум активации, при котором его деятельность достаточно эффективна и в то же время уровень стресса не достигает дистресса. Однако хотелось бы уделить внимание и проблеме учебного стресса, а также практическим данным о потенциальной стрессоустойчивости студентов. Нами было проведено тестирование среди студентов РАНХиГС, обучающихся на специальности «Таможенное дело» и сравнить их результаты с результатами сотрудников таможни, прошедших специальное обучение и имеющих практику в своей области. Для тестирования нами была выбрана методика, разработанная Ю. Щербатых, профессором кафедры общей психологии ВФ МГЭИ и доктором биологических наук [4, с.43].

Студентам нужно было оценить степень соответствия предоставленных суждений реалиям их жизни. Гипотезой нашего исследования было предположение, что у студентов 1 курса специальности «Таможенное дело» уровень стрессоустойчивости ниже, чем у работающих специалистов таможни, что является одним из критериев профессиональной пригодности. Анализ результатов теста показал (табл. 1), что показатели студентов гораздо выше показателя, полученного при тестировании таможенных специалистов.

Результаты тестирования

Пункты тестирования

Средние показатели таможенного специалиста

Усредненные показатели студентов

Реакция на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять

moluch.ru

Методы борьбы со стрессом у студентов

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 0

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по журналу:

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:

‘> Норм. цитируемость по направлению:

‘> Дециль в рейтинге по направлению:

‘> Тематическое направление: нет

‘> Просмотров: 29 (2)

‘> Включено в подборки: 1

‘> Всего отзывов: 0

In article, causes of infringement in work of an organism of students with the weakened health in various stressful situations are considered. Use of a technique of removal of a stress in the way of relaxation exercises and relaxation gymnastic complexes in independent occupations by physical exercises will allow improving a psychophysiological condition of an organism.

elibrary.ru

Физические нагрузки, как метод борьбы со стрессом в студенческой жизни

Авторы: Чернова Василиса Олеговна

Рубрика: Педагогика

Страницы: 137-140

Объём: 0,28

Библиографическое описание: Чернова В. О. Физические нагрузки, как метод борьбы со стрессом в студенческой жизни // Наука без границ. — 2017. — № 6 (11). — С. 137-140.

Аннотация: В современном мире идет большой обмен информации, что приводит к стрессовым состояниям человека. Физические нагрузки являются одним из методов борьбы со стрессом.

В современном обществе студент подвергается большим напорам чрезвычайных и стрессовых ситуаций, из-за большого потока информации, отсутствия систематического плана, а также в период сессии студент находится в напряжении, то есть испытывает стресс. В свою очередь стресс несет за собой серьезные последствия в нарушении работы систем организма человека, что и является проблемой здоровья студентов.

Понятие стресса впервые появилось в 30-50 годах XX века благодаря Гансу Селье, которые разработал биологическую теорию стресса. Стресс разделяется на три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения. Стадии меняются по мере развития или усугубления стрессовой ситуации. На стадии тревоги человек подвергается появлению раздражителя. После чего наступает стадия сопротивления, когда организм начинает подавлять чувство тревоги и сводит его к минимуму. Если стрессор слабый или не продолжительный, то на этой стадии человек приспосабливается к ситуации и вырабатывает адаптивность, получая полезные качества. Если же стресс перерастает в продолжительный период времени, то наступает стадия истощения, где тревога длится гораздо дольше и ощущается больше, что может привести к патологическим изменениям. Через несколько лет Р. Лазарус вводит понятие эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс характеризуется аффективными изменениями в организме. В отличии от биологического стресса, эмоциональный стресс зависит от индивидуальных психологических особенностей человека [1].

Человек может по-разному относится к самому себе во время стрессовых ситуаций. Л. А. Китаев-Смык выделяет три типа отношений. Первый тип – это отношение к себе, как к «жертве», проявляется в экстремальных ситуациях, что усиливает влияние стресса, который переходит в дистресс. Дистресс – это тяжелое состояние стресса, которое сопровождается полным напряжением. После стресса у человека идет расслабление, но в случая дистресса, после напряжения расслабление не происходит и человек постоянно находится в замкнутом зажиме. Это состояние может усиливаться, в результате чего может появиться физиологический сдвиг, когда тело спамизируется и не расслабляется, что ведет к болезни. Второй тип включает в себя отношение к себе, как к «жертве» и «ценности», проявляется в экстремальных ситуациях, где человек уже привык находиться и может предоставить отпор стрессовым ситуациям, к примеру, предстартовое состояние у высококвалифицированных спортсменов. Третий тип совмещает два предыдущих типа, но добавляет сравнительное отношение, то есть стресс рассматривается со стороны другого человека и при изучении собственного стрессового состояния [1].

Стресс может оказывать как положительное влияние на организм, так и отрицательное. Очень много исследований посвящено проблеме стресса, потому что в стрессовом состоянии идет нарушение физиологического и психологического здоровья человека. С физиологической стороны при стрессе могут наблюдаться ухудшение концентрации, памяти, работоспособности, головные боли, нарушение сердечнососудистой системы, нарушение сна и иммунной системы. С психологической стороны теряется смысл жизни, появляется агрессивность, депрессии. В частых случаях именно в состоянии стресса люди совершают необдуманные поступки и действия.

Исследованиями доказано, что со стрессом следует бороться и как можно меньше находиться в стрессовом состоянии, чтобы не обзавестись патологическими заболеваниями. Одним из способов борьбы со стрессом являются физические нагрузки. Физические упражнения – являются естественным средством устранения стрессовых ситуаций.

В исследованиях Зайцева Г. А. приводятся аэробные упражнения в качестве борьбы со стрессовым состоянием. Аэробные упражнения являются кардионагрузками, которые оказывают воздействие на сердечнососудистую и дыхательную систему. Упражнения аэробного характера выполняются на протяжении долгого времени без перерыва. Физиологические изменения в организме под действием аэробных нагрузок начнут происходить после 30 минут занятия. Распространенные виды аэробных упражнений – это бег, но также к ним относятся велосипедные прогулки, плавание, гребля, скандинавская ходьба и другие виды нагрузок циклического характера. При нагрузках идет обогащение организма кислородом, увеличение капилляров, а также стенки сосудов становятся прочными и эластичными. Сердечные сокращения уменьшаются по частоте, работа сердца становится экономичной, что приводит к снижению заболеваний сердечнососудистой системы. Помимо этого нагрузки позволяют убрать большое количество калорий, что препятствует набору веса, благодаря влиянию аэробных нагрузок на организм человека. Данные научных исследований подтверждают изменения психологического состояния организма с помощью физических нагрузок, так как происходит разгрузка напряженности и расслабление [2].

Оценивание влияния физических нагрузок на организм человека и склонность к тревожно-депрессивным состояниям проведено в исследовании Лысенко А. В. Было обследовано две группы, первая из них занималась регулярно физической культурой по 30…40 минут в день, вторая группа занималась спортом ежедневно в профессиональной направленности. А также контрольная группа, которая не занималась физическими нагрузками. По результатам исследования, было определено, что группа, которая занималась физической культурой регулярно по 30…40 минут в день не подвергнута к тревожно-депрессивным состояниям и таким образом имеют малую вероятность оказаться в стрессовом состоянии. Обуславливается это выработкой эндорфинов в организме человека, который взаимодействует с рецепторами мозга, что приводит к снижению болевого порога. Таким образом, физические нагрузки служат антидепрессантом и позволяют восстановить позитивное мышление по отношению к жизни. Физические нагрузки позволяют уменьшить тревожные состояния, к примеру, при страхе или экстремальных ситуаций [3].

Однако при больших физических нагрузках происходят аналогичные изменения функций организма равные стрессовым. Исследованиями Бондина В. И. объясняется данный процесс снижением циркуляции иммуноглобулинов в крови, а иногда и их исчезновение. При переизбытке физических нагрузок идет нарушение водно-солевого обмена и большая нагрузка на почки. Из-за перегрузки организма происходит замедленная фильтрация. Помимо этого большое влияние в организме играет адреналин при стрессе и занятиями физической нагрузкой в больших количествах. Схожие реакции происходят из-за учащения сердцебиения, дыхания и кровообращения в обоих случаях. Из-за повышения давления возрастает холестерин в крови, что приводит к устойчивости мозга к стрессовым ситуациям. При физически нагрузках и стрессовых ситуациях наблюдается привыкание к данным реакциям. Поэтому вырабатывается стрессоустойчивость и повышение физических качеств, но не без негативного отражения на организме человека [4].

Предполагалось, что студенты, которые занимаются регулярными физическими нагрузками, подвержены меньшей напряженности во время сессии, чем студенты, не занимающиеся физической культурой. Для подтверждения были проведены наблюдения, по которым выявлено влияние физических нагрузок на организм человека при стрессовых ситуациях. В наблюдении принимала группа возраста 18…19 лет, обучающихся в высшем учебном заведении. Наблюдения проводились в период сессии, так как в это время поступает большое количество информации и студенты наиболее подвержены стрессовым ситуациям. Из группы 20 % занимаются спортом ежедневно на профессиональном уровне, 30 % уделяют 3 дня в неделю для занятий физической культуры, 50 % не занимаются физическими нагрузками. Студенты, не занимающиеся регулярными физическими нагрузками, более ранимо и напряженно переносят период сессии и в случае незачета или плохой сдачи экзамена наблюдается снижение настроения, истерики, слезы, повышенная нервозность и раздражительность, рассеянное внимание. Происходит нарушение психологического состояния и стресс переходит в дистресс, то есть последнюю стадию стресса, что приводит к нарушениям функционирования организма.

Таким образом, можно сделать вывод, что студенческая жизнь является не самым легким этапом в жизни человека, и физические нагрузки помогают справиться с психологическими препятствиями на своем пути. Но переизбыток нагрузок может привести к возникновению стрессовых ситуаций. Следовательно, если уделять время, по часу в день, три раза в неделю для физических нагрузок, то студенты смогут поддерживать состояние организма в тонусе, ведь физические упражнения направлены на оздоровление организма.

  1. Юсунова С. Г. Розенталь А. Н., Балтина Т. В. Стресс. Биологические и психологические аспекты // Ученые записки Казанского государственного университета. – 2008. – № 8. – 139 с.
  2. Долговременные эффекты влияния физических упражнений аэробного характера на функциональное состояние детей при стрессе / Г. А. Зайцева, И. И. Криволапчук, С. А. Бондарева, А. П. Буслаков, Р. М. Носова // Новые исследования. – 2016. – № 2. – 54 с.
  3. Оценка влияния физической нагрузки на выраженность тревожно-депрессивных состояний / А. В. Лысенко, Т. В. Таютина, Д. С. Лысенко, В. А. Артюнов // Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 11. – 218 с.
  4. Бондин В. И., Дрижика А. Г., Мануйленко Э. В. Здоровьеформирующие технологии физического воспитания: стресс, спорт, здоровье // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 4. – 10 с.

Материал поступил в редакцию 20.06.2017
© Чернова В. О., 2017

nauka-bez-granic.ru