Младенческие депрессии

Младенческая депрессия

Неблагоприятно протекающая беременность, тяжелые роды, неудовлетворительные отношения в системе «мать — дитя» могут быть причинами возникновения сразу же после родов или в течение первого месяца жизни так называемой младенческой депрессии.

Этому может способствовать осознаваемое или неосознанное непринятие ребенка матерью, ее неуверенность в своих силах, высокая тревога, супружеская дисгармония и т.п.

Все это может привести к развитию невротической депрессии у женщины, отмечаемой, по данным разных авторов, в первые две недели после родов у 15-50% женщин. Как правило, это транзиторный синдром невротической депрессии, известный в англоязычной литературе под названием blues (синдром «грусти рожениц»). Его характерные черты — слезливость, чувства тревоги, необъяснимой печали, нарушения сна. Болезненные симптомы возникают сразу после родов, достигают максимума на 3-7-й день. Новорожденные дети очень чувствительны к эмоциям матери и индуцируют их.

Не менее важной причиной возникновения младенческой депрессии может служить дефицит эмоциональных связей ребенка и матери, связанный с ее занятостью (учеба, работа).

Младенческая депрессия характеризуется невозможностью ребенка достичь состояния комфорта. На его лице постоянная гримаса недовольства, он постоянно кричит. Ему никак не занять удобного положения на руках матери, он тянется к ее груди, но тут же ее выплевывает. Для того чтобы малыш уснул, его необходимо подолгу качать на руках. Сон беспокоен, чуток (так называемый «сон волка»). Он сопровождается вскриками, плачем, частыми (до 30 раз за ночь) пробуждениями. У таких детей выражены соматовегетативные нарушения: срыгивания, неустойчивый стул, подъемы температуры без видимой причины, опрелости и высыпания на коже.

В среднем младенческая депрессия длится около 1-1,5 месяца. Она чревата аффективными расстройствами и у ребенка, и у матери в будущем. При ее выявлении у ребенка совершенно необходима психотерапевтическая помощь матери, а часто — семейная психотерапия.

www.glavsovet.ru

Детский психоанализ. Депрессия у младенцев и ранний детский аутизм

Первое, о чем я хотел бы сказать, касается места психиатрии младенческого возраста. Младенческая психиатрия является не просто отраслью общей психиатрической дисциплины, которая уже разделена на многочисленные пласты (их можно перечислить в обратном возрастном порядке: геронтопсихиатрия, психиатрия взрослого, подростковая психиатрия, детская психиатрия, а теперь еще появились психиатрия младенца и психиатрия новорожденного, чье возникновение предвещает, возможно, появление настоящей психиатрии зародыша).

Мне кажется, что на глубинном уровне развитие младенческой психиатрии дало ход двум новым направлениям размышлений.

1. Первое направление научных исследований касается возобновления изучения процесса субъективации и семиотизации человека. Психиатрия младенчества открывает доступ к звену, которого, по моему мнению, давно недоставало лингвистам и философам в этой области, изучавшим, прежде всего, функционирование установившихся и уже сформировавшихся коммуникационных кодов, тогда как углубленное изучение ранних интерактивных систем открывает, со своей стороны, доступ к самому процессу создания и производства знаков, причем отнюдь не со статической точки зрения, а с динамичной и межсубъектной.

С развитием психиатрии младенчества тело смогло вновь занять центральное место, которое оно, возможно, в какой-то степени потеряло в период психоаналитических теоретических построений.

2. Второе направление научных размышлений, вызванных младенческой психиатрией, касается возникновения и совершенствования основ семиологии с открытием целого интерактивного измерения, к которому я еще вернусь. Можно сказать, что на самом младенце клинические показания не написаны.

Конечно, в этой области есть ряд неинтеракционных симптомов, но в основном наш взгляд сосредоточивается на интерактивной связи; с другой стороны — и это с эпистемологической точки зрения кажется действительно новейшим подходом,—
наша клиническая работа не может не принимать во внимание динамику того, что происходит в самой психике взаимодействующего с младенцем лица, будь то родитель, или лицо, обеспечивающее уход, или же наблюдатель.

Именно в этой последней клинической области феномены внимания кажутся мне достаточно важными.

3. Оказывается, что уже практически в наше время, пример но 50 лет назад, мы располагали двумя важными клинически ми описаниями, углубившими психопатологические исследования в области психиатрии очень маленького ребенка.
Я хочу упомянуть исследование, осуществленное Р. Шпицем вскоре после Второй Мировой войны,— «Младенческие депрессии» и работу по раннему детскому аутизму, завершенную Л. Каннером в 1943 г.

С появлением этих двух нозологических трудов стало ясно, что очень маленький ребенок может психически страдать и иметь серьезные расстройства, что, без сомнения, уже было понятно, но до того времени никогда не получало такого ясного официального подтверждения.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

psystatus.ru

Перинатальная психиатрия (продолжение)

Иногда, чтобы справиться с тревогой, ребенок на бессознательном уровне формирует ритуалы, смысла которых не понимает сам и не может объяснить взрослым.

Ритуалы могут быть связаны с агрессией, направленной на себя (аутоагрессия). К ним относятся: грызение ногтей, покручивание и выдергивание волос, обдирание заусениц, расцарапывание и расчесывание кожи, покусы­вания губ, легкие и не очень удары, наносимые себе, и тому подобные дей­ствия. Таким образом, ребенок как бы заранее наказывает себя.

Другие ритуалы можно связать с попытками больных противостоять тре­воге, демонстрируя свою силу. Дети бессознательно пытаются отпугнуть опас­ ность, побороть ее. К таким ритуалам относятся навязчивые сплевывания, отмахивания, подергивания головой, постукивания по предметам и т. п.

Следующую группу ритуалов объединяют попытки больного вытеснить тревогу, вызывая у себя приятные эмоции. К ним относятся навязчивые об­лизывание губ, сосание пальца, языка, угла подушки, ковыряние в носу, сти­муляция эрогенных зон и другие действия.

Нередко именно ритуалы помогают больным справиться с навязчивыми идеями или страхами. Навязчивые страхи очень разнообразны. А. И. Заха­ров (1998) считает, что некоторые из них (страх темноты, страх одиночества, страх замкнутого пространства) могут быть связаны с тревогой, испытанной ребенком еще в период внутриутробного развития и в процессе родов.

Аффективные расстройства в младенческом возрасте представлены двумя типами депрессий: младенческой и анаклитической.

Младенческая депрессия возникает сразу же после родов или в течение первого месяца жизни. Причинами ее служат осложнения течения беремен­ности и родов. Также младенческая депрессия возникает при неблагоприят­ном формировании отношений в системе «мать-дитя». Этому может способ­ ствовать осознаваемое или неосознанное непринятие ребенка матерью, ее не­ уверенность в своих силах, высокая тревога, супружеская дисгармония и т. п. Все это может привести к развитию невротической депрессии, отмечаемой по данным разных авторов в первые две недели после родов у 15-50% женщин. Как правило, это транзиторный синдром невротической депрессии, известный в англоязычной литературе под названием «blues» (синдром «грусти роже­ ниц») [Yalot I. D., 1968; Щеголева И. Ю., 2000]. Его характерными черта­ ми являются слезливость, чувства тревоги, необъяснимой печали, нарушения сна. Болезненные симптомы возникают сразу после родов, достигают максимума на 3-7-й день. Новорожденные дети очень чувствительны к эмоциям матери и индуцируют их.

Не менее важной причиной возникновения младенческой депрессии мо­жет служить дефицит эмоциональных связей ребенка и матери, связанный с ее занятостью (учеба, работа).

Младенческая депрессия характеризуется невозможностью ребенка до­стичь состояния комфорта. На его лице постоянная гримаса недовольства, он постоянно кричит. Ему никак не занять удобного положения на руках матери, он тянется к ее груди, но тут же ее выплевывает. Для того чтобы малыш уснул, его необходимо подолгу качать на руках. Сон беспокоен, чуток (так называемый «сон волка»). Он сопровождается вскриками, плачем, частыми (до 30 раз за ночь) пробуждениями [Козловская Г. В., 1999]. У таких детей выражены соматовегетативные нарушения: срыгивания, неустойчивый стул, подъемы температуры без видимой причины, опре­лости и высыпания на коже.

В среднем младенческая депрессия длится около 1-1,5 месяцев. Мла­денческая депрессия — показатель нарушения отношений в системе «мать-дитя», чреватого в будущем аффективными расстройствами и у ребенка, и у матери. В связи с этим при ее выявлении у ребенка совершенно необ­ходима психотерапевтическая помощь матери, а часто — семейная психо­терапия.

Анаклитическая депрессия (греч. ana — приставка, означающая про­тивоположное действие; klino — наклоняться) описана впервые R. A. Spitz и A. Wolf (1946) у новорожденных и грудных детей, изолированных по ка­кой-либо причине от матери, и не получивших ее полноценной замены. Чем эмоциональнее и интенсивнее были отношения младенца с матерью, тем вероятнее развитие анаклитической депрессии при их утрате.

На первом месяце после разлуки с заботливой матерью возникает суб­депрессивная симптоматика: ребенок становится грустным, плаксивым, ме­нее активным, у него снижается аппетит, нарушается сон. Постепенно раз­дражительность и плаксивость нарастает, общение с окружающими, игрушки перестают интересовать. Через 1,5—2 месяца отмечается развернутая депрес­сивная симптоматика: малыш перестает плакать, отказывается вставать с по­стели, может часами неподвижно лежать на животе или в позе эмбриона с открытыми глазами, не обращая внимания на окружающее. Выражение лица ребенка безучастно, установить с ним контакт нелегко. Иногда возникает «аутоэротическая активность» [Langmeier J., Matejcek Zd., 1984]. По­являются соматовегетативные дисфункции: диспептические явления, поте­ря в массе тела, эпизодические подъемы температуры тела, кожные высы­пания. У детей повышается восприимчивость к инфекциям, они часто бо­леют, причем, как правило, заболевания принимают затяжное течение. При возвращении матери симптоматика анаклитической депрессии постепенно редуцируется.

Анаклитическая депрессия встречается и у детей старше 1 года. Приме­ ром может служить следующий случай.

Пример. Ваня К. воспитывался по типу «кумира» в полной благополуч­ной семье. В 2,5 года родители отдали ребенка в детский сад. На первой же неделе у мальчика возникла кишечная дисфункция, в связи с чем он был гос­питализирован в инфекционную больницу для обследования и лечения и по­мещен в изолированный бокс. В течение двух недель родителям не разреша­ли видеться с ним. После выписки они были вынуждены обратиться к детс­кому психиатру, так как ребенок, вопреки ожиданиям, при встрече не бросил­ся к ним. Он почти не обращал на них внимания, на вопросы либо не отве­чал совсем, либо ограничивался отдельными словами или жестами, мало интересовался игрушками. Ваня утратил хорошо сформированные до госпи­тализации навыки опрятности, периодически начинал онанировать, чего раньше не отмечалось.

razvitie-rebenka.pro

Младенческие депрессии

Для многих педагогов и родителей актуальной темой бесед с психологом становится проблема детской депрессии. Эта тема охватывает и проблемы детей, лишенных родительского попечения, и семейных детей, переживающих одиночество, неблагоприятную семейную ситуацию, развод или смерть родителей. К сожалению, квалифицированной и исчерпывающей литературы по этой теме на сегодняшний день явно недостаточно. В этой статье будет дан небольшой обзор работ, представленных в книгах: Иовчук Н.М., Северный А.А. «Депрессия у детей и подростков» и Дробинская А.О. «Школьные трудности нестандартных детей».

Когда-то психиатры спорили, может ли ребенок испытывать депрессивные состояния? Ведь ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, заторможенность — типичные проявления «взрослой» депрессии.

У детей трудно выделить подобные признаки, во-первых, из-за их нечеткости, а, во-вторых, из-за того, что ребенок не всегда может дать подробный отчет о своих эмоциональных переживаниях. Депрессия у ребенка всегда «маскирована»: это и тревожность, и школьная неуспеваемость, и нарушения отношений со сверстниками, и беспокойство за свое здоровье, и страх за близких. Именно «маскированность», атипичность является наиболее характерной чертой детской депрессии.

Педагоги и родители должны знать, что депрессивные состояния почти всегда протекают с жалобами на нездоровье. Жалобы на сердцебиение, головокружение, тошноту, слабость, нарушение сна, различные боли в сочетании с вялостью («ножки уморились, ходить не хотят», «руки, ноги тяжелые», «трудно ходить, еле портфель дотащила»), изменением внешнего облика ребенка создают картину тяжелого физического недуга, и первые месяцы (и даже годы) бывают предметом внимания педиатров или хирургов. Отсутствие подтверждения в анализах какой-либо серьезной болезни не исключает настоящего страдания, которое переживает ребенок, а свидетельствует о расстройстве его эмоциональной сферы и должно служить взрослым сигналом детского неблагополучия.

Эти недомогания могут быть либо крайне разнообразными, часто сменяющими друг друга, либо, напротив, монотонными, ограниченными одной постоянной жалобой. Наиболее частыми у детей дошкольного возраста бывают жалобы на боли в животе, а у детей младшего школьного возраста — на головную боль. Зачастую дети уверены в неизлечимом заболевании (так называемое ипохондрическое расстройство). Это проявляется в том, что у ребенка даже при упоминании о чьей-то болезни или смерти усиливается тревога, и совершенно незнакомые даже с элементарными симптомами болезни, они пользуются медицинскими терминами, где-то услышанными и заключающими очевидную угрозу: рак, СПИД, проказа, коллапс, менингит и т.п.

У многих детей ярко выражено проявление тревоги и страха, нарастающее, как правило, в вечернее и ночное время. Неопределенная, беспредметная тревога кратковременна, но быстро переходит в конкретный страх: остаться одному, потерять маму, ребенок боится, что мама не придет за ним в детский сад, что по дороге с работы она попадет под машину или ее убьют бандиты. Наряду с этим, выступает и страх за себя, свое здоровье, жизнь, будущее: «Вырасту и вдруг стану плохим человеком, бандитом, попаду в тюрьму? Вдруг будет война, погибнет все живое, не хватит воздуха, воды, пищи? Как жить дальше, когда умрут родители?» Высшей степенью тревожности становится общий, диффузный, беспредметный страх, когда все окружающее таит угрозу и представляет опасность.

Возможны и так называемые панические расстройства: приступы сердцебиения, болей в области сердца, головокружения, тошноты, озноб, частое дыхание. Такое состояние возникает остро и часто сопровождается выраженным чувством страха смерти, боязнью замкнутого пространства.

Проявления депрессии в разных возрастах могут быть разными. У маленького ребенка родители обращают внимание на снижение аппетита, остановку в прибавке веса, капризность и замедленность движений.

В дошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья, а вместе с этим могут проявляться и типичные депрессивные признаки: тихий голос, печальное выражение лица, скупая мимика, старческая походка.

У младших школьников более заметны: замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, школьным занятиям, тоскливое настроение. Но обычно до 12-13 лет от ребенка редко можно услышать жалобу на «печаль» или «тоску». Чаще дети жалуются на то, что им «скучно», «ничего не интересно», «невыносимо», «хочется плакать», «камень на сердце», «темная стена». Кстати, жалоба на «скуку», означающая снижение интереса к окружающей жизни, — один из самых частых признаков детских депрессий. При этом, в отличие от депрессивных взрослых, у детей отмечаются повышенная слезливость или постоянная готовность к плачу, выраженные тем больше, чем моложе ребенок. Депрессивные дети плачут по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, приходе в дом постороннего.

Отмечаются также повышенная чувствительность, жалостливость (дети могут плакать над сломанным цветком, срубленной елкой, убитым жуком), жалеть неодушевленные предметы. Они не отпускают от себя мать, просят взять их на руки, покачать, в их речи появляются младенческие интонации.

Между тем дети выглядят не столько печальными, сколько мрачными и угрюмыми. В отличие от взрослых, «вектор вины» при детской депрессии направлен вовне. Дети недовольны отношением к ним родителей, считают их виновными в плохом самочувствии, сниженном настроении, высказывают массу претензий и упреков. Начиная сомневаться в любви родителей, они много раз в день задают один и тот же вопрос: «Ты любишь меня?», но при положительном ответе и ласке успокаиваются ненадолго, ловят взгляды близких, наивными способами пытаются проверить их любовь. Всякое замечание, недовольство родителей провоцируют приступы двигательного беспокойства с криком, плачем, нелепыми угрозами и поступками, вплоть до демонстративных попыток самоубийства.

Одним из ранних признаков детской депрессии является школьная дезадаптация. Она, как правило, нарастает постепенно, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. Дети все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, не понимают прочитанного. Много раз пересказав текст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет. Начинают плакать, причитая, что все их усилия напрасны, что «все равно будет двойка». Становятся крайне рассеянными, забывают дома тетради, учебники, жалуются на потерю памяти: «совсем глупая стала», «не умею учиться», «силюсь понять и не понимаю». Считают, что учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, стремятся обидеть, смеются над их плохой успеваемостью, что они неинтересны, неприятны, и даже родители отдают предпочтение другим детям в семье.

Появляется и несвойственная ребенку медлительность, неловкость. Дети подолгу одеваются, не могут бегать, играть со сверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядят вялыми и неуклюжими, постепенно прекращают посещать спортивные секции, требующие физического напряжения.

В период улучшений ребенок дает слово завтра же отправиться в школу, готовит уроки, собирает портфель, а на утро либо наотрез отказывается выполнять свое обещание, либо доходит до ворот школы и возвращается домой. Связно объяснить свое состояние не может, на все вопросы отвечает «не могу», «не хочу» или каждый раз ссылается на новые несущественные причины. Он весел и спокоен, когда в связи с болезнью или каникулами родители прекращают обсуждать вопрос о школе. Такое состояние «школьной фобии» может продолжаться года 3-4.

Самую яркую окраску приобретают депрессии у подростков. К чувствам грусти, тоски, печали присоединяются идеи собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности: «мучаю маму, и отец поседел», «я самая больная, плохая, мне стыдно с детьми», «я грязная и не умею учиться». Проявления могут быть очень разными: подросток может стать вялым и апатичным, может стать грубым и непослушным, может тревожно говорить и думать только о своем здоровье или внешности. Утрата воли, энергии проявляются в томительном безделье, мучительном «убивании времени» с помощью телевизора, в перечитывании много раз прочитанных книг, в несвойственных возрасту играх (солдатики, машинки) и т.д. При этом школьник не может сесть за уроки, ругая себя за лень и отсутствие силы воли. При отсутствии успехов от занятий подросток стремиться избежать ситуаций, контролирующих качество обучения: тайком пропускает некоторые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекращает посещать школу.

Родители, педагоги, одноклассники не могут объяснить изменение характера подростка и падения его успеваемости, расценивая эти проявления как лень, распущенность или находя этому причины в ссоре с приятелями, влиянии дурной компании. Соответственно, к такому подростку подходят с дисциплинарными мерками — требованиями, наказаниями, порой очень жестокими.

Уязвленный подросток реагирует на все замечания грубостью, резкостью, а иногда и физической агрессией. Он становится конфликтным, драчливым, нетерпимым. В семье он скрытен, враждебен, особенно к тому из родителей, кто проявляет большую жесткость и прямолинейность.

На развитие депрессии влияют как внешние, так и внутренние факторы. Наиболее травмирующим фактором для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет) является отделение от матери, от семьи (помещение в больницу, санаторий, круглосуточный детский сад, ясли, дом ребенка и т. п.), а для детей старше 5 лет — длительная неблагополучная семейная ситуация (скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей).

Начиная с 7-летнего возраста, наиболее значимыми факторами депрессии становятся проблемы, связанные со школой (смена класса, учителя, отставание от сверстников, оскорбительное отношение учителя).

Короткофазность, быстротечность депрессии в детском возрасте встречается чрезвычайно редко: обычная длительность депрессии от 1-3 мес., до года и больше. При этом интенсивность депрессивной симптоматики отличается непостоянством, связана с семейной ситуацией и физическим состоянием ребенка.

Первым условием грамотной поддержки страдающих депрессией детей является ранняя квалификация и диагностика расстройства. Преградой этому часто служат искаженные родительско-детские отношения, крайними проявлениями которых являются нечувствительность к переживаниям ребенка, жесткие меры принуждения и наказания или, напротив, стремление защитить или изолировать от сверстников, дать отдохнуть от занятий.

Если депрессия выражена несильно, она вполне может пройти самопроизвольно, без вмешательства специалистов. Главное, необходимо внимание к душевному состоянию ребенка. Сам ребенок не придет к взрослому с жалобами на душевный недуг. Он и при внимательном расспросе, как правило, не может сформулировать то, что его беспокоит, а в лучшем случае, попытается объяснить свое состояние внешними причинами.

В любом случае, если неблагополучное, подавленное состояние затягивается больше, чем на две недели, даже если его причина кажется совершенно понятной и «естественной», стоит обратиться к врачу. За видимой понятностью может скрываться болезненное состояние, для выхода из которого необходима медикаментозная помощь.

И родители, и педагоги должны помнить, что чем раньше ребенку будет оказана эта помощь, тем легче он выйдет из болезненного состояния, тем меньше возможности неблагоприятных последствий.

Прямым мягким убеждением следует прививать ребенку мысль о том, что его состояние является болезненным и, следовательно, может быть излечено. Как показывает опыт, сам вопрос лечения является болезненным и для детей, и для родителей, поскольку детям кажется, что нужно прекратить на длительное время учебу, найти у себя соматическое заболевание, а взрослые не доверяют врачам. Переубеждение депрессивного ребенка требует времени, настойчивости, предельной корректности, а главное, активного эмоционального сопереживания.

Если не рассматривать случаи сложных драматических отношений в школе, то наиболее предпочтительным для ребенка остается обучение в собственном классе. При многолетнем совместном обучении сверстники, как правило, не только не обижают и не унижают одноклассника, но обычно опекают и защищают его. Прекращение обучения и воспитания недопустимо даже при тяжелых формах психических заболеваний. При упорстве и терпении родителей, внимательном и гибком отношении педагогов, такие дети постепенно привыкают к коллективу, делают успехи в определенных областях знания, хорошо и даже отлично учатся.

Желательно также активное участие самих детей в процессе выздоровления. И здесь, задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь реализоваться природным способностям и интересам детей. При этом самым важным будет именно отношение близких взрослых: сочувствие, понимание страдания ребенка, умение в процессе общения отвлечь его от тягостных мыслей и переключить на интересные ему проблемы. Такое общение станет необходимым фундаментом детского выздоровления.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

www.rondtb.msk.ru

Младенческие колики – 25 способов как помочь ребенку и при этом не впасть в депрессию?

Колики – это то, чем, обычно пугают молодых родителей старшие и более опытные товарищи. Это явление обрастает огромным количеством слухов и мифов, как о причинах этого состояния (болит живот, беспокоят мифические вросшие волосы, опускаются яички и т.п.), так и методах помощи (полет фантазий). «100 дней плача или 3 месяца кошмара» — называют это период те, кто его пережил, и недоуменно пожимают плечами те, кто только слышал об этом — «тоже мне, нашли проблему…». Давайте попытаемся разобраться, что же это на самом деле – колики и как помочь ребенку и его семье?

Что такое младенческие колики?

Младенческие колики – это необъяснимые внезапные эпизоды крика, плача и двигательного беспокойства ребенка раннего возраста, возникающие:

  • не менее 3-х часов в день
  • не реже 3-х раз в неделю
  • не менее 3-х недель
  • в возрасте до 3-х месяцев жизни.
  • При этом ребенок хорошо прибавляет в весе (часто даже больше, чем положено), развивается соответственно возрасту, в период между приступами не имеет никаких признаков заболеваний.

    Другими словами, это не болезнь, а какое-то загадочное состояние, период в жизни ребенка, когда он кричит больше и чаще, и затем все это само собой проходит.

    Когда возникают и исчезают колики?

  • Начинаются в первые 2-3 недели жизни
  • Пика выраженности достигают к 6 неделям жизни
  • САМОСТОЯТЕЛЬНО исчезают к 3-4 месяцам жизни («трехмесячные» колики)
  • Наиболее часто выражены в вечерние и ночные часы, обычно в одно и то же время («вечерние колики»)
  • У всех ли малышей бывают колики?

    Данные статистики очень варьируют от 5 до 90%, но истина находится в пределах 25-30%. Почему такая разница? Если проводить простой опрос всех матерей, были ли у Вашего ребенка колики, утвердительно отвечают 90%, но, если при диагностике учитывать «правило трех», которое приведено выше (3 часа в день, 3 раза в неделю, 3 недели и больше), тогда этих несчастных остается не более 30%.

    Частота младенческих колик одинакова среди богатых и бедных, не зависит от цвета кожи, и не отличается среди мальчиков и девочек.

    Причины возникновения колик

    Медицинской науке до настоящего времени окончательно неизвестны причины и суть младенческих колик. Вы даже не представляете себе, сколько серьезных ученых занимаются проблемой детских колик уже более 60 лет! А однозначный ответ все еще не получен. Среди множества теорий, которые могут объяснить природу этого явления, наиболее известны следующие:

  • Теория желудочно-кишечных нарушений(наиболее популярная).
  • Ее сторонники считают, что причиной колик является недоразвитие желудочно-кишечного тракта, недостаточная выработка пищеварительных ферментов и незрелость нервной системы, которая должна все эти процессы регулировать и контролировать. Вследствие этого пища не полностью переваривается, возникают повышенное газообразование и кишечные спазмы, вызывающие боль в животе. Существует также гипотеза о наличии у ребенка пищевой гиперчувствительности или аллергии, что может быть одной из предполагаемых причин колик.

    • Теория психосоциальных нарушений
    • В соответствии с этой теорией колики рассматриваются как психологическая проблема вследствие нарушения взаимодействия между ребёнком и родителями, повышенного уровня тревожности, склонности к депрессии, перенесенного стресса во время беременности, неопытности родителей и т.п. Другими словами: с ребенком все в порядке, у него ничего не болит, а проблема в родителях.

      Однако, теория «неопытных родителей» с треском провалилась после публикации результатов исследования, в котором сравнили длительность и частоту колик в двух группах: в одной – к уходу за детьми с коликами привлекли опытнейших специалистов, а другая состояла из родителей первенцев. Так вот, разницы не выявлено! Младенцы кричали одинаково в обоих группах, т.е. «крутые спецы» с опытом ухода за детьми так же не могли их успокоить, как и неопытные родители.

      Что касается стресса, то здесь возникает порочный круг – у детей, чьи родители имеют повышенный уровень тревожности, колики интенсивнее, что усугубляет психосоциальное напряжение и депрессивное состояние родителей.

      Теория незрелости нервной системы

      Приверженцы этой теории рассматривают колики как особое поведение младенцев или просто стадию развития. Они утверждают, что колики вообще не связаны с болью ни в животе, ни где-либо еще!

      Эти исследователи приводят данные, что модель плача младенца с коликами (то есть плачет в конце дня и вечером, с максимумом приблизительно в шестинедельном возрасте) совпадает с таковой у нормальных младенцев.

      Одним из фактов, подтверждающих теории незрелости, является большая распространенность колик у недоношенных и/или незрелых младенцев.

      Младенческие колики – ранняя форма мигрени

      Самая новая гипотеза, основатели которой утверждают, что у младенцев с коликами боль все же есть, но болит не живот, а голова. Это базируется на исследовании, выявившем, что малыши, чьи матери страдают мигренью, имеют колики в несколько раз чаще.

      Будем надеяться, что когда-нибудь в скором будущем ученые обязательно разберутся, что же это такое младенческие колики, а пока этот феномен продолжает оставаться загадкой. Что же делать родителям, чьи дети имеют колики сейчас? Может, это связано с питанием?

      Как влияет питание матери на возникновение младенческих колик?

      Действительно, видя, как ребенок корчится от колик, первая мысль, которая приходит в голову маме (не без помощи старших и опытных товарищей) – «я виновата, я что-то не то съела». И бедные мамочки готовы голодать, сидеть на хлебе и воде, лишь бы ребенок не плакал так горько.

      Спешу вас обрадовать: питание кормящей матери практически не влияет на возникновение колик у ребенка. Колики возникают вне зависимости от способа вскармливания ребенка, их частота одинакова у детей, которые вскармливаются грудью и искусственной смесью. Состав грудного молока гораздо меньше зависит от рациона кормящей матери, чем принято было считать.

      Единственным продуктом, в отношении которого доказана способность провоцировать и усиливать колики, является коровье молоко. Это связано с тем, что аллергия к белкам коровьего молока считается одной из частых причин колик. Поэтому, при коликах рекомендуется попытка исключения из питания кормящей мамы цельного коровьего молока и ограничение количества творога и сыра. Исключение из диеты других аллергенных продуктов (яйца, орехи, соя, рыба, пшеница) может уменьшать проявления колик у тех детей, которые имеют к ним повышенную чувствительность.

      Традиционно рекомендуется ограничивать употребление матерью продуктов, вызывающих повышенное газообразование, жирных, острых блюд. Считается, что наиболее сильно вызывают газообразование сырая и квашеная капуста, кабачки, свежие огурцы, виноград и виноградный сок, черный хлеб, бобовые, газированные напитки. Но следует помнить, что крайне редко данные диетические ограничения уменьшают частоту и интенсивность колик. Это значит, что ВСЕ ЭТИ ПРОДУКТЫ ВЫ МОЖЕТЕ УПОТРЕБЛЯТЬ в разумных количествах, если хотите. Да, и яблоки, и кислое, и соленое, и жирное, и кисломолочное! Но если вы заметили, что ваш ребенок не переносит какой-то конкретный продукт (это очень индивидуально) – исключите его или ограничьте количество и частоту его приема.

      И помните, что если после двух недель ограничительной диеты матери не отмечено улучшений, ВСЕ диетические ограничения должны быть сняты.

      Эти рекомендации касаются только матерей здоровых детей с младенческими коликами! Детям с аллергическими заболеваниями, лактазной недостаточностью и т.п. рекомендации совершенно другие!

      Опасны ли колики для ребенка?

      Младенческие колики – абсолютно безопасное явление для малышей, самостоятельно исчезающее в возрасте 3-4 месяцев без каких-либо последствий, и, в большинстве случаев, не требующие лечения. Другое дело, что помощь необходима родителям и родственникам ребенка, что уменьшит риск возникновения такого опасного состояния, как «синдром укачивания или тряски» (shaken baby syndrome) но об этом позже.

      Вместе с тем, следует помнить, что среди всех детей с коликами в 5% случаев выявляются различные заболевания, которые могут маскироваться под симптомами колик.

      Симптомы тревоги, требующие обязательной консультации врача:

    • Повышение температуры тела;
    • Плохая прибавка веса (менее 500 г в месяц или менее 125 г в неделю);
    • Рвота, особенно с примесью крови, кровь в кале;
    • Отказ от еды или очень быстрое насыщение;
    • Отсутствие самостоятельного стула;
    • Сохранение симптомов колик или их возобновление у ребенка старше 4 месяцев.
    • Если колики у Вашего ребенка сопровождаются вышеуказанными симптомами, это НЕ младенческие колики!

      Как же определить колики ли это?

      Мы знаем, что все дети плачут, но как понять, норма это или колики?

      Прежде всего следует помнить, что плач — это нормальный врождённый защитный рефлекс, и у младенцев он служит сигналом для привлечения внимания и оповещения родителей о каких-либо потребностях.

      Малыш еще маленький, он растет и развивается, его пищеварительный тракт и нервная система не могут правильно координировать свою работу. Вы только привыкаете друг к другу, и ребенок никак по-другому, кроме плача, не может вам сообщить, что он хочет есть, ему мешает складочка на одежде, или раздражает мокрый памперс, не нравится какой-то звук, или он хочет пукнуть, а не получается, или ему просто страшно… Обычно ребёнок плачет короткое время и это, кроме всего прочего, еще и хорошее упражнение для лёгких, рук, ног и других мышц. Вы очень быстро научитесь распознавать все нюансы и оттенки плача, и будете вовремя реагировать.

      Однако, проблема заключается в том, что младенцы, страдающие от колик, плачут обычно без всякого повода, и таких детей исключительно трудно успокоить. Очень характерен вид ребенка во время приступов колик: лежит с закрытыми глазами, подняв и поджав ножки к животу или быстро двигает ими (сучит), ручки сжаты в кулачки, очень сильно безутешно плачет или душераздирающе кричит. Плач описывают как громкий, пронзительный, высокого тона и неприятный, сопровождается покраснением лица. Живот у него во время приступа вздут и напряжен. И все это несколько часов кряду! Картина не для слабонервных! При этом поверить в то, что у малыша в это время ничего не болит невозможно! Часто после отхождения газов или дефекации приступ проходит или облегчается. Нередко эти эпизоды протекают в виде схваток: малыш какое-то время плачет, затем успокаивается на несколько минут и снова начинает резко и отчаянно кричать, и снова успокаивается. Пик таких истерик обычно приходится на вечернее время.

      Если Вы подозреваете, что приступы беспокойства у Вашего ребенка являются именно коликами, но не уверены в этом, Вам может помочь ведение дневника, в котором надо отмечать время появления и исчезновение приступов плача.

      Итак, берем ручку, лист бумаги, часы и записываем в течение нескольких дней: когда и сколько плакал? Что этому предшествовало? От чего успокоился? А потом считаем, что получилось и анализируем.

      Если ваш ребенок плачет меньше 3 часов в день — это норма, можете дальше не читать, радуйтесь, эта статья не для Вас.

      Если вы насчитали 3 и больше подобных эпизодов в неделю с длительностью не менее 3-х часов в день, при этом Ваш ребенок в возрасте до 3-х месяцев, он хорошо прибавляет в весе, между приступами выглядит вполне довольным жизнью, у него отсутствуют симптомы тревоги (см. выше), вполне вероятно, у него младенческие колики. Но помните, что о младенческих коликах можно говорить, если исключены все возможные болезни, вызывающие избыточный крик, поэтому, позвольте осмотреть ребенка педиатру, которому вы доверяете и вместе обсудите дальнейшие действия.

      Нуждается ли ребенок с младенческими коликами в обследованиях?

      Ребенок с типичной клиникой младенческих колик, хорошо набирающий вес, НЕ нуждается в дополнительных лабораторных, рентгенографических и инструментальных обследованиях. И только при подозрении на наличие заболевания, либо при выявлении симптомов тревоги (см. выше) врач назначает соответствующие диагностические тесты. Чаще всего бывают необходимы клинические анализы крови, мочи и кала (копроцитограмма).

      1. Если исключены все другие причины крика (болезнь, голод, мокрые пеленки, неудобное положение и т.п.) и окончательно признано, что причиной крика являются именно те самые пресловутые колики, главная мысль (МАНТРА), которая должна вас утешать и поддерживать, должна быть следующая: ЭТО ВРЕМЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЭТО ПРОЙДЕТ С ВОЗРАСТОМ, МОЙ РЕБЕНОК ЗДОРОВ!Старайтесь вовремя распознать потребности ребенка (в еде, телесном контакте, смене пеленок, общении и т.п.), т.е. поймите и дайте ему все, что он хочет ДО, а НЕ ПОСЛЕ начала приступа. Помните, все попытки не реагировать на обычные потребности приводят к удлинению приступов плача и крика, а при длительном приступе успокоить ребенка становится все труднее.
      2. Попытайтесь создать условия, максимально приближенные к внутриутробным – пеленайте, используйте слинги, чаще носите на руках. Не бойтесь избаловать, приучить к рукам! Воспитывать начнете позже – после 3-4 месяцев, успеете.
      3. Примотайте ребенка к себе, используя слинг-шарф (живот к животу), если не знаете, как это сделать – посмотрите соответствующее видео на YouTube. И носите так долго. На ваше усмотрение, если позволяет сезон и погода – идите гулять на улицу (очень желательно планировать одну вечернюю прогулку!) или готовьте ужин, танцуйте, наконец!
      4. Согрейте живот ребенку, – это часто помогает отхождению газов и уменьшает интенсивность колик. Используйте теплые, проглаженные горячим утюгом пеленки, укладывайтесь в кровать в позе «кенгуру» – голый живот ребенка к животу взрослого (это могут быть папа, бабушка и дедушка, выберите того, у кого живот побольше). Лежать долго! Можно использовать теплые ванны, откройте кран – вода, кроме согревания, еще и успокаивающе шумит.
      5. Нежно покачивайте, глядя ребенку в глаза, визуальный контакт так же необходим, как и телесный. Или положите малыша животиком себе на колени, нежно потряхивайте, ритмично похлопывайте по попе, гладьте по спинке – долго!
      6. Или положите его животом вниз себе на руку, чтобы его голова была в вашей ладони, а ножки свешивались по обе стороны от локтя. И нежно покачивайте его вверх-вниз, формируя себе бицепсы (фитнесс не выходя из дома).
      7. Избегайте чрезмерной тряски ребенка, это опасно! (см. «синдром укачивания или тряски» (shakenbabysyndrome)
      8. Если почувствуете, что нежно качать вы уже не в силах, а ребенок продолжает кричать и вам уже хочется его трясти и подбрасывать, чтобы он только замолчал – ОСТАНОВИТЕСЬ! Если есть возможность «сдать» ребенка в руки любящих родственников, воспользуйтесь этим. Если вы в квартире один (одна) с ребенком – положите его в безопасное место (кровать, манеж, на пол в конце концов) и выйдете за пределы комнаты, квартиры (дома) на 5-10 минут. Поверьте, с ребенком ничего не случится! А к вам за это время вернется самоконтроль, и вы снова сможете успокаивать малыша ласково и нежно! Поверьте, от приступа колик еще не погиб ни один ребенок, а страшных примеров последствий синдрома укачивания – сколько угодно!
      9. Катайте в коляске или автомобиле. Конечно, езда в автомобиле в полночь – не самая практичная рекомендация, но иногда это лучше, чем слышать душераздирающие вопли своего ребенка второй час подряд (и стук соседей по батарее или язвительно-жалостливое по утрам: «Ну что же он у вас так плачет? Вы что его успокоить не можете?»).
      10. Различные приспособления, как массажеры-вибраторы для животика, электрическая виброколыбель, имитаторы езды в автомобиле не имеют доказанных существенных преимуществ, кроме как освобождения рук и времени. Если их значительная дороговизна вас не пугает, можете приобрести, но помните, что они будут вам нужны всего пару месяцев.
      11. Попробуйте использовать т.н. «белый шум» (особый тип звуков, характеризующийся равномерностью и монотонностью), как-то звуки ж-ж-ж, ш-ш-ш, льющейся воды, некоторых работающих электроприборов: стиральной машины, фена или пылесоса – некоторых детей так удается на какое-то время успокоить. В настоящее время доступны специальные приложения на смартфон з записью таких шумов.
      12. Пойте колыбельные, разговаривайте тихим и ровным голосом, попробуйте подобрать успокоительные мелодии, которые нравятся вам и вашему малышу. Одним нужно тихо, другим громко, экспериментируйте.
      13. Помогайте ребенку отрыгнуть воздух, заглоченный во время кормления, для этого подержите его вертикально или в наклоненном положении (под углом 45° животиком вниз) в течение 10-15 минут. Перед кормлением и во время приступа колик выкладывайте ребенка на живот, желательно с согнутыми в коленных суставах ножками. Помните о том, что при правильном прикладывании к груди вероятность заглатывания воздуха минимизируется.
      14. Помогайте ребенку пропукаться: подожмите ножки к животу, попробуйте высадить ребенка над раковиной в позе «горный орел» (как будто вы хотите, чтобы он помочился или покакал). Можно помассировать живот, хотя в момент колик это весьма проблематично. Доказано, что массаж живота улучшает коммуникативное взаимодействие с ребенком, но на колики, к сожалению, должного эффекта не оказывает. Поэтому, делать его нужно в период между приступами колик.
      15. Газоотводная трубка или клизма для облегчения колик должны применяться только тогда, когда все другие возможные способы успокоения не действуют и живот у ребенка продолжает быть вздутым и напряженным. Вводить наконечник следует, смазав вазелиновым или любым растительным маслом, осторожно, нежно, без усилий, круговыми поступательными или вращательными движениями на глубину 3-5 см. Категорически запрещается совать в попу ребенку ртутный градусник, мыло и прочие неподходящие предметы!
      16. И наконец, при вас есть еще один, практически безотказный метод успокоения на все случаи жизни – ГРУДЬ. Сосание груди успокаивает, стимулирует перистальтику и расслабляет, помогая ребенку пропукаться и прокакаться. Кормите грудью! Никакая смесь «от колик» не предотвращает их появление!
      17. Помните, что колики – не повод, чтобы сидеть на голодных и полуголодных диетах! Конечно же, если вы заметили, что при употреблении вами какого-либо продукта, у ребенка колики становятся сильнее – этот продукт следует исключить либо уменьшить количество и частоту его приема, это бывает редко, но все же бывает.
      18. Целесообразно попробовать на 7-10 дней полностью исключить коровье молоко из вашего питания. В это время принимайте какой-либо препарат кальция, который порекомендует вам ваш врач. Если за это время вы не ощутите никакого эффекта, и ребенок не имеет признаков аллергии – возвращайте молоко в питание. Помните, что длительные безосновательные ограничительные диеты могут приводить к гиповитаминозам, анемии, и другим последствиям!
      19. Если ребенок достаточно прибавляет в весе, значит, что молока достаточно, и оно полноценное! Разговоры, что оно «синее», «некачественное», «нежирное», «не такое», «ребенок кричит от голода» НЕ СЛУШАТЬ И ИГНОРИРОВАТЬ!
      20. Колики – не повод переводить ребенка на искусственное вскармливание!
      21. Колики у искусственника – не повод каждый день менять смесь! Не пытайтесь менять смесь самостоятельно, проконсультируйтесь с педиатром!
      22. Интервалы между кормлениями желательно сократить, а разовый объем питания уменьшить, не допуская сильного голода и перерастяжения желудка.
      23. Доказано, что коликам способствует курение матери во время беременности, вдыхание табачного дыма ребенком может вызывать спазмы кишечника (а еще приводит к астме, но об этом не сегодня). Если вы слишком слабы, чтобы справиться с этой привычкой, помните — покурив на улице (балконе, лестничной клетке), вам нужно там же оставаться минут 15-20, иначе это ничем не будет отличаться от курения в одной комнате с ребенком!
      24. Для облегчения симптомов колик предлагаются также различные методы мануальной терапии, такие как хиропрактика, краниальная остеопатия, очень популярные в ряде стран, но эффективность и безопасность методов спинальной манипуляции не доказана. Результаты ряда исследований показали эффективность метода иглоукалывания на интенсивность колик, но в нашей стране специалистов, владеющих акупунктурой, очень немного.
      25. Обсудите с вашим врачом, не нуждается ли ребенок в каких-либо медикаментах для облегчения колик или вы в успокоительных средствах.

      Какое лекарство наиболее эффективно при коликах?

      К сожалению, на сегодняшний день эффективных безопасных средств, способных облегчить детские колики, НЕТ. Это обусловлено отсутствием четкого понимания сущности этого загадочного феномена.

      Большинство медикаментов, влияющих на те или иные выявленные механизмы развития колик, не имеют преимуществ перед плацебо, либо обладают серьезными побочными эффектами.

      Плацебо — вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата

      А как же симетикон? (эспумизан, инфакол, боботик, дисфлатил, коликид, эспузин и т.п.)

      Надежды на эффективность препаратов, уменьшающих газообразование, т.н. пеногасителей (симетикон или диметикон) не оправдались, поскольку, согласно данным научных исследований, не имеют преимуществ перед плацебо для лечения и профилактики младенческих колик.

      Симетикон — нетоксичное инертное поверхностно-активное вещество с пеногасящими свойствами на основе кремния. Путем физического уменьшения поверхностного натяжения устраняет пузырьки газа, образующиеся в кишечнике при метеоризме. Освобожденный газ абсорбируется и/или удаляется естественным путем. Симетикон не абсорбируется в пищеварительном тракте.

      Компендиум лекарственных средств.

      А если врач назначил вашему ребенку симетикон (эспумизан, инфакол, боботик, дисфлатил, коликид, эспузин и т.п.), это значит, что он некомпетентен и ничего не знает? Поверьте, это не так.

      Во-первых, есть дети, которым симетикон все же помогает. Вы можете внушить что-то себе, но, согласитесь, что ребенку с коликами что-то внушить достаточно проблематично. Причины феномена младенческих колик очень неоднородны и неясны, и эффективность этих препаратов будет ощутима в случаях, когда среди причин колик преобладает повышенное газообразование. Как это узнать? – только попробовать, через 2-3 дня будет понятно, помогает или нет. Препарат безопасен, за исключением редких аллергических реакций. Если же после 5-7 дней приема вы не заметили никакой разницы в частоте и интенсивности приступов колик, продолжать его применение нецелесообразно.

      Во-вторых, врачи знают, что маму обязательно нужно занять чем-либо (желательно безопасным) для конкретной помощи ребенку. Это крайне необходимо для ее ощущения, что она делает для ребенка все возможное. А спокойная, уверенная в своих действиях мать – залог спокойствия ребенка! Не назначить волнующейся маме ничего, кроме советов сохранять спокойствие, потому что все и так пройдет, часто приводит к поиску другого врача, который в лучшем случае назначит тот же симетикон. Когда вы это понимаете, вы можете сделать осознанный выбор – давать или не давать своему ребенку эти препараты.

      Может, пробиотики?

      Рекомендации по применению пробиотиков основаны на полученных многочисленных доказательствах о нарушении кишечной микрофлоры у детей с коликами, что приводит к избыточному газообразованию и нарушению моторики кишечника. Однако, данные проведенных исследований достаточно противоречивы. Результаты одних подтверждают несомненную эффективность препаратов лактобактерий на течение колик, результаты других – не подтверждают, а в одном вообще оказалось, что дети на искусственном вскармливании, получавшие пробиотики, кричали больше, чем те, которые их не получали.

      Это означает, что назначение пробиотиков (биоГая, преема, лакто- и бифидобактерии) показано не всем детям с коликами, а только определенной категории, и назначать их должен врач.

      Ну тогда, может, «травки»?

      Традиционно во многих странах для купирования младенческих колик используются средства растительного происхождения, обладающие ветрогонным и мягким спазмолитическим действием, такие как укроп, фенхель, мелисса, мята перечная, ромашка, солодка, кориандр, анис и др. самостоятельно, либо в различных комбинациях.

      Травы в аптечной сети доступны в сухом виде, в пакетиках виде чаев, в виде гранул и готовых настоев или настоек.

      Необходимо помнить, что чай в виде гранул обычно содержит добавление сахаров, таких как лактоза (например, Плантекс), или декстринмальтоза (фенхелевые чаи Хипп и т.п.) и других. Читайте надписи на упаковке! Имейте ввиду, что если у ребенка причиной колик является недостаточность ферментов, перерабатывающих эти сахара, вместо облегчения колик, вы можете получить их многократное усиление! Пока не попробуете, не узнаете, а оно вам нужно?

      В таком случае, уж лучше отвар или настой укропа или фенхеля (можно приготовить и самим, заварив семена), или купить «укропную воду» в аптеке (если найдете).

      Имеются готовые лекарственные формы, как, например, Бейбикалм (фенхель, анис, мята) или Бебинос (фенхель, ромашка, кориандр). Но помните, что эти препараты содержат спирт, что не рекомендуется детям раннего возраста!

      Медицинская наука не в состоянии оценить эффективность данных средств из-за малого количества проведенных клинических исследований и отсутствия стандартизации в оценке их состава и дозировки. В целом считается, что они малоэффективны, а порой даже опасны. Наиболее частыми побочными действиями являются аллергические реакции, а при употреблении ребенком травяных чаев в дозе 150-200 мл и более в день снижается питательная ценность рациона и ухудшается всасывание железа, что ведет к анемии. Кроме того, ребенок может высасывать меньше молока, а это может привести к снижению лактации у матери.

      Применять или не применять фитотерапию – решать вам, если невмоготу – попробуйте, из ложки, небольшими дозами.

      Что еще?

      Ряд медикаментов, которые в исследованиях доказали свою эффективность на облегчение колик, при попытке применения на практике, выявили множество серьезных и опасных побочных действий: от повышенной сонливости до судорог, потери сознания и остановки дыхания, что потребовало прекращения их использования у детей до 6 месячного возраста. Я не привожу их названия, поскольку они не зарегистрированы в нашей стране.

      Ну неужели совсем ничего?

      Приходится признать, что на сегодняшний день единого способа и готового рецепта для лечения младенческих колик не существует, и единственным бесспорным «лечебным фактором» является время. Следует помнить, что младенческие колики – это не заболевание, а самоизлечимое состояние, которое проходит после 3-4 месяцев. В поиске методов облегчения колики каждой семье (и врачу) каждый раз приходится заново проходить этот трудный путь и вырабатывать собственную стратегию лечения.

      Главная заповедь в этом деле – не навредить, всегда взвешивать пользу и риск от любых лечебных воздействий и успокоительных «технологий».

      Автор статьи: Раковская Л.А., доцент кафедры педиатрии Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина, к.мед.н., врач-педиатр высшей категории

      www.milkmama.info