Невроз навязчивых состояний у ребенка лечение

Невроз навязчивых состояний у детей

Невроз навязчивых состояний также именуют обсессивным неврозом. Это психогенное заболевание, которое характеризуется чрезмерной мнительностью, боязливостью ребёнка, его нерешительностью. У малыша появляются навязчивые мысли и движения, которые он не в состоянии контролировать.

Причин, которые могут спровоцировать у ребёнка развитие невроза навязчивых состояний, достаточно много. В первую очередь, это генетическая предрасположенность. Такое невротическое состояние передаётся по наследству. Поэтому если кто-то из родителей близко знаком с подобным расстройством психики, вполне возможно, что данный тип невроза проявится и у малыша. Кроме генетической предрасположенности причинами развития этого невротического состояния могут быть:

  • плохая семейная атмосфера;
  • переутомление;
  • плохие отношения в школе;
  • информативная перегруженность;
  • психологическая травма у ребёнка (смерть близкого человека, развод родителей);
  • ошибки, допущенные мамой и папой в воспитании малыша;
  • заявленные к ребёнку изначально высокие родительские требования.
  • Многие по незнанию путают тики и навязчивые движения (последние являются явными и первостепенными признаками невроза навязчивых состояний). Тик — это непроизвольное мышечное сокращений, которое невозможно проконтролировать. Навязчивое движение — это движение, возникающее как реакция на психологический дискомфорт. Но такое движение можно остановить силой воли.

    Первые признаки невроза навязчивого состояния у детей таковы:

  • малыш начал грызть ногти,
  • он постоянно делает щелчки пальцами,
  • время от времени резко крутит головой,
  • кусает губы,
  • щипает себя,
  • переступает через трещины на асфальте,
  • обходит предметы только с какой-то одной стороны — например, только справа или только слева.
  • На самом деле признаки невроза навязчивых состояний можно перечислять бесконечно долго. Дело в том, что они индивидуальны в каждом конкретном случае. Движения, которые свидетельствуют о неврозе, постоянно повторяются, что может сильно раздражать окружающих.

    Кроме описанных выше признаков болезненное состояние может сопровождаться внезапно вспыхивающей истерией, бессонницей, отсутствием аппетита, повышенной плаксивостью и вялостью.

    Диагностика невроза навязчивых состояний

    Если родители заметили один или несколько из перечисленных выше признаков, они должны как можно скорее обратиться к специалисту за консультацией. Врач осмотрит малыша, побеседует с ним, в игровой форме проведёт специальный опрос, проанализирует нарисованные маленьким пациентом рисунки. Кроме того для постановки диагноза врачу понадобится побеседовать с родными малыша, изучить генетическую линию, чтобы понять, не является ли недуг наследственным.

    Осложнения

    Невроз навязчивых состояний опасен тяжёлым течением заболевания. А это может произойти в случае, если болезнь не выявить и не начать лечить вовремя. Результатом такой халатности родителей и врачей будут необратимые личностные изменения.

    Кроме того опасна и сама по себе симптоматика невроза навязчивых состояний:

    • если ребёнка, который грызёт ногти, не остановить, он может сгрызть ногтевую пластину до крови;
    • если ребёнка, который покусывает губы, не остановить, он может прокусить их насквозь;
    • если малыш крутит на одежде пуговицы, то он может запросто скрутить их все до единой (хотя по сравнению с перечисленными выше последствиями это совсем не так страшно).
    • Что можете сделать вы

      Мама и папа, предварительно проконсультировавшись с психотерапевтом и получив от него добро, могут попробовать вылечить малыша при помощи народных средств. Отзывы о некоторых подобных средствах весьма жизнеутверждающие. Наиболее эффективными считаются следующие рецепты:

    • настой, приготовленный из зёрен овса;
    • отвар пустырника / корня валерианы / мяты / календулы;
    • медовая вода, которую дают малышу перед сном;
    • успокаивающие ванночки.
    • Кроме того родители должны и могут:

    • работать над собственным поведением,
    • читать ребёнку на ночь сказки,
    • устраивать малышу танцевальную терапию (музыка позволит крохе выплеснуть всю накопившуюся в нём негативную энергию),
    • рисовать вместе с малышом,
    • готовить его любимую еду, чтобы порадовать ребёнка.
    • На правильном поведении родителей хотелось бы остановиться отдельно. Идеальными родителями быть сложно, однако к этому необходимо стремиться. Следующие рекомендации помогут в достижении поставленной цели:

    • не ругайте ребёнка за навязчивые, производимые им движения;
    • если малыш начал кусать губы или грызть ногти, тут же нужно начать с ним разговор о том, что его тревожит;
    • стоит уделять малышу как можно больше времени;
    • общение с телевизором и компьютером необходимо свести к минимуму и заменить его на игры с родителями, чтение сказок и прогулки на свежем воздухе.
    • Что может сделать врач

      Поведенческая терапия — основа назначаемого врачом лечения. Для того чтобы избавить ребёнка от невроза навязчивых состояний, врач будет сталкивать его с причиной его страхов.

      Если врач назначает лекарственную терапию, то он, скорее всего, выберет гомеопатию или отлично зарекомендовавшие себя народные средства.

      Профилактика

      Профилактика болезни должна иметь место в двух случаях:

    • если ребёнок поправился — для недопущения возвращения расстройства;
    • если ребёнок полностью здоров и всегда таковым был — для недопущения развития недуга.
    • В профилактических целях с самого рождения малыша родители должны уделять пристальное внимание воспитанию крохи. Важно привить ребёнку трудолюбие и настойчивость, любовь ко всему окружающему, бережное отношение к природе и умение бороться с трудностями.

      Главное в профилактике невроза навязчивых состояний — здоровая атмосфера в семье.

      detstrana.ru

      Как избавиться от синдрома навязчивых движений

      Синдром навязчивых состояний представляет собой расстройство психики, которое может проявиться как один раз, вследствие стресса, так и иметь хроническое течение. Если больной постоянно находится в стрессовых ситуациях, то болезнь может иметь прогрессирующее течение. По мнению специалистов, она является одной из разновидностей обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР).

      Для него свойственны компульсии, то есть навязчивые действия, которые больной постоянно повторяет, чтобы избавиться от тревожных мыслей, называемых обсессиями. Встречается такое расстройство психики преимущественно в юном возрасте от 10 до 30 лет. Именно поэтому при синдроме навязчивых движений у детей для лечения стараются не использовать медикаменты и ограничиться методами психотерапии. При грамотно составленной терапии можно избавиться от этого состояния, но важно не допустить его развитие в будущем.

      Синдром навязчивых движений у детей проявляется в разной степени интенсивности, но преимущественно следующими проявлениями:

    • Топотание ногой;
    • Прикусывание губ;
    • Мотание головой;
    • Шмыганье носом;
    • Наматывание волос на палец;
    • Дерганье мочки уха;
    • Обгрызание ногтей;
    • Потирание рук;
    • Сосание пальца.
    • Иногда ребенок не замечает, как постоянно чешет нос, затылок и т. д. Навязчивые движения у взрослых и детей в целом идентичны и их суть в постоянном повторении определенных действий, не имеющих смысла. Основная проблема диагностики заключается лишь в том, чтобы отличить проявление невроза от нервного тика. В первом случае малыш может остановиться если ему сказать об этом, а во втором движения непроизвольные, например, дерганье мышц, и он не может на них повлиять.

      Наряду с основными проявлениями невроза навязчивых состояний у детей, возможно возникновение и других вторичных признаков психического расстройства:

    • Слабый аппетит;
    • Капризное поведение;
    • Частые истерики;
    • Нарушенный ритм сна;
    • Навязчивые идеи;
    • Недержание мочи.
    • Обращают внимание на такие проявления преимущественно у детей школьного возраста. В раннем периоде, действия по типу сосания пальца не считаются за навязчивость, поэтому их не относят к патологическим отклонениям.

      Неприятна эта патология подросткам, так как они постепенно замечают ее развитие у себя и начинают переживать. На этом фоне ребенок ощущает себя ущербным и стесняется рассказать о своей болезни родителям. Поэтому в семье должна быть создана дружная и любящая атмосфера, чтобы дети всегда говорили о своих проблемах.

      Причиной невроза навязчивых движений у ребенка может быть не только свежая травма, но и пережитая много лет назад. Такое патологическое состояние часто возникает из-за навязчивых мыслей и переживаний, например, перед экзаменом или походом в не желаемое место.

      На ребенка влияет совокупность факторов. Они воздействуют на его психоэмоциональный фон и возникает перевозбуждение нервной системы. Невроз и является средством разрядки, так как при выполнении определенных действий малыш постепенно успокаивается.

      Всего существует несколько групп факторов способных повлиять на психику ребенка, а именно:

    • Биологические:
      • Патологии хронического характера;
      • Гипоксия плода;
      • Наследственность.
      • Психологические:
        • Индивидуальные особенности темперамента и характера;
        • Ситуации, травмирующие психику.
        • Социальные:
          • Проблемы с адаптацией в коллективе;
          • Ярко выраженная позиция родителей о не желанности ребенка;
          • Частые конфликты и неравноправное распределение ролей в семье;
          • Неправильное воспитание;
          • Развод родителей;
          • Недостаток материнского внимания.
          • По мнению специалистов, среди перечисленных факторов наиболее основным является неправильное воспитание ребенка. Излишняя требовательность родителей, чересчур суровые наказания и полное отсутствие контакта с малышом сильно перегружает слабую психику. Дети очень чувствительны к атмосфере в семье, а также к сказанным словам и поступкам. Поэтому у них часто возникают неврозы из-за совокупности незначительных факторов.

            Для примера, папы часто повторяют ошибки своих отцов. Бывает ситуации, когда они слишком требовательны к сыновьям и оскорбляют их. Особенно ужасно это проявляется на психике ребенка, если такой конфликт происходит на фоне его стараний. У него не получается доказать обратное и распаляется внутренний конфликт, так как его мнение не сходится с отцовским. Аналогично ведут себя некоторые мамы по отношению к своим дочерям. Такое отношение вызывает сильную психоэмоциональную перегрузку у детей, с которой они справляются благодаря навязчивым движениям.

            Иногда родители считают симптоматику свойственную неврозу за плохое поведение и наказывают ребенка. В такой ситуации проблема усугубляется. Навязчивые мысли начинают преследовать ребенка постоянно, поэтому количество и частота движений увеличивается. Если вместо наказания проявить заботу и проконсультироваться с психиатром, то устранить проблему можно за короткий промежуток времени.

            После начала лечения, симптомы болезни быстро самоустранятся.

            Курс терапии

            Родители должны знать, как избавить ребенка от навязчивых движений, чтобы иметь возможность облегчить состояние своих малышей. Сделать это нужно при выявлении первых подозрительных симптомов, так как терапия, начатая на раннем этапе, оказывает воздействие значительно быстрее, чем на запущенном. Для этого придется найти опытного психиатра или невролога.

            Чаще всего специалисты используют следующие методы лечения:

          • Песочная терапия;
          • Игровая терапия;
          • Двигательная терапия;
          • Арт-терапия;
          • Телесно-ориентированная терапия.
          • Все способы терапии ориентированы на снятие напряжения, но рекомендуется также пройти сеанс семейной психотерапии. Врач должен понять причину невроза, чтобы выяснить какие лечебные методы подойдут лучше всего. Заодно он сможет помочь наладить семейную атмосферу и посоветует родителям как лучше воспитывать ребенка.

            В тяжелых случаях лечить болезнь психотерапией рекомендуется совместно с приемом седативных препаратов.

            Специалисты составили список рекомендаций для родителей, чтобы они смогли адекватно отреагировать на невроз у ребенка и смогли ему помочь:

          • При выявлении признаков синдрома навязчивых движений необходимо показать малыша неврологу;
          • Симптомы невроза являются психическим расстройством, а не плохим поведением, поэтому не нужно за них ругать детей;
          • При возникновении признаков болезни в присутствии посторонних людей необходимо увести малыша или перевести их внимание на другую тему. Если начать оправдываться, то ребенок начнет стыдиться и его состояние ухудшится;
          • Реакция на приступ должна быть спокойная. Необходимо постараться переключить внимание малыша, например, попросить его что-то сделать;
          • Частые беседы с ребенком помогают ему расслабиться и открыться, поэтому контакт с детьми крайне важен;
          • Рекомендуется как можно чаще гулять с детьми на свежем воздухе, а также поощрять любое желание ребенка заниматься спортом, играть со сверстниками и т. д.
          • Синдром движений является психическим расстройством, которое проявляется в виде повторяющихся действий. У детей он возникает из-за различных причин, но преимущественно является следствием плохого воспитания и стрессовых ситуаций в семье и коллективе. Устранить такое патологическое отклонение можно, но для этого придется найти опытного психиатра и изменить свое отношение к ребенку. Он должен чувствовать тепло, заботу и любовь близких людей. Если выполнить все условия, то симптомы очень быстро исчезнут, и малыш перестанет ощущать чувство дискомфорта.

            nashinervy.ru

            Синдром навязчивых движений и состояний у детей

            Невроз навязчивых движений (синдром навязчивых движений, обсессивно-компульсивное расстройство) – одна из форм обсессивно-компульсивного расстройства, характеризующаяся непреодолимым стремлением пациента совершать стереотипные повторяющиеся действия.

            Симптомы навязчивого поведения у детей

            Эта форма ОКР у детей и подростков может проявляться следующим образом:

          • ребенок грызет ногти;
          • наматывает на палец волосы;
          • сосет палец;
          • потирает руки;
          • дергает мочку уха;
          • чешет затылок или кончик носа;
          • топает ногой;
          • кусает губы;
          • мотает головой;
          • шмыгает носом и др.
          • Действия могут быть самыми разнообразными и назвать их все сложно. Общее во всех этих проявлениях – их частые повторения.

            Важно отличать навязчивые действия от нервных тиков. Тик – это непроизвольное движение мышц; его нельзя остановить усилием воли, в то время как навязчивое движение ребенок может прекратить, если специально акцентировать на этом его внимание.

            Часто неврозу навязчивых движений сопутствуют другие симптомы, свидетельствующие о психологическом неблагополучии ребенка или подростка. Это могут быть необоснованные истерики, потеря аппетита, капризность, нарушения сна, энурез, навязчивые мысли.

            Развернутую клиническую картину невроза можно наблюдать у детей в возрасте старше 9 лет. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают навязчивые движения как что-то неестественное, поэтому столь распространенные у малышей дошкольного возраста сосание пальцев и обгрызание ногтей обычно не расценивают как симптомы невроза. Дети более старшего возраста и подростки переживают из-за своих «вредных привычек», их мучают мысли о своей ущербности, но освободиться от навязчивостей они не могут.

            Невроз не является психической болезнью, однако требует своевременного лечения.

            Причины возникновения навязчивых движений у детей

            Главная причина невроза – это психическая травма, но прямую связь между травмой и неврозом не всегда можно проследить. Синдром навязчивых движений у детей и подростков чаще является не непосредственной реакцией на травматичную ситуацию, а результатом ее длительной проработки и неспособностью адаптироваться к изменившимся условиям. В результате эмоционального перенапряжения в определенных отделах мозга возникает возбуждение. Ребенку необходимо как-то от него избавиться. Навязчивые действия как раз и являются такой разрядкой.

            Выделяют три группы факторов, которые могут спровоцировать обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков.

            Биологические факторы:

          • генетическая предрасположенность;
          • паталогии беременности и родов, приводящие к гипоксии плода
          • хронические болезни.

          Психологические факторы:

        • особенности темперамента ребенка или подростка;
        • особенности характера ребенка или подростка – неврозу наиболее подвержены робкие, эмоциональные, педантичные и легковнушаемые дети;
        • психотравмирующие ситуации.
        • Социальные причины:

        • нежеланность ребенка;
        • трудная адаптация к детскому саду (особенно в возрасте до 3 лет);
        • неправильное воспитание;
        • отделение ребенка раннего возраста от матери (вообще нежелательно отдавать в дошкольное учреждение ребенка в возрасте младше 3 лет);
        • распределение ролей в семье (исследования выявили, что невроз чаще возникает в семьях, где доминирующую позицию занимает мать, а отец как бы оттеснен на второй план);
        • конфликты в семье;
        • развод родителей.
        • Важно помнить! Основным фактором, способствующим, возникновению таких расстройств как невроз навязчивых движений и невроз навязчивых состояний у детей, является не характер и темперамент ребенка, не его болезненность, а ошибки воспитания и психологические проблемы родителей!

          Родительская требовательность и придирчивость, сверхтревожные мысли, постоянные разборки, жестокие наказания за поведение, расцениваемое родителями как плохое, приводят в колоссальное возбуждение неокрепшую детскую психику. А ранимость и эмоциональность ребенка становятся лишь благодатной почвой, в которой замечательно «приживаются» ростки невроза.

          Пример: отец недоволен недостаточной мужественностью своего сына-подростка. Он называет его «тюфяком», «тряпкой». Сын не согласен с обвинениями отца, он не считает себя таким уж «слюнтяем» и пытается доказать это отцу. Однако отец в упор не замечает успехов сына. У подростка формируется внутренний конфликт: его собственные мысли о себе и мысли о нем отца вступают в явное противоречие. В результате возникает сильное напряжение, от которого он может попытаться избавиться с помощью навязчивых движений.

          Часто родители усугубляют ситуацию, относясь к симптомам невроза как к плохому поведению, желанию ребенка привлечь к себе внимание.

          Следует отметить, что синдром навязчивых движений у детей является обратимым расстройством нервной системы. Часто при устранении психотравмирующей ситуации и нормализации отношений в семье его симптомы исчезают совсем.

          Лечение ОКР у детей

          Обсессивно-компульсивное расстройство у детей необходимо начать лечить как можно раньше. Лечением может заниматься только квалифицированный врач-психотерапевт, психиатр или невролог.

          Основной метод лечения – психотерапия. Хорошо зарекомендовали себя такие ее методы, как:

        • арт-терапия;
        • песочная терапия;
        • телесно-ориентированная терапия;
        • игровая терапия;
        • танцевально-двигательная терапия и др.
        • Очень важно также семейное консультирование родителей, так как без установления причины невроза и нормализации атмосферы в семье лечение будет малоэффективным.

          В качестве дополнительных средств лечения врач может прописать седативные либо тонизирующие лекарственные препараты (здесь очень важно правильно подобрать дозу). В особо запущенных случаях врач может назначить сеансы гипноза.

          Рекомендации родителям

        • Если вы заметили у вашего ребенка симптомы невроза навязчивых движений, обратитесь за первичной консультацией к неврологу, медицинскому психологу или врачу-психотерапевту.
        • Не относитесь к симптомам невроза как к плохому поведению: не наказывайте и не критикуйте ребенка за них.
        • Если невроз проявляется в присутствии других людей, не оправдывайтесь перед ними, не отягащайте состояние ребенка чувством стыда и вины, не провоцируйте у него мысли о своей неполноценности.
        • Реагируйте на навязчивые движения спокойно, но старайтесь переключить внимание ребенка на какие-то другие действия: например, предложите ему сделать какую-то поделку или попросите принести вам что-нибудь.
        • Почаще беседуйте с ребенком, пытайтесь понять его внутренний мир, побуждайте озвучивать свои мысли.
        • Проводите как можно больше времени с ребенком на свежем воздухе, поощряйте общение со сверстниками и подвижные игры.
        • Помните, что невроз навязчивых движений – это ваша общая проблема с ребенком. Возможно, что-то не ладится в ваших с ним отношениях, или между членами вашей семьи существуют явные или неявные конфликты. В любом случае, чтобы выявить причины расстройства и решить проблему необходимо, обратиться к грамотному специалисту. Вместе с тем уясните: никакое лечение не поможет вашему ребенку, если вы не создадите психологически благоприятный климат в семье.
        • vseostresse.ru

          Что такое невроз навязчивых движений и состояний у детей

          Ритм современной жизни очень динамичен, а поток информации настолько бурный, что и взрослые, и дети часто пребывают в состоянии хронического стресса.

          Детям приходится труднее – их психика еще не окрепла настолько, чтобы без последствий справиться с влиянием тревожащих отрицательных факторов.

          Как средство защиты, возникает невроз навязчивых состояний у ребенка и невроз навязчивых движений, как одна из его составляющих. Другими проявлениями такого расстройства могут быть страхи и навязчивые мысли.

        • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
        • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
        • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
        • Здоровья Вам и Вашим близким!
        • Невроз навязчивых движений, или обсессивно-компульсивное расстройство – систематическое непроизвольное выполнение человеком определенных действий.

          Ребенок или взрослый воспринимает их добровольными, однако подобные движения производятся не по собственной воле, а как безотчетные защитные действия для ослабления внутренней тревоги при навязчивом состоянии.

          Сложность в том, что тревожащие мысли при выполнении ритуальных навязчивых движений отступают ненадолго, чтобы потом вернуться с еще большей настойчивостью, провоцируя новые навязчивости.

          Возникает замкнутый круг: человек с таким расстройством повторяет ставшие привычными движения снова и снова, при каждой ошибке, вызвавшей напряжение, и навязчивые состояния становятся все более частыми.

          Лечение невроза навязчивых движений у детей невозможно без правильного определения причин расстройства, которые устанавливаются при тщательном обследовании ребенка.

          Выделяют 3 основных группы факторов возникновения и развития неврозов навязчивых состояний у детей:

        • Недостаточная слаженность функций нервной системы, процессов торможения и возбуждения, особенности природного темперамента ребенка и соответствующий темп его деятельности. Попытки родителей «идти против природы» приводят к высокому психоэмоциональному напряжению у детей.
        • К примеру, ребенку-холерику противопоказаны множественные табу и ограничения, препятствующие двигательной активности, яркому и свободному проявлению чувств и эмоций. В условиях неоправданно жестких «рамок» его активность становится еще более бурной, «взрываясь» внешними проявлениями гиперактивности.
        • С ребенком-флегматиком проблему могут вызвать насильственные попытки ближайшего окружения ускорить темп его действий. Эффект при этом возникает противоположный ожидаемому – ребенок не только «тормозит» еще сильнее, но и становится зажатым, упрямым, замкнутым.
        • Ситуации, сопровождавшиеся сильным испугом, или любые другие обстоятельства, травмировавшие психику ребенка.
          • нежеланность рождения, несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
          • отсутствие или недостаточный объем эмоциональных связей с матерью, ее холодность, нестабильные проявления характера, быстрая смена настроений;
          • затрудненный контакт с отцом, который много работает или сознательно сдерживает эмоции;
          • раннее прерывание матерью декретного отпуска и выход на работу с перепоручением ухода за ребенком бабушке или няне;
          • стремление матери иметь ребенка, соответствующего всем ожиданиям общества, ее чрезмерная обеспокоенность о соблюдении социальных норм, жесткая принципиальность, требовательность в выполнении правил поведения и общения с окружающими, отсутствие гибкости;
          • трудности адаптации при начале посещения детсада, особенно в возрасте до 3 лет;
          • стрессы при переездах, перемене обстановки, привычного уклада и окружения – например, при продолжительной болезни и пребывании в больнице без матери, поездках на лето к деревенским родственникам или в оздоровительный, спортивный или языковой лагерь для детей;
          • конфликтные ситуации, ссоры в семье;
          • Невроз навязчивых движений у детей дошкольного возраста и младших школьников может проявляться:

          • не проходящими в течение долгого времени тиками: двигательными – наморщивание кожи на лбу, частые моргания, подергивание одним или обоими плечами, повороты шеи, постукивание ладонью по столу, бедру или колену, притопывания, и респираторными – покашливание, втягивание носом воздуха, «хмыканье»;
          • машинально выполняемыми действиями – обгрызание ногтей и кожи вокруг них, покусывания пальцев, ковырянье в носу, посасывание воротничка или манжета, кручение пуговиц и других предметов, наматывание на палец пряди волос, выщипывание ресниц и бровей и тому подобные неприятные движения.
          • замкнутых пространств;
          • грязи и микробов;
          • воды;
          • высоты;
          • темноты;
          • предметов, которые могут поранить – острых, горячих.
          • У подростков при неврозе навязчивых состояний наблюдаются те же симптомы, но преобладают тики и навязчивые страхи – устных ответов в классе и публичных выступлений, общения с незнакомыми людьми, удушения пищей при еде, внезапных болезней и смерти и другие.

            Могут ли родители сами вылечить детский школьный неврозо или нужна помощь врача? Читайте об этом по ссылке.

            Возникает заболевание чаще всего у 5-9-летних детей.

            Лечение невроза навязчивых движений у детей

            Невротическое расстройство с навязчивыми движениями у детей достаточно легко корректируется, но проблема решается не одним назначением медикаментов, а комплексно – сочетанием лекарственной и поведенческой терапии. Цель лечения – уменьшение патологических проявлений или полное избавление от них.

            При возникновении навязчивых движений у ребенка в первую очередь нужно получить консультацию детского невролога и психиатра.

            Если расстройство возникло вследствие разбалансированности нервной системы, ее повышенной возбудимости, то в некоторых случаях потребуется использование фармакологических препаратов, а также средств народной медицины и гомеопатии.

            Такое лечение должно быть краткосрочным: его основная цель – облегчение состояния ребенка в остром периоде болезни.

            Базовыми методами в лечении неврозов навязчивых состояний являются психотерапевтические – поведенческая терапия, применяемая детскими психологами. Ее особенности:

          • В основе лежит создание ситуаций, когда ребенок под контролем специалиста непосредственно сталкивается с чем-то пугающим, чтобы снять тревогу и отсрочить момент обострения заболевания.
          • Для избавления от потребности в совершении навязчивых движений специалисты систематически и последовательно обучают ребенка с навязчивостями адекватному выражению эмоций, умению «гасить» внутреннюю тревогу, уместным способам проявления агрессии.
          • Иногда дети с неврозом навязчивых состояний просто «не помнят», как в норме следует выполнять какое-либо действие. В этом случае полезно общение: наглядный пример ровесников, родителей, учителей помогает адекватно воспринимать ситуации и выбирать необходимые формы поведения.
          • Обязательная составляющая психотерапевтической работы – взаимодействие с родителями для выявления и устранения источника тревожности у ребенка, оздоровления психологического климата в семье, коррекции методов воспитания. Совместные усилия специалистов и родителей успешно помогают детям преодолеть трудный период и полностью избавиться от симптомов заболевания.
          • Не следует перекладывать всю ответственность на профессионалов – родителям тоже нужно приложить усилия, чтобы быстрее справиться с навязчивостями у ребенка.

            Важно также проинформировать об особенностях здоровья и возможных поведенческих проявлениях ребенка школьных учителей или воспитателей в садике, чтобы избежать негативных замечаний в его адрес и поддразниваний ровесников.

            При появлении тревожных симптомов оттягивать с лечением нельзя – если невроз навязчивостей не вылечить вовремя, он переходит в хроническое состояние и корректируется гораздо сложнее.

            Профилактические действия для избежания невротизации необходимо проводить и с детьми, вылечившимися от невроза, — для дальнейшего восстановления, и с абсолютно здоровыми – для предупреждения патологии.

            Источником невроза у детей часто являются психологические травмы, которые потом теряются в глубинах подсознания и дети даже не помнят о них, но проблема остается и приводит к навязчивым состояниям.

            Поэтому нужно с особой внимательностью отследить травмирующие факторы, и постараться не допускать их влияния на еще не сформировавшуюся детскую психику.

            Чтобы научить ребенка без ущерба справляться со стрессом в сложных ситуациях, родителям нужно развивать и воспитывать его с рождения, прививая умения и навыки:

          • преодоления трудностей и опасностей;
          • выдержки и терпения;
          • настойчивости и трудолюбия.
          • Уже в раннем детстве малыша следует приучать к опрятности и аккуратности, выполнению гигиенических правил, систематическим занятиям физкультурой и спортом.

            Психологические нюансы профилактики:

            1. Похвала – тонкий инструмент воспитания, необходимо использовать его взвешенно и адекватно достижениям ребенка. Недопустимы как чрезмерная восторженность, и, как следствие, постоянное ожидание ребенком восторгов от окружающих, неуверенность и обиды в случае отсутствия похвал, так и отсутствие реакции или принижение успехов ребенка.
            2. Нельзя постоянно дергать детей, напоминая об их недостатках, и требовать безупречного послушания – так ребенок станет ведомым, замкнутым и безынициативным, напряженно ожидающим подсказок и замечаний от взрослых.
            3. Запреты и ограничения следует использовать в случае реальной потребности в их введении и с обязательным объяснением ребенку причин и необходимости таких мер.
            4. Крайне важный момент – своевременное установление и поддержание близкого эмоционального контакта с ребенком, создание доверительных отношений с ним. Возможность в любое время обратиться к родителям с мучающим вопросом, от трудностей в выполнении домашнего задания до сложностей первой влюбленности, даст возможность разрешить его до возникновения глубоких проблем и не допустить продолжительного стресса и ушедших «вглубь» негативных эмоций.
            5. Симптомы и признаки невроза глотки описаны в другой статье.

              Отсюда вы узнаете основные признаки и симптомы булимического невроза.

              Помните: первоосновой и залогом здоровой психики у детей является эмоциональное благополучие, доброжелательная обстановка и атмосфера в семье.

              nerv.hvatit-bolet.ru