Мутизм психиатрия

  • Отсутствие спонтанной и диалоговой речи (участие в разговоре, ответы на вопросы): способность понимать чужую речь при этом сохраняется.
  • Ясное сознание: человек самостоятельно открывает глаза, может следить за предметами, хотя зафиксировать его внимание на чем-либо бывает трудно, имеется чередование фаз сон-бодрствование (человек засыпает и просыпается), как у здоровых людей.
  • Наличие реакции на болевые раздражители в виде повышенного потоотделения, учащения сердцебиения. В то же время ответная двигательная активность может отсутствовать, хотя иногда человек с мутизмом активно двигается, но не говорит (психогенный мутизм).
  • Поражение внутренних отделов лобных долей или верхней части ствола мозга (часть головного мозга, в которой расположены жизненно важные отделы – сосудодвигательный, дыхательный, – а также ретикулярная формация, обеспечивающая “ пробуждение”, активацию головного мозга):
    • опухоли головного мозга;
    • острое нарушение мозгового кровообращения, в том числе скопления крови (гематомы);
    • воспаление головного мозга (энцефалит);
    • черепно-мозговые травмы.
    • Выход из комы (состояние, при котором полностью отсутствует сознание, речь и открывание глаз).
    • Психические заболевания: истерия (функциональное расстройство, при котором в результате психических нарушений на фоне отсутствия реальной структурной патологии возникают неврологические нарушения, в том числе мутизм), шизофрения (психиатрическое заболевание, проявляющееся нарушениями мышления и поведения).
    • Сильные эмоциональные потрясения (смерть близкого, автокатастрофа, тяжелое заболевание у родственника).
    • Врач невролог поможет при лечении заболевания

      Диагностика

      • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
        • как давно человек перестал говорить, двигаться и отвечать на вопросы;
        • какое событие непосредственно предшествовало прекращению речи (потеря сознания, черепно-мозговая травма, сильное эмоциональное потрясение).
        • Неврологический осмотр: оценка наличия речи, открывания глаз, оценка рефлексов, измерение артериального (кровяного) давления, оценка дыхательного ритма. Необходим поиск других признаков неврологической патологии, которые могут помочь найти причину мутизма (косоглазие, нарушение движений глазных яблок, асимметрия лица).
        • ЭЭГ (электроэнцефалография): метод оценивает электрическую активность разных участков головного мозга, которая может меняться при различных его заболеваниях.
        • МРТ (магнитно-резонансная томография) или КТ (компьютерная томография) головного мозга: методы позволяют послойно изучить строение головного мозга и выяснить причину нарушений функции головного мозга.
        • Возможна также консультация психиатра, логопеда.
        • Лечение мутизма

        • Устранение причины, вызвавшей мутизм:
          • хирургическая помощь при внутримозговых кровоизлияниях: удаление гематомы (локальное скопление крови), установка дренажа в желудочки мозга (трубочка, через которую будет оттекать лишний ликвор (цереброспинальная жидкость, которая участвует в питании и обмене веществ головного мозга);
          • хирургическое удаление опухоли головного мозга.
          • Активная реабилитация речевых функций у больного: постоянные разговоры с больным, использование мимики в разговоре.
          • Психологическая помощь больным: помощь в преодолении стресса по поводу психотравмирующих событий (смерть близкого, автокатастрофа, тяжелое заболевание у родственника и др.), беседы.
          • Антипсихотические препараты людям с психиатрическими заболеваниями (например, с шизофренией (психиатрическое заболевание, проявляющееся нарушениями мышления и поведения): их применение способно восстановить речь, если ее отсутствие вызвано заболеваниями психики.
          • Лекарственные препараты, улучшающие питание головного мозга (ноотропы).
          • В случае неподвижности больного необходимы следующие действия:
            • полноценный уход за кожей, ротовой полостью, дыхательными путями (мытье кожи, чистка зубов, очистка дыхательных путей);
            • полноценное питание: высококалорийное питание (чаще всего даваемое через трубку, введенную в желудок, если пациент не способен питаться сам);
            • поддержка кровообращения в случае необходимости: препараты, нормализующие сердечные сокращения и т.п.
            • Осложнения и последствия

            • Нарушение социальной и трудовой адаптации из-за отсутствия речи.
            • Профилактика мутизма

              Пол У.Бразис, Джозеф К.Мэсдью, Хосе Биллер – Топическая диагностика в клинической неврологии, 2009 г.
              М.Мументайлер — Дифференциальный диагноз в неврологии, 2010 г.
              Никифоров А.С. – Клиническая неврология, т.1, 2002 г.

              Что делать при мутизме?

            • Выбрать подходящего врача невролог
            • Сдать анализы
            • Получить от врача схему лечения
            • Выполнить все рекомендации
            • lookmedbook.ru

              Как проявляется синдром мутизма у взрослых и детей

              Мутизм – патологическое состояние, характеризующееся полным молчанием при сохранении функций речевого аппарата, слуха и способности понимать речь. В неврологии это расстройство относят к невротическому нарушению речи, в психологии – к нарушению способности устанавливать социальные контакты, в психиатрии это явление рассматривают в рамках психических отклонений (шизофрении, психозов, истерии).

              В настоящее время, расстройство принято относить к «поведенческим и эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрастах». Диагноз внесен в перечень заболеваний, учтенных в Международном классификаторе.

              Особенности мутизма

              Мутизм – это детский недуг. Обычно он возникает в возрасте от 3 до 9 лет. Именно в этот период у детей происходит смена социального статуса: они начинают посещать детский сад и школу, поэтому многие родители воспринимают синдром как особенности адаптации. Расстройству подвержены особо чувствительные, ранимые натуры. Оно может быть результатом воздействия сильного психического потрясения, стресса, связанного с изменением статуса ребенка и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение не разговаривать.

              Часто мутизм у детей путают с серьезным психическим заболеванием (шизофренией, умственной отсталостью). В связи с этим избирается неадекватное ситуации лечение. Типичной ошибкой специалистов является восприятие синдрома как временного явления. В некоторых случаях заболевание воспринимается как детский каприз, который должен пройти самостоятельно со временем без какого-либо лечения. Однако такие виды речевых нарушений требуют своевременной коррекции, так как способны привести к развитию устойчивых изменений характера, негативным образом отражающихся на жизни носителя расстройства. В связи с этим, особое значение приобретает необходимость постановки своевременного и точного диагноза.

              Синдром может развиться и в более старшем возрасте. Спровоцировать его способны органические нарушения мозга, серьезные психические потрясения или расстройства. Что касается взрослых людей, то мутизм характерен для представительниц слабого пола. У женщин обычно возникает истерический мутизм. Связано это с особой чувствительностью, мнительностью дам, их предрасположенностью к импульсивным эмоциональным реакциям.

              Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

            • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
            • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
            • стресс;
            • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
            • наследственная предрасположенность;
            • обстоятельства окружающей среды;
            • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.
            • Детский возраст не всегда позволяет установить истинную причину немоты. Исключением являются случаи, когда стимулятором служат психические отклонения. Причиной развития патологии может стать глухота. В этом случае говорят о возникновении сурдомутизма.

              Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

            • травмы головы;
            • стрессы;
            • кома;
            • последствия психической травмы;
            • нарушения кровообращения головного мозга;
            • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
            • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).
            • Симптомы мутизма

              Синдром имеет достаточно яркие признаки, которые позволяют установить правильный диагноз. Типичные симптомы мутизма проявляются в виде:

            • отказа от речевого общения, немоты;
            • сохранения немоты не менее одного месяца;
            • сохранения сознания;
            • отсутствия патологий речевого аппарата;
            • неспособности говорить в волнительных ситуациях;
            • отсутствия речи только в конкретных ситуациях и при контакте с определенными людьми;
            • сохранения способности пользоваться письменной речью и формулировать свою мысль;
            • активное пользование невербальными методами общения.
            • В зависимости от вида патологии расстройство могут дополнять симптомы нарушения двигательной активности, как в случаях с акинетическим или апалическим мутизмом.

              Виды мутизма

              Самым распространенным диагнозом является психогенный мутизм, который может проявляться в рамках психогенного психоза, спровоцированного психической травмой.

              В зависимости от силы воздействия психической травмы расстройство может ограничиться невротической формой: истерическим, логофобическим или смешанным мутизмом.

              Истерическая форма мутизма провоцируется психической травмой: речь отнимается от сильного шока. Длится состояние от нескольких секунд до нескольких дней, недель. Патология возникает у женщин и особо чувствительных натур. Логофобическая форма возникает из-за страха услышать свою речь и встречается в основном у школьников. Взрослые редко страдают этим видом расстройства. Прогноз при данной форме патологии не всегда благоприятный, зависит от личностных особенностей носителя.

              В отдельную группу выделен патохарактерологический вид расстройства, который проявляется в дошкольном и в младшем школьном возрасте при отрыве детей от привычной обстановки. К нему можно отнести избирательную форму элективного синдрома. Проявляется у болезненно-привязанных к дому, родителям, пугливых, робких детей. Эндогенно-психотические формы возникают гораздо реже. Развиваются они под влиянием бредовых идей, галлюцинаторных голосов.

              В современной практике имеется еще одна разновидность классификации мутизма, которая выделяет следующие расстройства:

            • Селективный (элективный). Характеризуется отсутствием речи в определенных ситуациях.
            • Акинетический. Проявляется в виде двигательных и речевых нарушений.
            • Апалический синдром. Приравнивается к состоянию комы, полностью отсутствует реакция на внешние раздражители.
            • Терапия мутизма предусматривает комплексное применение медикаментозных и психотерапевтических процедур. Выбор вектора лечения в каждом отдельном случае индивидуален и учитывает вид синдрома, общее психическое, физическое состояние и личностные особенности больного.

              В зависимости от особенностей патологии и причин, спровоцировавших ее возникновение, лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным. Стационарное лечение применяется в случаях, предусматривающих применение сложных диагностических процедур и хирургического вмешательства. Лечение мутизма не предусматривает универсального способа избавления от патологии.

              В некоторых случаях, это относится к избирательному мутизму, достаточно мер психологической поддержки, в некоторых, как в случаях с акинетическим и апалическим мутизмом, необходимо хирургическое лечение для устранения основной причины, вызвавшей нарушения способности говорить: удаление гематомы или опухоли. В случаях, когда терапия предусматривает применение лекарственных препаратов, больным назначаются:

            • ноотропы;
            • нейролептики;
            • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина;
            • бензодиазепины;
            • антидепрессанты;
            • антипсихотические препараты.
            • Комплексное лечение включает такие дополнительные методы терапии, как:

            • дыхательные упражнения;
            • фототерапию;
            • массаж;
            • арт-терапию;
            • лечебную гимнастику.
            • Целью терапии является устранение причин возникновения патологии, насколько это возможно, купирование невротических депрессивных расстройств, улучшение межличностных контактов.

              Независимо от вида медикаментозной помощи осуществляется психологическая поддержка:

            • обучение навыкам продуктивного общения;
            • работа с тревожностью;
            • помощь в преодолении стрессов;
            • коррекция мимики и пр.
            • Применяются методы речевой и поведенческой терапии, тренинги социальных навыков. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, за исключением случаев, когда расстройство вызвано тяжелыми психическими патологиями и органическими поражениями мозга.

              indepress.ru

              Селективный мутизм у детей и подростков

              Тема селективного, или элективного мутизма не очень популярна, и зачастую дети с этим расстройством долго не могут получить качественную помощь. Селективный мутизм — это тревожное расстройство, выражающееся в нежелании вступать в речевое общение в определенных ситуациях. Чаще всего это социальные ситуации, связанные с публичностью или большим скоплением людей: группа детского сада, школьный класс, развивающие кружки. Ребенок пугается, выглядит потерянным отрешенным или тревожным, когда к нему обращается незнакомый или малознакомый человек в подобной ситуации. При этом у ребенка с селективным мутизмом может быть правильная и развитая по возрасту речь, нормальное или даже опережающее психическое развитие.

              Специалист Фэнтези по детской психиатрии

              Современная диагностика и лечение психических нарушений у детей и подростков. Доктор выбирает терапию только в соответствии с принципами доказательной медицины. Не назначает лишних обследований и лекарств с недоказанной эффективностью.

              Консультация детского психиатра — 6 850 руб (1,5 часа)

              Записаться на прием

              Как проявляется селективный мутизм?

              Чаще всего данное расстройство возникает тогда, когда ребенок начинает посещать коллектив: школу или детский сад. Основная жалоба родителей ребенка с селективным мутизмом чаще всего звучит примерно так: » мой ребенок очень умный, дома читает книги, рассказывает стихи и сказки, а на занятиях молчит и ото всех отворачивается. Не разговаривает даже с преподавателем!». Во многих случаях таких детей называют » застенчивыми», предлагают им заниматься отдельно и делать только письменные задания, не отвечать публично. С одной стороны, это помогает ребенку уменьшить тревогу, но с другой- поддерживает «порочный круг». Ребенок знает, что ему не нужно разговаривать, чтобы получить хорошую оценку или одобрение, и даже не пытается начать говорить.

              Что делать?

              Дети с селективным мутизмом обязательно нуждаются в эффективном психолого-педагогическом вмешательстве. Доказанно работают методики поведенческой терапии, в некоторых случаях может потребоваться медикаментозная терапия.

              Если вы подозреваете у ребенка селективный мутизм, обязательно обратитесь к врачу. В первую очередь необходимо исключить патологии слуха, речевого аппарата, задержки развития. Диагноз селективного мутизма ставится на основании истории жизни ребенка и наблюдения за ним.

              fantasyclinic.ru

              Мутизм: виды, причины, симптомы и лечение «добровольной» немоты

              Мутизм: «и на устах его печать», или почему молчишь? Язык, что ль, проглотил?!

              Говорение, речь, разговор – одно из любимейших занятий человека, ибо является одним из способов выразить себя.

              Но это ещё и совершенно необходимый для жизни атрибут, ведь кто же рискнёт «проворачивать дела» в одиночку, без компании единомышленников? А чтобы её собрать, нужно бросить клич типа: пролетарии всех стран… или подобный.

              Но, как сказал Козьма Прутков: если у тебя есть фонтан – заткни его, дай отдохнуть и фонтану!

              Действительно, нас окружает такое изобилие речи не только письменной, но и устной, что ухо просто приходит в изнеможение как от своего, так и чужого многословия.

              Поэтому сейчас на любом аппарате – кроме холодильника и мясорубки – есть кнопка mute – отключение звука или режим молчания. Выражаясь грубо, это: заткнитесь все, я никого больше не хочу слышать!

              «Кнопка» «заткнуться» есть и в личности-психике человека – и по той или иной причине она нажимается. Иногда.

              И тогда развивается мутизм.

              О мутизме всерьез и своими словами

              Традиционно считается: мутизм – или молчание, немота – это «запрет себе говорить». Запрет на словесное самовыражение. На самом деле феномен имеет два аспекта:

              1. Первый: мутизм – это мера по предотвращению вторжения в психику личности извне.
              2. Второй – это максимально возможная изоляция личности от внешнего мира внутри ей же самой определённых рубежей. Строжайшее «вето», наложенное личностью на саму себя, запрет на пересечение ей её же собственных внешних границ.
              3. Чем же может быть оправдана столь жестокая мера?

                Мутизм – не просто запрет на выражение себя словами, это глубоко оправданный подсознательный акт спасения мира от сил, что таятся внутри содержащейся под «домашним арестом» личности. От сил, которые нельзя выпускать на свободу.

                Это те самые пресловутые черти, что живут во внешне тихом омуте.

                Как установили учёные, энергии, содержащейся во внутренних электронных и иных связях живого организма одного человека, достаточно для освещения небольшого города в течение нескольких суток. Весь вопрос в том, как ей грамотно распорядиться.

                Если ей распоряжаются «никак», появляются те самые «дети-поджигатели» – пирокинетики, что способны воспламенить и мгновенно сжечь не нравящийся им предмет дотла одним только своим взглядом. И это далеко не единственный феномен огромной разрушительной силы человека.

                Мутизм, возникающий по той или иной причине – независимо от того, стресс ли это или «рука судьбы»-карма – это всегда знак: выход в город воспрещён – опасно!

                Опасно как для «города» – мира, в котором мы живём, так и для самого могущего в него выйти. Опасно так же, как те десять дней, что до сих пор продолжают сотрясать мир.

                Внешне же эта ликвидированная опасность выглядит для родителей как досадное нежелание ребенка говорить. Ибо мутизм развивается, по большей части, у детей.

                Об истинных причинах психологической немоты

                Среди причин, приводящих к мутизму у детей, пальма первенства почти всегда принадлежит психопатологическим отклонениям в виде:

              4. отставания психического развития;
              5. истерии;
              6. аутизма;
              7. шизофрении;
              8. депрессивного расстройства.
              9. Второе место законно принадлежит наследственной предрасположенности и обстоятельствам окружающей среды, имеющим характер:

              10. стресса;
              11. напряжённой обстановки внутри семьи и неправильных методов воспитания.

            Не менее важным основанием для развития данного нарушения являются индивидуальные особенности характера в виде чувствительности, замкнутости, обидчивости.

            И, наконец, причины патологии чисто физического свойства в виде:

            • волчьей пасти;
            • короткой уздечки языка и тому подобного.
            • Отдельной причиной явления становится глухота, при сочетании её с немотой возникает патология в виде глухонемоты (сурдомутизма).

              С той разницей, что неврологи относят мутизм к неврозам, психологи – к неспособности установления социальных контактов, а психиатры – к отклонениям психики (наравне с истерией, психозами и шизофренией).

              Возможно развитие синдрома и в более старшем, даже зрелом возрасте, обычно наблюдаемое у высоко чувствительных и мнительных дам с предрасположенной к выраженным эмоциональным реакциям психикой, спровоцированное серьёзным психическим потрясением (например, испугом) – истерический мутизм, либо же расстройствами работы ЦНС и мозга органического характера.

              Помимо особенностей тонкой душевной организации, мутизм у взрослых развивается по причине:

            • последствий перенесенной комы;
            • расстройств кровоснабжения головного мозга либо его соматического заболевания (опухоли либо инсульта мозга);
            • тяжёлого стресса либо психической травмы;
            • психического расстройства (депрессии, шизофрении).
            • Категории мутизма и его особенности у детей

              Детский мутизм, развивающийся в возрастных рамках 3-9 лет, характеризуется в типичных случаях:

            • упорной, продолжающейся не менее одного месяца, немотой – отказом от речевого контакта;
            • полным сохранением сознания при одновременном отсутствии расстройств работы голосового аппарата;
            • неспособностью к речи в волнующих ситуациях либо её избирательностью (в соответствии с конкретной ситуацией либо при общении с людьми определённого круга);
            • сохранением возможности сформулировать и выразить мысль, не прибегая к устной речи (используя невербальные методы общения: письмо, жестикуляцию).
            • Разделение феномена на категории обосновывается как возможной его причиной, так и типичными проявлениями.

              Так, психогенная его разновидность, зиждущаяся на психической травме психогенного психоза, имеет следующие градации мутизма:

              При истерическом варианте речь пропадает вследствие наступления резкого психического шока, занять данное расстройство может период от 3-5 секунд до пары дней и недель, — присуще женщинам и детям с особо чувствительной психикой.

              Вариант логофобического мутизма продиктован страхом слышать собственную речь; наблюдается по большей части у слабоуспевающих школьников, отличается не всегда благоприятным прогнозом и большой зависимостью от особенностей личности-носителя.

              Развитие патологического состояния у детей робких и пугливых, с болезненной привязкой к родителям и дому, вызывающее немоту при попадании в незнакомую обстановку и окружение (детский коллектив), носит название патохарактерологического мутизма, относимого к элективной категории.

              Феномен, развивающийся под воздействием голосов-галлюцинаций и запугивающих бредовых идей, относится к классу эндогенно-психотического мутизма.

              Согласно другой классификации, мутизм может быть:

            • селективный (элективный), проявляющийся в потере дара речи в пугающей и напряжённой ситуации;
            • акинетический, который характеризуется двигательно-речевыми расстройствами;
            • апалический, вызывающий состояние безучастности, подобное состоянию находящегося в коме человека с полным отсутствием реакции на раздражения, исходящие из внешнего мира;
            • и избирательный мутизм — упорный отказ от общения и разговора с незнакомыми людьми или же в их присутствии.
            • Классической картиной развития мутизма у детей является ситуация отрыва от семьи с помещением в новое социальное окружение, воспринимаемое, как предательство родителями и вызывающее нежелание говорить – форму молчаливого протеста против
              сложившейся ситуации и её «виновников».

              Поставить диагноз — как это сделать правильно и быстро?

              Явление мутизма чрезвычайно трудно отделить от другой психопатологии именно ввиду детского возраста, когда затруднение вызывает вопрос: истинное ли это заболевание, каприз упёртого – упрямого ребёнка либо отставание его в умственном развитии?

              Переходу синдрома в затяжное и хроническое течение часто способствуют сами родители чада, ждущие, что оно «перерастёт» свою немоту, а пока «просто стесняется говорить».

              Для установления истины необходим сбор сведений обо всей предшествующей жизни ребёнка, включая:

            • особенности течения внутриутробного периода;
            • перенесённые беременной матерью потрясения и сотрясения (психические и физические травмы);
            • реакцию ребёнка на прививки;
            • особенности динамики его развития.
            • Особое внимание уделяется страхам и фобиям, которые присущи конкретному ребенку: боязнь темноты, пребывания в одиночестве, паническому страху наказания за совершённую провинность, ибо чувство вины у такого ребёнка часто бывает совершенно несоизмеримо с применённым методом наказания.

              В случае же наличия другой, сопутствующей патологии психики и личности, задача врача-диагноста ещё более усложняется – ошибка в диагнозе чревата потерей драгоценного времени и отсрочиванием лечения истинной причины мутизма.

              Помимо наблюдения за психикой пациента, необходимо ещё и исследование органа, определяющего её стратегию и тактику – головного мозга. Не менее важное внимание должно быть уделено и изучению общего физического развития организма.

              Поскольку речь идёт о диагностике невроза (либо психического расстройства), на помощь врачу должны прийти лабораторные и инструментальные методы исследования:

              • краниограмма (рентгеновский снимок черепа), дающая представление об объёме мозга, особенностях его строения;
              • МРТ и КТ, выполняющие ту же задачу более точно и послойно-прицельно;
              • ЭЭГ, рассказывающая об уровне протекающих в мозге электрофизиологических процессов;
              • анализы крови и мочи, позволяющие по уровню содержания гормонов в этих биологических жидкостях определить степень зрелости и развития организма.
              • Уместны и иные, приличествующие моменту методы «расследования», часто похожего на криминальную загадку случая и привлечение к нему других специалистов.

                Чем помочь мутисту?

                Процесс напоминает анекдот: класс опоздал на урок. Удивлённая учительница обратилась с вопросом к каждому, и была удивлена ещё больше, когда узнала, что старушке помогали перейти улицу всем классом. Где здесь смеяться? Дело в том, что переходить улицу она категорически не хотела!

                Состояние мутизма как у ребёнка, так и у взрослого часто продиктовано чувством страха, обиды и «предательства», а сама патология является местью «обидчикам» за причинённый моральный и психический ущерб. И предаётся этой мести мутист с ожесточённым упоением.

                Поэтому «старушку» зачастую приходится «переводить через улицу» «всем классом». И хороши здесь все средства, способные помочь.

                Лечение мутизма – это комплекс искусно сочетаемых психотерапевтических и медикаментозных воздействий, оказываемых как в условиях амбулатории, так и стационарно. После постижения причины, породившей явление мутизма, её устраняют.

                Во взрослом возрасте это может быть ликвидация гематомы либо хирургическое иссечение опухоли или кисты, влияющей на работу головного мозга, ведущие к исцелению от акинетической и апалической модификации мутизма.

                В случае психиатрического заболевания, приводящего к возникновению немоты, уместным является применение «развязывающих язык» антипсихотических и иных, специально применяемых, препаратов:

              • нейролептиков;
              • антидепрессантов;
              • средств бензодиазепинового ряда;
              • селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.
              • Для регуляции работы сосудов, обеспечивающих головной мозг питанием, и усиления обмена веществ в его тканях используются медикаменты:

              • спазмолитического;
              • обезболивающего;
              • седативного действия;
              • препараты-ноотропы.
              • Оказание пациенту психологической помощи (в случае избирательного мутизма) заключается:

              • в проведении бесед, отвлекающих его от проживания психотравмирующей ситуации, такой, как авиакатастрофа либо неизлечимое заболевание у близкого родственника;
              • в работе с тревогами и тревожностью, обучении действиям по преодолению стрессовых ситуаций, овладении навыками социального общения;
              • в коррекции мимики и тому подобных мерах.
              • Помимо медикаментозной терапии и психологической помощи применяются дополнительные методики в виде:

              • дыхательных упражнений;
              • массажа;
              • лечебно-коректирующей гимнастики;
              • арт-терапии;
              • фототерапии.
              • Необходимым является также привитие социальных навыков.

                В случае, когда больной-мутист прикован к постели, производятся мероприятия, обеспечивающие тщательный уход за кожей, полостью рта и органами дыхания, а также питание (при необходимости зондовое либо парентеральное).

                Последствия и профилактика

                К вопросу осложнений и последствий относятся трудности социально-бытовой и трудовой адаптации вследствие отсутствия речи.

                Предотвращение развития мутизма у ребёнка заключается в ведении правильного, здорового образа жизни, преимущества которого доказываются личным примером родителей.

                В случае развития заболевания у взрослого человека необходимо создание здоровой морально-психологической обстановки в доме и оказание помощи больному в постепенной адаптации к новым жизненным реалиям.

                Расстройству необходимо помешать развиваться дальше, обратившись в вызывающих сомнение случаях к детскому психологу (психоневрологу). Разобраться, что собой представляет возникшее расстройство: невроз либо дебют шизофрении – прерогатива врача-специалиста.

                Только как можно более раннее обращение за врачебной помощью позволяет раньше поставить точный диагноз и как можно быстрее (ещё на стадии синдрома) начать врачевание недуга. В противном случае ситуация способна сформировать устойчивое извращение характера со множеством проблем в будущем.

                Прогноз состояния является благоприятным (кроме вариантов тяжёлой психической патологии и органических расстройств работы мозга).

                neurodoc.ru