Методы и приемы психологической саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса

Система профилактики профессионального стресса

Во время изучения негативных последствий профессионального стресса может возникнуть ощущение, что это неотвратимый исход профессиональной деятельности. Однако это далеко не так. При включении специалиста в систему профилактики профессионального стресса риск возникновения и развития негативных последствий значительно снижается. В системе профилактики принимают участие медики, психологи, руководители подразделений, профессиональное сообщество.

Медицинские работники осуществляют мероприятия по диспансеризации и медицинской реабилитации специалистов.

Психологи проводят следующие мероприятия:

1. Психологическая диагностика, включающая в себя профессиональный психологический отбор, психологический мониторинг (позволяющий выявить накопление стресса), постэкспедиционное психологическое обследование (после участия в ликвидации последствий ЧС).

2. Психологическая подготовка.

3. Психологическое консультирование.

4. Мероприятия по реабилитации совместно с медицинскими работниками.

Руководители подразделений отвечают за формирование среды, в которой протекает профессиональная деятельность. Четкость организации и планирование труда имеют большое значение, поскольку в таких условиях негативные последствия профессионального стресса встречаются значительно реже.

Особое внимание стоит уделить корпоративной культуре, поскольку в ней закреплены накопленные профессиональным сообществом сберегающие формы поведения. Приобщение к корпоративной культуре позволяет овладеть стратегиями профилактики и совладания с профессиональным стрессом. Другими словами, происходит передача каждому специалисту обобщенного опыта коллег.

Без активного и сознательного включения в систему профилактики самого специалиста невозможно добиться успеха в этом направлении. Специалист является не пассивным потребителем, над которым совершают манипуляции, а активным участником системы профилактики. Очень важно, чтобы сам специалист заботился о своем здоровье, обращал внимание на свое состояние. Если он сам не будет заботиться о себе, то вряд ли специалисты, в том числе лучшие из них, смогут оказать ему помощь.

Забота о собственном физическом и психологическом благополучии является профессиональной обязанностью специалиста. Причем забота о себе – это не слепое следование избитым правилам здорового образа жизни, это выработка индивидуального подхода. Вовсе не всем одинаково хорошо подходят одни и те же приемы. Например, одним из известных направлений является занятие физическими упражнениями, спорт. Однако существует множество спортивных направлений. Делая выбор, необходимо опираться на свои индивидуальные особенности, предпочтения и возможности: не всем подходят одни и те же физические упражнения, отличается и уровень допустимой физической нагрузки.

При выработке индивидуального подхода к профилактике негативных последствий профессионального стресса необходимо учитывать следующие принципы:

1. Ответственное отношение к собственному здоровью: и физическому, и психическому. Невозможно заботиться о себе в какие-то определенные периоды и забывать о себе в другие – это не будет эффективным. Ответственное отношение к себе предполагает постоянную заботу о себе, а также активную позицию по отношению к своему здоровью. Это означает, что человек полностью принимает ответственность за то, что происходит с ним, на себя.

2. Важно развивать навык самонаблюдения. Это подразумевает умение отвечать на вопрос: «Что сейчас со мной происходит, каково мое состояние?» Если специалист вырабатывает навык следить за своим состоянием, то он без труда будет улавливать моменты, когда он напряжен, расстроен и т.д. В таких случаях специалист может использовать приемы совладающего поведения на ранних этапах появления проблем. Такое быстрое распознавание помогает не накапливать проблемы.

3. Для достижения результата недостаточно заниматься только телом, (например, заниматься спортом, соблюдать диету) или только психологическим состоянием. Важно соблюдать баланс. Результат достигается только при развитии в обоих направлениях.

4. Критерием успеха «заботы о себе» выступает осознание специалистом того, что он является хозяином самого себя. Он ощущает всю полноту жизни. Важно и то, что специалист может контролировать свое состояние. Все это повышает его профессиональную эффективность, поскольку, только позаботившись о себе, мы можем заботиться о других.

Существуют различные методы, которыми специалист может пользоваться для регуляции своего состояния. Очевидно, что если специалист знает такие методы, отработал их, то это может стать хорошим подспорьем в сложных ситуациях. Методы саморегуляции можно разделить на:

– приемы, которые специалист может использовать самостоятельно;

– методы, которые могут осуществляться после подготовки со специалистом (более сложные, имеющие мощный эффект).

В таблице приведены методы саморегуляции, выполнение которых возможно самостоятельно или после предварительной подготовки, а также мероприятия, осуществляемые только со специалистом.

mydocx.ru

Приемы психологической регуляции в стрессовой ситуации

Стресс — это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Он составляет важную часть нашей повседневной жизни.

Какой бывает стресс?

Эмоционально отрицательные и эмоционально положительные стрессы. Такие радостные события, как свадьба, рождение ребенка или выигрыш любимой команды, тоже факторы стресса, вызывающие бурю эмоций и выброс адреналина. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация приносит вам радостное возбуждение и хорошее настроение, она непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности. Известны, правда, факты, когда сильные положительные эмоции у людей со слабым здоровьем приводили к серьезным последствиям, вплоть до инсультов и инфарктов, но это — случаи уникальные.

Кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный стресс несет более тяжелые последствия. Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. Острый, шоковый стресс может быть вызван различными экстремальными ситуациями, выходящими за рамки нашего жизненного опыта. Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Психосоциальный стресс хоть и происходит в мирное время и не имеет видимых разрушительных последствий, на человеческую психику действует ничуть не слабее. Чаще всего такой стресс вызывает смерть супруга, развод или разрыв с близким человеком, чувства обиды, зависти, ревности, злости и т.п. Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за незначительных, казалось бы, но постоянно действующих и многочисленных факторов (например, неудовлетворенность работой, напряженные отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления, машинистов.

Потенциально же опасным для психического и физического здоровья человека является слишком продолжительный, хронический стресс, который затрудняет адаптацию к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности. Признаки хронического стресса:

  • Нарушения сна (вы долго не можете уснуть, с трудом просыпаетесь и чувствуете себя разбитым, подавленным и не отдохнувшим);
  • Утомляемость (работаете «от звонка до звонка», на решение проблем нет сил);
  • Раздражительность, вспыльчивость, конфликтность (начинает раздражать поведение людей, к которым вы ранее относились положительно, учащаются конфликты в семье);
  • Ошибочные действия на работе и дома;
  • Головные боли, повышенное давление, расстройства желудка или появления симптомов ранее вылеченных болезней (например: язва желудка, гастрит, экземы);
  • Замечаете, что стали чаще употреблять алкоголь или психоактивные вещества, дающие вам лишь иллюзию комфорта и расслабленности;
  • Постоянные негативные мысли, апатия и другие.

Эффективными методами профилактики и совладания со стрессом являются приемы саморегуляции.

Саморегуляция—это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управлением мышечным тонусом и дыханием.

Методы саморегуляции в острой стрессовой ситуации

Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения. При каждом выдохе говорите себе: «Я успокаиваюсь…», «Медленный выдох успокаивает меня…» или что-то другое, что Вам необходимо! Помните, что противострессовое дыхание — главная составляющая психоэмоционального равновесия.

Расслабьте уголки рта, мышцы лба. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить ‘язык лица и тела’ путем расслабления мышц и глубокого дыхания (с особенно продолжительным выдохом).

Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Медленно, не торопясь, мысленно найдите в помещении, в котором Вы находитесь 7 синих (любой другой цвет) предметов, ‘переберите’ все предметы один за другим. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой ‘инвентаризации’. Говорите мысленно самому себе: Синие занавески, синяя ваза для цветов’ и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Представить себя в приятной обстановке – на природе, дома, в каком-нибудь месте, которое вызывает у Вас приятные воспоминания.

Займитесь какой-нибудь физической деятельностью (быстро пройтись, по приседать, побегать и т.п.). Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации исполняет роль громоотвода, — помогает отвлечься от внутреннего напряжения, ‘спустить пар’.

Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней и только на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствуем полной релаксации (расслаблению), вызывает положительные эмоции.

Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется ‘здесь и сейчас’ и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

Найдите возможность смочить лоб, виски, руки холодной водой. Выпейте стакан воды: медленно, как бы сосредоточенно пейте воду, сконцентрировав внимание на своих ощущениях. Если есть возможность можно принять контрастный душ или ванну.

www.b17.ru

Профессиональный стресс. Методы и приемы психологического саморегулирования в системе профессионального стресса основные документы и литратура, используемые при разработке конспекта

Тема Профессиональный стресс. Методы и приемы психологического саморегулирования в системе профессионального стресса

основные документы и литратура, используемые при разработке конспекта:


    Битянова М.Р. Социальная психология. Международная педагогическая Академия, М., 1994

материально-техническое обеспечение: Учебная доска

3) Заключительная часть – 15 минут………………………………………. ………………. …..8 стр

  1. Подготовительная часть

— Проверка обучаемых, согласно списка;

— содержание данного занятия.

  • Основная часть
  • 1 Учебный вопрос: Профессиональный стресс: понятие, механизмы накопления профессионального стресса.
    Под профессиональным стрессом понимается состояние эмоционального напряжения, сопутствующее деятельности человека, которое может возникать не только при попадании в экстремальные ситуации, но и в повседневной практике.

    Механизмы регуляции и специфика проявления профессионального стресса человека обусловливается особенностями:

    а) мотивации и намерений;

    б) функциональных и оперативных ресурсов;

    в) личностных черт и когнитивных (мыслительных) возможностей;

    г) эмоционально-волевой реактивности;

    д) профессиональной подготовленности и работоспособности;

    е) психической надежности индивида.

    Поскольку в настоящее время существует множество противоречивых формулировок понятия «стресс», следует еще раз подчеркнуть, что стресс — это не просто нервное напряжение. Неверно отождествлять стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением.

    Доктор Дж. Мейсон, один из наиболее известных исследователей психологических и психопатологических аспектов биологического стресса, считает итогом воздействия всех стрессоров активацию «физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом».

    Понятно, что у человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители являются самыми частыми стрессорами. Но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям.

    Стресс-факторы, которые в конечном итоге вызывают стресс, изначально обрабатываются в мозге, и если раздражитель воспринимается как угроза, вызов или что-то крайне неприятное, то в ответ возникает сильное эмоциональное возбуждение, которое запускает дальнейшую цепь событий.

    Представьте, что вы ведете машину по шоссе, и вас начинает обгонять другой водитель, причем не просто обгоняет, но и «подрезает» вашу машину. Вслед за этим «фокусом» он выкидывает другой — резко тормозит перед самым носом вашей машины. Эта внезапная непредвиденная ситуация вызывает у вас моментальную автоматическую реакцию: учащается пульс и дыхание, глаза — если бы вы увидели себя в этот момент со стороны — чуть ли не «вылезают из орбит». Не исключено, что вы рассердитесь не на шутку, начнете громко ругаться — возмущению вашему не будет границ! Как только непосредственная опасность пройдет, и вы немного успокоитесь, взгляните на себя в зеркало: губы сжаты, шейные и плечевые мышцы напряжены так сильно, что разболелись голова и спина, к горлу подступила тошнота…

    Через несколько минут после этой острой стрессовой ситуации пульс и дыхание успокаиваются, внешний вид приходит в норму. Однако напряжение в мышцах так быстро не проходит. Интенсивное и продолжительное мышечное напряжение — это признак стрессовой ситуации.

    Кроме физиологических стрессовых изменений, существуют сигналы эмоциональной сферы, связанные с изменением поведенческих реакций. У одного человека, например, стресс проявляется в нетерпеливости, другой как будто постоянно куда-то спешит (быстро говорит, быстро ходит). У третьего ухудшается память. У четвертого мысли постоянно перебегают с одного на другое — он никак не может сосредоточиться. Проявлением стресса является повышенная нервозность, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость, состояние душевной опустошенности, внезапная разъяренность.

    Прежде чем приступить к рассмотрению существующих в организме человека физиологических механизмов борьбы со стрессом, целесообразно вспомнить функции нервной системы, поскольку именно она играет главенствующую роль в управлении жизнедеятельностью.

    Нервная система — совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. Нервная система обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма, осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения, составляет материальную основу психической деятельности (речь, мышление, социальное поведение).

    Механизмы накопления профессионального стресса
    Стресс-реализующие системы. В нормальном здоровом организме человека существуют механизмы, направленные на борьбу с неблагоприятными факторами, воздействие которых может привести к гибели. Следует подчеркнуть, что данные механизмы приспособления к воздействию стрессоров неспецифичны и являются общими для любых стрессовых воздействий, что позволяет говорить об общем адаптационном синдроме (или стресс-реакции). Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

    Первый этап в стресс-реакции — активация симпатического и парасимпатического звеньев автономной нервной системы. Физиологические изменения в организме, наблюдаемые на первом этапе стресс-реакции:

    1) учащение сердцебиения;

    2) усиление сердечных сокращений;

    3) расширение сосудов сердца;

    4) сужение брюшных артерий;

    5) расширение зрачков;

    6) расширение бронхиальных трубок;

    7) увеличение силы скелетных мышц;

    8) выработка глюкозы в печени;

    9) увеличение продуктивности мыслительной деятельности;

    10)расширение артерий, проходящих в толще скелетных мышц;

    11) ускорение обмена веществ.

    Если стрессор продолжает действовать, то возможности симпатической нервной системы по причине ограниченности запасов медиаторов (биологически активных веществ, секретируемых нервными окончаниями и обусловливающих передачу нервных импульсов) не позволяют противодействовать ему. В этом случае включается следующий, второй, механизм, который получил название реакции «битва—бегство» (позволяет организму либо бороться с угрозой, либо бежать от нее). Данная реакция рассматривается как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к активности в ответ на действие стрессора.

    Благодаря физиологическим изменениям люди в чрезвычайной ситуации способны совершать невероятные поступки. Когда достаточно слабый человек поднимает машину, которой придавило ребенка, можно говорить о невероятной силе, сообщаемой нам реакцией «битва—бегство». Важно отметить, что функцией парасимпатической нервной системы является возвращение нас в расслабленное состояние после того, как угроза миновала.

    С физиологической точки зрения, краткосрочный стресс — вовсе не «болезненное» состояние, а процесс, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями, адаптируется к изменяющимся условиям окружающей действительности ситуациях,_когда_он_слишком_силен_или_действует_слишком_долго.’>. Свое пагубное влияние на психологическое и физическое здоровье человека стресс оказывает в ситуациях, когда он слишком силен или действует слишком долго. Рассмотренный выше общий адаптационный синдром является физиологическим ответом организма на стрессовое воздействие и свойственен в равной степени как животным, так и человеку.

    Однако когда люди говорят, что испытывают стресс, они обычно подразумевают, что находятся в состоянии нервного напряжения, утомлены, расстроены, сердятся или подавлены. Поэтому мы можем говорить о том, что, в отличие от животных, реакция человека на стрессовое воздействие имеет сложную многоуровневую структуру, определяемую в том числе и психологической составляющей.

    Характер реакции человека на воздействие потенциального стрессора зависит от целого ряда причин и, прежде всего, от субъективной оценки человеком ситуации. Выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, личностных особенностей и т.д. Большое значение имеет оценка человеком угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация.

    Таким образом, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.

    Участников психологической группы попросили вспомнить случаи из своего опыта, когда их жизнь подвергалась опасности. Одна из женщин рассказала историю, произошедшую примерно 20 лет тому назад. Наша героиня ехала на рейсовом автобусе, который шел из одного районного центра в другой, выйти ей предстояло около небольшой деревни, где она собиралась провести отпуск. Она вышла, благополучно добралась до места, отлично провела отпуск и вернулась домой. На этом ее рассказ был прерван возмущенными вопросами аудитории, которая не могла понять, в чем состояла опасность для жизни. Тогда женщина рассказала вторую часть истории. Через много лет, будучи корреспондентом областной газеты, она получила задание подготовить статью об авариях на транспорте. Собирая материал, она случайно наткнулась на сообщение о том, что тот самый автобус, на котором она много лет назад ехала в отпуск, попал в серьезную катастрофу на железнодорожном переезде, несколько человек погибли, остальные были ранены.

    Таким образом, героиня этой истории ОБЪЕКТИВНО находилась в опасности, а СУБЪЕКТИВНО (так как не знала об этом) этой опасности не чувствовала и, естественно, не испытала никакого стресса.

    Примером противоположной ситуации может служить рассказ другой участницы той же психологической группы. Ее история произошла в 1999 г., в тот период, когда Москва была напугана страшными терактами: взрывами домов на Каширском шоссе и улице Гурьянова. Она стояла у окна и вдруг увидела, что в ее двор въезжает грузовик. Эта машина показалась ей подозрительной. Через 10 минут она окончательно убедила себя в том, что в грузовике взрывчатка и это террористический акт. Она рассказывает, что почувствовала необычайный прилив сил, не в полной мере давая себе отчет в своих действиях, она в считанные минуты собрала детей, предупредила соседей, позвонила в милицию и выскочила на улицу.

    Прибывший наряд милиции выяснил, что в грузовике соседи перевозили мебель, и никакой опасности нет. Героиня этой истории, хоть и вспоминает этот случай с некоторой долей юмора, в то же время говорит, что никогда ни до, ни после она не испытывала такого животного страха, как в те минуты.

    Таким образом, ОБЪЕКТИВНО ситуация была безопасной, а СУБЪЕКТИВНО была расценена как крайне опасная и вызвала сильнейший стресс.

    Мы часто рассуждаем о том, как важно спокойно относится к раздражающим нас вещам, даем советы родным, друзьям и приятелям, что не стоит обращать внимание на мелочи (конфликт на работе — подумаешь, с кем не бывает, нахамили в общественном транспорте — обычное дело, пробка — ну что делать, сам вчера стоял два часа и т.д.).

    Можно порекомендовать несколько приемов, которые позволят спокойнее относиться к обычным, повседневным, «жизненным» стрессам:

    Представьте себе, как вы будете рассказывать об этом событии через неделю, месяц, год. Часто этот простой прием позволяет быстро оценить реальную значимость происшествия для вас.

    Подумайте и прорепетируйте, что бы вы сказали, если бы эта ситуация произошла не с вами, а с кем-то из ваших знакомых.

    Сразу после взволновавшего события позвольте себе быстро «выпустить пар»: поделитесь с окружающими своими переживаниями, побейте кулаком подушку, покричите, порвите бумагу, выругайтесь, совершите какое-нибудь физическое действие и т.д.

    Характеристики стрессового события.

    Стрессовые события могут различаться по следующим признакам:

    а) частоте возникновения — события могут быть одиночными, возникать периодически, накладываться друг на друга;

    б) длительности воздействия — кратковременное, продолжительное, хроническое (постоянное). Кратковременные стрессоры — это, как правило, повседневные неприятности, в результате воздействия которых актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов. К продолжительным стрессорам можно отнести критические жизненные события, требующие значительного времени для адаптации, вызывающие в структуре личности человека серьезные изменения и сопровождающиеся не только кратковременными эмоциями, но и стойкими эмоциональными реакциями (перемена места жительства, особенно вынужденная, хроническая болезнь, конфликтная обстановка в служебном коллективе). Хронические стрессоры — постоянно или очень длительное время действующие ситуации, например: бедность, проблемы в семейных взаимоотношениях, перегрузки на работе и т.п.

    Долговременное воздействие стрессора приводит к состоянию хронического стресса;

    в) интенсивности воздействия — чем больше физиологические и психические изменения в результате воздействия стрессора отличаются от оптимальных параметров, тем интенсивнее стрессовое воздействие события на человека. Например, такие события, как смерть близкого или возникновение угрозы собственной жизни, по интенсивности воздействия, как правило, значительно превосходят события, связанные с неприятностями в профессиональной сфере или утратой имущества;

    г) знаку эмоциональной окрашенности — стрессовые события, могут быть не только негативными, неприятными событиями жизни, вызывающими резко отрицательные эмоции, но и позитивными, требующими адаптации к неким произошедшим изменениям, вызывающими сильные положительные эмоции. Воспринимаясь как позитивные, желательные, тем не менее, могут оказывать сильное стрессовое воздействие на человека.
    2 Учебный вопрос : Методы и приемы психологического саморегулирования в системе профессионального стресса. Профилактика стрессовых состояний.
    Как уже было отмечено, ситуация становится для человека источником стресса только в том случае, если субъективно оценивается им как стрессовая.

    Таким образом, между стрессором и нашей реакцией на него всегда есть промежуточное звено — субъективная оценка ситуации, называемая также в ряде исследований когнитивной интерпретацией происходящего.

    Прошлый опыт человека.

    На восприятие события как стрессового в значительной степени влияет личный опыт человека. Для каждого существуют закрепившиеся в результате прошлого опыта установки о том, какие ситуации являются наиболее опасными и стрессовыми.

    У каждого из нас есть «точки уязвимости», воздействие на которые вызывает максимально выраженную стрессовую реакцию. Напротив, какие-то стрессоры воспринимаются человеком как менее опасные, так как он сталкивался с ними в прошлом, и у него выработались программы эффективного реагирования на данные ситуации. В таком случае, стрессовое воздействие будет для человека менее разрушительным, так как он готов с ним справиться. Такие стереотипы поведения не возникают сами по себе, а приобретаются человеком на протяжении всей его жизни, начиная с самого раннего детства. Иногда у человека в результате прошлого опыта вырабатываются стереотипные реакции, носящие недостаточно адаптивный характер, что может привести при воздействии аналогичных стрессоров к нарастанию напряжения и развитию хронического стресса.

    Примером может служить особенность, которую часто называют «синдромом отличника». Человек, обладающий этой чертой, стремится все сделать наилучшим образом, «сдать на пять», крайне болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, переживает любую неудачу как личную трагедию. Получается, что человек живет в постоянном состоянии стресса, во-первых, из-за того, что все ресурсы используются на отличное выполнение задачи (ведь ему сложно принять помощь других — он не может признаться, что в чем-то некомпетентен). Во-вторых, такой «отличник» живет в постоянном страхе получить негативную оценку. Такой стереотип поведения человек, как правило, получает в детстве, когда родители требуют только отличных оценок в школе, только первых мест в спортивных соревнованиях и не учат ребенка справляться с неуспехом. Часто такая стратегия поведения является недостаточно адаптивной.

    Осведомленность (информированность) о ситуации.

    Часто событие становится стрессовым для конкретного человека, если оно субъективно оценивается им как угрожающее, непредсказуемое по своим последствиям. Особенно усиливается степень стрессового воздействия в тех случаях, когда событие является неожиданным, внезапным. Отсутствие полной и достоверной информации о ситуации многократно увеличивает беспокойство и напряжение по поводу происходящего. Повышение информированности о ситуации и способах совладания с ней снижает ее субъективное стрессовое значение для человека. Наличие у человека знаний, умений и навыков, позволяющих ему справиться с ситуацией, способствует интерпретации потенциально стрессового события как нейтрального, либо имеющего незначительное стрессовое воздействие. Так, например, освещение в средствах массовой информации слухов о возможном предстоящем дефиците на тот или иной товар может вызвать стресс и заставить людей скупать совершенно не нужные им товары в огромных количествах (этим приемом иногда пользуются недобросовестные продавцы). В то время как при условии адекватного информационного обеспечения (с однозначным и достоверным описанием причин, возможностей и сроков исправления ситуации) временные трудности с поставкой необходимых товаров обходятся без массовых волнений.

    Итак, наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрессорам может быть связана как с вышеперечисленными факторами, так и с индивидуальными и личностными качествами человека, которые в значительной мере оказывают влияние как на возникновение стрессовой реакции, так и на характер ее протекания.
    Профилактика стрессовых состояний

    Изучение влияния профессиональной деятельности на человека позволило сформулировать определение профессионального здоровья. Профессиональное здоровье понимается как «процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни» (Пономаренко, 1992).

    Приведенное определение предполагает комплексное рассмотрение человека как субъекта собственной деятельности, не ограничиваясь только сферой трудовой деятельности. В рамках комплексного подхода предполагается, что качество жизни человека, включая состояние физического здоровья, уровень образования, удовлетворенность взаимоотношениями с другими людьми, длительность жизни, находятся в диалектическом взаимодействии с надежностью профессиональной деятельности, профессиональным долголетием.

    Схематически взаимосвязь структурных элементов профессионального здоровья и профессионального долголетия можно представить следующим образом:

    zodorov.ru