Методы оценки уровня стресса объективные и субъективные методы

Содержание:

Психология стресса и методы коррекции

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний . 64

ГЛАВА 3. Динамика стрессовых состояний

3.1. Общие закономерности развития стресса . 68

  • Классическая динамика развития стресса . 68
  • Влияние характеристик стрессора на уровень
  • 3.1.3.Развитие психологического стресса на примере
    развития экзаменационного стресса. 76

    3.2.Факторы, влияющие на развитие стресса. 78

    3.2.1.Врожденные особенности организма и ранний

    детский опыт. 78

  • Родительские сценарии. 80
  • Личностные особенности . 81
  • Факторы социальной среды . 86
  • Когнитивные факторы. 87
  • 3.3.Негативные последствия длительного стресса. 89

  • Психосоматические заболевания и стресс. 89
  • Посттравматический синдром . 93
  • Вопросы и задания для проверки усвоения знаний . 96

    ГЛАВА 4. Причины возникновения психологического стресса

    4.1.Субъективные причины возникновения психологического
    стресса. 101

  • Несоответствие генетических программ современным
    условиям. 101
  • Стресс от реализации негативных родительских
    программ. 103
  • Стресс, вызванный когнитивным диссонансом
  • и механизмы психологической защиты. 103

    4.1.4.Стресс, связанный с неадекватными установками

    и убеждениями личности . 105

    4.1.5.Невозможность реализации актуальной

    4.1.6.Стресс, связанный с неправильной

    1. Стресс от неадекватной реализации условных
      рефлексов . 113
    2. Неумение обращаться со временем
    3. (стресс и время). 114

      4.2.Объективные причины возникновения психологического
      стресса. 117

    4. Условия жизни и работы (постоянные компоненты
      существования) . 118
    5. Взаимодействие с другими людьми. 119
    6. Политические и экономические факторы. 120
    7. Чрезвычайные обстоятельства . 121

    4.3.Каузальная классификация стрессоров. 122

    lib100.com

    2.2. Оценка уровня стресса

    Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

    + регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);

    + определение показателей артериального давления (АД);

    + определение параметров функционирования дыхательной систе­мы (частота и глубина дыхания, газовый состав выдыхаемого воз­духа и т. д.).

    2.2. Оиенка уровня стресса 45

    В последнее время все большую популярность завоевывают ком­плексные методы исследования стресса. Это связано с тем, что ответ­ная реакция организма на воздействие стрессора сама по себе являет­ся комплексной и системной, охватывая все иерархические уровни организма. Поэтому особый интерес представляет взаимодействие различных систем: нервной, гуморальной, сердечно-сосудистой, мы­шечной и др.

    В этом плане интересно заключение болгарских ученых из Института ги­гиены в Софии, которые пришли к выводу, что независимое исследование отдельных реакций организма на стресс (изменений сердечного ритма, ар­териального давления и дыхания) менее информативно, чем анализ их взаимодействия. В своих исследованиях они показали, что у испытуемых с низкой стрессорной реакцией организма волнообразная активность жиз­ненно важных функций организма высоко синхронизирована. Высокая информативность корреляций между дыханием и ритмом сердечной дея­тельности при изучении индивидуальной предрасположенности к стрессу была показана и отечественными авторами [15].

    Наиболее простым и оперативным методом оценки функциональ­ного состояния человека при стрессе является измерение его частоты сердечных сокращений (пульса).

    Например, согласно результатам одного из исследований психоэмоцио­нального стресса, средняя частота пульса у студентов- первокурсников пе­ред экзаменами возрастала с 79 до 98 ударов в минуту (как при работе средней тяжести), что лишний раз подчеркивает влияние психологиче­ских факторов на физиологическое состояние организма [5]. Результаты, полученные в ходе этой работы, согласуются с данными других авторов [9, 13, 14, 16], отмечавших значительную тахикардию у студентов во время экзаменов.

    Частотное распределение пульсовых значений у студентов, получен­ное в наших исследованиях, отражено на рис. 11. На нем видно, что рас­пределение частот показателей пульса отличается в норме и в условиях экзаменационного стресса. Во-первых, средний показатель пульса студен­ческой популяции в условиях стресса сдвигается в область больших вели­чин, что отражает общую активацию симпатической системы, а во-вторых, увеличивается дисперсия распределения (кривая становится более поло­гой и вытянутой). Это означает, что в популяции выявляются лица, чьи показатели пульса в условиях стресса значительно отличаются от средних величин. В состоянии экзаменационного стресса 3,8% студентов имели значения пульса в пределах 120-150 ударов, что свидетельствует о рез­ко выраженной реакции симпатической системы на процедуру экзамена. С другой стороны, 1,3% студентов имели показатели ЧСС, сдвинутые в область брадикардии, что свидетельствует об активации парасимпатиче-

    46 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

    ской системы, которая таким образом реагирует на истощение ресурсов нервной системы и развивающиеся процессы запредельного торможения. При этом в условиях психологического стресса пульс наиболее сильно увеличивался у студентов с исходным парасимпатическим типом регуля­ции [5, 16], то есть лиц со слабым типом высшей нервной деятельности, у которых психологический стресс протекает наиболее тяжело.

    Рис. 11. Частотная диаграмма распределений показателей частоты

    сердечных сокращений у студентов в норме и в состоянии

    Психологический стресс, связанный с тревожным ожиданием важного для субъекта события, как правило, приводит к возрастанию артериального давления. При этом в ряде исследований отмечается увеличение разброса показателей артериального давления по сравне­нию с нормой в обследованной популяции. Это может быть связано, с одной стороны, с потенциальной склонностью к резким перепадам давления части лиц, изначально имеющих заболевания сердечно-со­судистой системы в скрытой форме, которые проявляются при эмо­циональной нагрузке, а с другой — возможным разнонаправленным характером реагирования системного артериального давления на стресс у отдельных индивидуумов. Кроме того, направленность сосудистых изменений зависит от характера эмоций, сопровождающих стресс, что было показано в классической работе А. Экса, который устано­вил, что наиболее характерной реакцией для стенических негативных реакций (гнева, ярости, обиды и пр.) является повышение диастоли-ческого давления, а для астенических (депрессии, страха) — его сни­жение [18]. Характер возникающей при стрессе эмоции зависит от многих факторов: от личностных особенностей человека, типа его

    2.2. Оиенка уровня стресса 47

    ВНД, наличия или отсутствия нужной информации, взаимоотноше­ний с окружающими людьми и т. п., поэтому «сложение» или «вычи­тание» этих факторов приводит к увеличению или уменьшению по­казателей артериального давления.

    Пути повышения артериального давления при стрессе, помимо увеличения частоты сердечных сокращений, могут быть различными. Это может быть увеличение нагнетательной функции сердца за счет возрастания систолического объема или же повышение перифериче­ского сопротивления крови вследствие усиления тонуса сосудистых стенок. Кроме того, отсутствие выраженной корреляции между час­тотой пульса и артериальным давлением в экстремальных ситуациях может быть объяснено индивидуальными различиями в исходной физической подготовленности студентов. Есть данные, что у лиц, за­нимающихся спортом или ведущих активный образ жизни, увеличе­ние давления происходит за счет повышения систолического объема, а у физически неподготовленных людей — за счет увеличения часто­ты сердечных сокращений.

    Анализ активности вегетативной нервной системы

    Традиционно для оценки состояния вегетативной нервной системы использовали определение вегетативного индекса Кердо [12, 13, 15], который вычисляется по формуле:

    где ВИК — вегетативный индекс Кердо; АДД — артериальное диасто-лическое давление; ЧСС — частота сердечных сокращений.

    Состояние экзаменационного стресса, как правило, приводит к уве­личению ВИК при стрессе [5, 13, 15]. При этом следует отметить, что существуют различные количественные показатели «нормы» по это­му показателю для лиц женского и мужского пола.

    Усредненный показатель ВИК в норме у мужчин располагается в обла­сти отрицательных величин и составляет -2,3 ±1,8 балла, а у женщин +7,5 ±1,3 балла. В условиях эмоционального стресса у мужчин (перед эк­заменами) этот показатель в среднем составляет 10,0 баллов, а у женщин 21,4 баллов.

    Наглядное соотношение ВИК у мужчин и женщин, полученное в исследованиях в покое и перед экзаменом, показано на рис. 12.

    В последнее время особый интерес исследователей вызывает ме­тод изучения вариабельности сердечного ритма как инструмент ис-

    studfiles.net

    2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса

    2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса

    Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

    Среди собственно физиологических методов исследования наиболее часто применяются следующие:

    + регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);

    + определение показателей артериального давления (АД);

    + электрокардиография (ЭКГ);

    + определение параметров функционирования дыхательной системы (частота и глубина дыхания, газовый состав выдыхаемого воздуха и т. д.).

    В последнее время все большую популярность завоевывают комплексные методы исследования стресса. Это связано с тем, что ответная реакция организма на воздействие стрессора сама по себе является комплексной и системной, охватывая все иерархические уровни организма. Поэтому особый интерес представляет взаимодействие различных систем: нервной, гуморальной, сердечно-сосудистой, мышечной и др.

    В этом плане интересно заключение болгарских ученых из Института гигиены в Софии, которые пришли к выводу, что независимое исследование отдельных реакций организма на стресс (изменений сердечного ритма, артериального давления и дыхания) менее информативно, чем анализ их взаимодействия. В своих исследованиях они показали, что у испытуемых с низкой стрессорной реакцией организма волнообразная активность жизненно важных функций организма высокосинхронизирована. Высокая информативность корреляций между дыханием и ритмом сердечной деятельности при изучении индивидуальной предрасположенности к стрессу была показана и отечественными авторами @@@@@15#####.

    Наиболее простым и оперативным методом оценки функционального состояния человека при стрессе является измерение его частоты сердечных сокращений (пульса).

    Например, согласно результатам одного из исследований психоэмоционального стресса, средняя частота пульса у студентов-первокурсников перед экзаменами возрастала с 79 до 98 ударов в минуту (как при работе средней тяжести), что лишний раз подчеркивает влияние психологических факторов на физиологическое состояние организма @@@@@5#####. Результаты, полученные в ходе этой работы, согласуются с данными других авторов @@@@@9, 13, 14, 16#####, отмечавших значительную тахикардию у студентов во время экзаменов.

    Частотное распределение пульсовых значений у студентов, полученное в наших исследованиях, отражено на рис. 11. На нем видно, что распределение частот показателей пульса отличается в норме и в условиях экзаменационного стресса. Во-первых, средний показатель пульса студенческой популяции в условиях стресса сдвигается в область больших величин, что отражает общую активацию симпатической системы, а во-вторых, увеличивается дисперсия распределения (кривая становится более пологой и вытянутой). Это означает, что в популяции выявляются лица, чьи показатели пульса в условиях стресса значительно отличаются от средних величин. В состоянии экзаменационного стресса 3,8% студентов имели значения пульса в пределах 120—150 ударов, что свидетельствует о резко выраженной реакции симпатической системы на процедуру экзамена. С другой стороны, 1,3% студентов имели показатели ЧСС, сдвинутые в область брадикардии, что свидетельствует об активации парасимпатической системы, которая таким образом реагирует на истощение ресурсов нервной системы и развивающиеся процессы запредельного торможения. При этом в условиях психологического стресса пульс наиболее сильно увеличивался у студентов с исходным парасимпатическим типом регуляции @@@@@5, 16#####, т. Е. лиц со слабым типом высшей нервной деятельности, у которых психологический стресс протекает наиболее тяжело.

    Рис. 11. Частотная диаграмма распределений показателей частоты сердечных сокращений у студентов в норме и в состоянии экзаменационного стресса.

    Психологический стресс, связанный с тревожным ожиданием важного для субъекта события, как правило, приводит к возрастанию артериального давления. При этом в ряде исследований отмечается увеличение разброса показателей артериального давления по сравнению с нормой в обследованной популяции. Это может быть связано, с одной стороны, с потенциальной склонностью к резким перепадам давления части лиц, изначально имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы в скрытой форме, которые проявляются при эмоциональной нагрузке, а с другой – возможным разнонаправленным характером реагирования системного артериального давления на стресс у отдельных индивидуумов. Кроме того, направленность сосудистых изменений зависит от характера эмоций, сопровождающих стресс, что было показано в классической работе А. Экса, который установил, что наиболее характерной реакцией для стенических негативных реакций (гнева, ярости, обиды и пр.) является повышение диастолического давления, а для астенических (депрессии, страха) – его снижение @@@@@19#####. Характер возникающей при стрессе эмоции зависит от многих факторов: от личностных особенностей человека, типа его ВНД, наличия или отсутствия нужной информации, взаимоотношений с окружающими людьми и т. п., поэтому «сложение» или «вычитание» этих факторов приводит к увеличению или уменьшению показателей артериального давления.

    Пути повышения артериального давления при стрессе помимо увеличения частоты сердечных сокращений могут быть различными. Это может быть увеличение нагнетательной функции сердца за счет возрастания систолического объема или же повышение периферического сопротивления крови вследствие усиления тонуса сосудистых стенок. Кроме того, отсутствие выраженной корреляции между частотой пульса и артериальным давлением в экстремальных ситуациях может быть объяснено индивидуальными различиями в исходной физической подготовленности студентов. Есть данные, что у лиц, занимающихся спортом или ведущих активный образ жизни, увеличение давления происходит за счет повышения систолического объема, а у физически неподготовленных людей – за счет увеличения частоты сердечных сокращений.

    psy.wikireading.ru

    Субъективные методы оценки уровня стресса

    Психологические тесты (бланковые и проективные)

    В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих тревожность, каждый из которых по-разному отражает компоненты тревожного состояния при стрессе. В одних тестах учитываются толь­ко субъективные компоненты тревоги, в других — ее вегетативные проявления. К сожалению, в наиболее распространенных в настоя­щее время клинических тестах, определяющих уровень тревожности, не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет выявление свя­зей между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности и физиологическими проявлениями страха и тревоги.

    Например, шкала Гамильтона (Hamilton M.) не разделяет симпатические и парасимпатические проявления тревоги; в ней рядом стоят такие проти­воположные по механизму явления, как «покраснение кожных покровов» и «бледность кожных покровов», «повышенный мышечный тонус» и «ощу­щение удушья» и т. д.

    По шкале Цунга (Zung W. W. К.), предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт «У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения» (активация симпа­тической системы) стоит рядом с пунктом «У меня бывают приступы сла­бости» (активация парасимпатической системы).

    В психологии традиционно принято выделять два типа тревож­ности:

    1) личностную (тревожность как более или менее устойчивая черта личности);

    2) ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожа­ющую ситуацию).

    Для измерения индивидуальных различий в тревожности J. Taylor был разработан специальный тест по определению уровня личност­ной тревожности («шкала тревоги», MAS). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергер создал два оп­росника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (лич­ностная тревожность), а второй — как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показа­телями личностной тревожности ситуативная тревожность в анало­гичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возмож­ной неудачи, может рассматриваться как приспособительный меха­низм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом об­щественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожность», в то время как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Многочисленные на­блюдения показывают, что под воздействием беспокоящих и угро­жающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче.

    Следует отметить, что методика Спилбергера не достаточно объ­ективно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревож­ность экспериментатору. Как отмечали некоторые исследователи, ино­гда очень низкая тревожность в показателях теста является результа­том активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете». Тем не менее на данный момент именно опросник Спилбергера чаще всего используется для оценки выраженности тревоги при психологическом стрессе.

    Согласно полученным нами результатам, средний уровень ситуативной тревожности у студентов, определенной по опроснику Спилбергера, в спо­койном состоянии равнялся 40 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 57 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов пе­ред экзаменом (рис. 16). Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов — на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким [11]. Согласно предложению других авторов, вы­деляется четвертая категории лиц, обладающих «сверхвысоким» уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов [5]. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптома­тика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым нев­ротическим реакциям).

    Рис» 16. Частотная диаграмма распределений показателей ситуативной тревожности у студентов в норме и в состоянии экзаменаиионного стресса

    В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уров­нем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) име­ли средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22,4%, с низкими — 16%, имеющих сверхвысокую тревожность — 0,7% (рис. 17, а).

    В то же время в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюда­лись студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уров­нем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8,6% — сверхвысокие уровни ситуатив­ной тревожности (рис. 17, б).

    Помимо традиционных измерений тревожности как личностной черты в последнее время наметилась тенденция к выявлению скры­той или явной причины этой тревожности, которая реализуется в ви­де конкретных страхов (объектов тревоги).

    Как выяснилось, у каждого человека имеется индивидуальная иерархиче­ская структура страхов личности, которая определяет, на какие воздейст­вия в первую очередь у человека развивается психологический стресс [4]. Для определения этой структуры был создан опросник, выявляющий сис­тему актуальных страхов личности — ОАС. В группе здоровых испытуе­мых средний интегральный показатель страхов (ИПС), вычисляемый по опроснику ОАС, для мужчин равнялся 77,9 ± 4,7 балла, для женщин — 104,0 ±2,5 балла (р 0,10), однако показывала тесную корреляцию с уров­нем ситуативной тревожности, измеренной во время эмоционального стрес­са (г = 0,47; р 1 .

    Наши исследования не подтвердили связь между результатами цветовых выборов по тесту Люшера, с одной стороны, и показателя­ми личностной тревожности, определяемой по тестам Спилбергера, Цунга и ИСАС, — с другой.

    Во время обычного учебного процесса, а также при эмоциональном стрес­се отсутствовала статистически значимая корреляция между показателя­ми теста Люшера и результатами тестов ситуативной тревожности Спилбергера и САН. Увеличение показателя «вегетативного коэффициента» при стрессе было минимальным, а средний по группе показатель «суммар­ного отклонения» при стрессе даже уменьшался по сравнению с нормой. Отсутствие значимой корреляции между так называемым «вегетативным коэффициентом» и результатами, полученными при помощи непосредст­венного измерения пульса и артериального давления, не позволяют ис­пользовать данный показатель в качестве индикатора функционирования вегетативной нервной системы 1 .

    Подводя итог разделу, посвященному бланковым методикам, в той или иной степени определяющим уровень стресса или оценивающим предпосылки его развития, следует сказать о том, что к настоящему времени в психологической практике достаточно часто употребляет­ся некий набор средств, составляющих наиболее распространенный «пакет инструментов» специалиста. Основной состав данного «инст­рументального пакета» представлен в приложении 1.

    studopedia.ru

    2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса

    2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса

    Психологические тесты (бланковые и проективные)

    В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих субъективно оцененный уровень стресса, а также сопутствующих негативных эмоциональных переживаний – тревоги, страха, агрессии и т. д. @@@@@1#####. При оценке стресса исследователи часто измеряют уровень тревожности, и здесь подходы разных авторов существенно различаются. В одних тестах учитываются только субъективные компоненты тревоги, в других – ее вегетативные проявления. К сожалению, в ряде клинических тестов не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет выявление связей между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности и физиологическими проявлениями.

    Например, шкала Гамильтона неразделяет симпатическиеи парасимпатические проявления тревоги; в ней рядом стоят такие противоположные по механизму явления, как покраснение кожных покровов и бледность кожных покровов.

    По шкале Цунга, предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт «У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения» (активация симпатической системы) стоит рядом с пунктом «У меня бывают приступы слабости» (активация парасимпатической системы).

    В психологии традиционно принято выделять два типа тревожности:

    1) личностную (тревожность как более или менее устойчивая черта личности);

    2) ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию).

    Для измерения индивидуальных различий в тревожности Тейлор был разработан специальный тест по определению уровня личностной тревожности («шкала тревоги», MAS). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергер создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй – как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возможной неудачи, может рассматриваться как приспособительный механизм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожность», в то время как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Многочисленные наблюдения показывают, что под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко– и слаботревожными людьми проявляются резче.

    Следует отметить, что методика Спилбергера не достаточно объективно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревожность экспериментатору. Как отмечали некоторые исследователи, иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете». Тем не менее на данный момент именно опросник Спилбергера чаще всего используется для оценки выраженности тревоги при психологическом стрессе.

    Согласно результатам собственных исследований автора, средний уровень ситуативной тревожности у студентов, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 40 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 57 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (рис. 16). Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов – на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким @@@@@11#####. Согласно предложению других авторов, выделяется четвертая категории лиц, обладающих «сверхвысоким» уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов @@@@@5#####. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптоматика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым невротическим реакциям).

    Рис. 16. Частотная диаграмма распределении показателей ситуативной тревожности у студентов в норме и в состоянии экзаменационного стресса.

    В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уровнем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) имели средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22,4%, с низкими – 16%, имеющих сверхвысокую тревожность – 0,7% (рис. 17, а).

    В то же время в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюдались студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уровнем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8,6% – сверхвысокие уровни ситуативной тревожности (рис. 17, б).

    Рис. 17. Доля низко-, средне– и высокотревожных людей в исследуемой популяции в норме (а) и в ситуации экзаменационного стресса (б).

    Помимо традиционных измерений тревожности как личностной черты в последнее время наметилась тенденция к выявлению скрытой или явной причины этой тревожности, которая реализуется в виде конкретных страхов (объектов тревоги).

    Как выяснилось, у каждого человека имеется индивидуальная иерархическая структура страхов личности, которая определяет, на какие воздействия в первую очередь у человека развивается психологический стресс @@@@@4#####. Для определения этой структуры был создан опросник, выявляющий систему актуальных страхов личности – ОАС @@@@@18#####. В группе здоровых испытуемых средний интегральный показатель страхов (ИПС), вычисляемый по опроснику ОАС, для мужчин равнялся 77,9 + 4,7 балла, для женщин – 104,0 + 2,5 балла (р 0,10), однако показывала тесную корреляцию с уровнем ситуативной тревожности, измеренной во время эмоционального стресса (r = 0,47; р

    Похожие главы из других книг

    7.2. Аналитические модели и методы оценки и прогноза информационно стресса

    7.2. Аналитические модели и методы оценки и прогноза информационно стресса Многочисленные исследования, некоторые результаты которых изложены в III главе, свидетельствуют о том, что состояние психической напряженности и стресса может быть следствием выполнения сложной,

    Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки

    Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его

    2.2. Оценка уровня стресса

    2.2. Оценка уровня стресса

    2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса

    2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма Среди собственно физиологических методов исследования наиболее часто применяются следующие:+ регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);+

    2.2.3. Прогноз уровня стресса

    2.2.3. Прогноз уровня стресса Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и прикладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у которых возможно нарушение функционального

    4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса

    4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс. Первая группа связана с относительно постоянной составляющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса носит

    Глава 2. Оценка уровня стресса

    Глава 2. Оценка уровня стресса Упражнение 2.1. Работа с опросником по выявлению признаков стресса.Работа выполняется в индивидуальном порядке. Студенты дважды заполняют бланк опросника (приложение№1, «Комплексная оценка проявлений стресса»). Первый раз – оценивают свое

    Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса

    Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса Дыхательные техники Упражнение 6.1. Медитация на дыхании.Сядьте поудобнее, на время отвлекитесь от посторонних мыслей и сконцентрируйте свое внимание только на потоках воздуха, которые входят в ваши легкие, а затем покидают его в

    Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам[21]

    Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам[21] Компетентные эксперты пользуются десятью парами характеристик-параметров. Для каждого значения параметры по левому и правому столбцам определяются таким образом, чтобы сумма была равна

    Методы оценки динамики пространственных функций

    Методы оценки динамики пространственных функций Чтобы оценить эффективность коррекционного воздействия, были использованы два специально разработанных компьютерных теста и нейропсихологические пробы, не требующие графической деятельности.До курса коррекции для

    5.2. Методы и процедуры оценки эффективности занятий ПСР

    5.2. Методы и процедуры оценки эффективности занятий ПСР Проведение диагностических обследований, направленных на оценку оптимизационных эффектов разного типа, требует подбора адекватного методического инструментария. В специальной литературе можно найти достаточно

    Приложение 5: Шкала для определения уровня стресса

    Введение Многочисленные примеры из военной истории показывают, что допрос пленных и перебежчиков во время войны является одним из важнейших источников добывания сведений о противнике.В ходе войны, в связи с общим развитием техники, войсковая разведка обогатилась

    Ассоциативные методы оценки семантических полей

    Ассоциативные методы оценки семантических полей Одним из самых распространенных методов оценки семантических полей был метод ассоциаций. Ассоциативный эксперимент, как известно, состоит в том, что испытуемому представляется определенное слово и предлагается ответить

    День 12. Контроль уровня стресса

    День 12. Контроль уровня стресса Если делаете много всего в единицу времени, вам начинает везти. Но с сильной энергетикой приходит ответственность. Порой могут возникать сбои и кризисы. Поэтому у вас должен быть план, что делать в дни кризисов. Волны жизни зависят от

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ Описание методикиПо аналогии со стадиями интеллектуального развития Ж. Пиаже, Л.Колберг выделил три основных уровня развития моральных суждений. Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью

    7.2. Модели оценки преодоления стресса

    7.2. Модели оценки преодоления стресса Одним из аспектов изучения преодоления стресса является определение подходов к оценке меры его эффективности. В настоящее время для оценки преодоления стресса развиваются две общие модели: одна из них – «модель результата» –