Нарциссической депрессией

Депрессия и стресс

Причины, симптомы и лечение

Нарциссическая депрессия

Нарциссическая депрессия – это одно из современных психических расстройств, ещё этот термин связывают с «нарциссической патологией», где даётся чёткая формулировка разных аспектов, как психозы, неврозы, пограничные состояния.

Нарциссическая депрессия это

Как полагал Фрейд, что у пациентов с нарциссической депрессией загрузка объекта обращена во внутрь на своё Эго, а не на личность аналитика.
Обычно наблюдается меланхолия, а вместе с ней присутствует объект на нарциссической основе.

Если посмотреть, что такое нарциссизм, то это черта характера в исключительной самовлюблённости. В психиатрии и психологии, нарциссизм рассматривается, как серьёзная личностная дисфункция, или её обычная формулировка – это личностные расстройства.

Люди, которые страдают нарциссической депрессией, у них идёт проявление рефлексии, где чаще всего осознают собственную вину, стыд или зависть. Рефлексия – это когда субъект концентрирует внимание на себя или на продукты собственной активности, либо входит в фазу переосмысления их.

Хайнц Кохут ( Американский психоаналитик, который развил аспект фрейдовской концепции нарциссизма) – считает, что целостность личности в качестве активного источника действия, где влечение и защита играет всего второстепенную роль, являясь лишь продуктами распада Я под давление регрессии, а не основными составляющими психологии конфликта.

Также свой подход, связанный с нарциссической патологией характера, использовал К. Хорни, где имеются различия ситуативных неврозов, которые различаются по длительности терапии и легкости достижения терапевтического эффекта. Проявляются они примерно так: — «Я всё должен делать отлично», здесь компромисс не возможен, либо всё плохо, либо хорошо. Нарциссическою патологию, ещё связывают с интроективной депрессией, где основными причинами является недовольство собой.

Есть много авторов, которые отрицают нарциссическую депрессию, считая, что гнев и мстительные чувства не являются признаками депрессии. Нарциссические пациенты не могут переживать разлуку или утрату, как бывает, например при атипичной депрессии, а переживают лишь утрату нарциссического обеспечения, к какому либо объекту.

Некоторые авторы, такие как Д. Шваркич, выделяют некоторую специфику нарциссической депрессии, имея в виду пессимистическое настроение, в период нарциссических «провалов», где нарциссическая личность не может сохранять ощущения грандиозности. Такие пациенты не испытывают чувства собственной никчемности, грусти, уныния, вины, а основным является чувство пустоты.

Но как-бы там ни было, хорошо сказал на этот счёт Луи де Бональд: — Самодовольство не исключает таланта, но оно его компрометирует.

13 комментариев

  1. Оксана
    2 года ago Permalink

Каких только видов депрессии не бывает, хорошо, что сейчас все диагностируется и лечится.

Да, уж ! Я думала, что депрессия — это просто депрессия. А оказывается у нее куча разных видов.

Депрессия депрессии рознь! Наша психика — сложная штука…

Попробуй разобраться отчего да почему случилась депрессия. Побольше бы толковых специалистов !

Вот так, люди, начитавшись разной информации о депрессии, путают её со стрессом и ставят себе диагнозы. И самое интересное, следуют своей собственной программе.

Очень хотелось бы почитать об авторах блога. Информацию не нашла пока. Она секретная? 🙂

Даже и не предполагала, что есть такой вид депрессии, и что люди, страдающие нарциссизмом, могут испытывать депрессию.

Для обывателя без разницы какие виды стресса бывают. Главное, чтобы не мучили тягостные ощущения и страхи перед неизбежным.

Даже и не слышала о таком виде как — нарциссическая депрессия. Это точно, дорога только к психотерапевту.

И еще как дети страдают депрессией! только вот жаль родители не всегда замечают это, или пропускают мимо ушей проблемы детей. Очень познавательная статья.

Тема стресса и депрессии все чаще поднимается по телевидению и радио. Это, похоже, становится настоящей болезнью нашего времени

Оказывается я и ттакой вид видела депрессии — нарцистическая. Сестренка у меня время от времени страдала ею, привыкла делать все на отлично. Привыкла быть в центре внимания, быть всеми любимой и востребованной. Вот точно подмечено -««Я всё должен делать отлично», здесь компромисс не возможен, либо всё плохо, либо хорошо».
Сейчас смотрю вроде бы осознала, многое переосмыслила, поработала над собой!

К счастью не слышала о таком виде депрессии. Медицина сейчас хорошо развита и точно может помочь больному.

Первый раз слышу про понятие нарциссическая депрессия. Лучше вообще не знать что такое депрессия.

depressnyak.ru

Нарциссическая депрессия или депрессия без чувства вины

Патологические нарциссы часто испытывают серьезные дискомфорт, который может способствовать развитию более глубоких психических нарушений, наиболее типичным из которых является депрессия (с депрессией они чаще всего обращаются за помощью к психологу).

Можно выделить особый вид депрессии – «нарцисстическую депрессию».

Эта депрессия характеризуется:

  1. Отсутствием чувства вины;
  2. Ощущением бессмысленности жизни;
  3. Мыслями о том, что они живут не в то время;
  4. Мыслями о том, что они общаются не с теми людьми;
  5. Мыслями о том, что место работы и житья не соответствует желанию.
  6. Все это способствует формированию мрачного настроения, хронической и тотальной разочарованности во всем и всех, а в более тяжелых случаях – апатией, ангедонией и мыслями о суициде.

    Переживание этих симптомов заставляет человека с НЛР обратиться за помощью к психологу, особенно, если имела место суицидальная попытка (или мысли о суициде).

    Если причиной нарциссической депрессии является потеря привычного, сконструированного ими имиджа грандиозности. В этом случае присутствует угроза расширенного самоубийства, в следствие «нарциссического расширения» (известно, что у лиц с НЛР очень высокая летальность суицидальных реализаций), существует возможность возникновения следующих рассуждений:

    Характерный стиль поведения при нарцисстической депрессии – изоляция от мира, прекращение контактов. Часто возникает желание заглушить эти переживания алкоголем, транквилизаторами, снотворным и т.д. (НЛР коморбидно химическим аддикциям)

    У лиц с НЛР в структуре депрессии чувство вины отсутствует, но есть:

    • ощущение собственной неадекватности;
    • ненужности себе и другим;
    • чувство внутренней пустоты;
    • отсутствия смысла жизни.

    «Несмотря на возможную тяжесть нарцисстической депрессии, она, в отличии от экзистенциальной, кратковременна и, как правило, длится всего лишь несколько дней. Возможен самостоятельный выход из этого состояния» [Кернберг].

    О терапии лиц с НЛР и нарциссической депрессии в следующей статье.

    www.b17.ru

    Самая тяжелая вещь для ребенка с нарциссической травмой (то есть нарциссических родителей) — это собственное разочарование, как в себе, так и в окружающем мире. Поэтому такой взрослый человек бессознательно избегает встречаться и с собой реальным, и с миром реальным, и большую часть времени живет фантазиями о себе и об окружающем мире. И эти фантазии очень устойчивы, больше напоминающие жесткие планы того, как все должно быть.

    Его родители обычно имеют нереальное представление о себе, например, считают себя гениальными, а при этом живут очень неустроенно, обвиняют окружающих в своих неудачах и ко всем выставляют счета-претензии. Ребенок таких родителей боится родительского гнева, осуждения и презрения, и поэтому с младенчества, совершенно этого не осознавая, старается делать все таким образом, чтобы не вызвать этих реакций у своих родителей, то есть из кожи вон лезет. Но плюс к тому, что он истощается в этой борьбе за выживание в такой семье, он еще искренне верит, что его родители действительно такие крутые, а люди вокруг действительно такие плохие, и интроецирует эти образы внутрь себя, создавая так же нереальное представление о себе (причем не осознанное, в отличие от его родителей, которые буквально хвастаются на каждом шагу самими собой) и с этим свои представлением не вписываются в окружающий мир. И чтобы вписаться в этот мир, они его окрашивают прекрасными красками, которых в природе нет, то есть идеализирует его.

    Когда же реальность все же ударяет по восприятию «во всей свое красе» (например, кризис, развод, потеря работы, другие потери, рождение детей, жизнь в браке), нарциссически травмированый человек чувствует себя так, как будто его предал весь мир. И вот тогда начинается эта самая нарциссическая депрессия.

    Партнеров такой человек выбирает таких же как и своих родителей: эгоистичных, зацикленных на себе, пускающих пыль в глаза, и сначала из сильно идеализирует, а потом, разочаровавшись, ощущает себя так, как будто его жестоко обманули, хотя в общем-то половина ответственности за этот обман лежит на нем самом.

    Чтобы все же как-то держаться на плаву и не свалиться в самоуничтожение, нарциссически травмированный человек строит представления о том, как бы ему стало жить легче, например, уехать на Гоа, выиграть миллион, выйти замуж за кинозвезду и т.п. Он как бы хочет вырваться из этого «гадкого мира», так сильно не соответствующего «ни мне, ни моим желаниям». В других случаях, когда он к тому же еще и страдает гиперответственностью, он мечтает изменить этот мир и погружается в сказки, в том числе и религиозного характера. И, понимая, что вряд ли все это удасться, начинает ненавидеть этот самый мир, воспринимая его как тюрьму. И вот в этот самый момент он начинает походить на своих родителей: чтобы поднять свою самооценку приуменьшает ценность других людей и вообще всего, что его окружает. То есть застревает в поисках виноватого за все это: если не мир вокруг виноват, значит виноват я, а если не я, значит мир. А на самом деле поиском виноватого проблема травмы не решается. Она решается возвращением в реальность, то есть разрушением искусственных образов родителей, себя и мира вокруг, и возвращением себе себя реального как вполне достаточного таким какой он есть. Это долгая многолетняя работа.

    narcissusrus.ru

    Нарциссы бывают разные. Дифференциальная диагностика.

    По прежнему хочется мне опубликовать «результаты» нарциссической недели. Похоже пока я не изложу некоторые вещи — не оставят они меня. )

    Скажу сразу, что этот текст в основном для специалистов, которые изучают дифференциальную диагностику. Целью этого текста (и последующих) является показать какие могут существовать индивидуальные различия и особенности в рамках одной и той же базовой структуры характера.

    Я напомню, что для нарциссической структуры личности характерна попытка справится с одиночеством, покинутостью с одной стороны (причина которой воспринимается как недостаточная хорошесть себя самого), и глубокой, небозопасной зависимостью от значимого объекта с другой. Таким образом, нарцисс становится зависимым от поддержания самооценки, как правило, через выполнение какой-либо функции, через привлечение внимания (часто соблазнение) и поддержания восхищения со стороны окружающих, установления отношений с идеализированным объектом или реализацией идеализированной цели.

    Напряжение между переживанием покинутости, собственной неполноценности и глубокой (переживаемой как связывающей) зависимостью формирует динамический паттерн привлечение внимания — отстранение, поскольку нарцисс не может совсем потерять контакт с другими и остаться одному, но и не может войти в отношения, опасаясь быть связанным, поглощенным другим, или дезинтегрированным, «разорванным на части», растворенным сильными переживаниями.

    Поскольку нарцисс отождествляет свою значимость для другого с выполнением какой либо функции, или с тем, насколько им восхищаются, он зависим от оценок со стороны окружающих. Основным регулятором его поведения становится чувство стыда и страх испытать стыд, оказавшись недостаточно хорошим для окружающих и себя самого.

    Наиболее часто встречаемым способом справиться со страхом испытать стыд является попытка тотально контролировать свои переживания и контролировать окружающих людей. Основной защитой от глубоких сложных переживаний связанных с установлением близости у нарциссов является обесценивание (в той или иной форме).

    Вот что пишет Ненси Мак-Вильямс в «Психоаналитической диагностике» в главе о нарциссической структуре характера:

    «В этой главе описан истощенный внутренний мир личностей с нарциссически организованным характером, а также компенсаторное поведение, с помощью которого такие личности пытаются поддерживать достоверное и значимое чувство собственного “Я”. Я подчеркнула аффекты стыда и зависти, выделила защиты посредством идеализации и обесценивания, а также паттерны отношений “использовать и быть использованным”, призванные уравновешивать самоуважение и возмещать причиненный ему ущерб. Обсуждалась предрасположенность нарциссических личностей к сэлф-объектным переносам, а также контрпереносные реакции, в которых превалирует ощущение невключенности в отношения.»

    При этом, важно различать нарциссическую структуру характера от иных форм нарциссической проблематики.

    «Травма самоуважения может привести к тому, что любой человек временно будет вести себя так, как если бы он имел нарциссический характер. Более того, все типы личностных структур включают в себя нарциссическую функцию: они сохраняют самоуважение при помощи определенных защит. Но чтобы быть расцененным в качестве нарциссического характера, человек должен иметь длительно существующие, автоматизированные и независящие от ситуации паттерны восприятия и поведения.»

    «Нарциссическая личность в сравнении с нарциссическими реакциями.

    Главная сложность диагностики характерологического нарциссизма была упомянута выше: нарциссические проблемы (более чем другие психологические состояния, которым мы подвержены) вездесущи и часто могут быть обусловлены ситуационно. Кохут и Вольф (Kohut, Wolf, 1978) описывают лиц, которым приходится (подобно студентке из Китая, о которой говорилось во введении к этой части) противостоять обстоятельствам, которые бросают вызов их первоначальному чувству идентичности и подрывают самоуважение. Они трактуются как личности, страдающие от “вторичного нарциссического нарушения”, а не от нарциссического расстройства характера. Это важное различие.

    Любой ненарциссический человек выглядит высокомерным и обесценивающим, опустошенным и идеализирующим в условиях, которые напрягают его идентичность и уверенность. Программы медицинских институтов и психотерапевтического обучения знамениты тем, что заставляют преуспевающего, автономного взрослого чувствовать себя подобно некомпетентному ребенку. Подобное компенсаторное поведение — хвастовство, самоуверенные заявления, сверхкритические комментарии или идеализацию учителя — следует рассматривать с учетом данных обстоятельств. Явления, подобные этим, в психоаналитической литературе иногда описываются как “нарциссическая защита”(Kernberg, 1984). Допустим, что некто страдает от нарциссических проблем. Это не делает его нарциссической личностью. Там, где ситуационные факторы кажутся определяющими нарциссическую презентацию, интервьюер должен полагаться на исторические данные и данные переноса, чтобы сделать вывод о структуре личности, лежащей под нарциссической раной.»

    «Нарциссические личности в сравнении с обсессивно-компульсивными.

    Нарциссического индивида легко неправильно понять как обсессивного или компульсивного из-за внимания к деталям. Это внимание может стать частью нарциссического поиска совершенства. На заре психоаналитической практики фундаментально нарциссических людей нередко рассматривали как обсессивных или компульсивных, так как их симптомы легко подпадают под одну или обе из этих категорий. Их лечение проходило в соответствии с предположениями, относящимися к этиологии обсессивно-компульсивного характера, которые акцентируют борьбу за контроль и вину за гнев и фантазируемую агрессию.»

    «Нарциссическая личность в сравнении с истерической.

    Различение нарциссизма и обсессивно-компульсивной личности более актуально для мужчин, чем для женщин. При лечении пациенток чаще проявляется необходимость различать нарциссизм и истерическую личность. Поскольку истерические личности используют нарциссические защиты, их можно с легкостью ошибочно принять за обладающих нарциссическим харак-тером. Женщина, истерическая презентация которой включает в себя заметное эксгибиционистское поведение и паттерн отношений с мужчинами, в котором за идеализацией вскоре наступает обесценивание, покажется в основе своей нарциссической. Но ее озабоченность собой связана с вопросами пола и питается в большей степени тревогой, нежели стыдом. За пределами некоторых высококонфликтных областей эти люди оказываются теплыми, любящими и далеки от пустоты (Kernberg, 1984).»

    «Истерическая личность в сравнении с нарциссической.

    Как я уже упоминала, истерические личности используют нарциссические защиты. Как истерические, так и нарциссические индивиды имеют существенный дефект в самооценке — глубокий стыд, и требуют компенсаторного внимания и одобрения; обе идеализируют и обесценивают. Но источники этих аналогий разные. Во-первых, для истерических личностей проблема самооценки обычно связана с проблемой половой идентификации или с каким-либо частным конфликтом, в то время, как для нарциссических людей он имеет расплывчатые очертания. Во-вторых, люди с истерической организацией, в общем-то, дружелюбны и заботливы. Их эксплуататорские свойства проявляются, только если задета их сущностная дилемма и активизируется чувство страха. В-третьих, истерики склонны идеализировать и обесценивать особым, часто зависящим от пола, образом. Их идеализация нередко уходит своими корнями в противофобии (“Этот замечательный мужчина не может меня обидеть”), и их обесценивание имеет реактивное, агрессивное свойство. В противоположность им нарциссические индивиды привычно сортируют всех других в терминах лучших и худших, без давления сильных, объектно ориентированных аффектов. Кернберг (Kernberg,1982) заметил: как нарциссические, так и истерические женщины могут иметь неудовлетворительные интимные отношения. Но последние обычно выбирают плохие объекты, которые они противофобически идеализируют, в то время как первые — адекватные объекты, которые они затем обесценивают.»

    От себя я здесь добалю, что Кернберг и Мак-Вильямс говорят преимущественно о довольно сильно нарушенных нарциссах. Исходя из моего опыта нарциссически организованные люди могут быть и относительно стабильными в отношениях, и довольно дружелюбными и теплыми во взаимодействии. В гештальтистском сообществе уже некоторое время назад установились представления о нарциссах «эмоционально теплых» и «эмоционально холодных». Как правило, по внутренней организации одни отличаются от других наличием или отсутствием опыта ранних (еще не дифференцированных) теплых отношений с матерью (объектных отношений), и фиксацией преимущественно в положительном или в отрицательном полюсе самооценки.

    Начну с описания одной нарциссической структуры характера.

    В данное время, это женщина около 30 лет, не замужем (но желающая создать семью), социально интегрированная. Живет она в Белоруссии. Последние два года она страдает приступами депрессии (клинический диагноз), находится на терапевтическом и фармакологическом лечении (антидепрессанты).

    Депрессия ее является именно нарциссической депрессией. То есть состоянием, связанным с переживанием потери близкого объекта и ощущением пустоты.

    Вот что об этом пишет Мак-Вильямс:

    «Депрессивная личность в сравнении с нарциссической

    В главе 8 я описала людей с депрессивно-опустошенными формами нарциссической личности. Они отличаются от депрессивно организованных субъектов своим внутренним миром, который составляют стыд, пустота, бессмысленность, скука и экзистенциальное отчаяние. Более “меланхолический” тип депрессивной картины включает в себя переживания вины, ощущение своего несовершенства, деструктивности, голода, и ненависти к себе. Вероятно, следует провести различие, отметив, что нарциссически организованным людям недостает ощущения собственного “Я”, в то время как депрессивные индивиды обладают вполне четким ощущением себя. Однако оно болезненно негативно.»

    «Диагностическое различие между первым типом депрессии, который в психоаналитической литературе иногда называется “меланхолия”, и вторым, более нарциссическим истощенным состоянием психики, очень важно в силу практических причин. Первый тип депрессивного клиента не будет отвечать открыто симпатизирующему, подбадривающему тону интервьюера; он будет считать, что его приняли за человека более достойного, чем он есть на самом деле, и будет еще более угнетен. Второй тип депрессивного человека испытает чувство огромного облегчения в случае открытого выражения поддержки и понимания; его пустота будет временно заполнена и агония его стыда — смягчена.»

    Эта девушка демонстрирует открытость, живость и теплоту в общении. Она активно устанавливает контакты и привлекает к себе внимание, ожидая позитивного отклика, восхищения со стороны окружающих. Во многом ее поведение носит соблазняющий характер. В то же время, при уменьшении дистанции она становится чрезвычайно ранимой, начинает контролировать свои переживания и действия, опасаясь сделать нечто чрезмерное или стыдное. При этом, она входит в долговременные отношения, как правило, либо с недоступными объектами, либо с мужчинами, неспособными на поддержание долговременных отношений. Это ее защита от страха поглощения и растворения в близости, а также от сложных и болезненных переживаний связанных для нее с отсутствием близости.

    У этой девушки в истории два этапа инцестуозных продолжительных по времени отношений (другими словами – сексуальный абъюз) со стороны двоюродной сестры (с 8-летнего возраста), а затем дяди (с 14 лет), а также эпизод сексуального насилия в 17 лет. Она начала собственную сексуальную жизнь с 12-ти лет, после эпизода насилия ее поведение на несколько лет приобрело характер сексуальной распущенности. Ее влечения и в данное время бисексуальны.

    Она описывает инцест как одновременно сильно возбуждающее, болезненное и стыдное взаимодействие. Она говорит о том, что хотела остановит «это», но ей было очень стыдно кричать (а позже рассказывать родителям). Все время инцестуозных отношений она ожидала, что «меня поймут и остановятся сами». Эта часть ее опыта содержит неразрешенный аффект ярости, поскольку она одновременно стыдится ее проявлять и боится, что ярость окажется чересчур разрушительной для окружающих (из грандиозных фантазий). Похоже, что именно эта ярость может быть движущей энергией процесса сепарации в ее случае.

    Удалось выяснить, что сценарий ее парных отношений полностью соответствует модели детских инцестуозных отношений: на фоне того, что в целом она ведет себе соблазняющее, она не осуществляет выбор (ассертивное поведение) партнера самостоятельно на первом этапе отношений, а просто допускает потенциального партнера к себе. Когда же она обнаруживает, что партнер недостаточно удовлетворителен для нее, она начинает попытки «восстановить, излечить» «недостаточно хороший» объект, на что может тратить довольно долгое время. На вопрос «А что будет, если ты так и не сможешь помочь этому мужчине?» она отвечает, что «Ну, возможно, он станет хотя бы хорошим отцом для ребенка». Этот ответ отражает ее спроецированное на будущего ребенка желание получить любящего, понимающего и заботящегося старшего или родителя.

    Следующие примеры я буду публиковать в следующих постах.

    l-soulspace-l.livejournal.com

    О нарциссической депрессии (Саломон Резник) Часть 1.

    Продолжаю делиться интересными текстами из прекрасного сборника статей «Психоанализ депрессий» (под редакцией проф. М. М. Решетникова — СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005).

    Сегодня это будет статья доктора медицины, профессора, психиатра, психолога, психоаналитика Саломона Резника «О нарциссической депрессии».

    Введение
    В этой статье развивается одна из тех тем, которые были исследованы мной при психоаналитической терапии психотических и пограничных пациентов, а также пациентов с нарциссическими нарушениями характера. Как известно, Фрейд называл психозы
    «нарциссическими расстройствами». Нарциссической депрессией я называю состояние, при котором пациент переживает сильное чувство разочарования и утраты самого важного аспекта себя или своего патологического Эго-идеала, своего «иллюзорного мира».

    Он чувствует, что он лишился своего идеализированного Эго (чрезвычайно ценного для него) или своей иллюзорной самости (Наполеон, Юлий Цезарь, Карл Великий, святой Франциск Ассизский…); того, что он мог ментально (или «соматически», то есть в своих соматических иллюзиях и галлюцинациях) создавать и выстраивать. Это психическое состояние переживается так же, как конкретное физическое событие. Тело может ощущать свое величие через телесные галлюцинации, а также депрессивные чувства дефляции Эго-идеала (то есть нереалистичного идеала Эго).
    В этом случае депрессивный «плач» пациента может проявляться в чрезмерном потоотделении, «слезах», текущих через все поры тела, а также в суицидальных фантазиях или действиях (как результата невозможности жить без иллюзорных конструкций).

    Иллюзорная реальность соперничает с реальностью обыденной. Она также может становиться своего рода иллюзорной гиперреальностью в сновидениях. Это соответствует гиперреализму и сюрреализму в области живописи и поэзии. По сути, в сновидениях
    нормальные онейрические галлюцинации воспринимаются как жизнь в более чем реальном — гиперреальном — или более чем истинном мире.

    В своей книге «Театр сновидений» (Резник, 1987), особенно в главе «Сновидения, галлюцинации и иллюзии», я предпринимаю попытку развить некоторые идеи, касающиеся, в частности, психотических сновидений. Итальянский психиатр Санте де Санктис говорил, что «сновидение может пролить свет на латентный материал иллюзий».
    Пространство сновидения у психотика расширяется и разрастается в соответствии с центростремительной силой веры, пытаясь захватить власть над каждодневной жизнью. Вот почему хронические шизофренические пациенты живут в мире сновидений: сновидные фигуры и чувства заполняют всю вселенную. Гиперреа лизм в искусстве соответствует этим чувствам в терминах идеологической концепции реальности.

    В 1905 году Фрейд в своей статье по инфантильной сексуальности писал об инфантильных эгоцентрических и эксгибиционистских аспектах и говорил о нарциссическом либидо или сексуализированных нарциссических целях. Трансформации пубертата, согласно Фрейду, являются актуализацией инфантильных сексуальных и несексуальных нарциссических аспектов. Пубертат — сложное время, поскольку тело подростка любого пола переживает
    «реальные трансформации», и подростки не всегда способны эти трансформации понять и принять.

    Как оставить игрушки и игры и стать взрослым? Где найти помощь, чтобы преодолеть этот непростой переходный период? В 1910 году в статье о Леонардо да Винчи Фрейд развил свои идеи о нарциссическом аспекте гения и воспоминаниях об онейрических «галлюцинациях» его детства.
    В статье о случае Шребера в 1911 году он более глубоко исследовал патологические и экспансивные аспекты нарциссизма. Затем в 1914 году в знаменитой статье «Введение в нарциссизм» Фрейд указывает на то, что патологическая нарциссическая установка связана с распространенной тенденцией — стремлением к обладанию пространством и временем и контролю над ними.

    Существует также патологическая потребность для избавления от онтологической небезопасности обладать всем, что является частью мира, и контролировать все, что было и что будет.
    Эгоцентрическая самость считает себя центром вселенной и в бредовом воодушевлении может трансформировать внешнюю и внутреннюю реальность. В этом состоянии нарциссическая патологическая самость может трансформировать природу всего, что становится препятствием ее экспансивному «идеологическому» движению: бред представляет собой систему идей, более или менее организованную, а стало быть, идеологию или религию. Часто бредовые идеи используются во имя истины. Во французской психиатрии мы называем бред «убеждением»: это непоколебимая и неизменная вера во что-либо.

    Иногда это похоже на армию, которая не соблюдает границ, на психическую «раковую опухоль» или на фрагментированное атомизированное агрессивное завоевание. У некоторых из моих пациентов идет «настоящая война» между различными, в равной
    степени непоколебимыми, верованиями в ментальном пространстве: это внутренняя война, чрезвычайно мощная и саморазрушительная. Временами в процессе анализа происходит неизбежная борьба между психотическими и непсихотическими системами
    верований.

    Клиническая иллюстрация
    Гарри, мой пациент, страдающий шизофренией, посещает терапевтическую группу с другими шизофреническими пациентами; он специалист в области физики элементарных частиц. Однако он чувствует блокировки в своей работе; как он полагает, это происходит из-за аппарата для подсчета атомов, который он сам изобрел.
    Эти блокировки сохранялись в течение долгого времени, поскольку ему казалось, что его сознание раздроблено на крошечные, как атомы, элементы, которые ускользают от его контроля. Это вызывает у него такое ощущение, как будто он находится везде и в то же время нигде: утопическая и атопическая вселенная… Кода я спросил его, о чем он думает, он ответил: «Никакого мышления».

    Когда я спросил, что он делает на работе, он рассказал, что включает компьютер и пытается раскладывать пасьянс (компьютерная карточная игра). При его ментальном рассеивании был важен тот факт, что он мог загнать себя в «компьютерные рамки», возможно, для того, чтобы установить твердые границы. При таком контейнировании
    (компьютер как контейнирующая воображаемая и механическая мать) он мог установить связь со своими механическими идеями; но чувств у него не было. Он чувствовал себя роботом или просто трубкой, подобно тому аппарату, который он изобрел. Но он пока не мог ассоциировать, «думать» в истинном смысле этого слова.
    Тем не менее однажды он смог рассказать мне свое сновидение, в котором он видел лицо женщины, ассоциирующееся для него с материнским миром. Обычно он говорил, что он «до тошноты полон гнева на мать». Но его агрессивные и нежные чувства были заморожены. В сновидении он был маляром и пытался закрасить лицо этой женщины красной краской. Однако это ему не удавалось, и лицо не менялось. Это было ужасной фрустрацией его всемогущества. В этот момент другой шизофренический пациент из терапевтической группы сказал: «Это похороны коммунистической доктрины, неспособность изменить мир, помыслить его в красном».

    Похоже, эта реплика была хорошей интерпретацией, поскольку она позволяла сновидцу увидеть дефляцию своей способности перекрашивать кистью своего мышления лицо мира. Красный цвет, конечно, ассоциируется также с агрессией и кровью. У него была коагуляция чувств в связи со старой нарциссической раной, которая сохранялась уже очень давно; последние четыре года он ни с кем не мог разговаривать. Коагуляция почти всей его психики, которая по каким-то причинам была раненой, не позволяла ему самовыражаться. Это усугублялось тем, что самовыражение и кровотечение приравнивались.

    Сейчас пациенту 45 лет; он был женат (но расстался с женой), и у него две дочери; когда жена оставила его, он стал все больше замыкаться в себе. Похоже, в его психике сохранилась инфантильная рана, связанная с рождением младшей сестры; он снова был травмирован, когда жена бросила его. Недавно у него было другое сновидение. Он во сне бродил по Парижу и искал здание, в которое он смог бы войти, чтобы помочиться в углу. Терапевтическая группа решила, что он пытается найти себе место, локус, в котором он мог бы существовать и снова выражать себя (мочой пометив территорию, как это делают, например, собаки).

    Гарри всегда посещал групповые сессии, но поскольку он был «замкнут в трубе» (его атомная труба) с двумя отверстиями, сквозь которые он мог следить за тем, что происходит вокруг него, для рта у него не было отведено места или хотя бы отверстия для коммуникации. Это напоминает мне знаменитый роман Амели Нотомб «Метафизика труб», где она рассказывает о том, что в детстве была очень аутичным ребенком. Она могла есть, пить и испражняться из нижних отверстий своей «трубы», но ничего не выражала, пока не научилась писа_ть2 (и стала писателем); другими словами, она говорит руками (она не использует клавиатуру, когда пишет свои романы). Возможно, Гарри хотел выразить себя мочеиспусканием через трубку-пенис, поскольку он еще не мог использовать свой голос или руки для письма.

    В процессе анализа он смог написать статью о своей «атомной трубе», которая начала работать гораздо более эффективно. Его коллеги обнаружили, что он снова может выражать себя. Однако нарциссическая психотическая идеология навязывания другим людям своих бредовых идей и неприятие принципа реальности проявилась в другом сновидении. В нем он видел семью, собравшуюся за обеденным столом. Женщина, в которой он узнал свою бывшую жену, попросила его передать сахар. Она сказала: «Ты ошибся, это соль». Гарри чувствовал разочарование и некоторую депрессивность — он страдал нарциссической депрессией: вещи были не того цвета, формы и природы, как ему хотелось бы, они были сами по себе… Он боролся с принципом реальности при помощи своего принципа иллюзорной реальности. Сможет ли он перенести нарциссическую рану принятия окружающей реальности, вместо того чтобы пытаться навязать миру собственную систему ценностей, смыслов и категорий?

    Сегодня чрезвычайно обсессивный пограничный пациент сказал мне: «Я не знаю, что с Вами делать. Я не могу отнести Вас ни к одной из своих категорий». Я ответил: «Возможно, это просто я — человек, а не вещь-объект, принадлежащий к экспансивной системе классификации, в которой Вы считаете себя королем или Богом». Затем он рассказал, что был очень разочарован, когда пошел проведать своих друзей и их собаку (он несколько месяцев присматривал за этой собакой и хотел изменить форму и цвет ее ошейника). Но хозяева сняли с собаки новый ошейник и вновь надели старый. Мой пациент переживал сильное разочарование и депрессию: это была нарциссическая депрессия (собака ему не принадлежала и не оставалась такой, как ему хотелось бы). Это
    напоминает мне Гарри, который не смог перекрасить лицо «матери-мира» по своему желанию: навязать свои верования и формы мышления всей вселенной.

    Возвращаясь к сновидению Гарри: он не мог превратить сахар в соль, стало быть, он не был великим демиургом-алхимиком, превращающим один вид материи в другой. Его иллюзорная способность больше не могла хорошо функционировать, как его атомная труба не могла сосчитать все атомы и частицы его сознания, странствующего по всему миру. Гарри был разочарован оттого, что мир не таков, как ему хотелось бы. Он хотел бы быть таким, как Шалтай-Болтай из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, заявляющий, что слова означают то, что он пожелает. Шалтай-Болтай «выглядел, как яйцо»; он сидел, «скрестив по-турецки ноги, на высокой стене». Он сказал: «Король мне обещал послать всю свою конницу и всю свою рать». Алиса перебила его (не слишком мудро!), и Шалтай-Болтай рассердился. Успокоившись, он сказал: «Вся королевская конница и вся королевская рать». Он утверждал, что владеет всем пространством вокруг него и вокруг Алисы. Позже в разговоре, когда было упомянуто слово «слава», Шалтай-Болтай сказал, что слова означают то, что он захочет: «Вопрос в том, кому это решать, вот и все».

    Позже он говорит о «непробиваемости» — подразумевая, что он не просто яйцо, а непробиваемая стена. Отношение Шалтая-Болтая к стене и его всемогущая лингвистиче ская позиция наименования предметов, объектов и людей по своему желанию напоминает мне о Гарри, который хотел менять природу вещей, их цвет, их вид…
    Поскольку Шалтай-Болтай представляет собой типично аутичный характер, мы можем подумать об аутичном компоненте психотических и шизофренических пациентов вообще. Шалтай-Болтай становится непробиваемой стеной, а Гарри — металлической трубой с железными принципами…

    Позже Гарри стал говорить о башне, в которую он заточен и в которой он прячется. Металлическая труба превратилась в башню из камня (изменился материал). Когда я
    спросил его, всегда ли он остается в башне, он ответил, что в данный момент в башне никого нет. Он добавил: «Там только труп».
    В этот момент Самуэль, другой шизофренический пациент, сказал: «Когда-то я тоже был трупом, убитым каролингским солдатом. А сейчас я в некотором замешательстве: мир вокруг меня стал как бы более ясным и одновременно более странным. Люди кажутся мне экстравагантными». Я сказал Самуэлю, что он возвращается к жизни, как Гарри время от времени — просыпаясь от средневекового сна. Отказаться от доспехов, выйти из башни — травматическое переживание, это значит родиться в новом и странном мире; необходим болезненный процесс оплакивания утраты средневековой власти и идентификации со значимыми мифическими фигурами.
    Родиться вновь («излечиться») значит стать обычным человеком, как всякий другой, возможно, начать все сначала: быть «в своем уме» совсем не просто.

    natakholina.livejournal.com