Начальные формы заикания

Начальные формы заикания

До настоящего времени не удалось дать научного объяснения связи между заиканием и тем фактом, что оно часто возникает у левшей, которых принуждают пользоваться преимущественно правой рукой. Заикание исчезает, когда ребенок начинает выполнять вновь большую часть функций левой рукой.

Причиной заикания может быть врожденная конституциональная недостаточность двигательных механизмов. Заикаются прежде всего дети, у которых отмечается моторная неполноценность, т.е. тс, которые поздно начинают ходить и говорить и у которых выполнение других двигательных функций связано с определенными трудностями. При заикании часто отмечается непроизвольное мочеиспускание ночью, косоглазие, а также нарушения двигательного механизма речи в форме дизлалии.
Различные виды заикания можно объединить в две основные группы: 1) функциональное заикание и 2) органическое заикание, которое уже было нами описано.

Принято различать два вида функционального заикания: заикание, возникающее в период развития и посттравматическое заикание.
Заикание, возникающее в период развития. Этот вид заикания может возникнуть у маленьких детей в период формирования речи. Ребенок, который начинает говорить, старается установить словесный контакт с окружающими его людьми. Он стремится сообщить о том, что ему хочется есть, что ему нужна та или иная игрушка, что одни впечатления являются для него приятными, а другие — неприятными. Способность координировать функции мышц, участвующих в процессе речеобразования, у такого ребенка часто бывает слабо выражена. Ребенок стремится передать гораздо больше, чем он может и умеет. В таких условиях он начинает иногда заикаться.

Начальные формы заикания, возникающего во время развития речи (клонический период) могут исчезнуть бесследно. В этом периоде не требуется проводить никакого специального лечения, т.к. повторение слогов не представляет у ребенка болезненного внушающего опасения, симптома. Очень важным в этом периоде является умелое обращение с ребенком. Прежде всего необходимо дать полный покой ребенку, не поправлять его речи, не требовать, чтобы он повторял ту же самую фразу или слово до тех пор, пока не произнесет их правильно. Любого вида наказания, попытки пристыдить ребенка, реагирование смехом на его неправильную речь или же встреча похвалой каждого правильно произнесенного слова и фразы является недопустимым. Роль врача сводится к объяснению окружающим ребёнка людям, как следует поступать с ребенком. Основным моментом должно быть стремление отвлечь внимание ребенка от двигательного механизма речи.

Другими словами — не следует объяснять ребенку способов речеобразования, нельзя требовать, чтобы ребёнок говорил медленно или быстро, тихо или громко, чтобы задерживался на гласных или согласных, чтобы пропускал некоторые звуки, произношение которых является якобы специально трудным, и т.п. Членораздельная громкая речь возникает без участия нашего сознания. Речеобразование является автоматической функцией, поэтому стремление к тому, чтобы ребенок осознал, что следует сделать, чтобы правильно говорить, не только не сопровождается улучшением состояния, но может оказать очень неблагоприятное влияние на формирование речи. При этом усиливается напряжение артикуляционных мышц, а также мышц шеи. Наступает второй период заикания, называемый периодом тонического заикания.
Переход клонического заикания в тоническое заикание свидетельствует о том, что заболевание прогрессирует.

Восстановление нормальной речи у заикающихся, с чем связана их общественная полноценность и трудоспособность, зависит от возможностей предотвращения дальнейшего развития заикания и перехода его в неизлечимую форму.

Третий период заикания является периодом синкинезий: сжатия век, топания ногами, высовывания языка, гримас лица и т.п., появляющихся во время речи. Синкинезий у заикающихся могут касаться как головы и туловища, так и конечностей. Со временем они становятся автоматическими и тогда с ними трудно бороться.

Переход одного вида заикания в другой является следствием неправильного отношения к заикающемуся ребенку. Плохие бытовые условия, инфекционные заболевания, а также длительные изнуряющие болезни могут явиться причинами развития заикания; благоприятствующим моментом у девочек является начало менструаций. Однако, часто без каких-либо видимых причин одни формы заикания подвергаются обратному развитию без лечения, другие же, наоборот, прогрессируют. Такого рода явление представляет собой характерную, до настоящего времени невыясненную, черту неврозов, к которым относится и заикание.

Самопроизвольное излечение от заикания является возможным, особенно это касается его легких форм; нередко случается, что больной на некоторое время перестает заикаться, но в результате воздействия неблагоприятных моментов заикание вновь возникает и, как правило, в более острой форме. Имеются специальные обстоятельства, способствующие прогрессированию заикания. Прежде всего следует отметить переживания, связанные с учебой в школе. Боязнь получить плохую отметку, рассердить учителя, боязнь насмешек со стороны товарищей и т.н. приводят к тому, что ребенок становится неуверенным, запуганным, что неблагоприятно отражается на состоянии его речи. R этом периоде ребенок начинает отдавать себе отчёт в том, что он является как бы в некотором смысле неполноценным по сравнению со своими ровесниками. Самочувствие его резко ухудшается. У заикающегося ребенка появляется убеждение в том, что он хуже, чем все остальные люди.

Переход одного вида заикания в другой может наступить в течение одних суток. Убеждение родителей в том, что ничего не надо делать, т.к. заикание само пройдет, является глубокой ошибкой, иногда даже непоправимой, т.к. может развиться у ребенка неизлечимая форма заикания.

meduniver.com

Невротическое и неврозоподобное заикание

Выделяют две формы заикания – невротическое и неврозоподобное.

Невротическая форма заикания – о причинах, проявлениях, течении

Невротическая форма заикания появляется внезапно в возрасте 2-6 лет. Это дети, рожденные в срок, без внутриутробной инфекции, без осложнений в родах. Они нормально растут и развиваются согласно возрасту, двигательное развитие не задерживается – ребенок вовремя пополз, вовремя пошел.

Такие дети начинают произносить отдельные звуки, слова, у них оформляется речь отдельными фразами – говорят уже словосочетаниями, предложениями. Первые слова ребенок говорит уже в 10 месяцев, фразы – к полутора годам. За несколько месяцев словарный запас детей резко увеличивается. Дети говорят быстрее, чем их сверстники.

Большинство детей до появления заикания уже имеет определенные личностные особенности – смены настроения, боязнь темных комнат, плаксивость, возбудимость, ночной энурез. В незнакомой обстановке такие дети пугаются, боятся перемен, длительно и сложно адаптируются к детскому саду.

Невротическая форма заикания у детей возникает вследствие острой или хронической психической травмы. Острая психическая травма – это внезапный испуг, хроническая – неблагоприятный климат в семье, скандалы. Невротическое заикание развивается у детей при активном введении второго языка, при двуязычии в семье или при увлечении родителей методиками раннего развития ребенка. В этом случае изучение второго языка сопровождается большим нервным напряжением, которое ребенок не всегда может вынести.

Течение невротической формы заикания может быть благоприятным, когда после изменения окружающей обстановки и проведения лечебных мероприятий наблюдается быстрая обратная динамика – речь ребенка полностью восстанавливается. Неблагоприятное течение характерно для детей с наследственной предрасположенностью к заиканию (заикается мама или папа), на фоне сохраняющегося конфликтного настроения в доме.

Общая моторика детей с невротическим заиканием не нарушено, двигаются грациозно, координация сохраняется, жесты и мимика эмоциональны.

О неврозоподобной форме заикания — о причинах, проявлениях, течении

Неврозоподобное заикание начинается у детей 3-4 лет, провоцирующих факторов обычно нет – ни стресса, ни сложных отношений в семье. Если подробно поговорить с мамой ребенка, то чаще всего вспомнится тяжелый гестоз при беременности, угроза выкидыша или асфиксия в родах. В период новорожденности такие детки плохо спят, беспокойны. У них нарушена моторика, координация движений, позже начинают ползать, ходить.

По сравнению со сверстниками дети с неврозоподобной формой заикания позже начинают говорить, первые слова говорят в возрасте полутора лет, фразы оформляются к 3 — 3,5 годам. Словарный запас накапливается постепенно, плохо произносятся многие звуки. Начало заикания совпадает с формированием фразовой речи, когда малыш говорит словосочетаниями, предложениями.

Судорожные запинки в речи не зависят от того, попал ребенок в незнакомую ситуацию или говорит с родителями. Заикание усиливается в период заболеваний, при физическом или психическом утомлении ребенка.

У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика, нарушена координация между движениями рук и ног. Дети с трудом запоминают последовательности движений в танцах.

В тех случаях, когда ребенок начинает посещать логопеда сразу при возникновении проблемы, и параллельно обследуется у невролога, возможно полное восстановление речи, преодоление заикания. Систематическая работа с логопедом должна продолжаться не менее года.

Если лечение неврозоподобной формы заикания не начато вовремя, либо проводится отрывисто, наблюдается постепенное утяжеление заикания.

При неврозоподобной форме ребенок заикается всегда, в то время как при невротическом заикании малыш может говорить нормально, без запинок наедине с собой или любимыми игрушками, животными.

saikov.by

Причины заикания у взрослых и детей и гомеопатическое лечение

Заикание – патологическое изменение темпа и ритмики речи, когда произношение звуков, слогов, слов повторяется или удлиняется, присутствуют остановки и нерешительность во время разговора, связанные с расстройством тонуса мышц речевого аппарата, повышением их сократительной активности.

Обратите внимание! Помимо дефектов речи, у заикающихся имеется особый набор характерологических и психологических особенностей поведений, поскольку заикание — это не только речевой дефект, но и определенное состояние психики.

Отечественный психиатр Сикорский И. А. вывел основные черты, которые присущи заикающимся:

  • Они робки, смущаются в присутствии людей;
  • Крайне впечатлительны;
  • Обладают развитой фантазией, которая усугубляет их речевой дефект;
  • Слабовольны, слабохарактерны;
  • Стесняются людей, общества, замыкаются и не хотят говорить в присутствии посторонних.
  • Фото 1. Люди с заиканием часто замыкаются в себе и вообще отказываются говорить. Источник: Flickr (Vojislav Petrovic).

    Виды заикания

    Согласно одной из распространенных классификаций, заикание подразделяют на невротическую и неврозоподобную форму. Несмотря на то, что заикание часто возникает в детском возрасте, развитие данного расстройства может происходить также во время пубертатного периода и даже у взрослых.

    Невротическое заикание

    Данная форма заикания развивается после перенесенного испуга или психологической травмы.

    Начальные симптомы невротической формы заикания появляются в возрасте 2 – 6 лет и проявляются на фоне повышенной скорости обучения речевым навыкам и запоминания слов. Дети, страдающие заиканием, капризны, плохо воспринимают смену обстановки, тяжело социализируются.

    Пациенты глотают окончания как отдельных слов, так и предложений, могут пропускать отдельные словосочетания, слова, звуки, часто они будто бы захлебываются во время своей речи. При невротической форме заикания больные склонны к упадку настроения, обидчивы, плаксивы, крайне поддаются впечатлениям. Может присутствовать энурез, различные фобии.

    Во время взросления к заикающемуся приходит постепенное осознание своего речевого дефекта, что приводит к снижению общительности, речевой активности, отрицательно сказывается на их уверенности в себе, что еще больше усугубляет заикание.

    Неврозоподобное

    Часто заикание является результатом проблем внутриутробного развития малыша. Неврозоподобный вид заикания часто возникает у детей, матери которых во время вынашивания ребенка страдали токсикозами. Этот дефект речи отмечается часто у детей, внутриутробное развитие которых было связано с угрозой выкидыша, а в процессе родов была асфиксией или родовая травма.

    Заикание развивается в возрасте 3 – 4 лет, сопровождается незначительным отставанием в психическом и физическом развитии. У детей может отмечаться нарушение координации движений, жар и состояние, при котором тяжело переносится недостаток воздуха, духота. Дети легковозбудимы, неусидчивы, рассеяны.

    Неврозоподобное заикание характеризуется повторением одних и тех же слов (речевые эмболы), ритм и темп речи сбивчив, может резко ускоряться или замедляться. Запинки в речи могут возникать посреди слов, предложений. Подбор необходимой позиции мимических мышц для произношения звуков происходит длительно, движения языком, особенно кончиком, затруднительны.

    Причины заикания

    Причины развития одних и тех же форм заикания у взрослых и детей значительно отличаются. Если у детей причина этого расстройства, как правило, кроется в психологических проблемах, то взрослые чаще страдают расстройством речи в связи с поражением центральной нервной системы.

    Фото 2. Сильный испуг может стать причиной заикания у детей. Источник: Flickr (Grace Kang).

    У взрослых

    Заикание у взрослых может возникать вследствие двух причин. Первая – рецидив заикания, вылеченного в детстве. Вторая – психические травмы или органические поражения центральной нервной системы (последствия черепно-мозговых травм, инсультов, ком, менингитов, энцефалитов, отравлений и т.д.).

    Согласно данным одним из последних исследований, у взрослых с заиканием нарушено кровообращение в верхней лобной извилине и, конкретно, в центре Брока, отвечающего за артикуляцию, произношение и воспроизведение речи.

    Вызвать заикание в детском возрасте способны сильные психологические травмы, стрессы, испуги. Повышать риск развития данной патологии могут следующие факторы:

  • Спазмофилия в раннем детском возрасте;
  • Задержка речевого развития;
  • Заикающиеся люди в близком окружении детей;
  • Случаи заикания у родственников;
  • Раннее (до 4 лет) изучение нескольких языков одновременно.
  • Лечение заикания

    Обратите внимание! В связи с тем, что отсутствует четкое понимание механизмов и причин развития заикания, единой концепции лечения не существует.

    Медицинские упражнения

    Одно из самых распространенных упражнений, уменьшающих заикание, заключается в попытке говорить как можно более плавно и монотонно.

    Другая техника предлагает совершать попытки пения. Желательно проводить подобные занятия группами из нескольких заикающихся.

    Обе методики направлены на уменьшение влияния психологического фактора, попытку обрести большую уверенность в себе.

    Также применяются седативные средства и транквилизаторы, гипноз, акупунктура. Они направлены на устранение чрезмерного возбуждения нервной системы, нормализацию работы речевого центра.

    Лечение заикания гомеопатией

    Гомеопатические лекарственные средства всегда приходят на выручку там, где официальная медицина не в состоянии предложить полноценное лечение или разобраться в причинах заболевания.

    Заикание лечится такими препаратами:

  • Игнация амара (Ignatia amara) – применяется при заикании, связанном с психологическими травмами, сильными стрессами;
  • Датура страмониум (Datura stramonium) – способствует большей четкости произношения, разъединяет слова;
  • Бовиста (Bovista) – используется при заикании с возбуждением, запинании;
  • Гиосциамус нигер (Hyosciamus niger) – устраняет последствия страха, сильного испуга, снимает тревожность;
  • Папавер сомниферум (Papaver somniferum) – также устраняет последствия испуга, применяется у возбужденных, чрезмерно активных детей;
  • Вератум альбум (Veratrum album) – применяется при заикании с заторможенностью, медлительностью.

www.gomeo-patiya.ru

Заикание у детей

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Причины заикания у детей и факторы риска

Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

К факторам риска относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденная слабость речевого аппарата;
  • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
  • органические патологии центральной нервной системы;
  • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • чрезмерные психические нагрузки;
  • нарушения обмена веществ.
  • Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза, повышенной раздражительности, ночных страхов.

    Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

    Формы заикания у детей

    По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

  • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
  • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.
  • Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

    В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

  • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
  • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанное.
  • Стадии заикания у детей

    В развитии патологии выделяют четыре стадии:

    1. Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
    2. Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
    3. Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
    4. Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.

    Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

    К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

    Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

    Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

    Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

    При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

    В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

    Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

    Диагностика

    Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.

    Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.

    Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:

  • трудности и запинки в начале речи;
  • нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
  • попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.
  • С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, реоэнцефалография. Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.

    Лечение заикания у детей

    Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

    При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

    При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

    Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

    Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

    Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

    Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы: электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

    Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

    Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).

    Массаж при заикании у детей

    Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.

    Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.

    Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.

    Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.

    Упражнения при заикании у детей

    Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

    Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

    Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

    Возможные осложнения и последствия

    Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.

    При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

    Профилактика

    В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:

    • поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
    • расширение кругозора ребенка;
    • избегание чрезмерных психических нагрузок;
    • рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
    • правильное обучение ребенка речи;
    • рациональное питание;
    • профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.
    • Видео с YouTube по теме статьи:


      www.neboleem.net