Наглядно о депрессии

Толкование психозов

Как больные переживают депрессивные или маниакальные фазы?

Биполярные колебания настроения (депрессия или мания) тоже поддаются субъективным описаниям, хорошо передающим все разнообразие переживаний.

Для меня депрессия это.

  • „когда сердце превращается в кусок льда.“
  • „окаменелость души.“
  • „как бродить по выжженным, вымершим, вытоптанным или просто опустошенным просторам своего Я.“
  • „ощущение того, что душа словно озеро с цветущими кувшинками, на дне которого тикает бомба.. Затем наступает депрессия, когда бомба всплывает, взрывается и разносит кувшинки на кусочки. Это не значит, что в этом озере никогда больше не распустятся кувшинки.“
  • „быть очень чувствительным как открытая рана; и когда терпеть больше нету сил, вдруг наступает какой-то резкий переход. Я чувствую необычайный подъем энергии, как если бы был влюблен. Мания означает облегчение депрессии. Это даже удивительно, как организм запускает собственный химический завод, чтобы избавиться от депрессии.«
  • Для меня мания это.

    • „неожиданное чувство легкости, словно я лечу по воздуху. Я лишен всех сомнений. Я начинаю провоцировать других. Такое поведение может обрести самостоятельность, а провокация начинает гулять сама по себе. Я тогда всегда стараюсь не переступать границы.»
    • „чувство, что депрессия внезапно переходит в жуткую энергию, а после истощения возвращается в прежнее состояние .“
    • „осознанное нарушение тех норм, которые я считал общими. Но я никогда не делал ничего такого, что было бы уголовно наказуемо или ущемляло бы человеческое достоинство. Я всегда знал и соблюдал свои внутренние границы.”
    • „реакция на печальные событий. Я в самом деле ощущаю какой-то щелчок внутри. Мой организм запускает механизм мании, чтобы я смог пережить определенные события. Это происходит за несколько часов. Депрессия наступает лишь спустя долгое время.«
    • История Анны

      Анна страдает часто рецидивирующими биполярными расстройствами. В ее толстой амбулаторной карточке написано: „биологически обусловленный маниакальный синдром сезонного характера“. В течение последних шести месяцев она ходит в специальную лечебную группу. Все члены этой группы имели как минимум по одному маниакальному и одному депрессивному эпизоду. Одновременность протекания этих различных фаз будет обращена для борьбы с мучительными болезненными нарушениями восприятия времени (с чувством «вечного проклятия» в депрессивной фазе и чувством безвременной пустоты в маниакальной фазе). На примере Анны будет наглядно продемонстрировано все, что происходит в группе. Затем будут обоснованы принципы работы.

      До сих пор Анна каждый год регулярно заболевала в июне. Сейчас апрель. Группа интересуется, не „чувствует ли она уже что-нибудь.“ – „Нет.“ – „А что еще кроме приступов мании бывает в июне?“ – „Ну, в июне у меня день рождения, но так было всегда, и до заболевания.“ – „А как ты отмечаешь день рождения?“ – „Как и все. Приглашаю в гости друзей и родных.“

      Анна замужем, имеет двоих детей семи и девяти лет. Родители живут в другом городе и регулярно приезжают на праздники, а также чтобы навестить внуков. Для Анны это все само собой разумеющиеся вещи. У группы возникают вопросы:

      „Как можно праздновать день рождения одновременно с друзьями и с семьей?“ – „Без проблем.“ – „А как ты успеваешь все приготовить?“ – „Мне помогает мама.“ Группа продолжает спрашивать. Выясняется, что родители специально приезжают пораньше, чтобы помочь подготовить торжество. Мама работает с большим увлечением, она точно представляет себе, как должен проходить такой праздник. Дочь сперва благодарна матери, однако потом чувствует себя отстраненной от дел. Она начинает сопротивляться указаниям матери, хочет сама все определять. Для этого ей приходится выйти из обороны и депрессивного состояния и мобилизовать все свои силы. Возражения Анны становятся все экстравагантнее, и ей приходится тратить все больше энергии для их высказывания. И вот она уже „свободно прижимает мать к стене.“ Та уступает, но дочь уже не остановить. Праздник должен получиться на славу. Однако Анна слишком обессилена. Эта паническая атака полностью поглотила ее. В итоге масса неловких ситуаций, шокированные гости, злые упреки. Реальность болезни настигла Анну. Точно в июне. Болезнь дочери усмиряет родителей. Они проявляют сочувствие, берут на каникулы внуков и обещают на следующий год приехать еще раньше, чтобы в следующий раз праздник действительно удался.

      Трагикомическая история? Горькая действительность с огромной долей отчаяния. Все в группе находятся под впечатлением, срочно советуют в этот раз приглашать родителей не так рано. Анна отрицательно качает головой. Это исключено, потому что она не перенесет конфликта, и в крайнем случае уже в мае впадет в маниакальное состояние. Некоторые участники группы не сдаются. К счастью, к дискуссии подключается супруг. Телефонный разговор с матерью разыгрывается по ролям. Анна применяет на деле полученные навыки: Как и ожидалось, родители сильно обижаются, но смиряются ситуацией. – праздник проходит, не привлекая внимания. Родители приезжают спустя 2 недели. Впоследствии они довольны; для внуков остается намного больше времени. Анна не впадает в маниакальное состояние ни до, ни после, ни во время праздника, ни разу на протяжении года.

      (Из: T. Bock, A. Koesler, Bipolare Störungen, Psychatrieverlag ,Германия )

      www.psihos.ru

      «Депрессия: давай поговорим» В БУ «Нижнесортымская участковая больница» встречают Всемирный день здоровья.

      По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня более 300 миллионов человек на планете живут с депрессией. Между тем, она является основной причиной плохого состояния здоровья и инвалидности во всем мире. Именно поэтому, День здоровья, который отмечается 7 апреля, в 2017 году пройдет под девизом «Депрессия: давай поговорим».

      В Бюджетном учреждении «Нижнесортымская участковая больница» 6 апреля проведена конференция на тему «Депрессия-давай поговорим», приуроченная ко Всемирному дню здоровья.

      На конференцию приглашены медицинские работники БУ «Нижнесортымская участковая больница», а также все желающие, в том числе диспансерные пациенты и пожилые люди.

      Открытие конференции началось с приветственного слова заведующего амбулаторно-поликлиническим отделением, врача-терапевта Уцаевой Н.П. Затем разговор о проблемах депрессивных расстройствах и методах борьбы с ними продолжил врач-психиатр Гендрикова В.М. Выступление врача-психиатра было направлено на то, чтобы аудитория осознала, что депрессия, подобно сердечно-сосудистым заболеваниям, становится наиболее распространенным недугом нашего времени. Депрессия — серьезное заболевание, которое резко снижает трудоспособность и приносит страдание как самому больному, так и его близким. К сожалению, люди очень мало осведомлены о типичных проявлениях и последствиях депрессии, поэтому многим больным оказывается помощь, когда состояние принимает затяжной и тяжелый характер, а иногда — и вовсе не оказывается. Тогда как практически во всех развитых странах службы здравоохранения озабочены сложившейся ситуацией и прикладывают усилия по пропаганде сведений о депрессии и способах ее лечения. Депрессия зачастую воспринимается как самим больным, так и окружающими как проявление плохого характера, лени и эгоизма, распущенности или природного пессимизма. Врач-психиатр акцентировал внимание на людей пожилого возраста, у которых часто возникает депрессия и врачи, да и сами пациенты редко обращают на это внимание.

      Вместе с тем, следует помнить, что депрессия — не просто плохое настроение, а заболевание, которое требует вмешательства специалистов и достаточно хорошо поддается лечению. Чем раньше поставлен правильный диагноз и начато правильное лечение, тем больше шансов на быстрое выздоровление, на то, что депрессия не повторится вновь и не примет тяжелой формы, сопровождающейся желанием покончить с собой.

      В завершении выступления для аудитории был продемонстрирован видеоролик, который наглядно показывал эффективность проводимой терапии антидепрессантами.

      В завершении конференции врачам были заданы вопросы на интересующие темы. Всем желающим были розданы буклеты на заданную тематику.

      Пресс-служба БУ «Нижнесортымская участковая больница»

      nsubhmao.ru

      Наглядно о депрессии

      В последнее время очень часто слышу от разных людей фразу «у меня депрессия. я в депрессии. » и т.д., при этом клинически мне видно, что речи о депрессии может не идти. Но в современных условиях, особенно в больших городах, люди подвержены данному феномену. Здесь надо оговориться, что депрессия депрессии рознь. Психиатры выделяют несколько уровней патологии: невротический (пограничный) и психотический. Сегодня я расскажу о невротическом уровне депрессии.

      Часто такой вид депрессии наблюдается у лиц с предрасположенностью (то есть личностные характеристики) в сочетании с неблагоприятными внешними воздействиями. Сила стресса чаще всего невелика и не особо отличается от событий обыденной жизни (семейные и служебные неурядицы, материальные затруднения, например), но данная ситуация значима для личности. Особенно это относится к тем ситуациям, которые продолжаются длительно, которые невозможно разрешить, пораждающие состояние фрустрации.

      Какие же личности склонны к таким расстройствам? С одной стороны для них характерна лабильность настроения, которая сопровождается аффективно окрашенными реакциями (то есть окрашенными настроением), а с другой — ригидность, сдержанность, склонность к фиксации на отрицательных эмоциях. То есть речь идёт о тех личностях, которые легко приободряются, воодушевляются в связи с приятными событиями, но и также легко впадают в уныние, разочаровываются, зацикливаются на неудачах.

      В клинической картине такой депрессии лежит в основе гипотимия. То есть это и есть то пониженное настроение, которое сочетается с уменьшением психической и (но не всегда) двигательной активности. Характерным для невротической депрессии является отсутствие тех симптомов, которые указывали бы на истинную депрессию, т.е. тоска, мыслительная и двигательная заторможенность, идеи самообвинения. Также не наблюдается и нарушений циркадного ритма (циклических колебаний). Депрессия больше звучит в словах и высказываниях, но не отражается на внешнем облике, поведении. Пониженное настроение не приобретает свойств стойкой подавленности, а, напротив, подвержено значительным колебаниям, амплитуда которых тесно связана с изменениями жизненных обстоятельств.

      Наряду с подавленностью также наблюдаются: расстройства сна (длительные засыпания, прерывистый сон, ранние пробуждения), слезливость, разная по интенсивности тревога, жалобы на слабость, разбитость, снижение активности, работоспособности, жалость к себе, сочетающаяся с обвинениями окружающих. Самое показательное — признаки гипотимии проходят самостоятельно после разрешения сложившейся жизненной ситуации.

      Главное помнить самому пациенту и его окружению: если вы видите у больного (или сам человек за собой наблюдает) тоску (с жалобами на тягостные ощущения за грудиной), двигательную и умственную заторможенность, суточные колебания настроения (утром значительно хуже, чем вечером), суицидальные мысли, мысли о самообвинении («это я во всём виноват», «все меня ненавидят» и пр.), то нужно незамедлительно обращаться к врачу-психиатру!

      Информации по данному вопросу также много, много и нюансов лечения. И так получился длиннопост, если буду вопросы, отвечу в комментариях. Или (если тема будет больше), то напишу отдельно.

      Что-то моё, что-то взято из литературы, но литература тоже моя)) поэтому тег мой)

      Психиатрия

    • Лучшие сверху
    • Первые сверху
    • Актуальные сверху

    20 комментариев

    Если есть такие симптомы, которые вы указали, то всё же, как по мне, следует подумать о медикаментозной поддержке. Невроз возникший однажды запросто может повториться в дальнейшем. И ещё очень важно — впервые возникшее состояние — на самом ли деле это было спровоцированно ситуацией, либо же ситуация могла спровоцировать развитие какого-либо процесса. Т.к. депрессия — это синдром. И этот синдром может быть различных психических патологиях.

    Не обязательно сразу в клинику. Потому, что депрессия тоже разная бывает как по форме, так и по тяжести. Конечно сначала следует обратиться в ПНД на приём. И если психиатр видит, что ваше состояние требует стационарного лечения, то направит. Но есть и другие варианты: дневной стационар, амбулаторное посещение, амбулаторно-стационарное лечение. Всё решается в индивидуальном порядке. Вы вправе сами выбирать где лечиться. Самое главное — не отказываться от помощи.

    Можно сразу в ПНД идти, иногда в обычных поликлиниках они обитают.

    т.е. просто идешь в регистратуру и записываешься на прием к участковому психиатру.

    Уважаемый автор, скажите, а бывает ли так, что при депрессии начинаешь жрать всё подряд и резко в короткие сроки набираешь вес? Или это не депрессия, а что-то ещё?
    Дерматолог в составе комплексной терапии псориаза назначал грандаксин по 1т з раза в день, принимала с 1 апреля. Затем была у психотерапевта. Диагноз не ставили, приписали флуоксетин по 20мг утром, на 6 месяцев. Сегодня 7 день. Да, я в курсе, что эффект накопительный, но мне с него очень странно. Настроение скачет и сил ни на что нет. При этом опять аппетит повысился. Прием у врача через 3 недели.
    Как понять, депрессия ли у меня или уже всё, прощай крыша?

    По своей депрессии — понятно.

    Каким образом можно уговорить пойти человека, который в депрессии к психиатру?

    Важно ведь понимать есть ли у человека на самом деле депрессия. Снижение или полное отсутствие аппетита, крайне сниженное настроение, высказывание суицидальных мыслей, идеи о своей никчёмности и стойкие нарушения сна могут свидетельствовать о необходимости в осмотре психиатра. Тут главное понять, что у лиц с истинной депрессией нет критического осмысления своего состояния. Можно порекомендовать обращение не к психиатру, а к психотерапевту, например, к психологу (такие тоже в ПНД есть). Слова «психиатр» и «психиатрия» очень хорошо пугают. Можно попросить его пройти какие-нибудь тесты на выявление депрессий и уже наглядно показать, что есть признаки депрессии и надо обратиться к специалисту.

    Есть и другой вариант. Родственники могут написать заявление в ПНД по месту регистрации пациента с просьбой об осмотре. Но в таком случае нужно будет согласие пациента. Конечно, если врач увидит, что состояние крайне тяжёлое, требует госпитализации, то можно решить вопрос о недобровольной госпитализации. Также решается вопрос с вызовом специализированной бригады скорой помощи и настаивать на госпитализации.

    У меня была боль в грудине, побежал в больницу на ренген, ничего не нашли. Сразу отпустило, а ведь был на 100 процентов уверен, что рак, и я обречен. Мысли с самобвинением прогрессируют в геометрической прогрессии(особено после гибели дочери), я уже патроны специально дома не держу. Дереализация усиливается в пасмурную погоду и вечером, иногда даже слышу свой голос как чужой, в солнечную погоду получше. Наблюдаюсь в ПНД, толку почти нет(. Хотелось бы поправится.

    По-моему всем очевидно, что на практике встречаются довольно редко крайние проявления психических болезней. Кто-то более депрессивен, кто-то менее, а кого-то надо уже лекарствами лечить. Но то, что в мире эксплуатации человека человеком поводов и причин для депрессии хоть отбавляй — па счёт этого ни у кого не возникает сомнений.

    не обязательно так. Депрессия очень часто (в последнее время особенно) «маскируется» под другие заболевания. Наблюдал несколько пациентов, которых беспокоили боли в различных частях тела, лечились неоднократно у разных врачей, но без эффекта. Невролог было заподозрил что-то, назначил антидепрессант, но он не подошёл. Ко мне такие пациенты попадали «по знакомству» и при тщательном разговоре выяснялось, что у них самая настоящая хорошая такая депрессия. Хотя, сначала сами пациенты были удивлены, но уже в последующем отмечали, что и тоска была и нарушения сна специфические были, а порой доходило и до суицидальных мыслей.

    А как отличить депрессию от ситуативного «да чёт подзадолбалась я чутка»? Прыгать из окна вроде не хочется, лежать и ныть — тоже. Но вечное «да нафига мне стараться, если всё равно я отстойно всё сделаю, а Маши-Жени-Ксюши сделают в сто раз быстрее и лучше» или «а нафига вообще заниматься, если я всё равно концерт просру» просто достали!((( Живу по инерции.

    Никакие беседы ни в каком виде не спасают, советчиков разной степени профессиональности видела тьму. Попить витаминки/валерьянку/пустырник? Они на меня не действуют или побочка есть в виде перевозбуждения или сонливости (что при природной медлительности ну вообще не радует). Поработать? А я результат в лучшем случае через год хоть миллипусечный увижу. Найти хобби? У меня их тьма и ситуация мало отличается от «да нафига стараться», хоть я над уровнем и работаю! Погулять/заняться спортом? Эйфории после бега/турника/велика нет. Правильно питаться/пропить глицин? Вообще не вижу разницы. Ем только потому что надо. Найти новых друзей? У меня тьма знакомых и друзей. От шуток смеюсь я так же, как и другие. Побочку от лекарств типа сонливости не хочется, и так надо на работе упущенное навёрстывать.

    А вот часть моей истории: на 5-м курсе меня устроил в универское НИИ мой научник. Потому что там голография, а я хотела, в будущем, уйти в фирму, занимающуюся этим направлением. Когда я расстроилась после комментария научника насчёт моей гитары, он меня уволил и я впала в депрессию. В эту жизнь по инерции. Спасалась (хоть и отчасти) только игрой в оркестре (вообще я хотела стать композитором, но повелась на настояния родителей о светлом будущем инженеров), лекциями по бизнесу (там просто люди интересные) и анимешками (в аниме «Класс на острие» школьники пытаются спасти отдел и из беспечных транжир денег фирмы превращаются в независимую команду, а в аниме «Тёмный дворецкий» слуга-демон мстит обидчикам юного талантливого бизнесмена).

    Помыкавшись в поисках работы и твёрдо решив, что фирма — это не моё и там мне тупо не выжить с этой медлительностью, я переехала в другой город, нашла научника, работу, где есть, что подостигать и моя медлительность не выделяется «красной ниткой». Климат и река мне понравились и, казалось бы, это вечное нытьё внутреннего голоса «кругом все гении, а я только и могу, что мелкие задачи ковырять с черепашьей скоростью» позади. Что можно выступать на квартирниках и заводить там новых знакомых.

    Это было лишь кратковременным улучшением. В процессе решения данной мне задачи по интерполяции я обнаружила методическую погрешность, из-за которой точность решения задачи резко падает. О чём я и доложила наставнику (его поставил научник, так как он занятой). Наставник долго мне не верил, но то, что на задаче этой застряли и более опытные люди, убедило его в моей правоте. На первом (и пока последнем) квартирнике я из-за того, что мне сложно играть, контролируя положение у микрофона, сыграла с тучей ошибок и получилась просто каша. В общем, я снова убедилась, что туча людей выполняет элементарные (для н-ской области) задачи лучше меня и что как ни старайся, на нормальный уровень мне не выйти. Я стала пропадать в игре и в пикабу, самыми моими большими достижениями было то, сколько очков набил мой клан, в какую лигу прошёл и сколько плюсиков мне пришло за удачный коммент. Ещё я удачно нарисовала Моану, что хоть и изменило ко мне отношение знакомых художников (я подняла себе планку), на настроение никаким образом не повлияло. Рисовать в цифре нудно, дальше набросков с фонами рисовать не интересно. Работать я стала очень медленно, меня едва не уволили (и это при свободном графике), музыку забросила окончательно.

    pikabu.ru

    Перерастает ли подростковая депрессия?

    Страну всколыхнули новости о вступлении подростков в социальные группы смерти с целью самоубийства. Что это? Игра? Дань моде? Желание быть причастным к какому-то тайному обществу? Почему у подростка отключается самое важное – чувство самосохранения? Как распознать, что подросток впал в депрессию и ищет из неё выход?

    Мы вместе подумаем о том, как предвестником игр со смертью выступает состояние, которое мы привыкли называть словом «депрессия».

    Начнём со взрослых. Каждый взрослый немножко знает, что это такое. Все мы живём в меняющемся мире и у каждого были потери, смерть близких, неожиданные трагедии, известия о неизлечимой болезни, что-то случилось с детьми, материальные трудности, неприятности на работе и т.д. На все эти жизненные трудности человек реагирует состоянием, которое или является депрессией или напоминает депрессивное состояние. Все немножко об этом знают.

    Что такое депрессия? Депрессия это патологическое (болезненное) состояние, в основе которого лежит сниженное настроение. Плохое настроение может быть разным: подавленным, тоскливым, тревожным, боязливым, злым, раздражительным, никаким и т.д. Много разных оттенков плохого настроения. Плохое настроение является ядром депрессии. Но это ещё не депрессия, потому что плохое настроение может продолжаться два-три часа или чуть дольше и благополучно заканчивается.

    Для того чтобы это было депрессивным состоянием, кроме плохого настроения нужны ещё расстройства, которые выступают в сочетании. И это, прежде всего, двигательная и мыслительная (интеллектуальная) заторможенность.

    Двигательная заторможенность − трудно ходить, трудно встать, хочется лежать, движения медленные, шаркающая походка, сутулость, бегать или танцевать тем более невозможно.

    Интеллектуальная заторможенность − плохо думается, трудно подбирать слова, трудно формулировать даже самые стереотипные мысли, забывается самое элементарное (например, название предметов), снижается концентрация внимания и прочее.

    Из-за двигательной и интеллектуальной заторможенности у человека появляются негативные ситуации: может неожиданно травмироваться (порезался, облился, случайно разбил посуду и прочее), забывчивость (потерял ключи или забыл куда что положил и т.д.), невнимательное отношение к деньгам, к вещам.

    Таким образом, чтобы это было депрессией мы должны увидеть плохое настроение, двигательную и интеллектуальную заторможенность. И этим депрессивный синдром ещё не кончается. Мы все знаем, что возникает соматические (физические) жалобы. Человек встаёт утром разбитый. Хоть 10, хоть 12 часов спи, а всё равно усталость, вялость, болит голова, болит живот, обостряются хронические заболевания, на каждой ноге по пуду тяжести. И этим синдром тоже не кончается. Есть ещё снижение аппетита, ухудшение качества сна, снижение либидо и сопротивляемости организма к инфекциям. При многих депрессивных состояниях человек начинает очень часто болеть простудными заболеваниями: грипп, ОРВИ, бронхит, другие инфекции. И, наконец, ещё один компонент, возникающий практически в каждой депрессии − депрессивная идея. Попросту, это называется – депрессивный бред, который проходит вместе с депрессией – вина направленная на себя (я плохой, я неспособный, я никчёмный, я дурак, я неудачник, я грешник), т.е. идеи самоуничижения.

    То есть, если все шесть компонентов присутствуют в состоянии, то мы говорим о депрессии. Депрессии бывают разные. По книжке болезни не бывает. Поэтому можно встретить дополнительные симптомы.

    И вот, человек сам понимает, что с ним что-то не так, и идёт … в интернет. Там изучает форумы, переписывается с такими же депрессивными людьми. И… происходит обмен симптомами среди участников беседы.

    «Вот, один пишет, что у него депрессия, и у него покалывает в голове. Он ходил на МРТ. А у меня вроде депрессия, но в голове не колет. Через два дня у меня тоже стало колоть там же, и я боюсь, что это опухоль. Надо срочно идти на МРТ» − заметили, что страдалец добавил себе? Идентификацию с симптомами другого. Полезен ли обмен ощущениями при депрессии?

    К доктору с жалобами на депрессию приходят тогда, когда уже ничего не помогло, ни участие в тренингах, ни чтение о волшебных «Как за 10 шагов избавиться…» и т.д.. А это не один месяц упущенного времени.

    Или больной жалуется близким. Тогда близкие обычно сначала сами пытаются полечить родственника: сходи, погуляй; «это у тебя от безделия»; «с жиру бесишься»; сходи в тренажёрный зал; иди в гости; почитай что-то; «не бери в голову»… и прочее «лечение». И вот, когда такое лечение тоже не помогает, то приводят к доктору истощенные, озлобленные своим бессилием и раздражением на то, что «мы ему и то и это, а он, как будто и не собирается выздоравливать» или из последнего монолога: «Так, наверное, внимание к себе зарабатывает».

    Знакомо? Мне, как специалисту, да.

    Человеку с депрессией необходима помощь специалиста. Депрессия проходит, если к её лечению подходить правильно. Сначала возникает ослабление симптомов, потом становится легче, и, в конце концов, депрессия проходит.

    Что касается ребёнка, то, как здесь?

    Дело в том, что дети бывают разного возраста. И депрессия может быть в очень раннем возрасте, когда у ребёнка нет речи. Иногда речь ещё не совершенна. Как пожалуется ребёнок без речи на сниженное настроение? Никак. А если речь несовершенна? Он не может пожаловаться на сниженное настроение, потому что пока нет слова, которым можно назвать это состояние. Иногда взрослый, который не испытывал на себе то или иное состояние может назвать словами то, что почувствует.

    Ребёнок не знает слова «тоска» и заменяет на слово «скука». А «тревога» заменяется словом «страшно». И прицепляет слово «страшно» к разным ситуациям. То боится ответить, то ведьм, то глаз из-под кровати, то какого-то дядьки и т.д.

    Но кроме этого, есть ещё одна вещь, которая мешает контакту и жалобам – алекситимия, то есть невозможность осознать и передать словами своё душевное состояния. Это касается не только детей, это касается подростка. Спросите подростка «Как твоё настроение?» и ответ будет всегда «Нормально».

    Для того чтобы выявить это настроение нужен очень долгий специальный разговор, который в сопоставлении что было, что стало, как оценивает – это очень непростая вещь.

    Чем ещё отличается детская и подростковая депрессия от депрессии взрослого?

    Депрессия у взрослого не меняется, состояние однообразно плохое. А у ребёнка состояние меняется в зависимости от внешних обстоятельств. В игре ребёнок как будто забывает о депрессии. Что-то заинтересовало – и на время депрессия отошла в сторону. Но это не исцеление! Это просто гибкость симптомов. Хорошо ребёнку – ему становится лучше. Плохо вокруг – становится гораздо хуже. Привезли игрушку или какой-то планшет новый, и он на несколько часов или дней спокоен. Обидел кто-то, получил двойку – становится хуже, усиливается депрессия. И такая волна – то лучше, то хуже. То весёлый, то злой и драчливый. И это тоже необходимо обследовать и выяснять.

    У взрослого уж если тоска, то тоска. Если злость, то злость. А у ребёнка всё время изменения. То ребёнок сердит, то апатичен, то выглядит утомлённым, то ленивым, и такое в течение дня.

    У взрослого, при не очень тяжёлых формах депрессии существуют суточные колебания – утром плохо или совсем плохо и это «плохо» продолжается до пяти часов вечера. И к вечеру становится лучше. К пяти часам вечера человек становится деятельным, с подъёмом сил и это возможность восстановиться. Вечером и всё по дому сделает, и с детьми поиграет, и на завтра что-то приготовит, и книжку почитать успеет, и за компьютером что-то почитать, чтобы завтра с утра снова выдерживать состояние «плохо».

    У ребёнка так не бывает. Утром он вялый, подавленный, апатичный, капризный или злой, слезливый. При наступлении вечера появляется тревожность, ему страшно, нарушается сон, нарушения засыпания вообще. О очень часто вечером двигательная активность, но при этом он становится злым, либо тревожным, либо боязливым. Сомато-вегетативные признаки появляются вечером. И, как правило, суицидальные настроения и попытки возникают в основном в вечернее время, когда активизируется двигательная и эмоциональная деятельность.

    Что ещё не так как у взрослых? У детей и подростков очень быстро наступает дезадаптация. Школьная дезадаптация наступает очень быстро, потому что нет времени у ребёнка для восстановления. Нет даже вечернего времени, как у взрослого, чтобы найти ресурс.

    Помните, у взрослых вектор вины направлен на себя. А у ребёнка, и тем более, у подростка, вектор вины направляется во вне. Он не себя винит, а как правило окружающие. Он говорит, что его не любят родители, что его не любят учителя, что специально занижают оценки, что дети с ни не хотят дружить – то есть идеи недолюбленности, заброшенности возникают при депрессии у детей и подростков.

    То есть у ребёнка депрессия другая. Она и выявляется иначе. На консультациях специалист обязательно говорит с ребёнком или подростком о его отношении к окружающим, исследует вопросы негативного отношения к родителям и его отношение к ситуациям, чтобы исследовать разные его проявления реагирования, мышление и идеи. Нельзя по одной злости, не желанию учиться или повышенной конфликтности с родителями говорить о том, что у ребёнка или подростка имеется депрессия.

    Не все депрессивные состояния выявляются. Потому что их расценивают как-то иначе. Поэтому относительно недавно было очень много публикаций, в основном зарубежных авторов, которые убеждены в том, что депрессия – это реакция зрелой личности и поэтому до подросткового возраста искать депрессию искать не надо. В ответ вышли клинические исследования детских специалистов, которые наглядно показали, что депрессия у детей бывает, и начинаться может в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества (анаклитическая депрессия). Анаклитические депривационные депрессии грудничков, к сожалению, оказывают разрушительное влияние на всю жизнь человека. Сказываются на отношениях с окружающим миром, на мыслительной и эмоциональной сферах, на судьбе человека. Как-нибудь об анаклитической депрессии я расскажу.

    Сколько депрессивных состояний в детском и подростковом возрасте никто не считал. В основном эти состояния пропускаются самими родителями или игнорируются словами «перерастёт». Такие дети переносят депрессию в подростковый возраст и тогда она «расцветает» полным цветом. От этого страдает вся семья, потому что подростком перестаёт себя контролировать, курит, принимает алкоголь, занимается опасными для жизни развлечениями, плохо учится, защищается от родителей грубостью и нападениями. Проводились исследования подростков в России по многим границам возрастов, и оказалось, с 13 до 17 лет депрессивное расстройство является в 30% случаев. Количество депрессивных детей в каждом классе выявляется 19,5%. То есть, пятая часть класса испытывает депрессивное страдание.

    Самая главная особенность депрессии у детей и подростков – маскировка. С другой стороны, это способ выйти из депрессии или как-то к ней приспособиться. Перечислю четыре варианта:

    1. Депрессия прячется за соматическими расстройствами (телесные боли), когда депрессия скрыта за фасадом физической болезни. Мы все знаем, что когда человек болен любым заболеванием (например, грипп), возникает быстрая утомляемость, апатия, раздражительность, желание побыть одному, снижение продуктивности, и эти симптомы схожи с депрессивными. Но как депрессию это не принимается, если человек действительно болен гриппом. То есть внимание на основные жалобы – насморк, кашель, температура.

    При депрессиях дети могут жаловаться на боли в животе, в эпигастральной области, может быть понос или рвота, и можно выявить заболевание желудочно-кишечного тракта. Однако симптомы заболевания не являются основными. Например, болей в животе нет в каникулы, нет в субботу и воскресенье. И с симптомами соматическими разбираться надо очень внимательно.

    Бывают вегетососудистые дистонии, нарушения ритма сердца, боли в сердце − кардиальная маска депрессии.

    Бывают нарушения дыхания − дыхательная маска. Нарушение дыхание похожа на бронхиальную астму, но это не астма, а диспноэ – невозможность вдоха. Припомните, при бронхиальной астме нарушается выдох, а не вдох. Это важный показатель дыхательной маски депрессии.

    Может быть особый кашель, который не проходит ни от чего, ни от каких препаратов, ни от кодеина, ни от других лекарств.

    Неврологическая маска депрессии у детей и подростков очень разнообразна. Обмороки, снижение зрения, снижение слуха, потеря голоса, тянущие боли в суставах, параличи, невозможность стоять, нарушения чувствительности «по типу перчаток и носков». То есть истерические нарушения. Их очень много, и появляются они одни и те же или стразу несколько симптомов. Я не всё буду описывать, потому что этого очень много.

    Есть ещё одна маска – фебрильная – термоневроз. Когда к вечеру повышение температуры тела на фоне полного здоровья. Не высокая по цифрам, и может быть в течение нескольких месяцев или лет. Могут быть подскоки температуры до 40.

    Любые соматические проявления ОБЯЗАТЕЛЬНО должен исследовать соматический врач!

    Из очень печального опыта.

    В марте 2017 года обратилась мама с 12-летней девочкой. Жалобы на вялость, апатию, невнимательность, капризность, злое настроение, грубит всем в семье. Уже прошли трёх психологов, но ничего не помогает. Проходили и арт-терапию, и водили на музыку, и внимание уделяют, как психологи говорят, но ничего не меняется. Мама читает книги по воспитанию детей, участвует в тренингах по налаживанию отношений с ребёнком. И вот, обессиленная уже не знает, что бы ещё сделать, чтобы девочка была как прежде.

    Жалобы девочки – живот болит. Мама говорит, что она вечно, как уроки, так живот болит. Что она так манипулирует, что это способ забрать внимание.

    Девочка была направлена на анализы, абдоминальное УЗИ, гинекологическое УЗИ, УЗИ почек, исследование кишечника. Диагноз знать хотите? Я была в шоке! Рак матки IV стадии. Девочка умерла в июле 2017 года.

    Дорогие родители, психологи! Жалобы есть у ребёнка на телесные состояния – ведите к врачам! Не надо исправлять психосоматику арт-терапией или психотехнологиями, которые вы иногда даже объяснить не можете, почему именно при этом состоянии нужен именно этот инструмент воздействия!

    2. Депрессия может прятаться за нарушением поведения (чаще у детей 9-13 лет). Так называемые психопатоподобные депрессии, когда за поведенческими безобразиями скрываются очень тяжёлые душевные состояния (например, шизофрения). А иногда и не душевные, а даже физические – например опухоли головного мозга или нарушения электрической активности головного мозга. Тут тоже надо подробно разбираться.

    В школу не ходит, прогуливает, дерётся, ничего не делает, пьёт, курит, ворует, пошёл в плохую компанию… − психопатия. А если приглядеться, то он не может с утра встать, его с трудом собирают в школу, в которую доходит он еле-еле, потом разворачивается, и идёт гуляет или сидит за компьютером. Ни чтения, ни уроков, одни игры. И так продолжается у подростка до пяти часов вечера. Он подросток, у него суточные колебания уже схожи со взрослым. К моменту прихода родителей с работы он исчезает. Зачем он пошёл? За лечением. Он пошёл за тем, что даст облегчение от всего того, что переживалось днём. Активность поможет общаться, но друзья не будут говорить про школу, заставлять что-то делать, не будут пугать будущим, они дадут ему что-то, что облегчит ему состояние – сигаретку, бутылочку пива или что покрепче, хохот, отвлечённые темы для бесед. И в это время ему становится ХОРОШО. И вот, он приходит вечером домой поздно, получает сполна всё от родителей (даже побои), а на другое утро ему становится ещё хуже. На таком фоне возникает суицид. Дай бог, чтобы он был незавершённый!

    Кто поймёт, что с ним происходит? Он такой противный, что никто не хочет с ним разговаривать, никто не поможет озвучить накопившиеся в душе гадости в адрес родителей (родители это не выдерживают) или тех, кто обижает, а если и приводят такого подростка к психологу, то ожидают, что состояние подростка изменится встречи за три, чтобы не возить и не платить. Подросток становится изгоем. Перерастёт он это? У каждого здесь своё мнение. Но мнение специалистов – психопатия становится частью личности (Отто Кернберг и др.).

    3. Депрессия может быть скрыта за интеллектуальным крахом. Ступидная депрессия. Когда на первый план выступает один из компонентов – невозможность по-прежнему хорошо учиться, по-прежнему общаться. Когда резко снижается успеваемость, и ребёнок производит впечатление интеллектуально неполноценного.

    Ребёнок становится глупым, вдруг впадает в детство, кушает сопли из носа, плохо понимает что от него требуется. И такого ребёнка, по неуспеваемости, могут перевести в коррекционную школу. Могут перевести на домашнее обучение по слабой программе. А на самом деле нет там умственной отсталости, так находятся и прочие признаки депрессии: и двигаться стал хуже или вообще на месте не сидит, и то, чем было интересно заниматься уже бросил, или начинает что-то делать и бросает.

    Часто в депрессии дети начинают делать долги. Занимают у своих друзей деньги, тратят их на какие-то простые покупки. Или воруют деньги у родителей и развлекают на них своих друзей.

    Тут, надо помнить, что друзья у ребёнка – это части его самого, части его личности. Поэтому оскорбление в адрес друга – это оскорбление в часть личности ребёнка или подростка. Это больно!

    4. Отказ от своего тела. Подросток может вдруг обнаружить, что ему надо срочно сменить пол. Девочки начинают стричься под мальчика, носить мужскую одежду. А мальчики начинают пользоваться косметикой, и часто воруют женские вещи у своей матери или сестры.

    Сюда же можно отнести самоповреждающее поведение: грызёт ногти до крови, ковыряет в носу до крови, порезался, попал в травму, что-то на себя уронил. А так же более серьёзные проявления – нанесение себе порезов.

    Главное понимать, что перечисленные варианты могут сочетаться. Депрессия – это комплекс симптомов. По одному «он плохо себя ведёт» о депрессии мы не скажем, пока ребёнок или подросток не пройдёт качественную патодиагностику и несколько диагностических встреч.

    А как выудить депрессию родителю? Прежде всего, надо сопоставить, какой ребёнок был и каким ребёнок вдруг стал. Ведь это не бывает так, чтобы характер изменился так резко. Был умный – стал глупый, был хороший – стал противный, занимался спортом и был целеустремлённым – вдруг всё бросил и сидит дома за компьютером, был добрый – стал нападающим на родителей и окружающих. Как это? Весёлый, подвижный, находчивый, общительный вдруг дома сел, ни с кем не разговаривает или вдумчивый, милый, становится своей противоположностью.

    Дело в том, что у каждого человека на протяжении жизни меняется основной вид деятельности. У детей это игра. А как она меняется при депрессии? Например, играл всегда на улице, носил игрушки, везде лез, а тут вдруг стал тихим и спокойным (на счастье родителей), уселся дома и стал тихо катать машинки по полу. Или вытаскивает свои коллекционные пазлы, и начинает их собирать. То есть менее высокий уровень игры.

    Интеллектуальный ребёнок играл в шашки, приставал с беседами, и вдруг залез под стол, начал примитивно, почти манипулятивно играть, перестал читать. Если это компьютер, то и в компьютере игры становятся более примитивными, чем были до этого. Компьютерная зависимость возникает очень часто на фоне депрессии. Депрессия кончается, и зависимость компьютерная тоже кончается. Если вылечили депрессию, то кончается и зависимость.

    При любом изменении у ребёнка или подростка в поведении, мышлении, состоянии – надо очень внимательно отнестись к этому и идти к специалисту – клиническому (медицинскому) психологу, психотерапевту или психиатру.

    И вот тут, я должна сказать очень важную вещь. Представление о депрессии в быту не правильное. У депрессии есть начало и конец. Лечить депрессию необходимо, чтобы облегчить состояние, чтобы не наступила дезадаптация, чтобы ускорить окончание депрессии. Но лечить надо хорошо. Не просто ноотропами и витаминами, а специальными препаратами, которые ПОЗВОЛЕНЫ в том, или ином возрасте, с учётом особенностей проявлений депрессии. Никакой пустырник, ново-пассит, персен и прочие (не являющиеся лекарствам от депрессии) вам не поможет излечить депрессию! К каждой конкретной депрессии подбирается своё лекарство и назначает его психиатр. И принимается лекарство под постоянным контролем у врача.

    Ещё очень важно сказать.

    Депрессия – это не диагноз − это синдром. Это расстройство, которое выступает в рамках различных болезней.

    Бывают реактивные депрессии – при остром стрессе, невротические депрессии – при длительной психотравмирующей ситуации (школьная среда, конфликты и пр.), депрессии, возникающие при неправильном поведении взрослых с ребёнком или подростком. Это экзогенные депрессии – т.е. причина во внешних обстоятельствах и реакции на них.

    А есть эндогенные депрессии – возникающие при широком спектре заболеваний внутренних органов и систем, заболеваний головного мозга. Это и органические поражения головного мозга, и эпилепсии и многое другое.

    Но особенно тщательно надо наблюдать депрессии, возникающие в рамках маниакально-депрессивного психоза (биполярно-аффективного расстройства), циклотимии, циркулярной шизофрении. Не леченные эти состояния приведут к серьёзным изменениям личности и полной неработоспособности.

    Итак, я думаю, что депрессия перестала быть для вас игрушкой, в которую сейчас так модно играть. Вы теперь знаете, как она проявляется у взрослых, и чем отличается депрессия детская от взрослой. И теперь, вы точно знаете, что если вы не доктор, то лучше не читать форумы, а сходить к специалисту, и если нужно, пройти психотерапевтическое обследование и лечение. И вы точно понимаете, что быстро не бывает!

    www.b17.ru