Методы исследования депрессии

Психологические методы исследования депрессивных состояний

Неелова Е. А.

Ростовский государственный университет (Ростов-на-Дону)

Аффективные (эмоциональные) расстройства являются одной из актуальных проблем в современной мировой психологии и психиатрии. Исследования в области медицинской психологии и медицины показывают, что в общем числе депрессивных состояний преобладают маскированные или скрытые депрессии, что требует своего дальнейшего изучения, так как диагностика такого рода депрессий представляет большие трудности.

Термин «скрытая депрессия» является обозначением характерной депрессивной клинической картины, в которой психические явления стерты, а физические, телесные становятся преобладающими. Раннее выявление подобных состояний, их своевременная психологическая диагностика важны потому, что скрытая депрессия часто сопровождается высоким суицидальным риском.

Задачей нашего исследования является выявление признаков собственно депрессивного состояния, а также исследования нарушений познавательных и личностной сферы у больных с депрессивными расстройствами.

Целью данной работы была экспериментально-психологическая диагностика скрытой депрессии у кардиологических и гастроэнтерологических больных.

Объектом исследования были больные, находившиеся на лечении в кардиологическом и гастроэнтерологическом отделениях городской больницы г.Ростова-на-Дону. При помощи самооценочной шкалы В.Зунга депрессии различной степени выраженности выявлены у 66% кардиологических и у 53% гастроэнтерологических больных.

Анализ результатов опросника Леонгарда-Шмишека показал, что преморбидные особенности личности испытуемых во многом способствовали развитию у них депрессивных состояний. У кардиологических больных преобладали эмотивный (93%) и застревающий (80%) типы акцентуаций, имеющие в прогнозе невротическую депрессию. Одинаковую представленность имели педантичный (73%), циклотимный, гипертимный типы акцентуаций, что позволяет прогнозировать возможность развития у данных больных ипохондрического синдрома и невротической депрессии.

У обследованных гастроэнтерологических больных по результатам опросника Леонгарда-Шмишека преобладали следующие типы акцентуаций: циклотимныЙ (73%), гипертимный (66%), застревающий (60%), эмотивный (60%), что, по методике Леонгарда-Шмишека прогнозирует у данных больных развитие невротической депрессии. По результатам данного опросника у 86% кардиологических больных отмечен эмотивный тип акцентуации, у 80% — застревающий и 73% — гипертимный, что полностью соответствует характеристике данных типов акцентуаций, имеющих в прогнозе кардиологические заболевания.

У 46% гастроэнтерологических больных выявлен тревожный тип акцентуаций, имеющий в прогнозе гастроэнтерологические заболевания.

При помощи метода пиктограмм у 20% гастроэнтерологических и 26% кардиологических больных были выявлены признаки, позволяющие судить о наличии скрытой депрессии.

По результатам нашего исследования метод пиктограмм позволяет выявить скрытую депрессию, не диагностируемую шкалой В.Зунга, и может быть рекомендован для ранней диагностики депрессии.

Анализ способов реагирования во фрустрационных ситуациях показывает, что у 66% обследованных кардиологических и 40% гастроэнтерологических больных преобладают агрессивные реакции экстрапунитивного типа. У 80% испытуемых по методике С.Розенцвейга выявлены низкие показатели степени социальной адаптации.

Тест Люшера обнаружил наличие стрессового состояния у больных с выявленной депрессией: у кардиологических больных — в 80% случаев, у гастроэнтерологических больных — в 65% случаев.

По методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн было выявлено: у 73% кардиологических больных самооценка занижена, у 27% — завышена. Адекватный уровень самооценки не отмечен ни у одного кардиологического больного.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что состояние скрытой депрессии у соматических больных часто не диагностируется принятыми клиническими методами, и ее диагностика возможна с использованием более тонких инструментов, какими являются психологические методы исследования.

www.psychology.ru

2.2. Характеристика методов исследования

Программа исследования

Программа исследования включала:

1. Клинический метод

Клинический метод исследования включал изучение анамнеза, клинический расспрос и наблюдение. Сбор анамнеза заключался в изучении жизни пациентов на основании информации, полученной от него и его родственников. Выясняли наследственную отягощенность психическими расстройствами, алкоголизмом, особенности протекания беременности матери, наличие осложнений в родах, особенности перинатального и других периодов развития. Отмечали перенесенные заболевания (эпилепсия, нейроинфекция, оперативные вмешательства), употребление алкоголя. Анализировались особенности характера, его изменения в процессе жизни, интересы, увлечения. Выясняли семейное положение, перенесенные экзогенные воздействия, психотравмирующие ситуации в прошлом.

Клинический расспрос применяли при непосредственном контакте врача с пациентом, использовали вопросы,, отражающие информацию о психопатологических феноменах, свойствах личности, внутренней картине болезни, а также направленные на выявление жалоб пациента.

Методом наблюдения отслеживали поведение пациента во время беседы, выполнения предлагаемых заданий, ответов на вопросы. Отмечали аффективную реакцию, степень утомляемости от беседы.

Особое внимание уделялось расспросу больного относительно возникающих в связи с травмой затруднений в сфере привычной жизнедеятельности. Для упорядочения процедуры расспроса пациентов и ухаживающих за ними лиц, а также получения количественных показателей широко применяют специальные опросники.

В настоящее время в практике учреждений неврологического профиля используют шкалу Бартела и шкалу функциональной независимости FIM, разработанные Американской Академией Физической терапии и Реабилитации. При использовании шкалы Бартела оценка уровня бытовой активности производится по сумме баллов, определенных у больного по разделам теста. Максимальная сумма баллов, соответствующая полной независимости в повседневной жизни, равна 100.

Шкала функциональной независимости FIM состоит из 18 пунктов, отражающих состояние двигательных (пункты 1-13) и интеллектуальных (пункты 14-18) функций. Пункты оцениваются ухаживающими по 7-бальной шкале, затем подсчитывается сумма баллов по всем пунктам опросника. Сумма может составлять от 18 до 126 баллов. Чем выше сумма баллов, тем полнее независимость больного в повседневной жизни

2. Исследование качества жизни

В последнее время уделяется большое внимание исследованию качества жизни больных с ТБСМ. С этой целью применяются опросники, ответы на которые дает сам больной, либо родственники и ухаживающий персонал.

Короткая Версия Опросника Здоровья—36 (MOS 36—Item Shot—Form Health Survey, или MOS SF-36) разработана в США в рамках исследования MOS (Medical Outcome Study, англ., или Изучение Медицинских Результатов), на основании других, уже существующих тестов, которые разрабатывались ранее в рамках того же исследования. Этот опросник в настоящее время относится к нозологически неспецифичным и наиболее используемым. Он состоит из 36 вопросов, которые объединены в 11 пунктов.

Опросник позволяет рассчитать качество жизни респондента по 9 критериям (8 — основных и 1 — дополнительный) по шкале от 0 до 100 %. Кроме того, предусмотрены 2 суммарных измерения, которыми объединяются критерии: Суммарный Показатель Физического Здоровья — СПФЗ (включает шкалы ФА, РФ, Б, ОЗ) и Суммарный Показатель Психологического Здоровья — СППЗ (включает шкалы ЖС, СА, РЭ, ПЗ). Расчет критериев производится методом суммирования рейтингов Ликерта на основе перекодированных сырых баллов. Заполнение опросника производится самим респондентом. Помощь исследователя допустима только в пределах разъяснения респонденту сути вопросов и ответов. В некоторых случаях допускается заполнение методом интервьюирования. Время заполнения опросника — от 20 минут (самозаполнение) до 35 минут (интервью).

Критерии качества жизни по опроснику MOS SF-36:

  • ФА — Физическая активность (PF — Physical Functioning) — объем повседневной физической нагрузки, которая не ограничена состоянием здоровья. Прямой критерий: чем выше показатель, тем большую физическую нагрузку, по мнению респондента, он может выполнить.
  • РФ — Роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности (RP — Role-Physical) — степень ограничения повседневной деятельности проблемами со здоровьем. Обратный критерий: чем выше показатель, тем меньше, по мнению респондента, проблемы со здоровьем ограничивают его повседневную деятельность.
  • Б — Боль (BP — Bodily Pain) — оценка объема субъективных болевых ощущений, которые испытывал респондент за последние 4 недели.
  • Обратный критерий: чем выше показатель, тем меньше, по мнению респондента, болевых ощущений он испытывал.

  • ОЗ — Общее здоровье (GH — General Health) — оценка общего состояния здоровья на момент опроса. Прямой критерий: чем выше показатель, тем лучше, по мнению респондента, состояние его здоровья.
  • ЖС — Жизнеспособность (VT — Vitality) — оценка состояния жизненного тонуса за; последние 4 недели. Прямой критерий: чем выше показатель, тем больше времени респондент ощущал себя.бодрым и полным сил.
  • СА — Социальная активность (SF — Social Functioning) — оценка объема социальных связей. Прямой критерий: чем выше показатель, тем выше,- по мнению респондента, была его социальная; активность за.последние 4 недели.
  • РЭ — Роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (RE — Role-Emotional)- степень ограничения повседневной деятельности эмоциональными проблемами. Обратный критерий: чем выше показатель, тем меньше, по мнению респондента, эмоциональное состояние ограничивало его повседневную деятельность.
  • ПЗ — Психологическое здоровье (МН — Mental Health) — оценка состояния ментальной сферы. Прямой критерий: чем выше показатель, тем больше времени, по мнению респондента, он чувствовал себя; спокойным и умиротворенным в течение последних 4 недель.
  • Надежность и валидность опросника многократно подтверждены в различных исследованиях.

    Исследование боли проводилось с помощью Визуальной Аналоговой Шкалы боли (ВАШ) [Карих Т.Д.,1990], согласно которой больной отмечает интенсивность беспокоящей его боли на шкале. Деления от 0 до 10, где 0-отсутствие боли; от 0 до 2,4 соответствует слабой боли; от 2,5 до 4,9 соответствует умеренной боли; от 5 до 7,4 -сильной боли; от 7,5 до 10- очень сильной (нестерпимой) боли.

    3. Исследование двигательных функций:

    Исследование двигательных,функций проводились при помощи:

  • линейных измерений длины и окружности конечностей;
  • измерении объема движений в суставах;
  • оценки мышечной силы и тонуса;
  • исследовании координации движений и сложных двигательных актов, уровня функциональных возможностей;
  • инструментального обследования.
  • Линейные измерения проводились с помощью сантиметровой ленты. При определении длины конечности мы ориентировались на опознавательные точки, от которых производились измерения. Измерение охвата конечности производилось для определения степени атрофии мышц. Наиболее типичными являются измерения охвата верхней конечности на уровне средней трети плеча, локтевого сустава, средней трети предплечья, лучезапястного сустава. Измерения охвата нижней конечности производится на уровне верхней трети бедра, коленного сустава, верхней трети голени и голеностопного сустава.

    Исследование силы мышц производилось с помощью метода мануального тестирования. Мануально силу мышц оценивали по 6-бальной системе (по R. Braddom, 1996; М. Вейсс, 1986).

    Исследование мышечного тонуса осуществлялось путем пальпации мышцы и при оценке рефлекторной сократимости мышцы при повторных пассивных движениях в суставе. Степень спастичности определялась по 5-бальной шкале Ашфорта.

    Все пациенты обследовались и были распределены с учётом шкалы тяжести повреждения ASIA (Американской ассоциацией спинальной травмы), согласно которой степень повреждения В соответствует сохраненной чувствительности, но отсутствует двигательная функция в сегментах ниже неврологического уровня, включая S4-S5; степени С соответствует присутствие двигательной функции ниже неврологического уровня, но более половины ключевых мышц ниже неврологического уровня имеют силу менее 3-х баллов; степень D соответствует двигательной- функции ниже неврологического уровня, и, по крайней мере, половина ключевых мышц ниже неврологического уровня имеют силу 3 балла и более. Исследование координации движений и сложных двигательных актов.

    Особое внимание при обследовании больного ТБСМ уделялось объективной оценке его возможностей выполнять действия, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Эта оценка производилась как путем наблюдения за поведением больного, так и по результатам выполнения им заданных тестов.

    При оценке мобильности больного обследуемого просили выполнить (по возможности) повороты с живота на спину и со спины на живот в положении лежа на кушетке; вставание с кушетки из положения лежа и сидя на кушетке; при использовании инвалидного кресла- каталки и передвижение в ней по коридору.

    При оценке уровня бытовых навыков больного просили показать, как он самостоятельно может раздеться, одеться, расстегнуть и застегнуть пуговицы, молнии, зашнуровать шнурки; изобразить движения рук, необходимые для умывания лица и туловища, чистки зубов, причесывания; бритья; показать, как пациент может пользоваться ложкой, вилкой, ножом и другими столовыми приборами.

    Инструментальное обследование проводилось при помощи электромиографии (ЭМГ), ультразвуковой доплерографии (УЗДГ) нижних конечностей, рентгенографии, ЭКГ, ультразвукового исследования органов брюшной полости и органов малого таза.

    4. Психологическое обследование

    Мы использовали в своей работе опросные методы психодиагностики:

  • Опросник депрессии Бека
  • Шкала тревожности Спилбергера / Ханина
  • Исследования проводились до начала лечения и после проведения комплексного восстановительного лечения.

    Опросник Депрессии Бека (Beck Depression Inventory)

    Является одной из первых шкал, разработанной для количественной оценки депрессии.. Шкала включает 21 категорию симптомов и жалоб, отобранных авторами из числа наиболее значимых для клинической картины депрессивного состояния. Категории обозначаются буквами и соответствуют следующим проявлениям:

    • А. Настроение;
    • Б. Пессимизм;
    • В. Чувство несостоятельности;
    • Г. Неудовлетворенность;
    • Д. Чувство вины;
    • Е. Ощущение, что буду наказан;
    • Ж. Отвращение к самому себе;
    • З. Идеи самообвинения;
    • И. Суицидальные мысли;
    • К. Слезливость;
    • Л. Раздражительность;
    • М. Нарушение социальных связей;
    • Н. Нерешительность;
    • О. Образ тела;
    • П. Утрата работоспособности;
    • Р. Нарушение сна;
    • С. Утомляемость;
    • Т. Утрата аппетита;
    • У. Потеря веса;
    • Ф. Охваченность телесными ощущениями;
    • X. Утрата либидо.
    • Каждой категории соответствует 4-5 утверждений, которым: присвоены значения от 0 до 3 в зависимости от значимости данного утверждения для определения. тяжести депрессии. Некоторые категории: включают альтернативные утверждения, которые маркируются буквами а, b , с (например, 2а, 2 b ) и; имеют в баллах равные значения. Таким образом, тест позволяет прицельно оценивать не только тяжесть депрессии в целом, но и выраженность: отдельных ее симптомов. Важным преимуществом является также чувствительность теста в- отношении динамики; депрессии, что делает возможным: его применение для, оценки эффективности проводимого лечения.

      Опросник заполнялся самим больным. Время для заполнения опросника варьировало в зависимости от состояния пациента от 20 минут до 1-2 часов. Если больной сам был не в состоянии заполнить опросник, то заполнение проводилось нами на основании интервью с пациентом. Затем производился подсчет баллов: максимальный балл по шкале соответствует 63, минимальный — нулю; в соответствии с улучшением состояния балл снижается. Интерпретация результатов производилось в соответствии с установленными А.Т. Веск и соавторами значениями суммарного показателя ± стандартное отклонение:

    • 11 ± 8 — «отсутствие депрессии»;
    • 19 ± 10 — «легкая. депрессия»;
    • 26. ± 10 — «умеренная депрессия»;
    • 30 ± 10 — «тяжелая депрессия».
    • Надежность и валидность опросника неоднократно подтверждены в многочисленных исследованиях.

      Шкала Тревоги Спилбергера-Ханина (State-Trate Anxiety Inventory)

      Предназначена для самооценки тревоги. Важным преимуществом данной шкалы является возможность различать два вида тревоги — тревожность как черту личности (конституциональная, личностная тревожность) и тревогу как преходящее клиническое состояние (реактивная тревожность).

      Шкала состоит из двух субшкал, раздельно оценивающих тревожность как состояние (пункты 1-20) и тревожность как устойчивую характеристику данного человека (пункты 21-40). Пункты первой шкалы ориентируют больного на описание своего состояния в данный момент, а пункты второй — на описание привычного самоощущения. Опросник заполнялся самим пациентом после краткого инструктажа. Больной проставлял значки (крестик, галку) напротив.того высказывания, которое в первой субшкале соответствовало его состоянию на момент обследования, а во второй субшкале — его обычному состоянию. Заполнение опросника занимало у больного 20—30 минут.

      Ответы «вовсе нет», «пожалуй, так», «верно», «совершенно верно» кодируются соответственно как 1, 2, 3 и 4. по каждой из субшкал имеются «прямые» пункты (более высокий балл по этим пунктам отражает более высокий уровень тревожности) и «обратные» (более высокий балл по этим пунктам отражает более низкий уровень тревожности). Подсчет баллов производился раздельно для оценки тревоги как состояния (ТС) и тревоги как черты личности (ЛT).

      По каждой из субшкал итоговый балл может варьировать от 20 до 80.. Итоговый балл до 30 соответствует низкой тревожности, 31-45 — умеренной тревожности, 46 и более — высокой тревожности. Можно рассчитать также индекс тревожности, который равен частному от деления полученного при обследовании пациента балла на максимально возможный суммарный балл (т. е. на 80).

      В валидизационных исследованиях доказана конвергентная и дискриминантная валидность субшкал, высокая степень их гомогенности. Высокая ретестовая надежность доказана для субшкалы «тревога как черта личности» .Надежность и валидность опросника многократно подтверждены в различных исследованиях.

      2.3. Статистическая обработка

      Результаты исследований обработаны методом вариационной статистики с проверкой значимости результатов по критерию Стьюдента с заданной вероятностью, равной 95%. Приводилось среднее и стандартное отклонение. Нормальность распределения оценивалась по Колмогорову-Смирнову.

      Подтверждение гипотезы о равенстве средних в независимых группах проводилось по непараметрическому ранговому критерию Колмогорова-Смирнова.

      Минимальный уровень достоверности при всех статистических сравнениях был принят равным 95% (Р

      paralife.narod.ru

      Суть и процесс диагностирования депрессии

      Причины и проявления депрессивных расстройств отличаются многообразием симптомов. Чем раньше будет проведена диагностика депрессии и дифференциация ее симптомов, тем эффективней окажется лечение.

      Содержание

      Согласно статистике ВОЗ в мире от депрессии страдают 400 млн. человек. Заболеванию подвержены жители крупных городов: высокий ритм жизни, постоянные стрессы, плохая экологическая обстановка угнетают психику, приводят к стойкому нервному расстройству и сопутствующим заболеваниям.

      При отсутствии должного лечения, болезнь может перейти в хроническое течение, а в отдельных случаях привести к летальному исходу. Поэтому очень важно вовремя поставить правильный диагноз и начать соответствующее лечение.

      Важность правильной диагностики депрессии ↑

      Важность своевременно выявления депрессии связана с тем, что болезнь быстро прогрессирует и:

    • способствует развитию соматических заболеваний или ухудшает течение имеющихся;
    • снижает адаптационные возможности и качество жизни;
    • способствует развитию суицидальных наклонностей.
    • Диагностика основана на выявлении жалоб пациента, сбора анамнеза жизни и заболеваний. Объективный диагноз позволяет определить природу расстройства и подобрать правильное комплексное лечение болезни.

      Постановка диагноза начинается с расспроса пациента о жалобах не только психического плана, но и физических проявлений болезни. Обычно, человек жалуется на подавленное состояние, тревожность, быструю утомляемость, раздражительность, нарушение сна.

      Узнай о симптомах суицидальной депрессии в нашей статье.

      Для экспресс – оценки степени психического расстройства, а в дальнейшем эффективности назначений, психиатр чаще всего использует шкалу Бека или Цунга. Для исключения физических причин в развитии заболевания могут понадобиться консультации других специалистов: невролога, терапевта, эндокринолога, психолога.

      Критерии распознавания и их оценка ↑

      У пожилых людей нервные расстройства приобретают «возрастную» окраску. Наряду с характерными признаками присутствуют ипохондрический и бредовый синдромы.

      Проявления излишней тревожности способны достигать высокой степени ажиотации (стоны, однообразные причитания, повторение коротких реплик: «все пропало», «умираю» и т.д., заламывание кистей рук). Повышенная двигательная активность может чередоваться с полным оцепенением.

      Лечение пожилых людей требует особого внимания:

      1. Больным не рекомендуется менять домашнюю обстановку, по возможности следует поддерживать их активность и, как можно больше общаться.
      2. При подборе лечебных препаратов учитывается состояние сердечно – сосудистой системы и сосудов головного мозга.
      3. Очень важно правильное питание, употребление витаминов и личная гигиена.
      4. В комплексе с медикаментозным лечением проводится психотерапия с вовлечением членов семьи.

      У детей и подростков

      Признаки депрессии в юном возрасте в основном проявляются изменением поведения и активности. Дети становятся обидчивыми, раздражительными, замкнутыми. Снижается интерес к играм и занятиям, учеба отходит на второй план.

      У подростков проявляется агрессивность и склонность к неадекватным поступкам. Молодые люди могут комплексовать по поводу своей внешности, обвиняют себя в бесполезности и ограниченности.

      Зачастую начинаются поиски смысла жизни, граничащие с фобией и неспособность получать положительные эмоции от общения с друзьями, занятий спортом или просмотра фильма.

      Следует отметить, что зачастую депрессия посещает способных, талантливых детей, с тонкой душевной организацией и обостренным чувством справедливости. В этих случаях без медицинской помощи обойтись нельзя и, поэтому заметив некоторые странности в поведении ребенка необходимо посетить специалиста.

      Послеродовая депрессия

      Угнетенное настроение, возникающее в послеродовой период, возникает у 15% представительниц прекрасного пола. Фактором риска являются женщины, у которых ранее наблюдались депрессивные симптомы, а также женщины подвергающиеся насилию в семье.

      Послеродовой стресс клинически проявляется стандартными симптомами:

    • апатией;
    • потерей аппетита;
    • повышением уровня тревожности;
    • отсутствием интереса к новорожденному.
    • В этом случае для постановки диагноза существует стандартный набор исследований, но основной признак – развитие депрессии в течение 6 – 7 недель после родов. Эффективное лечение состоит в комбинации психотерапевтических методов и соответствующей медикаментозной терапии.

      Физические признаки ↑

      Составной частью проявления депрессивных состояний являются соматические расстройства.

    • Нестабильность дыхательной и сердечно–сосудистой системы. Больные жалуются на слабость и обильную потливость, сильные головные боли, чувства жжения в области сердца. Периодически может появляться тахикардия, нарушения дыхательного ритма.
    • Патологии желудочно-кишечного тракта. Депрессия может спровоцировать гастрит, дискенезию желчновыводящих путей, колит. Важным признаком является синдром раздраженного кишечника.
    • Разнообразные расстройства мочеполовой системы. У пациентов наблюдается учащенное мочеиспускание, снижается либидо или вовсе отсутствует тяга к противоположному полу.
    • Депрессия может проявляться аллергическими реакциями: нейродермитом, крапивницей, бронхиальной астмой.
    • Невралгический вариант. Очень часто можно наблюдать жалобы на боли различной локализации:
      • зубная боль;
      • невралгии;
      • боли в спине.
      • мышечные подергивания, различные тики и спазмы.

      Совокупность признаков физических расстройств может указывать на наличие заболевания и необходимость обращения к специалисту.

      Лабораторная

      В терапии депрессии большое значение имеют лабораторные исследования, которые дополняют псиахитрическое и инструментальное обследования.

      При клиническом обследовании назначаются общие и биохимические анализы крови и мочи, иногда исследование спинномозговой жидкости. Также исследуется иммунологический и гормональный статусы.

      Анализы позволяют оценить состояние систем и органов пациента и используются врачом для контроля над состоянием больного и эффективности проводимого лечения.

      Дифференциальная

      Дифференциальная диагностика применяется для непатологических случаев заболевания у психически здорового человека и проводится для исключения серьезных соматических расстройств и сбора анамнеза.

      Для этого используются специальные опросники, так называемые шкалы Цунга и Бека, позволяющие оценить степень патологии и контролировать процесс лечения.

      Тестирование определяет два десятка факторов, которые определяют уровень депрессии. Высокая чувствительность опросников дает возможность избежать потери времени; учитывая другие диагностические методы поставить верный диагноз и назначить адекватную терапию.

      Помощь специалисту при выявлении депрессивных состояний ↑

      При выявлении у себя признаков депрессии обязательно нужно обратиться к врачу. В противном случае болезнь может перерасти в устойчивую форму и послужить катализатором обострения других проблеем со здоровьем.

      Что такое терапевтически резистентная депрессия? Читай далее.

      Как вывести мужчину из депрессии после развода? Ответ здесь.

      Участие больного в диагностике — детальное описание своего состояния, поможет доктору правильно и максимально оперативно подобрать лечение. Ведите дневник и фиксируйте малейшие изменения в настроении и самочувствии.

      Только тесный контакт врача и пациента позволит ускорить выход из угнетающего состояния. Необходимо принимать активное участие в процессе лечения. Занятия спортом, здоровый образ жизни, сбалансированная диета и выполнение рекомендаций специалиста помогут в короткие сроки выйти из болота депрессии.

      Видео: Эффективный метод лечения

      Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

      Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

      gopsy.ru

      Методы исследования депрессии

      Уремия: Неспецифический язвенный колит

      Побочные Эффекты Лекарств. Некоторые ре­комендованные лечащим врачом лекарства мо­гут вызвать изменения химических процессов в мозгу, приводящие к клинической депрессии. Это препараты, понижающие давление, транк­вилизаторы и лекарства от болезни Паркинсона.

      Эндогенная (возникающая внутри организ­ма) Депрессия. Депрессия такого типа возника­ет по неизвестным причинам. Периодически у некоторых людей случается сильная нейрохи­мическая дисфункция, приводящая к депрес­сии. Примером такой депрессии является биполярное расстройство.

      Психосоциальные факторы опыт ранних лет жизни

      Если в первые годы своей жизни человек пе­ренес тяжелые эмоциональные потрясения, он подвержен большему риску заболеть депресси­ей на последующих этапах жизни. Безусловно, тяжелые переживания в раннем возрасте не обязательно влекут за собой депрессию. Одна­ко намного увеличивают ее вероятность. Ниже­перечисленные примеры помогут понять, почему из двух человек, подвергшихся абсо­лютно одинаковому стрессу, один все же справ­ляется со стрессом, а другой впадает в депрессию.

      Потеря близкого человека в детстве. Дети осо­бенно остро чувствуют потерю близкого чело­века. Скажем, сильная привязанность к родителям, является естественной частью раз­вития ребенка. Дети могут лишиться родителей в результате смерти, развода или раздельного проживания последних; иногда один из родите­лей долго бывает в отъезде по служебным де­лам. Серьезная болезнь может потребовать длительной госпитализации. Бывает, что в семье царит атмосфера отчужденности. У ребенка, вроде бы, есть отец и мать, но эмоциональный контакт с ними отсутствует. Например, прико­ванный к постели отец может любить своего ребенка и все же быть совсем недоступным эмоционально. Дети, выросшие в семье, где ро­дители страдают от депрессии, часто забо­левают депрессией в зрелом возрасте. Нередко к отчуждению в семье приводит депрессивное состояние одного из родителей. Еще хуже, если ребенок, рождения которого не хотели родите­ли, лишен родительской ласки и участия. Подоб­ное свойственно неблагополучным семьям. Эти обстоятельства приводят к суровости родителей или отдалению их от ребенка. Особенно стра­дают дети алкоголиков. Они часто испытывают большие эмоциональные потрясения. Длитель­ное злоупотребление алкоголем оказывает раз­рушающее влияние на родителей и может лишить их врожденного чувства близости с детьми. Подросшие дети алкоголиков нередко страдают от того, что рано лишились эмоцио­нальной поддержки родителей. Таким образом, по ряду причин ребенок может испытывать чувство глубокой потери в ранние годы своей жиз­ни. Часто эти потери приводят к возникновении трех основных проблем, которые могут длить­ся в течение всей взрослой жизни человека.

      Трудности в Сближении. Если ребенок при вязан к одному из родителей и впоследствии теряет его, он может стать очень насторожен­ным и избегать эмоциональных привязанностей. Такие дети внутренне тоскуют по близости, но испытывают сильную боязнь отказа и потери; поэтому они никогда не позволяют себе с кем-нибудь сблизиться по-настоящему Внутренняя тоска по любви и эмоциональная изоляция могут увеличить вероятность депрессии.

      Беспокойство и Страх. Детям необходимы родители, которые дают им ощущение покоя в безопасности в мире. Когда дети теряют родителей, у них появляется ощущение незащищен­ности и страха.

      Глубокая Грусть и Горе. Поразительно, как долго после печального события глубоко в душе ребенок продолжает ощущать боязнь сближе­ния, неуверенность и грусть. Такие дети часто обладают повышенной чувствительностью. Они остро переживают потери в дальнейшей жизни. Когда такая потеря случается, это событие бередит глубокие незажившие раны от про­шлых потерь. Трудно бывает понять, почем) человек так сильно реагирует на нынешнюю потерю, пока не узнаешь о печальных события> его детства. К счастью, ранние потери не гарантируют депрессию в будущей взрослой жизни. Два важных фактора могут помочь ребенку лег­че перенести ранние потери. Первый фактор: эмоциональная поддержка, по меньшей мере, од­ного близкого взрослого. Часто второй из роди­телей, бабушка или дедушка могут сыграть большую роль в судьбе ребенка, потерявшего одного из родителей. Второй фактор: очень важ­но помочь ребенку справиться со своим горем.

      Постоянная Суровая Атмосфера в Семье. Время от времени родители выходят из себя; не так уж редко папы и мамы бывают невниматель­ны к чувствам ребенка; они совершают поступ­ки, которые больно задевают их детей. Но редкие ошибки не оставляют глубоких ран в уязвимых детских душах. Многие специалисты в области детской психологии считают, что, если в семье достаточно хорошая атмосфера, боль­шинство детей прекрасно развиваются. «Доста­точно хорошая» атмосфера — это такая обстановка в доме, когда взаимоотношения в семье в основном положительные или хотя бы нейтральные, т.е. там, где хорошее превалиру­ет над плохим. В конце концов, идеальных лю­дей нет!

      Однако слишком во многих семьях преобла­дает тяжелая атмосфера. Иногда наблюдаются случаи физического насилия, однако в основном мы говорим о неуважительном, негативном от­ношении к ребенку: «Ты ни на что не годен, ты глуп и несообразителен».

      Неудачи, разочарования и провалы — неизбежные стороны взрослой жизни. Даже при самых благоприятных обстоятельствах жизнь часто бывает нелегка. Воспитание в эмоционально суровой атмосфере делает детей более уязвимыми при разочарованиях, испытываемых в ; дальнейшей жизни, и оставляет неизгладимый’ отпечаток в душе ребенка.

      Отсутствие Поддержки в Развитии Личности Ребенка. Детям необходимы защита, чуткое внимание и поощрение в процессе воспитания. Всем людям присуще внутреннее стремление к совершенствованию; человек хочет обрести себя, иметь свое собственное мнение, предпринимать ответственные действия, утвердиться и оставить свой след в мире. Иногда родители не способствуют в этом ребенку, что может случиться по разным причинам. Во-первых, некоторые родители хотят, чтобы дети подольше оставались малышами. Их угнетает утрата близости и тепла, которые им дает маленький ребенок. Когда, подрастая, ребенок начинает отдаляться, движимый внутренним желанием самостоятельно войти в мир, родители могут по­чувствовать себя обиженными, им кажется, что, их отвергают. Если родители продолжают отно­ситься к ребенку как к беспомощному существу и делать все за него, они препятствуют росту личности и самостоятельности ребенка.

      Такие родители очень переживают, видя, как их чадо делает ошибку. «Например, мать слишком оберегает начинающего ходить малыша. (Каждый раз, когда он падает, мать спешит на помощь, ей хочется «спасти» его. В результате ребенок получает сигнал: «Я считаю тебя беспомощным существом. Я думаю, что ты не можешь сделать это сам. Я не верю в твои способности, поэтому я буду защищать тебя или делать все за тебя». Часто родители недооцени­вают то глубокое влияние, которое подобное отношение производит на ребенка. Если это от­ношение будет продолжаться, ребенок может вырасти с убеждением: «Я ничего не могу де­лать. Я не верю в себя». Этим мы можем лишить его самостоятельности. У ребенка не будет твер­дой почвы под ногами, он будет бояться сделать что-то новое. Вырастая, такие люди постоянно нуждаются в помощи других, считая: «Я не в состоянии сделать это сам». Став взрослым и потеряв супруга(у) или одного из родителей, такой человек будет ощущать очень сильную боль; он будет думать: «Я не могу справиться с повседневной жизнью без них». Таким образом, реакцией на утрату близкого человека будет не только естественная грусть и чувство потери, но также значительная утрата уверенности в себе. Второй помехой психологическому взросле­нию ребенка является ситуация, когда ребенок начинает совершать самостоятельные поступ­ки, а родители реагируют на это насмешкой или унижением. «Например, один из моих пациентов рассказал мне такую историю. В детстве он сделал игрушечный деревянный самолет из того, что подвернулось под руку. Он хотел работать по дереву, как его папа. Принес готовую игруш­ку, чтобы показать отцу, а тот посмеялся над ним в присутствии своих знакомых: взял самолетик в руки и отпускал обидные для мальчика замечания. «Я был так унижен, что никогда больше не пытался что-нибудь смастерить».

      В некоторых семьях к детям предъявляют слишком завышенные требования, которые трудно выполнить. Ребенок старается, делает все, что может, а в ответ слышит: «Это недостаточно хорошо». Получил в школе пятерку, а ро­дители недовольны: «Почему ты не получил пять с плюсом?» Опять получается — ребенок стре­мится к самовыражению, а негативная оценка приводит его к мысли, что он сделал что-то не то. Такое отношение родителей сильно влияет на ребенка и впоследствии приводит к низкой самооценке. Те люди, которые в детстве были лишены моральной поддержки родителей, очень болезненно воспринимают удары судьбы (особенно неудачи), когда становятся взрослы­ми. У детей, вырастающих в атмосфере под­держки и доверия, крепнет внутреннее чувство: «Со мной все в порядке». Впоследствии неудачи могут жалить, но они не будут сокрушающими.

      Жестокое Обращение с Детьми и Сексуаль­ные Домогательства: Эмоциональная травма при физическом или сексуальном насилии бы­вает очень глубокой. Такое обращение, особенно со стороны родителей, наносит ребенку многосторонний вред. Дети естественно ожида­ют, что родители обеспечат им стабильность, доверие и безопасность. Многие исследователи, изучающие факты жестокого обращения с деть­ми, считают, что одним из последствий физичес­кого или сексуального насилия со стороны родителей является глубокая эрозия чувства бе­зопасности и защищенности. Многие дети (мо­жет быть, большинство), подвергавшиеся насилию — особенно сексуальному — воспри­нимают себя виновниками происшедшего. В какой-то момент они начинают думать: «Это моя вина, я плохой(ая), отвратительный(ая)». Жес­токость родителей может привести к снижению самооценки взрослеющего ребенка. Ясно, что многие события детства имеют очень важные последствия для развития детей, их дальнейших взаимоотношений с окружающими. Большин­ство людей так и не могут оправиться от болез­ненных ударов, полученных в детстве. На пороге взрослой жизни, им приходится залечи­вать глубокие душевные раны.

      События повседневной жизни

      Ранящие события детства делают человека более уязвимым перед лицом депрессии. Одна­ко депрессия может наступить и без предрас­полагающих факторов риска. Депрессия поражает людей всех профессий вне зависимо­сти от общественного положения, интеллекта или успеха в обществе. Хотя биологическая деп­рессия наступает без видимой причины, в боль­шинстве случаев она является реакцией на жизненные перемены. Есть несколько распро­страненных стресс-факторов, которые могут привести к депрессии.

      Межличностные Потери. Наиболее частая причина депрессии, по всей вероятности, свя­зана с потерей близкого человека. Смерть род­ственника, разрыв между супругами, развод разлука с детьми, ссора с другом или любимым человеком — такие неприятности часто случаются в нашей жизни. Переехав к новому месту рабо­ту, люди часто расстаются с друзьями; иногда конфликты разрушают отношения между род­ственниками и друзьями. Все это болезненные потери, они обычно приносят горе и страдание. Однако большинство из нас с этими проблема­ми справляется. И все же 10-15% людей, пере­несших такие потери, заболевают депрессией.

      Экзистенциальные Потери. « Денис К. только что услышал, что его сослуживец умер от ин­фаркта во время игры в теннис. Покойному было всего 48 лет. Денис представил себе, что такое несчастье случилось с ним самим. Сама мысль об этом поразила его. «Чужое несчастье заставило меня задуматься о собственной жизни. Я спросил себя: счастлив ли я? Имеет ли смысл моя жизнь?» Становясь свидетелями драмати­ческих событий, мы не так уж редко задумыва­емся над трудными вопросами: о жизни и смерти, об удовлетворении жизнью. Очень мо­жет быть, что так называемый «кризис середи­ны жизни» является своего рода депрессией, вызванной такими экзистенциальными вопро­сами.

      Одной из главных экзистенциальных про­блем является разочарование или потеря меч­ты. Большинство из нас имеют надежды и мечты. Часто то, чем мы занимаемся, наши от­ношения с близкими людьми далеки от того, что нам хотелось бы. Бывает, человек изо всех сил старается сохранить надежду, несмотря на жиз­ненные разочарования. «Например, жена не спе­шит разорвать несчастный брак с мужем, который издевается над ней — вдруг в один пре­красный день супруг переменится? Однако вре­мя идет, все остается по-старому. Теперь уже ей ясно, что мужу никогда не изменится, и она по­рицает себя за то, что «была такой наивной и глупой». Она не была наивной — она жила на­деждой. Надежда — это опора, которая помога­ет людям пережить болезненное трудное время. Но надежда может и ослеплять людей. Она спо­собна притупить страдания, однако в какой-то момент мыльный пузырь иллюзий лопается, и чувство глубокого разочарования может вызвать депрессию. Такая причина депрессии реальна и сильна, но ее часто недооценивают. Друзья могут сказать: «Не понимаю, почему ты та расстроена. Ты знала многие годы, что он из себя представляет». Страдающей женщине такие замечания облегчения не принесут. Не важно, сколько лет она терпела издевательства мужа; когда иллюзия надежды исчезла, женщина впала в депрессию.

      Вторым важным признаком экзистенциальных потерь являются мысли типа: «Я не буду жить вечно». Смерть одного из родителей или друга может заставить человека задуматься о том, что и он смертен. Острое осознание того, что время уходит и смерть неизбежна, может вызвать не только беспокойство о будущем, но и сожаление о жизни, прожитой впустую, пол­ной бессмысленности и разочарований. Смерть и развод в большинстве культур считают зако­номерными причинами горя и депрессии. Од­нако экзистенциальные проблемы часто воспринимаются по-иному. Жена горюет по умершему мужу и естественно рассчитывает на сочувствие и поддержку друзей и родствен­ников. Однако ее страхи и печаль по поводу того, что якобы собственная жизнь подходит к кон­цу, не всегда воспринимаются окружающими с должным пониманием. В результате она остает­ся один на один со своей болью. Экзистенциаль­ные потери необходимо рассматривать как вполне реальные и сильные причины страданий человека.

      События, Снижающие Самооценку. Многие жизненные события чреваты болезненными потрясениями. Личные неудачи, пренебрежение и критика со стороны окружающих, допущенные ошибки — это лишь немногое из того, что может привести к низкой самооценке и вызвать депрессию.

      Длительный Стресс. Стресс, как правило, не вызывает депрессию. Часто бывает, что связанная со стрессом работа никак не сказывается на самочувствии. Главное — это то, как человек воспринимает себя в стрессовой ситуации. Если человек уверен, что способен справиться с возникшей ситуацией, и видит в ней лишь ин­тересную задачу, которую предстоит решить, депрессия ему не грозит. Однако если справить­ся с нарастающим напряжением не удается, человек начинаете воспринимать себя по-другому. Оче­видно, мысль: «Я не могу справиться с этим. Я не контролирую ситуацию», — вызывает деп­рессию. Когда попытки справиться со стрес­совой ситуацией неадекватны, как не почувствовать собственное бессилие? Если человек часто и подолгу оказываетесь в стрессовых си­туациях, которые неспособен контролировать, если его одолевает чувство беспомощности, тут недалеко и до депрессивной реакции.

      Иногда причины депрессии понятны, но час­то они неясны и скрыты. Несомненно, что мно­гие события в жизни человека могут создать условия для возникновения депрессии. Человек сделает важный шаг в борьбе с этим недугом, если разберется в его причинах. Одним из лучших способов понять причины депрессии является разговор по душам с другим человеком, чувствах, о событиях прошлого, настоящего. Исследуя собственную жизнь и рассказывая о ней собеседнику, человеку будет легче понять, в чем причина депрессии. Кому-то такой анализ поможет провести психо­терапевт. Для других предпочтительнее откро­венный разговор с близкими друзьями, членами семьи. Значение такой беседы имеет два аспекта. Во-первых, она помогает разгадать загадку и разобраться в событиях жизни. Во вторых, не даром говорят: «Раз­деленную боль легче перенести «

      vvpnews.ru