Нарушение сна у ребенка 12

Содержание:

Первопричины подростковой бессонницы

По статистике, более 30 процентов подростков в мире в той или иной степени страдают от бессонницы.

Можно найти этому тысячи объяснений, назвать десятки причин. Но все же, существуют две основные причины бессонницы у подростов:

  • сдвиг биологических часов, который объясняется серьезными изменениями, происходящими в этот период в организме;
  • эмоциональная нестабильность, характерная для подросткового возраста.
  • Все остальные факторы, несмотря на их очевидность и важность, стоит все же отнести к вторичным. И о них мы обязательно поговорим. Но сначала стоит обозначить первопричины. Ведь, если не принимать их в расчет, любые меры борьбы с бессонницей в подростковом возрасте могут оказаться неэффективными.

    Биологические часы сошли с ума?

    Очень часто в дети в 12-14 лет резко изменяют свой режим сна и бодрствования. Словно в их мозгу переключается какой-то триггер, и вот уже они стремятся ложиться спать как можно позже, а вставать – ближе к полудню.

    Помните, каким энергичным был ваш ребенок по утрам совсем недавно? Как он прыгал на своей (или вашей) кровати, в то время как вы еще только пытались открыть глаза? Почему же вдруг из жаворонка он превратился в самую настоящую ворчливую сову? Теперь его практически невозможно уложить спать в привычное время и разбудить в первой половине дня!

    Что же произошло? Родители склонны искать причины во внешних факторах или в том, что у ребенка просто испортился характер, и он стремится делать все назло. Словом, виновником объявляется тот самый «переходный возраст», о котором точно ничего неизвестно кроме того, что все его проявления рано или поздно пройдут сами по себе.

    До определенной степени это правда. Точной причины изменения биоритмов в подростковом возрасте не установлено. Но однозначно, что она лежит в области физиологии. То есть, связана с изменениями, которые происходят в этот период в организме. Например, высказывается предположение о том, что изменение биоритмов связано с повышенной активностью гипофиза и гипотоламуса, которые находятся в непосредственной близости от супрахиазматического ядра, управляющего циркадными ритмами.

    Так или иначе, именно физиология лежит в основе смены биоритмов и многих проблем со сном в подростковом возрасте.

    Это не было бы серьезной проблемой, если бы новые биоритмы не вступали в конфликт с установившимся (и продиктованным внешними факторами) режимом дня.

    sleeping-teen.jpg

    Поздно ложиться (как этого требует циркадный ритм) и рано вставать (чтобы успеть в школу) подросткам очень тяжело. Отсюда и чувство усталости. А попытки лечь спать пораньше зачастую безуспешны из-за невозможности уснуть. Что приводит к дополнительному стрессу.

    Состояние, при котором период сна в соответствии с циркадным ритмом смещается относительно желаемого (точнее, необходимого) времени засыпания и пробуждения, носит название синдром задержки фазы сна. Впервые проявляется это заболевание, как правило, именно в подростковом возрасте.

    Синдром задержки фазы сна – это расстройство сна, а не бессонница в ее классическом виде. Поскольку при этом не утрачивается способность к нормальному сну, просто время засыпания сдвигается на более поздний срок. Но нужно иметь ввиду, что неправильные попытки подстроить свой циркадный ритм под желаемый график в конечном итоге ведут к развитию бессонницы.

    Этот синдром встречается и у взрослых, и очень многие люди живут с ним значительную часть жизни. Хотя, взрослым в этом плане намного проще, так как у них гораздо больше возможностей привести свой график в соответствие с циркадными ритмами. Они могут выбрать профессию, которая позволит работать по ночам и спать до полудня, или стать фрилансерами и самостоятельно управлять режимом своего дня. Подросток же, как правило, в выборе ограничен.

    А что же делать?

    Синдром задержки фаз сна у подростков нередко проходит со временем. То есть, организму самостоятельно удается найти оптимальное сочетание между биоритмами и желаемым режимом. Но в некоторых случаях помочь разрешить возникшее противоречие может лишь врач.

    Учтите, что ни в коем случае нельзя по собственной инициативе давать ребенку какие-либо снотворные средства, даже если они прекрасно помогают вам или другим родственникам.

  • Для эффективного решения этой проблемы лучше не акцентировать на ней внимание. Самое главное, чтобы подросток получал столько сна, сколько ему нужно. Попробуйте скорректировать режим мягко, например, ежедневно смещая время отхода ко сну на 30 минут в желаемую сторону.
  • Возможно, для того, чтобы компенсировать недостаток сна, подросток захочет поспать днем. Не препятствуйте этому и, тем более, не высмеивайте это желание. Нужно лишь следить за тем, чтобы дневной сон был не слишком долгим, так как это может привести к еще более сильному смещению режима. Кроме того, не рекомендуется ложиться спать днем после 17:00.
  • usny.ru

    ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

    Подписывайтесь на канал «Детская неврология, психология, психиатрия *Идём в Телеграм!
    или наберите в поиске мессенджера «телеграм» — nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

    ☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

    НАРУШЕНИЯ СНА У ДЕТЕЙ

    Любопытно было бы «понаблюдать» за мыслями людей на консультации детского невролога. В кабинете типичная картина — большая дружная семья (мама, папа, бабушка и ребенок). Родители жалуются на плохой сон годовалого малыша — вокруг как очумелые осы роятся и мелькают мысли.
    Мама — Боже! Когда это кончится? Мой бедный малыш! Он так страдает! Еще несколько таких ночей, и я сойду с ума. Доктор, ПОМОГИТЕ!!
    Папа — Господи! Я больше не могу это терпеть! Нормальный человек не может жить без сна! А у меня такая сложная работа, я же содержу семью! Ну, вы все скоро дождетесь! Это не дезертирство, . но я больше не могу не спать! Еще чуть-чуть, . и я мужественно обращусь в бегство.
    Бабушка — И зачем мы сюда пришли? Подумаешь, не спит ночью, эка невидаль. Пройдет. наверное. когда-нибудь. Я вон троих воспитала, все в детстве плохо спали . и ничего, выросли. Зато сейчас все спят хорошо.
    Малыш — Не понимаю этой суеты. Трястись в машине 2 часа для того, чтобы этот дядька в белом халате с умным видом выразительно мял мне живот и стучал молоточком по ножкам. Да все у меня хорошо, отстаньте от меня. Мне кажется, в этом кабинете я самый здоровый! Ау, люди! Будьте же терпимее к несовершенствам своих близких.
    Доктор — Как быть? И родителям нужно помочь — семья на грани распада, папа с мамой требуют без промедления исцелить ребенка; но малыш не болен, и лечить его совсем не хочется. Что делать-то? Тупичок, однако, получается.
    Знакомая картинка, не правда ли?

    • Почему они так спят?
    • И все-таки, они не спят!
    • Расстройства суточных (циркадных) ритмов
    • Как можно попытаться улучшить сон грудного ребенка(часть вторая >>>)
    • Расстройства сна, связанные с дыханием
    • Спит на ходу? (нарколепсия)
    • Ночные страхи
    • Ночные кошмары
    • Сноговорение и снохождение(часть третья>>)
    • Ночной энурез
    • Скрежет зубами (бруксизм)
    • Биения, удары головой и раскачивания при засыпании
    • Заключение
    • ПОЧЕМУ ОНИ ТАК СПЯТ?

      Лишь только представьте себе! Ребенок за первый год жизни проводит во сне около 6-7 тысяч часов или 8-9 месяцев. За это время беспомощный новорожденный превращается в годовалого самостоятельного крепыша, который все знает и умеет. Так зачем же центральной нервной системе малыша, которая так интенсивно развивается в это время, необходимы такие, огромные! по своей продолжительности, периоды сна — кажущего безделья? Выходит так, что основная работа мозга в первый год жизни совершается именно во сне.
      Ученые выяснили, что человеческий мозг во сне работает также напряженно, а иногда и намного интенсивней, чем в период бодрствования. Во время сна совершается усиленная психическая работа, направленная на решение важнейших психофизиологических задач. Именно во сне на первом году жизни наиболее энергично и целенаправленно идет организация и настройка нейронных сетей головного мозга, на основе, полученной в период бодрствования ребенка, информации. Кроме того, главным образом, во время сна у детей наиболее интенсивно синтезируется гормон роста. Вот почему, сонные расстройства могут приводить не только к истощению нервной системы малыша (и его родителей!), но и к нарушениям процессов детского роста и развития.

      Почему рождаются сны и как они влияют на развитие ребенка? Многие ученые полагают, что детские сновидения, в отличие от взрослых, являются механизмом особой генетической памяти, которая снабжает мозг информацией, нужной для развития эмоций и мышления. Вероятно, в развивающемся головном мозге есть определенные координирующие системы, которые с помощью сновидений определяют последовательность развития и настройки во сне тех или иных мозговых центров. Зная это, становится понятно, почему интенсивность и продолжительность сновидений так четко связаны с возрастом малыша и, соответственно, с темпами его развития. Чем младше ребенок, тем большую часть времени его сна занимает активная фаза сновидений.
      Упрощенно деятельность мозга во сне можно сравнить с настройкой работы двигателей и других систем самолета. Вообразите, во время обычного рейса, в полете к пассажирам выходит группа авиатехников и сообщает: сейчас будет проводиться плановая замена деталей, ремонт и настройка двигателей самолета! Это может приснится только в страшном сне. Для проведения такой работы самолет должен «уснуть», уютно расположившись в ремонтном ангаре. Точно также плановый «ремонт» и настройка мозговых систем невозможны в «полете», в состоянии бодрствования. Для такой наладки требуется сон — выключение и/или «разъединение» определенных центров головного мозга. Собственно говоря, как раз такое интенсивное настраивание, регулирование и «тюнинг» всех систем головного мозга во сне, делают возможным безукоризненное психоречевое и двигательное развитие ребенка.

      Таким образом, только полноценный сон является такой же важной психофизиологической составляющей жизни, как воздух и общение, вода и еда, обеспечивающей правильное развитие ребенка.

      Сон малышей из другого теста

      Сон маленьких детей принципиально отличается по своей структуре и продолжительности от сна взрослых. Взрослые обычно не спят днем, укладываются спать вечером и спят, не просыпаясь, до утра. У малышей все по-другому!

      Пропустим один из лучших этапов жизни, в животике у мамы, когда ребенок спит почти постоянно, и видит замечательные сны. На всякий случай, маленькое замечание: подумайте, как спится ребенку, если мама, к примеру, во время беременности постоянно нервничает, тревожится, впадает в истерики и ругается с папой.
      С рождения и до 3-4 месяцев малыш, как правило, спит около 16-18 часов в сутки, ритмы его сна практически не зависят от смены дня и ночи. Обычно ребенок блаженно засыпает, когда накушался, и просыпается с плачем, проголодавшись через 2-4 часа, независимо от времени суток. При этом довольно часто пробуждение малыша систематически нарушает родительский сон, что приводит, в конце концов, к развитию у мамы (а иногда и у всех членов семьи) ужаса и паники.
      На самом деле, такой режим считается нормой, и родителям не стоит переживать в этом возрасте по поводу ночных кормлений. Хотя, бывают мамы-«везунчики» (правда, довольно редко), дети которых спят ночью хорошо прямо с рождения.
      Несколько слов из сухой теории. Течение сна характеризуется повторяющимися циклами, которые состоят из нескольких фаз: засыпание, быстрый (поверхностный) сон, и медленный (глубокий) сон, который подразделяют еще на несколько периодов. Длительность цикла варьирует от 30 минут у новорожденных до 2 часов у взрослого.
      В младенческом сне различают, в соответствии с поведением ребенка, 2 фазы — активный (его еще называют быстрый) и спокойный (медленный, глубокий) сон. Сразу после рождения, у ребенка общая продолжительность активного сна примерно равна или даже превосходит время спокойного сна. Важно знать, что у маленьких детей до 6-8 месяцев сон начинается с периода активного сна. В этот момент глазки малыша закрываются, веки чуть вздрагивают, под ними можно увидеть быстрые движения глазных яблок, дыхание неритмичное, мышечное напряжение падает, временами бывают вздрагивания, возникают гримасы и приглушенная улыбка. С большой долей вероятности можно предположить, что в период активного сна младенец обязательно видит сны. Иногда фазу активного сна можно легко спутать с пробуждением ребенка, — не торопитесь «пугаться» пытаясь вновь усыпить дитя, даже, если вам показалось, что малыш проснулся.
      В среднем через 10-20 минут дыхание постепенно делается более медленным, глубоким и размеренным, уменьшается число сердцебиений, движения глазных яблок медленные или совсем пропадают, временами повышается потоотделение, вздрагивания ручек, ножек и сокращения лицевых мышц исчезают, кулачки разжимаются, ребенок совершенно расслабляется — наступает фаза спокойного (медленного) сна. «Порог пробуждения» в этот момент максимальный, и ребенка достаточно трудно разбудить. И только для этой фазы сна (довольно редкой с точки зрения счастливых родителей) подходит известное выражение «спит, как младенец».
      Сколько нетерпеливых мам пытается «запихнуть» ребенка в кроватку, не дожидаясь глубокого сна! И сколько торопливых отцов пробуют перенести заснувшего в гостиной малыша в спальню в момент поверхностного сна! Такие попытки чаше всего заканчиваются неудачей — ребенок просыпается. А нужно, просто набраться терпения на 10-20 минут, и всего лишь, дождаться фазы спокойного (глубокого) сна.
      Наблюдательные родители достаточно быстро учатся распознавать эти стадии сна, тем самым существенно облегчая собственную жизнь. Пытаясь уложить ребенка спать, важно поймать этот загадочный момент засыпания, иначе процесс «укачивания» может затянуться на время всего цикла (от 30 минут и более), прежде чем малыш сможет погрузиться в сон снова.
      Младенческие циклы сна, в сравнении с взрослыми, значительно более краткие и неглубокие. От кормления до кормления может проходить несколько таких сонных циклов, и в каждый такой период поверхностного сна шансы малыша на внезапное пробуждение резко возрастают. Многие дети действительно просыпаются каждые 30-40 минут, приводя родителей в ужас. Малышу, который пробудился в фазу активного сна, иногда практически невыполнимо заснуть самостоятельно, но и маме помочь ребенку уснуть бывает достаточно непросто.
      В такой ситуации родителей должно утешать одно простое объяснение: младенцы так спят, потому что они — младенцы! Так устроила мудрая природа. Ведь именно такой чуткий поверхностный сон с частыми пробуждениями помогает им выживать. В первые недели жизни даже в мелочах ребенок особенно сильно нуждается в помощи взрослых. Но ведь нельзя же быстро и эффективно сигнализировать о своих злоключениях (холод, голод, затруднение дыхания и другой психофизический дискомфорт), находясь в глубоком сне!
      На 3-6 недели жизни у младенцев соотношение активного и глубокого сна начинает постепенно меняться, и ребенок проводит больше времени в состоянии спокойного сна. К моменту, когда ребенок достигает возраста 6 месяцев, спокойный сон составляет уже около 60-70% от всего сна. Фаза глубокого сна наступает гораздо быстрей, соответственно уменьшаются шансы малыша на внезапное пробуждение.

      Примерно в это же время у ребенка начинают формироваться отчетливые периоды бодрствования. После первых 2-4 месяцев наступает счастливая пора: продолжительность ночного сна возрастает, иногда даже до 5-6 часов непрерывного сна (к радости мамы). Однако, за все нужно «платить»: время дневного бодрствования малыша значительно увеличивается, и маме может катастрофически не хватать времени на другие домашние дела. Общее время сна в это время обычно составляет 15-16 часов в сутки (внимание! цифры очень относительные, они не руководство к действию.)

      Все дети разные! И все дети ночью спят по-разному. Это зависит от бесчисленного множества факторов (состояние здоровья, темперамент, привычки, психоэмоциональные особенности окружающих ребенка людей, температуры и влажности воздуха в спальне, метеоусловий и т.д.) Один ребенок, к удовольствию своих родителей, уже на втором месяце жизни быстро засыпает вечером и крепко спит всю ночь, просыпаясь один раз для ночного кормления. Другой засыпает с большим трудом и бесконечными укачиваниями, и затем спит всю ночь «без задних ног». Третий стремительно засыпает, но затем ночью просыпается каждый час. Ну а некоторые дети («особые»), кажется, что вообще не спят. По крайней мере, так считают их семьи. Чаше всего, они и становятся завсегдатаями кабинетов детских неврологов.

      Во втором полугодии общее время сна продолжает уменьшаться, (в среднем до 13-15 часов в сутки), при этом продолжительность ночного сна увеличивается к году до 9-11 часов. Ближе к году днем ребенок спит обычно около двух раз, а далее, после года, многие дети спят днем всего 1 раз. В этот период стремительно созревают центры мозга, координирующие механизмы суточных ритмов, реагирующих на изменение степени освещения. В это время особенно важно обеспечить правильное затемнение в спальне.
      Нередко, качество ночного сна во втором полугодии может ухудшаться. Ребенок днем получает множество новых впечатлений (ползает, ходит, играет, общается и т.д.), при этом, дневные впечатления, «не переварившись, как следует», выплескиваются ночью в виде плачей и просыпаний. Сюда же добавляются некоторые ночные пробуждения для попыток «опробования» своих новых двигательных навыков.
      Главное правило оценки нормального качества и количества сна у детей первого года жизни — это отсутствие всяческих правил! Если ребенок в течение всего бодрствования бодрый и веселый, и явно не выказывает желания поспать, вероятно, у родителей нет причин для беспокойства по поводу количества сна. Здоровый малыш прекрасно контролирует и регулирует свой сон без вмешательства озабоченных взрослых.

      www.nervos.ru

      Сон у детей школьного возраста (6-12 лет)

      Чего ожидать?

      Суточная продолжительность сна детей школьного возраста в среднем составляет от 11 до 12 часов. Дети школьного возраста часто не досыпают, что связано со школьными обязанностями (например, выполнение домашних заданий), дополнительными вечерними занятиями и как следствие поздними засыпаниями.

      Наиболее частые нарушения сна в этом возрасте: ночные страхи, ночные кошмары, снохождения, скрежет зубами (бруксизм), храп и шумное дыхание.

      Признаки нарушения поведения, связанного с ухудшением качества сна у детей школьного возраста:

    • Настроение. Недостаточность сна может привести к раздражительности, угрюмому настроению и эмоциональной лабильности. Ребенок может быть беспричинно капризным и даже агрессивным, что связано с трудностями управления своими эмоциями. Такие дети могут легко обидеться и заплакать.
    • Поведение. Недостаточность сна может привести к гиперактивности ребенка и оппозиционному поведению. Ребенок начинает спорить и не соблюдает требований взрослых.
    • Когнитивные нарушения (внимание, память, мышление, письмо, счет и речь). Недостаточный или некачественный сон может привести к нарушению внимания и кратковременной памяти. Возникают трудности с принятием решения, изменяется время реагирования, что очень важно для творческого процесса ребенка школьного возраста.
    • Как помочь вашему ребенку, чтобы он хорошо спал?

      • Придерживайтесь строго режима дня. Ребенок школьного возраста должен ложиться и вставать в одно и то же время.
    • Постарайтесь общаться с ребенком как можно больше. Время перед сном можно использовать для обсуждения дневных событий и принятия планов на следующий день.
    • Организуйте постоянство условий засыпаний вашего ребенка. Убедитесь, что условия, в которых спит Ваш ребенок комфортные. Лучше всего ребенок спит в прохладной и темной комнате, в спокойной обстановке. Не рекомендуется просмотр телепередач устрашающего характера перед сном. Также выключите радио, телевизор и магнитофон перед сном.
      • Избегайте употребления кофеин-содержащих продуктов. Кофеин (ксантины) могут содержаться в кофе, кока-коле и пепси-коле, шоколоде, чае и пр.
      • Обратитесь к Вашему доктору, если:
      • у ребенка имеются проблемы с дыханием, а именно — шумное дыхание, храп, дыхание с открытым ртом, дневная сонливость; симптомы гиперактивности, нарушения внимания и импульсивности (Вопросник для родителей детей, страдающих апное);

        — если у Вашего ребенка появились ночные страхи или необычные пробуждения во сне; (ночные страхи)

        — если Ваш ребенок не может уснуть длительное время (более 40 минут- 1 часа) или имеет проблемы с качеством сна, которые отражаются на его дневном поведении — гиперактивность или сонливость, утренние головные боли.

        Во всех случаях необходима консультация сомнолога и проведение полисомнографического исследования.

        www.nevromed.ru

        Проблемы сна у детей и подростков

        Содержание:

        Список новых проблем у детей более старшего возраста и подростков велик: домашние задания, внешкольные занятия, индивидуальные уроки, вечеринки, больше домашней работы, свидания, машины, наркотики и алкоголь. Для родителей здоровый образ жизни детей может стать менее важным, чем развитие их академических, социальных, спортивных или художественных навыков. Но, как вы сами увидите, вклад здорового режима сна в благополучие вашего ребенка с возрастом не снижается.

        Проблемы со сном у детей 7–12 лет

        Более позднее укладывание

        Школьники с возрастом спят все меньше и меньше по мере того, как начинают ложиться все позже и позже. Большинство 12-летних подростков ложатся около 21:00 – это время может варьировать от 19:30 до 22:00. Продолжительность сна у них составляет примерно 9–12 часов. Эти данные, которые я собирал среди семей среднего класса, согласуются с данными еще продолжающегося исследования, проводимого Стэнфордским университетом. В ходе него ученым удалось показать, что до начала пубертатного периода подросткам для поддержания оптимального уровня деятельности в течение дня требуется 9,5–10 часов сна.

        Если не поддерживать здоровый режим сна, результатом будет усугубляющаяся дневная сонливость.

        Трудности с засыпанием

        При исследовании примерно 1000 детей, средний возраст которых составлял семь-восемь лет, было обнаружено, что около 30 % из них сопротивлялись укладыванию не менее трех раз в неделю. На это чаще всего жалуются родители. Около 10 % детей испытывают трудности с засыпанием после того, как ложатся в постель. У многих на то, чтобы заснуть, более трех раз в неделю уходит до часа. Некоторые дети отказываются ложиться, а когда ложатся, испытывают трудности с засыпанием; у них возникает и целый набор прочих проблем: страхи, тревожность, ночные пробуждения, необходимость в успокаивании и близости родителей, жалобы на утомление, а также наличие трудностей с самостоятельным успокаиванием в прошлом.

        Кое-что из практики

        С возрастом вашему ребенку для поддержания оптимального уровня внимания и активности будет требоваться больше, а не меньше сна.

        Если ваш ребенок отказывается ложиться спать, но у него нет трудностей с засыпанием, скорее всего, ему поможет более раннее или более регулярное укладывание и другие методы, описанные далее в этой статье. Но если у ребенка также имеются трудности с засыпанием, он никогда не спал хорошо и проявляет признаки легкой хронической тревожности, возможно, вам понадобится помощь детского психолога или другого специалиста в области психического здоровья.

        Это исследование также подтвердило другие наблюдения, согласно которым в младшем школьном возрасте ночные пробуждения имеют тенденцию сохраняться, если они уже наблюдались в прошлом. Устойчивость нарушений сна является темой многих научных статей, и только невежеством некоторых специалистов может объясняться совет: «Не переживайте, ребенок это перерастет».

        В двух других исследованиях примерно 1000 подростков, проведенных в Бельгии и на Тайване, было обнаружено еще кое-что. У тех, кто спал плохо, гораздо чаще наблюдались трудности с обучением. Среди тех учеников, которые собирались поступать в колледж, меньше спали те, кто более усердно занимался. Итак, мы видим здесь глобальную проблему: маленькие дети, испытывающие проблемы со сном, вырастают в школьников, имеющих проблемы с успеваемостью. Однако те из них, которые добиваются успехов в обучении, рискуют недополучить необходимый им сон!

        Периодические жалобы

        Многие дети в этом возрасте жалуются на различные боли в животе, конечностях, голове и грудной клетке, которым не находится никакого медицинского объяснения. У детей, страдающих такими болями, часто оказывается серьезно нарушен сон. Принято считать, что к таким жалобам приводят эмоционально напряженные ситуации, такие как реальное или вымышленное отдаление родителей от детей или детей от родителей; боязнь выразить недовольство, которое может повлечь за собой наказание или обиду; давление со стороны сообщества или школы; страх не оправдать надежды родителей.

        Эти боли у детей реальны, точно так же как реальны мигрени у взрослых, которые слишком много работают или слишком мало спят. Все лабораторные анализы и исследования людей, испытывающих такие головные боли, показывают, что у них все в порядке. Точно так же все анализы, проводимые у детей с подобными соматическими жалобами, дают нормальные результаты. За исключением тех случаев, когда имеются серьезные основания подозревать наличие какого-либо органического заболевания, лучше отказаться от проведения лабораторных обследований и анализов, потому что боль при взятии крови, риск облучения, стоимость процедур и в первую очередь – возможный результат создают в сознании ребенка убежденность в том, что он действительно болен. К тому же слегка отклоняющиеся от нормы результаты обследования могут привести к новым и новым процедурам, которые в конечном итоге покажут, что в основном все в порядке.

        Проблемы со сном у подростков

        Не хватает времени на сон, особенно по утрам

        Исследования режима сна тинейджеров показывают, что постепенное снижение общей продолжительности сна прекращается приблизительно в 13–14 лет. На самом деле многим молодым людям в возрасте 14–16 лет требуется даже больше сна! Судя по полученным данным, большинство подростков могли бы отдыхать гораздо лучше, если бы им удавалось дольше спать по утрам. Раннее начало школьных или спортивных занятий часто заставляет подростков спать днем, что мешает им вечером ложиться в разумное время.

        Многим молодым людям старше 15 лет требуется больше сна, чем раньше, чтобы поддерживать дневную деятельность на оптимальном уровне.

        Исследование, проведенное среди примерно 10 000 учеников японских средних и старших школ, показало, что 50 % из них хотя бы раз в неделю спят после школы. Из-за того, что поздний дневной сон заставляет подростка ложиться позже вечером, ночной сон становится короче. Мне кажется, что лучше не спать днем, а ложиться пораньше вечером, а утром тоже просыпаться намного раньше, чтобы доделать незавершенные домашние задания. На мой взгляд, выполнять их поздно ночью, после короткого дневного сна, гораздо менее эффективно, чем рано утром, после многих часов ночного сна.

        Социальное давление и раннее начало занятий в школе приводят к снижению продолжительности сна и хроническому его недостатку.

        Накапливающая усталость, дневная сонливость или снижение уровня внимания днем развиваются у многих подростков – для них в сутках оказывается просто слишком мало часов. Затраты времени на учебу, спорт и социальную деятельность невероятно высоки. Даже если не считать переживаний о сексе, наркотиках, алкоголе и громкой музыке, родителям приходится волноваться из-за того, что их дети могут пострадать от недостатка сна.

        В исследовании ученых из Стэнфордского университета, в котором участвовали более 600 старшеклассников, у 13 % был обнаружен хронический дефицит сна. Те, кто плохо спал, объясняли это переживаниями, напряжением, а также личными, семейными и социальными проблемами. У учеников наблюдались признаки легкой депрессии. Конечно, мы не знаем, что здесь первично – нарушения сна или изменения настроения. Возможно, и эти изменения, и нарушения сна развиваются в результате одних и тех же гормональных изменений, которые естественны для этого возраста. Однако здоровый образ жизни, в том числе и разумный режим сна, поможет предотвратить или облегчить депрессивные состояния, так характерные для юного возраста. Ученые из Стэнфорда определяют хронические и тяжелые нарушения сна у подростков следующим образом:

        1. Более трех раз в неделю на то, чтобы заснуть, требуется 45 минут или более,

        2. Три или более раз в неделю наблюдается одно или более ночных пробуждений, за которыми следует 30 или более минут бодрствования,

        3. Три или более раз в неделю наблюдается по три или более пробуждений за ночь.

        Итак, если у вашего ребенка-подростка такая структура сна, не стоит считать это «нормальной» частью взросления.

        В Новой Зеландии точно так же, как и в Калифорнии, около 10 % подростков страдают нарушениями сна. У них наблюдаются тревожность, подавленность и невнимательность, а также чаще встречаются поведенческие расстройства по сравнению с подростками без нарушений сна. Тревожность и депрессия также оказались типичными симптомами у плохо спящих тинейджеров в Италии, доля которых в этой стране составляет около 17 %.

        Судя по результатам очень серьезного исследования, опубликованного в 1991 г., за последние 20 лет продолжительность сна учащихся уменьшилась на один час. Данные, полученные в самых разных странах – Бельгии, Тайване, Китае, ЮАР, Новой Зеландии, Италии и т. д., свидетельствуют о растущем риске переутомления подростков.

        В двух независимых исследованиях об ограничении сна у детей в возрасте от 10 до 14 лет ученые уменьшали продолжительность их ночного сна либо до семи часов в течение трех дней, либо до пяти часов на одну ночь. Хотя подростки справлялись с повседневными стандартными задачами, такие высшие когнитивные функции, как вербальное творчество и абстрактное мышление, оказались нарушены. Это подчеркивает важную мысль о том, что наши дети могут достаточно хорошо справляться с небольшой нехваткой сна, если не сталкиваются со слишком сложными заданиями, связанными с письменной речью или творчеством.

        Таким образом, слабовыраженному недостатку сна часто не придают должного значения или вообще не обращают на него внимания, так как стандартные задания на память и спортивные упражнения подростки выполняют достаточно успешно.

        Еще один эксперимент с ограничением сна был проведен с участием 11– и 12-летних детей. Тех, кто спал в течение шести ночей по 10,5 часа, сравнивали с теми, кто в течение шести ночей спал по 6,5 часа. Ограничение сна вызвало поддающиеся измерению невнимательность, раздражительность, несговорчивость и проблемы с обучением. В другом исследовании, где наблюдали за 3136 детьми в возрасте от 11 до 18 лет, было обнаружено, что у 17 % из них сон не обладает достаточными восстановительными свойствами. Эти данные совпали с теми, которые приводились в итальянском исследовании.

        В Израиле был проведен эксперимент с различным временем начала школьных занятий. У одной группы учащихся уроки начинались в 7:10 как минимум дважды в неделю, а у другой всегда начинались в 8:00. Дети из первой группы в общей сложности спали меньше, у них наблюдались выраженное утомление и сонливость в дневные часы, они больше жаловались на трудности с вниманием и концентрацией по сравнению с учащимися из второй группы. Доктор Мэри Карскадон, пионер в области исследования сна подростков, указывает на то, что раннее начало школьных занятий – это новшество, влияние которого на недостаток сна учеников только теперь постепенно начинает оцениваться должным образом.

        Доктор Карскадон также считает нерегулярное время ночного сна серьезной проблемой, которая развивается независимо от недостаточной продолжительности сна. Ее исследования показали, что чем больше вариабельность времени начала ночного сна, тем хуже школьные оценки, тем более вероятен вред, наносимый здоровью в результате приема алкоголя и наркотиков, и тем чаще ученики пропускают занятия. Более ранние исследования дошкольников также указывали на важность регулярного укладывания и его влияние на последующую приспособляемость к школе.

        Поведение подростков может вызывать у родителей стресс; однако, если начать пораньше, как это сделала семья из следующего рассказа, справиться с некоторыми проблемами сна может быть легче.

        С привилегиями приходит ответственность

        Мы с мужем, будучи родителями пятерых детей в возрасте от восьми до пятнадцати лет, уже много лет используем мудрые советы доктора Вайсблута для установления режима сна в нашем доме.

        Мы начали обучение процессу сна 15 лет назад с нашей старшей дочерью Тришей. Доктор Вайсблут объяснил нам, как распознать усталость, чтобы укладывать ее спать до того, как она переутомится. Когда родилась Джулия, мы подумали, что она будет подавать те же сигналы и легко привыкнет к такому же режиму сна, какой был у нашей старшей дочери. Но мы очень сильно ошиблись. Но несмотря на то, что режим оказался другим, мы применяли тот же метод: распознать усталость и уложить Джулию спать до того, как она переутомится. К моменту рождения пятого ребенка мы чувствовали себя настоящими профессионалами.

        Мы с мужем заметили, что каждый ребенок подает свои «намеки», сигнализирующие о том, что ему пора спать. Один из сыновей начинал перебирать пальцами волосы, другой тер глаза, а третий забирался на колени к тому, кто был ближе. Так они давали нам понять, что пришло время отдохнуть. Все это происходило с ними в таком возрасте, когда действия были красноречивее слов.

        Но на этом обучение не закончилось. Дети росли, и мы меняли режим, продолжая руководствоваться одной и той же идеей: переутомленный ребенок не может быть счастливым, а его деятельность не будет продуктивной. Это оказалось особенно верно для подростков. Иногда привилегия лечь попозже оказывала отрицательное влияние на весь ход их жизни. Переутомленный и всем недовольный подросток не может достаточно хорошо проявить себя в спортивных соревнованиях или на экзамене. В эти годы эмоции бьют через край, и мы поняли, что ребенок лучше всего справляется с собственным растущим организмом, когда хорошо отдыхает. Мы старались внушить нашим детям мысль о том, что с привилегиями дается и ответственность. Подростки должны научиться отвечать за свои самостоятельные действия (к этому относится и здоровое питание, и здоровый режим сна). Хотя мы допускаем определенную гибкость и по особым случаям, а также в каникулы позволяем детям ложиться позже, чем обычно, затем все естественным образом снова входит в привычную колею.

        Доктор Вайсблут как-то сказал мне, что, если ребенок утверждает, что ему скучно, скорее всего, он устал. Если мои дети говорят, что им скучно, я предлагаю им немного поспать днем.

        Сон в нашем доме так же важен, как и здоровое питание, регулярные спортивные упражнения и добропорядочное поведение.

        Кроме трудностей с засыпанием и сном без пробуждений существуют аномальные формы и специфические проблемы сна, возникающие в предподростковом и подростковом возрасте.

        Синдром отсроченной фазы сна

        Замечали ли вы, что ваш подросток ложится спать все позже и позже? Со временем он может решить, что ему больше нравится ночной образ жизни. Наверное, вы слышали о совах и жаворонках, и если вы сами – сова, то вполне можете решить, что если у вашей дочери или сына начинает проявляться тенденция ложиться позже, то это нормально. Но на самом деле может происходить совсем иное – развитие неспособности засыпать в социально и биологически приемлемое время. Переход к более позднему засыпанию может также объясняться биологическими процессами, связанными с половым созреванием. Если дело в этом, тогда в позднем засыпании нет проблемы – скорее, проблему представляет слишком раннее начало занятий в школе.

        При синдроме отсроченной фазы сна у ребенка нет проблем с засыпанием или сном без пробуждений, но только в том случае, если наступление сна отодвигается вплоть до 1:00, 2:00 или даже 3:00. Если он пытается лечь раньше, то не может заснуть. По выходным и праздничным дням подросток может спать дольше по утрам, поэтому общее время сна остается нормальным. Но в учебные дни такого ребенка всегда очень сложно поднять, чтобы он пошел в школу.

        Из-за этого страдает обучение, а у подростка наблюдаются сильные перепады настроения. Все это является долговременными последствиями слишком короткого сна в учебные дни и хронически ненормального режима сна.

        Синдром Клейне – Левина

        Это редкое заболевание, но иногда его путают с другими психическими или неврологическими синдромами. К основным симптомам относятся чрезмерная сонливость, переедание и неспособность к сексуальному воздержанию. Точная причина данного нарушения не выяснена, но если вы заметили у своего ребенка очень сильные отклонения в сне, питании или других типах поведения, не стоит просто думать, что это проблемы переходного возраста. Другие редко встречающиеся заболевания, связанные с аномальным сном, могут быть связаны с изменениями температурной чувствительности, чувством жажды или настроения.

        Синдром фибромиалгии

        Фибромиалгия – это нетипичная проблема, которая обычно возникает у девочек, а иногда и у их матерей. Дети с фибромиалгией ощущают утомление и испытывают боли различной локализации. Они жалуются, что «все время чувствуют себя усталыми» или у них «все болит». Боль возникает как в левой, так и правой части тела, и ниже, и выше талии. Кроме таких диффузных болей существуют особые чувствительные точки, при нажатии на которые возникает острая локальная боль.

        У всех девочек с этим заболеванием нарушен сон. Их родители на протяжении многих лет могут замечать, что они спят очень беспокойно. Из-за активных движений во сне, или «моторного возбуждения», простыни и одеяла оказываются разбросаны вокруг кровати характерным для фибромиалгии образом. Более того, дети, страдающие этим заболеванием, обычно просыпаются утром с ощущением усталости, или «неосвеженными», как будто у них не было нормального ночного сна. Такой невосстанавливающий сон – еще одна характеристика детей с фибромиалгией. Некоторые из них еще и просыпаются по ночам. Другие симптомы – скованность во всем теле и утомление по утрам, головные боли, нехватка энергии, плохое настроение и депрессия. Такие дети очень страдают из-за хронических болей; они не могут участвовать в большинстве видов деятельности, которыми увлекаются подростки.

        Интересно, что сам ребенок не воспринимает беспокойный сон с разбросанными простынями и одеялами или ночные пробуждения как проблему, потому что уже к этому привык. Из-за того, что она всегда так спала, и девочка, и ее родители думают, что это для нее нормально. Такие дети не жалуются на плохой сон; они говорят только об утомлении и боли, но во время приема врач обычно выявляет у них нарушения сна.

        Чувство утомления и боль могут мешать ребенку посещать школьные занятия, участвовать в различных развлекательных и спортивных мероприятиях. Это может вести к пониженной самооценке и «детренированности» тела, что внешне напоминает признаки депрессии. Не забывайте, что фибромиалгией чаще всего страдают девочки предподросткового и подросткового возраста, и многие симптомы заболевания нередко принимают за перемены, связанные с половым созреванием.

        Поскольку причины фибромиалгии до сих пор не установлены, не существует никакого специфического лечения этого заболевания. Однако хорошо то, что существующие методики все-таки со временем приводят к положительной динамике. Детские ревматологические центры специализируются на программах лечебной физкультуры, а иногда врачи прописывают антидепрессанты. Это помогает детям преодолеть трудности, нарушающие их сон, например, выпускные экзамены. У большинства девочек примерно после двух лет лечения отмечаются улучшения.

        Любопытно, что их последовательность очень предсказуема. Вначале исправляются нарушения сна. Затем, через много недель, начинается облегчение симптомов мышечной боли. Если не происходит улучшения сна, то вероятность облегчения других симптомов значительно снижается. Тот установленный при наблюдениях факт, что снижению утомляемости и болезненных ощущений должно предшествовать улучшение сна, позволяет предположить, что причиной других симптомов может быть именно плохой сон. Более того, среди взрослых, страдающих этим синдромом, также выявляется закономерность: чем хуже сон, тем сильнее боли. Это также свидетельствует в пользу существования причинно-следственной связи между нарушениями сна и другими симптомами фибромиалгии.

        Хронический мононуклеоз

        Инфекционный мононуклеоз вызывается вирусом. У подростков начиная с 14 лет иногда вслед за острой стадией диагностируется хроническое заболевание, которое характеризуется очень сильной дневной сонливостью. Из-за нее страдает обучение в школе. Неудивительно, что у таких детей тоже иногда ошибочно определяют депрессию. Правильный диагноз устанавливается после лабораторных анализов, подтверждающих наличие вирусной инфекции.

        Предупреждение и устранение проблем со сном

        Давайте рассмотрим две основные группы проблем для детей этой возрастной группы, а именно проблемы с засыпанием и поддержанием здорового режима сна. Для лечения этих нарушений мы попытаемся разрушить бесконечную цепь, в которой нарушения сна вызывают перевозбуждение, которое, в свою очередь, еще больше мешает нормальному сну.

        Проблемы с засыпанием

        Работая с психотерапевтом, дети более старшего возраста могут научиться спать лучше с помощью методик расслабления, похожих на те, что используют взрослые. Они направлены на снижение уровня возбуждения, что позволяет наладить сон. Вот несколько таких методик:

        1. Прогрессивная релаксацияметод, при котором нужно напрягать определенные группы скелетных мышц, затем расслаблять их и фокусироваться на появляющемся чувстве расслабления.

        2. Биологическая обратная связь требует сосредоточенности на визуальных или аудиостимулах, которые меняются пропорционально напряжению в скелетных мышцах. И прогрессивная релаксация, и биологическая обратная связь помогут снизить мышечное напряжение, что позволит вам заснуть.

        3. При расслабляющем самовнушении вы повторяете про себя, что ваши руки и ноги становятся тяжелыми и теплыми.

        4. Парадоксальное намерение основано на идее, что попытки заснуть могут создавать заколдованный круг, который можно разорвать, сосредоточившись на бодрствовании.

        5. В медитативной релаксации существуют различные, но простые инструкции, позволяющие сосредоточиться на физическом ощущении дыхания, что некоторым людям помогает заснуть.

        Регуляция поведения стимулами и контроль за временем

        Метод регуляции поведения стимулами заключается в том, чтобы сделать обстановку в спальне соответствующей для сна. Если вы длительное время проводите в постели за просмотром телевизора, чтением или едой, то эти занятия напрямую конкурируют со сном, поэтому от них следует отказаться. Контроль за временем означает установление регулярного и здорового режима сна.

        Психолог Ричард Буцин, специализирующийся на бессоннице, включает элементы контроля за стимулами в разработанные им инструкции.

        ИНСТРУКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СТИМУЛАМИ

        1. Ложитесь с намерением заснуть только тогда, когда вы ощущаете сонливость.

        2. Не используйте кровать ни для чего, кроме сна – не делайте в ней домашние задания, не читайте, не смотрите телевизор, не ешьте и не проводите время просто так.

        3. Если вы обнаружили, что не можете заснуть, встаньте и уйдите в другую комнату. Бодрствуйте столько, сколько хотите, а затем вернитесь в спальню, чтобы спать. На часы смотреть не нужно, и если вы сразу же не заснули, вставайте. Помните, что ваша цель – стойкая ассоциация постели с быстрым засыпанием! Если вы провели в постели более десяти минут, не заснули, но и не встали, значит, вы не выполняете эту инструкцию.

        Если вы все равно не можете заснуть, повторите 3-й шаг. Делайте это столько раз, сколько нужно на протяжении ночи. Поставьте будильник и вставайте каждое утро в одно и то же время, независимо от того, сколько вы проспали ночью.

        4. Не спите днем.

        Доктор Розалинд Картрайт, пионер в области исследований сна у взрослых, разработала другой вариант методики контроля за стимулами Ричарда Буцина, который помог некоторым детям научиться засыпать.

        1. Занимайтесь чем-нибудь приятным на протяжении определенного времени, установив таймер на 15–20 минут. Делайте все, что хотите, но не в спальне.

        2. Принимайте в течение 15–20 минут самую горячую ванну с лавандой, которую только можете выдержать. Эта процедура служит расслаблению, поэтому не нужно читать в ванне книгу или слушать музыку. Ванна помогает предотвратить натиск мыслей и переживаний, которые осаждают мозг, подобно метеоритам, когда защитный щит, состоящий из работы, спорта или домашних заданий, отключается.

        3. После ванны с пеной сразу же ложитесь в постель. Не начинайте заниматься другими делами – никаких книг, музыки или телефонных звонков. Закройте глаза и постарайтесь заснуть.

        Если выполнение этих инструкций не помогает вашему ребенку, попробуйте убедить его заняться каким-либо видом спорта, чтобы увеличить физические нагрузки. Если и это не помогает и ваш ребенок все равно спит плохо и кажется вымотанным, слишком уставшим и потерявшим интерес ко всему, может, проблема действительно в депрессии.

        У детей диагностируется такое заболевание, и некоторые глупые рискованные поступки переутомленных подростков, ведущие к «несчастным случаям», на самом деле могут быть целенаправленными попытками самоубийства. Если вы думаете, что проблема вашего ребенка именно в этом, сразу же обратитесь за помощью к специалисту.

        Поддержание здорового режима сна

        Как мы уже обсуждали ранее, некоторые подростки страдают от так называемого синдрома отсроченного наступления фазы сна. При этом нарушении подростки не могут заснуть в желаемое и удобное для всех время, но при этом намного позже полуночи засыпают без труда. По выходным дням продолжительность сна у них нормальная, они не просыпаются ночью и, просыпаясь поздним утром или в середине дня, чувствуют себя отдохнувшими. Проблема заключается в нарушенном режиме сна, который часто развивается в школьные годы, когда спать допоздна невозможно.

        Этот синдром лечится хронотерапией, или переустановкой часов сна. Допустим, ваш ребенок легко засыпает в 2:00. Терапия заключается в том, что он не ложится до 5:00, после чего наступает естественный сон. (Конечно же, мы не будем делать это в течение учебного года!) В следующий раз ребенку нужно лечь спать в 8:00, на третий день – в 11:00. Иными словами, каждый раз сон должен начинаться на три часа позже, чем в предыдущий день. В несколько последующих дней ребенок должен ложиться в 14:00, в 17:00, в 20:00, и, наконец, в 23:00. Теперь, продолжая внимательно следить за часами, всегда старайтесь , чтобы ребенок ложился в 23:00. Вы перевели часы сна на более приемлемое время, и обычно такой режим удается сохранить, поддерживая постоянный график ночного сна.

        Лекарства и продукты, которые способствуют сну

        Лекарствами решить проблемы сна невозможно. Чтобы инициировать сон у детей, часто используют димедрол или другие антигистаминные препараты. Как правило, люди применяют эти или другие лекарства в качестве временной меры, «просто чтобы дать всем передышку». Звучит замечательно – отдохнуть, прежде чем вновь собраться с силами и решить проблемы, вызванные вашими собственными неверными действиями, но я много раз видел, что родители, которые настоятельнее всего просят выписать ребенку лекарства, в наименьшей степени готовы менять собственное поведение, так что проблемы не исчезают. Ни одно исследование не подтверждает, что снотворные препараты на самом деле полезны и безопасны для детей. Установлено, что димедрол неэффективен как снотворное средство для взрослых. Такие лекарства, как фенобарбитал, на самом деле могут приводить к развитию нарушений сна, тревожности и раздражительности в дневное время.

        Не полагайтесь на лекарства в решении проблем со сном у вашего ребенка.

        Мешать здоровому сну могут и такие сосудосуживающие средства, как псевдоэфедрин или кофеин. Так что давайте спать лучше, не принимая никаких медикаментов. Важным исключением являются препараты, которые прописывает аллерголог или педиатр для облегчения дыхания во сне, если ребенок страдает аллергией.

        Некоторым людям помогает спать пища с высоким содержанием углеводов и аминокислоты триптофана. Не исключено, что диета кормящей матери отражается на содержании углеводов в грудном молоке, а это может косвенно влиять на уровень триптофана в крови ребенка. В одном из исследований грудных детей было показано, что триптофан вызывает начало фазы медленного сна на 20 минут раньше обычного, а быстрого сна – на 14 минут раньше. Однако на общую продолжительность сна триптофан не влияет. Поэтому давать его детям для того, чтобы они дольше спали, вероятно, бессмысленно. Более того, прием триптофана взрослыми может привести к развитию серьезных заболеваний, несмотря на то что он является природной аминокислотой. Еще одно натуральное химическое соединение, которое рекламировалось в качестве способствующего сну, – мелатонин, но его безопасность и эффективность для детей любого возраста не доказана.

        Пища с большим содержанием углеводов или белка по-разному влияет на взрослых разного пола и возраста. Данные по детскому питанию, на основании которых можно было бы составить способствующую сну диету, отсутствуют. Исключение из рациона рафинированного сахара, который якобы приводит к детской гиперактивности, тоже, по-видимому, никак не влияет на режим сна.

        В еще одной научной работе сообщается о том, что причиной бессонницы может быть аллергия на коровье молоко. Однако эти результаты можно интерпретировать как эффект плацебо, так как родители знали, когда давали ребенку молоко, а когда исключали его из рациона. Испытания и исключения определенных продуктов лучше всего проводить, если ни родители, ни сами исследователи не знают, когда ребенок получает определенный продукт, а когда – нет. Только в этом случае, когда желаемое не выдают за действительное, данные получаются достаточно объективными.

        Многие дети школьного возраста испытывают трудности с засыпанием из-за того, что переживают по поводу оценок, экзаменов, внешности или спортивных достижений. Боязнь не достичь желаемого в учебе или спорте может привести к реальному ухудшению результатов. В психологии это так и называется – «страх перед возможной неудачей». Аналогичным образом нарушения сна возникают, когда человек слишком сильно переживает или слишком много думает о том, что он спит недостаточно. Чересчур сильные переживания по поводу сна создают тревожность или стресс, мешая расслаблению, необходимому для успешного выполнения задания, в данном случае – засыпания. Попросите вашего педиатра направить вас к детскому психологу, который сможет дать вам информацию о том, как решить проблему, и научить техникам расслабления. Если вам кажется, что вашему сыну или дочери в любом возрасте требуется больше сна и он сам хочет спать, но испытывает трудности с засыпанием, подумайте о том, чтобы поработать со специалистом и помочь ребенку научиться расслабляться и избегать страха возможной неудачи.

        5psy.ru