Методы профилактики и борьбы со стрессом в современном кадровом менеджменте

Совершенствование механизма управления стрессом

Омский библиотечный техникум

по специальности 080501 «Менеджмент в СКС»

Совершенствование механизма управления стрессом.

Выполнила: студентка 34 группы

Проверила: Андросова Н.М.

Глава 1. Стресс жизни. Основные причины………………………………….5

1.3. Организационные факторы…………………………………………6

Глава 2. Методы борьбы и профилактика стресса………………………. 11

2.1. Потенциальные источники стресса……………………………….14

Глава 3. Выявление новых технологий в борьбе со стрессом…………..19

3.1. Работа и стресс: Уровень стресса в России……………………19

3.2. Первая помощь при остром стрессе……………………………..20

3.3. Аутоанализ личного стресса………………………………………22

3.4. Что предлагают предприниматели в борьбе со стрессом…. 24

3.5. Как распознать стресс (материал для тестирования)…………27

Список используемой литературы…………………………………………..31

Современные организации осуществляют свою деятельность в условиях постоянных изменений – технических, экономических, политических, демографических и социальных.

Изменения открывают дополнительные возможности для поступательного развития организации, одновременно создавая дополнительные сложности: сопротивление изменениям как на уровне организации, так и на уровне конкретного работника неизбежно сопровождается конфликтами и стрессами, которые негативно влияют на производительность персонала. В этом состоит актуальность нашего исследования.

Современные организации не могут успешно существовать без наличия эффективной системы управления стрессами в организации. Проблема управления изменениями может рассматриваться с нескольких сторон. Мы коснемся лишь поведенческих аспектов данной проблемы — рассмотрим проблему стресса, сопровождающего большинство изменений в организации.

Целью исследования является совершенствование механизма управления стрессом, разработка предложений «Способы перехитрить стресс».

Объектом исследования является управление персоналом.

Предметом исследования – управление стрессом.

Если мы разработаем пакета предложений по совершенствованию механизма управления стрессами, организация овладеет навыками управления стрессом.

Задачи: изучение теоретических и практических источников по теме, анализируем уровень стресса в России, в досуговом центре, необходимость создания пакета предложений по борьбе со стрессом и создание пакета предложений: «Как обхитрить стресс».

Методы: теоретические – анализ литературы, сравнение, обобщенные данные полученных в организации досуга.

Результаты работы могут использоваться организациями различных сфер деятельности.

Глава 1. Стресс. Основные причины.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

1.1. Причины стресса.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

1.2. Организационные факторы:

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей. Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

3. Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

1.3. Личностные факторы:

На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события, и в каких случаях особо стрессогенны, — это поможет смягчить негативные последствия.

Если мы просмотрим перечень жизненных ситуаций и событий, способных вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эвстресс, отрицательные — дистресс, или просто стресс.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

1. Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.

3. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверие самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения — ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

4. Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций — это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

6. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том и числе негативные, — неотъемлемая часть жизни.

7. Помните, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

8. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

9. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

10. Преодолеть стрессогенные жизненные ситуации могут помочь некоторые общественные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

works.doklad.ru

Способы управления стрессом на уровне личности и на уровне организации

Сущность, содержание и пути преодоления стресса. Проведение психокоррекционного тренинга стрессоустойчивости и разработка системы стимулирования труда работников как возможности улучшения способов управления стрессом на уровне личности и организации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Автономная Некоммерческая Организация

Высшего Профессионального Образования

Смольный институт российской академии образования

По дисциплине: Теория менеджмента: организационное поведение

На тему : Способы управления стрессом на уровне личности и на уровне организации

Работу выполнил студент 331А группы

Работу проверил преподаватель Крупеня А.П.

1.1 Сущность, содержание и пути преодоления стресса

1.2 Методы управления стрессами на уровне личности и на уровне организации

2. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ НА УРОВНЕ ЛИЧНОСТИ И НА УРОВНЕ ОРГАНИЗАЦИИ

2.2 Возможности улучшения способов управления стрессом на уровне личности и на уровне организации

2.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий

В современном обществе человек испытывает все большее психическое и эмоциональное напряжение из-за возрастающих сложностей социальной жизни. Окружение, противоречия, межличностные конфликты достигают порой драматической остроты. Отсутствие нормальных условий для труда и отдыха или их низкое качество создают благоприятную среду для различных стрессовых ситуаций.

Поэтому важной задачей на современном предприятии является предоставление работникам общедоступной психологической помощи, в целях профилактики стрессов и уменьшения социальной напряженности на работе.

Предметом изучения рассматриваются технологии управления стрессом, к ним в настоящее время, проявляется повышенный интерес, особенно среди бизнесменов и менеджеров. В рамках современного менеджмента даже выделено отдельное направление — «стресс-менеджмент».

Проблематика менеджмента в связи с ее долгой историей и традицией, гораздо лучше изучена за рубежом, чем в отечественной науке. Только в последнее время, благодаря исследованиям А.Л. Журавлева, П.Н. Шихирева, А.В. Филиппова, Р.Л. Кричевского и др., можно выделить и описать широкий круг социально-психологических особенностей профессиональной деятельности менеджеров.

В качестве темы для курсового проекта была выбрана проблема управления стрессами на уровне личности и на уровне организации. Работа включает в себя две главы:

-Теоретические основы способов управления стрессом на уровне личности и на уровне организации.

-Проект мероприятий по совершенствованию системы управления стрессом на уровне личности и на уровне организации.

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением стрессов, имеет право на существование. Актуальность темы заключается в том, что к проблемам возникновения и эффективного разрешения стрессов, возникающих по различным причинам на предприятии, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи, но и руководители данных предприятий.

Сегодня, в условиях рыночной экономики, когда большинство предприятий принадлежат частным лицам и управление фирмой полностью зависит от руководителя — конфликты между администрацией и персоналом практически неизбежны. Руководитель волен поступать так, как только он считает нужным, работники, не согласные с позицией руководства вынуждены мириться с предоставленными условиями, т. к. рискуют оказаться без работы. Рабочий персонал, в свою очередь, так же зачастую открыто диктует свои условия, которые не совпадаю с мнением начальства.

Возрастающее количество стрессов на предприятиях, несомненно, оказывает пагубное влияние на состояние экономики и рынка. Многие организации оказались не подготовлены к этой сложной ситуации.

Целью работы является изучение способов управления стрессом на уровне личности и на уровне организации.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

— определить сущность, содержание и пути преодоления стресса;

— рассмотреть методы управления стрессами на уровне личности и на уровне организации;

— проанализировать способы управления стрессом ;

— разработать проект мероприятий по совершенствованию системы управления стрессом.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ НА УРОВНЕ ЛИЧНОСТИ И НА УРОВНЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

Стресс — это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс — динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации.[10,с.154]

Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

— факторы, зависящие от организации;

— факторы, зависящие от самого работника.

Внешние факторы это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

Факторы, зависящие от организации, представляют собой весьма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

— характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);

— нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

— отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

— организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

— стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

Факторы, зависящие от самого работника, — это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

— поддержка коллег, друзей и родственников;

— активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе.[1,с.122]

Восприятие. Работники очень часто воспринимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой — оптимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или создать свое собственное дело.

Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников помогает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией мотивации МакКлелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют предупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная позиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «последней каплей», после которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.[7,с.169]

Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы:

Физиологические симптомы стресса это повышение кровяного давления, возникновение и обострение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли и т.д. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, безусловно, его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека гораздо более сильное, чем было принято считать раньше.

Психологические симптомы стресса это чувство неудовлетворенности, которое может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе.

Поведенческие симптомы — это снижение производительности труда, неявки на работу, текучесть кадров, злоупотребление алкоголем и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы.

Следует отметить, что в пределах допустимого уровня стресса работники нередко выполняют работу лучше, чем при отсутствии стресса: улучшается реакция, повышается скорость движений увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным при необходимости, например, эффектного публичного выступления. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии резко ухудшают показатели работы.

Кроме того, по мере нарастания стресса заметно возрастает количество неявок на работу — прежде всего в связи с заболеваемостью работников (в результате ухудшения физического состояния, снижения иммунитета, обострения хронических заболеваний и т.д.), а также из-за прогулов, особенно когда состояние стресса сопровождается злоупотреблением алкоголем и употреблением наркотических веществ.

Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, в которой находятся стрессовые факторы. Стресс может проявляться в психологических и поведенческих реакциях, природа же реакции зависит от индивидуальности человека. Некоторые более чувствительны к стрессу, другие используют защитный механизм, противостоя негативному влиянию окружения.

Стресс может иметь позитивное, оздоравливающее и развивающее влияние. [9,с.342]

Так же как тренировки укрепляют мускулы, некоторые виды стресса могут повысить иммунитет. Но стресс может и ослабить физическую и психологическую способность человека бороться со стрессовыми факторами. Средний уровень стресса ведет к увеличению производительности. При низком уровне стресса у человека нет стимулов совершенствоваться, так как его умственные и физические способности не задействованы в полной мере. Когда человек испытывает чрезмерный стресс, его ресурсы истощаются.

Стресс не возникает из вакуума: его основой является множество факторов, которые называют стрессовыми и которые объективно существуют в нашем окружении. Модель, представленная на рис. 1, позволяет проанализировать различные факторы окружения человека, ведущие к проявлению стресса и появлению защитной реакции.

Рисунок 1. Модель стресса

Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

— подбор и расстановка кадров;

— постановка конкретных и выполнимых задач;

— взаимодействие и групповое принятие решений;

— программы оздоровления работников.

Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие — в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.

Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.

Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.[11,с.301]

Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже отмечалось, стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.

Программы оздоровления работников — это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).

Управление стрессом на уровне работника. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса — многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, — простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями.

Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

— умение правильно распределять свое время ;

— занятия спортом и физическими упражнениями;

— овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Существует достаточно много способов и методов управления стрессом, как на уровне личности, так и на уровне организации. Большинство из них общеизвестны.

Так, к методам управления стрессом на уровне личности можно отнести:

1) регулярный активный отдых;

2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

4) планирование собственного времени;

5) обеспечение достаточной продолжительности сна;

6) когнитивная терапия и др.

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании «Би-би-си» издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помогает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.[3,с.255]

Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Выше приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.

— оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

— исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;

— максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;

— обогащение содержания обязанностей работников;

— предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);

— предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;

— предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.[8,с.64]

При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив — формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам и как следствие стрессам. Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко переходящие в стресс. Каждому из нас приходилось сталкиваться со стрессом. Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны и приводит к неизбежному стрессу.

Стрессы возникают помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о стрессе, либо не придает ему значения.

«Хороший работник — здоровый работник». Многие компании уже осознали, что заботиться об уже имеющемся сотруднике гораздо легче, нежели найти и научить нового. Чем выше стоит человек на иерархической лестнице или специфичнее его служебные обязанности, тем более четко действует это правило. Так как основная масса работников предприятия работает на постоянной основе, то можно предложить следующие методы борьбы со стрессом: Первая ступень заключается в том, что следует принять решение об организации обучения для той группы сотрудников, которая наиболее подвержена воздействию стрессогенных факторов и практически не имеет возможности оперативно отреагировать на это воздействие. Принять такое решение непросто. Но как выяснилось в ходе исследования, на предприятии имеются сотрудники с симптомами «неотработанного» или «неотреагированного» стресса. Это нарушение концентрации внимания, агрессивность или тревожность без повода, ощущение хронической нехватки времени, проблемы со сном, депрессия, перманентное гнетущее чувство вины. И если нет возможности охватить обучением всех, приходится выбирать наиболее ценных для организации сотрудников и тех, чьи проблемы со здоровьем уже явно бросаются в глаза.

Вторая ступень — отграничение тематики управления стрессом от всех смежных: тренингов грамотного поведения в конфликте или эффективных коммуникаций, семинаров по научной организации труда. Если сотрудников компании научат хорошо общаться с разгневанными клиентами — это будет замечательно. Но это будет не стресс-менеджмент. И если они будут правильно представлять себе все фазы течения конфликта — это тоже будет прекрасно. Но все равно не будет стресс-менеджментом. Поэтому людей нужно научить, прежде всего, умению сберечь свое здоровье — как психическое, так и физическое — в условиях огромной нервной нагрузки и постоянной нехватки времени, используя для этого как внешние, так и внутренние ресурсы.

Третья ступень — выбор программы. На современном рынке представлен широкий спектр услуг. Классический подход — тренинг-семинар с подробным разбором теории Ганса Селье. А также различные на первый взгляд далекие от бизнеса техники борьбы с последствиями стресса, как ци-гун или фламенко.

Игровой тренинг — когда при помощи ролевых игр создается стрессогенная ситуация. По истечении некоторого времени (1-2 месяца) проведения различных тренингов следует провести вторичное исследование на определение уровня стресса, чтобы увидеть результаты и проанализировать их. Если тренинги пошли на пользу и приносят определенные результаты, то руководителю нужно взять за правило постоянно проводить подобные программы. А если они оказались бессмысленны, нужно поменять программу, либо нанять квалифицированного психолога, так как чаще всего их работа дает положительные результаты.

Если же руководство компании не хочет тратиться на тренинги и семинары, либо не имеет на то средств, то можно предложить несколько действенных и простых способов «народного» лечения стресса на рабочем месте:

1. В первую очередь — движение. Цель — активизация кровообращения, поэтому можно погулять по помещению, прошагать в приличном темпе несколько лестничных маршей вверх-вниз, на короткое время выйти на свежий воздух. Если есть надежда (увы, не всегда это так), что окружающие поймут правильно, — поприседать, поотжиматься от стены, помахать руками.

2. Поболтать пять-десять минут с коллегой не о делах, чтобы переключить мыслительный процесс. Для этой цели лучше выбрать коллегу, который а) в данный момент относительно свободен; б) с которым не имеется нерешенных острых рабочих вопросов — иначе вариант «поболтать» быстро перетечет в деловую разборку.

3. Используя принцип «Руки работают, голова отдыхает», выполнить любую несложную механическую работу: очинить карандаш, навести порядок на столе (но не в ящике стола — это, как правило, надолго), полить цветы на подоконнике, пойти помыть свою кружку и т. п.

4. Привлечь на подмогу любой уже проверенный (и социально одобряемый) способ сделать себе хорошо: посмотреть фото близких людей, «отпускные», домашних любимцев; прослушать любимую мелодию; прочитать парочку анекдотов и посмеяться (лучше — не в интернете, а то процесс может затянуться, да и нарекания со стороны ближних вполне возможны). При этом очень важно никому не помешать, да и вообще не привлекать к себе излишнего внимания.[8,с.55]

Чтобы человек не делал в стрессовой ситуации, главное постараться дать максимально отдохнуть своему организму, если занятие вызывает напряжение или раздраженность нужно заменить его чем-то другим.

Таким образом, так как основная масса работников предприятия работает на постоянной основе, то можно предложить следующие методы борьбы со стрессом. Первая ступень заключается в том, что следует принять решение об организации обучения для той группы сотрудников, которая наиболее подвержена воздействию стрессогенных факторов и практически не имеет возможности оперативно отреагировать на это воздействие.

Вторая ступень — отграничение тематики управления стрессом от всех смежных: тренингов грамотного поведения в конфликте или эффективных коммуникаций, семинаров по научной организации труда.

Третья ступень — выбор программы. На современном рынке представлен широкий спектр услуг. Классический подход — тренинг-семинар с подробным разбором теории Ганса Селье.

Игровой тренинг — когда при помощи ролевых игр создается стрессогенная ситуация. По истечении некоторого времени (1-2 месяца) проведения различных тренингов следует провести вторичное исследование на определение уровня стресса, чтобы увидеть результаты и проанализировать их.

2.1 Разработка проекта мероприятий по совершенствованию системы управления стрессом

Каждая организация нуждается в антистрессовых мероприятиях. Такая деятельность производится на основе использования способов элиминирования факторов стресса — действий, которые либо смягчают негативные состояния персонала вследствие дистрессоров, либо уменьшают частоту их появления. Основные способы элиминирования можно разделить на 2 группы: применяемые непосредственно самим работником и применяемые менеджером по отношению к подчиненным. Обе группы этих методов необходимо применять по отношению к работникам организации для снижения уровня стресса. Даже методы управления стрессом, применяемые непосредственно самим работником, должны быть донесены до него его руководством.

Вторая группа методов борьбы со стрессом включает те, которые должен применять менеджер по отношению к своим подчиненным. В первую очередь, это организация профессионального подбора персонала на соответствие личностных характеристик, черт характера, темперамента и других особенностей личности будущих сотрудников их рабочему месту и характеру выполняемой работы.

Известно, что конфликтные ситуации в значительной степени провоцируют стрессовые ситуации. Таким образом в организации необходимо внедрить систему формирования рабочих групп на основе психологической совместимости.[2,с.348]

Чаще всего в организациях не создаются комфортные условия для работы. Это очень важно для профилактики стрессов, т. к. некомфортные для организма уровень температуры, освещения, давления зачастую приводят к возникновению нежелательного уровня стресса.

стресс управление тренинг работник

На основе результатов исследования работы организации необходимо осуществлять деятельность по управлению стрессами. Такая деятельность производится на основе использования комплексной программы работы с сотрудниками. Важно также сформировать систему обучения управленческим навыкам и повышения эмоциональной компетентности сотрудников.

В качестве основного элемента стресс-менеджмента предлагается совершенствование системы стимулирования труда. Оно может быть как материальным так и нематериальным.

Так же одним из мероприятий по внедрению системы стресс — менеджмента должно стать проведение психокоррекционного тренинга.

Психокоррекционный тренинг стрессоустойчивости.

Психокоррекционные мероприятия с персоналом (включая персонал группы риска). К ним относятся различные тренинги и тренинговые занятия. Одно тренинговое занятие занимает от 45 до 135 минут, как правило, тренинг состоит из 3-5 занятий, которые выполняются с разной частотой. Психологический тренинг — это способ функциональной реабилитации организма. Основной целью функциональной реабилитации является сохранение здоровья и работоспособности различных категорий персонала.

Тренинг стрессоустойчивости направлен на изменение психической сферы человека, на изменение его поведения, совершенствование самосознания. Он относится к типу психокоррекционных тренингов, которые включают в себя следующие аспекты.

1. Психотерапевтический тренинг направлен на получение психотерапевтического эффекта. Безусловно, тренинг стрессоустойчивости способствует проявлению терапевтического эффекта, как и любой другой вид коррекционной работы. Наиболее эффективное средство коррекции в данном виде тренинга — эмоциональный фактор. Участие в играх, упражнениях помогает слушателям через соответствующие эмоциональные переживания понять себя, найти наиболее приемлемые решения существующих у них проблем. В тренинге стрессоустойчивости могут использоваться упражнения, заимствованные из психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, арт-терапии, музыкотерапии, танцевальной терапии, телесной терапии и других направлений психологической коррекции.

2. Тренинг личностного развития — разновидность психокоррекционного тренинга — направлен на совершенствование личностных качеств участников. Задачи психотерапевтического тренинга и тренинга личностного роста близки.

Тренинг стрессоустойчивости реализует не только коррекционные задачи, но и задачи личностного развития: способствует повышению психологической компетентности и уверенности в себе участников.

3. Обучающий тренинг — разновидность психокоррекционного тренинга — направлен на приобретение участниками новых знаний, умений, навыков в определенных областях социальной активности человека. И тренинг стрессоустойчивости призван дать участникам такие знания, умения и навыки, которые повысят их стрессоустойчивость, облегчат деструктивное состояние.

4. Организационный тренинг — разновидность психокоррекционного тренинга — направлен на совершенствование совместной деятельности коллектива, на получение организационного эффекта.

Предложения по совершенствованию систем стимулирования труда работников.

Основным источником выплат заработной платы является запланированный фонд оплаты труда, который в свою очередь формируется за счёт себестоимости реализуемой продукции и частично прибыли. Это означает, что увеличение заработной платы путём увеличения фонда оплаты труда будет приводить к увеличению себестоимости и, соответственно, к уменьшению конкурентоспособности продукции и прибыли.

С целью повышения материальной заинтересованности работников предлагается система оплаты труда, основанная на применении критерия эффективности труда. Особенность предлагаемой системы оплаты заключается в том, что она не только стимулирует труд самих работников, но и обеспечивает для руководства предприятия возможность оперативного управления и стабилизации необходимой эффективности труда работников при неконтролируемых изменениях доходов предприятия.

При распределении коллективного фонда поощрения индивидуальную производительность труда можно определить для сдельщиков через процент выполнения норм выработки, для повремёнщиков — через выполнение нормированных заданий.

Премиальный фонд предприятия распределяется между всеми подразделениями в соответствии с эффективностью труда каждого из них.

Фонд подразделения между работниками аналогично.

Каждая организация нуждается в антистрессовых мероприятиях. Такая деятельность производится на основе использования способов элиминирования факторов стресса — действий, которые либо смягчают негативные состояния персонала вследствие дистрессоров, либо уменьшают частоту их появления. Основные способы элиминирования можно разделить на 2 группы: применяемые непосредственно самим работником и применяемые менеджером по отношению к подчиненным. Обе группы этих методов необходимо применять по отношению к работникам организации для снижения уровня стресса. Даже методы управления стрессом, применяемые непосредственно самим работником, должны быть донесены до него его руководством.[12,с.129]

Первый шаг, который необходимо сделать управляющему персоналу по снижению воздействия стресса на своих работников — донести методы по снижению стресса, которые работник может применять непосредственно по отношению к самому себе. Такие методы могут быть описаны в шуточной форме на плакатах, которые следует расположить в комнатах отдыха или, если позволяет рабочая обстановка, в кабинетах, или же в виде небольших памяток на рабочих столах. Такие методы описаны в многочисленных источниках, например в книге Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».

Известно, что конфликтные ситуации в значительной степени провоцируют стрессовые ситуации. Таким образом в организации необходимо внедрить систему формирования рабочих групп на основе психологической совместимости.

Руководству по мере возможности нужно уделять как можно больше внимания своим работникам, для того чтобы не допустить патологического уровня стресса, поскольку стресс легче предупредить, чем потом бороться с его негативными последствиями.

Также в современных организациях часто применяются такие передовые методы борьбы со стрессом, как занятия физкультурой в течение недолгих перерывов на работе. Ученые доказали, что ничто так не помогает справиться с психологическим стрессом, как оптимальная физическая нагрузка.

Руководящему персоналу предприятия также следует применять такие меры по снижению стресса у персонала, как оценка способностей, потребностей и склонностей работников и попытка выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам; необходимо разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания; нужно четко описать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации и пр.

Эффективная совместная деятельность коллектива свидетельствует о наличии в трудовом коллективе таких качеств как сработанность, совместимость и нормальный характер межличностных отношений.

В работе предлагается два основных мероприятия по совершенствованию системы управления стрессом на уровне личности и на уровне организации:

Определим эффективность проектируемых мероприятий.

Психокоррекционный тренинг стрессоустойчивости.

После тренинговых занятий проводится мониторинг функционального состояния персонала с целью выявления изменений в нем.

Для оценки функционального состояния человека в научных исследованиях в области психофизиологии широко используются методики диагностики, включающие оценку интегральных физиологических показателей организма. Использование для оценки состояния организма методик анализа параметров сердечного ритма обусловлено тем, что сердечно-сосудистая система, участвуя в формировании множества функциональных систем организма, оперативно реагирует на действие внешних и внутренних раздражителей, изменяя функциональное состояние человека.

Участники отмечают улучшение своего общего самочувствия через снижение частоты головных болей, постепенную нормализацию уровня артериального давления и снижение частоты сердцебиения в критических ситуациях, нормализацию дыхания, улучшение качества отдыха, возможность предотвратить плохое самочувствие после ситуации стресса путем нервно-мышечного расслабления, ощущение внутреннего спокойствия вместо холодного пота и «мандража» рук и ног, уменьшение длительности паники и волнения перед ответственной ситуацией, возможность предотвратить плохое самочувствие после ситуации стресса путем нервно-мышечного расслабления, улучшение настроения и взаимоотношений с коллегами, получения навыка быстро сосредотачиваться на работе даже в критических ситуациях.

Психологическое обследование, проводимое после тренингов, подтверждает изменения, отмеченные участниками тренинга: в 62% случаев у участников происходит снижение напряжения нервной системы, а в 73% случаев — нормализация частоты сердечно-сосудистых сокращений, что говорит о снижении симпатического тонуса организма. Также изучение личностных характеристик показывает снижение уровня тревожности. Таким образом, можно предположить, что участники тренинга из стадии мобилизации в стрессе переходят на стадию адаптации и у них начинается восстановление внутренних ресурсов организма.

По данным обследования участников необходимо разделить на три группы согласно психофизиологическому состоянию организма:

Группа А. У участников наблюдается стадия улучшения психофизиологического состояния организма. В связи с этим им рекомендуется адаптировать для себя полученную антистрессовую программу и развивать навыки саморегуляции.

Группа Б. У участников наблюдается стадия нормализации и стабилизации состояния организма. В связи с этим им рекомендуется особое внимание обратить на способы саморегуляции и релаксации и применять их для нормализации и улучшения состояния организма, заниматься психопрофилактикой.

Группа В. У участников наблюдается нехватка внутренних ресурсов ввиду чего происходит субъективное улучшение состояния, но на физиологическом уровне изменений нет. В связи с этим им рекомендуется выработать из предложенных методов программу и периодичность психопрофилактических занятий с использованием нервно-мышечного и идеомоторного расслабления, а также посещать предложенные в будущем тренинги.

Таким образом, можно констатировать положительный эффект Тренинга профилактики производственного стресса, который проявляется в улучшении и стабилизации состояния персонала, снижение напряжения нервной системы, снижении симпатического тонуса организма, постепенную нормализацию уровня артериального давления, нормализацию дыхания, улучшение качества отдыха, предотвращение плохого самочувствия после ситуации стресса, улучшение взаимоотношений в коллективе, что способствует повышению надежности и безопасности работы, т.к. понижает риск возникновения несчастных случаев из-за плохого самочувствия.

Результатом является положительный эффект Тренинга профилактики производственного стресса, который проявляется в улучшении и стабилизации состояния персонала: снижение напряжения нервной системы, снижение симпатического тонуса организма, постепенная нормализация уровня артериального давления, нормализация дыхания, предотвращение плохого самочувствия, улучшение взаимоотношений в коллективе, что способствует повышению надежности и безопасности работы. Следовательно, Тренинг доказал свою эффективность и необходимость использования для функциональной реабилитации персонала.

Совершенствование систем стимулирования труда работников.

Как показывает практика, в случае материальной заинтересованности производительность труда увеличивается на 10%.

Стресс — динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов.

Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы: внешние факторы, факторы, зависящие от организации, факторы, зависящие от самого работника.

К методам управления стрессом на уровне личности можно отнести:

1) регулярный активный отдых и релаксация;

2) тренинг навыков самоконтроля поведения;

3) планирование собственного времени;

4) обеспечение достаточной продолжительности сна.

На уровне организации целесообразно применять следующие методы по управлению стрессом:

— регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;

— оптимизация организационной структуры;

— максимально возможное информирование сотрудника;

— соблюдение санитарно-гигиенических норм;

— предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию;

— предоставление сотрудникам обратной связи;

— обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.

Успех организации в современных условиях ускоряющегося научно-технического процесса и усиливающейся конкуренции зависит от её способности эффективно подбирать персонал и использовать уже имеющиеся в её распоряжении ресурсы для достижения намеченных целей. Эта способность во многом зависит от компетентности руководителей, владения ими современными методами управления персоналом.

Анализ системы управления стрессом и профессионального стресса персонала был произведен с помощью бостонского теста на оценку стрессоустойчивости и теста определяющего социально-психологический климат в организации. В результате проведенного исследования было установлено следующее. Синдромы профессионального стресса сотрудников, вне зависимости от занимаемых должностных позиций, сходны по тенденциям.

Руководству организации необходимо обратить на это внимание и выяснить причину повышения уровня стресса, поскольку повышенный уровень стресса не позволяет персоналу работать наиболее эффективно, с полной отдачей.

Мероприятия по совершенствованию системы управления стрессом в организации на уровне личности и на уровне организации:

1. Проведение психокоррекционного тренинга стрессоустойчивости.

2. Разработка системы стимулирования труда работников.

Психокоррекционный тренинг стрессоустойчивости. Тренинг стрессоустойчивости направлен на изменение психической сферы человека, на изменение его поведения, совершенствование самосознания.

Стимулирование работников за повышение производительности труда на предприятии имеет преимущество, поскольку чётко определяется связь между результатами и затратами труда.

Эффективность тренинга заключается в улучшении и стабилизации состояния персонала: снижение напряжения нервной системы, снижение симпатического тонуса организма, постепенная нормализация уровня артериального давления, нормализация дыхания, предотвращение плохого самочувствия, улучшение взаимоотношений в коллективе, что способствует повышению надежности и безопасности работы.

Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса, многое зависит и от самого работника. к числу распространенных рекомендаций по предупреждению стресса относятся, например, умение правильно распределять свое время, занятия спортом, овладение техникой са­могипноза и другими методами релаксации.


Стресс обычно принято характеризовать как исключительно негативное явление. однако в ряде случаев, когда стресс не превосходит предельно допустимого уровня, он может оказывать и позитивное влияние на производительность и результаты работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева И.В. Организационное поведение. — СПб.: Питер, 2007. — 325 с.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЭ. 2006. — 528 с.

3. Зазыкин В.Г. Менеджмент: психологические секреты профессии. — М.: ИНФРА, 2005. — 351 с.

4. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. — СПб.: Речь, 2007. — 217 с.

5. Карасовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. — М.: ЮНТИ-ДАНА, 2010. — 511с.

6. Карпов А.В. Психология менеджмента. — М.: ЮНИТИ, 2004. — 426 с.

7. Кинан К. Управление стрессом — М. Эксмо, 2009. — 215 с.

8. Коган Б.М. Стресс и адаптация. — М.: Знание, 2003. — 64с.

9. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПБ.: Питер, 2007. -583 с.

10. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ «МарТ», 2011. — 288 с.

11. Тюрин А. М. Как избежать стрессов на предприятии. Учебник для вузов — СПб.: Питер , 2009.- 464 с.

12. Хохлова Т. П. Организационное поведение: Учеб. пособие. — М.: Экономистъ, 2009. -167с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность организационного стресса как состояния и основные причины его возникновения. Организационная структура и климат предприятия. Психологическая совместимость людей в группе. Преодоление и профилактика стресса на уровне индивида и организации.

курсовая работа [139,0 K], добавлен 24.06.2012

История, теории и методы изучения конфликтов. Природа и формула конфликта, межличностные отношения в организации. Сущность конфликта и его виды, процесс развития, стратегии поведения и последствия. Методы и способы управления конфликтом и стрессом.

дипломная работа [209,4 K], добавлен 14.05.2009

Изучение теоретических основ мотивации труда работников в организации. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников исследуемой организации. Характеристика действия мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом.

дипломная работа [779,6 K], добавлен 06.03.2016

Изучение моделей компетенций, как базиса, на котором строится система управления персоналом компании. Моделирование на уровне компании, на уровне должности и на уровне индивидуума. «Личностные», управленческие (менеджерские) и корпоративные компетенции.

контрольная работа [219,5 K], добавлен 20.05.2015

Анализ кадрового состава и организационной культуры предприятия. Диагностика стрессоустойчивости персонала. Причины возникновения стрессовых ситуаций и методы управления ими. Рекомендации по снижению стресса и конструктивному разрешению конфликтов.

курсовая работа [105,0 K], добавлен 06.03.2014

Основы методов управления. Понятие, сущность и классификация административно-правовых методов. Мировой опыт управления персоналом. Краткая характеристика предприятия. Реализация на внутрифирменном уровне административно-правовых методов в ОАО «УМПО».

курсовая работа [521,7 K], добавлен 28.04.2015

Понятие системы стимулирования эффективности и качества труда, ее роль и значение в повышении эффективности работы организации, подходы и методы построения и правовое регулирование данного процесса в Беларуси. Анализ данной системы и пути ее улучшения.

дипломная работа [201,8 K], добавлен 26.05.2014

Роль мотивации и стимулирования труда в управлении персоналом предприятия. Существующие системы мотивации труда. Формирование устойчивой заинтересованности работников в высоком уровне результативности деятельности. Анализ состава и структуры персонала.

дипломная работа [199,8 K], добавлен 06.09.2010

Понятие стресс-менеджмента. Способы борьбы со стрессом в профессиональной деятельности: реорганизация трудового процесса, фармакотерапия. Изучение причин возникновения и наиболее эффективных методов профилактики стрессов на материалах Шебкинского райпо.

курсовая работа [59,0 K], добавлен 03.11.2013

Теоретические основы совершенствования организации труда. Краткая организационно-экономическая характеристика сельхозартели (колхоза) «Придонье». Анализ сложившейся системы управления. Основные пути совершенствования организации труда работников аппарата

курсовая работа [30,3 K], добавлен 07.04.2003

knowledge.allbest.ru