Негативное эмоциональное состояние раздражительности или озлобленности в психологии называют

Негативное эмоциональное состояние раздражительности или озлобленности в психологии называют

Гнев человека — это негативный эмоциональный всплеск, являющийся предвестником проявления агрессии. Он способен в буквальном смысле распирать человека изнутри. Для сильного гнева зачастую характерны негативные эмоции с потоком разрушительной энергии, отмечающиеся отключением способностей к анализу действий. Внезапное проявление такого поведения у индивида вызывает недоумение у окружающих его людей, а также беспокойство у самого человека.

Гнев — это эмоция, зачастую имеющая агрессивный характер, направленная по отношению к чему-то или кому-то с целью уничтожения, подавления, подчинения (чаще неодушевленных предметов). Зачастую реакция этой отрицательной эмоции имеет непродолжительный характер. Во время эмоционального всплеска у человека мышцы лица напрягаются; тело становится, словно натянутая струна; зубы и кулаки сжаты, лицо начинает гореть; появляется ощущение, будто что-то внутри «закипает», при этом контроль над разумом отсутствует.

Причины гнева

Гнев — это основная человеческая эмоция, которая изначально была необходима для того, чтобы индивидуум мог выживать. Однако в связи с развитием общества, потребность в выражении своих негативных эмоций постепенно снизилась, а избавиться от гнева полностью человечеству так и не удалось. К сожалению, в современном мире люди все также продолжают создавать себе искусственно неприятности, которые побуждают их к выражению такого рода недовольства.

Причиной сильного гнева зачастую выступает агрессия, которая накапливается по различным обстоятельствам. К этой негативной эмоции нередко может привести даже элементарная мелочь, или страх, который тоже может выступать причиной данной эмоции.

Гнев относят к состоянию как физиологическому, так и психологическому. В принципе, его проявление относят к нормальной реакции психики индивида на внешний раздражитель. Он сопровождается учащением пульса, бледностью или покраснением кожных покровов по причине выработки организмом огромного количества энергии, которую требуется куда-то девать.

Нет таких людей, которые никогда не испытывают отрицательных эмоций и пребывают всегда в уравновешенном состоянии. Из равновесия может вывести что угодно: пробки на дорогах, несправедливый начальник, детские шалости, плохая погода и т.д.

Гнев и злость зачастую проходят без серьезных разрушительных последствий для индивида и его окружения, а вот если во время неожиданных приступов гнева человек причиняет страдания или боль своему окружению, то это говорит уже о не умении контролировать свои эмоциональные всплески и проявлении агрессии.

Одной из основных причин гнева выступает фрустрация, которая вызывается помехами и многочисленными препятствиями, мешающими человеку продвигаться к цели. Препятствием, вызывающим фрустрацию, может быть, как другой индивид, так и внешние обстоятельства.

В порыве гнева зачастую действия индивида направлены на удаление препятствия посредством вербальной или физической атаки. Также причиной данного поведения человека может выступать явная физическая угроза для него.

Следующей причиной гнева способны являться чьи–то заявления или действия, заставляющие человека ощутить на себе моральное воздействие.

Отказ, оскорбление, демонстрация неуважения к чувствам – все это способно вызвать у индивида негодование и отрицательную эмоцию. При этом, чем сильнее душевная привязанность к человеку, наносящему моральный дискомфорт, тем болезненнее переживания и ярче гнев от таких действий.

Гнев человека будет наиболее сильным, если его довести до нервного истощения.

Управление гневом

Отрицательная эмоция возникает при таком развитии ситуации, когда что-то не устраивает человека и появляется ощущение, что с этим можно справиться.

Гнев растет до определенного момента, после чего происходит либо спад до успокоения, либо же резкий скачок вверх, проявляющийся в виде приступов ярости. Существует такое устойчивое выражение – «задохнулся от гнева». Для данного состояния характерно сдавливание нервов, нехватка дыхания. Негативные эмоциональные всплески во время данного состояния всегда отмечаются желанием физической активности: крушить, драться, бежать, прыгать, сжимать руки в кулаки, ломать. В момент сильного гнева у человека распирающая волна негодования, вызванная эмоциональным всплеском недовольства, поднимается от таза вверх, достигая при этом груди. Для такого состояния будет характерен осипший, сдавленный голос, ощущение сжатия в области груди, откашливание.

К возникновению мгновенного гнева, который неподвластен контролю человека, люди относятся естественно и не предосудительно, а вот действия, которые совершаются под влиянием этой эмоции, уже осуждаются.

Управлять гневом в моменты агрессии бывает практически невозможно, поскольку человек находясь в состоянии аффекта, часто не понимает, что творит. В это время будет лучше, если рядом с таким индивидом никого не будет, поскольку человек в агрессии с затуманенным разумом представляет опасность и может навредить и даже покалечить окружающих его людей.

Гнев и агрессия, зачастую долго не длятся и имеют непродолжительный характер. Индивид в таком состоянии быстро «вскипает» и также быстро «угасает».

Считается, что если эмоция гнева вызывается чувством справедливости в момент совершающегося преступного действия, то это похвально. В остальных же случаях отрицательная эмоция осуждается и людям рекомендуется быть более сдержанными и проявлять долготерпение.

Существуют интересные факты о данной эмоции. Мужской гнев воспринимается, как проявление силы, а к женскому подобному поведению относятся, как иррациональности и слабости.

Гнев и ярость, относят к самым опасным эмоциональным всплескам. Когда человек испытывает эти эмоции, то часто умышленно причиняет вред другим людям, теряя нередко над собой контроль, поэтому умелое управление гневом и яростью должно стать первостепенной задачей индивидов при возникновении негативных эмоций.

Взрослых личностей зачастую характеризуют по тому, как они способны справляться со своим негодованием и дают им такие определения: горячий, сдержанный, взрывной, хладнокровный, вспыльчивый.

Проявления гнева отмечаются специфическими выражениями мимики:

  • обнаженные зубы, открытый рот в высоту на вдохе;
  • сведенные, опущенные брови;
  • расширенные глаза и сфокусированное внимание на объекте агрессии;
  • горизонтальные складки на переносице;
  • расширение крыльев носа.

Как справиться с гневом

Чтобы научиться справляться с гневом, следует понять причину его возникновения и освоить эффективные техники по снятию агрессивного поведения.

Гнев — это не самая лучшая эмоция человека, у которой всегда есть предвестник. Существует несколько способов, как можно обезопасить себя от внезапных вспышек эмоциональных всплесков, чтобы не навредить окружающим. Человек должен научиться слушать себя и чувствовать те моменты, когда необходимо избегать внезапных вспышек отрицательной эмоции. Это может быть плохое самочувствие, депрессивное настроение, раздражительность. Например, индивид, разговаривая с человеком, чувствует, как внутри него все начинает бурлить. Это означает приближение гнева, а именно нарушение психологического равновесия, поэтому сразу требуется оценить истинную причину этой эмоции. Далее для максимального успокоения нужно ненадолго закрыть глаза, пытаясь абстрагироваться от внешнего мира и начать контролировать свое дыхание, сделав глубокий, а затем медленный вдох.

Как справиться с гневом? Существует мнение, что человеку сдерживать в себе негативные эмоции вредно и лучше от них избавляться. На самом деле — это не так. Ученые доказали следующий факт: срыв негативных эмоций на ближайшем окружении — это сродни наркотику и агрессору они доставляют огромное удовольствие. Частые срывы индивида на близком окружении вызывают у него желание осуществлять это с определенной частотой. Со временем индивид уже и сам не способен замечать, что несознательно создает такие ситуации, при которых он впадает в гнев. Замечая такую особенность, обычные люди, начинают избегать скандального человека, а он в свою очередь находит таких же неуравновешенных и обожающих подобные вспышки.

Итак, как сдерживать гнев? Во время приближения негативных эмоций, можно подойти к зеркалу и посмотреть, какие именно мышцы напрягаются. В состоянии спокойствия необходимо научиться управлять лицевыми мышцами: напрягать и расслаблять их. При возникновении очередной вспышки отрицательной эмоции следует расслабить лицевые мышцы.

Как избавиться от гнева? Приступы гнева рекомендуется устранять переключением внимания на что-нибудь приятное или отвлекающее. Необходимо мысленно перенестись в те места, где можно восполниться позитивной энергией, а неприятные разговоры сразу перевести на нейтральные темы.

Если индивид будет идти на поводу своих эмоций и не станет бороться с эмоциональными всплесками, то в будущем существует риск развития острых заболеваний сердечно — сосудистой системы. Над этим следует задуматься, поскольку ученые обнаружили прямую связь возникновения инсульта и инфаркта миокарда после перенесенного эмоционального всплеска в течение 48 часов у людей, имеющих острую коронарную окклюзию (закупорку сердечных артерий).

Ученые в один голос предупреждают людей, что негативные эмоции вредят здоровью гораздо сильнее, чем алкоголь или табак, поскольку неумение управлять своими эмоциями увеличивает риск ранней смертности на 60%.

Причина кроется в том, что периодически артерии подвержены атакам гормонов стресса и испытывают патологические изменения, которые приводят к серьезным заболеваниям. Чтобы избежать возможных необратимых последствий, специалисты рекомендуют следить тщательно за своей нервной системой и при необходимости обращаться срочно за помощью к врачам.

psihomed.com

Часть 1. Термины общей психологии

Автономия личности – обособленность личности, ее способность к самоопределению своих позиций. Как всеобщий принцип человеческого поведения автономия личности была провозглашена Мартином Лютером в его признании «На том стою и не могу иначе», а теоретически исследована И. Кантом («Автономная этика»). Автономию личности Кант связывал не со свободой личности от внешних воздействий, а с добровольностью личности к общечеловеческим принципам – категорическим императивам. Сознание своей автономности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Автономность личности – это ее свобода от аморальных побуждений, сиюминутной престижности, политической суетливости.

Авторитаризм – догматическая требовательность к поведению человека, ее аргументация ссылкой на авторитетное лицо, требование слепого исполнения приписанных свыше правил, игнорирование объективных оснований межличностных отношений.

Авторитаризм как социально-политический режим – выхолащивание политических институтов, связывающих государство и общество, концентрация власти в руках одного лица или одного органа. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризма – создание жесткого репрессивного режима жизнедеятельности общества, безапелляционного командного метода руководства, ограничение возможностей самореализации личности. Длительное пребывание человека в условиях тоталитаризма ведет к его личностным деформациям.

Агрессия – действие, наносящее физическую или психическую травму окружающим людям, связанное с сильными негативными эмоциями – гневом, ненавистью, враждебностью.

Различаются импульсивная, аффективная, инструментальная, целенаправленная и экспрессивная агрессия. По степени интенсивности агрессивное поведение может варьироваться от демонстрации неприязни до словесных оскорблений (вербальная агрессия), до применения грубой физической силы. Агрессивность может нарастать по механизму суммации, накопления чувств и по механизму психического заражения, превращения межличностной агрессии в межгрупповую – массовидное явление. Агрессия может проявляться и в форме неадекватной защитной реакции, быть следствием аффекта, а в случае девиантного отклонения личности – выступать как системообразующий фактор агрессивного типа поведения. Предельно активизированная агрессивность затрудняет процессы сознательной регуляции, а сдвиги в вегетативно-эндокринной системе резко повышают физические возможности индивида.

В массовых социальных процессах агрессия проявляется в форме геноцида, террора, идеологических этнических столкновений. Агрессия нередко возникает в результате стереотипного представления образа врага и доминирования у личности устойчивых асоциальных качеств – злобности, жестокости, эмпатии, аутизма, дефектов социальной идентификации. Формирование агрессивности как характериологической особенности личности связано с асоциальным жизненным опытом, наложением «слабых мест» индивида на социально «слабом месте» микросреды.

Агрессивность, направленная индивидом на самого себя, – аутоагрессия – служит показателем патологических изменений личности.

Адаптация социальная – приспособление индивида к условиям социальной среды. Типы социальной адаптации: 1) активное воздействие на среду, 2) пассивное, конформное принятие ценностных ориентаций и целей социальной группы. Социальная адаптация связана с принятием индивидом различных социальных связей. Нарушением социальной адаптации является асоциальное поведение, маргинальность, алкоголизм и наркомания.

Ажитация – состояние сильного возбуждения в конфликтных, аварийных ситуациях, нарушение целенаправленности действий, суетливость, понижение способности к рассудочной деятельности – аномальное психическое состояние.

Акцентуации характера – «слабые места» характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями: повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов, неустойчивость настроения, его ситуативная обусловленность, боязливость, тревожность, пониженный или завышенный уровень притязаний, повышенная склонность к самоанализу и самообвинению, затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения, дисфория (злобно-тоскливое настроение), вязкость мышления, конфликтность, повышенная обидчивость, склонность к доминированию, повышенная потребность в признании. Акцентуации характера диагностируются специализированными методиками.

Амбивалентность чувств – противоречивость одновременно испытываемых эмоций к одному и тому же объекту.

Амнезия – нарушение памяти. Ретроградная амнезия – нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию. Антероградная амнезия – нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания. Защитная амнезия – вытеснение из памяти, забывание травмирующих событий.

Аморальность – неприятие моральных устоев общества, нигилистическое отношение к нравственным нормам, духовный распад личности и социальных групп. Крайней формой аморальности является цинизм – презрительное отношение ко всей культуре общества, его духовным ценностям, глумление над идеалами, социальными устоями.

Анрогиния – сочетание в одном индивиде мужских и женских качеств, способность в различных ситуациях проявлять либо маскулинные, либо фемининные особенности поведения.

Антиципация – способность индивида предвидеть развитие событий, все возможные результаты действия, способность к опережающему отражению действительности.

Апатия – ослабленность побуждений и интересов, безразличные к событиям окружающей действительности, эмоциональная пассивность.

Апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений действительности от прошлого опыта, индивидуальных особенностей и психического состояния личности.

Ассоцианизм – одно из основных направлений мировой психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций – устойчивых связей между образами явлений. Впервые принцип ассоциации был сформулирован Аристотелем («Образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации»). В XIX в. были исследованы условия образования ассоциаций и их нейрофизиологические, условно-рефлекторные механизмы.

Астения – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и раздражительности.

Атрибуция – приписывание индивиду или социальной группе непосредственно невоспринимаемых особенностей, стереотипное достраивание образа. Атрибуция каузальная – предположение о причинах поведения.

Аутизм – крайняя форма психического отчуждения, уход индивида от контактов с окружающей действительностью, пониженная возможность саморегуляции, привязанность к узкому кругу идей и представлений, эгоцентризм, неадекватность эмоциональных реакций на поведение окружающих людей.

Аффект – временная непатологическая дезориентация сознания, его «сужение», вызванное внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивными действиями и функциональными изменениями эндокринной системы: конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым противоречием действительности личностным позициям индивида. Аффект возникает в критических обстоятельствах при неспособности субъекта найти адекватный выход из острой, неординарной ситуации. Аффектогенный образ доминирует над всей психической деятельностью индивида, блокирует все не связанные с ним процессы и связывает «аварийные» способы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившиеся в процессе биологической эволюции. Состояние аффекта формирует аффективные следы, проявляющиеся при последующем столкновении индивида с отдельными элементами прошедшей аффектогенной ситуации. В юриспруденции аффект (сильное душевное волнение) рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность и влияющее на квалификацию преступления, если это состояние было спровоцировано неправомерными действиями потерпевшего.

Аффективное действие – действие, направляемое и регулируемое определенным эмоциональным состоянием субъекта – отвагой, страстью, ненавистью, воодушевлением, мстительностью, любовью и др. Понятие эффективного действия введено Максом Вебером для отчленения его от понятия «социальное действие» (целерационального и ценностно-рационального). В отличие от целерационального действия и подобно ценностно-рациональному действию аффективное действие направлено не на достижение конкретной цели, а на эмоциональное самовыражение субъекта действия, его импульсивную самореализацию, удовлетворение страсти или влечения.

Аффективные действия пограничны между сознательным поведением и подсознательными реакциями. Они характеризуются минимальной осмысленностью: переход за эту минимальную границу вызывает дезорганизацию психической деятельности – состояние аффекта (см. «Аффект»).

Барьер смысловой – непонимание людьми друг друга из-за придания одним и тем же явлениям различного смысла.

Барьеры психологические – неадекватная пассивность в результате усиления отрицательных эмоций в отношении определенных явлений, избирательное торможение активности в результате низкой самооценки. Барьеры в социальном общении возможны в результате неразвитости коммуникативных качеств, эмпатии и других негативных личностных качеств.

Бессознательное – психические процессы, осуществляемые без сознательного контроля (инстинкты).

Биотипы человека – типология человека, осуществляемая по нейрогуморальному основанию, индивидуальным особенностям симпатико-адреналиновой системы (САС). Различаются три биотипа: адреналиновый (А-тип), норадреналиновый (Н-А-тип) и смешанный. Представители А-типа отличаются повышенной тревожностью, повышенным чувством ответственности, неудовлетворенностью достигнутым, стремлением к предельным нагрузкам. Представители Н-А-типа характеризуются повышенной внутренней напряженностью, замкнутостью, скрытностью, властностью, целеустремленностью; неудачи могут привести этих людей к нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям. Представители смешанного типа характеризуются повышенной эмоциональностью, неустойчивостью настроения, повышенной чувствительностью, эмпатией – способностью к сопереживанию, особенно интенсивно биотипические особенности людей проявляются в экстремальных условиях.

Бихевиоризм – (от английского «behavior – поведение) – одно из основных направлений американской психологии, трактующее психику как совокупность реакций организма на внешние стимулы. Направление возникло как негативная реакция на интроспективную психологию, преувеличивающую роль самонаблюдения в исследовании психических явлений. Первая программа бихевиоризма была провозглашена в 1913 году Д. Уотсоном (1878–1958). Предметом психологии бихевиористы считали не сознание, а поведение. Из теории поведения исключались все факторы сознания. Традиционные понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Джон Уотсон предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Использовав учение И. П. Павлова, бихевиористы упростили его, полагая, что законы приобретения опыта у человека и животных совпадают. Ошибочным было отрицание ими сознания как регулирующего фактора поведения, сведение человеческого поведения к ситуативному приспособленчеству, игнорирование ими надситуативного, поленезависимого поведения, забвение нейрофизиологических механизмов поведения (мозг человека они считали «черным ящиком»). Социальная природа человеческого поведения игнорировалась. Однако бихевиористы внесли существенный вклад в разработку математических методов изучения поведения, создали предпосылку для возникновения кибернетики. Бихевиористы (Торндайк) открыли ряд закономерностей научения – формирования навыков (закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и др.).

Уже в 20-х годах XX в. бихевиоризм распался на ряд направлений. В 30-х годах возникло направление необихевиоризма (Толмен, Халл), которое стало признавать промежуточное звено между стимулом и реакцией, введя понятие «промежуточных переменных». Представитель современного бихевиоризма Б. Скиннер, исследуя закономерности связей между стимулом и реакцией, придал существенное значение подкреплению этих связей. Скиннер выдвинул концепцию оперативного научения (из ряда производственных операций устойчивыми отказываются те из них, которые получают подкрепление). Скиннер стал инициатором программированного обучения. Все направления бихевиоризма основаны на биологизаторской концепции.

Вера – полное и безоговорочное принятие человеком каких-либо постулатов и представлений, которые входят в структуру личности, определяют ее поступки и отношения к действительности. Вера является автономным психическим феноменом, не зависит от логических и эмпирических оснований. Вера концептуализирует сознание, создавая целостный непротиворечивый образ мира. Вера – проявление подсознательной связи субъекта с объектом. Чем проще и всеохватнее эта связь, тем глубже вера. Религиозная вера связана с поиском сущности человеческой духовности, ее обусловленности божественной силой.

Взаимодействие межличностное – личный контакт двух или многих людей, следствием которого являются изменения в их деятельности, поведении, взглядах и установках, системах, система взаимообусловленных действий, в которой поведение каждого из участников выступает и как стимул, и как реакция на поведение других. Межличностное взаимодействие связано с разделением и кооперацией социальных функций, имеет предмет сопряженных усилий, регламентировано конкретными условиями, подчинено нормам и правилам интеракции (социального взаимодействия). Осуществляется в форме сотрудничества и конкуренции, столкновения противоположно направленных интересов.

Влечение – подсознательно возникающая направленность на определенные объекты, удовлетворяющие актуализированную потребность, влияющая на формирование интересов и мотивов поведения. В системе фрейдизма выделяется влечение к саморазрушению, смерти, проявляющееся в агрессивности личности. Различаются также и другие патологические влечения – садизм, мазохизм, содомия, педерастия, некрофилия и др.

Влияние – процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, из позиций, оценок и установок. Механизмом направленного влияния являются убеждение и внушение. Механизм ненаправленного влияния – подражание и заражение. Влияние может быть прямым и косвенным.

Внимание – оптимальное состояние сознания, его организованность и направленность на деятельно значимые объекты. Внимание обеспечивает согласованность различных звеньев поведения, сосредоточенность на его конечной цели, скорость и точность решения задачи. (В системе философско-психологического понятия апперцепции внимание рассматривалось как отчетливое осознание воспринимаемого, его интеграция в целостную структуру прошлого опыта.) Различаются три вида внимания: 1) непроизвольное (непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция), 2) произвольное (связанное с целенаправленными волевыми усилиями) и 3) постпроизвольное (послепроизвольное, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий).

К характеристикам внимания, его свойствам относятся: избирательность, объем, устойчивость, распределяемость и переключаемость.

Внутренняя речь – использование языковых значений вне процесса реальной коммуникации (в уме) как средства мышления, оперирования понятиями, как диалог с мыслимым другим. От внешней речи внутренняя отличается свернутостью структуры.

Внушаемость – субъективная готовность подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию, связанная с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью, доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, групповое давление, дефицит времени для принятия решения.

Внушение – внедрение в психическую сферу индивида помимо его воли, процесс воздействия на психику человека в условиях снижения его сознательности, критичности.

Воля – самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата, реализуется в форме простых и сложных волевых действий. Схема простого действия: цель – действие – оценка результата. Схема сложного волевого действия: потребность – возможные цели – борьба мотивов – принятие решения – система исполнительских действий – их оценка и корректировка – завершающие действия – итоговая оценка конечного результата.

Воображение – психической процесс образного моделирования действительности, рекомбинированное, гипотетическое и вероятностное отражение действительности: реконструкция явлений по их описанию.

Воспоминание – актуализация ранее воспринимавшегося материала, всплывание ранее сформированных образов, их локализация во времени и пространстве.

Восприятие – отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецепторную систему человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений (его категоризация).

Восприятие межличностное –понимание, интерпретация и оценка человека при его восприятии (первое впечатление о человеке), достраивание его образа на основе экстраполяции исходной чувственной информации под влиянием психического состояния воспринимающего лица. Возможны искажающие эффекты: эффект статуса, эффект ореола, эффект первичности и др. Восприятие человека человеком сопровождается комплексом эмоционально-когнитивных процессов – идентификацией, рефлексией (пониманием другого путем размышления и чувствования за него), стереотипизацией (распространением на него общепринятых штампов), каузальной атрибуцией (истолкованием причин его поведения).

Время реакции – временной интервал между предъявлением раздражителя и началом реакции на него. Время простейшей двигательной реакции на одиночный раздражитель составляет 0,2 секунды. При решении сложных сенсомоторных задач время реакции значительно возрастает.

Вытеснение – вид психологической защиты, состоящий в переводе в сферу подсознания, или глубокое торможение следов от психотравмирующих воздействий.

Генерализация условного рефлекса – явление, возникающее в начале выработки условного рефлекса, при котором требуемая реакция вызывается многими сходными раздражителями. Генотип – генетическая конституция организма. Гипноз – состояние сознания, характеризующееся его суждением и гипердоминированием внушенного содержания.

Группа социальная – общность людей, объединенных общими интересами, целями и ценностными ориентациями, функционирующих на основе социальных норм и в условиях социально-группового контроля. Виды социальных групп: большие, малые, формальные, неформальные, референтные (значимые), реальные, условные, сплоченные, диффузные.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конфликты, групповой социальный контроль – все процессы, влияющие на психологию поведения личности в группе. Групповая интеграция обеспечивает психологическое единство членов группы, стабилизацию межличностных отношений. Групповая дифференциация обеспечивает специализацию и иерархизацию деятельностных связей, вычленение групповых ролей, формирование групповых статусов. Одно из проявлений групповой динамики – групповая сплоченность – степень приверженности к группе ее членов, показатели которой: взаимные симпатии в межличностных отношениях, единство базовых ценностей, привлекательность групповых целей, демократический стиль жизнедеятельности группы, социальный престиж группы.

Групповая изоляция –длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях: общение нарушается в результате астенизации (ослабления) нервной системы в силу ограниченности сенсорных воздействий, утрачивается адекватность восприятия партнеров по общению, активизируются импульсивные поведенческие проявления, возникает явление «психологического стриптиза» и аутизации (отчуждения личности).

Групповая нормализация – социально-психологический феномен, возникающий в результате конструктивной групповой дискуссии, выработка общего группового мнения. (Расхождение мнений называется групповой поляризацией).

Групповое принятие решений – осуществляемый группой выбор одной из ряда возможных альтернатив поведения. Групповые решения не сводятся к сумме индивидуальных решений, они имеют специфические особенности, в частности, при этом происходит сдвиг к риску – рискованность групповых решений может быть выше, чем решение каждого члена группы.

Группообразование – превращение диффузной социальной общности в социальную группу определенного уровня развития. Уровень развития группы опосредствуется социальной значимостью ее деятельности. Высший уровень группового развития – коллектив – группа, в которой индивидуальные мотивы деятельности совпадают с базовыми социальными ценностями. Асоциальные ассоциации (например, группа агрессивно настроенных подростков) и асоциальные корпорации (например, банда или мафия) не могут быть причислены к социальным группам в силу их антисоциальной направленности.

Дидактогения – негативное психическое состояние индивида, вызванное бестактностью воспитателя, учителя или родителя.

Динамический стереотип – система устойчивых условно-рефлекторных реакций в ответ на пусковой раздражитель, нейрофизиологическая основа навыков и привычек.

Дисфория – негативное эмоциональное состояние раздражительности, озлобленности, готовности к агрессивным проявлениям.

Долг – превращение социального требования, относящегося ко всем людям, в личную задачу индивида в определенной ситуации.

Доминанта – господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий поведению определенную направленность.

Достоинство – отношение человека к самому себе и отношение к нему общества, в котором признается самоценность личности; основа самосознания и самоконтроля личности.

Духовность – система высших нематериальных ценностей, высшая самореализация человека путем присвоения этих ценностей.

Зависть – проявление мотивации достижения, при котором чьи-либо преимущества в приобретении благ воспринимаются субъектом с эмоционально-негативной оценкой, интерпретируются как угроза личному благополучию, побуждение к блокированию чужого успеха, его дискредитации. Зависть деструктивно влияет на психику индивида, побуждает его к агрессивным действиям. Онтогенетически зависть формируется как результат депривации потребности в признании.

Задача – цель деятельности, которая может быть достигнута путем преобразования исходных условий. Задача включает в себя требование (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулируемое в вопросе. Между этими элементами существуют устойчивые связи и зависимость – неизвестное определяется через связи с известным (1, 5, 9, 13, ?, 21) – разрыв в цепи определяется путем установления последовательности известных элементов, экстраполяции и интерполяции.

Заражение – процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, фактор спонтанного социального сплочения. Однако при выходе из-под контроля психическое заражение (индукция) приводит к распаду нормативно-ролевого поведения, возникает деструктивный «эффект толпы».

Защита психологическая – регулятивная система личностной стабилизации, направленная на снижение уровня целедостижения в непреодолимо трудных условиях, механизм самозащиты от психотравмирующих воздействий (подавление, вытеснение, изоляция, регрессия, рационализация, конверсия и др.).

Защищенность психологическая – состояние психической стабильности, возникшее в результате осознания индивидом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей (в противном случае возникает чувство психологической незащищенности), подкрепляемое принадлежностью личности к элитной группе, реальным уровнем притязаний, механизмами подавления тревожности.

Идентификация – опознание чего-либо или кого-либо, процесс сличения объекта с ранее сформированным образом. В социальной психологии – самоотнесение субъекта к определенной социальной группе, социум (социальная идентификация).

Ингибиция социальная – ухудшение деятельности при посторонних людях.

Индивид – человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (задатков, течений, эмоциональных особенностей), психофизиологическое качество отдельного человека.

Индивидуальность – своеобразие психики отдельного человека, проявляющееся в особенностях его темперамента, характера, познавательных процессов, потребностей и способностей; задатки индивида, преобразованные в процессе его развития в социальной среде.

Индивидуальный стиль деятельности–устойчивая индивидуально-специфическая система способов и приемов выполнения отдельных видов деятельности, избирательная интенсивность деятельностной мотивации.

Инстинкт – совокупность врожденных поведенческих комплексов, активизирующихся при воздействии ключевых раздражителей.

Интеллект – устойчивая структура умственных способностей.

Интерес – эмоционально насыщенная направленность личности на объекты, связанные с удовлетворением его потребностей.

Итериоризация – формирование внутренних, психических структур на основе усвоения структур внешней, социально обусловленной деятельности, формирование ориентировочной основы поведения.

Интуиция – познавательное предчувствие, познавательное озарение, внезапное усмотрение истины без развернутой системы предварительных рассуждений, результат высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении.

Инфантилизм – сохранение у взрослого индивида особенностей детского поведения, пониженная самокритичность, повышенная требовательность к заботе о себе со стороны других лиц, эгоцентризм.

Информационная модель – организованная по определенному принципу совокупность информации об объекте, наглядное упрощение исследуемого явления.

Катарсис – эмоциональное потрясение, связанное с раскаянием, глубинной личностной перестройкой.

Каузальная схема – устойчивые представления о причинах поведенческих явлений (возможны схемы акцентирования, усиления одной из причин поведения или обесценивания детерминант поведения, упрощение сложных поведенческих явлений, стереотипизация оценочных суждений).

Каузометрия – метод исследования жизненного пути и психологического времени личности, состоит из ряда процедур (формирование списка значимых событий, причинный анализ межсобытийных отношений, обозначение сфер принадлежности событий и др.). На основе каузометрии разработана компьютерная программа «Биограф», используемая для диагностики личностных особенностей.

Климат социально-психологический – качество межличностных отношений, влияющих на продуктивность совместной деятельности, зависящее от уровня группового развития.

Когнитивная карта – обобщенный образ, схема знакомого пространства (карта – обозрение, карта – путь, карта – поле действия).

Когнитивная психология – ведущее направление современной зарубежной психологии, возникшее в 60-х годах XX в. как реакция на бихевиоризм с его отрицанием психической организации регуляционных механизмов поведения. В рамках этого направления были выделены структурные составляющие познавательных и исполнительных процессов, была постулирована решающая роль знания в организации поведения.

Когнитивный диссонанс – дискомфортное психическое состояние, вызванное противоречивыми сведениями об одном объекте, а также недостаточно оправданным решением.

Кожно-гальваническая реакция – показатель электропроводимости кожи, изменяющийся при различных психических состояниях.

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия. Коммуникативные действия – действия, ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми.

Комплекс неполноценности – стойкая уверенность индивида в своих личностных дефектах: возникает в силу стойких жизненных неудач, в результате недостаточной компенсаторной деятельности.

Комплексный подход к человеку – рассмотрение психики человека как результата взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития.

Контент-анализ – метод выявления психологических особенностей текста (других носителей информации), в котором выделяются смысловые единицы и осуществляется замер частоты их повторения. На этой основе делаются выводы о личностной направленности автора сообщения: скрытые тенденции определяются посредством факторного анализа.

Контроль социальный – система средств воздействия общества и социальных групп на личность и малые группы с целью регуляции их поведения в соответствии с социальными нормами.

Конфабуляции – ложные воспоминания.

Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов. Конфликт начинается с инцидента, когда одна из сторон предпринимает действия, ущемляющие интересы другой стороны. Различаются межгрупповые, социальные, этнические и межгосударственные конфликты; развитие конфликта характеризуется следующими стадиями: инцидент – постепенное усиление конфликта за счет накопления опыта борьбы – возрастание количества проблем – повышение конфликтной активности участников – ужесточение противоборства – вовлечение в конфликт новых участников – дезорганизация поведения участников конфликта в случае, если конфликт деструктивен. Но конфликт может быть и конструктивным, содействующим поиску продуктивного разрешения проблем.

Конформность – внешняя податливость индивида групповому давлению при сохранении внутренней позиции.

Корпорация – организационная замкнутая социальная общность с авторитарным руководством, функционирующая на основе узкогрупповых интересов.

Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Лживость – систематическое сознательное искажение истины, создание неправильных впечатлений с целью извлечения определенных выгод.

Лидер – признание группой за одним из ее членов преимущественного права принимать решения в определенных ситуациях.

Лидерство – доминирование в межличностных отношениях.

Личность – индивид как субъект социальных отношений, система социально-значимых качеств человека, продукт социализации. Личность характеризуется активностью (способностью к надситуативному поведению, действию по своим личностным принципам, реализации своих позиций), устойчивой системой поведенческих мотивов, личностных смыслов, степенью осознанности своих отношений к различным явлениям действительности, самосознанием (Я-концепция), определенным уровнем притязаний, стремлением к самореализации и персонализации (быть достойно представленной в сознании других людей). Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций, овладения базовыми социальными ценностями. Не менее существенно и обособление личности – творческое самоформирование, избежание микросоциальной замкнутости. Личность – субъект нравственной деятельности. Нравственные требования, ставшие категорическими императивами, образуют сверхсознание личности. Распад личности – ее нравственная деструкция.

Локус контроля – склонность индивида приписывать ответственность за негативные результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо своим личностным особенностям (интернальный локус контроля). Лица, обладающие интернальным локусом контроля, более социально ответственны и целенаправленны, более настойчивы в достижении цели. Лица с внешним локусом контроля менее ответственны, склонны к затягиванию реализации своих решений, в большинстве случаев конформны и агрессивны.

Манипулирование – система средств идеологического и социально-психического воздействия С целью изменения позиций и поведения людей вопреки их интересам. С развитием средств массовой коммуникации возможности манипуляции резко возрастают. Так, реклама по радио и телевидению нередко формирует потребительский ажиотаж в интересах крупных фирм и в ущерб определенным интересам массового покупателя. Манипулирование массовым сознанием и поведением – характерная особенность административно-командной системы. Развитие демократии, гласности содействует самодеятельности масс, сблокирует возможность манипулирования общественным сознанием.

Маскулинность и фемининность – нормированные представления о соматических (телесных) и психических особенностях мужчин и женщин.

Медитация – погружение сознания в предмет, идею, представление, достигаемое путем предельного сосредоточения на объекте медитации.

Межгрупповая дискриминация – заниженная оценка членами группы деятельности других социальных групп, приводящих к враждебности в межгрупповых отношениях.

Мотив – осознанная причина, смысл, необходимость совершения определенного действия, фактор самодетерминации поведения.

Мотивация – потребность индивида добиваться успеха и избежания неудачи, субъективная оценка вероятности успеха в определенных видах деятельности; побуждения (осознанные и неосознанные), вызывающие активность организма в определенном направлении (пищевая, половая, защитная, агрессивная и другие разновидности мотивации).

Мотивировка – рациональное объяснение субъектом причин своего поведения, обстоятельств, побудивших его к выбору данного действия. В большинстве случаев мотивировка поведения носит оправдательный характер.

Мышление – обобщенное (понятийное) и опосредованное (путем сравнений и сопоставлений) отражение устойчивых, закономерных связей действительности, существенных для решения познавательно-поисковых проблем (творческое мышление).

Мышление абстрактно-теоретическое – вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.

Мышление наглядно-действенное – вид мышления, при котором решение мыслительной задачи осуществляется при помощи физического (предметного) преобразования ситуации; первая ступень развития мышления в фило- и онтогенезе.

Мышление наглядно-образное – вид мышления, связанный с образным представлением ситуации, и производимых в ней изменений (осуществление мысленного эксперимента).

Навык – полуавтоматизированное действие, сформированное в процессе многократных повторений (упражнений), характеризующееся снятием поэлементной сознательной регуляции.

Навязчивые состояния – непроизвольно возникающие состояния навязчивых представлений, мыслей и побуждений, сопровождаемые отрицательным эмоциональным тоном, – фобии. У здоровых людей эти состояния возникают при крайнем переутомлении, психической ослабленности.

Надсознательное – не поддающийся сознательному контролю высший уровень психической активности человека (вдохновение, интуитивное решение сложной задачи, высоконравственный порыв).

Напряженность психическая – психическое состояние ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта. Степень психической напряженности зависит от личностного смысла психотравмируюшего события.

Невменяемость – неспособность лица нести ответственность за совершенные им антиобщественные деяния в силу болезненного состояния психики, неспособности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Для установления невменяемости достаточно одного из указанных признаков.

Неврозы – психогенные нервно-психические расстройства – неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

Невротизм – состояние эмоциональной неустойчивости, тревожности.

Негативизм – немотивированное противодействие требованиям и ожиданиям других людей, прием псевдосамоутверждения: наиболее часто возникает в период возрастных кризисов.

Образ мира – целостная система представлений индивида о мире.

Обыденное сознание – совокупность эмпирических знаний и представлений, доминирующих в данной социальной общности.

Одаренность – общие способности, обеспечивающие индивиду возможность высокопродуктивной деятельности в определенном направлении (математическая, музыкальная, литературная, художественная, научная, спортивная).

Одиночество – психическое состояние индивида, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, характеризующееся тревожностью и депрессией.

Ожидания социальные – ожидание социальной общности должного исполнения личностью социально-ролевых требований (роли родителей, учителя, администратора, политического лидера, депутата парламента и т.д.).

Олигофренопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психические особенности лиц, страдающих умственной отсталостью, и возможности ее коррекции.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма (филогенез – процесс эволюционного развития вида).

Операция – способ выполнения действия, обусловленный условиями. Устойчивость операций определяется операциональной установкой индивида.

Опознавательные признаки – совокупность отличительных свойств объекта, на основании которых происходит его опознание.

Опознание – отнесение предъявляемого объекта к определенному классу или категории, сопоставление образа данного объекта с образом, хранящимся в памяти, – узнавание.

Опросники личностные – методологические средства изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из этих методик состоит из стандартизированной анкеты, включающей в себя набор предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или не согласиться. Вопросы формулируются и группируются таким образом, чтобы ответы на них дали возможность выявить и оценить какое-либо свойство или состояние личности. Такие группы вопросов называются шкалами (шкалы тревожности, невротизма, агрессивности, искренности и т.п.). Результаты опроса статистически обрабатываются, наиболее распространены Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММРI), методики Айзенка, Тейлора, Гилфорда, Кеттела и др.

Ориентировочная деятельность – система интеллектуальных действий субъекта, направленная на ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование предстоящего поведения.

Ориентировочная основа действия – совокупность представлений индивида о цели, этапах и средствах осуществления действия и критериях его эффективности.

Отбор психологический – определение психической пригодности кандидатов к профессиональной или учебной деятельности с учетом результатов психологического тестирования.

Ответственность – соответствие поведения личности социально-нормативным требованиям, ее долгу и обязанностям, подчиненность поведения личности социальному контролю. Различаются внешние и внутренние формы контроля. Ответственность – необходимость выполнения объективных требований общества к личности и личности к обществу. Требования общества, принятые индивидом, становятся мотивационной основой социально значимого поведения. В истории человечества сформировался мощный механизм соотнесения поведения индивида с социальными требованиями – человеческая совесть. Ответственность каждого человека определяется исторически достигнутым уровнем ответственного поведения в данном обществе и субъективными возможностями. Чем шире полномочия и реальные возможности индивида, тем выше его ответственность – социальная обязанность подчинять свое поведение определенным стандартам. Юридическая ответственность – вид социальной ответственности, связанный с возможностью применения принудительной силы государства, зафиксированной в санкциях правовых норм.

Отчуждение – самопротивопоставление индивида окружающей его действительности, деперсонализация личности, отвержение индивидом базовых социальных ценностей – одна из основных предпосылок криминализации поведения.

Ощущение – психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств (сенсорная чувствительность).

Память – процесс сохранения и организации опыта. В широком понимании включает в себя как приобретенную прижизненно, так и наследственную информацию – информационный фонд психической деятельности.

Паника массовая – безотчетный ужас, охватывающий толпу в экстремальных ситуациях, массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающий по механизму цикличности психического заражения, блокирующий способность к рациональной оценке ситуации, осуществление необходимых волевых действий. Возникает в угрожающей и малоинформативной ситуации.

Персерверация – навязчивое воспроизведение каких-либо мыслей, переживаний, намерений или представлений, симптом острого переутомления.

Перцепция социальная – особенности восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, социальных групп и общностей).

Плацебо-эффект – изменение в физиологическом или психическом состоянии субъекта после принятия плацебо – нейтрального вещества (таблетки), назначенного под видом сильно действующего средства.

Поведение – присущее живым существам адаптивное взаимодействие со средой, опосредованное психической и двигательной активностью. Поведение человека – основанная на природных предпосылках, но социально обусловленная, знаково (понятийно) опосредованная система действий, поступков, направленных на удовлетворение определенных потребностей. Поступок – социально значимое действие.

Поведение полезависимое – преимущественная ориентация индивида на текущие, ситуативно значимые объекты, концептуально неорганизованное поведение.

Пограничные ситуации – личностно значимые ситуации, вызывающие обострение самосознания, личностного самоанализа (перед большими испытаниями, в случае раскаяния). Позиция – устойчивая система отношений индивида к различным, наиболее значимым явлениям действительности.

Позиция социальная – положение индивида или группы в системе социума, регламентирующее стиль их поведения (социальный статус). Другое значение – отношение к социальному явлению, обусловленное уровнем социализированности личности.

Поленезависимость – преимущественная ориентация поведения человека на внутренние эталоны и принципы, ситуативная независимость.

Понимание – постижение значения и смысла какого-либо явления.

Порог ощущения – величина (сила) раздражителя, вызывающего или меняющего интенсивность ощущения (нижний и верхний абсолютные пороги, разностный порог).

Поступок – сознательный поведенческий акт, связанный с нравственным самоопределением личности; реализация поступка обусловлена определенным внутренним планом действия, включающим в себя намерение, прогнозирование определенного ожидаемого результата, выбор необходимых средств исполнения. Поступок может быть транзитивным, учитывающим все условия его реализации и возможные его последствия, и нетранзитивным – недостаточно продуманным. Поступок может быть представлен действием или бездействием, высказанной позицией, проявлением отношения в виде жеста, мимики взгляда, речевой интонации. При оценке поступка учитываются его истинные мотивы и ценностно-нормативная система данного социума, его нравственный смысл.

Потребность – источник человеческой активности, возникающий в результате рассогласования реального состояния индивида и оптимального для него состояния как биологического существа, представителя человеческого рода и индивидуальности.

Представления – образцы предметов, явлений и событий возникающие в результате их припоминания или воображения. В отличие от образов восприятия представления несут в себе признаки обобщенности и, как правило, фрагментарны.

Предубеждение – установка, блокирующая адекватное отражение явлений.

Принятие решения – структурный, стартовый элемент сложного волевого действия, формирующий цель действия на основе преобразования исходной вероятностной информации, выбор одного действия из ряда возможных действий, построение программы действия, определение способов достижения результатов действия – построение концептуальной модели действия.

Проблема – осознание субъектом познавательного вопроса исходя из анализа проблемной ситуации, порождение познавательного мотива, преобразование проблемной ситуации в познавательную задачу.

Проблемная ситуация – противоречивое соотношение обстоятельств, не имеющее однозначного решения, стартовое условие проблемного мышления, типы проблемных ситуаций требуют типовых решений.

Профессиография – описание системы требований, предъявляемых определенной профессией к психофизиологическим и психическим качествам индивида, основа профессиональной психодиагностики.

Психика – системное отражательно-регуляционное свойство высокоорганизованных живых организмов, обеспечивающее их приспособление к окружающей среде. Психика человека – субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция взаимодействия человека со средой. Идеальность образа связана с понятийным отражением.

Психические процессы – совокупность актов психической деятельности. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы подразделяются напознавательные, волевые и эмоциональные.

Познавательные процессы обеспечивают ориентировочную основу поведения, формируют его информационную базу. В зависимости от объекта отражения они подразделяются на пять видов.

1. Сенсорные (от латинского «sensus» – чувство) – процессы чувственного отражения отдельных свойств действительности (химических и физических). Психический результат этих процессов называется ощущением. Сенсорные процессы наряду с видовой спецификой имеют общие психические закономерности: они ограничены нижним и верхним порогами чувствительности, дифференцировочным (разностным) порогом, подчинены адаптации, сенсибилизации, контрасту и синестезии.

2. Перцептивные (от латинского «percipere» – восприятие) – отражение предметов и явлений вих целостном видеблагодаря осознанию их существенных отличительных признаков. Психический результат этих процессов называется восприятием. Перцептивные процессы наряду с видовой спецификой (особенности зрительных, слуховых и осязательных процессов) подчинены общим закономерностям: предметности, избирательной направленности, целостности, структурности, апперцепции, константности.

3. Интеллектуальные процессы (от латинского «intellectus» – разум) – процессы отражениясущественных взаимосвязей и особенностей предметов и явлений; интеллектуальные процессы (мышление) характеризуютсяопосредованным и обобщеннымотражением действительности (путем сравнения, абстрагирования, аналогии, экстраполяции и интерполяции); при решении проблемных задач различаютсяэтапы познавательной деятельности и мыслительные действия, операции: сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация. В зависимости от особенностей достигаемых формальных результатов различаютсяформы мышления – суждение, умозаключение, понятие. Различаются также видымышления:практическое и теоретическое, эмпирическое и научное, наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное, стандартное и нестандартное (творческое); взаимодействие сознания и подсознания обеспечиваетинтуитивное мышление. Устойчивая структура умственных способностей индивида называется интеллектом, который проявляется в стиле умственной деятельности индивида, стратегии решения проблемных задач, продуктивности умственной деятельности. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определение степени умственных способностей индивида посредством специальных текстов, выясняющих базовые структуры интеллекта – коэффициент интеллектуальности (IQ); высший уровень интеллекта равен 180 баллам, низший – 130. Мышление в сочетании с воображением обеспечивает высоковероятностное моделирование развития событий, обеспечивает опережающее отражение действительности.

4. Воображение – генерирование новых образов в качестве ожидаемых результатов деятельности, программ поведения, а также образов, возникающих на основе описания; образы воображения замещают информационные пробелы; воображение обеспечивает предвосхищение (антиципацию) событий.

5. Мнемические процессы (от греческого «mnema» – память) – процессызапечатления, сохранения, воспроизведения и забывания ранее воспринятого материала; различаются виды памяти (образная, логическая, слуховая, эмоциональная), системы памяти (сенсорная, кратковременная, оперативная и долговременная) итипы памяти (индивидуально-типологические особенности памяти, обусловленные особенностями направленности памяти, ведущей ролью отдельных ее видов, быстротой, объемом и прочностью запоминания); различаются также формы памяти – произвольная и непроизвольная с присущими им специфическими закономерностями.

К регуляционным психическим процессам относятсяволевые и эмоциональные процессы, которые обеспечивают сознательное поведение и спонтанно-импульсивные поведенческие реакции (см. «Воля» и «Эмоции»).

Психическая реабилитация – комплекс медико-психологических средств, направленных на восстановление или коррекцию нарушенных психических функций, личностного статуса травмированного индивида.

Психическое здоровье – состояние психического благополучия, обеспечивающее адекватную психическую саморегуляцию индивида (соответствие субъективных психических образов действительности, психических реакций внешним раздражителям, их объективному значению, адаптированность в межличностном взаимодействии, способность к рациональному целеполаганию и целеустремленным действиям, приверженность базовым социальным ценностям).

Психическое состояние – временное, текущее своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное предметом и условиями его деятельности, отношением к этой деятельности. Различаются мотивационные, волевые, эмоциональные состояния, а также состояния, связанные с различным уровнем организованности сознания (оптимальный уровень сознания, состояние утомленности, переутомленности и запредельного торможения).

Психогенетика – область психологии, пограничная с генетикой, изучающая генезис (происхождение) психологических особенностей индивида, взаимосвязь генотипа и среды его формирования.

Психогении – расстройства психики в результате психических травм (психические срывы).

Психоделические состояния– изменения сознания, вызванные психофармакологическими веществами, нередко приводящие к личностным сдвигам, глубоким перестройкам мотивационной сферы.

Психодиагностика – область психологии, разрабатывающая методы и процедуры выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психоз –глубокое, патологическое нарушение психики. Психологическое время – субъективное определение временных отношений между личностно значимыми событиями, субъективные особенности оценки времени.

Психология – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека со средой.

Психопатии – патология характера, препятствующая адекватной адаптации индивида в социальной среде.

Психосексуальная ориентация – направленность полового влечения и предпочитаемые способы его реализации.

Психосемантика – область психологии, изучающая генезис, структуру и функционирование индивидуальной системы значений, моделирующая категориальную структуру индивидуального сознания (семантическое пространство личности).

Психосоматика – область медицинской психологии, изучающая влияние психических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.

Психотерапия групповая – использование психотерапевтических средств для оптимизации межличностных отношений в группе, приемов релаксации – психологической разгрузки.

Психотропные средства – химические соединения и природные продукты, влияющие на изменение психики: успокаивающие (аминазин, седуксен и др.), стимулирующие активность (кофеин, фенамин и др.), дезорганизующие и т.п.

Психофизиология – наука, изучающая психические явления в их единстве с нейрофизиологическими процессами.

Рассудок – функция интеллекта (ума), обеспечивающая приспособление индивида к типичным ситуациям, решение им утилитарных задач, функционирование ума в пределах имеющегося опыта и знаний. Выход за пределы знаний и формирование новых понятий осуществляется разумом. Рассудок и разум – понятия, отграничивающие различные функции единого интеллекта – умственных возможностей индивида.

Рационализация – защитный механизм самосокрытия истинных мотивов поведения субъекта, непроизвольная маскировка мотивов, обеспечивающая комфортное психическое состояние индивида, внутренний диалог в пользу идеального «Я», уход от переживания вины и стыда, ретроспективный анализ субъектом своего поведения, приписывание ему оправдательных мотивов.

Регрессия поведения – разновидность психологической защиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной ситуации (возможна мотивационная, смысловая, целевая, операциональная регрессия).

Рейтинг – субъективная оценка явления по заданной шкале.

Релаксация – уменьшение напряжения, расслабление. (Произвольное расслабление может быть вызвано принятием удобной спокойной позы, расслаблением мышц, представлением идиллических картин.)

Реминисценция – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с его первичным воспроизведением.

Рефлексия – самопознание субъектом своих психических состояний и состояний других людей (размышление за другого), процесс зеркального многократного взаимоотражения субъектов общения.

Рецепция – трансформация энергии внешнего воздействия в нервный процесс возбуждения.

Ригидность – негибкость, пониженная способность к изменению ранее сформированной программы, жестокость, неизменяемость ранее занятой позиции. Различаются когнитивная ригидность (трудность перестройки восприятия и представления в измененных условиях), аффективная ригидность (косность эмоциональных откликов) и мотивационная ригидность.

Роль социальная – социальная функция личности, ее соответствие определенным институцианализированным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения, объективно заданная положением личности в обществе. Будучи формально-стереотипной, социальная роль выполняется индивидуальным стилем.

Саморегуляция – целесообразная самоорганизация поведения: формирование значимых целей, учет условий деятельности, реализация последовательной программы действий, ориентация на объективные критерии успешности деятельности, объективная оценка реально достигаемых результатов.

Самосознание – представление индивида о своих взаимосвязях со средой, концептуальное самоотражение своего «Я», установки в отношении самого себя, осознание своей социальной значимости и социальной ответственности, личностный уровень притязаний, оценка своих возможностей, моделирование своего идеального «Я», стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

Сензитивность – повышенная чувствительность индивида к затрагивающим его событиям, повышенная тревожность, ксенофобия (боязнь нововведений), акцентуация характера в направлении комплекса неполноценности.

Сенсибилизация – повышение сенсорной чувствительности в результате упражнений, приобретения опыта, ожидания значимого сигнала. Компенсаторная сенсибилизация – повышение чувствительности некоторых анализаторов при повреждении других анализаторов.

Сенсорная депривация – продолжительное лишение сенсорных впечатлений, вызывающее состояние апатии и депрессии.

Сигнальные системы – первая и вторая, сенсорная (чувственная) и знаковая (словесно-понятийная).

Силанервной системы – предел работоспособности центральной нервной системы.

Совесть – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.

Совместимость межличностная – взаиморасположение партнеров по ощущению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве и взаимодополнительности – их психических качеств, ценностных ориентаций и способов деятельности, высокий уровень взаимопонимания, взаимоуважения и симпатии. Особое значение приобретает в экстремальных уровнях жизнедеятельности.

Сознание – высшая форма психики, присущая человеку, характеризующаяся категориально-ценностным отражением действительности.

Социализация – процесс становления социальных качеств личности, интернализация (присвоение) ею социальных ценностей (значений), норм и образцов поведения, присущих данному обществу. Осуществляется в процессе целенаправленного (обучение и воспитание) и стихийного воздействия.

Социальная психология – отрасль психологии, издающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях социального взаимодействия, психологические особенности жизнедеятельности организованных и неорганизованных социальных общностей.

Социально-психологическая компетентность – способность индивида взаимодействовать с окружающими его людьми, умение ориентироваться в социальной обстановке, адекватно отражать психические особенности и состояния других людей, выбирать оптимальные способы общения с ними, способность к социальной коммуникации.

Социограмма – графическое изображение математически обработанных результатов, полученных с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малой группе (отображение взаимных симпатий и антипатий между различными членами группы).

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей с отклоняющимся психическим развитием: психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология).

Способности – индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности. Различаются общие и специальные способности, элементарные и сложные. Развитие способностей базируется на природных психофизиологических особенностях индивида – его задатках. Задатки многозначны, возможно их компенсаторное взаимозамещение.

Стереотип социальный – устойчивый упрощенный образ социального объекта, тенденция к наделению сходными характеристиками всех членов одной социальной группы, негативные установки в отношении чужих групп.

Страсть – сильное и очень стойкое чувство приверженности к какому-либо объекту, слияние волевых и эмоциональных компонентов психической регуляции, движущая сила как низменных, так и великих дел.

Страх – острая негативная эмоция, возникающая в обстановке угрозы биологическому или социальному благополучию индивида; имеет различные степени интенсивности: опасение, боязнь, испуг, ужас (аффект). В случае неопределенности источника опасности возникает состояние тревоги, воображение неблагополучного развития событий, беспредметный страх, побуждающий к повышенной ориентировке в среде. Повышенная тревожность дезорганизует психическую деятельность. Страх, достигающий силы аффекта (ужас, паника), способен навязать биологические стереотипы поведения (оцепенение, бегство, повышенная агрессивность). Многие проявления страха социально обусловлены (страх осуждения, потери престижа, социальной изоляции). Повышенная склонность к страху – явление дезадаптивное. В ряде случаев необходимо подавление страха, проявление самообладания, подчинение себя волевым самоприказам.

Стресс – конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой, опасной ситуации, первоначально вызывающей шоковое состояние, а затем состояние резистентности – максимальной мобилизации усилий для выхода из этой ситуации. Различается стресс физиологический и психологический. Последний подразделяется на информационный (информационные перегрузки) и эмоциональный с тремя разновидностями реакций (импульсивной, тормозной и диффузной). Стресс может быть мобилизующим (австресс) и демобилизующим (дистресс).

Стыд – эмоция, возникающая у социализированной личности в результате несоответствия ее поведения социальным нормам, разделяемым самим индивидом; переживается как острое самообвинение. Стремление к избежанию этого состояния – мощный стимул к социально одобряемому поведению. Люди имеют разные пороги стыда – от повышенной стыдливости до бесстыдства, что обусловлено их ценностными ориентациями, уровнем самоконтроля, отношением к данному социальному окружению. Стыд – фундаментальная социальная эмоция – чувство лежащее в основе внутреннего социального самоконтроля личности.

studopedia.org