Нарушение режима сна у ребенка 2 лет

Нарушение режима сна у ребенка

С возрастом режим сна у детей меняется, постепенно они понимают, что днем надо бодрствовать, а ночью — спать. Многие дети усваивают это правило самостоятельно, некоторым требуется помощь родителей. Как устранить проблемы со сном у ребенка, узнавайте в статье на тему «Нарушение режима сна у ребенка».

Сон — физиологическое состояние, при котором организм и мозг продолжают функционировать, но не так, как в состоянии бодрствования, — сердечный ритм, кровяное давление, частота дыхания, температура тела и пр. снижаются. По мере роста ребенка меняется и режим его сна и бодрствования; в подростковом возрасте он приближен к режиму взрослого человека. Принято различать 2 фазы сна: сон с быстрым движением глаз (БДГ), или быстрый сон, и все остальное время сна. Каждая фаза имеет свои характеристики. Вторую фазу обычно делят на 4 стадии в зависимости от степени погружения в сон. Начальная точка соответствует нулю или бодрствованию. Первая стадия: человек чувствует сонливость и начинает дремать. В первые 3 месяца жизнь ребенка разделена на трехчасовые циклы, поскольку ему необходимо часто питаться, спать и выводить отходы из организма. В этот период ребенок спит в среднем 16 часов в сутки. Вторая стадия: это более глубокий сон с наибольшей продолжительностью. Третья стадия: сон все еще глубок, трудно разбудить человека на этой стадии сна. Четвертая стадия: самый глубокий сон. Чтобы пробудить человека в таком состоянии, потребуется несколько минут.

Быстрый сон

Для единственной стадии этого сна характерны быстрые движения глаз из стороны в сторону. Обычно она наступает между первой и второй стадиями остального времени сна. Во время фазы обычного сна мозгу недостает активности, чтобы сохранять информацию в памяти, поэтому мы не запоминаем сны, которые видим на этом этапе. Во сне мы не можем управлять мышцами рук, ног, лица и туловища, но дыхательная, кишечная, сердечная и общая мышечная активность сохраняются. Память тоже продолжает работать, поэтому мы запоминаем свои сны.

Изменение режима сна в младенческом возрасте:

  • В первый месяц жизни дневные и ночные циклы сна и бодрствования очень похожи. На второй месяц сон становится более глубоким и продолжительным по ночам.
  • В возрасте 1 года ребенок обычно спит 12-14 часов в сутки, в том числе 2 раза днем.
  • В возрасте 12-18 месяцев ребенок постепенно отказывается от одного дневного сна, но после обеда может продолжать спать до 4-летнего возраста.
  • В возрасте 4-12 лет режим сна ребенка постепенно приобретает сходство с режимом сна взрослого человека: он спит в среднем 10 часов в сутки, причем, только ночью. Некоторые исследователи замечают изменение режима сна у подростков: дневную сонливость, которой предшествует дневная активность и бодрствование до поздней ночи по выходным дням. Важно, чтобы подростки высыпались, но помните: выспаться «впрок» невозможно. Чем дольше спишь днем, тем труднее заснуть вечером.
  • Проблемы сна у детей

  • Нежелание ложиться спать. Дети придумывают всевозможные предлоги, пытаются манипулировать родителями, лишь бы оттянуть момент укладывания в постель. Многие просят родителей побыть с ними подольше, пока они не уснут, или укладываются спать в родительской постели.
  • У детей появляются целые ритуалы — с просьбами принести воды, поцеловать на ночь и т. д. Во всех этих случаях ребенок пытается привлечь внимание и завладеть ситуацией, он манипулирует окружающими. Это поведенческая проблема, относиться к ней надо соответственно.
  • Ночные пробуждения. Они могут быть следствием нежелания укладываться спать. Обычно предлогом бывает страх, но главная цель ребенка — лечь спать вместе с родителями или увести одного из них в свою постель. В этих случаях ребенок тоже добивается внимания и манипулирует родителями в своих целях. Мы снова имеем дело с функциональным нарушением.
  • Ночные страхи. Этот термин относится к повторяющимся эпизодам внезапных пробуждений во время первой трети основного периода сна (на 3-4-й стадиях сна), зачастую в панике или со слезами. Каждый эпизод связан с сильным беспокойством и такими физическими проявлениями, как тахикардия, одышка, потливость. Обычно ребенок бессвязно отвечает на вопросы, выглядит растерянным и сбитым с толку, делает стереотипные движения, например, цепляется за подушку. Если он засыпает прежде, чем удается снять дистресс, скорее всего, на следующий день ребенок ничего не будет помнить. В большинстве случаев это нарушение оказывается безвредным и проходящим без лечения. Но если улучшений не наблюдается, может потребоваться нейрофизиологическое обследование.
  • Ночные кошмары. Они вызывают ночные приступы паники. Ребенок просыпается с плачем или криком, но его можно расспросить, в чем дело, и успокоить.
  • Лунатизм. Ребенок выбирается из постели и, не просыпаясь, расхаживает по комнате или по всему дому. Такие явления считаются нарушением ритма сна, вызванным незрелостью механизмов, отвечающих за расслабление и неподвижность. Можно сделать ребенку непрерывную энцефалограмму во время сна, чтобы изучить проявления лунатизма. Если эпизоды лунатизма повторяются изредка и ребенок не причиняет себе вреда, в лечении он не нуждается и обычно сам перестает ходить во сне. Если проблема усугубляется, может понадобиться прием таких препаратов, как карбамазепин (одна доза перед сном).
  • Бессонница. Трудности при засыпании или пробуждения среди ночи, после которых ребенок не в состоянии снова уснуть, связаны с тревожными расстройствами и депрессивными состояниями. Бессонницу могут вызвать: аденоидные инфекции, при которых в положении лежа возникает ощущение удушья, а также некоторые противогриппозные препараты — теофиллин, эфедрин и бета-адренергетик. Бессонница может быть связана с анальгетиками, содержащими кофеин, и каплями в нос с псевдоэфедрином. Если перед сном ребенок сильно возбужден или в доме напряженная обстановка, ребенок допоздна смотрит телепередачи и фильмы, не подходящие по возрасту и т. п., ему не удастся быстро уснуть. Стресс, вызванный болезнью, госпитализацией, проблемами в школе, тоже может привести к бессоннице у детей. Если бессонница стойкая или возобновляющаяся, ребенку потребуется помощь профессионального психолога.
  • Гиперсомния. При этом нарушении ребенок спит днем. Иногда гиперсомнию связывают с бессонницей, зачастую она оказывается просто реакцией на изменение режима сна или апноэ. Гиперсомния может появиться при депрессии. Врач должен выяснить, не принимает ли ребенок препараты, вызывающие сонливость, — транквилизаторы, антигистаминные, противокашлевые средства, лекарства от простуды, ципрогептадин и пр. Если гиперсомния стойкая или возобновляющаяся без явных причин, может потребоваться нейрофизиологическое обследование и непрерывная энцефалограмма во время сна.
  • Исследования показали, что 35% детей в возрасте до 5 лет страдают нарушениями сна, из которых только 2% вызваны психологическими проблемами, требующими лечения. Оставшиеся 98% случаев — вредные привычки, связанные со сном. Процесс обучения сну начинается сразу после рождения ребенка, несмотря на то, что регулировать сон он начнет только на третий месяц жизни. Очень важно сразу реагировать на ночной плач, приучать ребенка спать в кроватке, а не у вас на руках, и с выключенным светом. Засыпая на руках, ребенок рассчитывает оказаться там же, когда проснется, а увидев себя в кроватке, теряется и пугается. Еда не должна ассоциироваться у младенца со сном. Поэтому очень важно во время кормления отвлекать ребенка от сна светом, музыкой, другими раздражителями. Полезно класть в кроватку предметы, с которыми ребенок привыкнет ассоциировать сон, — мягкие игрушки, одеяла, и пр. Как и во время любой учебы, важно установить режим: после купания следует ужин, а за ним — сон.

    Рекомендуется укладывать ребенка в постель каждый вечер в одно и то же время — в 20-21 час, чтобы он мог подготовиться ко сну. Полезно ввести успокаивающий ритуал отхода ко сну — например, чтение сказок или произнесение молитвы. Важно объяснять даже совсем маленькому ребенку, что родители учат его правильно спать, поэтому он не должен проситься к ним в постель или откладывать время отхода ко сну. Ребенок должен засыпать сам, в отсутствие родителей в спальне. Если ребенок плачет, можно заходить или заглядывать к нему (выждав 5 минут), чтобы успокоить, немного поговорить, но не приказывать успокоиться или спать. Ребенок должен понять, что его не бросили. Теперь мы знаем, как устраняется нарушение режима сна у ребенка.

    www.allwomens.ru

    Недостаток сна у детей: снижение интеллекта, ожирение и гиперактивность

    Важная книга для родителей — о том, что происходит с мозгом детей во сне

    Во всем мире дети спят на час меньше, чем 30 лет назад. Цена этого — ослабление интеллекта, ухудшение эмоционального состояния, дефицит внимания, гиперактивность и тучность. Что происходит с ребенком во сне — с его мозгом, гормональным фоном и другими системами организма? Почему недосып вреден для взрослых, но разрушителен для детей? Обзор американских исследований сна.

    Согласно обзорам Национального фонда сна, 90% американских родителей считают, что их ребенок спит достаточно долго. Сами дети говорят иначе: 60% учеников старших классов сообщают о сильной дневной сонливости, и от 20 до 33% школьников засыпают в классе минимум раз в неделю.

    Статистика подтверждает: большинство детей постоянно недосыпают. Половина всех подростков спит по будням меньше 7 часов. У старшеклассников время сна составляет в среднем немного больше 6,5 часа. Только 5% старшеклассников спит по 8 часов.

    Несомненно, мы тоже уставали, когда ходили в школу. Но не так, как наши дети. Современные дети — начиная с младших классов и до окончания школы — спят каждую ночь на час меньше, чем 30 лет назад. Даже детсадовцы спят на 30 минут меньше, чем было раньше. Родители сильно переживают из-за сна младенцев, но сон школьников такого беспокойства не вызывает. Причин сокращения продолжительности сна много: всякого рода перегрузки, отсутствие режима, телевизор и пр.

    Увы, мы игнорируем потерянный час потому, что никогда толком не знали его истинной ценности для детей. Но вот что говорят ученые-сомнологи: детский мозг развивается до 21 года, и большая часть этой работы происходит в то время, пока ребенок спит. Многие типичные проблемы подросткового возраста на самом деле являются признаками хронического недосыпа.

    Самое удивительное, однако, не это. Плохой сон, оказывается, связан с такими явлениями, как пандемия тучности, нарушение внимания и гиперактивность. Некоторые ученые полагают, что проблемы со сном в период формирования ребенка могут вызвать стойкие изменения в структуре его мозга — повреждения, от которых нельзя избавиться, просто выспавшись. Возможно, что многие типичные проблемы подросткового возраста — капризность, депрессия и несдержанность в еде — на самом деле являются признаками хронического недосыпания.

    Сон и оценки

    Доктор Ави Сейдх из университета Тель-Авива — один из приблизительно дюжины всемирно известных специалистов в области изучения сна — пару лет назад исследовал сон 77 4-классников и 6-классников. В течение трех дней половина детей должна была ложиться спать пораньше, другая — попозже. Используя регистратор активности — устройство, позволяющее определить время реального сна, — команда Сейдха установила, что дети первой группы спали ночью на 30 минут больше, второй — на 31 минуту меньше. После третьей ночи исследователь провел нейробиологический тест, позволяющий определить текущие результаты качества работы учащегося и учителя, а также то, как учителя будут оценивать способность ребенка сосредоточиваться.

    Разница в выполнении теста, вызванная потерей часа сна, была больше, чем разница между нормальными 4-классником и 6-классником. Проще говоря, немного сонный шестиклассник будет работать в классе как 4-классник.

    Доктор Мэри Карскадон, специалист по биологическим системам, регулирующим сон:

    — Практически всем малышам позволяют позднее ложиться спать в выходные. Они вполне высыпаются — просто смещают сон на более позднее время вечером в пятницу и субботу. Однако доктор Моник ЛеБуржуа обнаружила, что изменение времени отхода ко сну влияет на выполнение стандартного IQ-теста. Каждый час смещения сна в выходные стоит ребенку 7 пунктов в тесте. Доктор Пол Сератт из университета Вирджинии оценил воздействие проблем со сном на отметки за работу со словарем, полученные школьниками младших классов. Он тоже обнаружил, что отметки снижаются на 7 пунктов.

    Корреляция между длительностью сна и школьными оценками особенно ярко выражена в средней школе, потому что именно в это время резко сокращается продолжительность детского сна. Доктор Кайла Вальстрем из университета штата Миннесота изучила более 7000 старшеклассников, сопоставив их привычки, связанные со сном, и оценки. Отличники спят приблизительно на 15 минут больше хорошистов, а те, в свою очередь, спят на 15 минут больше троечников и т.д. Данные, полученные Вальстрем, почти полностью соответствуют результатам более раннего исследования более 3000 старшеклассников из Род-Айленда, проведенного Карскадон. Конечно, эти значения усредненные, но совпадение результатов двух этих исследований впечатляет. Даже 15 минут сна имеют значение!

    Сон и память

    Исследования показали, насколько сильно потеря сна вредит мозгу ребенка. Так, утомленные дети не могут запомнить то, что они только что узнали, потому что нейроны теряют пластичность и становятся неспособными к формированию новых синаптических связей, необходимых для запоминания.

    Невнимательность может быть вызвана разными причинами. Дефицит сна истощает способности тела извлекать глюкозу из кровотока. От этого больше всего страдает префронтальная кора мозга, которая отвечает за так называемые «исполнительные функции». К ним относятся управление мышлением, чтобы оно могло привести к цели, предсказание результатов и восприятие последствий совершенных действий. Таким образом, утомленным людям трудно контролировать свои порывы, поэтому абстрактные цели, такие как учеба, отходят на задний план по сравнению с более развлекательными занятиями. Утомленный мозг застревает на неправильном ответе и не может придумать более творческое решение, неоднократно возвращаясь к одному и тому же неверному ответу.

    За последние годы ученые выяснили, чем занимается мозг, когда ребенок спит. По словам доктора Мэтью Уолкера из университета Беркли, в это время мозг перемещает то, что узнал днем, в области более эффективного хранения. Каждая стадия сна играет собственную роль в сохранении воспоминаний.

    Вот пример: при изучении иностранного языка нужно заучивать слова, активизировать слуховую память для запоминания новых звуков и моторную память, чтобы правильно записать новое слово. Словарь синтезируется гиппокампом в начале ночи в течение «медленноволнового сна» — глубокого покоя без сновидений. Моторные навыки произношения обрабатываются в течение второй стадии небыстрого сна, а слуховые воспоминания кодируются в любой из стадий сна. Эмоциональные воспоминания обрабатываются во время фазы быстрого сна. Чем больше вы узнали в течение дня, тем больше вам надо спать этой ночью.

    Сон детей качественно отличается от сна взрослых, потому что дети тратят больше 40% времени сна на стадию медленной волны (в 10 раз больше взрослых). Именно поэтому хороший ночной сон так важен для долгосрочного заучивания слов, исторических дат и других фактов.

    — Складывается крайне опасная ситуация, — говорит Уокер, — поскольку интенсивность обучения детей резко возрастает, а объем сна, необходимого для обработки полученной информации, сокращается. Если эти линейные тенденции будут продолжаться, вскоре последует взрыв.

    Сон и лишний вес

    А теперь поговорим о той роли, которую дефицит сна играет в эпидемии тучности.

    За последние 30 лет тучных детей стало втрое больше, половина всех детей рискует набрать лишний вес — а это всего два шага от тучности. Правительство тратит больше 1 млрд долларов в год на программы обучения правильному питанию в школах. По данным ученых из университета Мак-Мастера, из 57 таких программ лишь 4 показали хорошие результаты.

    Долгое время главным злом считалось телевидение. Вместо того чтобы бегать по округе, как мы, когда были молоды, наши дети сидят перед этим ящиком в среднем по 3,3 часа в день. Связь с тучностью казалась настолько очевидной, что мало кто сомневался в справедливости этой точки зрения.

    — Это было похоже на религию — верьте, и все тут! — усмехается доктор Элизабет Вандевотер из Техасского университета в Остине. — Но это не научный подход.

    Проанализировав данные о 8000 семей, изучавшихся с 1968 года, Вандевотер обнаружила, что тучные дети смотрят телевизор не больше, чем их более стройные сверстники. Статистическая корреляция между тучностью и телевизором отсутствовала.

    Вандевотер изучила дневники детей того времени и поняла, что было неправильно в более ранних исследованиях. Дети не меняют физическую активность на сидение перед экраном.

    — Дети меняют функционально эквивалентные предметы. Если запретить телевизор, они не пойдут играть в футбол, а займутся каким-то другим сидячим видом развлечения, — считает она.

    Фактически в то время, как тучность с 1970-х годов растет по экспоненте, дети смотрят телевизор всего на 7 минут в день больше. В среднем они добавляют сейчас полчаса видеоигр и рыскания по Интернету, но резкое увеличение тучности началось в 1980-х — задолго до широкого распространения домашних видеоигр и изобретения веб-браузера. Это, естественно, не значит, что сидеть перед телевизором полезно для талии. Но это значит, что детей полнит что-то другое, не телевидение.

    5 лет назад доктор Ева Ван Котер обнаружила «нейроэндокринный каскад», который связывает сон с тучностью. Потеря сна увеличивает производство гормона грелина, который сигнализирует о голоде и уменьшает количество его метаболического антипода — лептина, подавляющего аппетит. Потеря сна также увеличивает уровень гормона стресса — кортизола. Кортизол стимулирует производство жира в теле. Кроме того, разрушается человеческий гормон роста. В норме гормон роста выделяется в виде одного крупного выброса в начале сна, он очень важен для процесса расщепления жира.

    Дети, которые меньше спят, чаще страдают ожирением, чем дети, которые спят больше. Среди детей, которые спят меньше 8 часов, приблизительно в три раза чаще встречаются тучные, чем среди тех, кто спит по 10 часов.

    Исследование школьников Хьюстона доказало, что тучными становятся не только маленькие дети. Среди школьников средних и старших классов шансы стать тучным повышаются на 80% с каждым потерянным часом сна.

    Ван Котер обнаружила, что для должной выработки инсулина и толерантности к глюкозе особенно важна стадия медленноволнового сна. Когда она позволяла испытуемым заснуть, но тут же будила их несильным стуком двери, достаточно громким, чтобы не дать достичь фазы медленноволнового сна (фактически не будя испытуемых), у них усиливалась выработка гормонов, практически так же, как в случае увеличения веса на 8–12 кг. Как уже говорилось, более 40% времени сна детей составляет фаза медленных волн, тогда как взрослые проводят в этой стадии только около 4% ночи. Это может объяснить, почему взаимосвязь между дефицитом сна и тучностью у детей выражена намного сильнее, чем у взрослых.

    Вернуть детям сон

    Доктор Джудит Оуэнс руководит клиникой сна при университете Брауна в Провиденс. Недавно к ней пришла на прием 15-летняя девочка с жалобами на сильные головные боли. Увы, распорядок дня девочки был просто изматывающим: после урока игры на флейте, урока игры на фаготе, танцев и выполнения домашней работы она могла поспать только 5 часов, после чего вставала каждое утро в 4:30 и отправлялась на гимнастику. Оуэнс порекомендовала сократить список занятий.

    Отец девочки засомневался и потребовал от Оуэнс доказательств. Несомненно, он знал, что сон важен, но неужели он важнее, чем французский язык? Или попадание в хороший колледж?

    Оуэнс попробовала привести стандартный аргумент:

    — Вы позволили бы дочери ехать в машине, не пристегнувшись? Сон — такой же ремень безопасности.

    Но для отца все было наоборот: урезание списка занятий подвергало его дочь опасности. Что, если она бросит одно из своих увлечений, а головные боли не пройдут?

    Родители, которые должны быть защитниками сна своих детей, урезают время их отдыха. Это особенно касается последнего часа дня ребенка — назовем его смазочным часом. Это время, когда уже пора спать, но мы рассматриваем его как «смазочный фонд» потенциального времени, вид копилки, из которой мы вытаскиваем по 10 минут. В течение смазочного часа дети должны быть в кровати, но есть масса других важных дел, требующих времени.

    Мы считаем сон не физической потребностью, а слабостью характера. Считается признаком слабости признать свою усталость, а признаком силы — способность справиться с желанием подремать. Сон — для слабаков.

    А может, мы не видим того, что теряем, лишаясь сна? Доктор Дэвид Динджес из университета штата Пенсильвания провел эксперимент, сократив ночной сон взрослых до 6 часов. Через две недели они сообщили, что с ними все в порядке. Однако тесты показали, что этот режим повредил им в той же степени, как и 24-часовое бодрствование.

    Мы справлялись с многолетним дефицитом сна, и нам это сошло с рук. Мы даже привыкли к такому режиму. Но когда речь идет о развитии мозга ребенка, хотим ли мы ему той же участи?

    www.7ya.ru

    Всё о младенческом сне

    Сон ребенка до 2-х лет – это постоянное беспокойство родителей и дискомфорт ребенка. Одна из причин тому – существенные изменения, которые переживает ребенок в самый ранний период своей жизни. Нарушения сна разнообразны и имеют не только свои объяснения, но и решения. Узнайте всё о младенческом сне!


    Ранний подъем

    Как же часто новоиспеченные мамы, уставшие от беременности и родов, жалуются на ранний подъем ребенка. Он обычно приходится на период с 4 до 6 утра. Попытаться решить эту проблемы вполне возможно.

    Средний цикл сна ребенка – 11-12 ч. (с 19:30 до 7:30). Хотя, как правило, до полугода дети не могут спать такое продолжительное время. Как правило, с 3 мес. многие дети спят 6 ч. подряд без пробуждения. Но у каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности, свои причины раннего пробуждения, что требует крайне индивидуального подхода.

  • Пониженная потребность во сне – некоторым детям нужно меньше сна. Анализируйте, есть ли у ребенка гиперусталость, или он высыпается. Если у ребенка действительно пониженная потребность во сне, укладывайте его немного позже нормы или сократите дневной сон.
  • Слишком ранний 1-й дневной сон. Дети рано просыпаются, рано начинается и дневной сон. Заключительная часть ночного сна отделяется и становится частью дневного сна. Следует осторожно, в течение нескольких дней сдвигать дневной сон на более позднее время.
  • Ранний подъем может быть спровоцирован новыми этапами психологического и физического развития ребенка. Если ребенок проснулся рано, но в хорошем настроении, просто позвольте ему занять себя (оставьте ему игрушки), и, возможно, позже он заснет снова. Если этого не случится, придется всё-таки использовать какой-то метод укладывания.
  • Истинный голод – ребенок не выдерживает без питания долгий промежуток времени. Необходимо просто покормить ребенка.
  • Голод по привычке – ребенок просыпается к кормлению по привычке установленного режима кормлений, без истинного чувства голода. Попробуете постепенно откладывать начало утреннего кормления. Сокращайте время утреннего кормления, переходите на укладывание и замену соской. Детям постарше кормление можно заменить водой.
  • Привитая зависимость – регулярное укачивание, кормление, перенос в кровать родителей при пробуждении ребенка по любой причине. Следствием станет привычка пробуждаться и получать то, к чему ребенок привык как к последующему действию. Не переносите ребенка к себе, а оставьте в своей кроватке. Отодвиньте время кормления. Вместо укачивания выберете иной способ засыпания.
  • Внешний раздражитель – мокрый подгузник, холод/ жара, шум, свет и т.п. Шансы внешнего раздражителя разбудить ребенка увеличиваются с 5 утра, когда кортизол в крови нарастает. Постоянство воздействия раздражителя пробивает эту ослабленную «броню» мотивации ко сну. Попробуйте снизить воздействие внешних раздражителей: закройте жалюзи, наденьте лучший подгузник, поставьте рядом бутылочку с водой или приучите к будильнику (для деток постарше) и т.п.
  • Гиперусталость – хроническое недосыпание, слишком долгое бодрствование могут провоцировать ранний подъем. Длительное бодрствование будет вызывать раздражительность. Ребенок не сможет расслабиться, будет сопротивляться укладыванию. При гиперусталости увеличивается и число ночных пробуждений. Сокращайте время бодрствования и следите за нормальным дневным сном.
  • Ваш ребенок – жаворонок. Жаворонка можно распознать по желанию просыпаться и засыпать рано, раздражительностью во II половине дня и в начале вечера. Жаворонок может быть воспитан и лично вами. Это случится при регулярном позволении ребенку засыпать на ночь слишком рано (до 18:00). Обычно это происходит в первый год ребенка. Можно постараться сдвигать режим дня жаворонка по 15 мин./ сутки. После неудачных попыток передвижения графика в некоторых случаях следует просто принять желание ребенка ложиться спать раньше.

  • Короткий дневной сон

    При такой проблеме эксперты считают важным, во-первых, определить биоритмы ребенка. Многие дети в 1-2 мес. имеют длинные сны, в 2-6 мес. переходят на короткие дневные сны (около 45 мин.), а затем снова возвращаются к продолжительным дневным снам.

    Для установления того, что ребенку, согласно его биоритмам, достаточен дневной сон (привычной для него продолжительности) должен стать ответ «нет» на следующие вопросы: «Есть ли дневные капризы, уставший ли малыш днем?», «Был ли у него когда-нибудь сон более 45 мин.?», «Сопровождает ли его пробуждение плач?». И утвердительным должен быть ответ на вопрос: «Спит ли он хорошо ночью?».

    Во-вторых, на продолжительность дневного сна очень влияет время бодрствования ребенка. Так, полчаса сна может значить, что ребенок бодрствовал слишком много. То есть, если он бодрствовал два часа и спал всего полчаса, то в следующий раз стоит сократить время бодрствования. А 45 мин. сна может быть следствием, как длительного, так и слишком короткого бодрствования. Обобщенно можно сказать, что все дневные сны зависят от первого дневного сна. Первый длинный сон (больше 1 ч.) – это знак того, что нужно повторять время бодрствования весь день. Короткий дневной сон (менее 45 мин.) потребует сокращения периода бодрствования на полчаса минимум. Показатель нормального сна – бодрость, отдохнувший вид ребенка после дневного сна.

    Если у ребенка был короткий дневной сон и укладывания его спать раньше не дают результатов, просто предложите ему спокойное бодрствование в кровати, а через время уложите его еще на один дневной сон. Кстати, время на попытки уснуть засчитывается во время бодрствования следующего цикла. При таком подходе может сдвинуться режим кормлений, но во избежание гиперусталости следует как приоритет выбирать сон.

    В-третьих, короткий дневной сон может означать отсутствие навыка у ребенка проходить границу между поверхностным и глубоким сном или неспособность это сделать из-за гиперусталости. Обычно стадии поверхностного и глубокого сна длятся по 20 мин. Не сумев перейти к глубокому сну, ребенок может проснуться спустя первые 20 мин. Можно попробовать помочь ребенку пройти эту границу. Например, после засыпания останьтесь посидеть с ребенком, ощутимо держите мягкими руки на его спинке или животике. Через 20 мин. вы ощутите вскидывание – тихонечко скажите «ш-ш-ш-ш-ш». Не всегда может получаться, но через несколько дней вероятен положительный результат – ребенок научится проходить эту границу стадий сна.


    Ночные пробуждения


    Ночные пробуждения
    могут также провоцировать самые разные причины, что потребует и разного их решения.

  • Гиперусталость перед ночным сном спровоцирует пробуждение. Слишком активное и долгое бодрствование, недостаток дневного сна могут заставить просыпаться ребенка через 1-2 ч. после засыпания или в I половине ночи.
  • Обостренное недосыпание (несколько дней, недель, месяцев). Недосыпание накапливается, влияя на следующие ночи. Недосып обычно отмечается у детей, которые спят в 3 мес. – меньше 7 ч., в 4 мес. – меньше 10 ч., в полгода – менее 11 ч., и есть нехватка дневного сна. Старайтесь укладывать ребенка спать пораньше несколько ночей подряд. Эффект проявится постепенно. Каждую ночь укладывайте раньше на 30 мин. После 3 мес. укладывайте ребенка в 18:00-20:00. Увеличьте объем ночного сна, и это может избавить вас от ночных пробуждений.
  • Привычка-зависимость может мешать ребенку спать. Родители могут использовать для засыпания самые разное: укачивание, соску, прикладывание к груди, засыпание в коляске (автокресле) или на руках. У ребенка формируется зависимость, и он не в силах больше засыпать самостоятельно. В противоположность этому редкие использования таких приемов не является проблемой. Но, например, если родители будут мчаться давать соску при каждом ее выплевывании, это может стать проблемой. Важно отучить ребенка от привычной зависимости.
    • Страх быть брошенным (от 7 мес.). Пробуждение ребенка может быть вызвано его желанием убедиться, что мама его не бросила. Для коррекции сна постарайтесь проводить с ребенком максимальное время, быстро отвечайте на потребности ребенка. Не стоит воспринимать это как каприз или манипуляцию. Это особенность стадии развития. Игнорируя ребенка, вы только ухудшите ситуацию.
    • Неправильный режим кормления и введение прикорма. До 4 мес. причиной пробуждений могут быть очень редкие кормления (реже 1 раза за 3 ч.), а после 4 мес. – слишком частые (чаще 1 раза в 3 часа). Частые кормления разрушают в ребенке инстинкт запаса еды, и ребенок ест часто, но мало. Малый объем пищи может быть и следствием простого отвлечения ребенка старше 4 мес. Введение прикорма может быть осуществлено слишком рано, когда организм еще не готов. Ребенка может беспокоить животик. Пробуждения могут быть спровоцированы и жаждой при прикорме. Постарайтесь не допускать раннего введения прикорма, корректируйте режим грудного кормления и кормите ребенка грудью в тихой, полутемной комнате.
    • Ускоренное и учащенное реагирование на ребенка. Ребенок может спокойно угукать сем себе, вздыхать, использовать плач-«мантру» (заунывный, тихий без возмущения, снижающий громкость к концу каждого захода), мычание в нос после полугода – это его способы успокоить самого себя. Подбегание в панике к ребенку при этих проявлениях нарушает его засыпание. Старайтесь различать плач и звуки ребенка. Чтобы не подбежать очень рано, досчитайте до 50. Но если ребенок громко плачет, подходите к малышу всегда.
    • Непоследовательное поведение и отсутствие ритуалов. Вы то подбегаете и сидите с ребенком, то игнорируете его, не давая установиться вашим традициям. Это пугает малыша. Он не знает чего ждать, и как себя вести. Нервозность только повышается. Создайте ритуалы отхода ко сну. Изменения должны устанавливаться на длительное время.
    • Полноценный, спокойный сон ребенка – основной компонент здоровья и успешного развития. И именно в раннем возрасте вы в силах обеспечить его ребенку. Сладких снов вашему малышу!

      roditeli.ua