Настроение стресс фрустрация аффект

Настроения, стрессы, аффекты

Наряду с быстро меняющимися оперативными эмоциональными состояниями высшие живые организмы обладают системой обеспечения относительно длительных эмоциональных состояний. Такие состояния называются настроением, или эмоциональным фоном, и возникают в результате реагирования на длительные, носяшие неизменный характер воздействия внутренней или внешней среды. Настроения (эмоциональный тон), как и эмоции, могут быть положительными или отрицательными.

В модельном плане можносчитать, что настроение представляет собой некоторую постоянную состаашюшую эмоций, то есть величину, на фоне которой происходят эмоциональные колебания. Таким образом, роль настроения в процессе регуляции поведения заключается в добавлении некоторой длительной положительной или отрицательной компоненты к величине текушихоперативных эмоциональных реакций.

Принято говорить о периодах веселого, жизнерадостного, оптимистического, повышенного настроения и о периодах грустного, пониженного, подавленного, пессимистического настроения, которые окрашивают соответственным тоном длительные отрезки жизни человека.

Настроение человека определяется не только внешними ситуациями (что делало бы человека слишком простой машиной), но и состоянием внутреннего мира человека, его характером и темпераментом. Более того, состояние внутреннего мира имеет зачастую много более сильное влияние на настроение человека, что делает весьма актуальной работу психологов и психотерапевтов не только с клиентами (пациентами), находящимися в так называемых пограничных состояниях психики, но и с практически здоровыми людьми, в характере которых имеется склонность к пониженному настроению, депрессии и т.д.

Частым следствием длительных периодов пониженного, угнетенного настроения являются стрессовые состояния. Эти состояния обычно развиваются у людей (и животных) в результате длительного воздействия сложных, трудных для жизни условий, чрезмерных психических напряжений и эмоциональных перегрузок. Например, в условиях космического полета, войны, выполнения непосильной в интеллектуальном, моральном или физическом смысле работы и т.д. Развитие стресса в пределе приводит к полной дезорганизации деятельности, к невозможности выполнения стоящих перед человеком задач, к нервным срывам и устойчивым неврозам.

Различные стрессы представляют собой наряду с алкоголем, курением, генетическими нарушениями основные факторы риска, резко повышающие вероятность сердечно-сосудистых заболеваний (инфарктов, инсультов), язвенной болезни и других серьезных заболеваний.

Тем не менее считается, что некоторая оптимальная величина стрессовых воздействий может иметь и положительное значение, так как ведет к выработке приспособительных, адаптационных механизмов. В частности, такого мнения придерживался и канадский физиолог Ганс Селье, который в 1936 г. ввел само понятие стресса. В качестве примера адаптационного действия стресса можно привести результаты экспериментов, в которых молодых мышат подвергали умеренным стрессам: брали в руки, подвергали слабым ударам тока и пр. Оказалось, что такие мыши впоследствии лучше, чем их братья и сестры, не подвергавшиеся «стрессовому обучению», переносили настоящие стрессовые ситуации.

Каковы же способы борьбы со стрессом, плохим настроением и жизненными кризисами? Эксперименты приводят к выводу: необходимо учиться контролировать ситуацию. Рассмотрим классические данные. Две группы животных получали в экспериментах равное количество ударов током. При этом животные только одной группы могли предотвращать удары, нажимая на рычаг (прогнозировать удар было можно, так как за 10 с до него раздавался предупре-дительный сигнал). В результате многих опытов подобного типа выяснилось, что животные, имевшие возможность так или иначе готовиться кудару, почти не получали язвенных поражений внутренних органов, в то время как у животных второй группы язвенные поражения имели интенсивный характер.

В критических ситуациях, возникающих в результате длительных периодов плохого настроения, стрессов, а также при неспособности найти выход изопасных, часто неожиданных положений у субъекта могут проявиться очень сильные, практически неуправляемые, но относительно кратковременные эмоциональные «взрывы», так называемые аффекты. Аффекты выполняют роль «аварийного» разрешения ситуации, поведенчески выливаясь в реакции двух противоположных типов: агрессии или бегства (замирания). Причем сила и бурность проявления аффектов пропорциональна таким факторам, как сила мотиваций, количество затраченных усилий для удовлетворения этой мотивации и мизерность, незначительность итоговых результатов.

Можно считать, что биологически аффекты, также как и эмоции вообще, представляют собой определенную форму генетической памяти. У низших животных это видовая памятьособого типа — память на способы реагирования, свойственные всем животным данного вида. Одни виды, пользуясь такой памятью, например, реагируют на опасность агрессией, другие -бегством или замиранием, вплоть до полной имитации состояния смерти. У высших животных, в том числе и у человека, тип эмоционального поведения определяется характером субъекта и степенью созревания соответствующих отделов нервной системы (см. следующий раздел). Это значит, что один и тот же субъект в разных условиях и в разные возрастные периоды может прояатять либо агрессивное поведение, либо поведение, связанное с бегством. Например, птенцы многих видов птиц замирают при виде опасности, хотя взрослые птицы могут демонстрировать разные виды активного поведения: защита птенцов, агрессия и пр.

Выраженные формы негативных эмоциональных состояний, такие, как плохое настроение, стрессы, аффекты, часто приводят к особому виду психологического состояния (поведения), называемого фрустрацией (от лат. гг^т-гатло — обман, тщетное ожидание) (рис. 5.23). Фрустрационное поведение яатяется следствием длительных неуспехов в удовлетворении потребностей и желаний человека. Общим прояатением фрустраций яатяется появление у человека «чувства крушения», невозможности преодоления препятствий. В результате возникают разные типы нарушений поведения. Это, во-первых, нарушения самооценки, когда люди отрицают факт постигших их неудач, приписывают эти неудачи проискам

окружающих, относят их на счет не зависящих от себя обстоятельств, но при этом никакие снижают, а иногда и повышают уровень своих притязаний. В итоге в поведении появляется заносчивость, агрессивность, бравада.

Другой тип нарушений поведения определяется боязнью неудач и стремлением к достижению только заведомо достижимых целей. В результате появляется боязнь разочарования в своих возможностях, обидчивость, подозрительность, легкая ранимость. Основы такого поведения также связаны с дисбалансом уровня притязаний, самооценки и реальных способностей. Причем субъект может неосознанно из-за боязни неудач занижать уровень своих возможностей, что тем не менее обязательно на уровне подсознания будет вызывать симптомы обидчивости, зависти и недовольства (рис. 5.24).

В результате длительных фрустраций появляется необходимость в длительном психологическом и педагогическом процессе, направленном на активное осознание человеком реального соотношения своих возможностей и способностей, с одной стороны, и уровня своих притязаний — с другой. В противном случае появляется опасность развития различных неврозов, связанных с повы-

шенной нервозностью, чувством собственной неполноценности, страхом, потерей работоспособности, утомляемостью, плохим сном и т.д.

studme.org

Как связаны фрустрация и стресс

Настроение – это общее эмоциональное состояние, которое в течение определённого периода влияет на поведение человека. Оно проявляется по-разному, в угнетении и веселье, бодрости и подавленности, в печали и радости, спокойствии и раздражительности. Негативные психологические расстройства выражаются в двух основных состояниях: фрустрация и стресс.

Основные эмоциональные состояния: стресс, фрустрация, аффект

Настроение всегда является следствием воздействия каких-либо причин на эмоциональный фон человека, оно играет важную роль в жизни и рассматривается в контексте происходящих событий. Большая часть таких состояний объединяется одним понятием – стресс. Он вызывается длительным и сильным воздействием негативных, часто экстремальных факторов на психику человека.

Что такое фрустрация

Жизнь современного человека наполнена стрессами, невозможно их избежать полностью. Каждый день на индивидуум воздействуют неудачи и конфликты, потери и напряжение от тяжёлой, подчас нелюбимой работы (см. Профессиональный стресс). Из-за этого человек постоянно переживает. Одним людям свойственна стрессоустойчивость, они справляются с испытаниями легче, другие переносят жизненные перипетии тяжело.

Близко к стрессу находится ещё одно неприятное состояние, именуемое эмоциональное выгорание. Оно появляется вследствие того, что человек на протяжении длительного периода испытывает негативные эмоции и физическое напряжение, но не может ничего сделать для трансформации ситуации. Справиться очень сложно, эмоциональный фон снижается, появляется холодность и равнодушие, наблюдается снижение чувства ответственности за свою жизнь, развивается циничность и негативное отношение к окружающим.

Теряется интерес не только к своей жизни, но и к профессиональной деятельности, возможности ограничиваются. Связано это чаще всего с отсутствием возможностей личностного роста, отсутствием интереса к монотонной работе, профессиональным несоответствием и дезориентацией. Для появления этого состояния необходимы и внутренние предпосылки:

  • повышенная тревожность;
  • немотивированная агрессия;
  • тип характера;
  • неадекватность ожиданий.
  • Постепенно эти состояния усугубляются, что приводит к появлению психосоматических расстройств. Различают всего три конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация. Близким по характеристикам к стрессу стоит фрустрация. Это эмоциональное расстройство, вызванное непреодолимыми препятствиями по дороге достижения цели.

    Стресс фрустрация невроз

    Сопровождается состояние массой негативных эмоций:

  • озлобленность;
  • подавленность;
  • агрессивность.
  • Эмоциональное состояние часто возникает от временных неудач, при которых значимые люди не поддерживают, а наоборот, стараются принизить человека, стыдят и упрекают. В отличие от стресса, основным источником фрустрации является негативная социальная оценка человека, которая затрагивает важные для него отношения.

    Настроение имеет особенность: оно зависит от личных качеств человека. Самым сильным эмоциональным состоянием, хотя и кратковременным, является аффект. Это душевное волнение связанно с быстро сменяющимися жизненными обстоятельствами, которые важны для человека. Это состояние захватывает полностью, что выражается в следующем:

    • отключение сознания;
    • не мотивирующие действия;
    • неадекватное состояние;
    • сильный гнев и агрессия (человек способен на необдуманные поступки).
    • Возникает аффект резко, в считанные секунды, как вспышка или порыв. Контролировать его невозможно, это отрицательно сказывается на поведении человека. Неразумные поступки могут повлечь негативные последствия не только для предмета или субъекта, вызвавшего это состояние, но и для окружения. В этот момент человек полностью отдаётся чувству, без остатка.

      Но не стоит думать, что аффектом нельзя управлять. Фактора внезапности можно избежать, если остановить состояние на начальных этапах развития. Отсрочить или ликвидировать действие этой сильнейшей эмоции можно, если вовремя затушить вспышку и сдержаться. Это поможет не потерять власть над собой.

      В чем сходство и различие между стрессом и фрустрацией

      Стресс и фрустрация имеют много общего, есть и отличия. В чистом виде редко можно встретить то или иное состояние, и фрустрация может перетекать в стресс при определённых обстоятельствах. Стресс, по сути, всегда связан с функциями выживания, поэтому он сильнее фрустрации.

      Значительное отличие этих понятий состоит в том, что говоря о стрессе, важно иметь в виду наличие трудностей, создающих стрессовое состояние. От их устранения зависит полноценная жизнь человека, его безопасность и здоровье. При этом они не считаются неустранимыми, как при фрустрации. Бывает, что ситуация по сути неопасна, но человек её воспринимает именно так. Налицо следы стресса.

      При фрустрации тоже имеются возможности обхода обстоятельств, но человек их не видит или не воспринимает. То есть во всех случаях играет роль человеческий фактор, его восприятие происходящего. В этом заключается сходство состояний.

      Выражение стресса и фрустрации едино – в переживаниях. Так они воспринимаются на субъективном уровне. В обоих случаях переживания довольно сильные, поэтому часто человек путает эти два критических состояния. Для решения задачи устранения негативных влияний следует изменить отношение к происходящему, применяя любую из современных методик борьбы со стрессом (см. Управление стрессом и конфликтами).

      Каким должен быть человек с развитой личной психотехникой

      Развитие личной психотехники имеет важное значение в борьбе с такими проблемами, как воздействие стресса, невроза и фрустрации. Наибольшего успеха достигают люди, которые умеют владеть собой, развивают способности личной саморегуляции. Они знакомы со своими слабыми сторонами, умеют сдерживать порывы и тормозить внутренние стремления.

      Развитая психотехника человека

      Успешно овладеть стрессом может каждый, человек с развитой психотехникой не будет сбрасывать энергию на других и защитит от неё себя самого. Это уберегает его от разрушения личных отношений и потери деловых качеств, он умеет менять мысли и абстрагироваться. Направлять негатив против себя – это неконструктивно, от этого ничего не меняется.

      Для саморегуляции эти люди используют всего четыре действия.

      1. Отказываются от обвинения себя и окружающих, не срываются и не корят себя, а специальными способами выплёскивают негативную энергию.
      2. На первых этапах воздействия стресса они сохраняют самоконтроль и овладевают своими желаниями, пока негатив не охватил их. Такие люди умеют вовремя остановиться.
      3. Изучение себя и своих реакций на стресс. Человек, владеющий собой, знает, когда начинает развиваться эта реакция по своему мироощущению.
      4. Подключение интуиции для нахождения лучшего выхода из сложившейся ситуации.

      Можно ли назвать фрустрацию разновидностью стресса

      Стресс, по сути, это давление, которое оказывает на человека тот или иной стрессор. Но независимо от причины возникновения ситуации, она требует незамедлительного разрешения. Большое значение имеет возможность оценить величину угрозы и опасные последствия. Переживание стресса зависит и от оценки ситуации, сил и возможностей человека.

      Понятие фрустрация близка к стрессу, иногда её даже называют его разновидностью. Разница в том, что фрустрация переживается по-другому. Здесь главное не страх, а отчаяние и гнев, они полностью овладевают человеком, и он не понимает куда дальше двигаться для получения желаемого.

      В отличие от стресса, последствия которого всегда находят отражение в эмоциональном плане, при фрустрации нарушения психики наблюдаются в случае, если препятствие угрожает реализации мощной мотивации. Агрессия чаще всего направлена на устранение препятствия, в том числе и физическим способом.

      Видео в этой статье: что такое фрустрация

      При стрессе и фрустрации практически всегда можно найти возможность обойти сложности и добиться желаемой цели. Главное, научиться владеть собой, на трезвую голову все препятствия будут нипочём.

      stressamnet.ru

      Эмоциональные состояния

      Министерство здравоохранения Российской федерации

      ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет

      Кафедра психологии и педагогики

      Заведующий кафедрой: Атаманюк А. Б.

      Преподаватель: Атаманюк А. Б.

      студентки 102 группы

      Короткова Дарья и

      психологии и педагогики

      Г. Иркутск, 2015 г.

      Эмоциональные состояния и их характеристика

      Термин «эмоции» (франц. emotion — волнение, возбуждение, эмоция, от лат. emoveo — потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.

      В XVIII и XIX вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трехкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие — неудовольствие (приятное — неприятное); напряжение — расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение — успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства, телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь.

      Эмоции и чувства человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоциональные явления — субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.

      Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее — астеническими.

      Эмоции и чувстваэто своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

      К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

      Настроениенаиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

      Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

      Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других — плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

      Любое настроение имеет свою причину, хотя, иногда, кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

      Аффектбыстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.

      Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккумуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.

      В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек придет в более спокойное состояние.

      Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, не умеющих управлять своими чувствами и поступками.

      Стрессэмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс, как и аффект, такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

      Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

      Стрессовые состояния по-разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

      Фрустрацияглубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

      Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

      Страстьглубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать, во что бы то ни стало.

      В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется, она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.

      Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

      Влияние эмоциональных состояний на человека

      Эмоции оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.

      Переживаемые эмоции накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.

      Эмоции часто повторяясь, могут стать одной из характерных особенностей личности, одним из ее свойств. Наиболее общими эмоциональными свойствами личности являются: сентиментальность, страстность, аффективность, стрессогенность.

      Сентиментальным людям свойственна большая эмоциональная впечатлительность и чувствительность. Всякое незначительное событие или явление вызывает у них гамму переживаний, которые определяют их отношения к окружающему миру и к самому себе. Их эмоции замкнуты на своей собственной личности и не вызывают активной деятельности и поведения.

      Страстные субъекты характеризуются сильными и глубокими переживаниями, кипучей энергией, безраздельной преданностью объекту своей страсти.

      Аффективные личности склонны к сильным и бурно протекающим эмоциональным переживаниям. Часто теряют контроль над собой, ведут себя безответственно и истерично. Аффективность присуща чаще всего невоспитанным, развязным и распущенным людям, которые не привыкли сдерживать себя и управлять своими действиями.

      Стрессогенные натуры приходят в расстроенное эмоциональное состояние даже при наличии самой незначительной экстремальной ситуации. Они теряют самообладание и способность правильно реагировать на стрессовые воздействия, под влиянием которых они часто приходят в пассивное, бездеятельное состояние.

      Подводя итог сказанному ранее, можно сказать о том, что жизнь человека наполнена множеством событий, которые играют определенную роль. У нас есть цели и планы на будущее. В процессе их достижения мы совершаем действия, а они в свою очередь придают эмоциональную окраску нашей жизни. Человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии, а степень долготы пребывания зависит от того, какие эмоции мы получаем большую часть времени. Так же стоит отметить, что мы никогда не можем находиться в одном состоянии всегда, существует определенная последовательность, но так или иначе на протяжении всей жизни человек побывает во всех эмоциональных состояниях, будь то аффект или чувства, стресс или настроение.

      studfiles.net

      Основные эмоциональные состояния. Настроение. Стресс. Фрустрация. Аффект. Тревожность. Агрессивность

      Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы

      (От латинского frustratio- обман неудача). Данное состояние возникает в

      ситуации разочарования, неосуществления значимой для личности цели,

      потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве

      безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и

      фантазий, агрессивность в поведении и т.п. Не редко наблюдается остаточная

      неуверенность в себе, а так же фиксация принимавшихся в ситуации фрустрации

      способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов.

      Особое значение (прежде всего с точки зрения прикладных задач) в

      современной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека в

      Фрустрация — крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая

      стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой

      фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.

      Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию.

      Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию,

      не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда

      дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только

      тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может

      Агрессивность-это проявление агрессии к объекту или субъекту.

      Агрессия — мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред

      объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидуумам

      вызывающий у них депрессию, психодискомфорт, не уютность, напряженность,

      страх, боязнь, состояние подавленности аномальные психопереживания; можно

      дифференцировать. Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

      Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

      lektsii.com