Начинающие заикание у ребенка

Заикание – не приговор!

«Н аш малыш заикается!» – с такой проблемой родители могут столкнуться не только в самом нежном возрасте любимого чада, лишь начинающего говорить, но и в более старшем, когда ребенок совершенствует свои речевые и коммуникативные навыки. Это достаточно распространенный сегодня недуг, что, однако, не уменьшает его серьезности. Его лечение требует не только помощи логопеда, невролога, психолога, но и терпения родителей, их внимательности и любви.

Заиканием называется нарушение темпа, ритма и плавности речи, которое вызывается судорогами в различных частях речевого аппарата. При этом в речи ребенка наблюдаются вынужденные остановки или неоднократные повторения отдельных звуков и слогов. Чаще всего такие проблемы возникают в возрасте от 2 до 5 лет, но бывает, что ребенок начинает заикаться в начальной школе.

Главный «враг» заикания малыша – внимательность родителей. Чем раньше они заметят, что у ребенка появились проблемы с речью, тем успешнее будет лечение, тем меньше времени оно займет. Родители должны насторожиться, ЕСЛИ:

  • общительный ребенок вдруг внезапно замолкает, отказываясь говорить (успев обратиться к специалисту до появления после молчания речи, которая наверняка будет сопровождаться заиканием, его можно предотвратить);
  • в начале фразы или перед отдельными словами малыш употребляет лишние звуки (как правило, гласные А, И);
  • повторяет первые слоги или целые слова в начале предложения;
  • делает вынужденные остановки в середине фразы или отдельного слова;
  • испытывает затруднения перед началом произнесения фразы.

Причиной появления заикания специалисты называют ослабленность центральной нервной системы. Поводы же к проявлению речевого дефекта могут быть самыми разными. Иногда его провоцирует ряд инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто он появляется после испуга или стрессовой ситуации. Психологической предпосылкой может стать также постоянное грубое или несправедливое отношение взрослых к малышу. Выход мамы на работу, когда ребенка оставляют с чужими людьми (даже если это суперняня с отличными рекомендациями и многолетним опытом работы), тоже один из поводов к появлению недуга. Как и переезд на новую квартиру, ухудшение материальной стороны жизни, смена режима и т. д. Нередко мамы удивляются, что ребенок, который начал говорить раньше своих сверстников, вдруг стал заикаться. Но это-то как раз объясняется просто. Малыш еще не умеет выстраивать фразу, он подбирает нужное слово, одновременно связывая его значение со звуковым образом, поэтому такому«говоруну» нужно помогать в затруднительных речевых ситуациях, не ожидая вундеркиндской реакции.

Негативные последствия может иметь и такая до боли всем знакомая ситуация. Родители слишком активно радуются успехам детей, просто «купают» их в стихах и сказках и при этом постоянно просят, даже требуют: «Расскажи стихотворение, повтори сказку», – заставляя работать малыша «на публику». Если ребенок относится к категории «молчунов», он рискует заполучить заикание в период бурного развития речи, когда формируется активный и пассивный словарный запас, идет процесс соотношения слов с предметами окружающей действительности. Заикание может возникнуть также в случае медленного формирования моторной сферы малыша. Это проявляется неловкостью, неумелыми действиями по самообслуживанию; такие ребятишки вяло пережевывают пищу.

Да и в процессе игры или домашних занятий можно легко увидеть, что мелкая моторика развита в недостаточной степени. Знание всех этих причин, наблюдательность и внимательность со стороны взрослых членов семьи могут помочь своевременно заметить проблему, а значит, вовремя обратиться к специалистам. Причем потребуется не только логопед, но и невролог, психолог: лечение должно быть комплексным и, еще раз повторюсь, своевременным – чем раньше оно начато, тем быстрее появится результат.

Чаще всего лечение включает в себя режим молчания, специальную логопедическую ритмику, замедление темпа речи, голосовые упражнения, артикуляционную и дыхательную гимнастику, задания на развитие мелкой моторики. Сопутствующие методы – лечебная физкультура и физиотерапевтические процедуры. Плюс индивидуальное лечение невролога и занятия с психологом.

Логопеды любят рекомендовать режим молчания. Этот простой прием на самом деле очень эффективен. У малышей с заиканием и детей из «группы риска» нервная система очень ослаблена, поэтому для них важны щадящий общий и речевой режимы, индивидуальный подход и спокойная атмосфера в семье. Плюс к этому полезен целый ряд ограничений.

Во-первых, для чтения нужно выбирать только те книжки, которые соответствуют возрасту малыша. На ночь категорически запрещено (не только детям с речевыми проблемами, но и обычным) чтение сказок, в которых присутствуют страшные персонажи: ребенок будет бояться увидеть Лешего или Бабу Ягу, что может вызвать чувство постоянного страха.

Во-вторых, стоит ограничить просмотр телевизора. Ограничения касаются вечернего времени, длительности просмотра и передач, не соответствующих возрасту.

В-третьих, психологи не рекомендуют исполнять любые прихоти ребенка. Привыкнув к излишнему вниманию к своей персоне, он может получить настоящую психическую травму из-за какого-то даже незначительного противоречия, например отказа в покупке игрушки. Требования, которые взрослые предъявляют малышу, должны быть четкими, всегда одинаковыми и постоянными со стороны всех членов семьи и близкого окружения, а самое главное – соответствующими возрасту.

В-четвертых, «тихий» режим должен распространяться на все культурно-массовые мероприятия. Как в обычные дни нельзя перегружать неокрепшую психику огромным количеством впечатлений и эмоций (чтение, мультики, просмотр телепередач, прогулка в парке, поход на аттракционы), так и особенно после перенесенного заболевания. Если режим нарушается, заикание может вернуться. И последнее. В качестве наказания никогда нельзя оставлять ребенка одного в помещении, особенно если оно плохо освещено: можно заставить малыша просто спокойно сидеть на стульчике, лишить участия в игре, но не запугивать.

Что делать и чего не делать

Если маленький школьник заикается, родителям необходимо наладить постоянный контакт с учителем – с тем чтобы он, проявляя к особенному ребенку максимум участия и чуткости, не фиксировал внимание (своего и детского) на недостатке. Вы можете деликатно напомнить учителю, что в ситуации диалога его речь должна быть четкой, плавной, неторопливой, но не по слогам и не нараспев.

Важно также регулярно создавать такие ситуации, чтобы заикающийся ребенок общался с хорошо говорящими сверстниками: по подражанию можно научиться говорить плавно и выразительно. Для ребенка с заиканием нежелательны подвижные и шумные игры на переменах. Его лучше вовлекать в хороводные игры или деятельность, требующую коллективных ответов.

Бейте тревогу, если учитель вызывает малыша с речевой проблемой первым к доске. Этого делать нельзя! Ему лучше предложить выполнить индивидуальное задание, провести опрос в парах, проверить знания при помощи консультанта, в роли которого выступает одноклассник. Если же необходимость индивидуального монологического ответа налицо, спрашивать особенного ребенка надо после хорошо ответившего ученика. Если у малыша именно начало фразы вызывает заикание, попросите учителя постараться разрешить затруднительную ситуацию подсказкой.

Помогая произнести начало фразы, отвлекая внимание заикающегося школьника другим вопросом, не давая возможности говорить с запинками, умный учитель создаст ситуацию успеха для такого ученика. А это само по себе является залогом успешной борьбы с недугом и формирования адекватной самооценки. Для особенного ребенка очень важны занятия музыкой и пением: когда дети поют, они, как правило, не заикаются. Систематические музыкальные занятия способствуют развитию речевого дыхания, правильного чувства темпа, ритма. На школьных праздниках малышу важно дать возможность спеть в хоре: так его недостаток не будет подчеркнут, а уверенность в собственных силах возрастет многократно.

Если ваш малыш заикается, ваша задача – не акцентировать внимание на дефекте речи. Когда вы разговариваете, расставляйте акценты внимательно– показывайте ребенку, что вы заинтересованы в том, что он говорит, а не как. Психологи советуют родителям сохранять контакт «глаза в глаза», когда ребенку трудно говорить, не перебивать (иногда лишь помогать начать) и давать заканчивать мысль. В домашней обстановке важно и самим взрослым следить за своей речью: сохранять размеренный темп, останавливаться после каждого вопроса, число которых также должно быть ограничено.

В диалоге с ребенком надо стараться говорить медленнее, чем с взрослым, короткими предложениями. Ребенок не должен быть в привилегированном положении только по причине появления заболевания – общие семейные правила для него никто не отменял. Но сам образ жизни придется старательно выверять: никакой суеты, постоянный режим дня, хорошо спланированные выходные дни и совместные семейные мероприятия.

Не впадайте в крайности в отношении заикания. Не относитесь к дефекту как к глобальной проблеме, чтобы ребенок не перехватил это настроение, но и не настраивайтесь на быстрое устранение проблемы. Лечение, повторюсь еще раз, должно быть комплексным – только логопед помочь не сможет. В его компетенции – исправить произношение, избавить от «видимого» заикания, но внутренними проблемами нервной системы пусть займется невролог. Да и консультации психолога тоже необходимы: заикание влечет за собой стеснение, трудности с установлением контактов в группе сверстников, нежелание быть на виду и прочие проблемыпо части этого специалиста.

1roditeli.ru

(Продолжаемый от страницы 1…)Причины заикания

Эксперты не абсолютно уверены. Мы действительно знаем, что у кого-то с заиканием, намного более вероятно, будет близкий родственник, также имеющий один, по сравнению с другими людьми.

Следующие факторы могут также вызвать/вызвать заикание:Развивающееся заикание

Поскольку дети учатся говорить, они часто заикаются, особенно вначале, когда их речь и языковые навыки не развиваются достаточно, чтобы быстро увеличиться вперед на той же скорости как, что они хотят сказать. Большинство детей испытывает меньше и меньше симптомов, в то время как эта стадия развития прогрессирует, пока они не могут говорить плавно.

Неврогенное заиканиеКогда сигналы между мозгом и речевыми нервами и мышцами не работают должным образом. Это может влиять на детей, и согласно Национальному Институту Глухоты и Другой Коммуникации, Disorders3 может также влиять на взрослых после инсульта или некоторой травмы головного мозга. В редких случаях неврогенные заикающиеся результаты в поражениях (патологическая ткань) в моторной речевой области мозга.

Психологические факторыЭто раньше верилось, что главные причины для долгосрочного заикания были психологическими.

К счастью, дело обстоит не так больше.Психологические факторы могут сделать заикание хуже для людей, заикающихся, такие как стресс, затруднение, и т.д., но они обычно не замечаются как лежание в основе долгосрочных факторов. Другими словами, беспокойство, низкая самооценка, нервозность и стресс поэтому не вызывают заикание по сути.

Скорее они — результат проживания с клеймившей речевой проблемой, которая может иногда делать симптомы хуже.Исследователи от Мердока Детский Научно-исследовательский институт, Виктория, Австралия, сообщила в журнале Pediatrics, что заикание не связано с развивающимися проблемами, как много экспертов полагают.Фактически, профессор Шина Рейли и коллеги нашли, что заикание было связано с лучшим языком и невербальными навыками.

Они не идентифицировали различимой связи с эмоциональными или умственными недостатками.Заключение команды после выполнения исследования, вовлекающего 1 600 детей, состояло в том, что «смотреть и ждать» могут быть более желательными, чем требование логопедии немедленно.Стиль воспитанияСтиль воспитания не связан с заикающимся риском, заявляет Детская больница в Westmead4 в Австралии.

Заикающиеся факторы рискаСемейная история — у приблизительно половины всех детей, у которых есть заикание, сохраняющееся вне стадии развития языка, есть заикающийся близкий родственник.

Если у маленького ребенка есть заикание и также близкий родственник, заикающийся, его/ее возможности того продолжения нарушения речи намного больше.Возраст, когда заикание начинается — ребенок, начинающий заикаться перед 3,5 годами возраста, менее вероятно, будет заикаться позже в жизни. Ранее прерывистые запуски менее вероятно это должно продолжаться долгосрочный.Время начиная с заикания начатого — о трех четвертях всех заикающихся маленьких детей прекратит делать так в течение одного или двух лет без логопедии.

Дольше заикание продолжается, более вероятно случается так, что проблема станет долгосрочной без профессиональной помощи (и даже с профессиональной помощью).Пол человека — долгосрочное заикание в четыре раза более распространен среди мальчиков, чем девочки.

Эксперты полагают, что могут быть неврологические причины этого, в то время как другие обвиняют способ, которым члены семьи реагируют на маленьких мальчиков, заикающихся по сравнению с заикающимися маленькими девочками. Однако никто не действительно уверен, какова причина.

Обращение за помощью для заиканияЭксперты говорят, что родители должны рассмотреть посещение их GP (врач общей практики, врач общей практики) когда:

Заикающийся ребенок сохранился больше шести месяцевКогда заикание появляется более часто

Когда это сопровождается со стеснением мышц лицевой и верхней части телаКогда это вмешивается в школьные занятия ребенкаКогда это вызывает эмоциональные трудности, такие как страх перед местами или ситуациямиКогда это сохраняется после того, как ребенку 5 лет

Заикающийся Фонд America5 советует родителям, ребенок которых заикался в течение нескольких недель, которые не будут встревожены и к выжидательному. Фонд подчеркивает, что ожидание нескольких месяцев, кажется, не влияет, как хорошо ребенок мог бы поддаться лечению позже.

Однако, если проблема сохраняется больше нескольких месяцев, кажется, ухудшается, а не улучшается или рецидивировала, уйдя некоторое время, родителям рекомендуют закончить Диаграмму Фактора риска (PDF).Если по крайней мере два фактора верны для ребенка, родителям рекомендуют связаться с патологом речевого языка.На заключительной странице мы смотрим на диагноз заикания и доступного лечения, чтобы помочь заикающимся людям.

Мы также показываем список заикавшихся известных людей.

onlinebusinesspractice.ru

Заикание у детей

Сложилось устойчивое мнение, что причиной заикания является какая-то психологическая травма (испуг, серьезная болезнь и т.п.) Но все это — только провоцирующие факторы.

Органическое поражение мозга — вот настоящая причина заикания у детей. Обычно у детей заикание сочетается с общей двигательной дискоординацией: ребенок неловок, не попадает в такт музыке, не умеет повторить за взрослым простой ритмический ряд.

Если вы вдруг стали замечать запинки в речи своего малыша, немедленно обратитесь к логопеду. Неграмотность родителей в этом вопросе может привести к непоправимым последствиям, когда незначительные нарушения в речи превращаются в серьезную проблему.

Как поступает обычный родитель, когда в разговоре его ребенок вдруг начинает запинаться? Как правило, окружающие взрослые постоянно одергивают малыша, советуют ему вдохнуть, выдохнуть, остановиться, подумать и сосредоточиться, прежде чем что-то сказать.

А этого делать нельзя. Фиксация на речевом дефекте приводит к возникновению у ребенка страха перед речью, появлению речевого негативизма.

Развивается логоневроз — состояние, при котором ребенок стесняется говорить не только перед незнакомыми людьми, но и дома, в привычной обстановке. Часто волнение малыша во время речи настолько сильное, что у него появляются сопутствующие движения (кивание головой, всхлипывания, притоптывание ногой, судорожное сжимание рук в кулаки и пр.). Могут возникнуть и речевые эмболы (вставки отдельных слогов или звуков).

Как вести себя с заикающимся ребенком?

Прежде всего, не фиксируйте внимание на его запинках. Говорите сами плавно, спокойно, лучше грамматически упрощенно, чтобы ребенок имел правильный образец речи и, подражая вам, мог спокойно разговаривать. При этом ваша речь должна быть максимально естественной.

Щадящий речевой режим или «режим молчания» будет полезен, если заикание только что появилось. Щадящий режим подразумевает не полный запрет речевого общения. Его смысл заключается в том, что вам просто не нужно излишне побуждать ребенка к говорению.

Важно, чтобы запинки «не закрепились» в речи, чтобы малыш, по-возможности, не заметил своего заикания.

Если запинки уже прочно вошли в речь ребенка, ограничение в общении может сильно расстроить малыша, ведь он начинает думать, что близкие совсем не хотят с ним разговаривать из-за его «неправильной» речи.

Что делать родителям, если у ребенка появилось заикание?

Для лечения заикания очень важно укрепление вегетативной нервной системы. Для этого, прежде всего, необходимо соблюдать режим дня, проводить закаливание.

Созревание и укрепление мозговых структур стимулируют ритмические виды физической нагрузки: катание на велосипеде, плавание, бег, а зимой — хождение на лыжах.

В дополнение к логопедическим занятиям будет очень полезна логоритмика (логопедическая ритмика) — система заданий, игр и упражнений на основе сочетания движения и музыки, речи и музыки, речи и движения. Задача логоритмики состоит в том, чтобы переключить внимание ребенка с говорения на другие движения — выполнение упражнений для тела и рук.

Выровнять темп речи поможет также декламация в умеренном темпе чистоговорок, небольших стихотворений, пословиц и поговорок. Это способствует выработке послогового и пословного темпа речи.

В лечении заикания очень важны не только занятия с логопедом. Помимо логопеда с заикающимся ребенком должны работать и другие специалисты: психолог и невролог.

Но самая важная роль отводится родителям. Помните, что психика малыша очень чутко реагирует на обстановку и взаимоотношения в семье. Если родители большую часть времени проводят на работе, а свободное время посвящают «отдыху» перед телевизором и компьютером, то их ребенок не будет иметь возможности нормально общаться. Дефицит общения малыш, как правило, компенсирует просмотром телевизионных программ.

Как же в такой обстановке развиваться его мозгу?

Нереализованная потребность в человеческом общении приводит к раздражительности, повышенной нервной истощаемости, а главное, к физическому и эмоциональному напряжению во время речи, к появлению запинок.

Современные мамы и папы считают, что развитием ребенка и коррекцией всех его речевых недостатков должны заниматься педагоги в детском саду и в школе. Надежда родителей на специалистов оправданна, но они не должны забывать, что большую часть своей жизни малыш все-таки проводит с близкими людьми.

Уважаемые родители, только от ваших усилий зависит будущее малыша, его успеваемость в школе и успешность во взрослой жизни. Не давайте возможности заиканию появиться и пустить корни. Логопеды могут вам в этом помочь лишь частично, всё остальное зависит от вас.

Помните, что заикание у детей — это сложное нарушение, которое требует серьезного, комплексного подхода к лечению.

logoportal.ru

Ребенок и заикание: не паникуем, а помогаем

почему ребенок заикается

Многие родители задаются вопросом, почему ребенок заикается? Причин множество и в них стоит разобраться. Бытует мнение, почему ребенок начинает заикаться. В связи с испугом или пережитой психической травмой, но практически каждый ребенок подвергается испугам в детстве, будь — то собака или конфликтная ситуация, но не все после этого начинают заикаться. А происходит это по тому, что у ребенка начинающего заикаться была предрасположенность к такому нарушению, а возникшая ситуация всего лишь налегла на него.

Так же причина, по которой ребенок начинает заикаться может быть связана с тем, как проходила беременность матери, были ли в тот период перенесенные стрессы, психо –эмоцональные травмы. Заикание у ребенка может возникнуть вследствие травм головы, в особенности , черепно — мозговой области или перенесение ребенком в раннем возрасте, в особенности в тот период когда проходит формирование речи, заболеваний инфекционного характера, которые сопровождались высокой температурой тела.

Заикание у ребенка может быть в последствие не благоприятных семейных отношений. В семье, где постоянные ссоры, драки, не достаточное проявление любви и внимания ребенок больше подвержен данному заболеванию, чем ребенок с благополучной семьи.

В первую очередь родителям стоит создать определенный режим дня, таким образом, ребенок избавится от лишней тревожности. Должно контролироваться время, которое ребенок тратит на ночной сон. Оно должно составлять не менее 8 часом. При заикании с ребенком следует разговаривать спокойным тоном, ни в коем случае не повышать голос, разговор должен быть спокойный и не торопливый. Проинформируйте про эту особенность знакомых и воспитателей в детском саду.

Давайте ребенку возможность до конца выразить свою мысль, не стоит перебивать его или подгонять во время рассказа. Ребенку, который заикается нужно больше уделять внимания и проявлять ласку, поддерживать его и хвалить за успехи, так же больше обнимать. И не стоит проявлять плохое настроение при ребенке или раздражение, дети очень чувствуют тревогу мамы и подвергаются тревожности.

Прежде, чем начать лечение заикания, нужно всесторонне исследовать организм ребенка. Выяснить какой именно тип заикания у ребенка логоневрозное заикание (заикание возникает в результате перенесения ребенком ситуаций, травмирующих психику ребенка) или заикание неврозоподобного характера (заикание носит характер роста, проявляется постепенно с тем, как ребенок начинает разговаривать).

Если исследование утвердит первый тип заикания, то лечение будет заключаться в работе с детским психологом и логопедом. Психолог поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысить стрессоустойчивость ребенка. Если же покажет исследование второй тип заикания, то здесь основная терапия будет заключаться в логопеде — дефектологе. В двух случаях работа логопеда очень важна, так она направлена на правильную постановку речи.

Ребенок грызет ногти: вредная привычка или болезнь

kolobok.ua

Начинающие заикание у ребенка

в) В предлагаемой системе логопедической работы предусматривается регулярное и обязательное использование магнитофона, определяются задачи и последовательность магнитофонных занятий с заикающимися.

г) Учитывая возможности и необходимость логопедической подготовки родителей заикающегося ребенка, в описанной ниже системе находит место определенное и постоянное участие родителей на разных этапах логопедических занятий с детьми.

В логопедических кабинетах и пунктах занятия с заикающимися детьми проводятся 2—3 раза в неделю по 40—60 минут каждое. Курс занятий рассчитан на 3—4 месяца. Это составляет 32— 36 занятий. Обследование и отбор детей так же, как и первичная магнитофонная запись, проводятся до начала занятий.

Подготовительный период ориентировочно составляет 7—8 занятий. Для дома это период щадящего режима, когда для ребенка должна быть создана максимально спокойная обстановка, организовано правильное отношение к нему окружающих, установлен твердый режим дня, по возможности ограничено речевое общение с окружающими, полностью исключена фиксация на случаях заикания. Все речевые упражнения в кабинете и дома логопед проводит, опираясь на здоровые участки речи заикающегося ребенка.

Содержание работы логопеда будет определять следующее. Стимуляция каждого ребенка на активную работу над своей речью и поведением. Для этого на первое занятие логопед приглашает несколько детей из числа тех, кто уже раньше занимался в логопедическом кабинете и был выписан с хорошими результатами. Пришедшие рассказывают о том, какая у них была раньше речь, как они добились устранения ее недостатков (упорство, настойчивость, обязательное выполнение заданий и советов логопеда и т.д.). На таком занятии может быть использован магнитофон с демонстрацией речи детей до начала курса логопедических занятий и после завершения его. Для старших детей могут зачитываться выдержки из писем бывших заикающихся. У начинающих занятия, таким образом, воспитывается острое желание упорным трудом, системой специальных упражнений добиваться красивой, свободной речи, вызывается чувство веры в силы логопеда, уверенность в благоприятном исходе специальных занятий.

pedlib.ru